Аягоз (город)
Содержание:
История
Название
Современное название города происходит от названия протекающей через него реки Аягоз. Название реки, по мнению учёных, происходит от тюркского родоплеменного наименования ай и древнетюркского угуз «река», то есть «река рода ай»; согласно популярной народной этимологии название реки и города происходит от тюркского ая — «красивый» и гөз/коз — «глаза».
Постановлением главы Семипалатинской областной администрации от 1 сентября 1994 г. изменена транскрипция г. Аягуз на г. Аягоз.
Первые упоминания
Первые упоминания относятся к XVI—XVII векам, считается, что в этом регионе жили «казахские Ромео и Джульетта» — «Козы Корпеш — Баян сулу».
После 1860 года был сельским населённым пунктом и носил название Сергиополь, Сергиопольская станица Лепсинского уезда сначала Семипалатинской, потом Семиреченской области. Ныне на месте Сергиополя располагается пригородное село, ранее именовавшееся Сергиополь, а в период независимости Казахстана переименованное в Мамырсу. Современный город возник рядом с этим селом в 1931 году в качестве пристанционного посёлка, в связи со строительством Туркестано-Сибирской железной дороги, в 1939 году он получил статус города и название Аягуз, которое сохранял до распада Советского Союза, затем уже в независимом Казахстане официально был переименован в Аягоз (транслитерация казахского названия «Аягөз»).
Советский период
Проложенная железная дорога дала старт бурному развитию города. В городе был построен телеграф, первые школы, население постепенно стало увеличиваться; поводом для этого стала всё та же железная дорога: строительство предприятий, обслуживающих паровозы и тепловозы, обеспечивало людей постоянными рабочими местами, и в город прибывала молодёжь из близлежащих аулов и посёлков. Создавались условия для современного города: был открыт известный во всём СССР «Аягузский мясокомбинат», за ним и маслозавод и шерстопрядильная фабрика, на заводы и фабрики доставлялось сырьё из близлежащих аулов и посёлков. Половина этой продукции вывозилась в другие регионы СССР. Затем построен пимокатный завод по производству валенок (валенки к востоку от Урала именуются «пимы»), завод железобетонных изделий, пивзавод. Позднее в городе размещён крупный военный гарнизон. С 1970-х годов город достиг пика своего развития, в Аягузе началось активное строительство, был разработан генеральный план развития города, однако реализации планов помешал развал Советского Союза.
Население и состав
По состоянию на 1 октября 2010 года на территории городской администрации проживало 38 155 человек, в том числе собственно города — 37 593 человека.
Национальный состав (на 1 января 2010 года):
- другие — 262 чел. (0,71 %)
- уйгуры — 128 чел. (0,35 %)
- русские — 1 715 чел. (4,68 %)
- татары — 387 чел. (1,06 %)
- немцы — 66 чел. (0,18 %)
- казахи — 34 113 чел. (93,02 %)
- Всего — 36 671 чел. (100,00 %)
28 мая 2004 года в Аягузском роддоме родился один из 760 детей, каждый из которых равноправно считается вероятным кандидатом на то, чтобы быть 15-миллионным жителем Казахстана.
Год | 1969 | 1989 | 1999 | 2004 | 2010 |
Население | 37 800 | 41 400 | 41 500 | 34 400 | 38 155 |
Аягоз, Казахстан
Сейчас 23:42
−0.8ОблачноОщущается: −6.6 °CОсадки: 0 ммДавление: 760 ммВлажность: 75%Ветер: 4.3 м/с, ЮЮЗ
00:00
−0.8ОблачноОщущается: −6.6 °CОсадки: 0 ммДавление: 760 ммВлажность: 74%Ветер: 4.4 м/с, ЮЮЗ
01:00
−0.9ОблачноОщущается: −6.5 °CОсадки: 0 ммДавление: 760 ммВлажность: 75%Ветер: 4.1 м/с, ЮЮЗ
02:00
−1.2ОблачноОщущается: −6.5 °CОсадки: 0 ммДавление: 760 ммВлажность: 76%Ветер: 3.6 м/с, ЮЗ
- 3 дня
- 7 дней
- 10 дней
- Почасовая
Погода на 10 дней
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −1+1 | Облачно | −7 | 760 | 85 | 6.6 ЮЮЗ | ||
Утро | −2 | Облачно | −7 | 1 | 761 | 81 | 5.8 ЮЮЗ | |
День | −1+1 | Облачно | −5 | 1 | 761 | 82 | 4.6 ЮЮЗ | |
Вечер | −4−2 | Облачно | −8 | 761 | 79 | 4.3 ЮЮЗ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −2 | Переменная облачность | −6 | 759 | 75 | 4.4 ЮЮЗ | ||
Утро | +2+4 | Переменная облачность | −4 | 1 | 757 | 68 | 6.8 Ю | |
День | +4+6 | Облачно | −3 | 1 | 755 | 62 | 8.6 Ю | |
Вечер | +3+5 | Слабый дождь | −5 | 0.6 | 753 | 69 | 9.9 Ю |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −1+1 | Сильный снег | −8 | 11.8 | 756 | 90 | 9.2 ЮЮЗ | ||
Утро | −9−7 | Снег | −15 | 1 | 0.5 | 765 | 84 | 6.6 С | |
День | −12−10 | Облачно | −17 | 1 | 770 | 81 | 4.9 ССВ | ||
Вечер | −16−14 | Переменная облачность | −21 | 774 | 82 | 3.3 СВ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −22−20 | Ясно | −26 | 777 | 82 | 3.1 ВСВ | ||
Утро | −18−16 | Ясно | −23 | 1 | 779 | 65 | 2.8 ЮЮВ | |
День | −12−10 | Ясно | −16 | 1 | 780 | 66 | 2.3 ЮЮЗ | |
Вечер | −15−13 | Малооблачно | −21 | нд | 779 | 66 | 3.3 Ю |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −15−13 | Малооблачно | −18 | нд | 778 | 47 | 1.3 В | |
Утро | −21−19 | Ясно | −25 | нд | 775 | 69 | 2.7 ВСВ | |
День | −10−8 | Ясно | −14 | нд | 774 | 71 | 2.5 СВ | |
Вечер | −10−8 | Ясно | −16 | нд | 773 | 72 | 4.3 ВСВ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −10−8 | Ясно | −15 | нд | 771 | 65 | 4.7 ВСВ | |
Утро | −9−7 | Ясно | −15 | нд | 769 | 64 | 5.6 ВСВ | |
День | −7−5 | Ясно | −11 | нд | 767 | 72 | 2.6 СВ | |
Вечер | −14−12 | Ясно | −19 | нд | 766 | 85 | 2.4 СВ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −15−13 | Ясно | −20 | нд | 766 | 62 | 3.0 ВСВ | |
Утро | −18−16 | Ясно | −22 | нд | 766 | 67 | 2.5 ВСВ | |
День | −7−5 | Переменная облачность | −10 | нд | 767 | 49 | 0.9 ССВ | |
Вечер | −13−11 | Переменная облачность | −17 | нд | 766 | 72 | 2.1 В |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −16−14 | Переменная облачность | −21 | нд | 766 | 63 | 2.8 ВСВ | |
Утро | −16−14 | Переменная облачность | −20 | нд | 764 | 71 | 2.6 ВСВ | |
День | −8−6 | Переменная облачность | −11 | нд | 764 | 71 | 1.7 ССВ | |
Вечер | −11−9 | Переменная облачность | −16 | нд | 763 | 83 | 2.8 СВ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −16−14 | Ясно | −20 | нд | 762 | 77 | 2.1 СВ | |
Утро | −18−16 | Ясно | −23 | нд | 762 | 74 | 2.9 СВ | |
День | −7−5 | Ясно | −11 | нд | 762 | 67 | 1.5 СВ | |
Вечер | −13−11 | Ясно | −17 | нд | 761 | 80 | 2.5 СВ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −14−12 | Ясно | −19 | нд | 760 | 74 | 3.4 ВСВ | |
Утро | −13−11 | Ясно | −18 | нд | 760 | 75 | 3.0 СВ | |
День | −5−3 | Переменная облачность | −8 | нд | 759 | 74 | 1.6 ССВ | |
Вечер | −1+2 | Облачно | −4 | нд | 761 | 66 | 2.4 ЗЮЗ |
- 3 дня
- 7 дней
- 10 дней
- Почасовая
Восточно-Казахстанская область, Казахстан
- Риддер
- Шаравка
- Аягоз
- Жиланды
- Алтай
- Зыряновск
- Бекет
- Маканчи
- Шемонаиха
- Урджар
- Уржар
- Зайсан
- Курчатов
- Тополька
- Жезкент
- Калбатау
- Глубокое
- Поле Чудес
- Белоусовка
- Серебрянск
О прогнозе
На нашем сайте Вы всегда сможете найти точный прогноз погоды на 3 дня, долгосрочный прогноз на 10 дней, а так же подробный почасовой прогноз погоды. Точность прогноза погоды на 3 дня составляет 80-90%. Данные предоставлены компаниями NOAA, ECMWF, OpenWeatherMap. Любое использование данных с этого сайта означает полное принятие Вами условий пользовательского соглашения.
Телекоммуникации
Базовая станция EDGE в городе Аягоз
В городе передачу данных предоставляют компании АО Казахтелеком и ТОО Семей ТрансТелеком. Междугородним кодом города Аягоз является «8(72237)ххххх». Интернет услуги также предоставляет компания АО «Казахтелеком» под брендом «MegaLine». Отдел компании АО Казахтелеком расположен в здании KazПочта.
Город Аягоз покрывают 3 оператора мобильной связи: «GSM Kazakhstan»; «ТОО Кар-Тел»; «Mobile Telecom Service».GSM Kazakhstan и MobileTelekomService предоставляют своим пользователям услуги беспроводной и высокоскоростной передачи данных «EDGE» (до 240 кбит/с, а Кар-Тел предоставляет услуги «GPRS». GSM Kazakhstan-49 % Кар-Тел-41 %, MTS-10 % пользуются услугами от общего числа пользователей услугами мобильной связи города.
Краткое описание
На обоих берегах реки Аягоз в восточной части Казахстана лежит город Аягуз, который является центром одноимённого района Восточно-Казахстанской области. На его территории расположена развилка автомобильных дорог республиканского значения: Караганда — Аягоз — Богаз и Алма-Ата — Усть-Каменогорск. В городе находятся несколько военных гарнизонов, а также дислоцированы ракетные войска противовоздушной обороны страны.
Территория города размещена на юго-восточных степных землях Сарыарка и на юге Восточно-Казахстанской области. Аягуз находится в полупустынной природной зоне. Самая высокая точка расположена на окраине города, а самая низкая — под железнодорожным мостом в месте уреза воды реки Аягоз.
Основание города относится к 1831 году. До 1860 года он являлся окружным и был наименован по названию реки, протекающей через его территорию. В последствии был преобразован в сельское поселение Сергиополь. Затем в Сергиопольскую станицу, которая входила в Лепсинский уезд Семипалатинской, а затем Семиреченской области.
В настоящее время на месте Сергиополя лежит пригородное небольшое село, которое во времена независимости Казахстана именовалось Мамарсу. Современный город был образован в 1931 году поблизости этого села как пристанционный посёлок в период прокладки Туркестано-Сибирской железной дороги. В 1939 году он был преобразован в город и получил новое название Аягоз, которое носил до распада Советского Союза в 1991 году.
Пика экономического развития город получил после ввода в эксплуатацию железной дороги в 70-е года 20-го столетия. В Аягузе за относительно короткий период были построены и введены в эксплуатацию новые здания и сооружения. Среди них были: телеграф, школы, предприятия. Число населения стало резко расти за счёт приезжих с других районов и областей на новое место жительство.
В те времена сдали в эксплуатацию мясокомбинат, маслозавод, шерстопрядильную фабрику. Сырьё для фабрик и заводов доставлялось с близлежащих посёлков и аулов. Часть произведённой продукции поставлялась в другие области Советского Союза. Немного позже были построены и введены в эксплуатацию заводы по производству пива, валенок и железобетонных изделий. Со временем в городе разместили военный гарнизон. Осуществлению дальнейшего плана развития экономики в Аягузе помешал распад Союза.
В современном городе расположены многочисленные культурные организации, в частности театры «Баршатас» и «Улагат», драматический коллектив «Козы Корпеш Баян сулу», ансамбль песни и танца «Баян сулу», клуб «Жадыра», танцевальный коллектив «Байшешек», оркестр казахских народных инструментов «Шубартау сазы», ансамбль песни и танца «Булбул».
4. Транспорт
Вид на железнодорожный узел
Раннее утро на станции Аягуз
Информер при выезде из города на трассе А-3
Аягуз — важный автомобильный, железнодорожный и воздушный узел в Казахстане.
Через реку Аягуз проходят 3 моста: 1 железнодорожный, 2 автомобильных (один из них называется «новый»).
4.1. Автомобильные дороги
Город расположен на развилке дорог республиканского значения: С юга на север проходит трасса А-350 Алматы — Усть-Каменогорск, а с запада на восток — трасса А-345 Караганда — Аягуз — Богаз. Через город ежедневно проезжают тысячи автомобилей. При выезде на развилку трасс расположен пост ГАИ Рубеж-Наркотики Аягуз, это связано с тем, что эта трасса связывает Россию и страны Центральной Азии и Китай. Город связан автобусным сообщением с другими областями Казахстана (Павлодарской, Алматинской) и городами Алматы, Усть-Каменогорск, Семей, Павлодар, а также посёлками и районами Восточно-Казахстанской области. Городской транспорт представлен автобусами, в городе всего 14 маршрутных автобусов. Они объезжают весь город с одной окраины в другую. Все они в подчинении ТОО «Автобусный парк».
Расстояние от Аягуза до крупных городов (по автодорогам) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Семипалатинск ~ 360 кмПавлодар ~ 670 кмОмск ~ 1085 км | Усть-Каменогорск ~ 310 км | |||||||
Астана ~ 920 кмТемиртау ~ 750 кмКараганда ~ 698 км | Зайсан ~ 490 кмУрумчи ~ 789 км | |||||||
Талдыкорган ~ 530 кмАлма-Ата ~ 744 кмБишкек ~ 960 км |
4.2. Железная дорога
В городе расположена крупная железнодорожная станция на узле магистрали Турксиб. В городе расположено 2 крупных локомотивных депо, в котороых ремонтируют локомотивы, железнодорожные предприятия: «Аягуз-ТемиржолЖылу», «Аягуз-ТемиржолСу», «Жолбарыс», ВЧ-24 и другие. Имеется железнодорожное сообщение по направлениям: Семей—Кызылорда, Алма-Ата—Защита, Алма-Ата—Усть-Каменогорск (через ветку Шар—Усть-Каменогорск), Семей—Караганды (через ст. Актогай), Алма-Ата—Павлодар, Новосибирск—Алма-Ата, Новокузнецк—Бишкек, Ташкент—Новосибирск.
4.3. Воздушный транспорт
Рядом с городом Аягуз в Восточно-Казахстанской области расположен опорный навигационный пункт республиканского государственного предприятия «Казаэронавигация». Теперь, когда завершена его реконструкция, здесь, в точке пересечения нескольких международных воздушных трасс, работают самые современные средства радиолокационного наблюдения, навигации и связи. Всего в Казахстане 72 воздушных коридора, и только один, китайский, дает четвертую часть дохода отечественных навигаторов: весь авиатранзит «Европа — Юго-Восточная Азия» идет по этому маршруту. По словам генерального директора РГП «Казаэронавигация» Сергея Кульназарова, новое здание навигационного пункта «Аягуз» оснащено самым современным радиолокатором, позволяющим «смотреть» вокруг на 400 километров. Кстати, китайские службы аэронавигации на своих участках такого оборудования не имеют. Около здания пункта установлен высокочастотный радиомаяк, удовлетворяющий запросы отечественных и иностранных авиакомпаний. Создан целый комплекс авиасвязи с новейшим цифровым узлом телекоммуникаций, который осуществляет передачу информации между экипажами самолетов и диспетчерскими пунктами Астаны, Алматы и Семея. Кроме того, на специально построенной вышке высотой 80 метров установлена антенна, обеспечивающая высокое качество радиосвязи до государственной границы и далее. В случае сбоя электроэнергии включат два дизель-генератора. Аэропорт расположен на окраине города: Аэродром Аягуз 2 класса, способен принимать воздушные суда Ту-134, Ту-154, Ан-12, Як-42 и более лёгкие (а также вертолёты всех типов).
Вид города
Вид города
«Авиавласти Казахстана с 1 мая приостанавливают работу аэропорта Аягуз АО „Семейавиа“ в Восточно-Казахстанской области.
„По результатам рассмотрения представления Юго-Восточной региональной транспортной прокуратуры комитетом гражданской авиации министерства транспорта и коммуникации Республики Казахстан принято решение о приостановлении эксплуатации аэродрома Аягуз с 1 мая 2008 года“, — говорится в сообщении Генеральной прокуратуры.
Согласно сообщению, структурное подразделение Юго-Восточной региональной транспортной прокуратуры в ходе проверки деятельности аэродрома Аягуз установило факты несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым при сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники и годности аэродрома.» В ближайшее время работа аэропорта может быть возобновлена.