Чем живет малая родина олимпийского чемпиона серика сапиева

Сочинения (основные издания)

  • Первый сборник «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева» (под ред. Какитая Искакова) — Санкт-Петербург, 1909; Казань, 1922; Ташкент, 1922.
  • «Абай Кунанбайұлы толық жинақ» (полное собрание стихов под ред. М. Ауэзова), Кызыл-Орда, 1933.
  • Кунанбаев А. Лирика и поэмы / Под ред. Соболева, предисл. М. Ауэзова, Москва, Гослитиздат, 1940.
  • Абай Кунанбаев. Избранное. Пер. с каз. под ред. Л. Соболева. Алма-Ата, Худ. лит., 1945.
  • Абай Кунанбаев. Собрание сочинений (в одном томе), Москва, 1954.
  • Құнанбаев А. Шығармаларының толық жинағы (екі томдық) — Алматы, 1954 (преизд. 1968, 1986, 2002).
  • Абай. «Слова назидания» (Кара соз). (Пер. с каз. С. Санбаева), Алматы, Жалын, 1979, 1982.
  • Абай. «Книга слов» (на китайском языке), Пекин, 1995.
  • Құнанбаев А. «Книга слов» (Қара сөз). (Пер. с каз. Р. Сейсенбаева), Семипалатинск, 2001.
  • «Двадцать стихотворений Абая» (все известные их переводы, сост. и пер. М. Адибаев), Алматы, 2005.
  • Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»), Москва, Русский раритет, 2006.
  • Abai. Zwanzig Gedichte («Двадцать стихотворений» под ред. Г. Бельгера), Koln, Onelverlag, 2007.

Биография

Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Семипалатинского уезда Западно-Сибирского генерал-губернаторства (с 1845 года Семипалатинская область) (по нынешнему административному делению вАбайском районе Восточно-Казахстанской области) в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.

Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы вСемипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам создаёт свои первые взрослые стихотворения. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.

На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои,Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова,Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.

Характерна история стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып» («Горы дремлют в тёмной ночи»), ставшего народной песней. Гёте написал «Wanderers Nachtlied» («Ночную песню странника»), Лермонтов переложил её на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной…»), а спустя ещё полвека Абай Кунанбаев передал её содержание на казахском языке.

Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Впоследствии его примеру последовал Турар Рыскулов.

Некоторое время Абай работал волостным упра­вителем.

По утверждениям советских литературоведов, Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал «против рабского положения женщины» и, как повторено в его парадных советских биографиях, «против социального зла и невежества». Советские литературоведческие источники, повторяя эту фразу, иногда ссылаются в её подтверждение на стихотворения «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889) и «Кулембаю» (1888). Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии; новаторский характер носят стихи, посвящённые временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое). Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» противопоставлены разум в лице Аристотеля и алчность завоевателя в лице Александра Македонского.

В истории казахской литературы Абай занял почётное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввёл новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.

Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»).

Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», перевод Марии Петровых) стала народной:

Абай Кунанбаев оказал большое влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу и даже духовного вождя возрождения казахской нации. Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» — некролог казахского народного поэта была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.

В 1914 году тюрколог В. В. Гордлевский выбрал в качестве видных представителей казахской литературы Абая Кунанбаева и Миржакипа Дулатова для публикации их текстов в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского.

Другие произведения Абая Кунанбаева

Кроме «Слов назидания», из-под пера классика вышло 170 стихотворений. Из них наиболее известны четыре произведения, посвященные сезонам года, «Кулембаю», «Управитель начальству рад», любовная лирика «Ты – зрачок очей моих» и другие. На творчество Кунанбаева оказали влияние и великие мастера словесности Востока.

Абай восхищался произведениями Алишера Навои, Фирдоуси, Ибн Сины, Физули, Низами и других. Их мотивы он вплетал в свое творчество. Например, излюбленная на Востоке тема Александра Македонского была интерпретирована Абаем Кунанбаевым в его поэме «Искандер». Но в ней автор вовсе не восхищается великим завоевателем античности, а противопоставляет ему просветителя и мудреца Аристотеля.

Также известны такие поэмы Кунанбаева, как «Сказание об Азиме» и «Масгуд». Абай сделал более пятидесяти переводов на казахский язык произведений русских и европейских поэтов. Этот вклад нельзя переоценить. Ведь таким образом классик приблизил свой народ к сокровищнице мировой культуры. А Европа узнала о Казахстане.

Памятник Абаю в Алматы

О том, что городу нужен памятник Абаю, в Алматы стали говорить еще до войны. Выбирали место и даже проводили конкурс творческих работ. В начале 50-х годов в Алматы был объявлен конкурс на создание памятника — в 1954-м страна готовилась отмечать 50-летие со дня смерти поэта. Но потом план переиграли и решили подгадать к 1960 году, к 115-летию со дня рождения поэта. Среди многих претендентов, включая представителей Москвы и Ленинграда, самым удачливым оказался казахстанский скульптор Хакимжан Наурызбаев — ему и выпало право работать над памятником.

Все понимали, что это должен быть масштабный величественный монумент, Наурызбаев именно такой и планировал — высота памятника должна была составить почти 14 метров. Это сразу стало проблемой: никто не знал, где найти мастерские, в которых можно было бы сделать памятник такой высоты.


Памятник Абаю Кунанбаеву в Алматы / фото: wikipedia.org

Перед тем как приступить к работе, скульптор ездил на родину Абая, встречался с местными аксакалами, а консультировал художника лично писатель Мухтар Ауэзов, автор книги «Путь Абая». Писатель почти каждый день заглядывал в механические мастерские, и когда видел работу в тесном тамбуре, ему казалось, что всё идет нормально. Но когда памятник был завершен, его вынесли во двор, и Ауэзов увидел его при дневном свете, он остался недоволен и раскритиковал всю работу. Наурызбаев расстроился, но принял поправки Ауэзова. Когда после исправлений он снова позвал Ауэзова взглянуть на памятник, писатель сказал: «Вот это — Абай!»

Скульптура отлита из бронзы. Основание — трапециевидный постамент — выполнено из красного курдайского гранита. С 1982 года памятник Абаю входит в перечень памятников архитектуры и градостроительства. Всего памятников Абаю в Казахстане и в мире установлено более 20-ти.

Память в бонистике и филателии

Память о великом просветителе живет. Так как скончался он в начале двадцатого века, фото Абая Кунанбаева до наших дней не дошли. Зато сохранилось довольно много словесных описаний, позволяющих сравнительно точно восстановить его внешность.

Поэту старались отдать долг памяти, увековечив на марках. Первая из них появилась еще в 1965 году. Стоила марка 4 копейки и изображала лицо Абая Кунанбаева. Значительно позже, в 1995 году, были выпущены еще две марки, достоинством уже 4 и 9 тенге.

При создании собственной национальной валюты, специалисты также не забыли о великом просветителе. На купюре достоинством 20 тенге, выпущенной в 1993 году, изображен именно этот поэт.

Отдельно стоит сказать, что во многих городах Казахстана в день рождения Абая Кунанбаева проводятся литературные чтения, посвященные ему.

Влияние на творчество

Без преувеличения можно сказать, что учеба в русской школе сыграла роль в становлении личности великого казахского поэта. Это подтолкнуло его перевести произведения некоторых классиков. Ведь именно в школе он прочел поэмы Пушкина и Лермонтова, басни Крылова на русском языке. Биография Абая Кунанбаева, возможно, сложилась бы иначе, если бы не знакомство со ссыльными царского режима – Нифонтом Долгополовым, Е. Михаэлисом и С. Гроссом.

Благодаря им молодой писатель познакомился с творчеством классиков западноевропейской литературы. Его кумирами были Гете и Байрон. Кстати, немецкий поэт вдохновлял и М. Лермонтова. Иоганн Вольфганг Гете написал «Ночную песнь странника». Михаил Лермонтов перевел ее на русский язык. Так появилось лирическое произведение «Горные вершины спят во тьме ночной». Стих Абая Кунанбаева «Горы дремлют в темной ночи» является ничем иным, как переводом произведения русского классика на казахский язык.

Но европейское влияние прослеживается не только в отдельных творениях поэта. Он ввел в казахскую литературу новые формы, рифмы и размеры, в частности шести- и восьмистишия.

Прогрессивные взгляды

Получая образование в русской школе, много общаясь со ссыльными и учениками, Абай смог оценить со стороны быт и нравы своего народа. Острое неприятие многих традиций впоследствии нашли отражение в «Словах назидания».

К примеру, он порицал многие откровенно варварские традиции, бытовавшие среди простого народа. Жадность, лизоблюдство, преклонение перед более сильным – Абай старался искоренить эти негативные черты в обществе. Отдельного внимания заслуживало, по его мнению, отношение к женщинам. Как и во всех странах Средней Азии, до прихода русских, они практически являлись рабынями. Не имея никаких прав, они были буквально собственностью сначала отцов, а потом мужей. Убийство либо никак не наказывалось, либо наказывалось небольшим штрафом – если казах убивал женщину, не принадлежавшую ему. Все это выставлялось в его произведениях самым негативным образом.

Старался порицать он и алчность. Во многих казахстанских школах изучается поэма «Искандер» (так звали в Азии Александра Македонского) в оригинале или переводе. Здесь великий завоеватель ведет беседу со своим учителем – Аристотелем. Тот наглядно показывает молодому, горячему мужчине, что бессмысленное накопление золота не может закончиться ничем хорошим.

Стоит отметить, что практически во всех «Словах назидания» упоминаются русские люди и народ в целом. Великий просветитель ставит их в пример казахам. Пожалуй, сегодня многие из его строк могли бы привести к тому, что поэт получил бы серьезное наказание за экстремизм. Привести хотя бы цитату из «Второго слова назидания», посвященную русским: «Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой. О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой».

Призывал он всех состоятельных казахов (и сам следовал этому совету) отправлять детей для обучения русским учителям. А биями и управленцами ставить только тех, кто получил русское образование. Абай Кунанбаев считал, что именно изучая русский язык, простые казахи получат доступ к всемирной сокровищнице знаний.

Разумеется, сегодня его произведения изучаются в довольно сильно усеченной форме – многие отрывки скрупулезно вырезаются, как устаревшие.

Память

  • Дом-музей Абая Кунанбаева в Семее и Лондоне
  • Памятники Абаю Кунанбаеву установлены в Алма-Ате, Семее, Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Стамбуле, Тегеране, Ташкенте, Москве, Пекине
  • Имя Абая Кунанбаева носят города и села в Карагандинской, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Кызылординской Южно-Казахстанской области
  • Улицы и проспекты имени Абая Кунанбаева расположены в Баку, Алма-Ате, Актобе, Орске, Дели, Каире, Берлине, Ташкенте, Бишкеке и многих других городах
  • С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта
  • В честь Абая назван ледник в Джунгарский Алатау и на Заилийском Алатау
  • В Алма-Ате его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.
  • Именем Абая назван Культурно-досуговый Комплекс в Актау.
  • Изображение Абая Кунанбаева на банкноте Национального банка Республики Казахстан номиналом в 20 тенге
  • 1938 — Роман «Абай» (авторы Мухтар Ауэзов и Леонид Соболев)
  • 1942-1956 — Роман в 4-х томах «Путь Абая» (автор Мухтар Ауэзов)
  • 1945 — Фильм «Песни Абая» (актер Калибек Куанышпаев)
  • 1995 — Фильм «Абай» (актер Габиден Турыкпаев)

Пик Абая в горах Алматы

Пик Абая — одна из вершин хребта Заилийского Алатау, его высота 4 010 метров. Пик хорошо просматривается из города, он имеет форму трехглавой вершины, скальный массив состоит из красного гранита и представляет собой обрывистые склоны. На северных склонах горы расположен ледник Абая.


Пик Абая / фото: alpineasiateam.kz

Маршрут подъема на пик Абая технически несложный, но очень протяженный: от метеостанции Ворота Туюксу подъем занимает примерно 6-7 часов, спуск — 4 часа.

Первое восхождение на пик Абая в 1932 году совершила группа алматинских альпинистов под руководством Г. И. Белоглазова.

В 1995 году в честь 150-летия Абая вершину покорила группа, в составе которой был первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Персональным гидом президента был легендарный казахстанский альпинист Анатолий Букреев. В команде с первым президентом пик Абая покорили также Анатолий Устименко и Ахметжан Есимов.

Творчество

С подросткового возраста отец приобщал сына к деятельности главы рода, но тот в 28 лет отошел от нее, полностью погрузившись в самообразование. Только к 40 годам им были созданы первые серьезные поэтические произведения.

На формирование его мировоззрения повлияли гуманистические идеи Низами Гянджеви, Алишера Навои, Фирдоуси и других, взгляды русских демократов, труды русских классиков и в целом европейская литература. Он переводил на родной язык Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Ивана Крылова, Иоганна Гете и Джорджа Байрона, общался с политическими ссыльными Евгением Михаэлисом, Нифонтом Долгополовым, Северином Гроссом.

Памятник Абаю Кунанбаеву в Москве

Новатор казахской поэзии, некоторое время побывший волостным управителем, ввел новые размеры, рифмы и формы в казахское стихосложение, яркий пример тому — стихотворения, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень», «Зима»). Абай прославился как знаток народной жизни, обычаев и судейских решений и автор сатирических сочинений и поэм, в своих «Словах назидания» высказав просветительские идеи.

Огромное внимание в работах Кунанбаева уделялось нравственному и трудовому воспитанию молодежи, где решающая роль отводилась семье и положительному примеру родителей и старших родственников. В духовном совершенствовании человека особое значение придавалось поэзии и музыке, а благородство зависело от развитости чувства прекрасного

Мыслитель выступал и помогал распространению русской и европейской культуры среди казахов, являлся композитором, оказав влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков.

Музей-заповедник Абая «Жидебай-Борили»

Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей Абая «Жидебай-Борили» раскинулся на огромной территории и включает в себя 7 залов, расположенных в доме-музее XIX века, 10 залов в новом здании, построенном в восточном стиле, а также здания медресе Ахмета Ризы и библиотеки.


фото: abai.kz

Построенный в последней четверти XIX века двухэтажный особняк хорошо сохранился до наших дней, в течение последних 55 лет дом-музей находился под охраной государства. Это место сохранило свой старинный, почти первозданный облик — музей окружают постройки столетней давности.

Со временем назрела необходимость подыскать для музея более вместительное помещение. В результате в начале 70-х музей Абая переселился в дом, некогда принадлежавший русским купцам братьям Ершовым, переселившимся на берега Иртыша с Урала. По некоторым сведениям, Абай время от времени останавливался в этом доме и встречался здесь с сосланными в Сибирь.


Монумент в урочище Жидебай

В 1995 году в канун 150-летия Абая было решено внести коррективы в общий облик музея. Само здание было оставлено в былом виде, но объединено в единый архитектурный ансамбль со зданием администрации и мечетью с медресе Ахмета Ризы, где в свое время учился Абай.Фонды музея «Жидебай-Борили» составляют 18 255 единиц хранения.

История города Абай

У каждого человека есть малая родина, место, где он родился и вырос. Для жителей города Абая — это уголок на карте Карагандинской области, который занимает совсем небольшую площадь. Совершая путешествия в другие города, страны, мы невольно сравниваем, знакомые с детствастепи, реки с тем, что предстает перед нашим взором далеко за пределами родного края. И каждый раз убеждаемся в том, что нет краше и милее родной стороны.

Представленные на сайте материалы составлены библиотекарями центральной районной библиотеки с использованием архивных документов, материалов, представленных организациями и предприятиями, а также воспоминаний, свидетельств жителей города.

1

2

Природа родного краяЛетопись важнейших событийФото Природа

3

Рождение города, этапы развитияГород Абай в  60-80-е годыПришахтные поселкиФото первостроителейФото Строительство города

4

Почетные граждане городаГорком парии и горисполкомРуководители города и района с 90-х годовИз истории горкома комсомолаФото Горком Компартии и горисполком

5

6

Стихи и песни любимому городуФотоальбом Праздничные демонстрации в истории городаФотоальбом Город Абай в 70-80-е   годы

7

8

Дом культуры г.АбайФото ДККинотеатр «50 лет Октября»Фото

9

10

11

История вечерней школыУчебно-производственный комбинатФото УПК

12

Дом пионеровКлуб юных моряковФото Пионерский лагерь «Юбилейный»

13

14

История аптек городаСанаторий ГульдерСтоматологияВетстанция 

15

Городская больницаЛюди в белых халатах Фото

16

Деревообрабатывающий комбинатИстория хлебозаводаГорбыткомбинатМеталлобытремонтГорпромкомбинатЗавод ЖБИ

17

18

19

20

Абайская швейная фабрикаФото АШФ

21

Книжные магазиныТорговляАбайская плодоовощная базаАбайский комбинат общественного питания

22

Горноспасательная службаАбайская горно-техническая инспекцияЛитейно-механический заводШСУ- 3ШСУ-8 

23

ТОО Абайские теплосетиЖилищно-коммунальная служба

24

25

Шахтерская славаТрест АбайугольФото Музей шахтыФото Память шахтерам 

26

Средняя школа № 3 Фото

27

28

Средняя школа № 12Летопись школы 2009-2010Фото

29

 Школа № 4 пос.Вольный Школа № 5 и 15 пос.КарабасШкола пос.Новый Караган

30

История школы № 14Школа-лицей № 14

31

32

История дошкольного образования(в разработке)

33

34

УВДФото

35

Абайский районный судПрокуратура  

36

 Абай спортивный Фотоальбом БоксФотоальбом Первая футбольная командаФотоальбом Футбол

37

Пожарная охрана и ЧС

(в разработке)

38 

   

Печать

Выдающиеся сыновья

Что касается личной жизни Абая Кунанбаева, то известно, что он имел трех жен. По внушению отца, он вступил в супружество в раннем возрасте. Старшая жена Абая, Дильдэ, была правнучкой Казыбек бия – одного из основоположников степной юриспруденции. Впоследствии Кунанбаев женился уже по любви. Второй его женой была Айгерим, а третьей – Эркежан. Всего они родили своему мужу десять детей. Из них талант отца унаследовали четверо сыновей.

Первенца поэта звали Акылбай (1861-1904). Он родился, когда его отцу едва исполнилось 17 лет. Его воспитанием занималась младшая жена деда (Кунанбая) Нурганым. Жизнь Акылбая немного повторяет биографию Абая Кунанбаева. Его также готовили на бия, но под влиянием отца юноша выбрал поэтическое поприще.

Кроме многочисленных стихотворений, Акылбай создал три поэмы. «Жарах» была полностью утрачена. От поэмы «Зулус» о приключениях в Африке сохранились лишь первые строки. «Дагестан» обладает огромной исторической ценностью, поскольку она свидетельствует о событиях на Кавказе устами непредвзятого современника. Акылбай умер на сороковой день после кончины своего отца.

Огромные надежды Абай возлагал на второго сына, Абдирахмана, прозываемого «Абишем» (1868-1895). Отец послал его получать образование сначала в русскую школу, затем в реальное училище в Тюмени. Окончив его, юноша уехал в Санкт-Петербург и поступил в Михайловскую артиллерийскую высшую школу. Однако в северном сыром климате Абиш заболел туберкулезом и умер в Верном (сейчас Алма-Аты) в возрасте 27 лет.

Еще один сын Абая (от Дильдэ), Магауия, прозванный Магашем, был болезненным с детства. Отец проводил с ним много времени, и мальчик рано проявил свой творческий талант. Магаш (1870-1904) написал такие известные поэмы, как «Абылай», «Медгат-Касым» и «Енлик-Кебек».Он также исполнял обязанности бия и был любим в народе за справедливые и мудрые решения судебных дел. К сожалению, слабое здоровье не дало Магашу дожить до старости. Его смерть в возрасте 34 лет окончательно подорвала силы отца, который и так тяжело переживал утрату Абдирахмана. Биография Абая обрывается смертью поэта на 40-й день после похорон Магауии.

Турагул (1875-1934) стал общественным деятелем, членом партии Алаш-Орда. Он занимался также переводами на казахский язык произведений Джека Лондона, Болеслава Пруса, Максима Горького, А. Неверова и других.

Знаменитым стал и племянник Абая, Шакарим Кудайбердиев. Как и дядя, он был философом, композитором, поэтом, переводчиком.

Университет имени Абая

КазНПУ имени Абая является первым высшим учебным заведением страны и насчитывает 90-летнюю историю. Открытие вуза официально состоялось в октябре 1928 года по решению Совета народных комиссаров Казахской АССР. Вузу был дан статус самостоятельного педагогического института. В то время он имел единственный факультет с тремя отделениями: физико-математическим, естественным и лингвистико-педагогическим. В 1930 году университет переименовывали в Казахский государственный педагогический институт, а в 1935-м ему было присвоено имя великого Абая.


Здание КазНПУ имени Абая в Алматы / фото: 2gis.kz

В 1930-х годах в институте читали лекции Сакен Сейфуллин, Ураз Джандосов, Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов и другие знаменитые деятели Казахстана.

Среди известных людей, окончивших этот легендарный университет — поэт Таир Жароков, писатель и ученый Малик Габдуллин, литературовед Мухаметжан Каратаев, драматург Калижан Бекхожин.

Мы заметили, что название вуза на казахском и английском языках максимально укорочено и пишется как «Абай университеті» и «Abai University» соответственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector