Что такое воеводства, повяты и гмины? административное деление польши

Административное деление Польши

Территориальное деление Польши менялось много раз, начиная со Второй мировой войны, реформы проводились в 1946 , 1950 , 1957 и 1975 годах, а нынешнее трехуровневое административное деление действует с 1 января 1999 года .

Единицы 1 степени – 16 воеводств
2 ступени – 380 повятов , в том числе:
66 городов со статусом повятов – коммуны со статусом города , выполняющие повятские задачи, широко известные как « городские повяты»,
314 повятов – собираются от нескольких до десятка или около того соседних коммун , широко известных как «земельные повяты»; они могут базироваться в городе с правами повята, который находится за пределами их района
Отряды 3-й степени – 2477 коммун , в том числе:
302 городских – муниципальных образования в административных границах города (в том числе 66 муниципальных образований, которые также являются городами со статусом повята),
642 городские-сельские – коммуны, включающие город и несколько деревень,
1533 сельских – муниципальных образования, не имеющих на своей территории города (из них 158 таких муниципалитетов расположены в городе за пределами их территории (так называемый муниципалитет обварзанек ).

Флаг Герб Воеводство поветы Площадь,
км²
Население, чел. (2016) Плотность,
чел./км²
Административный центр
PL-MZ Мазовецкое
Mazowieckie
42 35 558,47 5 349 114 150,43 Варшава
Warszawa
PL-DS Нижнесилезское
Dolnośląskie
29 19 946,70 2 904 198 145,59 Вроцлав
Wrocław
PL-KP Куявско-Поморское
Kujawsko-Pomorskie
23 17 971,34 2 086 210 116,08 Быдгощ, Торунь
Bydgoszcz, Toruń
PL-LU Люблинское
Lubelskie
24 25 122,46 2 139 726 85,17 Люблин
Lublin
PL-LB Любуское
Lubuskie
14 13 987,93 1 018 084 72,78 Зелёна-Гура (место нахождения воеводского сеймика),
Гожув-Велькопольски (место расположения администрации)
Gorzów Wielkopolski,
Zielona Góra
PL-LD Лодзинское
Łódzkie
24 18 218,95 2 493 603 136,86 Лодзь
Łódź
PL-MA Малопольское
Małopolskie
22 15 182,79 3 372 618 222,13 Краков
Kraków
PL-OP Опольское
Opolskie
12 9411,87 996 011 105,82 Ополе
Opole
PL-PK Подкарпатское
Podkarpackie
25 17 845,76 2 127 657 119,22 Жешув
Rzeszów
PL-PD Подляское
Podlaskie
17 20 187,02 1 188 800 58,88 Белосток
Białystok
PL-PM Поморское
Pomorskie
20 18 310,34 2 307 710 126,03 Гданьск
Gdańsk
PL-SK Свентокшиское
Swiętokrzyskie
14 11 710,50 1 257 179 107,35 Кельце
Kielce
PL-SL Силезское
Śląskie
36 12 333,09 4 570 849 370,61 Катовице
Katowice
PL-WP Великопольское
Wielkopolskie
35 29 826,50 3 475 323 116,51 Познань
Poznań
PL-WN Варминьско-Мазурское
Warmińsko-Mazurskie
21 24 173,47 1 439 675 59,55 Ольштын
Olsztyn
PL-ZP Западно-Поморское
Zachodniopomorskie
21 22 892,48 1 710 482 74,71 Щецин
Szczecin
PL Республика ПольшаRzeczpospolita Polska 379 312 679,4 38 525 670 123,21 ВаршаваWarszawa

Гминас

Третий уровень административного деления — это гмина (также называется коммуной или муниципалитет). Повят обычно делится на несколько гмин (от 3 до 19), хотя городские округа составляют отдельные гмина. Гмина может быть классифицирована как городская (состоящая из города или города), городско-сельская (состоящая из города вместе с окружающими его деревнями и сельской местностью) или сельская (без города). Гмина имеет как выборный совет, так и избираемый прямым голосованием мэр (известный как президент в крупных городах, Burmistrz в большинстве городских и городско-сельских гмин, и wójt в сельских гминах).

Воеводства

В настоящее время Польша разделена на 16 провинций, известных как воеводства ( польский : województwa , в единственном числе województwo ). Юридически они называются «единицами I курса» ( jednostki I stopnia ). Административная власть на уровне воеводства разделена между назначенным центральным правительством губернатором, называемым воевода (обычно политическим назначенцем), выборным собранием, называемым сеймиком , и исполнительным советом ( zarząd województwa ), выбранным этим собранием. Лидера этой исполнительной власти зовут маршалек .

Померанский шпиц

Западно- Поморский

Варминско-Мазурское

Подляское воеводство

Мазовецкий

Куявско- Поморский

Великая Польша

Любуш

Нижнесилезский

Лодзь

Ополе

Люблин

Малая Польша

Подкарпатское

Святой Крест

Силезский

Калининград (Россия)
Литва
Беларусь
Украина
Словакия
Республика Чехия
Германия
Балтийское море

# Воеводство Польское имя Столица (города)
1 Великая Польша Великопольское воеводство Познань
2 Куявско-Поморское воеводство Куявско-Поморское воеводство Быдгощ и Торунь
3 Малая Польша малопольское воеводство Краков
4 Лодзь łódzkie Лодзь
5 Нижняя Силезия dolnoślskie Вроцлав
6 Люблин Люблинское воеводство Люблин
7 Любуш Любушское воеводство Гожув-Велькопольский и Зелена-Гура
8 Мазовецкое воеводство Мазовецкое воеводство Варшава
9 Ополе опольские Ополе
10 Подляское воеводство Подляское воеводство Белосток
11 Померания Поморские Гданьск
12 Силезия śląskie Катовице
13 Подкарпатье Подкарпатское воеводство Жешув
14 Провинция Святого Креста Свентокшиское Кельце
15 Варминско-Мазурское варминско-мазурские Ольштын
16 Западная Померания Заходниопоморские Щецин

Повят

В сферу обязанностей повятов включены все локальные
вопросы, выходящие за границы гмины. В частности: охрана общественного порядка
и общая безопасность, противопожарная безопасность и защита от наводнений, предупреждение
стихийных бедствий и устранение их последствий, содержание общих больниц, борьба
с безработицей, строительство и содержание междугминных дорог.

Повятам могут делегироваться права воеводств в тех вопросах, которые могут решаться
на месте.

Гмина и повят решают все административные вопросы
их жителей. Таким образом граждане избавляются от необходимости ездить в воеводский
центр для решения административных проблем.

Повят имеет отдельный
бюджет, а его доходы не зависят от доходов гмин.

Повят не осуществляет
надзор за деятельностью гмин, не может отбирать их права и вмешиваться в их финансовое
управление. Финансово автономный повят может проводить собственную бюджетную политику.

Совет повята избирается на выборах самоуправления.

Повяты делаются на столько малыми, что бы вся их деятельность могла находится
под контролем избирателей. Начальником совета управления является староста.

Предлагаемые подразделения

Польско-литовско-русинское Содружество

В разное время задумывались о создании Великого княжества Малороссийского , особенно во время восстания казаков 1648 года против польского владычества на Украине. Такое герцогство, как было предложено в Гадячском договоре 1658 года , было бы полноправным членом Речи Посполитой, которая после этого стала бы трехсторонним Польско-Литовско-Русинским Содружеством , но из-за требований шляхты, московского вторжения и разделения между Казаки, план так и не был реализован.

Польско-литовско-московское Содружество

По тем же причинам планы создания Речи Посполитой и Московии также так и не были реализованы, хотя во время польско-московской войны (1605–1818 гг.) Польский князь (позже король) Владислав IV Ваза был ненадолго избран царем Московского государства.

Воеводства [ править ]

Польша в настоящее время разделена на 16 провинций, известных как воеводства ( польский : województwa , в единственном числе województwo ). Юридически они называются «единицами I курса» ( jednostki I stopnia ). Административная власть на уровне воеводства разделена между губернатором, назначаемым центральным правительством, называемым воевода (обычно политическим назначенцем), выборным собранием, называемым сеймиком , и исполнительным советом ( zarząd województwa ), выбранным этим собранием. Лидера этой исполнительной власти зовут маршалек .

# Воеводство Польское имя Столица (города)
1 Великая Польша Великопольское воеводство Познань
2 Куявско-Поморское воеводство Куявско-Поморское воеводство Быдгощ и Торунь
3 Малая Польша малопольское воеводство Краков
4 Лодзь łódzkie Лодзь
5 Нижняя Силезия dolnoślskie Вроцлав
6 Люблин Люблинское воеводство Люблин
7 Любуш Любушское воеводство Гожув-Велькопольский и Зелена-Гура
8 Мазовецкое воеводство Mazowieckie Варшава
9 Ополе опольские Ополе
10 Подляское воеводство Подляское воеводство Белосток
11 Померания поморские Гданьск
12 Силезия śląskie Катовице
13 Подкарпатье Подкарпатское воеводство Жешув
14 Провинция Святой Крест Свентокшиское Кельце
15 Варминско-Мазурское Варминско-мазурские Ольштын
16 Западная Померания Заходниопоморские Щецин

Исторические подразделения

Польская территория претерпела значительные изменения на протяжении истории Польши . Таким образом, современное польское административное деление, хотя на некоторых уровнях похоже на некоторые исторические, сильно отличается от других. Историческое административное деление Польши можно разделить на следующие периоды:

  • до 1569: Подразделения Королевства Польского
  • 1569-1795: Подразделения Речи Посполитой
  • 1795-1807: Подразделения польско-литовских территорий после разделов
  • 1795-1919: Подразделения Королевства Галиции и Лодомерии
  • 1807-1815: Подразделения Варшавского герцогства
  • 1815-1914: Подразделения Конгресса Польши
  • 1815-1848: Великое герцогство Позенское
  • 1848-1919: провинция Позен

1914-1919: Подразделения польских территорий во время Первой мировой войны

  • 1918-1939: Подразделения Второй Польской Республики
  • 1939-1945: Подразделения польских территорий во время Второй мировой войны.
  • 1945-1999: Подразделения Польской Народной Республики
  • с 1999: см. основную статью выше

Повятс [ править ]

Каждое воеводство разделено на несколько более мелких образований, известных как повяты (уезды), которые юридически являются «единицами II степени» ( jednostki II stopnia ). Количество повятов на одно воеводство колеблется от 12 (Опольское воеводство) до 42 (Мазовецкое воеводство). Они включают два типа административных единиц:

  • 314 собственно повятов (известных как земельные уезды , польские земские повяты ). Земельные уезды имеют выборный совет ( rada powiatu ), который избирает исполнительный совет ( zarząd powiatu ), возглавляемый старостой .
  • 66 городов со статусом повята ( городские округа , польские повяты-гродские или более формально miasta na prawach powiatu ). В городских округах функции этих учреждений выполняются собственным городским советом ( rada miejska , rada miasta ) и избираемым прямым голосованием мэром ( президентом ). Администрация такого города выполняет функции повята и муниципалитета.

Гмина, Повят, Воеводство что это и в чем отличия?

В Польше существует трехуровневое административное деление на 16 воеводств, 379 повятов и 2478 гмин. Государственная администрация делится на центральную и местную администрацию. Государственная администрация – это совокупность административных органов, управляемых Советом министров. Администрация местного самоуправления является администрацией на местном и региональном уровне.

Что такое Гмина?

Гмина является основной административной единицей Польши с правосубъектностью, которая выполняет общественные задачи от своего имени и под свою ответственность. В обязанностигмины входят все общественные вопросы местного значения. Исполнительными органами гмины являются совет коммуны и глава комуны (мэр или президент города). В настоящее время в Польше насчитывается 2478 муниципалитетов.

Мэр играет роль исполнительного органа в муниципальной гмине, в которой резиденция органов власти находится в городе, расположенном на территории этой гмины. Мэр возглавляет совет гмины. Глава гмины выполняет роль исполнительного органа сельской гмины, которая возглавляет правление этой гмины.

Что такое Повят?

Повят – это местное самоуправляющееся сообщество, расположенное на подчиненной ему территории, которое обладает правосубъектностью и является основной единицей территориального деления. Права повята предоставляются городам с населением более 100 000 человек, а также городам, которые перестали быть штаб-квартирами воеводства. Повят охватывает все районы соседних муниципалитетов (земля повят) или район города (город со статусом повят). Повятовскими исполнительными органами являются повятский совет и правление. В настоящее время в Польше насчитывается 379 повятов, в том числе 314 земель и 65 городов, имеющих статус повятов. Староста выполняет самую важную функцию в самоуправлении повятов и избирается на эту должность советом повятов. Он является председателем правления повятов, руководит его работой и представляет повят. Староста выступает в качестве административного органа первой инстанции, который принимает решения в отдельных случаях в сфере местного публичного управления. Президент города выполняет роль исполнительного органа в городах с населением более 100 000 человек, а также возглавляет городской совет.

Что такое Воеводство?

Воеводство является единицей государственного управления. Это самая крупная единица основного территориального деления страны. В соответствии с законом от июля 1998 года о введении базового трехступенчатого территориального деления страны было создано 16 новых воеводств. Воеводство имеет правосубъектность. Воевода является представителем Совета министров в воеводстве, главой объединенной государственной администрации, а также выступает в качестве надзорного органа местного самоуправления.

Маршал воеводства выступает в качестве наиболее важного представителя самоуправления воеводства. Это человек, избранный воеводским парламентом абсолютным большинством голосов. Как председатель правления, он организует работу и управляет текущими делами воеводства и представляет их за пределами. Руководитель Управления Маршала является официальным руководителем сотрудников Управления и руководителями организационных подразделений воеводского самоуправления. Управление маршала является организационной единицей самоуправляющегося воеводства и вспомогательным аппаратом, используемым для выполнения задач, поставленных маршалом, а также руководством воеводства и парламентом

Воеводства Польши

Флаг Герб Воеводство Повяты Площадь,км² Население,чел. Плотность,чел./км² Столица Официальныйсайт
PL-MZ МазовецкоеMazowieckie 42 35 558,18 (1) 5 188 488 (1) 145,9 (3) ВаршаваWarszawa
PL-DS НижнесилезскоеDolnośląskie 29 19 946,77 (7) 2 878 410 (5) 144,3 (4) ВроцлавWrocław
PL-KP Куявско-ПоморскоеKujawsko-Pomorskie 23 17 971,68 (10) 2 066 136 (10) 115,0 (8) Быдгощ, ТоруньBydgoszcz, Toruń
PL-LU ЛюблинскоеLubelskie 24 25 122,49 (3) 2 166 213 (8) 86,2 (12) ЛюблинLublin
PL-LB ЛюбушскоеLubuskie 14 13 987,88 (13) 1 008 481 (16) 72,1 (14) Гожув-Велькопольски,Зелёна-ГураGorzów Wielkopolski,Zielona Góra
PL-LD ЛодзинскоеŁódzkie 24 18 218,96 (9) 2 555 898 (6) 140,3 (5) ЛодзьŁódź
PL-MA МалопольскоеMałopolskie 22 15 182,87 (12) 3 279 036 (4) 216,0 (2) КраковKraków
PL-OP ОпольскоеOpolskie 12 9 411,67 (16) 1 037 088 (15) 110,2 (10) ОполеOpole
PL-PK ПодкарпатскоеPodkarpackie 25 17 845,66 (11) 2 097 338 (9) 117,5 (7) ЖешувRzeszów
PL-PD Подляшское воеводствоPodlaskie 17 20 187,01 (6) 1 192 660 (14) 59,1 (15) БелостокBiałystok
PL-PM ПоморскоеPomorskie 20 18 310,36 (8) 2 210 920 (7) 120,7 (6) ГданьскGdańsk
PL-SK СвентокшискоеSwiętokrzyskie 14 11 710,20 (15) 1 275 550 (12) 108,9 (11) КельцеKielce
PL-SL СилезскоеŚląskie 36 12 333,51 (14) 4 650 300 (2) 377,4 (1) КатовицеKatowice
PL-WP ВеликопольскоеWielkopolskie 35 29 826,51 (2) 3 386 882 (3) 113,6 (9) ПознаньPoznań
PL-WN Варминско-МазурскоеWarmińsko-Mazurskie 21 24 173,17 (4) 1 426 155 (12) 59,0 (16) ОльштынOlsztyn
PL-ZP Западно-ПоморскоеZachodniopomorskie 21 22 892,48 (5) 1 692 271 (11) 73,9 (13) ЩецинSzczecin
PL Республика ПольшаRzeczpospolita Polska 379 312 685 (68) 38 636 157 (32) 123 ВаршаваWarszawa

Гмина

Это начальная и важнейшая единица административной власти.

Руководство гмины составляют: совет гмины, избираемый во всеобщих
выборах местного самоуправления, а также правление, избираемое советом гмины и
осуществляющее исполнительную власть в гмине.     В сельских гминах
председатель называется вуйт (wo’jt), в небольших городках — бурмистр (burmistrz),
а в крупных — президент (prezydent).

В вопросы гмины входят,
в частности: начальные школы, детские сады, библиотеки, дома культуры, местный
транспорт, гминные дороги, управление рынками, здравоохранение.

Гмина отвечает порядок и безопасность на своей территории, в её ведении находятся
дороги местного значения, организация коммунального хозяйства, и т.д. В результате
последней реформы теперь в компетенцию гмины входят также финансовые средства.

Удельный порядок в Суздальской Руси и Польском королевстве

Таким образом, в Польше установился тот же самый удельный порядок, который позже, в XIII в. установился в Суздальской Руси. Сходство в настоящем случае было почти полное. Это произошло оттого, что оба порядка порождены были одинаковыми причинами – господством частноправовых воззрений на государство и одинаковым экономическим бытом.

Удельная система на Руси Суздальской возникла вследствие превращения князя в хозяина-вотчинника. Князья не делились окончательно, пока имели возможность кормиться данями и пошлинами с населения. А население бойко торговало с Востоком и Западом и имело много денег.

Но с течением времени эта торговля расстроилась, население обеднело, а князей стало больше. Они поневоле должны были сделаться сельскими хозяевами, чтобы удовлетворять всем своим нуждам. При таких условиях им уже неудобно было временно владеть волостями и меняться ими.

Всеволод III, оставляя своё княжество сыновьям, прямо поделил его между ними. В качестве переходного, добавочного владения для старшего, или великого князя, он оставил город Владимир с округом.

То же самое происходило и в Польше в IX и Х вв. Польша вместе с Русью вела оживлённую торговлю с Востоком и Византией, сбывая туда своё сырьё – меха, воск и мёд. Взамен она получала драгоценные металлы, одежду и разные предметы роскоши.

Экономика и промышленность

В польской республике развиты такие виды промышленности:

  • химическая;

  • черная и цветная металлургия;

  • машиностроение, куда входит производство оборудования для угольной промышленности и химических заводов, пассажирские и товарные вагоны, мореходные суда;

  • легкая и пищевая промышленность;

  • сельское и рекреационное хозяйство.

Польша считается интересным туристическим регионом, поэтому часть экономики формируется именно за счет развития туристической инфраструктуры.

Республика Польша – это гармоничное соединение европейской истории и современного государства. Страна богата на ресурсы, достопримечательности, здесь активно развивается промышленность и экономика, под защитой находятся уникальные природные объекты. 

Несмотря на многочисленные переходы в состав разных княжеств и империй, Польша сумела сохранить свою аутентичность и историческую ценность для туристов.

Разделы Речи Посполитой

В XVIII веке в Речи Посполитой стала нарастать внутренняя нестабильность.

«Неудачные войны, хаотичное государственное устройство, этническая и религиозная неоднородность привели к тому, что государство практически не вылезало из смут и ослабело», — говорит Володихин.

По словам историков, в польском сейме часто использовалось право отдельных шляхтичей накладывать вето на общие решения, что усугубляло политическую нестабильность. Ослабленная в военном и экономическом плане Речь Посполитая всё больше подпадала под влияние могущественных соседних держав, таких как Россия, Австрия и Пруссия.

Также по теме


«Расколотый народ»: как присоединение Правобережной Украины повлияло на историю России

225 лет назад императрица Екатерина II издала манифест о присоединении к России земель Правобережья Днепра. До этого на протяжении…

Как отметил Герман Артамонов, потеря земель на левобережье Днепра негативно сказалась на экономическом положении Речи Посполитой, однако польские элиты ничего не желали менять в стране. Православное крестьянство жестоко эксплуатировалось и не имело никаких прав, эффективные экономические реформы не проводились.

Российские власти, в свою очередь, выступали защитниками интересов православного населения Речи Посполитой. Как отметил старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Кирилл Кочегаров, международные амбиции официального Санкт-Петербурга росли, он стремился играть ведущую роль в делах Центральной и Восточной Европы.

«Одним из проявлений этого процесса стал Варшавский договор 1768 года о гарантии политического строя шляхетской республики в Речи Посполитой, а также прав представителей некатолических вероисповеданий, включая православных», — отметил эксперт.

По словам Кочегарова, рост российского влияния в Речи Посполитой привёл к серьёзному кризису. Россия вступила в войну с Турцией, недовольной укреплением позиций Санкт-Петербурга в Восточной Европе, а в самой Польше началось восстание барских конфедератов, возмущённых предоставлением гражданских прав некатоликам. Соседние Австрия и Пруссия опасались чрезмерного влияния Санкт-Петербурга во всей Речи Посполитой.

«Под давлением берлинского и прусского дворов Петербург, руки которого были связаны военными действиями против османов, вынужден был согласиться на первый раздел Польши — 1772 года», — подчеркнул Кочегаров.

Пруссии отошли земли на севере и западе Польши, Австрии — на юге, а России — районы на территории современной Белоруссии и Прибалтики. Раздел был оформлен специальным международным соглашением. Однако польская шляхта в 1792 году спровоцировала новую войну с Россией, завершившуюся разгромом Польши. И в 1793 году Россия и Пруссия договорились о втором разделе Речи Посполитой, по которому Санкт-Петербургу отошли восточнославянские земли на правобережье Днепра и в Белоруссии, а Берлину — Данциг, Торн, Великая Польша, Куявия и Мазовия.

В 1794 году из-за недовольства польской шляхты уступками властей Речи Посполитой соседним державам началось восстание под руководством Тадеуша Костюшко. Оно было подавлено русскими войсками. После этого Россия и Австрия договорились о третьем, окончательном разделе Речи Посполитой. Это решение объяснялось тем, что польское восстание угрожало спокойствию соседних государств.

24 октября 1795 года в Санкт-Петербурге была подписана русско-прусско-австрийская конвенция. Согласно её условиям, Россия получала остававшиеся до этого времени в составе Речи Посполитой восточнославянские и литовские территории, а Австрия с Пруссией делили земли, заселённые этническими поляками. Речь Посполитая прекратила своё существование.

Во время Наполеоновских войн на части польских земель, отошедших ранее германцам, при поддержке Парижа было образовано Варшавское герцогство, ставшее опорной базой Франции при нападении на Россию в 1812 году. На Венском конгрессе его также разделили между собой Россия, Австрия и Пруссия.

По словам Кирилла Кочегарова, разделы Речи Посполитой воспринимались польским обществом как национальная трагедия. При этом Герман Артамонов подчёркивает, что на польских территориях, оказавшихся под властью Российской империи, были созданы благоприятные социально-экономические условия: сохранились политическое самоуправление, религиозная свобода, существовали возможности для экономического развития.

Гминас

Третий уровень административного деления — это гмина (также называется коммуной или муниципалитет). Повят обычно делится на несколько гмин (от 3 до 19), хотя городские округа составляют отдельные гмина. Гмина может быть классифицирована как городская (состоящая из города или города), городско-сельская (состоящая из города вместе с окружающими его деревнями и сельской местностью) или сельская (без города). Гмина имеет как выборный совет, так и избираемый прямым голосованием мэр (известный как президент в крупных городах, Burmistrz в большинстве городских и городско-сельских гмин, и wójt в сельских гминах).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector