Пещерный город чуфут-кале

Содержание:

История города Чуфут-Кале

Возник он в VI веке, но в отличие от других крымских поселений подобного типа его основали не византийцы, а аланы, которых занесло на полуостров Великое переселение народов. Видимо они оценили фортификационные возможности столовой горы, почти плоская вершина которой с трех сторон окружена крутыми скалами.

Скорее всего большая часть жизни населения проходила внизу в ущельях, где они пасли скот. На скалу же поднимались лишь в случае опасности. Но когда на полуостров пришли хазары, крутые скалы их не спасли, и город попал под власть хазар, а заодно обзавелся названием Кырк-Ор, что означало сорок укреплений.

После завоевания Крыма монголо-татарами он на какое-то время стал их столицей, но потом была построена новая и татары потеряли интерес к пещерному городу. С середины XVII века он уже практически полностью населен караимами — небольшим тюркским народом исповедующим иудаизм. Но и они покинули Чуфут-Кале в середине XIX века.

Городище Чуфут-Кале занимает площадь 19 гектаров. Это несколько улиц с глубоко пробитыми в камне колеями, специальные бассейны для сбора дождевой воды, крепостные стены. Плюс многочисленные пещеры, которые в большинстве своем использовались вовсе не под жилье, а для подсобных нужд, в том числе и для содержания скота. Жилые комнаты были построены над ними. Сейчас от этих домов вдоль улиц сохранились одни руины, а то и просто груды камней, поросшие мхом.

Основные достопримечательности Чуфут-Кале

Помимо древних улиц, крепостных стен и ворот, многочисленных пещер и шикарных видов на окрестные долины вас ждут:

  1. Караимские кенассы XIV века.
  2. Мавзолей Дженике-Ханым, дочери хана Тохтамыша, XV века.
  3. Усадьба А.С.Фирковича, собирателя караимских рукописей.
  4. Колодец у крепости Чуфут-Кале — уникальное гидротехническое сооружение, которое переворачивает представление об уровне цивилизации, построившей пещерный город.

Прогулка по пещерному городу, увлекательна в любое время года. Разве что проблемы могут возникнуть зимой, после дождя или снега — ноги скользят по камням, да и пронизывающие ветры в Бахчисарае не редкость. А также летом в самую жару — не каждый выдержит такую долгую экскурсию под палящим солнцем.

Как добираться до Чуфут-Кале

Если путешествуете общественным транспортом, то на автовокзале Бахчисарая садитесь на маршрутку, следующую в Старый город. Она довезет вас до Свято-Успенского монастыря. Оттуда придется идти пешком. По дороге можно осмотреть исторический музей «Ларишес», постройки монастыря, памятники на могилах участников Крымской и Великой отечественной войны, а почти у пещерного города старое караимское кладбище.

Практически у городских ворот находится небольшая пещера с колодцем в которую можно спуститься за отдельную плату. Сами ворота не видны, пока не подойдешь к ним вплотную. Жители древнего города строго подходили к вопросам безопасности.

Если решили съездить в городище Чуфут-Кале на автомобиле, то также нужно доехать до монастыря а дальше идти пешком. Но есть и другой путь — доехать до дальних ворот города по не очень хорошей проселочной дороге.

Какой бы путь вы не выбрали, прогулка предстоит долгая, так что позаботьтесь об удобной обуви и прихватите воду.

Что посмотреть в Бахчисарае вечером и куда сходить?

В тот день мне был преподнесён роскошный подарок. Чтобы турист из Питера не чувствовал дискомфорта в засушливом Бахчисарае, в городе весь день шёл непрекращающийся дождь.

Бахчисарай состоит из нескольких частей. Удобно то, что всё интересное для осмотра находится в Старом городе. А маршрут транспорта чаще всего такой «Старый город-вокзал-Новый город » . Лучше всего доехать до конца, оттуда начать прогулку и возвращаться назад по главной улице, заглядывая в попавшиеся по дороге интересные переулки. Здесь заканчиваются все маршруты. Автобус дальше не идёт.

Ресторан «Хан Гирей». Гиреи (произноситься может и чуть иначе) — это династия крымских ханов. Стиль архитектуры местный.

В углу площади виден памятник с крестом.

За ним начинается дорога с крутым подъёмом. Она ведёт в Успенский мужской монастырь. Подниматься очень непросто. Но путь к Богу редко бывает лёгким.

Монастырь расположен внутри скалы и в долине. И граница его тоже обозначена высоко вверху. Хотя, по такой круче и без забора никто не пройдёт.

Задирать голову нужно сразу. Т.к. интересные вещи здесь появляются без предупреждения. ( Впрочем, как и случайный камушек. ).

Глубоко в долине тоже идёт монастырская жизнь. Видимо, это удел наиболее приземлённых монахов. Возможно, там обосновались люди, прошедшие срочную воинскую службу в Советской армии. Принцип, исповедуемый в ней, » Подальше от начальства, поближе к кухне. » обычно врезается в сознание намертво.

А это, вообще, практически изоляция. Гауптвахта? Скит.

Создаётся впечатление, что помещения монастыря прямо-таки прилепились к скале.

Но одна ровная небольшая площадка, всё-таки, есть. У входа.

На специальном стенде памятные знаки других похожих заведений.

А это вход в сам монастырь. Фотографировать в нём запрещено. С этим можно не соглашаться, но подчиняться требованию нужно. Т.к. в чужой монастырь со своим уставом. Могу только сказать, что помещения интересные, но не очень большие. Возможно, не всё открыто для посещения, да и врезаться в скалу непросто.

Но кое-чем можно полюбоваться и сфотографировать издалека. И восхититься смелостью и мастерством творцов.

За монастырём, на приличном расстоянии, находится Город мёртвых Чуфут-Кале. Но добираться туда очень сложно и тяжело. Да и не было уверенности, что там можно и есть, что фотографировать. Потому этот объект был мною исключён из программы осмотра. (Этот пробел могут восполнить читатели в своих комментариях. Буду премного благодарен). Вблизи от монастыря улица всего одна. Поэтому заблудиться невозможно.

Возможно, здесь вход в пещеру.

На высоком автомобиле по старой части города передвигаться непросто.

В этом доме музей Исмаила Гаспринского, известного просветителя и издателя. В своё время он внёс немалый вклад в то, чтобы образование в мусульманских регионах стало более светским. К сожалению, таких людей в современной России пока нет. Видно, что жил Исмаил Мустафа оглу без особой роскоши, что часто бывает с людьми, посвятившими себя высоким целям.

Бывали в Бахчисарае и другие известные люди.

Город поднимается вверх по склонам долины.

Видно, что в Бахчисарае встречаются храмы разной конфессиональной принадлежности.

А это похоже на христианский храм.

По части ремонта зданий в городе ещё много работы.

Новыми фасадами может похвастаться разве лишь торговля и предприятия питания.

Над одним из домов нависла интересная скала. Похоже, что с неё что-то стекало. Но распросы ничего не прояснили. Ответ «Всегда так было. » .

Самый известный туристический объект Бахчисарая — Ханский дворец.

Вокруг дворец окружён рвом.

Сам Дворец — это целый комплекс или небольшой городок. В центре площадь, вокруг которой сформирован архитектурный ансамбль. Это главная мечеть.

Далее находятся остальные стратегические объекты. Корпус стражи.

И Ханское кладбище. Это видны два мавзолея.

За этим забором особо охраняемые помещения. Среди них гарем. В нём, кстати, жили и мальчики до 7 лет. Так что, когда они возвращались туда через несколько лет, то попадали в знакомое место.

Посередине находится фонтан. Но не знаменитый «фонтан слёз», упомянутый Пушкиным (тот небольшой и находится во внутреннем дворе), а обычный. Созданный просто для красоты и свежести во дворе.

Чуть дальше Ханского дворца есть романтические ворота, ведущие в не менее романтический зелёный уголок.

И главный романтик России. Пытающийся подобрать очередную волшебную рифму.

Стоит ли ехать в Бахчисарай? Стоит. Город идеален для маршрута одного дня. Т.к. за это время можно увидеть всё. Устать при этом и нагулять неплохой аппетит. А потом, переполнившись впечатлениями, заслуженно отдохнуть в соответствии со своими предпочтениями.

Большой каньон — полный маршрут экскурсии

Экскурсионный маршрут по Большому Каньону начинается за селом Соколиное. Примерно через 5 км тропа выходит к ущелью. Она ведет через буковый лес на небольшую живописную поляну, где стоит Почтовый дуб — одно из самых знаменитых деревьев полуострова Крым — возрастом около 350 лет. Дуб знаменит тем, что с середины прошлого столетия появилась традиция оставлять записки с желаниями в дупле векового дерева. Если загадать желание от сердца, оно непременно сбудется.

В начале 80-хх гг. 20 века дуб сгорел. Сухой выгоревший исполин постепенно превращается в труху, по все еще продолжает стоять на входе в Большой каньон.

Остановка #1. Голубое Озеро

Водопад «Серебряные струи»

Если пойти от Почтового дуба по тропе направо, то вскоре перед вами предстанут Голубое Озеро и Водопад Серебряные струи — две удивительно красивые природные достопримечательности Крыма. Голубое озеро — самая широкая эрозийная котловина в ущелье. Она заполнена необыкновенно чистой и прозрачной водой с нежным голубым оттенком. Температура воды в озере не поднимается выше 12 градусов даже в сезон летней жары. Купание в неглубокой прохладной ванне придает туристам сил для дальнейшего пути.

На двухметровой высоте над котловиной находится живописный водопад Серебряные Струи. Он полностью оправдывает свое название. Сверху над ним нависает зеленая шапка мха, а по камням ниспадает вниз вода, разделяясь на струи, переливающиеся на солнце, словно нити серебра.

Остановка #2. Яблоневый брод

Яблоневый брод — один из этапов экскурсии по каньону

После спуска со Сторожевого утеса туристов ждет еще одна из природных красот Каньона — Яблоневый брод. Здесь выше по течению реки в большом количестве растут дикие яблоневые деревья. С приходом осени их плоды и листва падают в воду. Течение приносит их к броду напротив устья Алмачука — притока Аузун-Узень, название которого так и переводится на русский — «яблочный».

Остановка #3. Источник Пания

Источник Пания (Большой каньон)

За бродом долина реки становится все глубже. Неподалеку от него расположен источник Пания. Его название — это упрощенная форма от слова «Панагия» («Всесвятая»). В Крыму немало святых источников, открытых еще в Средние века. Скорее всего, Пания тоже относится к ним. Это один из наиболее крупных источников пресной воды на полуострове. За час из него выходит до 1400 м3 воды. Рядом с родником находится одноименная затопленная пещера.

Остановка #4. Ванна молодости

Конечная точка маршрута — «ванна молодости»

Экскурсия заканчивается у Ванны молодости — одной из главных достопримечательностей Большого каньона Крыма. Это самый глубокий котел (5 м) по течению Аузун-Узень. Сверху в котловину низвергается водопад. Это самая известная «ванна молодости» на Крымском полуострове. Она наполнена холодной прозрачной водой, которая не прогревается выше 11 градусов даже при сорокаградусной жаре. Купание в котловине закаляет и бодрит. По традиции в нее окунается большинство туристов.

Смотровые площадки Большого каньона

Панорама каньона со смотровой площадки

В ущелье есть несколько видовых площадок. Самой популярной из них является вершина Сторожевого утеса, с которой видна великолепная панорама каньона. Хороший обзор на урочище открывается также с Пятого утеса. С этой смотровой площадки Большой Каньон отлично просматривается почти на всю длину.

Караимское наследие Чуфут-Кале

Среди главных достопримечательностей Чуфут-Кале можно отметить молитвенные дома караимов – кенасы (14 и 18 веков), расположенные вблизи южного обрыва, и несколько жилых домов известных представителей этого тюркского народа, исповедующего иудаизм. Караимские кенасы представляют собой изящные двухэтажные дома, окружённые внутренними двориками. Время почти не разрушило их, а караимская община Крымского полуострова прилагает все усилия для сохранения этих уникальных архитектурных памятников своего народа.

Чуфут-Кале. Вид с внешней стороны на кенасы
— молитвенные дома караимов
Чуфут-Кале. Караимские кенасы

В одной из старинных усадеб, возведённых ещё в 18 веке, до самой смерти жил караимский учёный Фиркович. За свою жизнь он посетил многие страны и собрал богатейшую коллекцию, посвящённую караимам. Покрытый красной черепицей двухэтажный каменный (верхний этаж деревянный) дом Фирковича прекрасно сохранился до сих пор. Вблизи караимских кенас располагалась первая в Крыму типография, которая, к сожалению, не уцелела. О существовании в этих краях караимов напоминает и старинное кладбище в расположенной вблизи Чуфут-Кале Иосафатовой долине, названной так в память о святом месте в Иерусалиме. 

Кладбище караимских евреев в Чуфут-Калена литографии К. Боссоли (середина 19 века)

Село Соколиное Голубинского сельского совета

В 7 километрах к югу от села – средневековое поселение, храм и каменоломня, VIII – ХV веков, установлена охранная зона площадью 3,75 гектаров и размерами 150 на 250 метров, она идет от площадки с храмом до водопада и от Сары-Узеня 150 метров. Зона регулирования застройки – 300 метров от границ охранной зоны.

В 1,2 километрах к юго-востоку от села – средневековое поселение и храм Ай-Никола, IХ – ХV веков, установлена охранная зона площадью шесть гектаров в пределах склона холма, на котором расположен храм.

В двух километрах к юго-западу от Соколиного, у подножия горы Седам-Кая – монастырский комплекс у пещеры Данильча-Коба, Х – ХV веков, который состоит из церкви святого Даниила у пещеры Данильча-Коба, руин церкви к востоку от пещеры Данильча-Коба, руин оборонительной стены в урчоище Папас-Баир. Установлена охранная зона площадь 7,8 гектаров, которая ограничена обрывами скал и каменными развалами у подножия плато.

В Соколином, у горы Кош-Кая, в 0,5 километрах от горы Бойко – курган.

В 5 километрах к югу от Соколиного, на скале Сююрю-Кая – укрепление Сююрю-Кая, Х – ХIII веков, которое состоит из руин оборонительных стен, а также руин культовых и жилых строений, установлена охранная зона в пределах подошвы скалы Сююрю-Кая.

В двух километрах к юго-западу от Соколиного – поселение и храм в урочище Гяур-Чаир, ХII – ХV веков, установлена охранная зона площадью 14 гектаров, которая ограничена двумя ручьями, впадающими в реку Бельбек.

В 2,5 километрах к востоку от массива Бойка – средневековый комплекс на горе Бойка, Х – ХIV веков, охранная зона для которого установлена в пределах горного массива и который состоит из:

  • оборонительной стены между горами Сотера и Караул-Оба, Караул-Кая и Кош-Кая, Соета и Богатыр и на горе Курушлюк;

  • руин укрепления на южном склоне горы Курушлюк;
  • руин храма Спаса на горе Сотера;
  • руин церкви у источника Панагия, в долине реки Аузун-Узень, руин церкви у источника Джевизлык-Су.

Географические координаты Чуфут-Кале на карте Крыма GPS: N 44.741298, E 33.920656.

Добраться до Чуфут-Кале очень просто с Бахчисарая, практически с любой точки города есть указатели, но, даже если на них не обращать внимания, из центра в сторону окраины города двигаться по улице Ленина до улицы Старосельской. Продолжая движение в сторону окраины города по улице Старосельская, Вы упретесь в мощенную камнем широкую дорогу, местами с кусками уложенного асфальта, по ней двигайтесь примерно около 600 метров и Вы добрались до скального Успенского монастыря, от монастыря дорога движется в горы.

Добраться до крепости Чуфут-Кале можно двумя способами: либо пешком, либо с Бахчисарая подъем на джипах. Оба варианта по-своему хороши. На джипах Вы посетите больше мест. Движение по горному хребту, узкие скальные дороги и потрясающие виды Вам обеспечены. Подымаясь пешком, можно посетить Успенский монастырь, а если от монастыря возьмете чуть правей по дороге в сторону Чуфут-Кале, то попадете на старинное кладбище, место немного жутковатое, но оставляет впечатления от своей старины и архитектурных форм.

Дальше дорога двинется вверх под небольшим углом. При средней скорости движения 2-3 км в час Вы доберетесь за минут 30 к вершине вполне в хорошем состоянии.
Название Чуфут-Кале
появилось в 17 веке и переводится как “Еврейская Крепость”. Еврейской ее начали называть из-за обитателей этих мест караимов. По мнению многих историков и самих караимов их корни происходят от евреев.
История Крепости предположительно началась в 5-том веке нашей эры, с поселения Фуллы, которое часто упоминается в Византийских архивах и хрониках. Но однозначную дату ученые историки так и не определили.

Основателями пещерного города Чуфут-Кале считают аланов, но этому противоречит их нежелание к строительству и оседлому образу жизни. Скорее всего племена аланов захватили чей-то укрепленный пещерный город, но история таких сведений до нас не донесла.
С 10 по 14 века пещерный город Чуфут-Кале постепенно превращается в крепость, появляется крепостная стена и оборонительные сооружения.
В 15 веке город уже практически на 80% был заселен караимами по причине того, что в Крымском ханстве им разрешали селиться только в небольшом количестве мест.

В 1532 году недалеко от Чуфут-Кале ханом Сахиб Герайем была построена новая ханская резиденция, которую назвали Бахчисарай. С тех пор город-крепость Чуфут-Кале стала терять свою актуальность, если бы не ханский указ о месте жительства караимов, то возможно опустела бы сразу.
В 1783 году Крымский полуостров вошел в состав Российской империи и крепость Чуфут-Кале стала пустеть. К концу 19 века крепость полностью опустела, караимы расселились по всему Крыму, оборонительные свойства крепости практически в центре Крыма утратили свою необходимость.

Посещение Чуфут-Кале довольно-таки интересно, весь город практически высечен в камне, в скале, в два, а иногда и в три, этажа. Город-крепость имела два входа, естественную защиту с трех сторон и рукотворную стену с четвертой. Внутри города было множество сооружений, оружейниц, склады, мечеть, казармы для гарнизона и жилые помещения. Был обустроен небольшой дворец и долгие годы тут размещался монетный двор Крымского ханства. Также в Чуфут-Кале была школа и небольшой продуктовый рынок.

В начале 15-го века появился ров, в силу веяний с запада. Эффективность рва была весьма сомнительна, но, как настоящая Крепость, этот атрибут придавал ей более внушительный вид.
Чуфут-Кале — одна из старинных достопримечательностей Крымского полуострова, ее географическая близость к Бахчисараю зачастую объединяет эти две достопримечательности в одну экскурсию: сначала Ханский дворец Бахчисарая, потом подъем к скальному Успенскому монастырю и последним усилием подъем к городу-крепости Чуфут- Кале.

Чуфут-Кале на карте Крыма

Богатое историческое прошлое Чуфут-Кале

Наименование этого пещерного города в переводе с крымскотатарского звучит как «еврейская/иудейская крепость», что, скорее всего, связано с общинами проживавших здесь в средние века караимов. Хотя, за многие века существования Чуфут-Кале населяли самые разные народы, поэтому и различных наименований у города немало. Одно из наиболее известных – Кырк-Ор. Именно так именовалась неприступная крепость во времена Крымского ханства. Название переводится как «40 укреплений», и археологи трактуют это как факт существования на пути к Херсонесу 40 укреплённых поселений-форпостов. Но не отрицается и версия, что именно Чуфут-Кале назывался так из-за обширной территории и особенного значения для защиты Херсонеса. 

Окна жилых пещер Чуфут-Кале:
Вид из окна жилой пещеры Окно жилой пещеры

Горное плато возвышается над тремя живописными долинами Чуфут, обеспечивая с трёх сторон неприступность крутыми природными обрывами, а восточная сторона была укреплена надёжной крепостной стеной, не позволяющей врагам проникнуть в город.

Гора, на которой расположен
город Чуфут-Кале
Головокружительный вид из пещеры
в северной части Чуфут-Кале  
на долину Биюк Ашлама и гору Беш-Кош

Как и иные пещерные города и пещерные монастыри Крыма, Чуфут-Кале скрывает свои тайны, и историки не сходятся в едином мнении относительно того, когда же в районе современного Бахчисарая возник город-крепость на скале. Многие исследователи пещерных городов склоняются к мысли, что Чуфут-Кале возник, как и аналогичные ему крепостные сооружения на скалах, примерно в V-VI веках, и изначально служил дозорным пунктом для охраны Херсонеса от вторжения кочевников, подобно городам Эски-Кермен и Мангуп-Кале. Иные учёные считают, что крепость на скалах в районе современного Бахчисарая возникла гораздо позже, примерно в 10-11 вв., хотя, скорее всего, это уже было новое поселение на месте более древнего. 
 

Как добраться до Чуфут-Кале

Чуфут-Кале находится в юго-западной части Крыма, неподалёку от города Бахчисарай. Это  немного в стороне от побережья, до ближайших курортов – Песчаного, Качи, Андреевки – более 30-ти километров.

Добраться до Чуфут-Кале достаточно просто, сначала приезжаете в Бахчисарай (транспорт ходит из многих населённых пунктов Крыма), затем на маршрутке или автобусе №2 (ходит от ж/д. вокзала) надо доехать до Староселья, сойти на конечной, а дальше пешком мимо Успенского монастыря порядка 2-2,5 км. по живописной долине Марьям-Дере. Также из Бахчисарая прямо к восточным воротам туристов возят на УАЗиках. Стоила эта услуга в 2012 г. около 50 грн. с человека, но зато 10 минут страха, и Вы на месте.

Если Вы едете на своём автомобиле, то его тоже лучше оставить в Староселье. Можно подъехать и к восточным воротам, по тому же маршруту что и УАЗы, но имейте ввиду, к ним ведёт тяжелый каменистый просёлок, на обычной легковой машине туда лучше вообще не соваться.

Где находится мужской Успенский монастырь в Крыму?

Одна из достопримечательностей, приютившаяся среди Крымских гор, Успенский монастырь расположена в небольшом расстоянии от города Бахчисарай. Конкретнее, Свято-Успенский монастырь находится в глубоком ущелье Марьям-Даре. Окружают храм высокие крепкие неприступные скалы, высота которых здесь достигает 140 метров.

Почему эта святыня приобрела такую популярность?

Древнейшей постройкой монастыря считается пещерный храм Успения. Одновременно был создан дом настоятеля. В недавнее время профессионалами была отреставрирована вырубленная в скалах церковь св.Марка. На сегодняшний день здесь продолжается активная реставрация присутствующих монастырей, включая храмы Елены, Константина. Подавляющее большинство реликвий, имеющихся в местных церквях, было ликвидировано в советские времена. Немногие сохранившиеся иконы привезены в г.Мариуполь.

Приехать сюда стоит для рассмотрения непосредственно самих построек, архитектуры сооружений. Величественный Свято-Успенский монастырь вырублен в стенке высокого, выпирающего вперед горного массива. Храм являет собой привлекательное зрелище. Окна монастыря покажут роскошные крымские горы. С обратной стороны ущелья присутствует навес с вырубленными кельями, небольшими подсобными помещениями.

Интересным для путешественников окажется двухэтажное сооружение, ранее служившее местом пребывания приезжающих к храму паломников. Поблизости присутствуют остатки ранее существовавшего селения Саланчик, постройки Крымских татар. Кроме того, на территории можно наблюдать старинной офицерское кладбище, могилы советских солдат.

Для какой цели были в скале были вырублены кельи и кто это сделал?

Начало строительства древнего города Бахчисарай было организовано в 16 веке. Основание Успенского монастыря приходится на ранние даты. К сожалению историков, до нынешних пор неизвестно — кто именно был организатором строительства всех, расположенных поблизости Бахчисарая монастырей. Подобные данные не сохранились. В конце 20в. появилось предположение следующего характера — прорубленные в скалах храмы были сделаны византийскими монахами-иконопочитателями.

Это люди, спасшиеся бегством от противников идолопоклонства правителей Льва III, а также императора Константина V. Известный факт — многие историки с недоверием относятся к этой версии. Причина недоверия — несоответствие архитектурных форм монастырей стилю монахов-идолопоклонников. Одной из традиций византийских монахов было проживание в помещениях с общими спальнями. Крымские монастыри характеризуются наличием значительного количества индивидуальных келий. Когда строились Крымские храмы в скалах еще имели место языческие культы. Кроме того, был распространен иудаизм, который признали основной религией. Таким образом, монастыри могли быть выстроены кем угодно.

Знак от Бога

Успенский пещерный монастырь — достаточно необычное в плане архитектурных форм сооружение. Побывавшие здесь путешественники рассказывают о незабываемых впечатлениях. О строительстве Успенского монастыря имеется несколько легенд. Есть предание о неожиданном появлении страшного ужасного змея, пристрастившегося к поеданию скота, местных людей. Утомленные бесчинствами пожирателя жители молились богородице. Однажды люди увидели свечу, которая стояла на скале. Молящиеся поднялись, и увидели там мертвого змея. Рядом был образ Божьей Матери.

Другое предание свидетельствует о когда-то найденной на скале иконе Девы Марии. Нашедший икону местный житель взял ее, и отнес в поселение. На удивление, утром следующего дня икона была найдена на прежнем месте. Жители это происшествие посчитали особенным знаком, впоследствии вырубив здесь пещерный храм.

Следующая легенда говорит о том, что к ущелью византийских монахов направила икона Божьей Матери. Таким образом, было указано конкретное место для создания пещерного храма.

Из истории возникновения близ Чуфут-Кале

Похоронены здесь в основном караимы – представители весьма загадочного народа. Основная их масса называет своей родиной Крым, но они также есть и Западной Европе, и в Египте. Национальность эта тюркская по происхождению, но исповедует иудаизм в весьма древней его форме.

Сами караимы не потрудились обзавестись толковыми летописями, что прояснили бы их происхождение. Иногда говорят, что они – потомки населения Иудеи, переселившегося в Крым еще до нашей эры. Таким образом, декларируется их «алиби» в опасном религиозном «преступлении» — евангелическом распятии Христа, что служило поводом для преследования христианами иудеев в течение многих веков.

Более мотивированная версия гласит, что они – потомки хазар, тех самых, с которыми враждовал вещий Олег. Хазарские памятники на полуострове встречаются часто, есть свидетельства тому, что ведущей религией каганата был иудаизм (хазары в принципе были веротерпимы и воевали с соседями из других соображений). В Российской империи караимов признавали «не совсем евреями», незадолго до революции они были уравнены в правах с православными.

Теоретически не признали их евреями и нацисты Гитлера, что не помешало на практике уничтожать представителей этого народа тысячами. Уничтожение караимской национальности – главное обвинение, предъявлявшееся после войны крымским татарам и ставшее поводом для их депортации. Впрочем, если были среди татар убийцы, то находились и честные, храбрые люди, героически спасавшие соседей-караимов, «грести всех под одну гребенку» никак нельзя.

На Караимском кладбище можно убедиться, что традиции этой народности отличаются от еврейских

Первым на это обратил внимание А.С. Фиркович

обследовавший его незадолго до революции. Формы надгробий, язык надписей, изображения не соответствовали классическому иудаизму – и это при условии, что еще в XIX веке здесь, как на почетном месте, хоронили уважаемых крымских евреев.

Трудно установить, когда появился некрополь Балта-Тиймез – он очень древний. Некоторые утверждают, что на нем встречаются захоронения Х века нашей эры. Большинство специалистов более скромны, полагая, что хоронить здесь начали в XIII столетии, упокоевая жителей города Чуфут-Кале. Караимское кладбище в Иосафатской долине действовало активно до XIX века, когда жители оставили это поселение, но и после проводились захоронения и ставились кенотафы – памятники уважаемым караимам, похороненным в чужих краях.

Сакральное наследие Крымского ханства на Чуфут-Кале

На территории города располагаются две старинные мусульманские постройки. Одна из них – древняя мечеть, от которой остались лишь руины фундамента, и местами можно заметить остатки восточного орнамента на нём, хотя ещё на заре 20-го века здесь можно было увидеть остатки минарета с винтовой лестницей

По соседству с разваленной мечетью, вблизи северного обрыва, располагается иной, более сохранившийся культовый объект – восьмигранное сооружение средневекового мавзолея Джаныке-ханым — дочери хана Тохтамыша. Некрополь, строительство которого датируется ещё 30-ми гг. 15 века, впечатляет своей массивностью, величественной строгостью и красотой декоративных узоров на колоннах, которые даже время не смогло разрушить. Согласно одной из легенд хан застал здесь свою дочь с возлюбленным, и, испугавшись отцовского гнева, та бросилась вниз со скалы. С этой части Чуфут-Кале открывается потрясающий живописный вид на долину Ашлама-Дере.

Чуфут-Кале. Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша

 Вблизи мавзолея располагаются 2 искусственные пещеры: верхняя и нижняя, в которой, как считают историки, во времена Крымского ханства существовала тюрьма. Местные жители знают немало легенд о казнённых на Чуфуте, которых сбрасывали в ущелье, но археологи пока так и не нашли официальных подтверждений этим сказаниям.

Чуфут-Кале: тюрьма XVII в.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector