Горный алтай

Стоимость участия

Включено:

  • Место в комфортном микроавтобусе на всё время путешествия
  • Ночевка в домиках (2 — 3 человека на 1 домик) — 5 ночей
  • Необходимые перекусы по маршруту во время поездки
  • Завтрак
  • Баня на турбазе “Кочевник”
  • Плата за посещение закрытых туристических зон (Гейзерное озеро, Марсианские поля)
  • Билеты в петроглифический комплекс Калбак-Таш
  • Экскурсия по священным местам Каракольской долины
  • Экскурсия на моторной лодке до Камышлинского водопада
  • Экскурсия по краеведческому музею Горно-Алтайска

Стоимость — 19 000 руб

В стоимость не входит — питание в пригородных кафе (обед и ужин)

Участвовать

Скала «Богатырь»

Неподалёку от места впадения Большого Ильгуменя в Катунь высится скала «Богатырь». Согласно древнему преданию это — каменный страж, по сей день охраняющий Алтай от врагов.

Если вы вдруг не нашли «богатыря» на предыдущей фотографии, вот вам кадр покрупнее. Видите нос, выпирающий из скалы? Это — он и есть.

Катунь нередко называют одной из живописнейших рек мира. Всё — благодаря изумительно бирюзовому цвету её воды. Правда, есть один нюанс: свою истинную красоту Катунь являет лишь осенью.

Ну а весной, когда идут дожди, а в горах тают снега, цвет Катуни — вовсе не бирюзовый, а самый что ни на есть какашечный. Хотя даже в таком неаппетитном виде река — невероятно лепа.

Это в наши дни Чуйский тракт — прекрасного качества шоссе, а буквально полтора столетия назад на его месте была лишь узкая тропа с множеством бомов — обрывистых узких отрезков, зажатых рекой с одной стороны и горным склоном с другой. На таких участках двум всадникам было не разъехаться, поэтому прежде чем въезжать на бом, возница проходил его пешком и оставлял на противоположном конце свою шапку в знак того, что бом — уже занят, и лишь после этого преодолевал узкое место верхом.

Но несмотря на все произошедшие за последние сто лет расширения и спрямления, Чуйский тракт — всё же горная дорога, опасная и непредсказуемая. Минимум треть машин, передвигающихся по этой трассе, — праворульные. Их водители постоянно вылезают на встречную полосу, чтобы проверить, можно обгонять или нет, и при первом попавшемся случае идут на обгон, даже если находятся в этот момент в крутом повороте, скрывающимся за холмом. Кто-то вообще ездит без номеров, другие — откровенно пьяны. Аварии на Чуйском тракте — обычно дело: здесь регулярно гибнут люди.

Урочище Кызыл-Чин

Марсовые горы, Алтай

Марс на Алтае. Именно так окрестили это место в путеводителях. За счет природных ландшафтов и необычного цвета глиняных пород место действительно космическое. На самом деле все объяснимо. Около 90 млн. лет назад в этом месте было море и цветные марсовые горы — это дно водоема.

Когда я была здесь, вход был бесплатным. Сейчас сделали автомобильную парковку, установили туалеты и обозначили цену за проход — 100 руб.

Как добраться: с Чуйского тракта сворачиваете на мост через реку Чуя и следуете к селу Чаган-Узун, далее по указателям 7 км гравийной дороги. Там дежурят местные жители, которые будут уговаривать вас пересесть к ним в УАЗы, но проехать можно на любом автомобиле.

Интересное в пути

Ильгуменский порог, кордон Кур-кечу

Средняя Катунь, порог четвёртой категории сложности. Традиционно в конце лета проводится фестиваль «Кубок Катуни — Ак Талай Маргаан».

Именно сюда направляются весной — склоны здешних гор целиком усеяны маральником.

Ворота Айрыташ-Боом, петроглифы и старая вьючная тропа

Узкое искусственное ущелье в скале.

Рядом с бомом видны старая вьючная тропа и петроглифы. Уму не постижимо как тут ходили караваи.

Иня

В селе Иня есть сразу три интересных места.

Цаплинский мост — первый в мире подвесной мост подобной конструкции. Строили заключённые. Раньше тут проходил Чуйский тракт, сейчас мост в аварийном состоянии. Ездят по-новому.

Золотой Ленин — маленькая скульптура вождя революции. Позолоченный.

Ининские стелы — древние каменные стелы за Иней. Использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. Рядом курган.

Слияние Катуни и Чуи

Сакральное место. За слиянием рек наблюдают со смотровой площадки рядом с дорогой.

Самые любопытные проезжают по мосту через Чую и спускаются к рекам.

Или проезжают еще дальше по мосту через Катунь. Здесь в скалах проходит дорога.

Крупнейшее собрание петроглифов в Сибири. Без экскурсии не пускают.

Каменное изваяние воина. Видно с дороги. Прямо за ним, на наскальные рисунки.

Белый Бом и пещера

Огромный отвесный утёс на Чуйском тракте. Памятное место. Именно тут путник клал шапку на дорогу — аналог современного светофора.

На западном склоне Белого Бома есть пещера. Туристы про неё не знают.

Герой известной песни, памятник погибшим водителям.

Напротив остатки старого Чуйского тракта.

Исчезающее озеро

Про это озеро практически никто не знает. После землетрясения в 2003 году что-то произошло и теперь озеро исчезает. Почти пересохло.

В Белом Боме нужно проехать по мосту и проехать немного выше по течению Чуи. Скоро дорога серпантином пойдет вверх.

Водопад Ширлак и порог Бегемот

Или «Девичьи слёзы», хорошо просматриваются с трассы.

Напротив есть свороток. Он ведёт к порогу Бегемот — относится к пятой-шестой категории сложности. Здесь рождался советский рафтинг.

Мажойский каскад

Череда сложнейших порогов Чуи. Выглядят довольно мощно и эпично. Даже опытные рафтёры сушат здесь весла, а ниже продолжают сплав.

Гейзерное озеро

Небольшое живописное озеро с голубым илом на дне. Его выбрасывают на поверхность термальные источники.

Сюда ведет тропинка по болотистой местности и заваленным брёвнам.

Заброшенная Чуйская ГЭС

Её иногда так и называют — «Плотина дураков», Акташская ГЭС. Её каналы раскинуты на четыре километра. Какая же работа тут кипела и всё коту под хвост.

Гигантская рябь течения

Одна из самых эффектных в мире. Во времена Белки Скрата тут было ледниково-подпрудное озеро. Плотину прорвало и появилась рябь.

Куехтонарские плавильные печи

Древние плавильные печи у речки Куехтонар. Тяжело найти сразу, ищите крутой берег и лиственницы.

Когда-то тут ковали доспехи.

Марсианские пейзажи. Заброшенные штольни

Горы по-особому красные в двух местах — условно Марс-1 и Марс-2.

Первый находится на правом берегу р.Чаган-узун, ближе к устью. Виден с дороги.

Второй в семи километрах от тракта на левом берегу р.Кызыл-чин. Также виден с дороги.

Горы красного, бурого, желтого цветов из-за высокого содержания ртути в породах.

Вход в штольни завален.

Большие каменные глыбы образуют круг. В центре жертвенник.

До сих пор используются местными.

Талдуринский оползень

Слышали про мощное алтайское землетрясение в 2003 году? За Бельтиром есть гора, которая трещала по швам.

А ведь достаточно всего лишь свернуть с дороги.

Одна из крупнейших в стране и самая мощная на Алтае.

Кош-Агач — самое солнечное место России.

Тархатинский мегалитический комплекс

Алтайский стоунхендж, обсерватория. Ориентировано по сторонам света.

Украшены наскальными рисунками.

Дальше дорога ведёт в Джазатор, степь Самаха, плато Укок, но только с пропуском. Если интересно, как получить такой пропуск, пишите.

География

Вопрос о том, где находится Чуйский тракт, многих может поставить в тупик. Скорее всего, они ответят – на Алтае. Что будет не совсем верно. Чуйский тракт берет свое начало в Новосибирске, а заканчивается на границе с Монголией. Но это только российская часть трассы М52, так официально называется дорога. Тракт возник и существует как важный путь из России в Азию. Поэтому тракт продолжается через монгольский Ярантай, китайский Урумчи, пакистанский Исламабад и заканчивается в Карачи. Российская часть, т. е. собственно Чуйский тракт имеет протяженность 968 км. Дорога проходит через три ландшафтные зоны: равнину, предгорье и горы. Климат, в котором существует тракт, суровый, здесь наблюдаются большие перепады температур. Если в Бийске может быть +20, то на Семинском перевале может быть -5 и будет идти снег. Если до Семинского перевала в пути можно часто попасть под дождь и снег, то за ним начинается сухая зона и, например, в районе Акташа, осадки уже редкость. С большой протяженностью тракта связано и природное разнообразие, которое можно наблюдать из окна автомобиля.

Маршрут по дням

День 1

Сегодня мы стартуем из Новосибирска, встречаемся в 6:30 у киоска “Русские блины” возле “Маринс Парк Отеля”. Знакомимся, собираем группу и выдвигаемся в путь по Чуйскому тракту! Завтракаем в придорожном кафе “Грань Алтая”.

Около 12 – 13 часов мы будем в Бийске, где встречаемся со второй частью группы.

В течение дня мы проедем границы Алтайского края и Республики Алтай, а вечером заедем на наш первый горный перевал – Семинский.

Заселяемся в гостиницу визит-центра Каракольской долины Уч-Энмек и ужинаем в гостевом аиле.

  • Граница Алтайского края и Республики Алтай
  • Семинский перевал

День 2

Второй день мы начнем с экскурсии по священным местам Каракольской долины: увидим древние петроглифы, курганы и кезер-таш – “каменного воина”, узнаем, почему в память о погибших в Великой Отечественной войне на территории долины установили памятник суслику, а при благоприятных погодных условиях сумеем взглянуть на священную гору Уч-Энмек.

  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина

Эта гора  и прилегающие к ней территории издревле считались особыми. Коренные алтайцы верят, что здесь находится акупунктурная точка земли, и Каракольская долина является хранилищем информации о ключевых процессах, происходящих на планете. Индейцы Северной Америки говорят, что Уч-Энмек — одна из 20 гор, объединяющих Землю. Ученые называют это место колыбелью мировых цивилизаций, и до сих пор ломают головы над загадочными курганами, стелами и петроглифами. К середине дня возвращаемся в гостиницу и обедаем.

Продолжим изучать окрестности, теперь пройдемся по селу Онгудай, поднимемся на обзорную гору, пройдем Успенский храм и сувенирные лавки.

День 3

Выдвигаемся дальше, сегодня у нас второй горный перевал — Чике-Таман. С него открывается интересный обзорный вид, походим по окрестностям и изучим его.

  • Перевал Чике-Таман
  • Перевал Чике-Таман
  • Перевал Чике-Таман

К обеду мы прибудем на место слияния рек Чуи и Катуни. Когда реки чистые, очень хорошо видно полосу соединения воды разного цвета. Обедаем в кафе “Чуй-Озы”.

Чуть позже заедем на петроглифический комплекс Калбак-Таш и изучим старинные начертания. По пути у нас еще будет водопад Ширлак и памятник водителям Чуйского тракта.

  • Петроглифы, Калбак-Таш
  • Калбак-Таш
  • Калбак-Таш
  • Памятник водителям Чуйского тракта
  • Водопад Ширлак
  • Водопад Ширлак

К концу дня прибываем в поселок Акташ и заселяемся на турбазу.

День 4

Сегодня у нас очень насыщенный день, начинаются по-настоящему величественные горные виды и самые красивые места!

Выезжаем утром в сторону границы с Монголией и со временем нам открывается красавец Северо-Чуйский хребет. Не забываем останавливаться и фотографировать интересные панорамы.

  • Северо-Чуйский хребет
  • Северо-Чуйский хребет

Потом поворачиваем в сторону Алтайского Марса, проезжаем по степному ландшафту и вот он – красавец Марс. Оставляем транспорт и идем изучать разноцветные космические пейзажи. После обедаем в селе Кош-Агач и там же посещаем отдел с монгольскими товарами — одеждой из шерсти яка и верблюда, необычным чаем и другими этническими товарами.

  • Марс
  • Марс
  • Марс

Уже возвращаясь на базу, к концу дня мы заедем на необычайно красивое бирюзовое Гейзерное озеро. Это просто чудотворение природы!

  • Гейзерное озеро
  • Гейзерное озеро

День 5

Начинаем обратную дорогу. И останавливаемся там, где еще не были. Заедем на сувенирный рынок Семинского перевала, остановимся у источника Аржан-Суу, изучим ассортимент местного рынка.

Семинский перевал

К концу дня у нас будет водная экскурсия! Прокатимся с ветерком на моторной лодке до Камышлинского водопада!

  • Камышлинский водопад
  • Камышлинский водопад

Заселяемся на базу отдыха “Чыгыш” в поселке Усть-Сема.

День 6

Последний день нашего автопутешествия. Выезжая с Алтая, мы не забудем заехать на обзорную экскурсию по краеведческому музею Горно-Алтайска, чтобы запомнить Алтай еще лучше!

Около 15 часов дня прибываем в Бийск, а ближе к 9 часам вечера будем в Новосибирске.

Экскурсия по дороге в тысячу км

Попытки создания музея Чуйского тракта предпринимались не один раз. В фондах Бийского Краеведческого Музея им. В. В. Бианки хранится переписка, датированная 1936 г., о создании экспозиции по истории строительства Чуйского тракта — между первым директором музея и начальником строительства дороги Вишневским Н.В. К сожалению, в начале 1990-х старый музей был утрачен.

В основу первой экспозиции музея нового музея, открытого в 1992 г., легли раритетные предметы: карты, изготовленные В.Я Шишковым, известным советским писателем, разработчиком правобережного Катунского варианта Чуйского тракта. Также в Управлении Чуйского тракта долгое время хранились топоприборы, которыми пользовались техники-изыскатели Томского округа путей сообщений.

К оформлению музея были привлечены известные художники Бийска, одним из первых экспонатов музея стал макет Чуйского тракта, изготовленный бийским художником Станиславом Дулепинским. Ю.П. Коробейниковым были созданы диарамы «Дембельский мост», «Старый и новый мосты в с. Иня», которые до сих пор используются в экспозиции музея. В музее хранятся документы по истории строительства дороги, фотографии, награды первых водителей Чуйского тракта, предметы быта конца XIX–XX вв., связанные с историей строительства тракта и его автомобилизации.

В последующие годы музей быстро развивается, открываются новые экспозиции: в 2014-ом году был открыт зал «Автомобилизация Чуйского тракта»; в 2016-ом реконструирован первый зал музея «Дорога тысячелетий»; в 2018-ом планируется создание новой экспозиции «История изысканий и строительства Чуйского тракта».

Одним из наиболее интересных экспонатов обновленного музея является памятник Кольке Снегиреву, «самому отчаянному» шоферу тракта, главному герою песни «Есть над Чуей-рекою дорога». Сама песня появилась на Чуйском тракте в начале 30-х годов прошлого века и быстро разлетелась не только по Алтаю, но и по всей стране.

Но как выяснил в середине 1960-х гг. барнаульский журналист Юрий Козлов, Кольки Снегирева не было, а был Николай Ковалев, один из первых водителей города Бийска, который работал на Чуйском тракте. Он в отличие от героя песни не погиб, а жил и работал в Бийске. В 1986 ветераны транспортного предприятия «Совавто-Бийск», осуществлявшие перевозки в Монголию, установили на Белом Боме памятник Кольке Снегиреву и своим друзьям, погибшим на Чуйском тракте. В 2012 году в результате реконструкции памятник был смещен на обочину дороги, а затем оказался в канаве. Чтобы спасти и сохранить памятник, сотрудники музея организовали небольшую экспедицию и привезли его в Бийск — так музей пополнился уникальным экспонатом, который занял свое почетное место в экспозиции.

Новый памятник шоферам Чуйского тракта

Круг посетителей музея за последние годы значительно расширился. Очень часто в музее стали бывать горожане, туристы из разных регионов нашей страны, иностранные гости – США, Китая, Монголии, Германии, Франции, Польши. В последние годы музей стал съемочной площадкой для телевизионных передач и фильмов. Здесь снимались «Непутевые заметки» Д. Крылова, «Письма из провинции» и др. В сентябре 2016 г. известный музыкант и режиссер Игорь (Гарик) Сукачев снимал здесь свой фильм «То, что во мне» (рабочее название — «Алтайская песня»): «Чуйский тракт на Алтае — потрясающая дорога для путешествий. Я ехал на своем мотоцикле от Нулевого километра города Бийска, где находится прекраснейший Музей Чуйского тракта, до монгольской границы…».

От себя добавим, экспозиция будет интересна не только отраслевым специалистам, но и широкому кругу граждан. Т.к. в ней представлены не только предметы истории быта, работы и жизни строителей дорожников — отдельно стоит упомянуть написанные маслом картины с видами автодороги. В книге посещений автор данных строк оставил запись от 24.02.2018 — может быть, кто-нибудь из наших читателей сможет ее увидеть. Еще два подобных музея существуют в Эстонии и в Литве — возможно, со временем на своих страницах мы также сможем о них рассказать.

Станислав ДОНИН

Умный в гору не пойдет

Первая наша остановка была в районе Белокурихи. От Змеионгорска до Белокурихи можно проехать через Барнаул по хорошей асфальтированной дороге, а можно как мы, через Краснощеково — по пыльной, почти проселочной дороге. По асфальту дольше километров на 200, по проселке очень пыльно, машину и все содержимое после этого придется мыть.

Обычно в путешествие, заезжая в какие-нибудь города мы пользуемся услугами Booking.com, но у путешествия на машине есть свои плюсы:

  • можно взять палатку и спальники;
  • можно ночевать в любом понравившемся месте;
  • больше свободы;
  • больше ощущений и приключений.

Серпантин Белокуриха-2

На горе идет активная стройка. Думаю, скоро там появится туристический комплекс. Асфальт закончился, началась грунтовка. Какое же было наше удивление, когда в свете фар (а было уже около полуночи) мы увидели настоящий Пипелац. Мы сразу поняли, что нам сюда, и разбили лагерь.

Пипелац

Кто-то из фанатов фильма Кин-дза-Дза хорошо постарался: кроме Пипелаца выставлены другие средства передвижения.

Прогулка по Белокурихе-2 будет интересна не только любителям фильма, но и грибникам. Грибов там видимо-невидимо. Мы очень жалели, что путешествие только началось, и грибы нам собирать некуда — не было возможности их переработать. На горе много тропинок для любителей пешей ходьбы, сверху открываются очень красивые виды.

В амбаре

Свежий воздух и интересные развлечения не заставят скучать. Мы, например, поднялись по канатной дороге в Белокурихе.

Вид с канатной дороги

Впечатления от дороги: долго и дорого. Цена: 400 рублей, на горе можно погулять, посмотреть разные скалы, которым местное населения дало красивые названия.

После Белокурихи через Бийск мы выехали на Чуйский тракт — красивейшую дорогу, соединяющую Россию и Монголию. Ее можно подсократить через село Алтайское, но мы научены опытом, поэтому решили ехать в обход. Заехали в село Сростки к памятнику Василию Шукшину.

Памятник Шукшину

В Сростках есть парк, посвященный героям произведений Шукшина, дом-музей, в котором он родился, и памятник на горе Пикет. Когда мы собирались ехать, думали, что памятник на горе будет найти не сложно, но оказалось сложно найти саму гору. 

Возникновение дороги

О дороге из Китая в Сибирь есть упоминания еще в старинных китайских хрониках. Тогда этот путь назывался Мунгальский тракт. Дорога эта существует как минимум 1000 лет, ее протаптывали воины и торговцы. Путь был непростым, но очень нужным, поэтому люди, невзирая на трудности, преодолевали Алтайские горы. Первым этапом более основательного освоения этой дороги стал конец 18-го века, когда началась более активная торговля Сибири с Монголией. В Кош-Агаче проводилась ярмарка, на которую торговцы из Бийска везли свои товары. Кроме того, по этому пути совершались религиозные паломничества тюркских народов. В те времена дорога была обычной вьючной тропой, которая петляла между скал, по ней было возможно только одностороннее движение. Торговые интересы Российской империи в странах Азии сдерживало отсутствие дороги, по которой могла бы проехать телега, поэтому необходимость обустройства этого пути становилась все более острой.

Климат и погода

Из-за большой протяженности и особенностей рельефа климат Чуйского тракта неоднороден. Северная часть магистрали от Новосибирска до Бийска проложена в местности с умеренным континентальным климатом. Среднегодовая температура – от +1,8 °C в Новосибирске до +3,2 в Бийске. Зимы холодные, с устойчивым снежным покровом. В январе средняя температура составляет от -14 до 16 °C. Лето – жаркое, в июле средняя температура достигает отметок в +19 – +20 °C. Увлажненность средняя, круглогодичная, максимум осадков выпадает в июле. Предгорья, в том числе и Горно-Алтайск, отличаются более мягким климатом – зимой тут чуть теплее, а летом чуть прохладней, чем в степях Новосибирской области и Алтайского края.

Горные перевалы (Семинский и Чике-Таман) отличаются суровым климатом с очень низкими температурами зимой. Отрезки между перевалами лежат в условиях плоскогорья средней высоты. Эти районы (Акташ, Онгудай, Иня) отличаются сухим климатом с малоснежными зимами, ясной погодой и ощутимыми ветрами. Среднегодовая температура составляет -0,3 °C.

Самые суровые климатические условия на протяжении Чуйского тракта отмечены в межгорных котловинах – Курайской и Чуйской степях. Это объясняется феноменом температурной инверсии – в зимнее время весь холодный воздух скапливается в низинах, поэтому с повышением высоты над уровнем моря температура повышается. Морозы в Чуйской степи могут достигать отметки в -60 °C. Период без заморозков обычно не превышает и 2 месяцев, но и летом они вполне могут случиться. Средняя температура января составляет -32 °C, в июле воздух в среднем прогревается до +14 °C. Кроме экстремально низких температур Чуйскую котловину отличает минимальное количество осадков. Их среднегодовая сумма – всего 80-150 мм, и те выпадают исключительно в летнее время. Единственный плюс местного климата – здесь почти всегда светит солнце (более 300 дней в году).

Сростки

Памятник Шукшину на горе Пикет, Алтай / фото wikimedia.org

На 388 км Чуйского тракта дорога проходит через село Сростки.

Сростки — родина Василия Макаровича Шукшина.

Именно здесь проводится ежегодный фестиваль «Шукшинские дни на Алтае». Рекомендую заехать в Мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина.

К объектам музея относится: дом, в котором провел детские годы Василий Макарович, школа, усадьба матери и гора Пикет.

  • Цены: 60 руб./40 руб. (льготный). Экскурсионный билет для группы от 5 человек: 100 руб./65 руб. (льготный).
  • Адрес: ул. Советская, 86.

В Сростках по обе стороны дороги расположен рынок, где продаются «сростинские пирожки».

Вдохновившись легендами Алтая направляемся дальше в Республику Алтай.

Место слияния Катуни и Чуи

Примерно в пяти километрах от Ининских стел на обочине Чуйского тракта расположена тесная парковка с юртоподобной торговой лавкой, выглядящей совершенно заброшенной в мае, но наверняка работающей летом.

Это — одно из самых известных мест Горного Алтая: точка слияния двух рек — Катуни и Чуи.

На многочисленных фотографиях это место выглядит крайне живописно: ярко-бирюзовая Катунь, в которую впадает мутно-молочная Чуя, причём их воды ещё какое-то время не смешиваются и бегут бок о бок. Красота-лепота! Но чтобы увидеть такую картину, нужно приехать на Алтай осенью.

В мае всё гораздо прозаичнее: обе реки — грязно-бежевого цвета, хотя и разных оттенков.

Место слияния Катуни и Чуи — для алтайцев священно. Да, местные религиозные верования — довольно запутаны. Если обобщить, то это — некая смесь алтайских народных обычаев с буддизмом и шаманизмом. А если углубиться в детали, то каждый верует по-своему. Общий для всех алтайцев принцип — уважение к природе и различным «особенным» объектам — рекам, озёрам, горным вершинам и перевалам. Верховное божество — Алтай-Кутай, Дух Алтая, хозяин гор.

Наиболее распространённое религиозное движение на Алтае — «ак янг», белая вера, известная также как бурханизм. Это движение зародилось в начале XX века как противопоставление «чёрной» шаманской традиции. Типичный атрибут бурханизма — дьялама, обрядовая лента, которую принято оставлять в особо почитаемых местах, чтобы задобрить местных духов. Конечно, эта традиция очень похожа на буддийский , и дьялама — несомненно его близкая родственница. Но если хадаки бывают разных цветов, то дьяламы чаще всего — белые.

С повязыванием дьяламы связано несколько важных правил. Во-первых, её нельзя отрезать от куса ткани — только отрывать. Во-вторых, дьяламу перед использованием обязательно нужно очистить, окурив дымом можжевельника. Повязывать её можно либо на специальный ритуальный шест, либо на березу, лиственницу или кедр, но ни в коем случае — не на сосну и не на ель. Ритуал нельзя проводить в тёмное время суток и в убывающую луну, это — к беде. Человек, повязывающий дьяламу, должен обязательно вслух произнести своё имя, род и рассказать духу о цели прибытия. После совершения ритуала нужно отойти на несколько шагов в сторону и произнести молитву.

Как и в Прибайкалье, туристы, насмотревшись на украшенные дьяламами перевалы и другие алтайские святилища, тоже начинают привязывать там свои ленты. В ход идёт всё — российские триколоры, георгиевские ленточки, иногда — носки и другие детали одежды. Так делать нельзя, для алтайцев это — осквернение их святынь и очень серьёзное оскорбление. Считается, что повязывать дьяламу может только человек, относящий себя к местной религии, а всё остальное — от лукавого.

На фото — моя счастливая бабушка на краю смотровой площадки, с которой открывается вид на место слияния Катуни и Чуи. Слева от неё — небольшой куст, с повязанными на него дьяламами.

Если переехать на противоположный берег Чуи по новому мосту — там будет живописная дорога, ведущая к селу Инегень.

Она резко пересечёт высокое плато и, спустившись с него, устремится вверх по течению вдоль русла Катуни.

Место это — тоже дивной красоты.

Правда, чтобы оно предстало во всём своём великолепии, должна стоять солнечная погода.

А нам пока с этим катастрофически не везёт.

Как бы там ни было, но большинство «открыточных» видов Горного Алтая, которые вы регулярно встречаете в сети, — тех, где рядом с позолотевшими лиственницами несёт свои бирюзовые воды Катунь, а над всей этой лепотой возвышаются укрытые снегами горные вершины, — снято как раз здесь.

Наш дальнейший путь лежит по долине Чуи. Туда — к границе с Монголией — устремляется и Чуйский тракт.

Достопримечательности и инфраструктура на Чуйском тракте

Предлагаю рассматривать Горный Алтай, Чуйский тракт именно, начиная от Бийска. На участке Бийск – Майма обязательно нужно остановиться хотя бы на несколько часов в селе Сростки – родном селе Василия Шукшина. Здесь расположен его дом-музей и гора Пикет, на которой любил бывать знаменитый писатель, режиссёр и актёр. А ещё непременно нужно заглянуть в парк деревянной скульптуры, парк называется «Чудики». Экспонаты этого парка созданы по произведениям В. М. Шукшина.

Двигаясь по Алтаю в путешествии по Чуйскому тракту дальше на юг, мы въезжаем в Республику Алтай. Перед границей (проезд через которую свободный), вас встретит памятник «Пилигрим».

Первый крупный населённый пункт в Республике Алтай – село Майма. Село и правда очень большое, больше похожее на посёлок городского типа. Чуйский тракт проходит сквозь него. В Майме множество крупных и мелких магазинов, где можно купить еды на долгую дорогу, есть кафе и закусочные.

Столица Республики – Горно-Алтайск, находится несколько в стороне от Чуйского тракта, нужно свернуть влево. Но я туда советовала бы заехать, чтобы побывать в Горно-Алтайском музее. Очень интересная и богатая экспозиция, есть специальный зал, посвящённый Алтайской Принцессе. А в определённое время (точно знаю, что в воскресенье в первой половине дня, но, возможно, и в другие дни) можно увидеть лежащую в саркофаге мумию Принцессы.

Участок Чуйского тракта между Маймой и Усть-Семой самый, пожалуй, обжитой. Здесь тракт идёт вдоль Катуни, и на обеих сторонах тракта туристические базы и гостевые дома идут буквально сплошняком. Есть достаточно фешенебельные и дорогие, а есть и со вполне демократичными ценами. Летом иногда даже бывают автомобильные пробки.

В Алтае в путешествии по Чуйскому тракту, на этом участке я бы посоветовала остановиться возле села Манжерок, чтобы подняться на канатно-кресельном подъёмнике на горку Малая Синюха.

Представляют интерес расположенные на левом берегу Катуни Талдинские пещеры (при движении в сторону Монголии нужно будет перейти или переехать реку).

Ради любопытства побывайте на искусственном озере Бирюзовая Катунь. Летом здесь действует аквапарк, множество кафе, сдаются домики, проводятся дискотеки и прочие подобные мероприятия. Но лично мне это место, если честно, не очень нравится: слишком многолюдно, дорого, пафосно. И при этом весьма хамоватый персонал, и вообще, обслуживание оставляет желать лучшего.

Бирюзовая Катунь – это целый комплекс, помимо аквапарка, построен горнолыжный комплекс, достаточно шикарная четырёхэтажная гостиница.

В Усть-Семе Чуйский тракт пересекает Катунь и уходит в сторону. Сосновые и еловые леса постепенно сменяются лиственными. Кафе и турбазы попадаются всё реже. И присутствие человека ощущается всё меньше – и это лично мне особенно нравится.

Далее по курсу в Алтае в путешествии по Чуйскому Тракту – райцентр Шебалино. Здесь можно остановится на ночёвку, купить продукты, зайти в кафе. После Шебалино Чуйский тракт начинает ощутимо забирать вверх, приближаясь к Семинскому перевалу. Подъём плавный, любая машина с исправным двигателем забирается легко.

Семинский перевал меня лично не особенно впечатлил. Здесь установлена стела в ознаменования присоединения Горного Алтая к России, есть сувенирные киоски, продаются шашлыки.

Съесть вкусный полноценный обед и переночевать можно в гостинице Золотой Кедр. Минимальная цена – 600-700 рублей с человека за ночь. Рядом с Семинским перевалом есть горнолыжные спуски, отличные биатлонные трассы, гостиница и турбаза.

Перевал Чике-Таман

По пути к следующему перевалу дорога проходит через крупный поселок Онгудай, где можно отовариться в крупном (по алтайским меркам) магазине и заправиться. Следующая хорошая заправка — через 150 км.

Высота перевала Чике-Таман — 1295 м. Это ниже, чем высота Семинского перевала, но подъем воспринимается более экстремально. Дорога серпантинная, с резким набором высоты. На вершине оборудована автомобильная парковка и смотровая площадка с панорамой Теректинского хребта. Вид шикарен.

Наверное, каждый, кто был на перевале, пробовал чебуреки. Их манящий аромат разносится по всей вершине. Лепят и жарят при вас. Разные начинки, а еще хворост, беляши, калачи. Обязательно пробуем все с травяным чаем. Также здесь череда сувенирных лавок, ассортимент, что и везде.

Пройдите вглубь базарчика и увидите старую дорогу. Посмотрите, поблагодарите горных духов и правительство Республики Алтай за новую дорогу. Памятник строителям Чуйского тракта установлен здесь по праву. По старому пути прогуляйтесь пешком, найдете красивые локации для фото.

Спускаясь с перевала, наблюдается смена природных зон. Смешанные леса остаются позади, впереди каменные горы. Возможно, они не поражают своей красотой, но несут сильную энергетику, которой нет в начале пути. Чтобы скрасить первые эмоции от нового Алтая, рекомендую заехать на кордон Кур-Кечу.

Кош-Агач

В середине мая в верховьях Чуи — всё ещё зима. Лето здесь — скоротечно, а дней, когда столбик термометра не опускается ниже нуля, — дай бог если шестьдесят за год наберётся.

Тамба-Суу — одна из множества речушек, рождающихся на склонах окружающих Чуйскую степь хребтов и несущих свои воды через Чую, Катунь и Обь в Карское море.

В месте, где сливаются Чуя и Тамба-Суу, находится Кош-Агач, административный центр одноимённого района.

Отсюда до границы с Монголией — всего семьдесят километров. Однако подавляющее большинство местного населения — казахи.

Интерес вызывает монгольский рынок, на котором закупаются товарами все владельцы лавок, расположенных вдоль Чуйского тракта. Ассортимент — широк (особенно много изделий из шерсти и кашемира), а цены — приятны. И торговаться с местными — одно удовольствие, будто с арабами.

Ещё в Кош-Агаче есть вполне достойная (по горно-алтайским меркам) гостиница, в которой мы остановились на ночлег.

В центре села установлен памятник Ленину. Его постамент отделан кафелем, по внешнему виду, кажется, отодранным в какой-то местной столовой.

Чуйская степь — природный очаг чумы. По всему Кош-Агачу установлены огромные рекламные щиты с напоминаниями, что ловить и есть грызунов не стоит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector