Женский монастырь дивеево

Выбор монашеского пути и современное состояние монастырей

В православной церкви к выбору монашеского пути всегда старались подходить серьезно и осознанно. И выбор этот уважали.

После революции многое изменилось в России. Еле теплилась сама традиция монашеской жизни. Старые монахи умирали, а новые почти не приходили. Новая жизнь без веры исключала саму возможность иной, нежели светская, жизни. Альтернатив не было. А те, кто ее искал преследовались.

Неудивительно, что при такой политике из народа ушло само понимание сути монашества. Для многих современников монахи – чудаки, непонятно зачем отказавшиеся от радостей, возможностей и успеха обычной мирской жизни.

Те люди, которые пополнили ряды монахов и монахинь в 80-х – начале 90-х годов прошлого века, по сути, стали первопроходцами. Они еле-еле успели перехватить преемственность у последних иноков, переживших революцию и чудом доживших до конца XX века.

То, что это вообще произошло, по сути своей чудо.

Есть очень хорошие проповеди в книге Александра Шаргунова «Миражи любви», где он, насколько это возможно, раскрывает полноту подвига новомучеников Российских, пострадавших в годы советской власти. Мне запала в душу одна фраза: «Точно также смертью новомучеников открылось небо в России для многих тысяч молодых людей наших дней, родители которых оказались не в состоянии дать им веру».

Именно так и происходило с «первыми» будущими монахами наших дней – они прозревали. Неожиданно. Они не были поняты своими родителями и старшими родственниками. И таких примеров даже в нашем монастыре масса, когда молитвами своих детей-иноков родители на закате своей жизни также приходят к вере.

Господь их призвал, но им было непросто. И самым тяжелым оказалось не возведение из руин поруганных и разрушенных монастырей и храмов, а возрождение духовной жизни, о которой все пришедшие тогда к вере люди (как те, кто выбрал монашеский путь, так и те, кто решал остаться и подвизаться в миру) знали лишь по книгам.

Возрождение духовной жизни происходит в монастырях и по сей день, и процесс этот долгий и сложный. И прежде чем приезжать в паломничество в святую обитель с мыслью «что все тут должны быть святыми и относиться к паломникам так, как пишут в духовных книгах», подумайте о том, что в монастырь все наши современные монахи и монахини ушли из нашего с вами мира – полного искушений, злобы и противоречий. А для того, чтобы избавиться от привычек и перекроить себя по-новому, требуются годы.

Но и этого времени у многих нет, ибо враг рода человеческого дьявол – не дремлет и мир искушающий наступает и на монастыри. И только воспрянув из руин, они оказались в очень трудном положении.

Нестроения в самой православной церкви, нестабильная политическая обстановка в мире, вынужденное положение искать пропитания. И как следствие – обширная торговля. А там, где торговля – там и соблазн комфорта. Но даже при всех минусах, монастырь, а тем более Серафимо-Дивеевский монастырь, остается местом святым. И кто с верой и открытым сердцем сюда приедет, тот уезжает всегда утешенным.

Как вести себя на источниках

  1. На святых родниках необходимо вести себя благоговейно, не кричать, не ругаться, терпеливо дожидаться своей очереди в купель.
  2. Набирать воду в оборудованных колодцах специальными ведрами и только потом переливать в свою посуду.
  3. Нельзя выливать остатки воды обратно в колодец, а также кидать в колодец монеты и другие предметы.
  4. Женщинам следует окунаться в воды источника в сорочке (их можно приобрести в торговых палатках на всех крупных источниках).
  5. Перед тем как испить святой воды, или окунуться, необходимо помолиться и осенить себя крестным знамением. Слова молитвы, если вы не знаете наизусть можно прочитать в часовенках, или на щитах, установленных на территории источников.
  6. Как правило, территория благоустроенных источников открыта весь световой день, с 7-8.00 утра до 20.00 вечера. А в праздник Крещения Господня – всю ночь.

Все эти правила желательно исполнять ради нашего же блага. Ибо давно подмечено в народе, если источник оскверняется, вода из него уходит – попросту исчезает. Не лишайте себя благодати. Благодарите Бога за его дар нам и приходите к святым родникам получить исцеление души и тела.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Окрестные святыни, которые тоже стоит увидеть

Прежде всего, вокруг Дивеево находятся ещё несколько святых источников, к которым можно съездить. Все они расположены относительно недалеко от монастыря и посетить их можно с другими верующими на автобусах монастырского паломнического центра или договорившись с частниками. Ту всё зависит от маршрута. Один источник можно посетить примерно за 200-400 рублей с человека.

Возле деревни Цыгановка есть источник преподобного Серафима. Согласно преданию, он образовался в ХХ веке после явления здесь самого преподобного, когда дивеевские источники были недоступны из-за политики большевистских властей. Многие отмечают, что этот ключ весьма холодный, но вместе с тем очень целебный.

В километре от села Кременки находится «Явленный» источник Божией Матери, возникший здесь ещё в 1670 году. Возле села Автодеево расположился источник во имя Святой Троицы, а у деревни Маёвка – во имя Архангела Михаила.

Также в нескольких десятках километров от Серафимо-Дивеевской обители расположены святые места, которые можно посетить с экскурсией из паломнического центра монастыря или по договорённости с местными жителями. Правда съездить к ним будет уже заметно дороже – 700-1500 рублей с человека. Это Саров, Санаксарский монастырь и Муром.

И не забудьте про Арзамас! На Соборной площади этого замечательного города стоит целый ряд красивейших храмов, среди которых Преображенский собор-памятник героям Отечественной войны 1812 года. А в зимнем кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в левом приделе находится редкая икона Богородицы, которой молятся о даровании чад.

В Сарове можно попасть в Свято-Успенскую Саровскую пустынь, в которой начинал свой подвиг преподобный Серафим. В советские годы пустынь была разорена и закрыта, но сейчас активно восстанавливается. Неподалёку от Сарова находятся Ближняя и Дальняя пустыньки батюшки Серафима. В Дальней пустыньке святой совершал самый известный из своих подвигов – тысячедневное моление на камне. Первый камень паломники давно раздробили и разнесли по домам, как святыню, но вместо него установили новый, похожий, который там можно увидеть.

В лесах Мордовии притаился Санаксарский мужской монастырь. В этой обители в уникальной деревянной раке, напоминающей корпус корабля и элементы его такелажа и рангоута, покоятся мощи святого праведного Фёдора Фёдоровича Ушакова, адмирала российского флота, много раз приносившего нашей стране громкие победы. Там же можно поклониться мощам дяди адмирала – преподобного Фёдора Санаксарского и мощам Александра Санаксарского, одного из игуменов обители.

До недавнего времени в Санаксаре подвизался старец Иероним (Верендякин), у которого было множество духовных чад по всей России. Теперь он похоронен в стенах обители, его могилу посещает множество паломников, а книги с его наставлениями расходятся по стране огромными тиражами.

Санаксарский монастырь расположен в удалении от основных дорог в очень живописном месте на берегу озера и порадует глаз ценителей архитектуры. Единственный минус путешествия сюда – очень плохое качество мордовсих дорог…

Наконец, из Дивеево можно съездить в Муром – на родину преподобного богатыря Илии Муромца.

Здесь паломники найдут святых покровителей брака Петра и Февронию Муромских, перед мощами которых смогут сотворить молитву в Свято-Троицком женском монастыре. А в Муромской Николо-Набережной церкви, расположенной на берегу реки Оки, стоит поклониться мощам ещё одной покровительницы брака – святой Иулиании Лазаревской.

Напротив Свято-Троицкой обители находится мужской Благовещенский монастырь. Он был основан Иваном Грозным после взятия Казани в 1552 году, на месте захоронения князя Константина и его семьи, причисленных к лику святых за распространение христианства на муромской земле.

Архитектура древнего Мурома будет интересна для ценителей старины. Здесь есть много красивейших храмов четырёх- пяти- и даже шестивековой давности постройки.

Святыни монастыря

Именно бесценные святыни Дивеевского монастыря привлекают сюда тысячи паломников ежегодно.

В первую очередь, многие стремятся прикоснуться к мощам преп. Серафима Саровского, которые находятся в Троицком соборе монастыря. Говорят, что мощи, как и некогда сам старец, исцеляют людей от всяких недугов – как телесных, так и душевных. Летом в очереди к мощам старца можно простоять около получаса. Чудотворной силой, считается, обладают и некоторые вещи старца, хранящиеся в монастыре. Часто паломники набирают себе домой сухарей и масла, освященных таким способом.
Другой знаменитой святыней является чудотворная Канавка, выкопанная вокруг монастыря преп. Серафимом по указанию Богородицы в течение 4 лет.

Знаете ли вы? Считалось, что Канавка эта не пропустит антихриста, когда тот придет к монастырю. Доброй традицией стало проходить паломнический круг по этой Тропе, читая молитвы. Лучше всего 150 раз прочитать молитву Богородице или приветствие Архангельское.

Также в монастыре хранится много ценных икон, мощи других святых, а вокруг него бьют несколько источников с целебной водой. В некоторых из этих источников можно искупаться (и зимой, и летом температура их воды составляет от 8 до 10 градусов).

Знаете ли вы? Прочитав перед этим специальную молитву и окунувшись с головой 3 раза либо облившись 3 раза из ведра, можно очиститься и получить исцеление. Вода, набранная в источниках, также обладает целебной силой

Важно! Важно помнить, что никакой целебный источник, иконы и старцы не смогут подарить вам исцеления на длительное время, если вы сами внутри не изменитесь. Только искренне стремящаяся к свету душа получит блага от этих святынь

Советы посетителям религиозных объектов

Даже неверующему и некрещеному человеку нельзя воспринимать посещение православных объектов, как обычную экскурсию. Туристы заходят с познавательными целями, а прихожане или монахи заняты серьезной работой – общением с Отцом Небесным. Мешать или отвлекать их от этого дела запрещено. Запомните несложные советы, и экскурсия оставит только приятные впечатления.

Поведение

На христианских богослужениях рекомендуется постоянно помнить мудрость: «Молчание – золото». Поделиться впечатлениями можно после выхода. Мобильные телефоны имеют неприятную привычку звонить в самый неподходящий момент. Не забудьте поставить на беззвучный режим, а лучше выключить гаджеты.

В часы службы нельзя ходить по церкви. Когда читаются особо важные молитвы, двери закрываются, не продаются свечи, не принимаются записочки. Можно тихонько подпевать хору, но не отвлекать других прихожан.

Во что одеться?

Культовые сооружения предназначены для обращений к Богу и размышлений, посетители не должны отвлекать внимание верующих неподобающим обличием. Одежда должна быть скромная, но чистая и приятная на вид

Вы идете на встречу с Отцом Небесным, и выглядеть следует, как на серьезном официальном приеме. Женщины обязаны надеть платок или шапку, а мужчинам полагается снимать головные уборы. В храмах возбраняются:

  • Короткие юбки у женщин и шорты у мужчин;

  • Выраженное декольте, открытые плечи;

  • Экстравагантные прически;

  • Яркий макияж;

  • Броские украшения.

Женщинам не рекомендуется надевать брюки, тем более шорты. Юбка должна закрывать колени. Во многих храмах можно взять юбку и платок напрокат, но лучше надеть свою. По христианским законам нельзя посещать церковь в критические дни и в период беременности. В последнем случае действуют не только религиозные, но и медицинские соображения. Будущей маме не рекомендуется находиться в большом скоплении людей, чтобы избежать нечаянных толчков и инфекций.

Программа посещения Дивеево

Одно из священных мест, которое стараются посетить все паломники – Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Он расположен в живописном уголке Нижегородской области. Объект включает несколько сооружений, их следует не просто осмотреть, а выполнить там определенные действия. Непременно посетите:

  • Храмы и соборы;

  • Канавку Богородицы;

  • Икону «Умиление»;

  • Святые источники.

Дивеевский монастырь сегодня

Дивеево потрясает красотой, воодушевляет историей, присутствием благодати святого духа. Настоятельницей сегодняшнего монастыря игуменьей Сергией отмечается, что в настоящее время здесь всё восстановлено в духовном плане как в старое время.

Отреставрированы церкви, монастырские здания отремонтированы, выкопана святая Канавка. План монастыря, начертанный рукой батюшки Серафима, дивным образом совпадает с сегодняшней схемой расположения храмов. Это хорошо видно с высоты птичьего полёта. Казанский собор, Колокольня, Троицкий, Преображенский, Благовещенский соборы выстроены в одну линию.

Появились 20 скитов, подворий. Здесь нашли покой мощи блаженных – Прасковьи, Пелагеи и Марии, инокини Матроны. Стараниями монахинь иконописной мастерской расписаны стены Казанского, Преображенского, Троицкого соборов. Построены новые здания: церковные лавки, киоски требные, трапезные, корпуса для паломников.

Серафим почитал земляные работы. Гектары земли монастырской украшены цветниками. Растут и плодоносят многочисленные фруктовые деревья, ягодные кустарники. На огородах выращиваются овощи. В монастыре подвизается более 500 сестер. Жизнь их проходит в богослужении и послушаниях.

Святыни монастыря

Одной из главных святынь Дивеевского монастыря является Святая Канавка. С ней связано дивное предание о том, как Богородица явилась во время молитвы Серафиму Саровскому и повелела построить Мельничную общину. То место, на которое указала Божья Матерь, необходимо было обнести канавой и валом. Причем копать должны были исключительно сестры монастыря. Мирянам разрешено было только носить землю, насыпать вал. Работы были начаты накануне праздника Святой Троицы в 1829 году, а завершились перед Рождеством Христовым 1833 года. Более двух метров составляли глубина канавы и высота вала, лишь местами величины получились заметно меньше.

В 1900 году в конце святыни была поставлена звонница, позднее ее заменили на колокольню в пять ярусов.

Во время революции и войны Канавка частично была засыпана. А через южную ее часть провели канализационную трубу.

В 1992 году традицию обхода святыни во время вечернего богослужения с молитвой «Богородице Дево, радуйся…» возобновили.

К 2003 году восстановительные работы на Канавке были завершены. Вдоль вала была обустроена тропинка в виде бетонных плит с кованой оградкой. А годом позже по линии были установлены поклонные кресты из мрамора и деревянная часовня. Каждый человек, приезжающий сюда, может набрать святой земли. Она обладает целебными силами.

Другими святынями являются иконы Дивеевского монастыря. Самой главной из них признан образ Пресвятой Богородицы «Умиление». Перед ним молился и преставился Серафим Саровский. Сам старец называл икону «всех радостей Радостью», а для помазания больных он использовал елей из лампады перед образом.

Когда монастырь закрыли, настоятельница Александра (Траковская) вместе с послушницами перевезла икону в Муром. В 1991 году она попала к патриарху Алексию II. С тех пор находится в домовом храме его резиденции. А чудотворный список к образу можно обнаружить в правом киоте Свято-Троицкого собора.

Тысячи людей стремятся попасть в Дивеевский монастырь, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского. В 1991 году крестным ходом из Москвы их доставили в обитель.

Также в храме Рождества Богородицы, относящемуся к монастырю, хранятся мощи преподобных Александры, Елены и Марфы. В Казанском соборе почивают блаженные Дивеевские жены Пелагия, Мария, Параскева и исповедница Матрона (Власова).

В 2009 году в дар Дивеевской обители передан ковчег с частицами останков святых Глинской пустыни.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь 19 июня 2021 года

Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Выезд из Липецка 19 июня в 05:00 (автовокзал)

Выезд из Ельца (АС №2 «Люкс Трэвел») 19 июня в 03:30

Возвращение 21 июня (2дня /1ночь)

Стоимость поездки 2 700 тыс. Тел: 8-910-742-69-99

В 2021 году Троица приходится на 20 июня. Официальное церковное название праздника – День Святой Троицы. Праздник Святой Троицы особо почитается в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, ведь в день Пятидесятницы обитель отмечает престольный праздник. Также с праздником связана история возникновения святой Канавки. Именно накануне этого праздника в 1829 году одна из сестер увидела преподобного Серафима, который сам начал копать Канавку. Возвратясь на то место все вместе, сестры уже не нашли его, а лишь только лопату и мотыжку на вскопанной земле.

Есть на Земле такие удивительные места, где неосязаемое становится ощутимым и понятным, где сквозь границы материального мира проникает чудесная тайная благодать. Такие места называются Святыми. Одно из таких удивительных благодатных мест – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь – настоящая жемчужина всего Православного мира. Серафимо-Дивеевский монастырь – особенное место на Земле. Сама Царица Небесная взяла эту обитель в Свой Четвертый Удел. Здесь есть великая, уникальная святыня – канавка на территории монастыря, по которой прошла сама Пресвятая Богородица. Преподобный Серафим Саровский — великий православный святой и основатель монастыря говорил: «Счастлив всяк, кто пробудет у Убогого Серафима в Дивеево…, ибо Матерь Божья каждые суткипосещает Дивеево…»

Кто канавку эту пройдет и «Богородицу…» сто пятьдесят раз с вниманием прочтет, «…тому здесь и Афон, и Киев, и Иверия…»

Вы сможете пройти с молитвой по знаменитой Канавке Царицы Небесной, приложиться к мощам великого святого Серафима Саровского, совершить исцеляющие омовения и проникнуться тайной благодатью одного из самых святых мест всего Православного мира. «О Канавке говорил мне батюшка, – рассказывала сестра Ксения Васильевна (монахиня Капитолина), – да и всем говаривал, что потому она так вырыта, что это самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли! Стопочки Царицы Небесной, матушка!»

На территории и в окрестностях села Дивеева находятся Святые источники, известные своими удивительными исцелениями. Паломники из всех уголков нашей Родины и из-за рубежа приходят сюда с верой в чудо. Вы совершите исцеляющее омовение в купелях источников и примите благодать святой воды со смирением и молитвой. Наберите святой воды, чтобы взять ее домой, и пейте ее каждый день. Это источник в честь Казанской Божией Матери, при расчистке которого была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери, источник одного из самых «народных» святых – святого Пантелеймона, прозванного «исцелителем»; источник в честь Божией Матери Иверской; источник Матушки Александры — первой игуменьи монастыря, при котором выстроена купальня и возведена часовня. Мы посетим Источник Серафима Саровского, сам батюшка Серафим явился на берегу реки Сатис – там, где проходило ограждение секретного объекта, расположенного на территории Саровского монастыря. Был преподобный Старец в белом балахончинке и с посохом в руках. Трижды он стукнул посохом о землю – и образовались три источника.

При этом батюшка сказал, что сюда будут приходить люди и получать исцеления.

Многие кто не может по каким-то причинам окунуться в источник (вода действительно очень холодная и требует определенного мужества), выходят из положения следующим образом, мочат купальные рубашки во всех источниках и забирают их домой.

Обувь желательно иметь удобную, возьмите полотенца и купальные принадлежности. Одевайтесь по погоде и не забудьте купить с собой живые цветы.

Внимание! Важная и полезная информация:

Вы посетите действующие храмы, дамы должны быть с покрытыми головами и желательно в юбках.

Мы посетим Святые источники. Купальни оборудованы комфортабельными раздевалками.

Захватите в дорогу термос и еду, так как обед в программе не предусмотрен.

В стоимость тура включено: транспортное обслуживание, проживание в гостинице, услуги сопроваждающего, трапеза утренняя и вечерняя.

Святые источники

Отправляясь на экскурсию в Дивеево, обязательно нужно посетить купальни, которые исцелили многих людей. Это самое настоящее сокровище известного Дивеевского монастыря. Около хутора Хитрый на границе Саровского леса исполняли свой долг служивые. Они жили своей привычной жизнью и ничего необычного не происходило. Однако один раз им посчастливилось увидеть самое настоящее чудо. Они заметили необычного старца небольшого роста, облаченного в белоснежное сияющее одеяние.

В руках у него был очень высокий посох. Его неожиданное появление сильно удивило солдат, и они решили расспросить его, откуда он к ним пришел. Однако старец не хотел замечать служивых и отвечать на их вопросы. Он трижды ударил в землю волшебным посохом и исчез, а из земли забил чудотворный источник. Сейчас там выстроили большие купальни, окунуться в целебную воду в которых можно буквально с головой.

Доступ к источнику открыт всегда, но наиболее многолюдно здесь во время религиозных праздников. Неподалеку работает ярмарка, где можно приобрести рубашки для купания, полотенца и изображения преподобного Серафима. Вода в источнике всегда холодная. Именно поэтому купаться в целебной воде рискуют только закаленные люди.

Казанский источник Дивеево – одна из самых древнейших достопримечательностей монастыря. Старинный целебный ключ бил из недр еще во времена Дивея. Во второй половине 19-го столетия была выстроена небольшая часовня, из которой до сих пор стекает святая вода. Она несколько раз перестраивалась и ее вид изменялся.

Однако несмотря на это, продержалась в хорошем состоянии почти столетие. В самом начале войны ее полностью разрушили. Несколько лет она простояла нетронутой. На этом месте во льду была найдена икона Казанской Божьей Матери, которая словно посылала тайный знак. Только лишь в конце 90-х годов целебный Казанский источник приобрел именно тот вид, который известен сейчас. С разных уголков планеты съезжаются люди, которые свято верят в чудотворную силу этой святой воды.

Еще одним исцеляющим источником Дивеево является Иверский. История его существования началась сравнительно недавно. В 70-х годах в селе увяз трактор. Люди прибежали вытаскивать его из канавы. Тяжелую машину вытянули из земли, но на месте трактора осталась выемка, в которую постепенно начала стекать свежая, чистейшая вода. Постепенно выемка превратилась в криницу. Местное население очень часто применяло эту воду, которая впитывала в себя всю силу земли и превратилась в лечебный источник.

Со временем люди на месте источника выстроили купальню из камней. Чтобы окунуться в нее, люди приезжают со всех концов света. Много есть отзывов о чудесах Дивеево, так как это святая земля, которая обладает животворящей силой.

Топ-10 основных достопримечательностей Дивеево

Его называют четвертым уделом Божией Матери на земле, поэтому все достопримечательности в окрестностях села связаны с религией.

Серафимо-Дивеевский монастырь

За историю монастыря на его территории построили 10 соборов

Это важное для верующих место, окропленное святыми источниками, освященное молитвами послушниц. Паломникам и туристам советую обязательно набрать воды в ключе, который берет начало в центре Казанской церкви, под алтарем

Она здесь имеет особый вкус.

Царский скит

Бывшее подворье Серафимо-Понетаевского монастыря затерялось в густом сосновом лесу Нижегородской области, в 12 км от Дивеево.

Тропа связана с традицией бывшего монастыря: когда совершался постриг в монашество, высаживали сосну, а если послушницей становилась особа царской крови — ель.

Вам также понравится: Что можно посмотреть в Казани за один день: самостоятельному туристу, интересные места

Музей истории монастыря

Дом-музей Параскевы Дивеевской — это место, где особенно ощущаются святая атмосфера, дух старины. Все в келье, освященной молитвами и подвигами святой, сохранилось нетронутым.

Возобновилась и былая традиция: молитвы в памятные дни, чтение Псалтири.

Усадьба Галактионовых

Недалеко от Казанской церкви расположен дом Галактионовых, где на рубеже XIX-XX вв. жили монахини Серафимо-Дивеевской женской обители, сестры Михаила и Екатерина. Усадьба сохранилась в первозданном виде. Сейчас здесь живут послушницы монастыря, так что внутрь попасть практически невозможно. Но советую осмотреть дом снаружи, ведь это прекрасный образец деревянного зодчества.

Богородская канавка

Она начинается в восточной части монастыря. По легенде, святой Серафим приказал вырыть трехаршинную канавку, чтобы монахини и паломники не забывали тропу, по которой ежедневно проходила Божия Матерь. Священники отправляют пройти по ней тех, кто в горе, несчастье или болезни и хочет излечиться от душевных и физических мук.

Лиственница царевича Алексея

В честь первой годовщины рождения сына Николая II за оградой монастыря было посажено дерево. Император выбрал это место, потому что появление наследника царской фамилии предсказала блаженная Паша Саровская (она же Параскева Дивеевская). Сейчас лиственница — одна из святынь собора. Ее кора и смола на срезе имеют цвет крови. Других подобных деревьев, как утверждают местные служители, не существует.

Святой Серафимовский источник

Считается, что родники, из которых на поверхность изливается святая вода, появляются там, где ступала нога Серафима Саровского. Могу подтвердить на личном опыте, что после купания в источнике чувствуется духовное и физическое облегчение. Вода, взятая в Дивеево, остается свежей уже несколько лет. Советую обязательно сходить на источники, искупаться или испить воды.

Казанская церковь

С Казанского собора началась история Дивеевского монастыря. Считается, что святыня построена там, где Матерь Божия когда-то явилась преподобной Александре. Это удивительно красивое место, памятник архитектуры русского барокко, который я рекомендую посмотреть даже тем, кто далек от религии.

Вам также понравится: Что посмотреть в Питере за 3 дня

Трапезный храм имени А. Невского

Храм находится в стороне от Троицкого монастыря. Это вытянутое здание с желтым фасадом, внешне типичное для своего назначения. Но большая и светлая трапезная производит чрезвычайно величественное впечатление. Здесь можно поработать на благо монастыря, помочь послушницам приготовить кушанья или сделать уборку. Желающих бесплатно кормят горячими обедами. Еда простая, но вкусная, приготовленная с молитвой.

Троицкий храм

В главном строении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря хранятся мощи преподобного Серафима Саровского, чудотворца.

Во время строительства наблюдались необычные явления:

  • вечером или ночью над храмом появлялся свет;
  • зимой, когда окна и двери были заколочены, изнутри слышались звуки непрекращающихся работ.

Спустя почти 30 лет строительства на святом месте появился собор, архитектурный облик которого представляет яркий пример эклектики.

Канавка Божией Матери в Дивеевском монастыре

Ещё одна особенность Дивеевского монастыре — Канавка Божией Матери. Когда Пресвятая Богородица явилась к преподобному Серафиму с повелением создать Мельничную общину, она указала обнести это место канавой в 3 аршина (2 м. 15 см.) глубиной и валом такой же высоты. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли лишь помогать носить землю и насыпать вал. Сёстры медлили начать наказ батюшки, до тех пор, пока как-то ночью не увидели, как преподобный Серафим в белом балахоне сам начал копать Канавку. Выбежали сёстры и упали к нему в ноги, а когда подняли свой взор, батюшки уже не было. Именно с этого места, где батюшка Серафим выкопал аршин земли, и считается начало Канавки. Как говорил он сам: «Канавка – это стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!»

Работы завершились уже после смерти преподобного Серафима. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера. Хоть батюшка Серафим и говорил: «Эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила» (напомню — 1,2 м.), всего сёстры прокопали 777 метров из общей длины, при этом сделали лишь 6 из 7 сторон многоугольника, так что в реальности он оказался не замкнутым.

По рассказам сестер Канавку нужно пройти 3 раза, читая молитву «Богородице Дево, радуйся» 150 раз. 15 десятков молитв символизируют 15 ступеней, по которым трехлетняя Богородица Мария взошла во Святая святых Иерусалимского храма.

Начало Святой Канавки.

Тут же возникает третье правило: тишина на Канавке. Если вы не читаете молитву, то ходите по Канавке молча (хотя бы ради того, чтобы не мешать другим), наслаждайтесь великолепными видами или подумайте о чем-нибудь — столь длинный путь позволяет это сделать.

Внизу Канавки сёстры сделали красивый садик цветов и переплетённых дорожек.

В монастыре есть свой яблоневый сад. Ветви деревьев ломаются под весом яблок!

Идём дальше по Канавке.

Больничная церковь в честь иконы божией матери «Целительница»

На этом повороте тропа сходит вниз, дальше Святая Канавка ремонтируется: кладётся плитка, стелится газон.

У сестёр не только яблоневый сад, но и маленькие парнички.

И вновь дорога поднялась к Канавке, где видно последний поворот.

Маленькая желтая деревянная часовенка — часовня во имя преподобного Серафима, где бесплатно можно взять сухариков, которые кушал сам батюшка Серафим в дни своего отшельничества и кормил ими приходящих к нему зверей.

Справа на фотографии девушка в красной куртке набирает землю, как написано, из Святой Канавки. Нам рассказали, что эту землю потом используют как оберег, хранят дома в мешочке или на работе.

Небольшие мешочки и для сухариков, и для земельки можно тут же купить в ларьке.

«Не отходя от кассы» расскажу о четвёртом правиле: с экскурсоводом вход запрещён.  На территории монастыря есть свои экскурсоводы, разумеется, за некоторую плату. За соблюдением этого правила пристально следят и, как рычажок управления толпой, используют фразы типа: «Этот грех останется на вас.» К сожалению, такая «мода» начала распространяться во многих туристических местах России.

Храмы в ограде Канавки

Когда верующие благоговейно совершают моление на Канавке и их взору престает тихая и ухоженная монастырская территория, утопающая в цветах, то многие испытывают радость. И невольно взоры обращаются к красивым зданиям внутри ограды, над крышей которых видны маленькие купола. Не раз приходилось слышать от паломников вопрос: что там за церкви?

Огромное желтое относительно новое здание является монастырской больницей с домой церковью в честь  иконы Божией Матери «Целительница». Храм был освящен в 2008 году.

Удивительна внутренняя роспись церкви: она выполнена московскими художниками Максимом и Ириной Мироновыми на евангельские сюжеты. Но помимо них живописные истории повествуют о современных исцелениях на мощах батюшки Серафима, Канавке и источниках.

Храм могут посещать только монахини и медперсонал больницы.

Другое интересное бело-голубое здание – корпус старой монастырской богадельни. Здесь, в 1861 году для стареньких монахинь была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В 1927 году в Скорбященской церкви состоялась последняя перед закрытием монастыря литургия. Впоследствии храм был разрушен, а кельи использовались вместо квартир. После передачи здания монастырю, в 2003 году началась его реконструкция. Восстановленный храм был освящен в 2006 году.

По четвергам в церкви  «Всех скорбящих Радость» служиться Литургия, за которой причащаются старенькие и больные монахини, которые не могут самостоятельно добираться до центральных соборов. Здесь же совершаются постриги в монашество и отпевания усопших сестер. Доступ мирским людям, за исключением медперсонала, в домовую церковь богадельни закрыт.

В конце святой Канавки находится деревянная часовня в честь преподобного Серафима Саровского. Она была восстановлена по сохранившейся до наших дней фотографии. Сейчас, как и в позапрошлом веке в ней раздают сухарики батюшки Серафима. Их можно получить с 8.00 до 17.00 часов в летнее время. В зимнее время сухарики выдают в Преображенском соборе.

Святые источники

В 2000 году в издательстве «Невский проект» была выпущена книга в мягком переплете под авторством Дмитрия Орехова. Называлась она «Святые источники России». Полная интересных фактов и наблюдений, свидетельств и историй книга повествует и о самом природном явлении родников, и о наиболее знаменитых источниках России.

Оказывается, во времена Ветхого Завета, за почти единичным исключением, не существовало источников, в водах которых люди бы получали исцеления. Но после Рождества Христова происходили тысячи исцелений, да и сами источники стали являться людям. Вот что об этом пишет автор книги:

С тех пор сталкиваясь с той или иной историей святых источников мы узнаем, что они появлялись на свет по молитве святых подвижников Божиих. Или в природных родниках были явления святых икон, после чего вода там становилась целебной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector