Наукоград королев — космическая столица историческая справка, достопримечательности

Достопримечательности города Королев

Главные достопримечательности в городе связаны, конечно же, с космосом. Прежде всего, это музей при РКК «Энергия», где в просторном демонстрационном зале есть возможность вблизи полюбоваться завораживающими ракетами и спутниками. Также и в Центре управления полетами есть свой музей.

В Королеве, помимо исторических музеев, можно еще сходить в дом-музей Цветаевой и во многие другие. А тем же, кто историей не увлекается, город предлагает огромное количество разных ресторанов и кафешек, а также многочисленные ночные клубы. Правда, в городе только один кинотеатр и еще отдельный 3D кинотеатр. Зато есть свой ТЮЗ и драматический театр. И в достаточном количестве есть места, где можно поиграть в бильярд и в боулинг.

Действительно большой выбор здесь будет у поклонников спорта – в Королеве много фитнес-клубов и разнообразных спортивных клубов, несколько стадионов и катки.

В парках города и в «Лосином острове» зимой приятно покататься на лыжах, а летом просто погулять. Еще королевцы любят гулять в округе Акуловского водоканала или попросту «канала», в Комитетском лесу и на береге Клязьмы. А в Подлипках есть красивый и яркий детский городок, где так энергично часами резвятся детишки.

Если делать один общий вывод для города, можно сказать, то в Королеве жить хорошо, хоть и в последние годы становится дорого. Вполне вероятно, что недалек тот день, когда Королев станет одним из районов Москвы, и тогда здесь будет жить еще дороже. Но в то же время и комфортнее. Ведь в городе делается много для того, чтобы его благоустраивать. Королевцы по-настоящему любят свой город и это не зря!

Какие еще есть достопримечательности?

  • Рыбная деревня. Этнографический, ремесленный и торговый комплекс на берегу реки Прегель, стилизованный под старую Пруссию. Был построен в 2006 году.
  • Остров Канта (Кнайпхоф). Располагается посреди реки Прегель, в XIV веке здесь находился целый город с собственным гербом.В 1944 году на острове было 28 улиц, 304 дома, курсировал общественный транспорт, во время бомбёжек в августе того же года город был полностью разрушен. Сейчас единственное строение – Кафедральный собор, окруженный аллеями и скульптурами.
  • Музей мирового океана. Открыт в 1990 году с целью сохранения и популяризации морского наследия России. На территории музея представлена история кораблестроения и экспозиции, посвящённые морской флоре и фауне, а также изучению морского дна.
  • Крестовоздвиженский собор. Расположился на Октябрьском острове. До 1945 года здесь была лютеранско – евангелическая святыня, носящая имя кирхи Креста. В настоящее время является православной церковью.Центральный элемент во внешнем убранстве – мозаичный протестантский крест на фасаде, обрамлённый орнаментом с лилиями и розами ветров. Внутри церковь украшена уже в соответствии с православными традициями.

Музеи Королева

Заслуживает внимания исторический музей с множеством экспонатов, отражающих целую эпоху в жизни города и страны:

  • макетов авиационной и космической техники, автомобилей, боевых ракет, артиллерийских орудий и установок времен Великой Отечественной войны;
  • различных приборов и средств связи;
  • ценных фотографий, документов, плакатов;
  • археологической коллекции;
  • бытовых предметов;
  • материалов, связанных с жизнью города.

Исторический музей разместился в помещении бывшего кинотеатра “Звезда”

Дата его открытия — 2005 год.

Найти его можно по адресу: улица Терешковой, 1.

В 2009 году к нему присоединили местный краеведческий музей.
У музея есть филиал — усадьба в Костино, принадлежавшая фабриканту Крафту. Прежние хозяева — князья Долгоруковы. А в 1922 году в ней жил и работал В.И. Ленин. В комнатах сохранена прежняя обстановка.

Усадьба в Костино

1924 год — период роста беспризорников. По предложению Дзержинского в усадьбе была создана Болшевская трудовая коммуна. В нее для перевоспитания направляли малолетних преступников. Сохранились интересные материалы о коммуне.

Для культурного обогащения посетите Дом-Музей С.Н. Дурылина — известного писателя, философа, богослова, искусствоведа, критика.

Интересные исторические факты:

  • особенность дома — для его строительства использованы сохранившиеся останки бывшего Страстного монастыря;
  • бывшие владельцы этих земель — князья Шереметевы и Одоевские
  • И в наши дни вблизи дома видно уцелевшее наследие имения Одоевского.

Дом в Болшево, принадлежавший Дурылину

Сергей Николаевич собрал коллекции:

  • старинных икон (период XVII-начало XX столетий);
  • произведений искусства Нестерова, Пастернака, Коровина, Малевича, Волошина и многих других видных людей.

В музее представлены сохранившиеся личные вещи Рихтера, Пастернака, знаменитых артистов московских театров: Станиславского, Ермоловой, Качалова, Ильинского. Во время осмотра экспонатов вы узнаете много нового и интересного об этих личностях.

Дурылин поддерживал контакты со многими православными центрами (скитом Троице-Сергиевой Лавры), оптинским старцем Анатолием, святыми новомучениками Мечевым и Новоселовым, Булгаковым. В музее имеется его переписка, говорящая об этих связях.

Дом Сергея Николаевича — единственное место в Москве и Подмосковье с оставшимися личными вещами художника Нестерова.

Адрес музея: микрорайон Болшево, ул.Свободная, 12.

В поселке Болшево (место жизни первых месяцев поэтессы после эмиграции) есть еще один музей — Марины Цветаевой. В этот дом она приехала к мужу в 1939 году после 17-летней эмиграции. Одну часть деревянного дома занимали Цветаевы-Эфрон, а другую — Клепинины. В центре его находилась общая гостиная. Обставлен он был казенной массивной мебелью темного цвета.

В музее Цветаевой сохранилась мебель тех времен, паркет, дверные ручки

За 5 месяцев жизни в доме Марине пришлось пережить трудное время:

  • аресты дочери и мужа;
  • пребывание с сыном в холодном большом строении.

Среди ценных экспонатов музея — вещи, имеющие отношение к семье Цветаевой-Эфрон. Там же посетители знакомятся с картинами Клеруа, автографами Пастернака, Мандельштам, Белкиной.
В музее проводятся выставки, творческие вечера.

Напротив дома расположен сквер, в котором Марине приходилось собирать дрова для отопления. В настоящее время он восстановлен, обнесен кованой решеткой. В парке установлены скамейки, проложены дорожки, такие же извилистые, как и судьба Цветаевой. Вдоль дорожек установлены мемориальные камни с текстами ее стихотворений.
Парк — летняя площадка поэтов, хорошее место для семейных прогулок на природе. В амфитеатре проводят литературные чтения, конкурсы поэтов, ставят спектакли.

Маленький, уютный сквер рядом с музеем Цветаевой

Значимость Калининградской области

Не зря после присоединения Калининградской области к СССР военное руководство стало рассматривать ее как одну из наиболее важных стратегических территорий. Она имеет выход к Балтийскому морю и соседствует с двумя западными государствами – Польшей и Литвой.

Долгое время Калининградская область являлась наиболее милитаризированной территорией СССР. Это было обусловлено тем, что партийное руководство не исключало возможность новой войны в Европе из-за напряженных отношений с США и Англией.

Калининградская область в случае военного конфликта могла быть атакована одной из первых. Именно это и стало причиной создания там крупных военных объектов. Позже на территории области даже была размещена часть ядерного арсенала.

Экология Калининграда

Основными источниками загрязнения воздуха в черте города является транспорт. По обеспеченности личным легковым транспортом Калининград занимает 5 место в РФ. На тысячу жителей приходится почти 350 единиц автотранспорта. Самые неблагоприятные улицы города по содержание оксидов азота:

  • Улица Горького
  • Улица Дзержинского
  • Проспект Победы
  • Проспект Мира
  • Советский проспект
  • Ленинский проспект

С изменением транспортных потоков, их перераспределения из центральной части города экология значительно улучшена.

Лучшим районом для проживания считается Ленинградский, где новые жилые комплексы расположены в зеленых зонах.

От энтузиастов-одиночек до НИИ и КБ

Первые теоретические выводы по физике полета ракеты сделал еще в конце XIX века Циолковский, однако эти работы практически не привлекли к себе внимания научного мира. Мало того — над ученым посмеивались и не воспринимали всерьез, а после прихода советской власти в стране и так хватало забот, поэтому первые отечественные ракеты начали строиться только в 1920-х годах. Хотя справедливости ради нужно отметить, что эпизодически проводились работы над реактивными снарядами для военных целей, однако конструкторы ставили при этом совершенно другие задачи.

Макет самолета «Высокий путь» конструкции С. П. Королева, 1932 год

К 1930-м годам ученые зашли в тупик: твердое топливо для ракет было малоэффективным, стало понятно, что на порохе создать ракету, способную подняться на значительную высоту, невозможно.

А о полетах в космос на порохе можно и не мечтать

Когда никакие ухищрения успеха не принесли, тогда-то и обратили внимание на предложение Циолковского использовать жидкое горючее (ученый сам не строил ракет, но практически все его предложения и теории нашли применение в ракетостроении)

Еще в 1921 году в Москве под руководством изобретателя Николая Тихомирова была образована лаборатория, которая в 1928-м стала называться Газодинамической (ГДЛ). Там как раз и велись работы по созданию реактивных двигателей на жидком топливе. Но активно этим стали заниматься только через год, когда была организована отдельная группа под руководством тогда еще малоизвестного конструктора Валентина Глушко, который сейчас признан одной из ключевых фигур советского ракетостроения.

В 1931-м произошло важнейшее событие в истории отечественного ракетостроения: в августе была создана легендарная Группа изучения реактивного движения (ГИРД). В ее состав вошли молодые изобретатели и ученые, фамилия каждого из которых сейчас известна, — Сергей Королев, Фридрих Цандер, Михаил Тихонравов и многие другие.

Макет кабинета ученого

Интересно, что ГИРД в то время была организацией, созданной на общественных началах, пользовалась минимальной поддержкой со стороны государства, а все работы проводились, что называется, на голом энтузиазме. И это не преувеличение: ни один сотрудник ГИРД (нужно отметить, что группы создавались в Москве, Ленинграде и других городах, Королев работал в МосГИРД) не получал зарплату — случай сейчас беспрецедентный, но в те годы это было нормальным явлением.

В 1933 году произошло слияние ГИРД и ГДЛ — так образовался Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), существующий и поныне (правда, сейчас он носит название Исследовательский центр им. М. В. Келдыша). В РНИИ попали все те ученые и конструкторы, которые работали в ГИРД и ГДЛ.

Перед запуском ракеты ГИРД-Х
на Нахабинском полигоне. С. П. Королев
стоит слева

Современному человеку трудно представить, какие по сложности технические проблемы решали пионеры ракетной техники, работавшие в ГДЛ, ГИРД, а позже и в РНИИ. Мы привыкли к реактивным самолетам, которые ежедневно пролетают над нашими домами, без восторга воспринимаем информацию об очередном удачном запуске ракеты-носителя со спутниками или людьми. И реактивный двигатель в целом кажется нам простым и надежным. Но 80 лет назад ситуация была иной — конструкторы не просто создавали первые реактивные двигатели, а чувствовали себя как на поле боя, с трудом и самоотверженностью отвоевывая каждый ньютон тяги, каждый сантиметр скорости истечения продуктов горения, каждую секунду нормальной работы двигателя.

Аналогия с полем битвы будет еще более полной, если учесть, что в ГДЛ, ГИРД и РНИИ во время испытаний взрывались десятки двигателей и ракет, и иногда они приводили к разрушениям и, что самое страшное, к человеческим жертвам.

Ракета ГИРД-Х в полете

Но даже это никого не останавливало, потому что каждый верил, что еще при их жизни ракеты полетят в космос, к Луне и другим планетам. В то время Сергей Павлович Королев стал, образно выражаясь, одним из главных стержней в ГИРД и РНИИ, на котором держались весь рабочий энтузиазм и вера в лучшее будущее, которое ждет ракету.

В этом же году в ГИРД смогли решить проблему с жидкостным реактивным двигателем — и осенью был совершен успешный запуск экспериментальной ракеты ГИРД-Х, работавшей полностью на жидком топливе (спирт и кислород), положившей начало целому классу аппаратов. Эта победа была началом нового пути, ведь создание более совершенных ракетных двигателей на долгие годы стало задачей № 1 во всем ракетостроении. Данная проблема остра и в наше время, но решение ее в 1930-х годах по-настоящему открыло дорогу к военному и мирному применению ракеты.

Права России на новые территории

После присоединения Кенигсберга и его ближайших территорий к СССР вопрос о справедливости такого шага не поднимался. Тем не менее, некоторые интересующиеся историей и политикой люди иногда задумываются над тем, есть ли у Германии право требовать обратно свои земли.

Ответ в этом случае будет отрицательным. Калининград вряд ли когда-нибудь вновь войдет в состав Германии и на это есть серьезные причины:

  • Согласие стран-победительниц. После войны и подписания договоров на Потсдамской конференции США и Англия официально признали, что СССР на законных основаниях включил в свой состав Кенигсберг и его ближайшие территории. Важные исторические документы подписаны много лет назад и пересматривать их сегодня как минимум глупо;
  • Компенсация за потери. Именно на СССР обрушился основной удар немецкой военной машины, которая забрала жизни миллионов советских граждан и оставила десятки городов в руинах. Поэтому присоединение новых территорий можно считать компенсаций за агрессию Германии;
  • Малочисленность немецкого населения. В Калининграде проживает менее 1% немцев от общего числа жителей;
  • Незаинтересованность немецких политиков и общественности. Педантичные немцы признают подписанные в ходе Потсдамской конференции договоры и считают, что у них нет юридического права претендовать на утраченные в ходе войны земли.

Численность населения Королева на 2021 год. Количество жителей Королева

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей Королева Годы
172 800 человек 2006 год
174 000 человек 2007 год
174 600 человек 2008 год
175 360 человек 2009 год
183 402 человек 2010 год
183 398 человек 2011 год
185 643 человек 2012 год
187 284 человек 2013 год
187 811 человек 2014 год
220 947 человек 2015 год
221 129 человек 2016 год
221 797 человек 2017 год
222 952 человек 2018 год
224 348 человек 2019 год
225 858 человек 2020 год
225 299 человек 2021 год

График изменения численности населения Королева:

Когда город Юбилейный вошел в состав Королева, согласно переписи населения 2010 года, его численность составила свыше 220 тысячи человек. После этого события Королев стал третьим по этому показателю в Подмосковье после Балашихи и Химок. 

По состоянию на 2015 год, общее число жителей города составляет 188 345 человек. 

Общие сведения и история Королева

История русской, да и вместе с ней мировой космонавтики, не была бы такой грандиозной, если бы не Королев. Но сейчас речь идет не о городе, а о знаменитом академике, чье имя носит этот замечательный город. Сергей Павлович Королев, для тех, кто еще не знал, – главный конструктор первых ракет-носителей, бороздивших космос на заре эпохи космонавтики.

Королев с высоты птичьего полета

Но Королев (теперь уже город), не всегда был Королевом. До июля 1996 г. имя ему было Калининград – он был тезкой нашего российского города-оазиса, с которым нас разделяет территория других государств.

История города начинается с древности, когда на его современной территории были различные поселения. Например, Болшевское городище зародилось уже в XI веке. А первые упоминания о селениях Болшево и Костино найдены в писцовых книгах XVI века.

Историю уже непосредственно города можно связать с 1918 годом, когда в Подлипки был переведен Орудийный завод. После этого, через 10 лет поселок стал рабочим, и его назвали Калининский. А в 1938 году стал городом Калининградом.

С 30-х годов город был связан с военной техникой, в нем разместили два секретных предприятия, авиационное и артиллерийское. Во время войны, с 1942 года начинается история современной корпорации «Тактическое ракетное вооружение». А уже с 50-х годов зарождаются предприятия, которые впоследствии станут основой для развития ракетно-космического комплекса.

Королев неофициально называется столицей российской космонавтики, и он имеет на это полное право. Именно здесь и по сей день успешно работают знаменитые Центр Управления Полетами и Ракетно-космическая корпорация «Энергия».

С 2001 года Королев получил статус наукограда, ведь здесь живут и работают видные ученые в области космонавтики, а еще и в целом уровень образования горожан здесь один из самых высоких по России. Интересно еще и то, что Королев связан с реализацией таких значимых в истории космонавтики программ, как «Союз» – «Аполлон», «Международная космическая станция» и «Интеркосмос».

Инвестиции в экономику

Калининград является благоприятным для инвестиций городом. Сюда устремляются не только общероссийские денежные потоки, но и иностранный капитал. Инвесторы вкладывают деньги в промышленность, развитие транспортной инфраструктуры и связи.

Крупные инвестиционные потоки направлены на реконструкцию международного аэропорта Храброво, который своим полуразвалившимся видом наводил ужас на гостей города. Проектом предусмотрено развитие как аэровокзального, так и многофункционального коммерческого комплекса. Развитие инфраструктуры международного аэропорта началось как нельзя кстати – он обеспечит комфортные условия прилетающим на чемпионат мира по футболу в 2018 году. Как ворота города улучшит инвестиционную привлекательность региона. До середины 2013 года обшарпанное здание аэровокзала вызывало немало критических замечаний гостей города.

В Калининграде успешно реализованы проекты по созданию инвестиционных брендов:

  • ООО «Пивоварни Ивана Таранова»
  • ЗАО «Алмазхолдинг
  • ООО «Лесобалт»
  • ЗАО «Автотор»
  • ООО «Рыбная деревня»

Как сообщают в Министерстве регионального развития РФ, на территории области действует свыше 40 инвестиционных площадок. Самый крупный проект аккумулировал 12 миллиардов рублей – строительство нового жилищного комплекса в поселке Холмогоровка.

В результате реализации перспективного проекта по созданию эко-агропарка будет создано до 4,5 тысяч новых рабочих мест. Инновации в сумме 9 миллиардов рублей идут рамках российской программы.

В инвестиционных планах особой экономической зоны — расширение производства немецких автомобилей BMW – создание 2 тысяч новых рабочих мест и 11 миллиардов инвестиций в основной капитал.

Путешествие по истокам космонавтики

Безусловно, знакомство с городом, следует начать с уникальных мест, посвященных космонавтике.

Кому не интересно побывать в настоящем центре управления космическими полетами! Оказывается, абсолютно реально посетить с экскурсоводом главный зал центра, ознакомиться с работой сотрудников, организацией деятельности комплекса, фильмами о пребывании космонавтов в космосе.

Центр управления полетами

Музей при Ракетно-космической корпорации «Энергия» содержит лучшие экспозиции космической техники. Дата его открытия — 2008 год. В нем есть просторный демонстрационный зал (площадью 1300 м2), который с любовью называют храмом Космонавтики. Ранее в нем размещался сборочный цех, а сейчас поместили экспонаты, знакомящие с достижениями в летописи космоса:

  • модели первых баллистических ракет дальнего действия и искусственных спутников Земли;
  • современные модели космических кораблей;
  • спускаемые аппараты Гагарина, Леонова, Терешковой;
  • многоместный аппарат «Восход-2», который использовался Леоновым для выхода в открытый космос;
  • катапультируемое кресло корабля «Восток»;
  • макеты в натуральную величину орбитальных комплексов «Салют», «Мир» и «Союз-Аполлон».

В музее можно увидеть автоматическую межпланетную станцию «Луна-9». До посадки космического аппарата на Луне Королев не дожил всего двадцать дней. Но память о нем осталась.

Демонстрационный зал РКК «Энергия»

При музее имеется еще два помещения:

  1. Зал Трудовой славы отображает летопись ведомства. В нем интересно ознакомиться с именами всех руководителей, специалистов, вложивших свой вклад в развитие отрасли. Там же размещено много стендов с редкими документами, фото, наградами, повествующими об истории учреждения.
  2. Зал памяти — мемориальный кабинет Королева (250 м2), сохранивший полностью внутреннее убранство рабочей комнаты великого конструктора. Все вещи, принадлежавшие ему, ценные бумаги, фотографии оставлены на тех местах, что были при нем. Часы приостановлены в момент его смерти. По телефону, стоящему на столе Сергей Павлович звонил Хрущеву, набирая только 4 цифры.
    В киоске при музее можно приобрести памятные сувениры: вымпелы, значки, эмблемы космической тематики, книги.

Для посещения музея нужна предварительная запись. Экскурсия проводится при наборе групп от 20 до 60 человек, иностранным гражданам — от 10 человек. Дети допускаются в музей с 14 лет. При входе необходимо взрослым предъявить паспорт, а детям свидетельство о рождении.

Местонахождение музея: улица Ленина, дом 4А (на территории предприятия РКК «Энергия»).

При въезде в город с Ярославского шоссе установлен монумент «Создателям космической техники»

Прогулка по центральному проспекту имени Королева совмещается с осмотром памятника основоположнику практической космонавтики. Он был очень целеустремленным человеком с жизненным кредо: «Цель жизни — пробиться к звездам!» Это его стремление запечатлено в скульптуре во весь рост, стремящейся ввысь.

Памятник выдающемуся ученому и инженеру конструктору

На площади у ДК имени Калинина установлена еще одна скульптурная композиция — Королев, сидящий на скамейке вместе с Юрием Гагариным. За основу памятника взята известная фотография 1961 года, запечатлевшая их после полета Гагарина в космос.

Памятник С.П.Королеву и Ю.А.Гагарину

Место выбрано не просто так. Взгляды обоих героев направлены прямо на первую территорию РКК «Энергия» — место работы Королева. Вблизи памятника расположился сквер Покорителям космоса.

Стоит упомянуть еще об одном популярном месте космической тематики — монументе первому искусственному спутнику земли на перекрестке проспекта Космонавтов и улицы Исаева.

Памятник открыт в 2007 году в память о 50-летии запуска первого искусственного спутника

На 14-метровой стреле из гранита размещен металлический спутник, который изготовлен из алюминия, нержавеющей стали, сусального золота. Основание выглядит подобно земному шару. Диаметр его составляет 10 метров.

Районы и транспорт Калининграда

Ранее в Калининграде было деление на пять административных районов. Сегодня их всего три:

Центральный. Самый большой район по площади, но не по плотности населения. Во время войны территория этой части города меньше всего пострадала от бомбардировок – здесь сохранились здания немецкой постройки. В Центральном районе находятся Калининградский драматический театр и один из крупнейших зоопарков мира. Хорошо развит общественный транспорт, который связывает район с Московским и Ленинградским районами.

Здесь же расположен Северный железнодорожный вокзал.

  • Московский район находится в «золотой серединке» по площади и численности населения. В 2009 году был объединен с Балтийским районом. С центральной частью район связан автобусным и троллейбусным сообщением. На дорогу уходит около получаса. На территории района реализуется крупнейший инвестиционный проект «Рыбная деревня» — строительство комплекса зданий в стиле прусского старинного города. В границах района расположены два порта и три гавани.
  • Ленинградский район – самый густонаселенный, но по площади уступает двум остальным районам. Территориальный центр города, где расположены многие достопримечательности:
  • Королевский замок и ворота
  • Оборонительная башня Дона, где сейчас расположен Музей янтаря
  • Башня Врангеля.

Через район пролегают основные транспортные магистрали, ведущие в аэропорт Храброво и связывающие город со взморьем. На территории хорошо развито автобусное сообщение, но в часы «пик» нередки пробки на улицах Нарвской и Горького.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector