Островной

Место расположения (стратегическое и тактическое значения)

Место расположение было выбрано благодаря относительной удаленности от границы. Острова Медвежий и в особенности Витте позволяли удобно оборонять базу, а так же закрывали от штормовых волн. Так же здесь уже была инфраструктура поселка Гремиха.
Во время Второй Мировой Войны сторожевые корабли Гремихи неоднократно участвовали в боях в подводными лодками врага, а сама Гремиха неоднократно бомбилась авиацией.
В послевоенное время расположение, дающее отправиться в любую точку мира оставаясь не замеченным, а так близость Европы, дало возможность использовать Гремиху, как удобную базу для подводного флота. Это была одни из самых крупных баз на Северном флоте, во времена холодной войны служили сдерживающим фактором для Запада. АПЛ базирующиеся в Гремихе несли вахту у берегов США, а так же выполняли военные задания.

История создания

Планы по созданию в Святоносском заливе военно-морской базы начали разрабатываться в 1940 году, сразу по итогам Зимней войны с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны в Йо­каньге находился лишь участок СНиС, отдельный пехотный батальон, а также две береговые ар­тиллерийские батареи на островах Витте и Медвежий.
В 1941 году, с началом боевых действий руководство ВМФ осознало, что Белое море оказалось совершенно открытым для кораблей и подводных лодок противника. Приказом Командующего СФ от 24 июня 1941 года была сформирована Иоканьгская военно-морская база (ИВМБ). Иоканьга — название Гремихи до 1938 года, в честь одноименной близлежащей речки.

Строительство базы

Для формирования ИВМБ в Гремиху (Йоканьгу) направлялись: 9 сторожевых кораблей, 7 сторожевых катеров, 2 средних подводных лодки, 2 тральщика и плавбаза «Умба».
Летом 1942 года в Гремиху прибыла первая часть военных строителей – строительный батальон – около 1000 человек, приступивший к строительству военных объектов, укреплений, огневых то­чек, полевого аэродрома. Тогда же в Гремихе был построен водопровод, организованы ремонтные мастерские, в 1943 году база обзавелась собственным сухим доком. Корабли входили в док во время прилива (в этих широтах высота приливов достигает 6 метров), в отлив вода уходила, бато­порт закрывался – и можно работать. Стенами дока были доработанные отвесные скалы узкой бухты Червяной. Сегодня этот перестроенный док – объект ФГУП «СевРАО».
Затем база постепенно строилась по мере нужд военного флота и гарнизона. Прибывали на несение службы новые дизельные подводные лодки.
В 60-х гг. Гремиха получает новый импульс развития как важнейший центр освоения атомного подводного флота: строится посёлок подводников Островная, развивается инфраструктура гарни­зона.
Какое-либо крупное строительство с 80-х годов и по наше время в Гремихе отсутствует.

Расположение Гремихи

Название Базы

База была названа Гремиха из-за базирования в одноименном поселении, но так же есть упоминания как Йоканьга, Мурманск-140, Островной. Это названия поселения в разное время. Село Йоканьга в 1938 году село было переименовано в Гремиху, а в В 1981 году Гремиха была преобразована в закрытый город Островной. Непосредственно город Островной был построен уже в советское время в 3 км от Гремихи; в качестве его наименования также использовалось условное обозначение «Мурманск-140».

Из не официальных названий можно встретить такие, как «Осиное гнездо», так называли в США данную базу, из-за большого количества стратегических подводных лодок, вооруженных ядерным оружием. В народе, базу с городом Гремихой называли «городом летающих собак», из-за сильных ветров в зимнее время, способных поднять в воздух собаку.

Маленький город с большой историей

Несмотря на скромные размеры, Островной имеет, вероятно, самую долгую из всех ЗАТО историю. Датой его рождения (точнее, того, что было на его месте) называют 1611 год. Тогда саамское поселение называлось Йоканьгский погост, затем до 1938 года — Йоканьга, а до1981 года — посёлок Гремиха, он же Мурманск-140. Расположен Островной на побережье Баренцева моря вблизи Йоканьгских островов, к западу от мыса Святой Нос, до Мурманска отсюда 360 км, до Архангельска — 430. Строительство первой российской военно-морской базы началось здесь в 1915 году во время Первой мировой войны. В 1917-м оно было прервано. Место для базы было выбрано исходя из того, что отсюда проще всего вести контроль за горлом Белого моря, а также и восточным сектором Баренцева моря. Летом 1918 года побывали в Йоканьге интервенты Антанты, оставившие здесь после себя мрачную славу и страшные концентрационные лагеря для сторонников большевиков. После изгнания интервентов какое-то время в этом регионе практически царило безвластие. 22 июня 1941 года в Гремихе была заложена уже советская военно-морская база Йоканьгская, просуществовавшая до наших дней. Непосредственно город Островной был построен в 3 км от Гремихи. По состоянию на 2008 год база в большей мере использовалась для отстоя списанных подводных лодок. Одновременно Гремиха является одним из мест хранения отработанного ядерного топлива подводных лодок Северного флота и единственным местом, где возможно производить перезарядку реакторов с жидкометаллическим теплоносителем, хотя ни одной АПЛ с таким реактором в составе флота уже нет. Есть надежда, что к 2020 году Гремиха будет очищена от ядерного топлива. Ни автомобильного, ни железнодорожного сообщения с Островным нет и не было (хотя в 1950-е годы попытка дотянуть сюда Кольскую железную дорогу предпринималась). Пока что добраться до Островного можно либо теплоходом (до Мурманска около 15 часов хода), либо вертолётом. Когда-то сюда в зимнее время в исключительных случаях летал «кукурузник» Ан-2, приземлявшийся на лыжах на лёд замёрзшего озера Змееозеро. Летом для него невдалеке от городка расчищали грунтовую взлётно-посадочную полосу. Короткую, но «кукурузнику» хватало. Автору статьи довелось побывать здесь в командировке лишь однажды в 1977 году. Пришли в Островной из Архангельска на теплоходе «Вацлав Боровский», на нём же через пару недель ушли в Мурманск. В те годы база функционировала в полную силу, но всё же в сравнении со своими аналогами выглядела бледно. Да и сам Островной — также. Дополняла впечатление погода: стоял сентябрь, но было ощущение холода, которое усугублял насквозь продувающий городок холодный ветер с Северного океана. Облик городка, можно сказать, типовой: ДОСы, школа, пара магазинов, Дом офицеров, хороший спорткомплекс с бассейном. Вокруг — неоглядная тундра, в которой можно увидеть стада пасущихся под надзором пастухов саами (здесь их было принято называть лопарями) оленей. Ходили местные байки, что мичманы с базы повадились охотиться на молодых оленят — в моде были пыжиковые шапки. В ответ пастухи охотились на мичманов.

Прощание адмирала

Запомнилось расставание с Островным. «Вацлав Боровский» имеет тут примерно часовую стоянку в рейсе Архангельск-Мурманск. Как только теплоход пришвартовался, мы загрузились на него, бросили свои вещи в каюту, вышли на верхнюю палубу и, стоя у борта, смотрели на покидаемый городок. В это время на причал выехали три легковых авто и следом уазик. Из головной машины вышел адмирал, за ним несколько офицеров разных рангов, далее человек пять матросов, которые сразу же начали под присмотром лейтенанта таскать по трапу на борт теплохода адмиральский багаж. Сам адмирал со свитой прошёл в капитанский салон теплохода. Подошло время отправления, но трап не убирали, гудков не давали. Примерно минут через 20-30 после назначенного времени выхода на трапе стали появляться раскрасневшиеся офицеры из адмиральского эскорта. Видно, что отвальная прошла на высоком уровне. Когда последний из них ступил на причал, трап сразу же убрали, и раздался длинный гудок. Офицеры оставались стоять на причале вдоль борта. Адмирал вышел на верхнюю палубу, помахал им, те взяли под козырёк, и судно сразу же тронулось. Пока двигались внутри акватории гавани, можно ещё было видеть группу офицеров, оставшихся на причале. Как только вышли в открытое море, сильно задуло, и люди с верхней палубы поспешили внутрь судна. Я на какое-то время задержался наверху, где ещё оставался адмирал. Он ещё долго смотрел за корму теплохода в сторону уже с трудом различимого Островного. Окончательно замёрзнув на ветру, я отправился в нашу каюту, где у нас состоялась своя скромная отвальная. Утром мы покинули «Вацлав Боровский» в Мурманске.

Метки: СССР, Историческая правда, город-призрак, город, подлодка, флот, ВМФ, Мурманск, Островной, Гремиха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector