23 достопримечательности ингушетии, которые стоит посетить
Содержание:
- Районы Ингушетии и их особенности:
- Религия
- Башенный комплекс Таргим
- Растительность республики
- Немного истории
- Одежда
- Тайны названия
- Достопримечательности региона
- Ингушские города и их особенности
- Национальный состав
- Животные республики
- Рельеф и климат Республика Ингушетия
- Где живут, численность
- Мавзолей Борга-Каш
- Характеристики и история
- Жилище
- Правила гостеприимства
- Традиции
- Жизнь
- Горный курорт «Армхи»
- Джейрах
Районы Ингушетии и их особенности:
Сунженский район Ингушетии
Он включает в себя более десяти муниципальных частей, большинство из которых относится к мелким образованиями на подобии ПГТ и сел. Образован он был в 1992 году, до этого был включен в состав Чечено-Ингушской Республики.
Сунженский район имеет общие границы с Чечней и Северной Осетией. Местность здесь горная, на территории располагаются множество гор и хребтов. Через его территорию проходят множество примечательных для республики рек.
Сунженский район республики Ингушетия представляет собой небольшой регион, включающий в себя множество сел и станиц.
Станица Троицкая Сунженского района – примечательная часть Ингушетии. Эту местность никто бы не запомнил, кроме жителей самой республики, если бы в 1917 году не произошло столкновение чеченцев и ингушей. Это событие стало проломным в Гражданской войне на Кавказе.
Центр района – город Сунжа.
Назрановский район Ингушетии
Район включает в себя девять муниципальных образований и является достаточно крупным среди всех регионов Ингушетии. В 1991-1992 годах был сформирован и вошел в состав республики Ингушетия. Позже приобрел статус муниципального.
Назрановский район имеет пересечение с Северной Осетией на юге, а также захватывает некоторые участки Сунженского хребта, Черных гор и реки Сунжа.
Села Назрановского района Ингушетии отличаются своей густой населенностью. Многие из них по одному этому признаку можно было переименовать в ПГТ и даже сформировать настоящие города.
Столица – город Назрань, который не входит в состав района и является обособленной административной единицей.
Малгобекский район Ингушетии
Регион включает в себя более двенадцати муниципальных объединений, которые представляют собой села, разделяющие почти всю территорию.
Он имеет совместные границы в северной и западной части с Северной Осетией, с Чечней на востоке. Также тут присутствуют нефтедобывающие участки.
Малгобекский район только в конце прошлого века смог войти в состав республики Ингушетия.
Столица – город Малгобек.
Джейрахский район Ингушетии
Самый маленький во всей республике. Разделен между пятью муниципальными единицами, состоящими исключительно из маленьких поселковых заселений.
Джейрахский район пересекается с Северной Осетией на северо-западе, с Грузией на юге и с Чечней на востоке. Также на территории много горных вершин, в том числе высшая точка Ингушетии – гора Шан.
Центр района – село Джейрах, единственное место, которое не является городом среди всех центров республики.
Пригородный район Ингушетии
Находится на востоке республики, в его состав входит девятнадцать территориальных образований. Центром района является село Октябрьское.
Район отличает одна особенность – на его территории находится самая высокая гора республики Казбег.
Республика Ингушетия отличается от своих соседей: Чечней и Северной Осетией, которые обладают своим шармом и очарованием. Но в свою очередь в ее истории было немало красок, а давний конфликт между ингушами и чеченцами во многом сильно повлиял на историю становления этих земель.
Районы республики Ингушетия отличаются своей горной местностью и нетронутыми красотами местных рек и горных вершин. Многие территории занимают села и ПГТ, которые чаще всего населяют ингуши – коренной народ этих земель, которые трепетно относятся к своим землям, сохраняя их для будущих поколений.
Религия
Традиционными религиями ингушей были анимизм, тотемизм, магические верования. Тотемными животными считались волк, медведь, олень. Существовал сложный пантеон божеств, который населяли существа мужского и женского пола. Верховным был бог Дяла, не меньше почитались:
- бог грома и молнии — Села;
- мать воды — Хи-нана;
- богиня плодородия — Тушоли;
- мать ветров — Миханана
- покровитель скотоводства — Галь-Ерда;
- богиня горной местности — Мехканана;
- покровитель охотников, властитель диких животных — Елта;
- мать вьюги — Дарза-нана;
- бог войны — Молдз-Ерда;
- владыка загробного мира — Эштр.
В Средние века в регионе значительно распространилось христианство, о чем свидетельствуют сохранившиеся каменные церкви, кресты. Ислам начинает проникать в регион в XIII-XV вв., однако на равнинах укореняется лишь в XVII-XVIII столетиях, в горах еще позже — в конце XIX в.
Башенный комплекс Таргим
Башенный комплекс Таргим.
4
Комплекс назван в соответствии с аулом Джейрахского района. Когда-то он был родовым поселением для нескольких значимых ингушских фамилий, они-то и соорудили могучие замки, сохранившиеся до наших времен. Комплексы включали и оборонительные постройки (воувы), и жилые (галы), а также могильники. Построены они были примерно в XV-XVII вв.
В соответствии с традициями ингушской архитектуры, башни строились пирамидальной формы, сужаясь кверху: так их было сложнее атаковать. Обычно они насчитывали пять этажей. Вход располагался на втором этаже, к нему вела приставная лестница, которую в случае угрозы поднимали наверх, подобно подъемному мосту в европейских замках.
Башни впечатляют и исследователей, и туристов великолепными пропорциями и изяществом. В высоту в среднем они составляют около 30 м. Неподалеку от Таргима находятся руины христианского храма, основанного в XII столетии. Так что обитаемыми эти территории были задолго до появления замков и башен. На территории аула найдены артефакты и мегалитические строения, датированные II-I тыс. до н. э.
Адрес: Башенный комплекс «Таргим», Таргим, Республика Ингушетия, Россия.
Растительность республики
Подножья гор Ингушетии и сами горы до высоты 1,8 км покрыты широколиственными, а также хвойными лесами, в которых преобладают дуб, бук, сосна и чинара. Они перемежаются кустарниковыми зарослями из облепихи, барбариса, можжевельника. Также здесь есть вьющиеся растения. Выше этого уровня на склонах гор произрастают субальпийские и альпийские луга, покрытые высокой сочной травой.
Всего в горной местности республики растет приблизительно 2 тыс. видов самых разнообразных растений, мирно соседствующих друг с другом. На равнинах произрастают в основном бобовые растения и высокие сорняки, а также пастбищные растения, которые позволяют выпасать на них скот.
Немного истории
Первые люди на территории нынешней республики появились, согласно данным археологов, в эпоху палеолита. В конце 18 в. к России присоединилась Грузия, а следом за ней, в начале 19 в., и ингушские земли вошли в состав империи. В советские времена, вплоть до окончания Второй мировой войны, территория нынешней Ингушетии входила в состав Чечено-Ингушской Республики, которая в 1992 г. была разделена на два отдельных субъекта Федерации. В этом же году разгорелся печально известный осетино-ингушский конфликт — причиной стал территориальный спор, который до сих пор не нашёл удовлетворительного для обеих сторон разрешения. Схожая ситуация и с современной границей между Ингушетией и Чечнёй.
Одежда
Традиционна одежда ингушей общекавказского типа: шаровары, нательная рубаха с высоким воротом на пуговицах, бешмет. На праздники и торжественные мероприятия надевали черкеску, украшенную газырями. Долгое время традиционная для кавказских народов папаха у ингушей имела коническую форму, после распространился вариант с расширенным верхом.
Дополняли наряд поясом, где крепилось холодное оружие, чаще кинжал. С кинжалом связан целый ряд адатов — норм поведения. Кинжал запрещалось без надобности доставать, а достав, не вкладывать в ножны не использовав. Нельзя было в шутку замахиваться оружием. В случае борьбы полагалось наносить удар сверху: этому посвящали длительные тренировки вплоть до глубокой старости.
Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи до пола, под которую надевали шаровары. Сверху наряд дополняло распашное платье, праздничный вариант которого шился из дорогих тканей. Подпоясывали костюм поясом из кожи или серебра. Голову покрывали платком или традиционной красного цвета шапкой курхарс, в форме конька с раздвоенным верхом.
Тайны названия
Как отмечает грузинский географ В. Багратиони, название народности ингушей происходит от селения Ангушт. Уже в XVIII веке оно занимало значительные территории, представляя один из самых крупных населённых пунктов Ингушетии.
Также ингушей часто называют галгаями. Как подчёркивают учёные, этот этноним связан со словом “галга” — “башня, крепость”. По сути, “галгай” — это строитель башни. Название это используется неспроста. В старину каждый зажиточный ингушский род должен был иметь собственную башню, в которой всё обустраивалось для проживания жильцов.
Нередко по внешнему облику и состоянию такой крепости народ судил о статусе семейства, которому башня принадлежит. Сегодня такие постройки сохранились в Ингушетии, но большая их часть представляет историческую ценность, уже не является жильём.
Достопримечательности региона
Ингушетия является достаточно молодой республикой, что и подтверждает история ее городов. Тем не менее, земля эта древняя, и люди жили здесь столетия назад. Если проехаться по селам и городам, можно увидеть много интересного.
Например, рядом с Магасом находится «Ачам-Боарз» – городище, куда стараются попасть на экскурсию туристы. Здесь же, в столице, расположено самое высокое ингушское сооружение, Башня Согласия.
А в Назрани был установлен Мемориал Памяти и Славы. Его возвели в свое время, чтобы жители и гости республики помнили о героях тех войн, в которых была вынуждена принимать участие Россия, и о людях, павших жертвами репрессий 1944 года. Кроме того, на территории города есть выстроенный в XV столетии мавзолей Борга-Каш, а также можно увидеть старинную русскую крепость.
Те, кто приезжают в Карабулак, могут посетить республиканский музей изобразительных искусств. В этом же городе стоит церковь иконы Казанской Божией матери – это один из православных храмов, имеющихся в Ингушетии в очень малом числе. Но главным украшением городов Ингушетии является, конечно же, природа. Именно она служит тем фоном, на котором все пять городов становятся настоящим ожерельем молодого, но такого перспективного региона.
Ингушские города и их особенности
Те, кто задается вопросом, сколько городов в Ингушетии, будет удивлен – ведь их в республике всего пять, из которых один стал городом республиканского значения лишь в 2016 году. Однако этот факт не означает, что до того, как всем пяти населенным пунктам были даны городские статусы, они ничего собой не представляли. У каждого своя история, тесно связанная как с самой республикой, так и с влиянием большой России.
Вот список городов Ингушетии на сегодняшний день:
- Магас
- Назрань
- Карабулак
- Сунжа
- Малгобек
Что представляют собой ингушские города и в чем особенности каждого из них? Стоит изучить историю каждого из них более подробно.
Магас.
Это столица республики, при этом один из самых молодых ее городов. Название его в переводе с ингушского звучит поэтично – «город солнца». Некогда на этой территории находился другой Магас – столица Алании. До сих пор археологи периодически проводят здесь раскопки, в границах города находится свыше двух десятков городищ времен первого тысячелетия.
Современный город возник совсем недавно – первый камень в его основание был заложен всего в 1994 году. А 15 апреля того же года Борис Ельцин подписал указ, запускающий в действие процесс строительства Республики Ингушетия. Сегодня именно 15 апреля считается Днем города и широко отмечается населением. Поскольку этот город изначально задумывался как административный центр, в нем не найдется каких-либо крупных предприятий. Зато он очень уютен и всегда рад гостям. В нем проживают около 7 000 человек, большинство из которых – ингуши.
Назрань.
Самый старый и один из крупных городов региона по численности населения. Здесь насчитывается более 113 тысяч человек, что является рекордом для республики. Основана Назрань в 1781 году в качестве русского крепостного укрепления. Позже рядом с ней раскинулось поселение, появилась школа для детей, а в конце 19 века был построен железнодорожный вокзал. До того как было принято решение о придании Магасу столичного статуса, столица региона располагалась именно в Назрани. В настоящее время здесь действует несколько промышленных предприятий, имеется развитая инфраструктура.
Карабулак.
Он расположен по левому берегу реки Сунжи. Само название переводится с тюркского как «черный источник», город является вторым по численности населения в республике – проживает здесь примерно 40 тысяч жителей. Карабулак нельзя назвать молодым городом, основан он был в 1859 году как казачья станица.
Этот факт еще раз доказывает, как прихотливо переплетались связи России и Северного Кавказа. Кстати городом республиканского значения Карабулак стал в 1995 году, до этого считался поселком. До перестройки здесь проживали как ингуши, так и русские примерно в одинаковых пропорциях. Однако после того, как в 1991 году начались столкновения на этнической почве, русское коренное население начало покидать город. Сегодня почти 98% Карабулака – это ингуши.
Сунжа.
Это поселение было основано в 1845 году казаками во время Кавказской войны. Первоначально он был станицей Сунженской, в ходе войны в 1852 году ее назвали именем генерал-майора Н. П. Слепцова, позже в 1939 году была переименована в Орджоникидзевская. В 2015 году переименован в Сунжа с присвоением статуса «поселок городского типа», а в 2016 году он стал городом.
Таким образом, это самый новый город Ингушетии. Население – около 65 тысяч человек, которые работают на нескольких предприятиях города. Кстати, именно в Сунже был открыт Ингушский государственный университет, сейчас там остались только несколько небольших корпусов, остальные перенесены в Магас. Из промышленных предприятия здесь расположен маслосырзавод.
Малгобек.
До 30-х годов ХХ века это было небольшое село Вознесенское (название также свидетельствует о его русском происхождении). Однако после того как в окрестностях были открыты залежи нефти, местность начала активно заселяться и благоустраиваться. Сначала Вознесенское было переименовано в посёлок Малгобек, а с 1939 года он получил статус города.
Малгобек довольно молод, в нем до сих пор еще живы люди, которые начинали его строить. Поскольку возник город благодаря нефтеразработкам, градообразующим предприятием является нефтяной концерн. Сегодня Малгобек продолжает расширяться, у него великолепное будущее. В 2007 году получил почетное звание «Город воинской Славы».
Национальный состав
Большинство населения составляют ингуши — 93,5 % населения. Второй по численности этнической группой являются чеченцы — 4,6 % населения. Третья этническая группа — русские — 0,8 % (наименьшая в России доля русского населения). Остальные этнические группы составляют менее 0,5 % от населения.
Ингуши расселены по всей территории республики. Чеченцы компактно проживают в Назрани[источник не указан 1041 день
], а также в Сунженском и Малгобекском районах. Русские проживают в Сунже и станицах Троицкой, Нестеровской и Вознесенской, а также в крупных городах. Остальные этнические группы не имеют чёткого ареала проживания.
В таблице показаны народы численностью больше 44 человек (на 2002 год).:
Народ | Численность, чел. (2002 | % | Численность, чел. (2010 | % |
Ингуши | 361057 | 77,27 % | 385537 | 93,46 % |
Чеченцы | 95403 | 20,42 % | 18761 | 4,55 % |
Русские | 5559 | 1,19 % | 3215 | 0,78 % |
Турки | 903 | 0,19 % | 732 | 0,18 % |
Кумыки | 136 | 0,03 % | 118 | 0,03 % |
Кистины | … | … | 113 | 0,03 % |
Аварцы | 102 | 0,02 % | 101 | 0,02 % |
Грузины | 323 | 0,07 % | 100 | 0,02 % |
Украинцы | 189 | 0,04 % | 91 | 0,02 % |
Азербайджанцы | 123 | 0,03 % | 83 | 0,02 % |
Цыгане | 44 | 0,01 % | 75 | 0,02 % |
Осетины | 106 | 0,02 % | 74 | 0,02 % |
другие | 3087 | 0,66 % | 632 | 0,15 % |
не указали | 262 | 0,06 % | 2897 | 0,70 % |
всего | 467294 | 100,00 % | 412529 | 100,00 % |
Доля ингушей по районам и городам России
(по переписи 2010 года) (указаны муниципальные образования, где доля ингушей в численности населения превышает 5 %):[источник не указан 1041 день ]
Доля ингушей по районам и городам России | ||
муниципальный район, городской округ | Субъект РФ | % ингушей |
ГО Назрань | Ингушетия | 98,9 |
Назрановский МР | Ингушетия | 98,5 |
ГО Карабулак | Ингушетия | 97,1 |
Джейрахский МР | Ингушетия | 90,1 |
ГО Малгобек | Ингушетия | 89,7 |
Сунженский МР | Ингушетия | 89,4 |
Малгобекский МР | Ингушетия | 85,3 |
ГО Магас | Ингушетия | 78,3 |
Пригородный МР | Северная Осетия-Алания | 21,6 |
Животные республики
В самой маленькой республике России обитает довольно много животных:
- 60 разновидностей млекопитающих,
- 150 разновидностей птиц;
- 24 разновидности амфибий;
- 8 разновидностей рептилий.
В горах Ингушетии можно встретить горных безоаровых козлов, которых здесь довольно много, туров, куниц, кабанов, белок, медведей, косуль и даже редких снежных барсов. Из пресмыкающихся на территории республики обитают преимущественно змеи – огромные полозы и ядовитые гадюки. Из птиц здесь можно увидеть горных индеек, черноголовых грифов и тетеревов, а на равнинах – диких гусей и уток, дроф, фазанов. Ингушские степи населены многими видами грызунов.
Рельеф и климат Республика Ингушетия
Регион, протянувшийся в северном направлении от Кавказских гор, пересекает альпийские пастбища, покрытые лесом предгорья и просторные степи. Лесами из бука, дубов, кленов, ясеня, чинар и других широколиственных деревьев занято около 140 тысяч гектаров.
Кроме Большого Кавказского южная территория охватывает еще Терский, Сунженский, Скалистый хребты, которые образуют многочисленные ущелья. На севере республика частично занимает Алханчуртскую и Сунженскую долины, в центре – долины Сунжи и Ассы.
Самой высокой вершиной Ингушетии является гора Шан, устремленная ввысь на 4451 метр. Еще две вершины Хахалги и Столовая возвышаются немногим более чем на три тысячи метров.
Рельеф и климат Ингушетии располагают к активному отдыху и благоприятствуют рекреационной деятельности. Регион пересекает множество оросительных каналов и рек, берущих начало из горных родников и таящих ледников. Самыми крупными считают Терек, Сунжу, Архми и Ассу. За ними следуют водотоки Фортанги, Гулойхи, Чемульги и Футана. На Ассе построена Нестеровская ГЭС.
Где живут, численность
Ингуши — автохтонное население Северного Кавказа. Большая часть представителей народности продолжает занимать места исторического расселения: Ингушетию, часть Северной Осетии. В результате захвата территорий российскими властями во второй половине XIX столетия, репрессий в конце Великой Отечественной войны, значительная часть ингушей выселена в Османскую империю, Среднюю Азию, Казахстан. Передел исторических ингушских территорий в сороковых годах прошлого столетия между Грузией и Грозненской областью поныне является причиной конфликтов чеченских, ингушских, осетинских народов.
Общая численность ингушей в мире, по данным на 2012 г., составляет порядка 700 000 человек. Разделение народа по государствам:
- Россия — 444 833 чел.
- Турция — 85 000 чел.
- Сирия — 35 000 чел.
- Иордания — 25 000 чел.
- Ливан — 20 000 чел.
- Казахстан — 15 000 чел.
В России наибольшее число ингушей проживает в Республике Ингушетия — 385 537 человек. Значительная часть — 28 336 человек, продолжает занимать исторические зоны расселения, ныне относящиеся к Пригородному району Северной Осетии. От 1000 до 5000 ингушей живет в Республиках Чечня и Кабардино-Балкария, Москве, Ставропольском крае, Тюменской и Ростовской областях.
Мавзолей Борга-Каш
Мавзолей Борга-Каш. | Фото: wikimedia.
51
Название достопримечательности переводится с языка ингушей как «могила Боргана». Этот памятник исламской архитектуры – один из древнейших на территории Северного Кавказа. Находится мавзолей в Назрановском районе, на берегу Сунжи, на высоте 650 м.
Сооружение сложено из белого камня, в высоту составляет 3,2 м, увенчано полусферическим куполом. Вход оформлен в виде стрельчатой арки. Как сообщают надписи на арабском языке, сделанные на входных плитах, построен Борга-Каш был в начале XV в. Мавзолей признан культурным и историческим памятником всероссийского значения.
Адрес: Борга-каш, Плиево, Ингушетия, Россия.
Характеристики и история
Ингушетия – самая маленькая республика в Российской Федерации, ее площадь составляет всего 3000 км, вход в которую напоминает путешествие в другую цивилизацию. Ингушетия ничем не похожа на Россию или соседнюю православную Осетию. Сегодня столица Ингушетии – Магас. Несколько десятилетий назад это был Владикавказ, который сейчас населен и назван столицей осетин. Владикавказ для ингушей – это как Иерусалим для палестинцев – потерянная духовная столица, и все ингуши относятся к нему как к своему городу.
От Владикавказа до Назрани, крупнейшего города Ингушетии, – около 30 километров. Пограничный пункт между Осетией и Ингушетией находится на платных воротах Назрани. Как и в любой приграничной республике, здесь на въезде много администрации, задающей бесконечные вопросы: откуда, куда, почему. Ингушетия даже для Кавказа производит впечатление другой планеты. После великого Владикавказа и до помпезного Грозного самый большой город Ингушетии – Назрань выглядит деревней.
Въезд в Ингушетию из Осетии отмечен грузом этнических зависимостей и осетинскими сказками об ингушах, потому что эти два народа, наряду с азербайджанцами и армянами, являются наиболее конфликтующими народами Кавказа. Однако весь Кавказ – это бочка с пылью, где все – в зависимости от ситуации – любят или ненавидят. Балкар не любит Кабардин, а Карачай – друг балкарцев и враг черкесов. Однако черкесы обычно дружат с кабардинцами, а балкарцы и карачаевцы этнически и лингвистически ближе к туркам, чем к русским, а кабардинцы – к русским. Черкесы были почти полностью изгнаны с Кавказа русскими со своей родины, которой была «Красная поляна».
В 1944 году чеченцы и ингуши стали жертвами депортации в Сибирь и Казахстан. Это должно было стать наказанием за их предполагаемое сотрудничество с нацистами. Половина населения этих народов умерла от холода во время депортаций. Оставшаяся в живых небольшая группа вернулась на Кавказ в 1957 году, уже не в первый раз заново начав свою жизнь. Шрамы остались, но если чеченцы, русские купили их на какое-то время, то ингуши не знают, что им делать, и многие темы здесь остаются открытыми.
Жилище
Этноним «галгаи» возник от традиционного типа жилищ и оборонительных сооружений ингушей — каменных башен. Они составляли горные поселения, располагавшиеся в глубине ущелий, на склонах. Боевые башни достигали высоты 16 м, жилые возводились на высоту в 2-3 этажа. Существовали полубоевые сооружения высотой до 10 м: первые этажи занимали жилые помещения, вверху располагались бойницы, площадки для обороны в случае нападения врагов.
Башни строили из камней — природного материала, в изобилии имевшегося в горной местности. Стены украшали петроглифами, солярными, спиральными, антропоморфными, животными изображениями. Знаки несли сакральный смысл, обращались к языческим ингушским божествам, обладали защитными функциями.
На передней стене главный строитель боевой башни или старейшина рода оставлял отпечаток ладони. Считалось, он дарит защиту от врагов, злых духов. На территории Ингушетии сохранилось более 100 башенных селений, общее число построек XIII–XIX столетий составляет порядка полутора тысяч. Конструкции сооружений, долговечность построек говорят о высоком мастерстве строителей, архитекторов.
Существовала традиция: завершить возведение новой башни требовалось за год, иначе считалось, что род ослабевает, угасает. Высотой конструкции, общим состоянием, числом комнат, оценивались благосостояние, надежность семьи. Существовала пословица: «Поведай мне, что за башня у твоей семьи, я отвечу, достоин ли ты моей дочери!».
Правила гостеприимства
Неслучайно ингушей называют одним из самых гостеприимных народов. Обычай радушно встречать гостя (даже если это незнакомый человек) зародились ещё в далёком прошлом.
“Кто гостей не привечает, того Бог не любит”, — говорят ингуши. Встречая гостя, они придерживаются старинных принципов, составляющих настоящий ритуал. Отказываться от предложенного угощения не принято. Также не стоит отвечать отказом на приглашение прийти в гости. Это — знак особого уважения.
Род Тейпа Ахриевых… Фото — 1920-х годов
Вот такой интересный и яркий народ Ингушетии. Жители этой республики хранят обычаи своих предков и уверенно строят будущее. Ингуши понимают, что родную культуру нельзя забывать, а потому не отказываются даже от тех принципов, что появились много столетий тому назад. Благодаря им народ сумел сохранить свою самобытность.
Традиции
С каменными постройками связывали не только жизнь, но и смерть человека. Другая пословица гласит: «Живому человеку требуется башня, а мертвому склеп». Каждый род имел фамильный склеп, располагавшийся недалеко от жилища. Ингуши видели в этом философию созерцательности, размышлений о нормах морали живых. Глядя на постройки, где родные находили вечный покой, предполагалось думать о вечном, совершенствовать душу при жизни.
Склепы строили в виде просторных помещений, напоминавших жилые башни с покатыми крышами. Сюда после смерти помещали останки погибших. Второй вариант — небольшие сооружения, напоминающие дольмены, снабженные щелями для проникновения света и воздуха. Подобная конструкция неслучайна: со времен аланской культуры существовал обычай, по которому умирающий человек сам или с помощью близких еще до смерти перемещался в склеп.
До прихода ислама в XIX столетии в горных регионах старики почитали за честь успеть самим дойти до места своего вечного приюта. Выйти из склепа считалось величайшим позором, запрещалось заносить внутрь пищу. Случалось, что родственники навещали умирающего в течение нескольких дней после перехода в склеп.
С повсеместным распространением ислама подобный способ погребения ушел в прошлое: умерших начали хоронить по мусульманским обрядам. Тело обмывали, одевали в светлые одежды, заворачивали в ковер и выносили на двор, где желающие устраивали прощание. Процессия выдвигалась на фамильное кладбище, где после молитв тело предавали земле. Женщины на кладбище не допускались: в их задачи входило приготовить обильный поминальный обед. Как и на свадьбы, на проводы в последний путь, занимавшие до трех дней, собирались все члены огромных ингушских фамилий, друзья, соседи.
Свадебные традиции
Брачный возраст мужчин наступал в 17-20 лет, девушек — в 15-17 лет
Невесту тщательно выбирали родители жениха, оценивая род в целом, особое внимание уделяя женской половине. Свадебная обрядность начиналась со сватовства, в котором участвовали родители и родственники мужа
Для получения согласия требовалось прийти в дом выбранной девушки не менее трех раз. Положительного ответа это не гарантировало: насильно замуж не выдавали.
В день свадьбы за невестой приезжал свадебный поезд без жениха. После шуточного выкупа и обряда прощания с родителями девушку доставляли в дом свекрови. Старшая женщина встречала ее медом и маслом, что символизировало пожелание сладкой, сытой жизни. Свадьбы проводили шумные, многолюдные: не менее 200-500 человек, иногда число гостей доходило до тысячи. Не позвать кого-то из родных или знакомых считалось оскорблением, равно как и проигнорировать приглашение. Длились торжества до десяти дней.
На время пира девушку проводили в отдельную комнату, где она находилась всю свадьбу. По другой традиции невестка стояла на протяжении свадебного застолья в углу зала, принимая подарки. Жених находился в доме друга, к невесте приходил на третьи сутки, затем избегание продолжалось до месяца. Заканчивались свадебные обряды выводом девушки к роднику за водой, во время которого она знакомилась с жителями селения.
Жизнь
Традиционная форма семьи — патриархальная, чаще малая или трехпоколенная. Младший сын оставался жить в отчем доме. Старшие приводили невесток в родительский дом, однако начинали строить свое жилище, если имели возможность. Основа межличностных и общественных взаимоотношений базировалась на уважении старших и почтении предков, которых знали до седьмого колена.
Главой семьи был мужчина, отвечавший за финансовое благополучие, безопасность, защищавший честь родных. Женщина занимала зависимое положение, однако никогда не играла роль прислуги или рабыни. С древних времен ее почитали как мать, дающую жизнь всему сущему. Существовала поговорка: «Мужчина портится — семья портится, женщина портится — весь народ портится». До женщин запрещалось дотрагиваться даже пальцем: противное означало оскорбление, вело к кровной мести. При них нельзя было сквернословить, курить, драться. Преследование кровника прекращалось в их присутствии, женщин и детей не использовали как жертв кровной мести.
Горный курорт «Армхи»
Горный курорт «Армхи».
1
Курорт находится в живописном Джейрахском районе, на высоте 1,5 км. Потрясающая природа и стремительно развивающаяся инфраструктура делают его прекрасным направлением для горнолыжного и оздоровительного отдыха.
В «Армхи» проложены две лыжные трассы: 200 м и 1 200 м. Хотя горные склоны не знают недостатка в снеге, лыжный сезон продлевают с помощью искусственного оснежения. На вершину трасс туристов доставляют подъемники. А кататься можно даже после захода солнца.
Есть на курорте и такие развлечения, как:
- Джип-туры;
- Катания на квадроциклах;
- Пейнтбольный клуб;
- Веревочный парк;
- Спорткомплексы с бассейнами и тренажерными залами;
- Рестораны с национальной кухней.
Также в «Армхи» действует самая длинная в стране «лестница здоровья». Она насчитывает 1 780 ступеней и проходит по хвойному лесу с целебным воздухом. С лестницы открываются чудесные виды на горы и старинные башни.
Продолжить оздоровительную программу можно в медцентре «Синай». Здесь собрано лучшее из западной и восточной медицины, проводятся процедуры грязетерапии, иглоукалывания и массажа. Еще одно интересное лечебное направление – аэротерапия: процесс предусматривает вдыхание целебной пыльцы здешних сосен. Показано такое лечение при болезнях дыхательных путей.
Адрес: Горнолыжный курорт «Армхи», Армхи, Ингушетия, Россия.
Джейрах
Джейрах.
41
Основное туристическое направление в Ингушетии – Джейрахский район, где природные красоты соседствуют с памятниками истории и культуры горцев. Административный центр района – село Джейрах. За красоту гор, прекрасную экологию и культурную ценность его иногда именуют «ингушской Швейцарией».
Эпитет вполне заслуженный: Кавказ в районе Джейрахского ущелья не уступает живописностью швейцарским Альпам. Но не только глаза и душа отдыхают, впитывая местные красоты, но и дыхательная система: воздух района и здешний климат обладают целебными свойствами.
А туристы, неравнодушные к историческому наследию Кавказа, безусловно оценят старинные башенные комплексы, в изобилии разбросанные по окрестностям. Хватает здесь также мест религиозного поклонения, склепов, могильников и других уникальных памятников. Все эти достопримечательности входят в состав Джейрахско-Ассинского заповедника.
Адрес: Джейрах, Ингушетия, Россия.