Какая вера у цыган: 1000 мигрантов, которым бог подарил весь мир
Содержание:
- Религиозные мифы цыган
- Цыганский язык
- Социальная организация
- Как цыгане стали чужаками
- Что почитать, посмотреть и послушать о цыганском языке и культуре
- Признаки, внешность цыганской национальности
- Интересные факты о цыганах
- Какую веру исповедуют цыгане?
- Христианство и оккультизм в вере цыган России
- Отношение к святым и праздникам
- Индийские цыгане
- Какая религия у цыган?
- Цыгане верят в возможность оскверниться
- Что было на самом деле
- Цыгане имеют собственные легенды, которые основаны на христианской почве
- Практичный цыганский патриархат
Религиозные мифы цыган
Кстати, в среде цыган-христиан бытует такая легенда. Когда распинали Христа, мимо проходили цыгане и украли один гвоздь. За это Бог якобы разрешил цыганскому народу иногда воровать. Поэтому цыгане не видят ничего плохого в воровстве и мошенничестве. Специалисты по цыганской культуре считают этот миф не таким уж давним и полагают, что он родился на Балканах.
Другое предание гласит, что Бог особенно любит цыган за их веселье и талант, потому не стал привязывать их к клочкам земли, как поступил с другими народами, а подарил им весь мир. Поэтому они вели кочевой образ жизни. Действительно, цыган можно встретить во всех концах Земли, кроме разве что Антарктиды.
Как видите, у цыган своя трактовка веры. «Я не могу сказать, что цыгане очень религиозные люди, — говорит Роман Лункин. — У них скорее более развит свой родовой строй, который и является основой их жизни и истинной религией. Остальное — это все культурные особенности той страны, где они живут, в которые они встраиваются».
Какая религия у цыган? Пестрые у них не только наряды. Религиозные взгляды у них тоже весьма разнообразные. Они преимущественно зависит от места их проживания. Хотя, конечно же, в каждом правиле бывают исключения.
Цыганский язык
По общепринятой международной классификации цыгане являются носителями одного из вариантов средневекового индоарийского диалекта – шаурасена апабхранша.
В разных странах ромы формировали свой язык в тесном контакте с языком той страны, где они проживали. Поэтому у разных групп речь может кардинально отличаться от того языка, которым пользуются на другом континенте. А некоторые цыгане вообще утратили свой язык и полностью перешли на тот, которым пользуются в стране, где они живут. То есть независимо от того, откуда произошли цыгане, а именно из Индии, каждая этническая группа демонстрирует разную степень сохранности родного языка. На сегодняшний день самая простая классификация представлена четырьмя группами:
- Балканская группа. Это диалект, которым пользуются цыгане, проживающие на территории Европы, в частности, в исторической части расселения: Косово, Греция, Турция, Болгария и ряд других стран.
- Центральная группа. Язык, которым пользуются на территории Словакии, Словении, Чехии, в Моравии и на территории Карпат.
- Влашская группа. Этот диалект самый распространенный и изученный, так как в мире больше всего носителей именно этого цыганского языка. Изначально язык сформировался в Румынии.
- Северная группа. Условно группа еще разделена на две подгруппы. Первая – диалект цыган Финляндии и некоторых западноевропейских стран. Вторая – язык, которым пользуются ромы в северной части России, Прибалтике и в Польше.
Социальная организация
От кого произошли цыгане? От индусов, но их генетическое и культурное наследие настолько поддалось влиянию культуры тех стран, где они расселились, что достаточно сложно нарисовать обобщенный портрет. Хотя некоторые характерные отличия этой большой этнической группы все же можно выделить.
Группа родственных связей формирует род, который возглавляет единый лидер – «баро», то есть король, как трактуют современные СМИ. Этот человек может представлять свой род даже на международном уровне, может советоваться со старейшинами.
Семья играет главенствующую роль во всех отношениях. К бракам с не цыганами отношение неодобрительное. Даже если молодые из разных родов, то к таким бракам также не очень хорошее отношение. Обычно пара соединяется на всю жизнь, но в крайних случаях допускается развод.
Если проанализировать историю цыганского народа, то у них был всегда своеобразный внутренний суд «крис», состоящий из мужской ассамблеи. Этот суд существует по сегодняшний день. В компетенцию ассамблеи входит решение супружеских дел, материальных и моральных. Суд вправе налагать штраф и даже исключать из общины.
По сегодняшний день цыгане очень трепетно относятся к собственным детям. Если в семье никак не рождается наследник – сын, то семья решается на усыновление мальчика. При этом не принципиально, будет он белобрысым или в веснушках. Считается, что именно на фоне этой традиции и родилась легенда о том, что цыгане воруют детей.
Как цыгане стали чужаками
Если смотреть на культурную традицию России XIX века, видно, что цыгане в то время не воспринимались как чужаки или враги. Табор описывался как нечто яркое, шумное, но не постороннее. Цыгане в одноименной поэме Пушкина не только показаны более привлекательным сообществом по сравнению с обычными горожанами, но и по итогу оказываются более цивилизованными — именно пришлый герой, которого приняли в таборе как своего, совершает преступление, убивает цыганку, и его изгоняют за эту дикость. Уже в XX веке советский писатель Анатолий Калинин в книге «Цыган», по которой поставили фильм с тем же названием и его продолжение, «Возвращение Будулая», рисует образы цыган-фронтовиков, цыган-активистов, цыган-спекулянтов. Это разнородная, но всё еще органично вписанная в жизнь страны масса.
Этническая нетерпимость по отношению к моему народу возникла за последние 30 лет, после развала СССР. Я считаю, что во многом здесь виновата риторика, выбранная СМИ по отношению к цыганам. В 1990-е в желтой, а потом и не в желтой прессе мой народ был представлен исключительно новостями в духе «злые цыгане выращивали траву в подвале», поэтому люди начинали воспринимать нас исключительно как преступников. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что это не только наша проблема — под раздачу до сих пор попадают не только цыгане, но и, по моим наблюдениям, вообще жители и гости России, которые имеют очевидно неславянскую внешность. Например, в 2020-м, помню, читала новость: «агрессивный мигрант избил приезжую девушку». На секундочку, речь в материале шла о конфликте дагестанца и украинки. И почему-то парень неславянской наружности для журналистов автоматически стал «мигрантом», хотя Дагестан вообще-то входит в состав России.
Даже когда журналисты не делают акцента на национальности тех, о ком пишут, то порой всё равно находят способ подчеркнуть, что в криминальных новостях ведут речь именно о цыганах. В ход идет пренебрежительное «ромалы» — это слово, кстати, лингвистически неверное. Правильно «рома», а «ромалы» — искажение звательного падежа этого слова, которое используется для придания иронического оттенка. Еще я встречала публикации, где нас называют «кочевниками».
Проблема в том, что СМИ читают и смотрят люди, не склонные к критическому мышлению. Иногда доходит до абсурда. Одна из моих знакомых цыганок принимала участие в съемках фильма, вместе с сыном. Сыну во время съемочного дня стало плохо, у него случился приступ астмы. Цыганка позвала работниц студии, попросила вызвать мальчику врача. Они ей в ответ: «Мы по телевизору слышали: цыгане не болеют!» Среди нас полно аутоиммунных больных и аллергиков, а из-за таких передач вместо медицинской помощи мы получаем агрессию.
Что почитать, посмотреть и послушать о цыганском языке и культуре
Выступая переводчицей, посредницей между русскими и цыганами, я часто сталкиваюсь с мнением, что цыганских языков не существует. Это неправда. Есть язык, есть диалекты, есть цыганская литература. Есть, к счастью, люди, которые пытаются это всё сохранить и сделать популярным. Например, Цыган Солдатенко, который переводит и начитывает сказки на языке русских цыган. Илона Махотина занимается учебными пособиями на цыганском языке, изучением и сохранением нашей культуры.
Большую роль в жизни цыган и цыганского языка играют соцсети: молодежь общается через ватсап и телеграм, в последнем есть, например, канал «Хроники идейных цыган», создатели которого не только публикуют интересные факты о цыганах (например, как называют цыган в разных странах и почему), но и обсуждают острые социальные темы. Соцсети помогают поддерживать общение и не теряться, а молодым цыганам — знакомиться.
Цыгане выпускают прессу, веб-журнал «Свэнко», мемуары — но чаще всего на русском. Из цыганских писателей могу порекомендовать Олега Петровича, это автор мемуаров «Бароны табэра Сапоррони», в которых он пишет про своих деда и отца, ну и описывает жизнь цыган в ХХ веке, их быт и праздники. Еще есть мемуары русского цыгана Ивана Корсуна, «Цыганская дорога», они рассказывают о жизни во время и после войны. Над сведением этого текста воедино работал уже упомянутый цыгановед Николай Бессонов. Воспоминания Ольги Деметер-Чарской очень интересны, она рассказывает о цыганской жизни, искусстве, о политической и общественной обстановке во время войны и после нее.
Причин, по которым мы пишем по-русски, две. Во-первых, очень сложно найти корректора и редактора, которые в совершенстве знают цыганские диалекты. Во-вторых, цыганская литература — еще одна возможность построить адекватный и честный диалог с русскими. А мы очень этого хотим. Правда.
Признаки, внешность цыганской национальности
Чаще всего цыгане имеют темный цвет кожи, темные волосы – это и есть их отличительная особенность. Однако во многих странах Европы есть цыгане, которые имеют светлые волосы и белую кожу, голубые глаза. Еще в силу традиций цыганского народа можно заметить следующие индивидуальные особенности в их образе:
- Цыганки носят длинные волосы, ведь короткие стрижки для этого народа считаются символом бесчестья. Потому они все время избегают причесок с короткими волосами.
- Если цыган носит одну сережку в ухе, значит он один в семье, нет у него ни братьев, ни сестер.
- Все цыгане любят золотые массивные украшения, а больше всего им по нраву золотые перстни. Восточноевропейские кочевые народы имеют целые наборы перстней из восьми колец, которые носят на каждом пальце руки, кроме больших. Причем перстни отличаются друг от друга размерами, узорами, но подходят друг другу по цветовой гамме.
Часто можно встретить курчавых цыган, а женщины любят носить распущенные волосы или же собирать их в пучок.
Как выглядят внешне цыгане?
Есть и определенная разница от других народностей и в стиле одежды цыганской народности. Цыгане не любят коротких юбок, их платья и юбки всегда прикрывают колени, также они носят брюки, но не вульгарные. Хотя есть и исключения, многое зависит от места проживания цыганских семей.
Интересные факты о цыганах
Стоит сказать, что название цыгане привязалось к ним еще с 11 века, когда их упомянули в европейском труде о святом Георгии Афонском. Правда до сих пор идут споры, что именно об этом народе шла речь. С греческого это название можно перевести, как «неприкасаемые». Или это еще могут переводить, как «маги».
У разных народов мира есть свои названия для ромов. Так, например, в Англии и части стран Европы их называют словам, что можно перевести «египтяне» (имея ввиду, что они пришли из этой страны). Также их называют «черные», например у эстонцев или у финнов. Что касается внешности, то по одной из версий цыгане имеют индийские корни. Этим объясняются слова хинди в их языке и любовь ко всему индийскому.
Одно из самых интересных понятий у ромов является «скверна». Считается, что нижняя женская часть тела женщины «нечистая» (это же касается и одежды). Больше всего ромале живет в США (миллион человек) и Бразилии (более 650 тысяч). Около двух миллионов цыган живет в Европе.
Какую веру исповедуют цыгане?
Цыганская культура тесно связана с религией. Вероисповедание цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.
Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.
Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.
Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.
Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил
После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.
Христианство и оккультизм в вере цыган России
https://youtube.com/watch?v=_LY6KscLdvU
Чаще всего встречаются цыгане, которые исповедуют христианство. Может потому, что в основном они проживают в странах, где живет больше всего именно верующих христиан. У них интересные легенды о том, как к ним относиться Господь. Есть версия, что они перенимают религию той страны, где живут, но у нее немало противников.
Есть легенда, что ромы украли один гвоздь, которым распинали Спасителя и поэтому Бог иногда разрешил им воровать. Кроме этого ромы уверяют, что Бог их любит за их веселье и талантливость, поэтому отдал им весь мир, а не конкретную страну. Несмотря на слухи о том, что ромале легко сменяют религию, но это не так, так как в Союзе крайне редки были случаи отказа цыган от Бога.
Очень много оккультизма в жизни ромов. Несмотря на свою набожность цыгане имеет обычай гадать на картах (таро). Считается, что это отголоски индуизма и зороостризма в прошлом народа. У них есть свое название для дьявола. Малая часть цыган имеют языческие верования (в духи природы).
Отношение к святым и праздникам
Независимо от того, какого вероисповедания придерживаются цыгане, они не забывают о собственных святых. Основным объектом для поклонения является женщина по имени Сара. Как сообщает одна старинная легенда, именно она спасла от гибели родственниц Марии Магдалины. Это произошло во время страшного шторма, когда Сара, следуя звездам, помогла потерпевшим отыскать дорогу к берегу. Другое предание повествует о том, что эта цыганка первой получила Откровение от последователей Христа, проплывавших мимо ее табора.
Другим почитаемым святым является Георгий. Этого праведника особенно чествуют христиане, живущие в Турции и на Балканах. Некоторые из цыган считают своим покровителем Николая Угодника, поэтому обращаются к нему с молитвами о помощи и поддержке в разных ситуациях.
Верующие цыганской национальности ежегодно отмечают религиозные праздники:
- православные – Рождество и Пасху;
- турецкие христиане – Хыдрелез.
Цыганские мусульмане придерживаются большинства религиозных традиций. В то же время они не следуют им в абсолютной точности. Известно, что цыганки, живущие в исламских странах, не закрывают свои лица под чадрой, а мужчины цыганской национальности не соблюдают требование по обрезанию крайней плоти.
Индийские цыгане
Родство цыган с индийскими народами ученые доказывают, например, сходством их культуры с традициями индийских кочевых племен. Например, наты до сих пор продают лошадей, водят по селам медведей и обезьян и показывают фокусы. Банджары кочуют от одного поселка к другому и занимаются торговлей. Саперы знамениты благодаря своим трюкам по заклинанию змей, бади — музыке, а бихари — цирковому искусству. Все эти племена или касты и внешне похожи на цыган, но многие исследователи считают, что на самом деле никакой генетической связи между ними и народом рома нет. Такие племена называют «цыганоподобными».
Какая религия у цыган?
Вопрос о религии цыган является одной из проблем, представляющей несомненный интерес как для учёных (цыганологов и религиеведов), так и для широкого круга неспециалистов. Когда речь заходит о цыганах, чаще всего, пожалуй, приходится слышать: «А какой они веры? Какая у них религия?» Однако, несмотря на длительную историю цыганологических исследований, в этой области достигнуто пока очень мало, хотя чуть ли не в каждой монографии по цыганам авторы касаются этого вопроса. Правда, как правило, в разделах, посвящённых религии, сообщается лишь о том, что цыгане верят в бога, которого они называют devel ’дэвэл’, и что его антиподом является дьявол, называемый ими beng ’бэнг’ Чаще всего констатируется также факт распространения среди цыган официальной религии той или иной страны, в которой они проживают, т. е. деление их по вероисповеданию на православных, католиков, протестантов или мусульман. У балканских цыган при этом наблюдается весьма интересное сочетание ислама и христианства. Многие исследователи отмечают также наряду с формальным вероисповеданием цыган пережитки магических, анимистических и прочих верований и обрядов. Так, в частности, Э. Хорватова указывает на то, что в религиозных представлениях цыган первоначально преобладали анимизм и демонология. Стремление постичь иерархию христианских святых во главе с триединым богом привело к симбиозу двух различных по развитию систем — полидемонизма и монотеизма. Некоторые из исследователей обнаруживают в религии цыган и следы вынесенного из Индии культа предков, самые основы которого, по мнению А. П. Баранникова, цыганами, однако, давно забыты.
Отдельные исследователи склонны вообще отрицать наличие у цыган какого -либо религиозного чувства, прямо провозглашая их явными безбожниками, лишёнными какой бы то ни было религии, другие же, наоборот, отмечают у них редчайшую приверженность к церкви, вызывающую удивление самих священников. На обе эти диаметрально противоположные точки зрения среди исследователей религии цыган указывают в своей книге Г. Моде и 3. Вёльффлинг. Однако, как справедливо писал по этому поводу Е. Фицовский, говоря о мнимом «безбожии» цыган, цыганологи путают два разных понятия. Не уважая существующих религиозных систем и не создав собственной, цыгане тем не менее верят в бога, дьявола и в загробную жизнь, о чём свидетельствуют хотя бы их погребальные и поминальные обряды. Кроме того, ими усвоен и некоторый реквизит христианской церковной обрядности (здание церкви, «святая» вода, распятие, лики святых), который используется в связи со специфически цыганскими ритуалами.
Также Лекса Мануш отмечал, что у предков цыган, представлявших собой арианизированное коренное население северо-западной Индии, причислявшееся в кастовой системе древней Индии к варне шудра или даса, несомненно до их миграции в начале второй половины I тысячелетия на запад, существовал наряду с агамическими культами и культ Шивы. Термин dasa (даса), являвшийся одним из этнонимов неарийских племен, встретившихся арьям по приходе в Индию, позднее приобрел в санскрите значения ’демон’, ’злой дух’, ’дикарь’, ’варвар’ и, наконец, ’раб’. В диалектах балканских и некоторых влашских цыган это слово сохранилось в значении покорённых некогда турками южнославянских народов — сербов, хорватов и болгар. В качестве самоназвания цыгане восприняли санскритское название члена касты певцов и музыкантов doma
domba, давшее позднее в диалектах азиатских цыган dom, у армянских цыган lorn, а у европейских — rom, причем в диалектах балканских цыган оно еще сохраняется с церебральным согласным — rom. Можно предположить, что принятие предками цыган этого термина в качестве самоназвания было связано с их практикой служения Шиве, который известен и как Натараджа (Nataraja), т. е. царь танца.
Цыгане верят в возможность оскверниться
Очень необычно для русского православного человека понятие скверны. Цыгане считают, что могут оскверниться. Это не совсем религиозное, скорее магическое представление. Осквернить может плохой поступок или же прикосновение к следующим людям:
- Бомж;
- Заразно больной;
- Преступник;
- Алкоголик;
- Цыган, не следующий цыганскому закону;
- Мертвец (и его вещи).
И если это кое-как понятно за пределами цыганской культуры, то совсем странным выглядит возможность осквернения от нижней половины женского тела. Цыгане убеждены, что ниже пояса женщина разносит скверну.
Цыганский закон на историко-публицистическом сайте «Русская Семерка»
Это нечистота и грязь. Соответственно, прикасаться к ней нельзя за исключением интимной связи.
Женщин предпочитают держать на первых этажах жилища. Вход наверх им запрещён, чтобы не осквернилось помещение. Всё, к чему прикоснётся женщина нижней частью тела, становится осквернённым. Само собой, её одежда — это тоже носитель скверны. Так что для цыгана страшная участь — получить по лицу женской юбкой.
Если это произойдёт, его признают осквернённым, так что придётся жить в этом статусе, пока скверна не исчезнет.
Скрыть осквернение — тяжкий проступок. Ведь разносчик скверны ставит под угрозу своих друзей и близких, когда не сообщает им, с кем они теперь общаются. К слову, мужчины цыгане тоже разносят скверну в своей нижней половине, но на меньшей области, так что не представляют такой угрозы, как женщины.
Что было на самом деле
Как происходило изъятие? По закону, опекуном всех детей-аборигенов назначался чиновник от австралийских штатов, он и определял, кому оставаться в семье, а кому отправляться к миссионерам. Иногда младенец разлучался с матерью уже в больнице – если роды проходили там; иногда матери сообщали, что ее ребенок умер; бывало, что от родителей обманом добивались подписания документов о передаче ребенка, но даже и это не было обязательным: статус детей аборигенов был приравнен к статусу брошенных детей.
Вот что о событиях 1935 года рассказывал один из «изъятых»: «я был с мамой и тетей и двоюродным братом. Нас посадили в полицейский участок и сказали, что везут в Брум. Сюда же посадили и мам. Но когда мы проехали около десяти миль (16 км), они остановились и выбросили матерей из машины. Мы прыгали мамам на спины, плакали, стараясь не отставать. Но полицейские вытащили нас и бросили обратно в машину. Они оттолкнули матерей и уехали, а наши матери бежали за машиной и плакали. Мы кричали на заднем сиденье этой машины. Когда мы приехали в Брум, они поместили меня и моего кузена в тюрьму Брума. Нам было всего десять лет. Мы пробыли в изоляторе два дня в ожидании лодки в Перт».
В Австралии действовало много миссионерских обществ, они и стали для изъятых детей либо временным, либо постоянным домом. Детей воспитывали в духе христианского вероучения, запрещали им говорить на родном языке. Мальчиков готовили для работы в сельском хозяйстве, девочек – в служанки. Точное количество изъятых детей установить так и не удалось – документы оформлялись довольно небрежно. По разным данным, в результате программы потерял свою семью каждый десятый или каждый третий из местных детей (не менее 25 тысяч маленьких австралийцев).
Для человека XXI века все происходившее тогда – в период с 1905 по 1967 годы – евгеника и расовая сегрегация. Но государственные деятели тех времен, как ни странно, довольно искренне заботились об австралийцах. Их имена известны – например, Обер Октавиус Невилл, руководивший изъятием детей на западе Австралии, был тем самым человеком, что составил «план по выведению цветных», считал свою деятельность защитой аборигенов от вымирания и нищеты.
А в Северной Австралии работал доктор Сесил Кук, который добивался для коренных австралийцев честного суда, боролся за их права на землю, но заодно и предлагал идею «стерилизации полукровок». Для аборигенов хотели как лучше – а потому стремились организовать и упорядочить их жизнь во всех областях – определяли, как тем жить, работать, с кем создавать семью.
Цыгане имеют собственные легенды, которые основаны на христианской почве
Многие традиции переосмыслены с точки зрения цыган.
Цыганам можно воровать. За цыганами укрепилась репутация воров и мошенников. Казалось бы, сложно быть правоверным православным и нарушать заповедь. Но цыгане в ответ на это рассказывают легенду о том, как Бог сам разрешил им воровать.
Иллюстрация легенды, по которой, цыгане украли гвоздь Христа
Дело в том, что цыгане якобы украли гвоздь, который должны были вбить в тело Христа. Тем самым они облегчили Его участь и заслужили своё исключительное положение. Но есть и другие версии этой легенды. Некоторые из них наоборот выставляют цыган в неприглядном свете.
Бродяжничество — благословение Божье. Бродяжничество цыган тоже имеет обоснование. Якобы Господу очень нравится их нрав и талант. Этот народ столь хорош, что ему не пристало сидеть на одном месте. Бог вручил в дар им весь мир.
Попрошайничество — это благодетель. А как можно помочь ближнему? Скорее всего, приложить усилия, чтобы он в чём-то добился результата. Возможно. Но это не цыганский путь. Нужно быть изобретательнее. Например, влахи отправляются на Радонницу на кладбище. Народу же много. И куча людей, которые нуждаются в том, чтобы совершить доброе дело. Так почему бы им не помочь? Цыгане начинают клянчить деньги. Кто даст — тому и благодать Божья.
С другой стороны, эти цыгане и не пытаются прикинуться нищими, либо заработать на своём деле. Это действительно искренний поступок за символические копейки.
http://zen.yandex.ru/media/id/5a72e13f9b403cdfb74502b1/5a74b531168a918fb7f7cf72
http://gipsylilya.livejournal.com/2068866.html
Практичный цыганский патриархат
У цыган патриархат, но патриархат этот значительно мягче, чем у русских или тем более у кавказцев. «Молчи, женщина» — нет у нас такого. Да, окончательное решение принимает мужчина, да, он несет ответственность. Но женщина всегда выскажется, ее выслушают как раз потому, что патриархат: ее ум считается придатком к мужскому. Есть даже такая пословица: цыган без цыганки — что игла без нитки. Умные женщины в таборе ценятся, ведь в конечном счете их мудрость принадлежит мужчинам.
В таборах мужскими вопросами занимается барон, а женскими — барониха. У женщин не принято лезть в мужские дела, но и у мужчин нет привычки контролировать женские.
Впрочем, огромным авторитетом в таборах пользуются цыганские бабушки, старшие женщины в роду. Они играют в цыганских кланах ту же роль, что и большухи в русских деревнях. Их слушаются мужчины, в первую очередь неженатые сыновья. Возраст последних не имеет значения: у цыган если ты не женат — ты мальчик. И должен слушать мать, даже если тебе 60 лет.
Кстати, если говорить об идеалах женской красоты, то красивыми у цыган считаются высокие длинноволосые девушки. У котляр, например, невеста часто старше (и, значит, выше) жениха, и это нормально.