История мурманска

Города Мурманской области

Мурманск (население — 302468 чел.) — это самый крупный в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Морской порт и рабочий поселок — вот два главных направления развития этого города, получившего свое имя в честь викингов-норманнов (мурманов).

Сейчас это морские ворота России на севере, благодаря незамерзающему порту и прямому выходу в океан (без транзита через чужие территориальные воды) обеспечивающие грузопоток между Россией и Западом. Во время Великой Отечественной войны сюда шли грузовые конвои союзников, обеспечивающие помощь нашей стране по ленд-лизу.

Сегодня основу экономики города составляет морской транспорт, судоремонт, рыболовство. Город имеет развитую инфраструктуру и довольно неплохую экологическую обстановку. Минус понятен: это суровый северный климат, предъявляющий высокие требования к духу его жителей.

Апатиты (население — 58681 чел.) — расположен неподалеку от горного массива Хибины. Это пятый по величине город России, расположенный за полярным кругом. Его история начинается с небольшого железнодорожного поселка Белый, основанного в 1916 году. А когда было открыто Хибинское месторождение апатито-нефелиновых руд, поселок стал интенсивно развиваться как центр науки и химической промышленности.

Именно здесь родился известный телеведущий Андрей Малахов (хотя некоторые пожелали бы, чтобы он там и оставался). Апатиты имеют хорошо развитую инфраструктуру, здесь даже есть свой аэропорт. Из минусов надо отметить тяжелую экологическую ситуацию, связанную с деятельностью Апатитской ТЭЦ и горно-обогатительных предприятий.

Североморск (население — 49873 чел.) — военно-морская база Северного флота России. Шестой по величине город, расположенный за Северным полярным кругом. Североморск вырос из небольшого поселка Ваенга, основанного в 1896 году (кстати, певица Елена Ваенга родилась именно в Североморске). В 1933 году здесь стали строить военно-морскую базу, а в 1951 город получил название Североморск. Вся экономика этого небольшого города работает на флот.

Ара-губа

Название происходит от саамского «арред», то есть «отдыхать, находиться в покое». Название места говорит само за себя.

Длина — около 11 км, ширина — от 600 м до 3 км. Имеет вытянутую форму, длина береговой линии – 32 км. Берега крутые и скалистые, высота доходит до 270 м. Глубина достигает 159 метров.

На входе два острова, Большой и Малый Арские, а в северной части первого установлен маяк. Сигнальные огни расположены не только на берегах губы, но и на вдающемся с запада мысе Сковорода.

«Лучшее место на Земле» — ни много ни мало заголовок сайта, созданного теми, кто служил и работал на территории Ара-губы. Вдохновиться фотографиями разных лет, разных времён года и с разных ракурсов можно на сайте, где вы найдёте и раздел для краеведов.

Время в пути: 1 час 40 мин., 82 км от центра Мурманска.

В конце 19 века на территории губы функционировал китобойный завод «Компании Шереметьева». Численность населения всегда была крайне мала – не достигала более 28 человек, а с 1958 года населённый пункт и вовсе был ликвидирован. Ара-губа стала частью военно-морской базы «Видяево», являющейся местом базирования подводных крейсеров «Барракуда» и «Кондор».

Город-бум и город-призрак

Советский период Мурманска можно охарактеризовать американским термином «город-бум», применяемым к городам Дикого Запада, где обнаруживали золото.

Новые микрорайоны возникали практически каждые несколько месяцев, повседневность проходила под знаком большой стройки. Атмосфера постоянных городских преобразований являлась достаточным индикатором успешности Мурманска как такового, что поддерживало уверенность населения в потенциальном экономическом и социальном росте.

Коллективное строительство исходило из инфраструктурной логики: возводились микрорайоны, школы, больницы, железнодорожные пути и порт, при этом в Мурманске до сих пор нет благоустроенной набережной.

«Город-бум» не существует в отрыве от сверхдоходов. Американские поселки золотоискателей создавали сферу обслуживания вокруг добычи драгоценных металлов и транспортировки их на восток. Для Мурманска, как проекта освоения советского Севера, ключевым ресурсом стало собственное население. Поэтому, кроме портовой инфраструктуры, развивался в первую очередь жилой массив — наибольшую прибыль город получал в качестве дотаций на растущее население, именно этот фактор и становился ключевым в логике градостроителей.

Воркута

На севере Республики Коми за Полярным кругом в сухопутной Арктической зоне располагается самый восточный европейский город — город Воркута. В сталинские времена на территории Воркуты находился Воркутлаг, в котором заключенные занимались добычей угля. В 1943 году Воркуте был присвоен статус города.

Немалая часть воркутинских зданий была спланирована ленинградскими архитекторами. В советское время Воркута была процветающим городом, а с развалом Союза большинство шахт были закрыты, люди были вынуждены разъехаться. Сейчас обстановка в городе стабилизировалась, но период процветания остался позади. У приезжих создается впечатление, что время в Воркуте остановилось с советских времен. В настоящее время в городе проживает лишь немногим более 58 тысячи человек.

С восточной стороны город закрыт Уральскими горами. А на северо-западе от города простилается тундра. Поэтому, помимо Полярной ночи и суровых морозов, жители города переживают страшные ветра (более 30 метров в секунду). Выходить в тундру в такую пургу небезопасно.

Население Воркуты многонациональное, что объясняется происхождением города.

Экология Воркуты не в лучшем состоянии. В воздухе чувствуется нехватка кислорода из-за отсутствия деревьев, зато угольная черная пыль в избытке.

Районы Крайнего Севера в России

Районы Крайнего Севера

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера

В соответствии с законами Российской Федерации к районам Крайнего Севера, в которых применяется система льгот и компенсаций жителям, относят:

  • Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей.
  • Архангельская область — Ненецкий автономный округ, город Северодвинск; районы: Лешуконский, Мезенский, Пинежский, а также Соловецкие острова.
  • Иркутская область — Катангский район.
  • Камчатский край.
  • Республика Карелия — город Костомукша; районы: Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский.
  • Республика Коми — города Воркута, Инта, Усинск; районы: Ижемский, Печорский, Усть-Цилемский(кроме села Усть-Лыжа Усинского городского округа, приравненного к районам Крайнего Севера) .
  • Красноярский край — города: Игарка, Дудинка и Норильск; районы: Северо-Енисейский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Туруханский, Эвенкийский.
  • Магаданская область.
  • Мурманская область.
  • Сахалинская область — город Оха; районы: Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский, Южно-Курильский.
  • Тува — районы (кожууны): Монгун-Тайгинский, Тоджинский; Шынаанская сельская администрацияКызылского района .
  • Тюменская область — Ямало-Ненецкий автономный округ; Белоярский и Берёзовский районыХанты-Мансийского автономного округа — Югра
  • Хабаровский край — Аяно-Майский и Охотский районы.
  • Чукотский автономный округ.
  • Республика Саха (Якутия).

Районы, приравненные к Крайнему Северу

• районы Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Каа-Хемский, Дзун-Хемчикский, Кызылский (кроме Шынаанской сельской администрации), Пий-Хемский, Овюрский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзинский

Регионы, приравненные к районам Крайнего Севера, весьма обширны и представлены внушительным количеством областей и городов РФ. Их равнозначность с северными территориями обязывает работодателей гарантировать сотрудникам компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством. Существует постановление Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 (с изменениями), содержащее перечень районов, подпадающих под определение «Крайний Север и территории, приравненные к нему».

Это интересно: Сколько лет надо прожить в чернобольской зоне перед пенсмей

Образование и культура

Каждый десятый житель Мурманска является студентом, причем половина из них – 15 тысяч молодых людей – обучается в двух престижных ВУЗах:

  • Мурманский государственный технический университет
  • Мурманский педагогический университет.

В городе работают 16 филиалов столичных учебных заведений (Москвы и Санкт-Петербурга). Всего же в городе около 200 образовательных учреждений, включая детские сады и ясли.

К сожалению, муниципальных дошкольных учреждений катастрофически не хватает, и родители вынуждены за высокую плату «пристраивать» своих чад в коммерческие учреждения.

У школьников, в связи с полярной ночью, есть дополнительные зимние каникулы. Занятия в школах в неблагоприятный период начинаются на полчаса позже обычного.

В городе действует два областных музея:

  • Местный краеведческий
  • Музей изобразительного искусства.

Мурманчан нельзя причислить к заядлым театралам — им доступны лишь кукольные представления и спектакли двух профессиональных драматических театров.

Концерты проходят в здании филармонии (самая молодая в стране) и в Ледовом Дворце спорта.

Молодежь любит посещать ночные развлекательные заведения, их, правда, в городе немного.

В числе лучших можно отметить развлекательный клуб «Сферу» с боулингом и современным кинозалом.

Как видим, жить за Полярным кругом можно. Насыщенная, интересная жизнь ожидает людей, переехавших на постоянное местожительство в Мурманск. Отчего же не познать мир, заработать хорошие деньги, насладиться уникальностью северной природы, пока молод! О плюсах и минусах полярного города мы вам рассказали.

Как добраться

Для начала нужно оказаться в столице Заполярья — городе-герое Мурманске. Билеты без пересадок из Москвы обойдутся от 3600 до 9000 руб. туда-обратно, из Петербурга — от 4400 до 11 000 руб. 

Любители автопутешествий могут отправиться на машине (лучше — на внедорожнике): расстояние Москва–Мурманск составляет 1940 км, преодолеть его можно примерно за 22 часа без остановок (из Петербурга за 16 часов, 1340 км). Тебя ждёт поездка по живописной трассе Р-21, которую называют «Кола»: топовые виды из окна, возможность заглянуть в Карелию или остановиться в других классных местах и, конечно, не выходящая из моды романтика дорожных путешествий.

Мурманск. Вид со смотровой площадки

Из Мурманска до Териберки можно добраться общественным транспортом, однако это не очень удобный вариант: автобусы из Мурманска отправляются только в 18:00, а обратно из Териберки — в 7:00 утра, стоимость билетов ≈ 500 руб.

Ещё один способ — такси (4000–5000 руб. за машину в одну сторону) или на заранее заказанном трансфере, который обойдётся также в 4000–5000 руб. в одну сторону (в зависимости от количества людей). В Мурманске можно взять машину напрокат, стоимость — от 3500 руб./сутки плюс бензин, которым нужно запастись заранее — в Териберке заправок нет. 

Очень точное описание Териберки на стенах заброшенной школы

Расстояние между городами 134 км, время в пути — от 2,5 часов. Часть дороги асфальтирована, а вот вторая часть — приключение, особенно зимой: здесь бывают сильнейшие метели, и дорогу иногда заметает настолько, что видишь только белоснежное пространство, которому нет конца и края. Границу дороги можно опознать только по оранжевым палкам-указателям, поэтому в непогоду проезд бывает закрыт. 

Если так и случилось, придётся зависнуть на денёк-другой в Мурманске, и нужно продумать план, чем заняться в крупнейшем в мире городе, расположенном за Северным полярным кругом.

Чек-лист по Мурманску

  • Посетить атомный ледокол «Ленин»;
  • увидеть все памятники героям войны, а также смотровые площадки с видами, а именно: «Самолётик» (памятник «Защитникам неба Советского Заполярья»), маяк с мемориалом Морякам, погибшим в мирное время, «Алёша» (мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны»);
  • попробовать местные морские деликатесы;
  • сходить в атмосферный Rock and Roll Music Bar, обязательно спеть на сцене перед всеми гостями бара и перепробовать разные сорта вкусного пива (вишнёвое — мой фаворит!).

Маяк и мемориал «Алёша»

Атомный ледокол

Мурманск — транзитное пространство

В интервью с мурманчанами звучит рефрен: пребывание в Мурманске — временное, это перевалочный пункт перед настоящей жизнью. Горожане не воспринимают собственную жизнь в моменте  темпоральность повседневности направлена в будущее, которое еще не наступило.

Город превращается в терминал аэропорта. Неуютные кресла, дорогая еда, скрип чемоданов, механический голос, приглашающий на посадку. Пространство, с которым невозможно чувство солидарности, существование в котором обусловлено лишь необходимостью перемещения в лучшее место. Аэропорты — «не-места», исключенные из повседневной оптики, унифицированные, стремящиеся казаться максимально незаметными и удобными. Единственная функция данного пространства — сделать кресла достаточно уютными, а кофе приемлемо дорогим.

Каждый крупный аэропорт встречает путешественника плакатом «Чувствуйте себя как дома!». В реальности это значит — не замечайте вашего пребывания здесь, но не задерживайтесь надолго. Антрополог Кейтлин Де Сильвей, исследуя больницы как пример транзитного пространства, обнаруживает, что палаты специально красят в отталкивающие цвета, чтобы у больных не складывалось ощущения «дома». Подобные инфраструктурные приемы настраивают пациентов на временность пребывания в госпитале, тем самым косвенно стимулируя выздоровление.

Мурманск не строился в качестве транзитного пространства — напротив, он создавался как монументальный город, предполагающий долгосрочное пребывание приезжих, которые однажды смогут назвать Мурманск домом.

Изменения, произошедшие в 1990-х, привели к формированию культуры престижной миграции. Теперь нормальным считается уехать, а не остаться. Долгосрочное пребывание в городе становится маркером неудачи — социальной стигмой. Детей начиная со школьной скамьи убеждают в том, что если сделать всё правильно, то вместо жизни на Севере получится мигрировать в Москву, Санкт-Петербург, Скандинавию. Человек, который не смог мигрировать после школы, университета или по работе, считается неудачником, в лучшем случае ему просто не повезло. На уровне повседневных разговоров встречаются фразы «А почему ты еще здесь?», «Соскочить не удалось?» Практически каждый третий билборд рекламирует недвижимость в Санкт-Петербурге или Москве.

Музеи

За долгие летние дни туристы успевают не только внешне осмотреть достопримечательности Мурманска, но и посетить экспозиции, рассказывающие об истории Кольского полуострова и освоении Северного морского пути. Туристам, которые интересуются военным делом и морским флотом, стоит посетить музей истории Мурманского морского пароходства, военно-морской музей Северного флота и подняться на борт атомного ледокола «Ленин». Для увлекающихся искусством открыта экспозиция в Мурманском областном художественном музее с картинами русских живописцев.

Узнать больше об истории региона, его коренных народах можно в Краеведческом музее Мурманска. Экспозиция интересна диорамами, посвященным природе Кольского полуострова. Самая интересная диорама — искусственное северное сияние.

Подробный материал: Музеи Мурманска

Краеведческий музейФото: Маша Малиновская

Растительность севера

Большая часть северных территорий и Арктики слишком холодная, чтобы деревья могли расти. Большая часть ландшафта покрыта безлесным ковром из растений, называемым тундрой, который часто простирается на многие километры и не прерывается, за исключением полос снега, луж воды и нагромождений скал. Большинство тундровых районов лежат в пределах Полярного круга.

Природа русского севера включает в себя низкорослый вереск, ивы, саксофраги и маки. В течение короткого арктического лета бывает достаточно солнца, влаги и теплого ветра, чтобы все растения могли сохраняться. Однако минералы, в которых нуждаются растения, находятся в недостаточном количестве, потому что камни обычно не выветриваются в почву. Самым богатым источником питательных веществ являются погибшие животные и растения. Часто можно обнаружить большие группы растений, растущих из останков мертвого оленя или лисицы.

Вечная мерзлота может наблюдаться до нескольких метров в глубину почвы. Она представляет собой подземные воды, смерзшиеся до состояния камня.

Памятник ждущей женщине

Это очень значимый памятник для города, многие женщины которого регулярно провожают своих мужей и сыновей в открытое море и долгое время ждут их возвращения. Представляет собой бронзовое изваяние молодой женщины, которая прижала одну руку к груди, а другую вскинула в приветствии. Скульптура размещена на гранитном постаменте, а рядом с ней – кнехт и бронзовая чайка на нём.

Памятник ждущей женщине

Красивая и выразительная композиция дополнена надписью «Умеющей ждать» на постаменте; живописным сквером и смотровой площадкой

Важно также, что этот монумент отлично просматривается со стороны моря

Адрес: пересечение ул. Ковалева и ул. Чумбарова-Лучинского

Начало войны. Первые попытки захватить Мурманск

Битва за Мурманск стала одним из важнейших этапов Великой Отечественной войны. Немецкое командование придавало особое значение захвату Мурманска – это был незамерзающий порт на севере Европы, связанный железной дорогой с Ленинградом

Мурманск имел важное военно-стратегическое значение. Рядом находились основные базы военно-морского флота, а также здесь начинался Северный морской путь

Вражеское вторжение началось 29 июня 1941 года – финско-немецкие войска перешли в наступление по всему фронту от Баренцева моря до Финского залива. 150-тысячная германская армия, дислоцированная в Заполярье, имела директиву Гитлера захватить город и мурманский порт. Численность советских войск не превышала и семи тысяч человек. Советские солдаты практически голыми руками и шанцевым инструментом строили оборонительный рубеж по правому берегу реки Западная Лица, в то время как артиллерийский обстрел не прекращался. Три вражеских дивизии захватили Печенгу и Титовку, продвигаясь к Мурманску фронтом длиною в сотню километров. Немецкое командование рассчитывало захватить город за несколько суток, но советским солдатам с помощью подразделений морской пехоты Северного флота удалось остановить врага в 30 километрах от пограничной линии.

В сентябре 1941 года немецкие войска совершили вторую попытку прорваться к Мурманску, но вновь потерпели неудачу и были отброшены за реку Большая Западная Лица. Именно на рубеже этой реки и проходила линия фронта до октября 1944 года. Стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван.

Климат и экология Мурманска

Этому разделу необходимо уделить больше внимания – те, кто собираются сменить местожительство на Заполярье, часто пугаются «страшных морозов» и «вечной зимней тьмы». Не все так однозначно.

Казалось бы, в Северном заполярье климат должен быть суровым, с трескучими зимними морозами и вьюгами. На Мурманск это правило не распространяется: арктическая зона смягчается атлантической — теплым Гольфстримом. Поэтому климат Мурманска разительно отличается от других заполярных городов. Он более теплый и мягкий.

Средние значения января – февраля не превышают 10 – 12 градусов с минусовой отметкой. Зимой ветры дуют с суши, принося сухой морозной воздух, летом же преобладают ветра с Баренцева моря, несущие прохладу и влажный воздух. Налицо – признаки муссонного климата.

Лето, к сожалению, на Кольском полуострове прохладное. Средняя температура июня едва превышает 10 градусов. Саамы теплый месяц июль – получите целых 14 градусов. В августе уже видны приметы осени, средняя температура – около 8 градусов тепла. Отдельные годы дарят мурманчанам потрясающую жару – свыше 30 градусов, начиная с мая и заканчивая августом.

В Мурманске есть где охладиться в летний зной – в черте города десятки озер, на многих есть зоны отдыха. Что уж говорить о Кольском заливе!

Кольский залив практически никогда не замерзает, благодаря теплому течению, но катаклизмы случаются: в начале 2015 года на воде образовался лед толщиной до 8 сантиметров. Синоптики отмечают, что за 80 – летние наблюдения залив замерз всего в шестой раз.

Прекрасный климат, если бы не полярная ночь, которая длится более 40 дней в году со 2 декабря по 11 января. Это настоящий стресс для организма тех, кто недавно перебрался за полярный круг. Медики говорят, что для адаптации достаточно трех лет. Есть нехитрые правила, которые помогут новичку адаптироваться к негативным условиям:

  • Витамины
  • Рыбий жир
  • Солярий
  • Световые эффекты
  • Закаливание

Вообще-то медики рекомендуют жить в Заполярье не более 15 лет, а потом переезжать в более комфортный климат. Но их рекомендациям мало кто прислушивается. В таком случае, необходимо хотя бы раз в год покидать север и отдыхать в других климатических условиях.

Ожидающие

До какой степени корректно называть Мурманск транзитным пространством?

Большинство жителей воспринимают его в качестве пустого места, в котором нужно пребывать какое-то время перед тем, как начнется настоящая жизнь. С другой стороны, темпоральность каждого мегаполиса устроена сходным образом.

Ожидание — состояние населения любого крупного города, потому что среда устроена в логике отложенных событий. Город не производит эмоции здесь и сейчас, напротив, он работает в парадигме будущего времени, ситуации, которая скоро наступит. Схожее происходило в процессе массовой урбанизации начала прошлого века.

Календарь, ставший ключевой метафорой городской жизни, структурирует повседневность иначе, нежели деревенские круглогодичные циклы. Каждый день приобретает числовое выражение, смысл которого заключается в ожидании выходных, отпуска, лучшей жизни, пенсии. Массовое производство и корпоративная структура, построившие новую экономическую реальность, нацелены на создание отложенной прибыли, которая подогревает интерес к реализации людей в текущей повседневности под знаком грядущих благ. Большинство инфраструктур крупного города работают в логике promise of infrastructure, описанной ранее.

Впрочем, городская среда отличается от любой другой не только прогностичностью темпоральности, но и в целом двойственностью восприятия повседневности. Город находится на пересечении двух способов освоения пространства, как доказывает французский исследователь Мишель де Серто, — стратегического и тактического.

Первый — стратегический: планирование среды сверху, институциональное формирование ритмов повседневности и наделение мест универсальными смыслами. Наименование улиц, правила дорожного движения, постройка новых микрорайонов и общественных пространств — когда мы говорим о планировании, дизайне, архитектуре, речь идет о стратегическом способе освоения города.

Сверху кажется, что доминирующей логикой становится победившая европейская рациональность, превратившая пребывание в мегаполисе в ежедневное ожидание лучшей жизни. Повседневный распорядок подчиняется календарю, механическим часам, расписанию общественного транспорта и KPI корпоративной работы. Город стремится сделать жизнь максимально предсказуемой, исключив случайные столкновения с собственной «изнанкой». Капиталистический проект мегаполиса действительно напоминает холл отеля и зал ожидания в аэропорту, как отмечали Пико Айер и Зигфрид Кракауэр с полувековой разницей. Рационализация пространства направлена на исключение любых форм неопределенности и нестабильности. Поэтому столкновение с чем-то, выходящим за рамки нормального течения повседневности, обладает столь сильным психологическим эффектом для жителей больших городов.

Здесь на сцене появляются тактические, низовые формы освоения городского пространства, исходящие не от властей, но непосредственно от пользователей — горожан. Подобное освоение «снизу» позволяет переопределить первоначальный замысел, сделав город чем-то личным, уникальным. В места вкладываются собственные истории, эмоции, привязанности. Улицы приобретают локальные названия, создаются стихийные общественные пространства, формируются новые смыслы. Тактический способ освоения города — жизнь здесь и сейчас. Город уже не выступает в качестве источника внешнего смысла для повседневности, но становится полотном, где каждый рисует уникальную картину.

Древние способы освоения пространства приспосабливаются к новому контексту. Теперь волшебные сказки становятся городскими легендами, а бытовая магия — разного рода ритуалами, связанными с городским пространством. Горожане заклинают самолеты на протяжении полета и рассказывают детям истории про маньяков, чтобы те не ходили ночами по кладбищам.

Предвоенное развитие

К 1933 году Мурманск стал ключевой базой военного флота СССР. Однако, помимо военной функции, он был важен также и как транспортный узел: именно через мурманский порт осуществлялось снабжение стройки Норильского комбината.

Планы по увеличению рыбодобычи в регионе также способствовали росту порта, а следом за ним рос и город с судоремонтными, рыбо-перерабатывающими и судостроительными предприятиями. На пике своего развития рыбный порт Мурманска поставлял в другие регионы до 200 000 тонн рыбы.

Первое кирпичное многоэтажное здание было построено в городе в 1927 году, а первый асфальтовый тротуар только в 1939-м. Однако уже к 1941 году население города достигало ста двадцати тысяч человек.

Глобальное потепление и население

Исчезновение арктического льда — это очень неблагоприятное явление для животных, таких как тюлени, моржи и белые медведи, которые используют летний лед для охоты и питания, а также для выхода из воды. Таяние также затрагивает и такое население Севера, как инуиты, которые зависят от этих животных, чтобы поддерживать свой традиционный образ жизни.

Глобальное потепление, таким образом, может положить конец традиционному образу жизни коренных жителей Арктики. Таяние льда затрудняет охоту, а также уменьшает популяцию животных, на которых охотятся люди. Некоторые охотники тонут, провалившись под лед.

Коренные народы этих мест нуждаются в том, чтобы лед был достаточно толстым, чтобы выдерживать сани, отягощенные пойманными моржами, тюленями или даже тушами китов. Если охотник проваливается сквозь лед и его нечем согреть сразу же, он может умереть от переохлаждения или потерять конечности от обморожения.

История создания Северного флота России

Баренцево море сыграло огромную роль в создании российского северного флота. Первые российские боевые корабли появились в северных водах ещё в начале XVIII века. Годом образования Северного флота считается 15 марта 1733 года, когда по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен Архангельский военный порт, ставший военно-морской базой Российского Северного флота. Командиром военно-морской базы был назначен контр-адмирала Петр Бредаль, норвежец по происхождению, начавший службу ещё при Петре Первом. В Архангельской военно-морской базе была образована «Эскадра для диверсий», зоной действия которой были Белое море и побережье Кольского полуострова, Немногочисленные крейсера имевшиеся в составе эскадры крейсировали в открытом море, чтобы флот мог свободно плавать в акватории Северного моря. В зоне действия эскадры были построены дополнительные пункты базирования, установлены береговые навигационные знаки и сооружены береговые батареи. Появилась в Мурманске и судоверфь, на которой начали строить корабли.

Архангельская эскадра просуществовала 132 года, до 17 марта 1862 года, когда посчитали что на севере отсутствует военная угроза интересам России. Основную часть кораблей перевели на Балтику, в Черном море и на Дальний Восток.

Возрождению Северного флота способствовала Первая Мировая война. Военный флот Османской империи ограничил действия Российского флота на Черном море, а корабли Кайзеровской Германии перекрыли выход из Финского залива на Балтике. И снова возникла потребность в северном флоте для совместных действий с российскими союзниками по Антанте, особенно с Великобританией. 30 января 1916 года указом Николая II был сформирован первый отряд кораблей для обороны Кольского залива, а в июле была сформирована Флотилия Северного Ледовитого океана. Базой флотилии был определен незамерзающий самый северный порт России — Романов-на-Мурмане, будущий Мурманск. Для будущего порта выбрали очень удачное место на правом берегу Кольского залива.

За время Первой мировой войны Мурманск расстроился и получил статус города. Создание этого портового города дало возможность Российскому флоту получить выход в Баренцево море по незамерзающему заливу. Россия смогла получать от союзников военные грузы, несмотря на блокаду Балтийского и Чёрного морей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector