Контрагент администрация камбарского района

Можга

Город Можга расположен в юго-западной части Удмуртской республики на Можгинской возвышенности в долине реки Сюгинки — притока Валы.

Город Можга появился на карте в 1835 году как поселок при Сюгинском стекольном заводе. Это единственный промышленный центр юго-западной Удмуртии. Сегодня здесь проживает около 50 тыс. человек.

Географическое расположение города очень выгодно в транспортном отношении: он находится не железнодорожной магистрали Казань-Екатеринбург.

Поэтому Можга является удобным местом для проведения различных торговых ярмарок, выставок выпускаемой продукции как местными, так и иногородними товаропроизводителями.

В экономике города ведущую роль играет промышленность. Наиболее развитые отрасли — стекольная, пищевая, деревообрабатывающая и лесная. Ведущим предприятием Можги является стелозавод «Свет» — признанный лидер российской экономики. Это единственное предприятие в России, которое одновременно производит продукцию из бесцветного, зеленого, коричневого и полубелого стекла.

Адрес администрации г.Можга:

География

Город расположен на юго-востоке республики, на реке Камбарка, в 116 километрах от столицы Удмуртии города Ижевска, и, равно как и весь Камбарский район, отделён от остальной республики рекою Камой.

Город разделён Камбарским прудом на две части. На восточной окраине города находится памятник природы Камбарское болото.

Часовой пояс

Город Камбарка, как и вся Удмуртия, находится в часовой зоне МСК+1. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +4:00.
По территории Удмуртии проходит меридиан 52°30′ в. д., разделяющий 3-й и 4-й географические часовые пояса, поэтому в центре и на востоке (включая Камбарку и Ижевск) официальное время соответствует географическому поясному времени.

До 28 марта 2010 года Удмуртия находилась в часовом поясе, обозначаемом как Самарское время (SAMT/SAMST), смещение относительно UTC составляло +4:00 (SAMT, зимнее время) / +5:00 (SAMST, летнее время).

Город от болота до моста

В описаниях Камбарки вполне серьёзно сказано о том, что это единственное место в Удмуртии, где растёт таёжная мелкоплодная клюква. Ещё более интересно то, что являющееся памятником природы знаменитое клюквенное болото расположено прямо на территории города, а именно на восточной его окраине. Центральная улица Ленина подковой огибает это болото.

Вторая важнейшая достопримечательность Камбарки — это уже упомянутый нами мост через Каму. Дорога к нему начинается на противоположном — западном краю города. Сам мост имеет протяжённость около километра.

Знатокам истории и архитектуры наверняка будут интересны сохранившиеся в Камбарке построенные на рубеже XIX–XX веков дома купцов Ширшова и Вавилова, а также дом последнего хозяина железоделательного завода Кондюрина. 

В 1855 году Камбарку посетил знаменитый русский писатель Михаил Салтыков-Щедрин, который в течение восьми лет был советником губернского правления и по долгу службы исколесил всю Вятскую губернию. Напомним, Михаил Евграфович является одним из четырёх официальных претендентов (наряду с Гоголем, Карамзиным и Вяземским) на авторство крылатой фразы: «В России две беды: дураки и дороги».

До Октябрьской революции и в первые годы после неё Камбарка была довольно важным провинциальным центром, так что в годы Гражданской войны часто становилась место действия заметных (в региональном масштабе) событий. Так, в сентябре 1918 года, во время Ижевско-Воткинского восстания, рабочих на сторону восставших в полном составе перешёл красноармейский гарнизон Камбарки. После подавления этого восстания, с декабря 1918 года до марта 1919 года, именно здесь находился штаб знаменитой «Железной» 28-й дивизии РККА под командованием Владимира Азина (настоящие имя и фамилия — Вольдемар Азиньш). О 24-летнем начдиве, одном из первых кавалеров ордена Красного Знамени, ещё при жизни складывали легенды. Но он и прожил всего до 25 лет — попал в плен к белоказакам и был казнён.

Напомним, восставшие рабочие Ижевского и Воткинского заводов удерживали значительную часть территории нынешней Удмуртии в период с 8 августа по середину ноября 1918 года. В память об этих событиях и в Ижевске, и в Камбарке есть улицы имени латыша Азина. 

В большинстве описаний каких-либо городов и весей приводится рассказ об их уроженцах, добившихся всероссийской, а то и всемирной известности. К сожалению, городок Камбарка и Камбарский район столь малы, что могут похвастаться лишь немногими подобными примерами.

Так, Виктор Балакин, выходец деревни Балаки Камбарского района, с 2001-го по 2010 год был мэром столицы Удмуртии. Уроженец города Камбарки Юрий Бузилов — выдающийся советский учёный, член-корреспондент ВАСХНИЛ. Одна из улиц Ижевска носит имя родившегося на камбарской земле, в селе Ведрец, Николая Короткова. Это очень известный и весьма уважаемый в республике инженер-строитель, чьи заслуги, помимо прочего, отмечены званием Героя Социалистического Труда.

География

Вид на Каму с железнодорожного моста, у села Ершовка

Район расположен в юго-восточной части республики и граничит с Сарапульским районом, на серверо-востоке — с Пермским краем, на юго-востоке — с республикой Башкортостан и на юге — с Каракулинским районом Удмуртии. Район расположен в Камско-Бельской низменности. Западная граница района проходит по реке Кама и по территории района протекают её притоки — Армязь, Шолья, Камбарка, Буй, Чёрная.

Площадь района — 672,62 км². Лесистость района 55,1 %, при средней по Удмуртии — 46,8 %.
На территории района расположено несколько памятников природы, в частности, Камбарское и Михайловское болота, Камская грива и Шольинский.

Административное деление

В Камбарский район как входят 1 город районного значения и 7 сельсоветов. Сельсоветы (сельские администрации) одноимённы образованным в их границах сельским поселениям, а город районного значения — городскому поселению.

В муниципальный район входили 8 муниципальных образований, в том числе 1 городское поселение и 7 сельских поселений.

Упразднённое муниципальное образование Административный центр Количествонаселённыхпунктов Население (чел.) Площадь(км²)
1e-06 Городское поселение
1 Камбарское город Камбарка 1 10 112 129,40
1.000002 Сельские поселения
2 Армязьское деревня Нижний Армязь 3 528 138,22
3 Борковское посёлок Борок 6 620 27,90
4 Ершовское село Ершовка 1 869 33,50
5 Камское село Кама 1 1726 52,60
6 Михайловское село Михайловка 5 478 215,00
7 Нефтебазинское село Камское 1 760 5,60
8 Шольинское село Шолья 3 1309 70,40

Населённые пункты

В Камбарском районе 21 населённый пункт.

Список населённых пунктов района
Населённый пункт Тип Население Упразднённое муниципальное образование
1 Армязь железнодорожная станция 142 Борковское
2 Балаки село 253 Михайловское
3 Борок посёлок 459 Борковское
4 Гоголи деревня 8 Михайловское
5 Дома 1152 км населённый пункт 4 Борковское
6 Дома 1153 км населённый пункт 16 Борковское
7 Дома 1155 км населённый пункт 12 Борковское
8 Дома 1164 км населённый пункт 67 Шольинское
9 Ершовка село 869 Ершовское
10 Зелени деревня →0 Армязьское
11 Кама село 1726 Камское
12 Камбарка город 10 048 Камбарское
13 Камское село 760 Нефтебазинское
14 Мазунинское лесничество деревня 179 Шольинское
15 Михайловка село 246 Михайловское
16 Нижний Армязь деревня 630 Армязьское
17 Новокрещенка деревня 10 Михайловское
18 Октябрьская деревня 42 Михайловское
19 Савино деревня 27 Борковское
20 Шолья деревня 3 Армязьское
21 Шолья село 1095 Шольинское

2. История

Впервые район образован 23 января 1924 года в составе Сарапульского округа Уральской области, позднее район был упразднён и включён в состав Сарапульского района. 22 октября 1937 года указом ВЦИК Сарапульский район передан от Кировской области в состав Удмуртской АССР. На основании Указа Президиума Верховного совета РСФСР от 7 марта 1939 года в результате разукрупнения Сарапульского района Камбарский район был образован повторно.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 января 1963 года и от 5 марта 1963 года — Камбарский район был упразднён и его территория разделена между Сарапульским сельским районом и городом Сарапул. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1966 года Камбарский район образован в третий и последний раз.

Глазов

Город Глазов расположен на севере Удмуртии, на левом берегу Чепцы. Село Глазово получило городской статус в 1780 году.

В черте города, в районе Солдырь, находится крупнейший археологический памятник средневековья (IX — XIII вв.) — городище Иднакар, находящийся под охраной российского правительства и представляющий мемориальную ценность мирового значения.

Уникальный в истории российского градостроительства генеральный план, разработанный известным петербуржским архитектором Иваном Лемом, в своей основе изображал глаз, а точнее, всевидящее око Божие. Подобная рационально-концентрическая планировка восходила к типу «идеального города» эпохи Просвещения. Архитектор повторил в этом плане идею Версаля. Радиальные улицы сходились к круглай центральной площади — «зрачку». Роль верхнего «века» выполняла крепостная стена (так и не построенная), а нижнего — излучина реки Чепца.

В настоящее время ни один из городов России и Европы не имеет подобных градостроительных аналогов, а в Глазове облик застройки города конца XVIII века сохранен почти в первоначальном виде.

Сейчас здесь проживает более 100 тыс. человек.

Современный Глазов вступил в новое тысячелетие как один из крупнейших культурных и промышленных центров на севере Удмуртии. Основные промышленные отрасли — это металлургия, машиностроение, деревообработка, пищевая промышленность.

Основой промышленного потенциала города является Чепецкий механический завод, единственное в России и крупнейшее в мире предприятие по производству циркония, урана и кальция. ОАО «Чепецкий механический завод» занимает одно из ключевых позиций в России в технологическом цикле природного урана и обладает современной технологией обработки обедненного урана.

Одно из старейших предприятий Удмуртии — ликероводочный завод «Глазовский», продукция которого удостоена многих золотых и серебряный медалей на самых престижных винопромышленных выставках мира.

Адрес администрации г. Глазова:

Экономика

90 % предприятий города работают на грани закрытия, после нескольких этапов сокращений рабочих. Платные мосты усугубляют тяжелое положение жителей района. Закрыты родильное отделение, СЭС, бак лаборатория, военкомат, сокращены стационарные места в больнице. Единственный в городе дом культуры заброшен, решается вопрос о сносе[источник не указан 559 дней].

Реализуется проект по реконструкции предприятия УХО в завод по уничтожению отходов 1,2 класса опасности[источник не указан 559 дней].

Промышленность

Камбарский машзавод

  • Камбарский машиностроительный завод — производство тепловозов, путевых машин для ЖД и метрополитена.
  • Предприятие «Ника-Петротек»- производство химреагента для нефтяников.
  • Предприятие «Гард-Сателлит» — производство металлоконструкций для нефтедобывающей промышленности.
  • Производственно-Коммерческое Предприятие «Дымофф» — производство промышленных дымовых труб и металлоконструкций.
  • ВЧ136 — производство оборудования военно-химического назначения и нефтяной промышленности.
  • В окрестностях города расположено предприятие по уничтожению химического оружия «УХО 1203».
Транспорт

Камбарский паром

Порт Камбарка

Общественный транспорт отсутствует, извозом занимаются частные такси. Через день курсируют микроавтобусы по маршруту Ижевск — Нефтекамск и 1 рейс ежедневно по маршруту Чайковский — Нефтекамск.

Как и весь Камбарский район, город отделён от остальной республики рекою Камой, через которую в 5 км от Камбарки, напротив села Тарасово, действует платный автомобильный мост. С декабря по март дополнительно устанавливается движение по льду реки Камы, в посёлке Кама (Бутыш). Есть дорога на Чайковский. С ноября 2016 года запущены платные автомобильные мосты через Каму и Буй в непосредственной близости от города.

Через Камбарку проходит железная дорога Казань-Екатеринбург, курсируют три пары электропоездов Янаул — Ижевск и 1 пара пригородного поезда Сарапул — Янаул. Из пассажирских останавливаются Москва — Барнаул, Новый Уренгой — Казань и Ижевск — Екатеринбург.

В 9 км от Камбарки, на реке Кама, – Камбарский речной порт (в пос. Кама; принадлежит компании «Мечел»); специализируется на перевалке руд и концентратов металлов (автоматизир. комплекс по перевалке глинозёма), а также угля.

Топонимика города

Улицы Камбарки
  1. Улица Ленина
  2. Улица Советская
  3. Улица Первомайская
  4. Улица Карла Маркса
  5. Улица Азина (у местных жителей так называемый Большой прогал)
  6. Улица Декабристов
  7. Улица Свободы
  8. Улица Труда
  9. Улица Свердлова
  10. Улица Никиты Манохина
  11. Улица Гоголя
  12. Улица Матросова
  13. Улица Вокзальная
  14. Улица Суворова
  15. Улица Новая
  16. Улица Нагорная
  17. Улица Северная
  18. Улица Дорожная
  19. Улица Лермонтова
  20. Улица Баржевиков
  21. Улица Пограничников
  22. Улица Юрия Курягина (бывшая Октябрьская, переименована в честь Юрия Курягина, жившего на этой улице)
  23. Улица Заводская
  24. Улица Молодёжная
  25. Улица Восточная
  26. Улица Дружбы
  27. Улица Интернациональная
  28. Улица Мало-Зелёная
  29. Улица Экипажная
  30. Улица Демидова
  31. Улица Запрудная
  32. Улица 40 лет Октября
  33. Улица 45 лет Победы
  34. Улица В/б 136
  35. Улица Гагарина
  36. Улица Герцена
  37. Улица Декабристов
  38. Улица Доватора
  39. Улица Железнодорожная
  40. Улица Камская
  41. Улица Кирова
  42. Улица Красная
  43. Улица Лазо
  44. Улица Ломоносова
  45. Улица Луговая
  46. Улица М. Горького
  47. Улица Маяковского
  48. Улица Мичкова
  49. Улица О. Кошевого
  50. Улица Озёрная
  51. Улица Партизанская
  52. Улица Подлесная
  53. Улица Пролетарская
  54. Улица Пугачёва
  55. Улица Пушкина
  56. Улица С. Разина
  57. Улица Сосновый бор
  58. Улица Чапаева
  59. Улица Чернышевского
  60. Улица Южная
Переулки Камбарки
  1. Школьный
  2. Комсомольский
  3. Некрасовский
  4. Островской
  5. Пионерский
  6. 8-е марта
  7. Станционный
  8. Песчаный
  9. Маяковского
  10. Прудовской
  11. Уральский
  12. Клубный
  13. Лесной
  14. Мало-Зелёный

«Остров Камбарка»

В самый маленький город Удмуртии всегда было сложно добраться на автотранспорте. Летом нужно было стоять в очереди на паром через Каму. Зимой на реке действовала ледовая переправа. Ну а в межсезонье, когда паром уже не работал, а лёд на переплаве был ещё тонок, добираться до города приходилось в объезд через соседний Пермский край. Из-за таких сложностей местные жители называли свой город «островом Камбарка».

Эта проблема была решена четыре года назад, когда наконец были построены мосты через реки Каму и Буй, которые связали Камбарку с «большой землёй». Правда, мост был построен по концессионному соглашению, а оно не предусматривает бесплатного проезда даже для камбаряков. Проезд недёшев — 270 рублей в одну сторону на легковом автомобиле по Камскому мосту и 180 рублей — по мосту через Буй. Так что жители Камбарки, не отличающиеся высокими доходами, летом по-прежнему предпочитают паром, а зимой — переправу.

Впрочем, в Камбарку можно не только доехать на автомобиле или доплыть. В городе, который долгое время выпускал железнодорожную технику, конечно же, есть железнодорожное сообщение. Например, здание железнодорожного вокзала построено по типовому проекту великого архитектора Алексея Щусева — того самого человека, который создал в Москве Мавзолей В. И. Ленина, а также увековеченный в романе «12 стульев» ЦДК железнодорожников, ну и, конечно, известное почти каждому жителю Удмуртии здание Казанского (а тогда Рязанского) вокзала российской столицы!

здание железнодорожного вокзала построено по типовому проекту великого архитектора Алексея Щусева — того самого человека, который создал в Москве Мавзолей В. И. Ленина, а также увековеченный в романе «12 стульев» ЦДК железнодорожников, ну и, конечно, известное почти каждому жителю Удмуртии здание Казанского (а тогда Рязанского) вокзала российской столицы!

Станция Камбарка находится на линии, соединяющей Москву с Уралом и Сибирью. Из многочисленных проходящих через город поездов дальнего следования здесь останавливаются три: Ижевск — Екатеринбург, Москва — Барнаул и Казань — Новый Уренгой…

Местное самоуправление

Государственная власть в районе осуществляется на основании Устава, структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют:

  • Районный Совет депутатов — представительный орган местного самоуправления, в составе 30 депутатов, избирается каждые 5 лет.
  • Глава муниципального образования — высшее должностное лицо района, избирается Советом из своего состава. Должность Главы района занимает — Поддубский Александр Васильевич.
  • Администрация муниципального образования — исполнительно-распорядительный орган муниципального района. Глава Администрации района назначается на должность Советом по результатам конкурса. Должность Главы Администрации района занимает — Климовских Надежда Владимировна.
Символика района

Официальными символами Камбарского района являются герб и флаг, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

История

Основание города

Основание Камбарки связано со строительством чугунолитейного завода на реке Камбарке. 21 февраля 1741 года уральский горнозаводчик Акинфий Никитич Демидов, купил у башкир земли у речки Камбарка, за пять золотых рублей. Указом от 22 августа 1760 года Берг-коллегия разрешила построить две фабрики для переработки чугуна и пильную мельницу для распиловки леса. В 1761 году начато строительство плотины и молотовых фабрик и в 1767 году строительство завода было закончено. Постепенно завод расширялся, а вслед за ним и заводской посёлок.

При заводе действовал госпиталь. В 1863 году в Камбарке было открыто начальное мужское земское училище, а в 1872 году — женское. В 1883 году появилась первая земская библиотека. Перед революцией в посёлке действовали три церкви: Успенская, Петропавловская и Свято-Троицкая, последняя принадлежала общине старообрядцев Белокриницкого согласия.

До 1923 года Камбарка была центром Камбарской волости Осинского уезда Пермской губернии. В результате административно-территориальной реформы в 1923 году образована Уральская область и в составе Сарапульского округа новой области образован Камбарский район. В 1930 году Сарапульский округ расформирован, а в следующем 1931 году населённые пункты упразднённого Камбарского района вошли в состав Сарапульского района Уральской области. В 1934 году Камбарка в составе Сарапульского района была передана в состав Кировского края.

Рабочий посёлок Камбарка

В 1936 году Камбарка получила статус рабочего посёлка. В 1937 году будущий город в составе Сарапульского района передан из Кировского края в состав Удмуртской АССР. В 1939 году вновь образован Камбарский район. В годы Великой Отечественной войны 80 % заводчан были призваны в действующую армию. В 1944 году Камбарский литейно-механический завод преобразован в машиностроительный завод.

Город Камбарка

В 1945 году рабочий посёлок Камбарка преобразован в город районного подчинения. В 1964 году открыт музей истории и культуры района. Инициатором создания музея стал краевед, почетный гражданин Камбарского района Плешаков Петр Александрович (1901—1987) С 1963 по 1967 годы Камбарка вновь в составе Сарапульского района, а 3 января 1967 года уже в третий и последний раз образован Камбарский район.

Отхожие места

30 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление № 540 «Об осуществлении бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета в объекты капитального строительства в рамках федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I — II классов опасности».

Государственным заказчиком строительства инфраструктуры по обращению с отходами был назначен «Росатом», а застройщиком — ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО».

Чтобы продолжить чтение нажмите «Читать полностью».

Правительство решило вложить в четыре комплекса — «Марадыковский», «Щучье», «Горный» и «Камбарка» — 20,4 млрд рублей. Каждый производственно-технический комплекс должен утилизировать до 50 тыс. тонн опасных отходов в год. В эксплуатацию объекты введут в 2023 году.

Все объекты — это бывшие хранилища химического оружия, на которых до 2005 года это оружие утилизировали. «Марадыковский» расположен вблизи посёлка Мирного в Оричевском районе Кировской области, «Щучье» в Курганской области, «Горный» в Саратовской области, «Камбарка» в Удмуртской Республике. Активисты метко определили географическое расположение комплексов «Кольцом смерти».

Кроме Камбарки, в Удмуртии есть еще один объект по хранению и уничтожению химоружия — завод в Кизнере. На этом заводе утилизировали 2 млн артиллерийских снарядов с фосфорорганическими веществами. После завершения программы УХО в Кизнер хотели перенести пороховой завод из Казани, но в 2018 году Росатом уже планировал разместить там мощности по утилизации опасных отходов. Два производственно-технических комплекса в одном регионе — это перебор, возмущены камбаряки.

«Я буду вашим продавцом»

— Когда глава Удмуртии Александр Бречалов вступил в должность, 6 сентября он приехал в Камбарку и сказал «Я буду главным вашим продавцом», — вспоминает Сергей Томашевич. — И все депутаты и общественники, которые собрались в актовом зале, могут подтвердить его слова. Вот наглядный пример, как он продает Камбарский район за 5 миллиардов. Мы не против, чтобы Камбарский район развивался, но дайте нам мирное производство, не ядовитое. Кто сейчас будет нашу продукцию покупать? Кто купит камбарское молоко?

13 июня в Камбарке проходили рабочая встреча с рабочей группой Общественной палаты Удмуртской Республики и представителями РосРАО. Камбарякам рассказали, что утилизировать будут люминесцентные лампы, батарейки, масла и покрышки, точного списка веществ не предоставили, как не рассказали и о технологиях. К местным жителям на обсуждение вышли без проекта и техусловий. 1 октября 2019 года объект УХО уже собираются передавать Росатому.

Полномочий местного самоуправления хватило бы, чтобы запретить сжигание на территории района опасных отходов. Но коллеги-депутаты боятся созвать внеочередную сессию, чтобы обсудить такой запрет. Из 29 мест в Совете депутатов муниципального образования «Камбарский район» 19 принадлежит «единороссам».

— Большинству депутатов районного и городского советов интересы избирателей, извините, до лампочки, — заключил Юрий Поддубский, — а тех, кто подписался под обращением провести внеочередную сессию начинают «обрабатывать» угрозами, подтасовкой фактов, чтобы депутат отозвал свою подпись.

22 июня в Камбарке прошел митинг. Бюджетникам, сотрудникам объекта УХО и чиновникам начальство запретило появляться на публичном мероприятии под угрозой увольнения. «Топтуны» переписывали участников. Однако организаторы собрали 2333 подписи против уничтожения опасных отходов и приняли резолюцию с разумными и справедливыми требованиями.

От госсовета Удмуртской Республики, главы и гравительства Удмуртии камбаряки потребовали провести референдум среди жителей Удмуртии по вопросу размещения на территории МО «Камбарский район» производственно-технического комплекса утилизации опасных отходов, а до проведения референдума наложить мораторий на реализацию в Камбарке постановления Медведева.

Камбаряки просят запретить ввоз радиоактивных отходов, промышленных отходов, твердых бытовых и других отходов с территории других регионов, а также иностранных государств. В самой Удмуртии образуется чуть более 4 тыс. тонн отходов первого и второго класса опасности. Эта информация справочно приведена в Территориальной схеме обращения с отходами в Удмуртской Республике.

— О чем думало правительство, когда принимало такое решение? — возмущается Юрий Поддубский. — Что им люди в ладоши хлопать будут?

К местным жителям присоединились активисты из Ижевска, Сарапула, Удмуртской Республики, Нефтекамска Республики Башкортостан и Чайковского Пермского края.

В действия активистов вмешиваются удмуртские власти. Во время поездки на слушания ижевчан «вели» сотрудники ДПС, и остановили их при выезде из Ижевска.

— Мы ехали на слушание и за нами ехала машина патрульных с самого Ижевска (видео с камеры установленной в машине это зафиксировало), — рассказал Properm.ru ижевский активист Дмитрий Морозов. — При задержании дотошно обыскивали машину, проверяя каждый фантик по 10 минут — все это есть на видео. Когда мы попросили их поторопиться, они начали отвечать агрессией. Освободили они нас сразу как выложенная в интернет информация о задержании дошла до большого (около 8 тыс. суммарно) количества людей — их это напугало, скорее всего и мы все-таки успели.

5 июля митинг прошел в Ижевске. Собрались около тысячи человек.

«Призываем другие города: Саратов, Курган, Киров и Шиес присоединиться к нам и создать единый федеральный протест», — написал Дмитрий Морозов на своей странице Вконтакте.

Ижевск

Ижевский рабочий поселок был основан в 1760 году.

С 1918 Ижевск становится городом. С 1921 — центр Вотской автономной области, с 1932 — Удмуртской автономной области. С 1934 — столица Удмуртской АССР, с 1990 — Удмуртской Республики. В 1985—1987 назывался Устинов.

Современный Ижевск — крупный промышленный центр, где производится более половины продукции Удмуртии. Ведущие отрасли — металлообработка и машиностроение, передельная металлургия. Ижевский промышленный комплекс представлен 50 крупными предприятиями машиностроения, металлургии, электроники, химии и т.д. Среди них ОАО «Ижмаш», ОАО «Буммаш», ОАО «Ижевский подшипниковый завод», ФГУП «Ижевский электромеханический завод Купол», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг»», ГП «Ижевский механический завод», ОАО «Ижнефтемаш», ОАО «Ижсталь», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Ижевский завод пластмасс» и другие.

Широко известны своими академическими традициями и высоким уровнем подготовки специалистов высшие учебные заведения города Ижевска: Удмуртский Государственный Университет и Ижевский Государственный Технический Университет, Ижевская Государственная Сельскохозяйственная Академия и Ижевская Государственная Медицинская Академия и Международный Восточно-Европейский Университет.

Театральное искусство Ижевска представлено Удмуртским Драматическим театром и Музыкальным театром Удмуртской Республики (в его репертуаре спектакли на национальном языке Республики), Государственным Русским Драматическим театром, Государственным Театром Кукол, муниципальным театром «Молодой человек», большим количеством молодежных и любительских студий.

В 2004 году Ижевск признан культурной столицей Приволжского федерального округа.

Администрации г.Ижевска 

Жизнь без химической опасности

В новейшей истории Камбарка прославилась как крупнейшее хранилище химического оружия. К счастью, уже бывшее. 

В декабре 1941 года по решению Наркомата обороны СССР в Камбарку из Москвы передислоцировали Центральный военно-химический склад № 136. Ранее он находился на западной окраине столицы в районе Очаковского шоссе. Склад начали создавать в 1916 году, в разгар Первой мировой войны, в ходе которой воюющие стороны активно применяли друг против друга химическое оружие. До 1941 года московский склад использовали для хранения хлора, фенола, иприта и других боевых отравляющих веществ (БОВ).

При советской власти склад № 136 стал крупнейшим в мире хранилищем боевых отравляющих веществ — одного только жидкого хлора там было около 500 тонн! 

Спешно построенный в 1941 году в Камбарке объект для хранения боевых отравляющих веществ располагался всего в трёх километрах от центра города. Сюда-то к концу первого военного года и завезли иприт с люизитом. Часть хранившегося здесь иприта в 50-е годы вывезли в Казахстан, а оставшуюся уничтожили на месте открытым способом.

Ещё каких-то 12 лет назад в Камбарке в нескольких наземных кирпичных хранилищах находилось 6349 тонн люизита, что составляло 16% от всех запасов российского химического оружия. В марте 2003 года в городе началось полномасштабное строительство объекта по уничтожению отравляющих веществ. Его запустили в работу в декабре 2005 года. А уже в марте 2009-го все хранившиеся в Камбарке запасы люизита были уничтожены.

Значительный вклад в строительство камбарского объекта внесла Германия — 34% от общего объёма капитальных вложений, ещё 3% выделили страны Евросоюза. Основные расходы в размере 63% пришлись на долю России. 

Помимо главной цели — уничтожения химического оружия, одновременно были реализованы другие проекты, имеющие важное значение для жителей города и района. В Камбарку наконец провели газ, построили новое здание РОВД, автостанцию, станцию скорой помощи, поликлинико-диагностический центр, пожарное депо, три жилых пятиэтажных дома, а также реконструировали три школы

На эти цели из федерального бюджета было выделено более 1,13 млрд рублей. Кроме того, сотни жителей района в течение пяти лет были обеспечены работой с вполне достойной по здешним меркам зарплатой. 

Иметь выгоднейшее расположение вблизи Камы и не использовать его было бы странно. Камбарский грузовой порт построили в 1945 году для перевалки кузнецкого угля с железнодорожного транспорта на водный. Через 30 лет в порту была введена вторая очередь, и он стал одним из крупнейших грузовых портов в Камском речном бассейне, перерабатывая до 6 млн тонн груза в год. С 2005 года принадлежит металлургической компании «Мечел», которая модернизировала его и использует в своих логистических схемах. 

И хотя описание текущей исторической реальности Камбарки производит не самое радужное впечатление, у неё есть масса достоинств. Например, Камбарский район — один из самых красивых в Удмуртии. Географическое положение у него выгоднейшее — левый берег Камы в этих местах — отличное место для отдыха: пустынные песчаные пляжи и заповедные леса на десятки квадратных километров вокруг. 

Впервые опубликовано в журнале “Бортовой”

Бывший промышленный центр

Знакомство с этим малым городом Удмуртии советуем начинать с пруда, который делит Камбарку на две части. Пруд был необходим в то время для любого завода, поскольку являлся главным источником энергии для производственных механизмов. И поскольку история Камбарки — это история завода, то фактически город начался с пруда.

Правда, официальная история начинается раньше, что позволяет Камбарке отсчитывать свой возраст с 1741 года — на целых 20 лет раньше основания Ижевска. Именно в 1741 году уральский горнозаводчик Акинфий Демидов купил у обитавших здесь башкир участок земли за пять золотых рублей. В 1760-м Берг-коллегия разрешила построить здесь две фабрики для переработки чугуна и пильную мельницу для распиловки леса.

Акинфий Демидов Старший сын основателя знаменитой династии, Акинфий, был в отца — смел, предприимчив, искусен как в инженерном и горном деле, так и в придворных интригах. Горно-металлургическая империя Демидовых к моменту его смерти насчитывала уже 25 заводов, 17 из которых построил Акинфий. Именно он начал добывать на Урале, Алтае и в Сибири, помимо железа, ещё и малахит, медь, магнит и, конечно, драгоценные металлы.

Название же будущий город получил, по одной из версий, если не в связи с прудом, то с названием реки, которая его питала, — Камбарки. По другой версии, город (и река, очевидно) получили имя от башкирского рода Канбар, владевшего этими землями.

Сам Акинфий Демидов не увидел результатов своих трудов — он скончался через пять лет после выкупа земель и завод строили его дети. Кстати, Демидов умер на Каме — не очень далеко от Камбарки — в селе Икское Устье Мензелинского района. Строительство Камбарского завода завершилось в 1767 году.

Завод начинал с литья железа, а к началу XX века уже специализировался на транспорте — строил тарантасы — и с 1919 года переименовался в Камбарский экипажный завод. И транспорт стал главной продукцией предприятия на долгие годы.

Постепенно завод расширялся, а вместе ним рос и заводской посёлок. Четвёртого июля 1945 года Камбарка получила статус города. В советское время он был хоть и небольшим по размерам, но самым настоящим промышленным центром. Местный машиностроительный завод выпускал изделия под маркой «ТУ». Но не реактивные самолёты Андрея Туполева, а «Тепловозы Узкоколейные». Они были предназначены для железных дорог с расстоянием между рельсами 0,75 метра (это ровно в два раза меньше стандартной железнодорожной колеи).

В былые времена камбарские тепловозы были незаменимы для вывоза по узкоколейкам древесины, торфа, руды и даже для перевозки пассажиров. Не считая детских железных дорог, в России до сих пор действует 41 такая линия. А по одной из четырёх сохранившихся пассажирских узкоколеек — Алапаевской — даже ходят плацкартные вагоны со спальными местами!

В своё время по всему СССР из Камбарки разлетелись многие тысячи узкоколейных тепловозов марки «ТУ», а несколько сот таких машин даже отправились на экспорт в зарубежные страны. Кстати, тепловоз «ТГМ40» (модификация узкоколейного тепловоза для широкой колеи) в 1983 году был награждён золотой медалью на международной выставке в Лейпциге.

Однако в связи с массовой ликвидацией узкоколеек произошло обвальное падение спроса и на продукцию завода. Последние выпущенные в Камбарке 32 тепловоза «ТУ-10» сегодня все до единого трудятся на детских железных дорогах нашей необъятной страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector