Что за город коканд
Содержание:
- История Коканда
- Основные достопримечательности [ править ]
- Мавзолей Мадарихана
- Ссылки [ править ]
- Борьба Красных Советов с Кокандской автономией
- Образование и культура [ править ]
- История
- Чем заняться в Коканде – туры и достопримечательности
- Этимология
- Государственный строй Кокандского ханства
- Экономика [ править ]
- Где остановиться
- Достопримечательности Коканда
- Попадание в зависимость от Российской империи
- Разгром Туркестанской автономии
История Коканда
Первые письменные упоминания о Коканде относятся еще ко 2 веку до н. э. Поэтичные узбеки назвали свой город “прекрасное место”, давая ему справедливое определение. Это один из наиболее значимых городов Ферганской обл. и всего Узбекистана, расположенный в 88 км к западу от города Ферганы. Коканд находился в десятом столетии на Великом шелковом пути из Поднебесной империи в Индию. Всегда славился торговлей, знаменитые рынки во все времена приковывали к себе восхищенные взоры путешественников, а изделия ремесленников, живопись художников продавались по всем странам мира. В тринадцатом веке населенный пункт уничтожили монголы и он стал одним из небольших городов Узбекистана, раздираемый междоусобными войнами среди богатых родов. В 1709 возникло Кокандское ханство, основанное Шахрух-бием. Он возвел крепость Коканд и вокруг крепости стали селиться люди, будущие жители города, а в 1732 году возник сам населенный пункт, построенный Абдурахим-бием. В 1876 году Коканд завоевал русский генерал от инфантерии Скобелев, и Коканд стал принадлежать России как часть Туркестана. Был одним из городов Ферганской обл. при советской власти.
Основное строительство архитектурных достопримечательностей города проходило в 18-19 столетиях. Именно в это время процветало знаменитое ханство Коканда и возводились чертоги, храмы и школы, усыпальницы и многое другое. Многие памятники культуры безнадежно разрушены, но даже та малая часть, сохранившаяся благополучно до нашего времени, восхищает нас былым могуществом страны. Коканд делится на старый и новый города. Новый город представляет собой деловую часть Коканда, а Старый город – историческую и культурную. Ходя по улицам Старого города, туристы могут увидеть дома начала 20 века. Некоторые из них находятся на Советской улице. “Русско-Азиатский Банкъ” был построен в начале 20 века. Рядом расположены аппартаменты Вадьяева, богатейшего человека Туркистана в 1900-х годах. На данный момент там находится городская ратуша. Рядом находится телеграф, сохранивший свой первозданный вид.
Мост Гишт-куприк или “Кирпичный(каменный) мост” был задуман как место для торговли с лавочками и полностью крытый, чтобы жаркое солнце своими лучами не напекало головы покупателям и продавцам. Построен при Мадали-хане, жившем в 19 веке. Просуществовало сооружение до 1936 года. Знаменит он тем, что на нем когда-то давно позировал для фотографии Худоярхан, последний хан в истории Коканда. Есть мост Старухи (Кампыр-Куприк), Дерезлик, который был строителем Мусульманкулом в 1856 году, при Худоярхане.
Основные достопримечательности [ править ]
Дворец Худаяр-хана
Дворец Худояр Хан был построен между 1863 и 1874 годом правителем Мухаммедом Худояром Ханом , дворцом является самым впечатляющим зрелищем в Koland. Когда он был построен, американский дипломат Юджин Шульер описал его как «намного больше и великолепнее любого другого в Центральной Азии».
Худяр-хан поручил архитектору Мир Убайдулло построить для него королевскую резиденцию со 113 комнатами, расположенными вокруг семи дворов. Правитель хотел, чтобы его мать жила в одном из величественных зданий дворца, но она отказалась и поставила юрту во дворе.
Фасад здания украшен мозаичной плиткой и арабской надписью над входом. Надпись переводится как «Сеид Мохаммад Худаяр Хан: великий правитель».
Большая часть дворца, включая его гарем , была снесена советскими властями , но осталось 19 комнат. Они открыты для посещения, а интерьеры были частично отреставрированы. Они демонстрируют сочетание русского и традиционного узбекского стилей, а также изысканное мастерство кокандских мастеров XIX века. По запросу возможно осмотр дворцовой коллекции китайской керамики.
Джума-мечеть
Кокандская мечеть Джума (Пятничная мечеть) расположена на площади Чурсу в исторической части города Ичери Шехер. Он был построен между 1809-1812 годами Мухаммедом Умаром ханом , который правил Кокандом с 1810 года до своей смерти в 1822 году.
Мечеть построена вокруг большого внутреннего двора и имеет айван длиной 100 м, поддерживаемый 98 колоннами из красного дерева, которые украшены резьбой и были привезены из Индии. Высота минарета 22 метра.
Мечеть Джума, хотя и задумывалась как главное культовое место Коканда, оставалась закрытой большую часть 20 века. Затем он вновь открылся после столь необходимой реставрации в 1989 году, и сейчас здесь находится небольшой музей прикладного искусства с выставками вышивки и керамики.
Медресе Аминбека
Медресе Аминбека, религиозное училище, было построено в 1830-х годах для сына Мадали-хана , хана Коканда с 1822 по 1842 годы. Медресе имеет красиво черепичные фасад, который был восстановлен в 1913 году под названием ремесленника Khomol Khozi. По этой причине медресе часто называют медресе Хомол-Хози. Сегодня в здании находится небольшой музей и магазин, но плитка и резные деревянные колонны по-прежнему впечатляют.
Музей Хамзы
Построенный в 1989 году музей Хамзы назван в честь Хамзы Хакимзаде Ниязи , советского героя, родившегося в Коканде. Хамза был первым национальным поэтом Узбекистана и основоположником узбекского соцреализма , и музей был открыт в ознаменование столетия со дня его рождения. В музее представлены общие экспонаты о жизни в Коканде, а также есть артефакты, относящиеся к различным драматургам, пропагандистам и писателям.
Дополнительные сайты
В Коканде есть еще три исторических медресе. В медресе Шаиб Миан Хазрата XIX века есть небольшой музей, посвященный поэту Мохаммед Амин Мукими (1850–1903).
Медресе Нарбутабей было построено в 1790-х годах. На его кладбище находится могила Мухаммад Умар-хана и его жены, известного узбекского поэта Нодира . Известный как мавзолей Модари-хана, он богато украшен глазурованной голубой мозаичной плиткой. В отличие от других медресе в Коканде, которые были закрыты Советским Союзом, медресе Нарбутабей оставалось активным местом изучения Корана до 2016 года
Последнее медресе — медресе Дастуркаханчи. Он был построен в 1833 году как школа для мальчиков, но сейчас это учебный центр, где девочки учатся вышиванию.
Дахма-и-Шохон, некрополь кокандских ханов с 1830 года.
Мавзолей Мадарихана
На фото изображен мавзолей Мадарихана. Гробница была построена в эпоху царствования Умар-хана по распоряжению Надиры, его любимой жены и поэтессы. Это несколько построек , предназначенные для захоронения самой Надиры, ее свекрови и всех женщин правящей семьи. Архитектура крипты не уникальна: богато украшенный портал с голубым куполом, мечеть с летней галереей и захоронения, над которыми плиты из мрамора или саркофаги. Усыпальница окружена кирпичной стеной. К себе притягивает взгляд расписанный вход в мавзолей: здесь фразы из Корана, узоры из птиц и цветов, цитаты из стихотворений Умархана.
По свидетельствам современников, Надира принимала самое горячее участие в культурной жизни города и области, покровительствовала искусствам. Она строила школы, храмы, рынки. Она дружила с Увайси, литератором и учительницей детей Умархана. Надо сказать,что семья Увайси была весьма влиятельна в Узбекистане и состояла из интеллигентных и ученых людей своего времени. Отец поэтессы одинаково владел родным языком и языком соседей – таджикским. Благодаря обстановке у девочки развилась любовь к литературе, а позже она стала писать стихи.
В свою очередь, весь жизненный путь Надиры проникнут оказанием помощи больным и нищим, при ней активно обучали грамотности детей неимущего населения. Она имела большое влияние на своего светлейшего мужа и при нем строились школы, церкви, соборы, возводились рынки и районы для проживания. Он сам был литератором, как доказательство этого, на крипте есть фразы из его произведений.
Ссылки [ править ]
- Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 г.
- . Проверено 30 января 2021 года .
- Политика мусульманской культурной реформы, джадидизм в Центральной Азии Адиб Халид, Oxford University Press , 2000
- . uzbek-travel.com . Проверено 31 октября 2020 .
- ^ Ибботсон, Софи (2020). Узбекистан . Соединенное Королевство: Bradt Guides Ltd. стр. 153. ISBN. 9-781784-771089.
- . uzbek-travel.com . Проверено 31 октября 2020 .
- . uzbek-travel.com . Проверено 31 октября 2020 .
- . Одинокая планета . Проверено 31 октября 2020 .
- . Одинокая планета . Проверено 31 октября 2020 .
- ^ Маклеод; Мэйхью (2019). Decouverte Ouzbekistan . Женева: Путеводитель Олизане.
- Ибботсон, Софи (2020). Узбекистан . Соединенное Королевство: Bradt Guides Ltd. стр. 154. ISBN 9-781784-771089.
- ^ Ибботсон, Софи (2020). Узбекистан . Соединенное Королевство: Bradt Guides Ltd. стр. 155. ISBN 9-781784-771089.
- Петля. . Журнал Garland . Проверено 31 октября 2020 .
- Администратор, WCC . Проверено 31 октября 2020 .
- Администратор, WCC . Проверено 31 октября 2020 .
- sariq-qiz (29.09.2019). . сариккиз (на немецком языке) . Проверено 31 октября 2020 .
- (на украинском языке) , Украинская правда (13 октября 2020)
Борьба Красных Советов с Кокандской автономией
На чрезвычайном съезде в Ташкенте в конце января 1918 года было принято решение объявить Кокандское автономное правительство вне закона. 30 января в Коканде начались вооруженные столкновения сторонников автономии и Кокандского Совета. Для ликвидации независимой республики и погашения мятежа из Ташкента прибыли 11 воинских эшелонов с вооружением.
История начала Кокандских событий в феврале 1918 года запомнилась датой 6 февраля. Рано утром войска из Ферганы, Андижана и Перовска под командованием военного министра Туркестанской республики К. П. Осипова вступили в город. Уличные бои продолжались три дня. Против вооруженной армии Советов встали местные жители Коканда с подручными средствами. Город был охвачен пожарами, повреждена железная дорога, нарушена телеграфная связь, разграблены банки, значительные потери были среди мирного населения.
Улемский переворот
Внутри правительства имелись разногласия относительно дальнейших действий. Члены либеральной партии «Шуро-и-Улема» согласились на мирные переговоры с представителями советской власти. Представителей от Кокандской автономии отправили на конференцию по урегулированию военного конфликта мирным путем. Улемисткая группировка, возглавляемая полевым командиром Курбаши, отказалась от переговоров и требовала решительных действий. Иргаш поставил ультиматум, арестовал переговорщика Чернышева, главнокомандующего мусульманских войск, нескольких министров. Председателю правительства Чокаеву удалось скрыться.
С момента падения власти Кокандская автономия перешла в подчинение к Иргашу и его приспешникам. Этот эпизод в историю вошел как Улемский переворот.
Образование и культура [ править ]
Рядом с городом находится ряд медресе . Коканд внес вклад в ислам. Он также является домом для ряда известных ханафитских ученых, таких как Абдулхафиз Аль-Кукони и Йоркинджон Кори Аль-Куконий.
В городе 2 института, 9 колледжей и лицеев , 40 общеобразовательных школ, 5 музыкальных школ, театр, 20 библиотек. В Коканде 7 исторических и домашних музеев.
Первый Международный фестиваль ремесленников прошел в Коканде в сентябре 2019 года. Организатором его выступила Ассоциация ремесленников Узбекистана, а почетным гостем была Рози Гринлис, президент Всемирного совета ремесел . Участвовали более 600 креативщиков из 70 стран.
Фестиваль был создан для того, чтобы ремесленники со всего мира могли продемонстрировать и продать свою продукцию, а также установить контакты и развить свои навыки. В рамках фестиваля прошли конференции, посвященные развитию ручного мастерства. Представленные ремесла включали музыкальные инструменты, живопись, керамику, текстиль, изделия из металла и дерева. [ необходима цитата ]
Планируется, что фестиваль будет проводиться раз в два года, и в следующий раз он состоится в 2021 году.
История
Поселение на месте Коканда существовало со 2 века до нашей эры. Выгодное географическое положение далеко не сразу отразилось на развитии города. Он лежал на перекрёстке двух дорог, которые ведут в Ферганскую долину. Северо-западная вела в Шашскую область, западная — в южный Мавераннахр.
Только в средние века, благодаря арабским и китайским путешественникам, Коканд появляется в исторических хрониках под названием Хавоканд. Лежащий на Великом Шёлковом пути, он был перекрёстком торговых дорог из Китая в Индию и из Средней Азии в Персию и Ближний Восток. В 13 веке Хавоканд разрушили монголы.
Современный Конанд возник в период, когда Ферганская долина была под властью ханов Бухары. Слияние четырёх поселений (Хоканда, Эски-Кургана, Актепе и Кулвака) получилось удачным — город быстро достиг величия. Считается, что основателем нового Коканда был хан Шахрух-бий II, который стал и первым правителем Кокандского ханства.
Коканд был столицей ханства с 1704 по 1876 год. Именно в этот период был создан облик Эски-Шахара. Город был не только политическим и экономическим ядром Ферганской долины, но и центром искусств, духовным сердцем страны, которая в период наивысшего могущества занимала восточный Узбекистан, северный Таджикистан, Кыргызстан, юго-восточный Казахстан и даже Кашгара.
Чем заняться в Коканде – туры и достопримечательности
Город Коканд, расположенный в западной части Ферганской долины, один из древних городов Узбекистана. Первые письменные свидетельства о городе Хуканде, Хавоканде (старые названия города) встречаются еще в летописях X века
Город имел важное значение торгового центра на Великом Шелковом пути и в XIII веке, как и большинство центральноазиатских городов, был разрушен монголами
Но всемирная слава к городу приходит в XVIII веке, когда он становится столицей богатейшего и развитого Кокандского ханства. В первой половине XVIII века неподалеку от нынешнего города (тогда территория Бухарского эмирата) родоначальник династии кокандских ханов заложил крепость Эски-курган (1732 г.), с которой собственно и начался новый Коканд, вскоре получивший старое имя, звучавшее теперь как «Кхук-канд» — «Кабаний город». Первоначально, это было небольшое, обособившееся от Бухарского эмирата, владение, но постепенно оно территориально расширилось.
Своей мощи ханство достигло в первой половине ХIХ века, когда его территория включала в себя большую часть современного Узбекистана, часть южного Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Китая. В состав Кокандского ханства входили также Ташкент и Чимкент. Это было большое, могущественное государство — перспективный торговый и религиозный центр. Только в Коканде насчитывалось более 300 мечетей и десятки медресе.
За свое существование Кокандское ханство сменило 29 правителей, самым известным из которых остался последний хан – Худояр-хан, прославившийся своей жестокостью и алчностью. За время правления он четырежды терял свой трон и вновь его отвоевывал.
В его эпоху велись большие работы по благоустройству города: строились гузары, мечети, медресе. Во второй половине XIX века между Бухарским, Хивинским и Кокандскими ханствами началась борьба за власть. Воспользовавшись этим, Россия начала завоевательный поход на Центральную Азию. В 1868 году на основании договора Кокандский хан был приравнен своими правами к вассалу Российской империи. На этом закончилась история Кокандского ханства, просуществовавшего почти 170 лет.
После присоединения Коканда к России ханский дворец был превращен в крепость, а через городские кварталы-махалли проложены магистрали, вдоль которых встали здания европейской архитектуры. Город быстро превратился в крупный центр капиталистической деятельности в Туркестане, превосходя по количеству банков даже Ташкент.
В современном Коканде прекрасно сохранились все архитектурные памятники ханского периода XVIII-XIX вв.
Достопримечательности
Дамаи Шахон
Дворец Худояр-хана
Мавзолей Мадари-хана
Медресе Камол-кази
Медресе Норбут-бия
Медресе Эмир
Мечеть Джами
Этимология
Название города соответствует названию других центральноазиатских городов, в которых присутствует элемент «канд / кент / кванд / джанд», что означает город на согдийском, а также на других иранских языках. Khwarazmian версия была «Кат», который по- прежнему находится в названии старого города Akhsikath / Akhsikat в Ферганской долине в Узбекистане . Приставка «ху / ху» по- ирански означает «хорошо». (современный таджикский хуб. Вместе название расшифровывается как «Добрый город».
Тюркское происхождение несостоятелен в хронологическом порядке, но государства как таковые: «Имя Коканд происходит от известной племенной семейной группы„Кокано“ , которые принадлежат к Kongrat племени узбеки .»
Государственный строй Кокандского ханства
Ханство – абсолютная монархия, где власть передавалась исключительно по наследству.
Возглавлял государство хан. Из всей, окружавшей его феодальной знати и чиновников, ближайшей к нему должностью была минг-баши (тысяцкий).
Медресе Мадали-хана
Функционировал также ханский совет. В состав его входили важные государственные сановники и глава духовенства. Здесь обсуждали вопросы жизнедеятельности ханства. Если мнения участников совета расходились, суждение главы духовенства признавалось самым веским.
Правителей местного уровня называли беками и хакимами. Что касается правителя г. Ташкент, его лично назначал хан, присвоив титул беклар-беги. Власть в кишлаках олицетворяли аксакалы, иначе говоря, старосты. Мухтасибы следили за поддержанием порядка и соблюдением жителями законов шариата.
Что касается судебной власти, ею ведали кази («радеющие о правосудии»). Во главе стоял кази-калон – главный судья. Обычно такие должности занимали представители духовенства. Они считались истинными знатоками шариата. От толкования тех или иных норм, зависело решение в судейских делах. Телесные наказания и смертная казнь практиковались повсеместно и за самую малую провинность.
Во всяком кокандском городе возводилась «калля-минора» – «башня из мертвых голов» в людных местах. Она напоминала кучу арбузов, но полосатые плоды заменяли головы подданных, которые осмелились подняться на восстание, и захваченных в плен соседей.
Реальная кровь при дворе кокандского хана проливалась за владение должностями. Каждый семейный клан стремился раздобыть должность для своего представителя. Все в Коканде хотели властвовать.
Даже сильнейшие государства без надлежащих реформ могут ослабнуть перед лицом внешней опасности. Тому подтверждение Кокандское ханство.
Читайте далее:
Худояр Хан и его дворец в Коканде
История возрождения и капитуляции Хивинского ханства
Город Риштан – центр гончарного искусства Узбекистана
След, оставленный в Узбекистане древней Кушанской империей
Русско-хивинские войны в XVIII–XIX веках и взятие Хивы
Экономика [ править ]
Черный рынок обеспечивает около 75% от доходов , полученных в границах города. [ необходимая цитата ] Это включает в себя розничную торговлю, продукты питания, занятость, обмен денег, сельское хозяйство и производство многих товаров. Большая часть населения работает в качестве владельцев малого бизнеса на открытых рынках.
Коканд — центр производства удобрений , химикатов, машин, хлопка и пищевых продуктов. За последние два десятилетия в городе были созданы новые районы и общественные здания, а также появилось много домов, магазинов, кафе, ресторанов и других предприятий частного сектора. Коканд — образовательный центр с одним институтом, девятью колледжами и лицеями и множеством музеев.
Где остановиться
Прежде чем наслаждаться красотами восточного города, вам надо будет позаботиться о жилье. На сайте www.booking.com есть 10 прекрасных отелей, в которых вы всегда сможете остановиться. В гостинице “Коканд” роскошные номера класса “Люкс”, обойдутся вам от 2600 рублей, в гостинице”Хан”, расположенной по адресу улица Истиклол, 31, дешевле и в ней номер в среднем обойдется 55$.” Отель Kokand расположен в Коккосе. В распоряжении гостей ресторан, круглосуточная стойка регистрации и бесплатный Wi-Fi на всей территории. Осуществляется доставка еды и напитков в номер.”- Вот что пишет сайт о царице всех гостиниц города.
Достопримечательности Коканда
Древняя столица переживала и взлеты, и падения, и хранит в себе множество тайн. Путешествующие по Ферганской долине непременно заглядывают сюда, чтоб полюбоваться величественными сооружениями. В маршрут практически всех экскурсионных туров включено посещение таких важных исторических памятников, как кокандская крепость, некрополь Сарымодор, , мечеть Джами, медресе Норбут-бия. Также туристы, приезжающие в Коканд, могут получить подробную информацию об истории, культуре и быте жителей ханства и о его выдающихся деятелях, посетив местные музеи.
Архитектура городских строений поражает монументальностью и в то же время изяществом отделки. Восточный стиль, который неизменно прослеживается в архитектурных ансамблях, служит визитной карточкой кокандских достопримечательностей.
Попадание в зависимость от Российской империи
С Россией у ханства складывались совсем непростые отношения. Кокандцы оказались весьма беспокойным соседом и доставляли немало неудобств:
- захватывали и разоряли казахские аулы, преданные русскому царю;
- препятствовали торговле;
- осуществляли набеги на приграничные районы.
Нарастали в ханстве и антирусские настроения.
Неизбежно назревал открытый конфликт. В 1850 году состоялась первая стычка – нападению на территории ханства подверглись два русских отряда. Им пришлось отступить.
В 1852 году русские разрушили крепости ханства, встретившиеся им на пути к г.Ак-Мечеть (сегодня Кызылорда, Казахстан). Но кокандцы город отбили.
Кокандская крепость АК-мечеть
Но в 1853 русские к нему вернулись и в этот раз взяли город быстро и переименовали его в Форт Перовский. Все дальнейшие попытки кокандцев отбить населенный пункт были пресечены.
Ненадолго настало затишье, но в 1860 конфликт вспыхнул с новой силой. Русским был объявлен газават. После очередной попытки в 1866 году без крупных потерь с русской стороны взят Ташкент. Ханство к тому времени обессилело и достойно сопротивляться было не в состоянии.
Безуспешно хан Коканда пытался помешать русским. В 1868 году Худояр подписал с ними мирный договор – документ, подтверждающий факт завоевания Кокандского ханства.
Разгром Туркестанской автономии
С важной проблемой столкнулось правительство при формировании воинских подразделений. Отказ от службы в армии – исторически сложившаяся традиция среди мусульманского населения Средней Азии
Со времен Кокандского ханства в армию отдавали за проступки и преступления. Для формирования воинства Кокандская автономия не располагала людскими ресурсами. Набор в части проходил среди местного населения, наемников с Кавказа, турецких пленных. Возглавил разношерстную армию главарь басмачей Иргаш.
Басмачи
Под его руководством националистические вооруженные отряды вели партизанско-басмаческое движение.
В ходе военных действий, Коканд подвергся сильному разрушению. 22 февраля в ходе переговоров был подписан мирный договор. Вооруженному формированию надлежало сдать оружие и подчиниться Советской власти.
Действия большевиков были восприняты как агрессия по отношению к жителям Туркестана. Это положило началу массовому повстанческому движению против Советов.
Читайте далее:
Статус республики Узбекистан сегодня
Точное время в городах Узбекистана
Описание и достопримечательности Республики Каракалпакстан
На каком языке говорит население в Ташкенте?
Что турист должен знать о погоде в Ташкенте