Козьмодемьянск

Рекомендации

Источники

  • Государственное Собрание Республики Марий Эл. Закон №22-З от 3 мая 2006 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства (деления) Республики Марий Эл», в ред. Закона №50-З от 31 октября 2014 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «Марийская правда», №81, 6 мая 2006 г. ( Государственное собрание Республики Марий Эл . Закон № 22-З от 3 мая 2006 г. « О порядке административно-территориального устройства (деления) Республики Марий Эл в редакции Закона № 50-З от 31 октября 2006 г. О внесении изменений в различные законодательные акты Республики Марий Эл ( 2014 г.) . Вступает в силу с даты официального опубликования.).
  • Правительство Республики Марий Эл. Постановление №9 от 18 января 2008 г. «О реестре административно-территориального устройства Республики Марий Эл», в ред. Постановления №555 от 24 октября 2014 г. «О внесении изменений в Постановление Республики Марий Эл от 18 января 2008 г. №9 ». Опубликован: «Собрание законодательства Республики Марий Эл», №2, ст. 108, 26 февраля 2008 г. (Правительство Республики Марий Эл. Постановление № 9 от 18 января 2008 г. « О реестре административно-территориального устройства Республики Марий Эл» в редакции Постановления № 555 от 24 октября 2014 г. « О внесении изменений в Постановление № 9» Правительство Республики Марий Эл от 18 января 2008 г. ).
  • Государственный Совет Республики Марий Эл. Закон №15-З от 18 июня 2004 г. «О статусе, границах и правительстве муниципальных кварталов, городских округов в составе Марий Эл», в ред. Закона №50-З от 31 октября 2014 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл». Вступил в силу через 10 дней после официального опубликования. Опубликован: «Марийская правда», №116, 24 июня 2004 г. (Государственный Совет Республики Марий Эл. Закон № 15-Z от 18 июня 2004 г. « О статусе, границах и составе муниципальных районов, городских округов в Республике Марий Эл» , с изменениями, внесенными Законом № 50-Z от 31 октября 2014 г. « О внесении изменений в различные законодательные акты Республики Марий Эл . Вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования».

История

Хотя это и не засвидетельствовано ни в одном документе, городу Козьмодемьянску, вероятно, предшествовала марийская деревянная крепость, контролирующая слияние рек Волги и Ветлуги

Это было также важное место отдыха и торговли для северных торговцев, которые путешествовали по реке в Волжскую Булгарию. Монгольское нашествие Волжской Булгарии было серьезным ударом по региону.

Козьмодемьянск был основан царем Иваном Грозным в 1583 году после завоевания им Казани в 1552 году и Черемисских войн в 1553-1557, 1582 и 1592 годах как пограничная крепость для охраны новой границы Великого княжества Московского . Крепость была названа в честь св. Косма и Дамиан . Долгие годы стрелецкая крепость была единственным сооружением в этом районе.

Стрельцовская часовня (1698 г.)

По мере развития торговли на Волге вокруг крепости постепенно разрастался город, но этот регион оставался преимущественно населенным марийцами . В городе была ярмарка, где продавались изделия из дерева и лозы, изготовленные местными мастерами. Летом город был очень активен, но зимы остановили речное движение.

В XIX веке Козьмодемьянск был более важным торговым центром на Волге, чем соседние города Васильсурск и Чебоксары . Это была типичная остановка на полпути с «ночевкой» для пароходов по Волге между Нижним Новгородом и Казанью . В 20 веке город промышленно развивался. Согласно официальной российской имперской статистике, на 1 (14) января 1913 года численность населения составляла 5 500 человек, из которых 97,5% составляли русские.

В 1918 году произошел спор между марийскими и чувашскими представителями Козьмодемьянска в Идель-Уральском движении . Не было решено, в какой из предложенных штатов (Мариленд или Чувашия) следует объединить город, а также прилегающую сельскую местность. Несколько редких упоминаний, которые сохранились, показывают, что Волга должна была стать границей между Чувашией и Марилендом, со значительной культурной и политической автономией (на примере статуса Великого княжества Финляндского в Российской империи), предоставленной холму Мари. меньшинства на южном берегу Волги в Чувашии (по сохранившимся документам совещания представителей малочисленных народов 15 мая 1917 г. и Идель-Уральского государства .

История города

По преданию, Иван Грозный, возвращаясь со своим войском после покорения Казани, остановился на ночлег на высоком берегу Волги, откуда открывался великолепный вид на Волжские берега. Царь счел это место стратегически выгодным и решил основать здесь город-крепость. Поскольку это произошло накануне Дня святых врачевателей и чудотворцев, бессребреников Козьмы и Демьяна, город был назван Козьмодемьянском.

Но это только легенда, а, согласно историческим фактам, после взятия Казани в 1552 году, чтобы избежать восстаний, в Среднем Поволжье стали строиться города-остроги и в 1583 году был основан и один из них — Козьмодемьянск. Надо отметить, что праздник Козьмы и Демьяна отмечается 1 ноября, а в соответствии с историческими документами, Иван Грозный 29 октября был уже в Москве.

В то время город находился на Волжском торговом пути, по которому следовали суда из Персии и Средней Азии в Нижний Новгород и Москву. Также через Козьмодемьянск проходил Сибирский тракт — дорога, соединяющая Москву с Сибирью и Китаем. Такое выгодное расположение города способствовало развитию торговли и процветанию города. Сюда стали съезжаться жители соседних областей.

Население занималось рыболовством и охотой, пчеловодством и ремеслами. Край был богат густым лесом, который во времена Петра Первого поставляли для строительства русского флота.

В XIX веке город становится вторым центром лесоторговли в России после Архангельска. По всему Поволжью славились так называемые «палки-козьмодемьянки», изготовленные из карельской березы и плетеная мебель из черемухи. В Москву и Санкт-Петербург поставлялась стерлядь.

С 1708 года Козьмодемьянск входил в состав Казанской губернии, с 1719 — в состав Свияжской провинции, а с 1781 это был уездный город Казанского наместничества.

В конце XVIII века в городе начинают строиться каменные дома и церкви. Во второй половине 19 века Козьмодемьянск стал процветающим городом и даже более богатым, чем соседние Чебоксары и Царевококшайск — ныне Йошкар-Ола. Казалось бы, город должен был стать центром Марийского края, но все новые транспортные магистрали — и автомобильные и железнодорожные, прошли мимо города, а речное сообщение перестало иметь стратегическое значение.

В 1920 году была образована Марийская автономная область, столицей которой стал Царевококшайск, а Козьмодемьянск остался районным центром и провинциальным городком. В советское время многие архитектурные памятники города были уничтожены.

Последние годы стали временем возрождения Козьмодемьянска, в нем восстанавливаются храмы и создаются музеи.

Чуть-чуть истории и информации

Городок основан в 1583г. Иваном Грозным и назван именем святых, братьев-врачевателей Козьмы и Дамиана.

В Козьмодемьянске работает, можно сказать, музейный комплекс, состоящий из 4 музеев. По музеям разработан виртуальный тур, но он требует установленного Flash Player, так что не у всех пойдет. В этом случае можете воспользоваться нашими подробными слайд-шоу дальше.

Из прочих достопримечательностей имеются: часовни, церкви и памятники.

По истории города можно пройти КВЕСТ, но нужно скачать отдельное приложение.

  • Население: 20 000 человек (русские и марийцы)
  • Площадь менее 15 км2
  • Часовой пояс: московский
  • Город с 1781 года
  • Ближайшие крупные города: Чебоксары, Йошкар-Ола, Казань, Нижний Новгород

⚑ После дня проведенного за просмотром достопримечательностей Йошкар-Олы утром выехали в Козьмодемьянск и доехали бы 120 километров за пару часов, как считал навигатор, но заезжали в лес, поискать грибы. Так что к парому приехали уже после обеда. Дорога не очень хорошая, выше 90 держать скорость не комфортно.

Паром

Отдельным «приключением» будет переправа на пароме, так как поедем на автомобиле со стороны Йошкар-Олы. Телефон диспетчерской, на всякий случай, 89877076517

Время работы переправы: 6:00 до 19:00. Раз в час: из Коротни в 00 из Козьмодемьянска в 30 минут часа. Билет с одного пассажира 50 рублей. За автомобиль около 300 рублей, в зависимости от массы.

Координаты на стороне, с которой едем мы: ⊕ 56.36087, 46.54613 Деревня Коротни

⚑ К парому подкатили как раз, когда он разгружался, в 13:25. Наше авто было где-то восьмым в очереди. Потом еще машины три после нас приехали и туарег закатился, уже когда отчаливать начали, но сходни с берега не подняли. Шустрый

Заплатили 500 рублей за всех. (Автомобиль Киа Спортейдж обошелся в 400). С Волги открывается прикольный вид на надпись на горе «Козьмодемьянск» (смотрите слайд-шоу ниже). На встречу попался другой паром. Уточнять не стал, но, похоже, их два ходит и особо можно не стараться подгадать под полчаса.

Обратите внимание, когда съезжаешь с парома, проверяют билеты. Когда заехал, никто особо не следит

Что будет, если не предъявишь, не знаю. Могу предположить, что заставят оплатить «еще раз». И ставьте машину с учетом, что выезжать будете задом, через те же сходни! Кто-то заезжает задним ходом, чтобы съехать было легче.

Подниматься на пароме наверх нельзя. Так что, остается сидеть в машине или смотреть через борт на открывающуюся гладь воды.

Так себе «приключение»

Развлечения и отдых в Козьмодемьянске

В Козьмодемьянске можно и познакомиться с культурой марийского народа и как следует отдохнуть. В городе есть несколько баз отдыха, а также примечательные культурные учреждения с национальным колоритом.

Туристическая база «Усадьба Людмилы»

Адрес: 17-й квартал, 28.

Комфортный отдых обеспечит турбаза, принимающая как одиночных туристов, так и группы. Коттеджи с номерами разной комфортности и развлечения – баня, бильярд, караоке — все это сделает пребывание в Козьмодемьянске удобным и интересным.

Туристическая база «Наргиз»

Адрес: коттеджный поселок Наргиз.

Любителей активного отдыха привлечет турбаза «Наргиз», расположенная в 6 км от Козьмодемьянска в поселке Октябрьский. Здесь предлагаются спортивные развлечения для разных времен года. Зимой здесь работает трасса с подъемником для катания на горных лыжах, каток. Летом организуются конные прогулки. Круглый год работают баня, бассейн, проводятся игры в пейнтбол.

Центр народной культуры имени Якова Эшпая

Адрес: бул. Космонавтов, 2.

Цент создан в 1980 году и является местом, где сохраняется и популяризируется народная горномарийская культура. Носит имя марийского композитора и фольклориста. В центре проходит множество событий, связанных с народной культурой, работают более 50 кружков и коллективов.

Горномарийский драматический театр

Адрес: бул. Космонавтов, 2.

Ценители сценического искусства, желающие приобщиться к культуре горных марийцев, могут посетить театр, дающий представления на сцене Центра народной культуры. Это единственная театральная труппа в стране, где ставят спектакли на марийском языке.

Он работает с 1994 года, возник как филиал Национального театра драмы имени М. Шкетана в Йошкар-Оле. Театр активно сотрудничает с режиссерами из разных уголков страны, здесь ставили спектакли специалисты из Москвы, Чебоксар и других городов.

Козьмодемьянск – место знакомства с культурой малого народа, город, богатый на интересные и даже уникальные достопримечательности. Недаром он стал участником программы «Малые города России». Поселению действительно есть, что показать и чем гордиться!

История[править | править код]

Герб Козьмодемьянска (1781)

Герб Козьмодемьянска (1781) 18 октября 1781 года именным указом императрицы Екатерины II по докладу Сената об утверждении гербов городам Казанского наместничества был утверждён первый герб города. Герб Козьмодемьянска имел традиционную форму городских гербов — боевой щит, так называемой французской формы, прямоугольный, с овально закруглёнными нижними углами и с остриём в середине нижней части. В верхней части герба — на белом поле — чёрный дракон с золотой короной и красными крыльями — символ Казанской губернии (см. Зилант) и свидетельство вхождения города Козьмодемьянска в её состав. В нижней части:

Герб Козьмодемьянска (1970)

Герб Козьмодемьянска (1970) В 1970 году был утвержден новый герб города, автором которого стал В.А. Барышкин. Герб имел следующее описание:

Символика герба говорит, что промышленный город Козьмодемьянск располагается на территории Горномарийского района, славящегося своими лесами и богатыми сельскохозяйственными угодьями.

Козьмодемьянские храмы и монастыри

Важное место среди достопримечательностей Козьмодемьянска занимают храмы и церкви, соборы и монастыри. Они часто фигурируют на фото туристов и путешественников

Собор Смоленской иконы Божьей Матери

Адрес: Советская ул., 39.

В городах России есть несколько храмов, возведенных в честь монарха-освободителя Александра II. В числе первых оказался Смоленский собор в Козьмодемьянске, возведенный ещё при жизни правителя в ознаменование чудесного спасения после неудачного покушения.

Финансировали строительство культового сооружения знатные горожане. Величественный собор, по конструкции чем-то напоминающий храм Христа Спасителя в Москве, явился миру в 1872 году и стал главным городским храмом.

С 1929 года собор перестал функционировать и в его стенах разместился музей, в 1998 году храм вновь вернулся к религиозной жизни. Сегодня это важная достопримечательность города Козьмодемьянск.

Преображенская церковь

Адрес: Советская ул., 63.

На улице Советской стоит небольшая белокаменная церковь с деревянным куполом – это Преображенский храм, отсылающий к истории и культуре русского старообрядчества. Община Бело-Криницкого согласия сформировалась в Козьмодемьянске ещё в XVIII, долгое время службы проходили в домашней молельне.

Право на богослужения старообрядцам удалось добиться лишь в 1820 году, а спустя год на частной территории под видом жилого дома был возведен храм. Здание церкви сегодня признано памятником культурного наследия.

Тихвинская церковь

Адрес: ул. Криворотова, 1.

В 1827 году на месте деревянного кладбищенского храма силами местных крестьян построили каменную Тихвинскую церковь – архитектурный памятник классицизма. Храм представляет собой четверик с ротондой и круглым «византийским» куполом.

По некоторым данным этот некогда двух престольный величественный храм – единственный образец храмовой классицистической архитектуры в крае. После закрытия в 1930-х годах не функционирует, пришел в запустение и реставрируется.

Музей сатиры и юмора им. О. Бендера

А вот и основная достопримечательность для широких масс. Козьмодемьянск был прообразом для города Васюки, куда приплыли Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Если вдруг не читали «12 стульев», прочитайте, порадуйте себя. Илья Ильф побывал в этом городке в 1925 году и использовал этот «опыт» при написании романа.

Музей появился в конце 1990-ых, после запуска в массы фестиваля «Бендериана». Роману и похождениям главных героев посвящена половина помещений старинного здания. Остальное отдано под выставки.

Адрес: ул. Советская, 7, Козьмодемьянск Координаты: ⊕ 56.34396, 46.56733 Время на посещение (без экскурсии): 20-30 минут Время работы: 8:30 — 17:00 (Понедельник — выходной) (83632) 7-15-70

⚑ Противоречивые впечатления. Осматривали вдвоем с ребенком. От экскурсии отказались. Возможно, зря.

Есть два «интерактива»: можно одеть одежду под Остапа Бендера или Кису или можно одеться как Эллочка-Людоедочка. Специальное место для фотографирования с надписью «Рио-де-Жанейро — Васюки». Четыре комнаты, одна из которых представляет из себя выставку картин и фигурок марийской нечисти.

Остальное посвящено роману «12 стульев». Вероятно, будет интересно фанатам этой книги. Я ее пару раз читал и помню, смотрел фильмы по ней. А ребенок знаком, в общем-то, с наших слов. Не могу сказать, чего ожидал, но все таки не того, что увидел. Похоже на выставку результатов народного творчества посвященных одной теме. К примеру, модель парохода, на котором в романе плыли (могли бы плыть?) главные герои романа. Есть смешные фразы из книги, но не много.

На тему сатиры и юмора разве что только стены, обклеенные страницами юмористического журнала «Крокодил».

Много шахматных фигур разного формата — ведь основной сюжет главы про город Васюки крутится вокруг шахматного турнира, организованного Остапом Бендером.

Магнитиков нет В последней комнате продаются обереги. На мой взгляд, ни какой связи с музеем не имеющие.

Наверное, нужно было не жалеть 300 сольдов и послушать экскурсию, тогда, может, получили бы больше удовольствия. А так и разочарования нет, но и рекомендовать к обязательному посещению не могу. Чего-то не хватает…

Если подняться по тропинке (улице?) от музея Остапа в сторону от Волги, то обнаружите «памятник«, который называется «12 стульев«. Состоит он из одного стульчика высоко на стелле. Лучше не ходите, не сбивайте ножки, посмотрите на его фото немного дальше

Этимология

Основан в 1583 году как острог Козьмодемьянский. Название связывают с тем, что место для будущего укрепления было выбрано в день, когда православная церковь отмечает память мучеников Космы и Дамиана (в просторечии Козьмы и Демьяна). С 1781 года — уездный город Козьмодемьянск. До основания острога на его месте находилось чувашское селение Чикмехола — «пограничный город» (чувашское чике — «граница», хола, искажённое хула — «город»). В быту население Горномарийского района до сих пор называет Козьмодемьянск словом «хала», жители города используют название «Кузьма».

Город расположен на высоком правом берегу Волги (Чебоксарское водохранилище), в 104 км юго-западнее Йошкар-Олы. Паромная переправа соединяет город с левобережной частью республики. Является главным культурным центром горных марийцев.

Историческая справка

Марийский этнографический музей им. В. И. Романова (официальное название) был основан в 1983 году. Хотя первоначально указ о создании подобного культурного заведения был отдан местными властями в 1977 году. Последующие годы шло строительство музейного комплекса, в рамках которого и предполагалось открыть экспозиции. Официальное открытие музея произошло в рамках празднования 400-летия Козьмодемьянска. На сегодняшний день это заведение представляет собой особо важный объект, в рамках которого сохранились уникальные предметы и строения, позволяющие насладиться деревянным зодчеством, а также погрузиться в быт и традиции местных жителей.

Транспорт

Железнодорожное сообщение: отсутствует. Ближайшие ж/д станции находятся в г. Чебоксары (68 км) и в г. Йошкар-Ола (120 км)

Автобусное сообщение: Москва (регулярные рейсы от станций метро Измайловская,
Партизанская и Измайлово), Нижний Новгород, Йошкар-Ола и др.

Износ муниципальных автобусов (ГУ РМЭ «Козьмодемьянского АТП») составляет 100 %. Фактический объём перевозок пассажиров транспортом ГУП РМЭ «Козьмодемьянское АТП» за 6 месяцев 2013 года составил 1 524,7 тыс. пассажиров, с уменьшением к 1 полугодию 2012 года на 6,5 %. 26 декабря 2016 года, в связи с трудным финансовым положением, ГУ РМЭ «Козьмодемьянское АТП» прекратило автобусное сообщение на городских и районных маршрутах. В марте 2017 года были запущены несколько рейсов в район и несколько автобусов по городу.

Ось земли

Но вернемся к нашему путешествию. На площадке рядом с памятником так же был обнаружен столб с множеством указателей и камень, гласивший, что это «Ось земли».

Указательный столб

Камень » Ось земли»

Далее цитирую надпись с камня: «Для каждого человека место, где он родился, его отчий дом кажется центром Вселенной. И весь мир вращается вокруг него. Для горномарийца – это горный край, земля Акпарса.

Этот перекресток является географическим центром Горномарийского района. Его координаты  56°12’54’’с.ш. 45°33’17’’ в.д. Если из данной точки мысленно пропустить ось через весь земной шар, то попадем на бескрайние просторы Тихого океана, где на ближайшие 500 милей нет ни единого островка.

Отправляясь в дорогу, прикоснитесь к этому камню, пожелайте себе удачи в пути, в далеких краях.

И сила притяжения земли горномарийской поможет вам возвратиться на родную землю!».

Наш дорогой друг принялся отчаянно тереть камень,  желая себе побольше разнообразных путешествий и, конечно же, удачи в пути.

Следующей находкой стали огромные солнечные часы, которые показывали совсем не московское время.

Надпись на часах гласила « …для достижения точности показаний Гномон (стрелку) располагают наклоном строго к северу под углом, равному широте расположения часов, в нашем случае 56°12’54’’с.ш. Настройка часов так же очень проста. Когда солнце находится в зените, отбрасываемая тень от Гномона показывает истинный полдень. Время, показываемое солнечными часами, может не совпадать с принятым временем, т.к. мы живем не по истинному времени, которое для каждой местности свое, а по принятому для определенной части страны. Для нашей местности расхождение истинного времени от принятого московского составляет 90 минут. 12 часов для нашей местности соответствует 13 часам 30 минутам московского времени. 2013г.».

И вправду часы показывали примерно 15:50, а московское время – 16:50. «Полчаса где-то затерялось» — подметил Дикий городской житель, хотя смутно догадывался, что он совсем не мастер в расшифровке солнечных часов.

Монументы и памятники Козьмодемьянска

Большинство монументов Козьмодемьянска – типовые памятники, коих много в городах и весях нашей страны, но некоторые объекты этой категории всё же представляют интерес для туристов.

Памятник 12-ти стульям

Адрес: ул. Чернышевского, 36.

Скульптурная композиция «12 стульев» отсылает к одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова. Композиция представляет собой сгруппированные стулья, выкрашенные в разные цвета. Наличие такой скульптуры подтверждает то, что в городе ценят и любят юмор.

Памятник Максиму Горькому

Адрес: Лихачева, 1.

Писатель А.М. Горький бывал в Козьмодемьянске и даже упомянул город в своем рассказе «На пароходе». Поэтому появление стелы с барельефом Максима Горького в городе вполне логично. Стела с барельефным изображением из черного камня установлена неподалеку от Волги, так что взгляд писателя как будто обращен к реке.

Обелиск Славы

Адрес: улица Пугачёва Гора.

В 1975 году по случаю 30-летия победы в Великой Отечественной войне в городе был открыт Обелиск славы. Расположился он на возвышенности, откуда открывается красивый вид на Волгу. Некогда на этом месте располагалась Богоявленская церковь, разрушенная в 30-е годы, а теперь возвышается гранитная стела, ставшая центральной фигурой композиции, созданной в память о земляках, проливших кровь на полях страшной войны.

Карта, маршрут и прочие памятники

Похоже, кроме этих музеев, можно еще посмотреть на:

  • Стрелецкая часовня. Здание построено в 1697 году на деньги стрельцов, в честь подвига в походе на Азов. ⚑ Посмотрели от машины, рядом с музеем юмора. Не подходили.
  • Свято-троицкая церковь. Постройка 1733 года.
  • Собор иконы Божьей матери (1827 года постройки). Так же называется «Тихвинская церковь». Не используется по назначению.
  • Памятник Акпарсу, национальному герою. Про князя, кому интересно, можно почитать на википедии.
  • Памятник 12 стульев. Не интересный.
  • Часовня Козьмы и Демьяна (в честь них город был назван). Просто старое здание.

⚑ Стрелецкая часовня ничего примечательного из себя не представляет. Смоленский собор (рядом с купеческим домом) красивый. Остальное пропустили мимо. Всего провели в Козьмодемьянске полтора часа.

На память отсюда можно привезти:

  • магнитик из «марийской деревни» (мы купили мельницу крутящуюся),
  • медовуху (не на долгую память )
  • марийский оберег из музея Остапа

Все объекты отмечены на карте ниже. Если вы читаете отзыв с мобильного гаджета, можно открыть карту в гугл-картах или переходить по точкам в навигаторы.

С учетом опыта, я бы предложил такой маршрут осмотра Козьмодемьянска, как в таблице ниже. На автомобиле придется с парома проехать вдоль Волги по берегу, а потом по улице Лихачева «вернуться» на площадь Ленина.

Достопримечательность Координаты
1 Оставляем авто около «Стрелецкой часовни» (1697 год). ⊕ ⚑ 56.344623, 46.568065
2 Осматриваем «Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера« ⊕ ⚑ 56.343951, 46.567495
3 Поднимаемся к Свято-Троицкой церкви. Для любителей религиозной архитектуры. ⊕ ⚑ 56.343107, 46.562635
4 По дороге к церкви или на обратном пути подходим к памятнику «12 стульев». Чисто поржать с его «монументальности» ⊕ ⚑ 56.34202, 46.565537
5 Часовня Космы (Козьмы) и Дамиана(Демьяна) ⊕ ⚑ 56.343977, 46.570250
6 Художественный музей (обед в кафе) ⊕ ⚑ 56.343808, 46.572322
7 Дом мореного дуба (опционально, если созвонитесь) ⊕ ⚑ 56.343775, 46.572601
8 Памятник Акпарсу (бонусом, если прогуляться обратно на берег) ⊕ ⚑ 56.344663, 46.572510
9 Здесь, наверное, лучше вернуться к машине и проехать немного до Музея купеческого быта ⊕ ⚑ 56.340950, 46.575393
10 Осматриваем Смоленский Собор ⊕ ⚑ 56.340697, 46.577230
11 Доезжаем (при большом желании) до Храма Иконы Божьей Матери ⊕ ⚑ 56.340086, 46.584574
12 И обязательно подъезжаем к Этнографическому музею ⊕ ⚑ 56.335569, 46.572849

Немного об Акпарсе

Акпарс родился в конце 15 – начале 16 века в д.Нуженалы Горномарийского района и был сотным князем горных марийцев. Проявил себя как дальновидный политик и дипломат в период московско-казанского противостояния. Выступал за добровольное присоединение к Российскому государству.

Его именем назывались земли, занимавшие в 16-18 веках значительную часть современного Горномарийского района на обоих берегах Волги – Акпарсова сотня.

Приведу некоторые предания об Акпарсе.

Легенда о взятии Казани

«Долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда Акпарс предложил устроить подкоп и взорвать крепость. Играя на гуслях, он подходит к крепости и узнает расстояние до стены. Затем устраивает подкоп, куда вкатывают пороховые бочки и ставят на них свечи. Свечу поставили и у входа в подкоп. Она уже догорела, а взрыва нет. Иван Грозный обвиняет Акпарса в измене, собирается казнить, тот объясняет царю причину запоздания взрыва. Стена разрушена, Казань взята. Акпарс получил царскую грамоту, в которой сказано было: «марийцев не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст. Но грамота эта пропала»».

Отсюда символизм памятника – Акпарс изображен с гуслями, как символ духовного величия идеи единения на началах согласия и дружбы народов России.

«Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью Акпарса. В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу золотую(серебряную?) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным — орла) жеребца, дорогое седло и саблю». «Марийское предание об Акпарсе». (Из истории покорения Казани Иваном Грозным) // Учёные записки МарНИИ. Йошкар-Ола, 1955, вып. 7.

Изображение на памятнике, как Иван Грозный и Акпарс пожимают друг другу руки

В честь этого национального героя написаны некоторые литературные, музыкальные и художественные произведения. Его именем назван районный кинотеатр и некоторые другие организации.

Даже девиз Горномарийского района звучит так: «Восславим землю Акпарса!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector