Где находится йошкар-ола
Содержание:
Занятия
Основное занятие – пашенное земледелие. Почва обрабатывалась сохой (шогавуй), плугом (агавуй, сабан), бороной (тырма, шюре), мотыгой (катман).
Главные полевые культуры – рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, картофель; технические – конопля, лён, хмель; овощные – лук, капуста, редька, морковь.
У горных марийцев в XIX в. получило развитие садоводство.
Марийцы разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, домашнюю птицу; свиней и коз почти не держали, считая их «нечистыми», непригодными для жертвоприношений.
Охота, рыболовство, бортничество (позднее – пасечное пчеловодство), собирательство имели подсобное значение.
Промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, шерсти, кожи (углежжение, смолокурение, кулеткачество, выделка плетёных изделий и др.), сохраняли своё значение в домашнем хозяйстве, но в период развития капиталистических отношений их продукция приобрела товарную ценность. К развитым художественным ремёслам относятся: ювелирное искусство (изготовление серебряных женских украшений), резьба по дереву, ткачество, вышивка.
Лес в жизни марийцев
Культура марийцев была бы неполной без почитания леса и сил, которые он олицетворяет. В наши дни этот народ продолжает посещать священные рощи, куда приносит дары добрым божествам и духам леса.
Ежегодно осенью множество марийцев съезжается в такие места, где в качестве дани семьи оставляют утку. Марийцы молятся в лесах, у них нет храмов или церквей. Согласно их вере, в момент общения с богом человек устанавливает связь с силами Вселенной, с космосом. Считается, что в древних священных рощах, которые выбирали ещё предки мари, очень мощная энергетика. В этих местах нельзя громко разговаривать, шуметь или сквернословить.
Югорно. Марийский народный эпос в Марийском национальном драматическом театре
Энергия природы, по мнению марийцев, может наделять человека особенными силами. У этого народа много знахарей, которые действительно обладают необыкновенными способностями. Многие из них утверждают, что используют для лечения и заговоров энергетику деревьев, что и самим знахарям помогает восстановиться после тяжёлых сеансов.
Марийцы – народ с интересной историей и загадочной культурой. Сегодня их край привлекает туристов, которые мечтают хотя бы незначительно прикоснуться к древним обычаям народности, что сохранила верования и мировоззрение далёких предков. Как же это удалось марийцам? Кто знает, может, их мифы не так далек от истины, а в будущем учёные докажут внеземное происхождение человека. Впрочем, сами марийцы вряд ли удивятся такому открытию.
Фольклор
Марийские семьи были преимущественно малыми, моногамными, хотя существовали и большие – неразделённые, объединявшие 3–4 поколения близких родственников.
Брак патрилокальный; при его заключении родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое из имущества (пого) и скота (кузык).
Встречались смешанные браки, чаще с русскими и чувашами.
Свадебный обряд представлял собой многоэтапный сложный ритуал с музыкой, песнями, плясками.
Театрализованными действиями ряженых, играми, музыкой (популярные инструменты – барабан, волынка, свирель, гусли, деревянные трубы, со 2-й половины XIX в. – гармонь), самобытными песнями (муро), танцами сопровождались и тесно связанные с хозяйственной деятельностью всенародные праздники. Отмечались:
- новогодний праздник «шорык йол» с гаданиями об урожае, приплоде скота, о женихах и пр.;
- аналогичный русской масленице праздник «уйарня», весенний праздник пашни «ага пайрем» с общественным молением и жертвоприношением хлебов;
- летний праздник «сурем» с шумным ритуалом изгнания «злых духов» (под звуки трещоток и труб нагайками и прутьями марийцы хлестали свои дома и постройки);
- осенний праздник «угинде пайрем», который сопровождался приготовлением обрядовых блюд из хлеба нового урожая и семейными молениями.
Праздники христианского календаря также отмечались с включением элементов языческой обрядности. В районах близкого соседства с башкирами и татарами марийцы принимали участие в их празднованиях Джиена, Сабантуя.
У марийцев была развита нетрадиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, злых духах, порче, сглазе, душах умерших. Знахари и колдуны обучались у своих учителей в глубокой тайне.
Архаичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней одежде, перевозка покойного на кладбище в санях даже в летнее время.
В традиционном погребении нашли отражение представления о загробном мире (киямат): в могилу клали кусок холста, чтобы душа умершего могла, как по мосту, попасть через пропасть в иной мир; ветки шиповника, чтобы отогнать змей и собаку, сторожащих вход в царство мёртвых; собранные в течение жизни ногти покойника, с помощью которых он якобы сможет преодолеть горы и скалы при переходе на тот свет.
Марийский праздник Семык
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Литература
Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840.
Смирнов И.Н. Черемисы: Историко-этнографический очерк. Казань, 1889.
Евсевьев Т.Е. Обычаи, верованья и суеверия марийцев // Марий Эл. 1927. № 10.
Крюкова Т.А. Марийская вышивка. Л., 1951.
Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев ХIХ века. Йошкар-Ола, 1956.
Халиков А.Х. Об этнических основах марийского народа // Древние и современные этнокультурные процессы в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1976.
Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978.
Сепеев Г.А. Марийцы // Народы Приволжья и Приуралья. М., 1985.
Петров В.Н. Марийцы // Народы России. М., 1994.
Молотова Т.Л. Современная материальная культура сельских марийцев // Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1996.
Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 2002.
Автор – Ф.Ф. Гулова
Культура
Сами же марийцы делятся на три этнические группы: луговые (или лесные), расселенные по левому берегу Волги, горные, обитающие на правобережье, и восточные, переселявшиеся с конца XVI в. до XVIII в. в низовья реки Белая (приток Камы).
Религия марийцев связана с мифологией финно-угорских народов, и главный герой этих мифов — Кугу-Юмо, верховное божество в марийской традиционной религии. Сегодня большинство марийцев являются двоеверцами и наравне с православием исповедуют свою традиционную религию, справляют праздники, связанные с языческими культами, и участвуют в ритуалах в древних культовых местах, где, по преданиям, живут духи. В дни языческих празднеств на поклон Кугу-Юмо в городах и деревнях собирается вся многочисленная марийская община. В этот день принято надевать праздничные одежды с марийским орнаментом. В числе исторических достопримечательностей Марий Эл — ритуальные камни в рощах, где язычники славили богов и предков, и укрытия разбойников Емельяна Пугачева и Степана Разина на берегах рек.
Количество же сохранившихся на территории Марий Эл архитектурных памятников невелико, и это объясняется тем, что здесь всегда преобладала деревянная застройка городков и селений. Среди образцов старинного русского каменного зодчества выделяется комплекс Ежово-Мироносицкого монастыря XVII в. в селе Ежово.
Столица республики Йошкар-Ола была основана в 1584 г. как военное укрепление. Теперь это крупный промышленный город, почти со всех сторон окруженный лесами, для которых введен статус особо охраняемых природных территорий.
Общая информация
МестоположениеОфициальное названиеФедеральный округЭкономический районАдминистративно-территориальное делениеСтолицаЯзыкиЭтнический составРелигииКрупные населенные пунктыКрупнейшие рекиКрупнейшие водохранилища
Климат и погода
Средняя температура январяСредняя температура июляСреднегодовое количество осадковОтносительная влажность воздуха
Экономика
ВРППолезные ископаемыеПромышленностьСельское хозяйствоХудожественные промыслыСудоходствоСфера обслуживания
Достопримечательности
Природные
- Кленовогорские минеральные источники
- Источники в поселке Красногорском
- Озеро Морской Глаз
- Национальный парк Марий Чодра
- Заповедник Большая Кокшага
- Заказник Каменная гора
- Озеро Яльчик (Национальный парк Марий Чодра)
- Озеро Зрыв
Город Йошкар-Ола
- Национальный музей им. Т. Евсеева
- Национальная художественная галерея
- Республиканский музей изобразительных искусств
- Музей народно-прикладного искусства
- Музей истории города Йошкар-Олы
- Площадь Оболенского-Ноготкова
- Памятник воеводе Ивану Оболенскому-Ноготкову
- Церковь Пресвятой Троицы (XVIII в.)
- Собор Вознесения Господня (Вознесенская церковь, 1756 г.)
- Дом купца Ивана Пчелина (XVIII в.)
- Храм Успения Пресвятой Богородицы (2006 г.)
- Скульптурная композиция «Дерево жизни» (2008 г.)
- Культурно-исторический комплекс «Царевококшайский Кремль» (2009 г.)
Культурные
- Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева (г. Козьмодемьянск)
- Этнографический музей крестьянского труда и быта под открытым небом (г. Козьмодемьянск)
Исторические
- Старинные каменоломни в поселке Горняк
- Замок Шереметьева (поселок Юрино, XIX в.)
- Согласно марийским преданиям, давным-давно Земля представляла собой огромный первичный Океан, в котором плавали рыбы и жили духи морских божеств. Верховный бог Кугу-Юмо вызвал на поверхность селезня Йыму и велел ему принести глины со дна. Из этой глины верховный бог сотворил земли, равнины, пастбища и густые леса. Этот миф странным образом в чем-то соответствует теории образования жизни на Земле, которая изначально представляла собой Мировой океан, а суша возникла в результате вулканических процессов, начавшихся на дне океана.
- Наиболее древние памятники искусства на территории Марий Эл — примитивные фигурки животных из камня и глины, относящиеся к середине второго тысячелетия до н. э., и металлические украшения бронзового века.
- Для народного зодчества марийцев характерны срубные избы с П-образным двором, летней кухней-кудо с земляным полом и двухэтажной кладовой с галереей-балконом.
- Озеро Морской Глаз в Волжском районе Республики Марий Эл получило свое название благодаря почти правильной круглой форме и насыщенному синему цвету воды. Озеро всего 45-50 м в диаметре и напоминает кратер вулкана, но имеет карстовое происхождение.
- В Национальном парке Марий Чодра сохранился старейший экземпляр дуба, получивший название Пугачевского. По преданию, под этим дубом останавливался на ночлег со своим отрядом Емельян Пугачев. Этот дуб — исполинское дерево со стволом диаметром 159 см.
Поселения, жилища
У марийцев издавна сложился приречно-овражный тип расселения. Во 2-й половине XIX в. разбросанная планировка селений начала сменяться уличной; стал преобладать северо-великорусский тип планировки.
Жилище – срубная изба (порт) с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени), трёхраздельная (изба-сени-изба и заимствованный русский вариант изба-сени-клеть).
На севере и западе Марийского края под влиянием русских традиций преобладали избы с кухонной перегородкой, русской печью и полатями.
На востоке, особенно в Предкамье, внутренняя обстановка марийской избы напоминала татарский интерьер – печь с вмазанным котлом, широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и т. д.
В состав традиционных дворовых построек входили: амбар или клеть, часто в виде двухэтажной кладовой с галереей на втором этаже, погреб, хлев, сарай, в зажиточных усадьбах имелось гумно с овином.
Архаичной постройкой являлось летнее жилище-кухня (кудо) – лёгкое срубное строение с земляным полом, без потолка; крышу крыли, оставляя щели для выхода дыма из открытого очага с подвесным котлом. В прошлом кудо являлось также местом проведения семейно-родовых молений и обрядов.
Баня обычно ставилась на задворках, ближе к источнику воды.
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Республика Марий Эл на карте
Республика Марий (Мари) Эл – субъект Российской Федерации, расположена в восточной части Европейской части РФ, входит в состав Приволжского ФО и Волго-Вятского экономического района. Республика Марий Эл – государство, входящее в состав Российской Федерации. Образована 4 ноября 1920 года как Марийская Автономная область, с 1992 года – Республика Марий Эл.
Республика занимает площадь 23,38 тыс. кв. км, на её территории проживают 688,7 тыс. человек. Национальный состав – более 10 национальностей, среди которых марийцы составляют 44%, русские – 47%. Город Йошкар-Ола («Красный Город», основан в 1584 году как Царевококшайск) – столица республики, население составляет 260,4 тыс. человек. Другие крупные города республики: Волжск (55 тыс.) и Козьмодемьянск (21 тыс. жителей). Горожан 64%, в сельской местности проживают большинство марийцев, а также велика доля татарского народа.
Республика Марий Эл на карте России
Республика Марий Эл расположена на Восточно-Европейской равнине, в восточной её части, в среднем течении р. Волга. БОльшая часть территории расположена на левобережье реки. Западная окраина республики находится на заболоченной Марийской низменности, восточная – на гористых Вятских увалах со множеством оврагов, речных долин и балок. На территории республики расположены природоохранные образования — национальный парк «Марий Чодра», несколько особо охраняемых природных территорий и заповедник «Большая Кокшага». Климат в Марий Эл умеренный континентальный, зимы – продолжительны и холодны, с умеренными морозами, лета – жаркие. Осенью влажно и очень ветрено, весной – сухо и прохладно, уровень осадков до 500 мм в год. Леса в Республике Марий Эл занимают более половины территории. Преобладает смешанный тип леса, характерный для подтаёжной зоны – пихта, ель и сосна соседствуют с липами, дубами, берёзами, осинами, клёнами и вязами. Смешанные леса распространены в центральных и западных районах республики. По речным долинам встречаются дубравы с примесью липы. В республике сохранились таёжные леса в национальном парке «Марий Чодра». В республике много лугов, поросших разнотравьем. Не зря Марий Эл называют «синеокой», на её территории расположено более 200 озёр, многие из которых лесные. Крупные и красивые озёра республики – Зрыв (Табашинское), Яльчик, Таир, Нужьяр, Морской глаз, Куликово. Республика Марий Эл очень хорошо обводнена крупными и малыми реками (всего 476), по её землям протекают Волга, Ветлуга, Немда, Лаж, Большая и Малая Кокшага, Толмань, Илеть, Юнга, Сура и их многочисленные притоки. К республике примыкают берега 2 водохранилищ – Куйбышевского и Чебоксарского. Фауна Республики Марий Эл представлена традиционными для этой местности видами: белками обычными и летягами, кротами, ежами, лисицами, лосями, волками, рысями, бурыми медведями, кабанами, бобрами. В лесах и лугах обитают тетерева, глухари, совы, сойки, дятлы, утки, кулики, гуси, ракши, гагары, цапли, погоныши, а также хищные птицы. Полезные ископаемые, добываемые в Республике Марий Эл, нерудные общераспространённые: глины, известняки, пески стекольные и строительные, торф, строительный камень, минеральные воды. В республике хорошо развиты такие отрасли промышленности, как: металлообработка, машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая, стекольная, лесная, деревообрабатывающая и бумажно-целлюлозная. Сельское хозяйство ориентировано на производство зерновых, технических, кормовых и овощных культур (под пашни занято около 40% земель республики). Животноводство занимается выращиванием крупного рогатого скота, птицы, свиней, овец и коз. Республика Марий Эл достаточно хорошо обеспечена многими видами транспорта — есть аэропорт, развита сеть автомобильных и железных дорог, судоходны реки Волга, Сура, Ветлуга, на берегах которых действуют пассажирские и грузовые речные порты. Массовое насильственное «оправославливание» марийского народа в течение ряда столетий не смогло искоренить традиционные языческие верования. До сих пор язычники поклоняются девяти богам и молятся священным деревьям. Марий Эл можно назвать одной большой достопримечательностью России, здесь на каждом шагу уникальные природные и рукотворные памятники – дубы Разина и Пугачёва, самые чистые в мире речки – Вонча и Уба, самый «молодой» Царевококшайский кремль.
Марийцы
Я живу в неприметном национальном регионе, который носит довольно нелепое для русского уха название Марий Эл и является родиной маленькой, но очень своеобразной нации марийцев. Чтобы не ходить вокруг да около скажу, что, во-первых, в сельской глуши до сих пор проживают люди, поклоняющиеся дохристианским богам, а, во-вторых, к ним относятся мои родственники по отцовской линии. В-третьих, надо отметить, что «сельской глушью» здесь можно назвать практически всю местность за пределами городов.
Чтобы понять местные обычаи и верования, нужно иметь примерное представление о том, кто такие марийцы, и каковы они. Народность относится к волжской ветви финно-угров, что делает их дальними родственниками финнов, эстонцев и венгров и более близкими — мордвы и коми. Как нация они сложились в неприветливой болотистой местности, окруженные татарами, русскими и чувашами, то есть не особо культурно близкими и доброжелательными соседями.
Типичный марийский мужик смотрит на тебя как на рушла
Как говорил Монтескье, география и среда определяет характер народа. И вот вам самый показательный факт, который может здорово обрисовать его: жители соседних регионов, как я узнал совсем недавно, называют местных простым и емким словом «кереметь», чаще всего даже не зная, что оно означает. А означает оно у самих марийцев одновременно дьявола и болотный дух, вредный, хитрый и злопамятный. «Не ходи по болоту, Кереметь за ногу утащит», — говорила мне бабуля.
В целом, все не так плохо и не такой уж кереметь, но характер у местных и вправду тяжеловатый. Вспомните все негативные стереотипы о русских: неприветливые, мрачные, сильно пьющие и слегка одичалые. Все это — стереотипы уже самих русских о марийцах, хотя лично мне они больше напоминают своеобразных хоббитов, просто не в лучшие годы и не в лучшем настроении.
Марийцы – воины лесов
Как я уже сказала, прежде марийцев называли черемисами, однако сами представители этого народа подобное название считали оскорбительным. Но как же оно появилось? В X веке хазарский каган Иосиф упомянул марийцев под именем “цармис”, а позднее в славянских языках слово это преобразилось в “черемис”.
По мнению переводчиков, в этом слове сложены несколько основ финско-угорских наречий, а означать оно может определение “лесного воина”. Это вполне логично, ведь в жизни марийцев лес издавна играл важнейшую роль. Он служил жильём, кормил и обеспечивал защиту. В XIX веке исследователь С.А.Нурминский в своих работах отмечал, что даже в верованиях марийцев лес стоит на первом месте. По сути, лесное “царство” было целым миром для народа.
С русскими у марийцев складывались непростые отношения. Когда Московское государство и Казанское ханство вступили в противостояние, немало марийцев поддержали вторых, ведь проживали в Казани.
Когда в XVI веке её территория стала частью русских земель, марийские земли также были присоединены к России. Тем не менее процесс присоединения был крайне сложным, а в ходе него произошло несколько Черемисских войн. Тогда марийцы оправдали свой воинственный нрав, который отмечали древние историки.
Быт марийцев
История
Ядром древне-марийского этноса, формировавшегося в 1-м тысячелетии нашей эры, были финно-угорские племена.
Большую роль в становлении и развитии марийцев сыграли этнокультурные контакты с булгарами, затем с татарами (наибольшее влияние тюркские соседи оказали на восточные группы луговых марийцев; часть из них приняла ислам), в новейшее время – с русскими (наиболее заметно проявляется у северо-западных и горных марийцев). Особенно многочисленны культурно-бытовые аналогии с чувашами (в первую очередь это относится к горным марийцам и южным группам луговых марийцев).
В прошлом марийцы, за небольшим исключением, проживали в сельских поселениях, в настоящее время свыше 60% марийцев также ведут сельский образ жизни. Общинное землевладение и землепользование с традиционным патриархальным укладом сохранялось вплоть до 1930-х гг.; преобладали сложные общины (см. Община).
Марийский праздник Семык
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
- льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
- ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
- скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.
Отдых на природе
Большинство туристов добирается в Марий Эл ради ее природных красот. По территории республики популярны пешеходные маршруты и конные путешествия, а зимой сюда приезжают покататься на лыжах.
Скульптура «Древо жизни» в Йошкар-Оле
Марийские реки и озера давно облюбовали поклонники водного туризма, которым нравится проводить отпускное время на байдарках и катамаранах. В республике популярны сплавы по рекам Большая и Малая Кокшага, Большой и Малый Кундыш
Туристы не обделяют вниманием Ветлугу, Илеть, Ировку, Лаж, Люнду, Немду, Рутку, Юронгу и Юшут. Очень привлекательны живописные марийские озера – Юринское, Большое Степанкино, Ирирь-Ер, Карь-Яр, Марь-Ер, Брюхан, Кичиер и другие
Возле деревушки Шарибоксад, в Волжском районе, находится настоящая природная жемчужина – карстовое озеро Морской глаз.
Оно лежит на слоне горы и достигает глубины 38,5 м. Вода в необычном водоеме имеет яркий бирюзовый цвет, а ее прозрачность достигает 5,5 м. В летнюю жару у поверхности озерная вода нагревается до +20°С, а на глубине ее температура не превышает +4°С.
Гора Аламнер
Любители спелеотуризма наведываются в красивые Нолькинские пещеры.
Много лет назад на этом месте были штольни, где добывали строительный камень и щебень. Даже летом внутри марийских пещер прохладно. На стенах и сводах можно увидеть сталактиты, сталагмиты и спящих летучих мышей. Рядом стоят старинные жернова, размером в человеческий рост. Раньше такие приспособления для измельчения зерна использовали на марийских мельницах и продавали в других губерниях России.
Туристам очень нравятся путешествия по живописному национальному парку «Марий Чодра». На территории Среднего Поволжья сохранились чистейшие озера, реки и могучие смешанные леса.
В природном парке живут медведи, рыси, лоси, лисы, зайцы-русаки и белки. Из птиц здесь гнездятся глухари, ряпчики, зеленые дятлы, скопы и иволги – всего 188 видов пернатых, 11 из которых занесены в Красную книгу России.
Озеро Морской глаз
Увидеть «сказочный город»
Всего десятилетие назад столица республики Йошкар-Ола была непримечательным уездным городком, который путешественники нечасто баловали своим вниманием. Всё изменилось в конце 2000-х, когда утвердили и реализовали план реконструкции и развития города, превратив его в «сказочный»
Сегодня Йошкар-Ола словно стремится выбиться в лидеры по импортозамещению: многие части города имитируют другие страны и города. Площадь Республики напоминает Москву, Набережная Брюгге — Бельгию, Национальная художественная галерея построена в стиле флорентийских палаццо, а здание школы «Обыкновенное чудо» сами местные величают Хогвартсом. Гулять по пёстрому новострою интересно ещё и потому, что в нём прячется множество памятников, иногда совершенно неожиданных: например, копия Царь-пушки, памятник Грейс Келли и князю Монако Ренье III, памятник Рембрандту, памятник Лоренцо ди Медичи или скульптура Людовика Моро. Местные и туристы особенно любят «часы с осликом» с движущимися фигурками на здании художественной галереи.
Среди исторических объектов в Йошкар-Оле сохранилось несколько дореволюционных жилых домов (дом купца Наумова, усадьба Чулкова, дом Пчелинцева, дом лесопромышленника Булыгина), здания эпохи советского неоклассицизма, искусная церковь Пресвятой Троицы, построенная в 1990-х годах. Все вместе строения марийской столицы образуют странный эклектичный ансамбль, но именно это привлекает в город туристов (сегодня, например, Йошкар-Олу можно посетить в рамках однодневного тура из столиц соседних республик — Казани или Чебоксар).
Среди любопытных музеев города стоит отметить Национальную художественную галерею, экспозиция которой рассказывает о культурном наследии Марий Эл, Республиканский музей изобразительных искусств, где выставлены офорты Маковского, Серова и Шишкина, Национальный музей Республики Марий Эл имени Т. Евсеева, где хранятся предметы быта и наряды древних марийцев, и проникновенный Мемориальный народный музей истории ГУЛАГа.
Традиционная пища
Традиционная пища марийцев – суп с клёцками (лашка), вареники с мясной или творожной начинкой (подкогыльо), варёная колбаса из мяса, сала или крови с крупой (сокта), вяленая конская колбаса (каж), слоёные блины (команмелна), лепёшки (эгерче), пресный овсяный хлеб (шергинде).
Специфическими являются блюда, приготовленные из мяса белки, ежа, ужа, гадюки, из рыбьей муки, конопляного семени.
Особые кушанья готовили из мяса дикой птицы – ястреба, филина, но в то же время охота на диких гусей, журавлей, лебедей и голубей была под запретом.
Популярные напитки – пиво (пура), крепкий медовый напиток (пуро), пахта (эран).
Марийский праздник Семык
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”