Мокшан (посёлок)

Национальный костюм

В зависимости от района проживания народный костюм мокшан может иметь в себе ряд деталей и украшений, отличающихся друг от друга. Мокшанскому женскому костюму характерны туникообразная рубаха (панар, щам) длиной до колен с боковыми вставками, большой пазухой (пов), вышивкой по продольным швам спереди и сзади, горловине, рукавам, в Зубово-Полянском районе Мордовии и у чембарской мокши — также на лопатках; штаны (понкст), подшитые внизу кумачом; передник (запон, сапоня) с нагрудником или глухой с рукавами; короткий кафтан (мушкас), украшенный кумачом или красным тканьём; чёрные и красные в жёлто-зелёно-чёрную полоску онучи, чёрно-белые узорные вязаные наколенники (цюлкат); нарядные сапоги со сборами на голенище и медными подковками на каблуке.

Богатый набор украшений: застёжка-сюлгам с трапециевидным щитком и сеткой из бисера, бусин, монет, цепочек с бубенчиками; ожерелье (цифкс, тифкс, крганьпирф) или пелерина (комбоне) из бисера; парные нагрудные (горожонь крганя, ярмак пилькс), наспинные (фтала пула, копорь цёконе, пархци котф) и чересплечные (кичкор, крёскал) украшения из бисера и монет, нашитых на тканевую основу; поясные подвески (сёкт, цёкт, каркс сёконят, каркс пет, килькштамат, ватракштат) и другие.

Замужние мокшанки за пояс затыкали до 6 богато орнаментированных полотенец (кеска руцят), у чембарской мокшанки — набедренник (гушаконя).

Головной убор (панга) — холщовый мешок с твёрдым прямоугольным очельем и лопастью сзади, поверх которого повязывали в виде тюрбана платок; местами носили убор типа кики (сорока); на северо-западе Зубово-Полянского района поверх холщового чепца с твёрдым очельем (лосник) и позатыльником (затилка) повязывали тюрбаном белое полотенце (платенця, пря руця), концы которого завязывали бантом на лбу.

Головной убор невест и молодых женщин (златной) отличался нарядностью; до начала XX века невесты и новобрачные надевали высокий расширяющийся кверху венец на берестяной основе (куйгор). С 1930-х годов мокшанки носят платье (нула, сарапон) на кокетке с широкой оборкой (панчф).

Из глубин истории

Одно из первых упоминаний о мокшанах встречается в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он указывает, что в сентябре 1236 года монгольские завоеватели объявили войну народам, на земли которых пришли — мокшанам, эрзянам, буртасам.

В 1237 году мокша потерпели поражение у Чёрного леса неподалёку от границ Рязанского княжества. Местный народ и монголы заключили союз, согласно которого мокшанский царь Пуреш должен был возглавить свой отряд и присоединиться к завоевателям в продвижении на западные земли. В 1241 году монгольские отряды уже перешли через Карпаты. Известно, что мокша участвовали в походе, а также находились в войске монголов при взятии Люблина и Завихоста.

Выступления в военном походе на стороне монголов не уберегли мокшан от больших потерь. Царь Пуреш вынужден был вести переговоры с немцами, пытаясь выйти из-под власти Батыя.

Гийом де Рубрик в своих работах пишет:

Узнав об этом, монгольские воины перебили ночью многих спящих мокшан, в том числе и царя, продемонстрировав, что служение врагу никогда не гарантирует безопасности. Возвратившаяся на родину часть мокшанского отряда сообщила о произошедшем дочери царя, Нарчатке. Царевна руководила войском, ударив монголов с тыла.

Ответом монгольских завоевателей стала осада мокшан в Золотаревском городище. Бой у Золотарёвки был поистине кошмарным. Археологами было найдено огромное количество человеческих костей, части оружия защитников крепости. Без сомнения, мокшане оказывали упорное сопротивление атаковавшим их монголам.

Художник А. Ежов «Монгольское нашествие на Русь»

Сословия в XIII—XVIII вв

При анализе самых разных источников можно выделить социальную группу у мокшан и эрзян, называемых в документах того времени термином — мордва, которая включает в себя следующие социальные слои: мордовские мурзы, мордовские князья, служилая мордва, полковые мурзы, ясачная мордва, тарханы, казаки из служилой мордвы, станичные мордовские мурзы, младшие мордовские мурзы, дворцовые крестьяне, помещичьи крестьяне, временнообязанные крестьяне, государственные крестьяне, ясачные крестьяне, удельные крестьяне. К мордовской аристократии относились правители раннегосударственных объединений мордовских народов эрзи и мокши, а также категория служилых феодалов, обладающих привилегиями — князья, мурзы, служилые люди, казаки.

Примечания

  1. 12Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года (рус.). Дата обращения: 17 октября 2020.Архивировано 17 октября 2020 года.
  2. ↑Закон Пензенской области от 9 марта 2005 года № 774-ЗПО «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области»
  3. ↑Мокшан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. ↑История Мокшана (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 августа 2010.Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. 123На портале «Суслоны» (неопр.). Архивировано 15 февраля 2012 года.
  6. ↑Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Пензенская губерния (неопр.). Дата обращения: 14 октября 2014.Архивировано 14 октября 2014 года.
  7. ↑Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров по полу
  8. ↑Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
  9. ↑Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
  10. ↑Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
  11. ↑Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
  12. ↑Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения: 2 января 2014.Архивировано 2 января 2014 года.
  13. ↑Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность и размещение населения Пензенской области (неопр.). Дата обращения: 20 июля 2014.Архивировано 20 июля 2014 года.
  14. ↑Пензенская область. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2009-2014 годов
  15. ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения: 31 мая 2014.Архивировано 31 мая 2014 года.
  16. ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения: 16 ноября 2013.Архивировано 16 ноября 2013 года.
  17. ↑Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения: 2 августа 2014.Архивировано 2 августа 2014 года.
  18. ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения: 6 августа 2015.Архивировано 6 августа 2015 года.
  19. ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  20. ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.Архивировано 31 июля 2017 года.
  21. ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (рус.). Дата обращения: 25 июля 2018.Архивировано 26 июля 2018 года.

История средних веков

Л. А. Воейков и П. В. Голубовский опираются на упоминания арабских писателей X века, называвшие народ мокша буртасами.

В IX веке Буртасское княжество становится вассалом Хазарского каганата. В 965 году, как свидетельствует Ибн-Хаукаль, князь Святослав I нанёс удар по союзникам хазар, взял Саркел, Булгар и вышел к Семендеру. Двумя годами позже он взял Итиль. К началу X века царь Волжской Булгарии Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату хазарской дани. Приняв ислам, он заручился поддержкой багдадского халифа Муктадира и основал торговую факторию в устье Оки. В связи с этим в 985 году киевский князь Владимир предпринял поход на Булгар. В 1006 году между князем Владимиром и царём Алмушем был заключён договор о торговле и на Волге установился «вечный мир», продлившийся 80 лет. В 1120 году возобновилась борьба за устье Оки и эрзянскую крепость Обран ош. В 1220 владимирский князь Юрий предпринял поход на Ошель и потребовал сокращения влияния булгар на Пургасову Русь, с которой они находились в союзе. В 1221 году Обран ош был сожжён владимирскими князьями, а ниже по течению основан Нижний Новгород. Пургас и Пуреш находились в состоянии постоянной войны, при этом Пургас рассчитывал на поддержку булгарского эмира, в то время как Пуреш являлся ратником князя Юрия. В 1229 году булгары выступили в поход против царя Пуреша, однако, узнав о разграблении Пургасовой Руси владимирскими князьями, повернули назад. В 1230 Пургас вновь осадил Нижний Новгород, но был отбит, а вслед за этим сын Пуреша Атямас вместе с половцами предпринял опустошительный поход на Пургасову Русь.

Согласно свидетельствам Рашид ад-Дина, 4 сентября 1236 года сыновья Джучи Бату, Орду и Берке, сын Угедей-хана Кадан, внук Чагатая Бури и сын Чингиз-хана Кулькан объявили войну мокше, буртасам и эрзе, каждый из них стоял во главе тумена. Война закончилась 23 августа 1237 поражением мокшан в битве у Чёрного леса недалеко от границы c Рязанским княжеством. Между мокшей и монголами был заключён военный союз, по которому царь Пуреш во главе своего войска в качестве союзника и вассала должен был присоединиться к монголам в их походе на запад.

В начале 1241 года монгольское войско перешло через Карпаты и вторглось в Польшу. Роджер Бэкон в своей работе Opus majus упоминает, что мокшане находились в авангарде монгольского войска и участвовали во взятии Люблина и Завихоста. По утверждению Бенедикта Поляка, мокшанское войско понесло значительные потери во время взятия крепости Сандомир в феврале и Кракова — в марте того же года.

По свидетельству Гийома де Рубрука и Роджера Бэкона, мокшане тайно вели переговоры с немцами и богемцами и ждали случая перейти на их сторону, так как с их помощью надеялись избавиться от навязанного им союза с Бату.

Предположительно 8 апреля Пуреш тайно встретился с Генрихом Благочестивым и сообщил об утреннем выступлении монголов и о своём намерении перейти на сторону силезцев. В тот же день Пуреш заявил Субэдэю, что его воины устали и выступить утром не смогут. Субэдэй узнал о заговоре и предложил войску Пуреша сдать оружие и располагаться на отдых, однако ночью по его приказу сам Пуреш и часть его войска, спящие, были перебиты, остальные бежали.

Древняя история

Гипотеза отождествления мордвы и мокшан с андрофагами родилась в XIX-XX вв., но в последствии другие ученые подвергли ее подробной критике и в наше время эта гипотеза представляется малообоснованной. Вытеснившие скифов сарматы пришли как завоеватели и подчинили себе часть мокшанских кланов, однако, вследствие своей малочисленности, не смогли далеко распространить свою власть. Во 2-м и 3-м веках нашей эры анты, славяне, мокша и эрзя стали самым многочисленным и могущественным населением Восточной Европы. К концу 4-го века большая часть народа мокша присоединилась к гуннскому племенному союзу, приняв участие в разгроме Остготской империи в 377 году, а затем двинулась на восток и поселилась в Паннонии. Доказательства гуннской связи включают мокшанские боевые доспехи, особенно биты и псалии, которые идентичны ранним гуннским боевым доспехам. Археологические данные показывают, что границы территории мокшан не менялись между IV и VIII веками. В 450 году народ мокша был в союзе с народом Среднего Поволжья, известным как буртасы, которые, возможно, были аланами. По мнению А. Шаронова, мокшане имеют иранское происхождение.

Одежда

Традиционный мужской костюм мокшан отличался простотой: холщовая длинная рубаха и штаны, а также валяная белая или черная шапка. Женские наряды были более разнообразны, богато украшались вышивкой, монетами, раковинами каури и шерстяными нитками. Основа платья была похожа: просторные штаны, поверх которых надевалась рубаха длиной чуть ниже колен. Шилась она из трех кусков холста: первый перекидывали пополам, делая дыру для головы, а оставшиеся два сшивали в боках. Спереди, для удобства ходьбы, делали разрез длиной 10-20 см. Вырез горловины был неглубоким и имел форму овала. Вышивкой с геометрическими узорами декорировали подол, ворот, рукава и лопатки рубахи.

В XIX столетии у мордвы распространилась новая деталь одежды, ставшая впоследствии одним из наиболее узнаваемых элементов костюма. Речь идет о переднике, имевшем разнообразные вариации: с нагрудником, закрытый с рукавами или традиционный. Носить его были обязаны даже дома и во время полевых работ, несмотря на то, что вес аксессуара мог доходить до нескольких килограммов. Его богато украшали монетами, металлическими деталями, раковинами каури, бисером, кружевом, лентами, шерстяными нитями, позументом и вышивкой.

Дополняли наряд безрукавкой, которая у мокшан была сдержанного и практичного черного цвета. Покрой подчеркивал достоинства фигуры: сужался в талии, а сзади в поясе для декора делали множество складок. Верхняя распашная одежда «мушкас» имела праздничные и повседневные варианты. По покрою своеобразные платья-кафтаны напоминали нательные рубахи. Шили их из плотного материала, по большей части использовали для полевых работ в межсезонье. Праздничные варианты богато украшались лентами, вставками цветной материи и вышивкой. Мокшанские женщины, как никто, тяготели к всевозможным украшениям: несколько рядов бус, кольца, браслеты, височные украшения, богато декорированные головные уборы делали образы максимально яркими.

Этимология

Неофициальный флаг мокшан

В топонимическом словаре Е. М. Поспелова говорится, что данное название оставлено древним индоевропейским населением Поочья, говорившим на языке, близком к балтийским. Гидроним Мокша сопоставим с индоевропейской основой meksha, означавшей «проливание, утекание». Существует точка зрения, указывающая на санскритское значение этнонима «мокша» (санскр. मोक्ष mokṣa, «освобождение»), связанного с индоевропейским гидронимом Мокша — река в Мордовии, Пензенской, Нижегородской и Рязанской областях. По другой версии, языковая принадлежность гидронимии мокша точно не определена, и является реликтом некоего неизвестного сегодня вымершего финно-угорского языка. У мокшан данная река называлась Ю (ср. с финским jokki «река»), другие исследователи упоминают о ней, как о р.Йов, что не говорит в пользу варианта происхождении этнонима мокша от названия реки. Отмечено, что гидронимы на —-кша широко представлены в бассейне р. Оки: Лакша, Колакша, Селекша, Шумокша, Серокша, Шокша и др., а потому представляется наиболее перспективным их объяснение на финно-угорском языковом материале. Топоним Мокша встречается в бассейне Оки и как название озера и реки в районе Клязьмы. Исследователями высказывается предположение, что в основу гидронима Мокша в общефинское время лег апеллятив мокс (вариант мокш), означающего «исток, приток, поток, бегущая вода». Объяснение этого гидронима на славянской языковой почве (из «мокрый», «сырой, влажный», ср. Мокоша — богиня плодородия у восточных славян) считается не совсем оправданным, так как заселение края славянами происходило в более позднее время..

Еда

Традиционным мокшанским напитком является поза, напоминающая брагу. В современном мире его бы назвали свекольным пивом: именно этот корнеплод выступал основой для приготовления сусла. Предварительно свеклу слегка обжаривали и в течение суток распаривали в печи. После заготовку смешивали с хмелем, солодом, сахаром, ржаной мукой, водой и закваской из дрожжей. Иногда свекольные заготовки обваливали в ржаной муке: это увеличивало срок хранения и давало возможность готовить позу при необходимости.

Напиток был важен не только для бытового использования, но и для применения в сакральный обрядах. Наряду с пуре, позу пил жрец и все члены общины после завершения молений. У женщин существовал особый обряд «авань поза», или «женская брага». Он проводился в весеннее время, через неделю после Пасхи. Участницы собирались в одном из домов селения, веселились, пели песни и варили свекольное пиво. После устраивали всеобщее угощение, а один кувшин торжественно уносили в дом, где будут проводить обряд в следующем году.

Экономика[править | править код]

  • Маслодельный завод,
  • Хлебозавод,
  • 1 асфальтный завод,
  • 2 асфальтный завод,
  • Кондитерская фабрика «Невский кондитер».
  • Тепличный комплекс «Мокшанский».
  • Кондитерская фабрика «SweetLife».

Транспортправить | править код

Мокшан находится на федеральной автотрассе «Урал. М-5». Существует два варианта проезда через поселок: через центральную часть и объездную дорогу рядом с тепличным комплексом. Среднее время в дороге от Пензы до Мокшана около 30-40 минут.

Жилищное строительствоправить | править код

В Мокшане 5 неофициальных микрорайонов: микрорайон «Победа» (трехэтажная и двухэтажная застройка, всего около 15 трехэтажных домов и около 25 двухэтажных домов); микрорайон бывшего МСО (двухэтажная застройка около 10 домов и частный сектор; микрорайон политехнического колледжа (около 10 трехэтажных зданий, около 5 двухэтажных домов, две пятиэтажки);микрорайон лесхоз, в основном частный сектор, но есть и двух-трехэтажные дома; центр (в основном частный сектор, есть трехэтажные новостройки).

МБОУ «СОШ № 1»

Известные земляки[править | править код]

  • Громницкий, Михаил Фёдорович (1833—1917) — прокурор, судья, адвокат, публицист.
  • Грунин, Тимофей Иванович (1898—1970) — учёный-арабист, иранист, лингвист-тюрколог.
  • Малышкин, Александр Георгиевич (1892—1938) — русский писатель.
  • Клочков, Василий Георгиевич (1911—1941) — Герой Советского Союза.
  • Соколов, Николай Алексеевич (1882—1924) — следователь Омского окружного суда, расследовавший дело об убийстве царской семьи.
  • Легашов, Антон Михайлович (1798?-1865?) — русский художник
  • Карякин, Александр Матвеевич (4.08.1922 — 23.11.2001) — хирург доктор мед. наук.
  • Священномученик Павлин (Крошечкин)

Религия

Несмотря на многовековые попытки внедрения в регион христианства, местные народы продолжали придерживаться традиционных религий. На основе язычества, так называемого «народного христианства» и маздеизма сформировалась национальная мокшанская религия Мокшень кой. Интересно, что маздеизм относится к древним иранским религиям, предшественникам зороастризма, что подтверждает связь этноса с иранскими народами.

Верховным богом и творцом всего сущего считали Шкая, также именуемого Шкабавазом. Кроме того, в пантеон входили следующие божества:

  • Кардазава и Кардазонь кирди — божества женского и мужского пола, охраняющее двор;
  • Юрхтава — богиня очага и хранительница рода;
  • Велень кирди юрхтава — божество женского пола, охраняющее село;
  • Якшаматя и Якшамава — бог и богиня холода;
  • Вазава —хранительница скота;
  • Вармань кирди и Вармава — бог и богиня ветров;
  • Масторатя — божество подземной сферы мира;
  • Модава — бог земли;
  • Кудава — бог дома;
  • Виряля и Вирява — боги-хранители леса;
  • Ведява и Ведяля — ундина и водяной.

Также в пантеон входили божества, представляющиеся в виде священных животных и растений: Белая рыба, Белая береза, Белый лебедь, ольха, дуб. Почитались народом небесные светила и силы природы, для каждого из которых существовал собственный бог: грома, огня, Луны и Земли.

Основными культовыми мероприятиями были моления, делившиеся на 3 основные группы:

  1. Семейные: проходили во время важных клановых событий, таких как свадьбы, похороны и рождение детей.
  2. Случайные: совершались во имя какого-то события, например, засухи или наводнения.
  3. Общинные: были приурочены к календарным праздникам.

Семейные моления совершались в доме, а в качестве жреца выступал глава рода. Случайные проходили в месте, с которым были связаны: у родника или конюшни, в сарае с животными, на лугу или в поле. Наиболее масштабными были общинные моления, совершаемые обычно, в священных рощах или других сакральных местах:

  1. Кереметь — земли, расположенные поблизости от места произрастания священных деревьев: осины, дуба или березы. Здесь молились только злым богам.
  2. Ямкаль — густой ивняк на берегу реки. Такие места использовали для поминовения предков: варили кашу и мясо ягнят, прося умерших о защите и покровительстве.
  3. Сувафтомань озкс — моления на лугу, проводимые весной перед началом выпаса.
  4. Од тол — проводили лишь в случае тяжких бедствий всего селения, например, мора или войны. Женщины впрягались вместо лошадей в плуг и кольцом опахивали село. В это время во всех домах общины водой заливали огни и печи. После шли на всеобщее моление, во время которого трением добывали огонь. Его называли Новым и после завершения ритуала разносили по всем домам. Считалось, что такой огонь имеет очищающую силу.

Общинные моления проводили жрецы, избираемые на всю жизнь: жрица имбаба и жрец инятя. У жрецов были помощники, избираемые из числа старейшин или уважаемых членов общины. Для организации крупных сакральных торжеств выбирали старца возрастом более 70 лет и 12 помощников. Участвовали помощники и в молениях:

  1. Трое старейшин готовили священный напиток пуре, представлявший слабоалкогольное молодое пиво.
  2. Три человека избирались за три дня до начала торжества, чтобы готовить священное мясо.
  3. Трех людей назначали готовить жертвенную кашу и назначение на «должность» совершалось за день до торжества.

Общим ходом празднества управляла женщина-жрец, а инятя руководил хором молящихся, однако сам не пел. В начале торжества помощники собирали с пришедших пожертвования в виде муки, яиц и денег, а после начинали пение гимнов. В завершение торжества молящимся раздавали священное мясо и кашу, и из одного ковша по очереди пили пуре. По большим праздникам готовили гигантскую двухметровую восковую свечу Салтан штатол, или «Свечу Золтана», достигающую в диаметре полуметра. Согласно легенде, такую свечу уронил на землю и зажег для людей Шкай. Крупным праздником считался Оцю Сёра, проводимый весной после сева. Одним из элементов действа было окапывание места праздника сохой для защиты скота и посевов от мора. Еще один значимый праздник — Акша келу, неизменным атрибутом которого была национальная борьба на поясах.

Территория проживания мокшан

В начале XX века, опираясь на топонимические сведения и говоря о народах мокша и эрзя в целом, С. К. Кузнецов заключил следующее: «в древнейший период своей истории мордва занимала огромное пространство, захватывающее нынешние губернии: часть Казанской, Нижегородскую, Пензенскую, часть Рязанской и Калужской, губернии Симбирскую, Тамбовскую и Саратовскую. Появление мордвы в самых низовьях, возле Астрахани, относится уже к позднейшему времени, а в пределах нынешних Уфимской и Оренбургской губерний она появилась в XVI и главным образом в XVII столетиях». Первоначальную родину мордвы нужно искать на правобережье средней Волги, в бассейнах правых притоков Оки и Суры. Мордва вытеснила отсюда финские племена, переселившиеся к северу.

Вследствие причин политического характера границы расселения мордвы постоянно изменялись. Анализ сравнения материалов и погребального обряда археологических памятников, расположенных на средней Цне, позволил отнести этнически однородную группу населения мокшан к VIII-ХI вв. н. э., проживающих в бассейнах рр. Цна, Мокша, Вад. В этот период территория расселения мокши смещается к северо-западу, что могло быть связано с опасностью со стороны Хазарского каганата. Археологические памятники мокши густо занимают бассейн Верхней и Средней Мокши вместе с её притоками. Именно эта территория (Верхнее и Среднее Примокшанье и Среднее Поценье) и являлась в VIII—X веках основным районом расселения мокшанского субэтноса.

В XI—XIII веках население мокши и эрзи попадает в сферу влияния Древней Руси и Волжской Булгарии. Борьба между этими государствами, а затем княжеские междоусобицы на Руси, привели к переселению в более безопасные районы: мокшан — в междуречье Мокши и Вада, эрзян — в бассейн р. Тёши.

Говоря о географии проживания мокшан времён Российской Империи, Мельников-Печерский в своих работах писал, что мокшане жили в северной части Тамбовской губернии, в западной половине Пензенской, в двух селениях Нижегородской, а также Симбирской и Саратовской губерниях.

В данное время народ мокша живёт в основном на западе Мордовии (к западу от р. Инсар). Группы мокшан обитают также в окрестностях г. Белинский (бывший Чембар; юго-запад Пензенской области), верховьях р. Сура (Пензенский и Городищенский районы Пензенской области), на юго-западе Татарстана (Тетюшский район), на левобережье р. Самара и в верховьях р. Большой Иргиз (юг Самарской области и запад Оренбургской области), в районе г. Бугуруслан (северо-запад Оренбургской области) и других. В Пензенской области мокшане расселены в основном в Мокшанском, Наровчатском, Белинском и Шемышейском районах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector