Как добраться до города осташков и попасть на озеро селигер из москвы
Содержание:
- Остров Хачин
- Дорога к пансионату
- Организация досуга и экскурсии
- Частный музей бронетехники
- Как доехать до озера Селигер
- Усадьба Бухвостово
- Отдых на Селигере
- Подготовка к поездке и полезные ссылки
- Пансионат «Сокол»
- Прогулка по Вышнему Волочку и Торжку
- Начало пути: «Галопом по Вышнему Волочку и Торжку» и заезд в пансионат
- История
Остров Хачин
Всего на Селигере больше 160 островов, но Хачин из них самый большой — его площадь больше 30 км2. Будет, где погулять и насладиться видами. На острове 13 внутренних озёр, но главная его ценность — леса. Не тёмные и дремучие, а просторные и дружелюбные. В лесах Хачина живут еноты, лисы, бобры, лоси и даже медведи, но на туристической тропе они практически не встречаются.
Остров Хачин
На остров приезжают любоваться природой, наслаждаться тишиной и думать о прекрасном. В своё время здесь было многолюдно — целых четыре деревни, но сейчас осталась лишь одна — Волоховщина. На острове Хачин нет отелей и турбаз, поэтому вариантов, где остановиться, всего два: договориться с местными жителями (очень сложно) или разместиться с палаткой.
Дорога к пансионату
Дальше мы следовали уже без остановок. Адрес пансионата указан как «Осташковский район, п/о Заречье». На самом деле, найти его достаточно сложно. По пути нам встретился только один указатель до базы отдыха (в навигатор мы установили направление «Заречье»).
По факту, до ориентира в виде синего забора, о котором говорят и в пансионате, и на отзывах, нужно еще добраться. Мы спрашивали дорогу у местных несколько раз. Ориентиром будет служить конюшня, по левую руку от которой будет продолжаться грунтовая дорога. На повороте этой дороги расположен магазин. Хотим отметить — это стало для нас неприятным открытием — у местного населения (точнее, у дорожных служб) своеобразное представления о «лежачих полицейских». Здесь они достаточно высокие, поэтому рекомендуем сбросить скорость и переезжать через них аккуратно. По дороге, которую можно охарактеризовать как «грунтовая с примесями песка и участков асфальта», мы и приехали к описанному нами синему забору.
Организация досуга и экскурсии
Для будущих путешественников отметим несколько основных моментов. Весь список экскурсий, предлагаемых пансионатом на неделю вперед, вывешен в холле, а также есть на стойке регистрации. Билеты приобретаются в библиотеке. Мы успели посетить экскурсии «Вечерний Селигер», «Нило-Столобенская пустынь», «Путешествие на исток Волги», «Обзорная по Селигеру», а также авторскую экскурсию на лодках по озерам (грести пришлось самим, так что это для более подготовленных физически людей).
Вид на Нило-Столобенскую пустынь с теплохода
Нило-Столобенская пустынь, причал
Фотография с борта лодки — гребем и любуемся окрестностями
Указатель родника на одном из островов
Так вот он какой, Волги исток
Удачное временное планирование экскурсий позволяет успевать на обед и ужин.
Экскурсия после ужина «Вечерний Селигер»
Любители спокойного отдыха могут воспользоваться прокатом лодок, водных велосипедов, спортивного инвентаря, инвентаря для рыбалки или просто погулять.
Гуляем по территории базы отдыха
Для любителей активного отдыха будут интересны фитнес-программы, аэробика, дискотеки и другие досуговые мероприятия, проводимые пансионатом. Любители попариться оценят баню стоимостью 2000 руб/час. На территории пансионата выделено пространство и организован пляж для отдыхающих (песок чистый, дно подготовленное, чистое), есть раздевалки, на пляже установлены скамейки.
Вид на пляж базы отдыха «Сокол» с теплохода
В Осташков мы рекомендуем все-таки доехать на машине самим (что мы и сделали в итоге). Несмотря на то, что между п. Заречье и Осташковым около 32 км, качество дороги настолько оставляет желать лучшего, что больше 50 км/час мы не разгонялись. Точнее, дорога представляет собой множество «заплаток» разного времени и качества. Кроме того, выезжать рекомендуем с достаточным запасом бензина, поскольку по пути нам встретилась только одна несетевая заправка сомнительного вида.
Житенный монастырь в Осташкове
На территории своя особая духовная атмосфера, неспешно прогуливаясь по дорожкам, хотелось больше побыть наедине со своими мыслями. У монастыря своя пекарня, продукцию которой мы с удовольствием попробовали. Кроме того, оценили очень вкусный монастырский квас.
На обратной дороге до пансионата мы посетили еще один объект, о котором нам рассказали — Энергетическая пирамида. Она якобы оказывает сильное энергетическое воздействие, но мы этого не заметили. А вот что заметили, так это стихийный рынок, где можно основательно запастись вяленой и копченой рыбой и сувенирами, что мы и сделали.
Рыба уже в Кронштадте была с удовольствием съедена членами семьи. Цены варьируются от 30-50 рублей за небольшую рыбку, до 600-700 рублей и выше за угря. Любителей рыбки можем успокоить — возле пансионата в поселке постоянно возникают стихийные торговые ряды, организованные местными жителями. Там можно относительно недорого приобрести не только рыбу, но и яблоки, груши, грибы и ягоды во всех вариантах переработки.
Частный музей бронетехники
Во дворе одного из жителей деревни Жалыбня развернулся настоящий музей — здесь собрана немецкая и советская военная техника времён Второй мировой войны. Но погоди удивляться, это ещё не всё: мало того что коллекция частная, так ещё и вся техника на ходу, и посмотреть на неё можно! Танк Т-34, немецкие мотоциклы и БТР, бронеавтомобили, внедорожник, который поставляла Америка на вооружение советской Армии, даже пушки — всё это хозяин музея нашёл в Тверской и соседних областях и восстановил своими силами.
Посмотреть на машины может любой желающий, вход бесплатный, можно оставить пожертвование на отопление. Искать музей долго не придётся — в деревне каждый встречный покажет дорогу к местной достопримечательности
Вокруг Селигера множество турбаз, отелей и гостиниц, многие приезжают с палатками.
Как доехать до озера Селигер
Транспортными воротами Селигера считается город Осташков. Через него проходит железнодорожная линия, связывающая Бологое с Полоцком. Он связан автомобильными дорогами с Тверью, Ржевом, Валдаем, Великими Луками, Великим Новгородом. Более сложный и длительный путь предстоит из Москвы и Санкт-Петербурга.
До Осташкова без пересадки можно добраться автобусами из Твери, Москвы, Пено.
Автобусы от Автовокзала Твери отправляются ежедневно и в большом количестве — чуть ли не каждые полчаса. Время в пути — 3 часа 30 минут. Прибытие — на Автовокзал Осташкова. Расписание автобусов по данному направлению доступно на сайте Туту.ру.
Стоимость билета — 500–680 рублей в зависимости от рейса.
Из Москвы автобусы отправляются от автовокзала «Северные Ворота». Ежедневно выполняется с десяток рейсов — все приезжают в Осташков до полуночи. В дороге придется провести 6–7 часов. Прибытие — на городской автовокзал. Можно уточнить график движения на Туту.ру.
Стоимость билета — 880–1020 рублей в зависимости от рейса.
Из поселка городского типа Пено микроавтобусы до Осташкова ходят трижды в день. Поездка займет всего 40–50 минут.
Стоимость билета — 147–160 рублей. Билеты доступны в кассах местной автостанции и на сайте Тверского автовокзала.
Купить билет до Осташкова из Твери и Москвы можно как перед отправлением, так и заранее — на сайте Busfor.ru, который специализируется на автобусных направлениях по стране.
До Осташкова также ходят электрички из городов Великие Луки и Бологое.
От вокзала Великих Лук пригородный поезд уходит в 8 утра (посмотреть расписание). В пути — 5 часов 30 минут. Стоимость билета — 540 рублей.
Из Бологого электричка уходит в 09:40 и идет до Осташкова 2 часа 50 минут. Но есть куда более интересный вариант — ретропоезд «Селигер». Поезд на паровой тяге курсирует между Бологим и Осташковым с 2018 года.
Ретропоезд «Селигер», Sergio76
Он отправляется со станции Бологого по субботам в 09:25. При этом расписание состыковано с прибытием скоростных «Сапсанов» из Москвы и Санкт-Петербурга. На станциях Бологое-Полоцкое, Куженкино, Баталино, Осташков сохранились оригинальные архитектурные ансамбли. Во время стоянки на Куженкино предусмотрена бесплатная экскурсия по музейному комплексу станции, пока поезд заправляют водой.
В пути ретропоезд находится 3 часа 30 минут.
Расписание электричек Бологое — Осташков 2021
При необходимости воспользуйтесь табло от Яндекса. При переходе на сайт сервиса доступен график движения на все дни.
Стоимость проезда из Бологого до Осташкова на любом из поездов — 295 рублей.
На железнодорожных станциях Великих Лук и Бологого осуществляется пересадка при следовании из других городов. Например, на поезде из Великого Новгорода в Бологое, затем электричкой до Осташкова. Таким же способом можно добраться из Москвы и Санкт-Петербурга.
До населенных пунктов в районе озера Селигер с автостанции «Осташков» отправляются местные автобусы и маршрутные такси. Актуальное расписание движения общественного транспорта можно узнать непосредственно на автовокзале.
Между островом Городомля и пристанью «Чайкин берег» курсирует паром.
Осташков, Александр Смирнов
На автомобиле
К южной части озера Селигер подходят автомобильные дороги 28К-1785 и 28Н-1179. На первую можно свернуть у Торжка, а вторая проложена от Ржева. С юго-запада к озеру подходит трасса 28К-0001.
Из Великого Новгорода до села Полново (северный берег Селигера) можно доехать по трассе Е-105/М-10. У поселка Яжелбицы нужно свернуть с дороги направо, затем у Демянска — налево. Второй маршрут пролегает западнее. По дороге Р-56 необходимо следовать до Шимска, затем по 49К-15 — до Старой Руссы и по 49К-17 — до Демянска. Далее нужно выбрать направление в сторону конечного пункта.
По отзывам туристов, окружающие водоем дороги находятся в плохом состоянии.
Селигер: видео
Усадьба Бухвостово
Недалеко от города Нижние Ельцы, где горделиво возвышается всем известная на Селигере усадьба Толстых, есть ещё одна усадьба — Бухвостовых. И если первая может похвастаться отреставрированным видом и долгими годами процветания, последняя — заброшена и разрушена.
Вид у неё завораживающий: в каких-то комнатах нет только крыши, а в каких-то отсутствуют почти все стены. Всё вокруг заросло травой, и вид получился совершенно постапокалиптический (интересно, после нашей самоизоляции прибавится таких мест вокруг?).
Заброшенная усадьба — не самое популярное место на Селигере, но уж очень колоритное, чтобы не вписать в достопримечательности. Внутрь заходить не советуем (потолок может обрушиться), а вот побродить вокруг — почему бы и нет.
Вокруг усадьбы можно погулять, но под ветхими конструкциями лучше не ходить.
Отдых на Селигере
Водоем активно используется в рекреационных целях. Сюда приезжают отдохнуть от городской суеты, а заодно — порыбачить, позагорать, заняться водными и зимними видами спорта, побродить в поисках даров природы, принять участие в походах и сплавах. В этих местах развит велосипедный, водный, пеший и автомобильный туризм. Зимой в окрестностях озера можно покататься на лыжах, санях и снегоходах. Многие наведываются сюда с целью паломничества и культурного ознакомления с местными достопримечательностями.
В навигационный период от пристаней «Осташков» и «Чайкин берег» отплывают прогулочные и экскурсионные теплоходы.
Острова, nancy78
Собираясь отдохнуть на озере Селигер, рекомендуется взять с собой средства защиты от насекомых (летом), дополнительный комплект теплого белья (зимой) и аптечку. Нужно понимать, что с медицинской помощью здесь могут возникнуть трудности, особенно на островах.
Подготовка к поездке и полезные ссылки
Посмотрев на сайте РЖД время поезда в пути (более 7 часов), вопрос о выборе вида транспорта отпал окончательно. Для себя мы решили, что по пути обязательно будут предусмотрены остановки, чтобы посмотреть города Вышний Волочек и Торжок, через которые будет пролегать путь.
Примерное расстояние, которое нам предстояло преодолеть от пункта отправления (Кронштадт, Санкт-Петербург), до пункта назначения (пансионат «Сокол») согласно навигатору составляло 501 км. Мы их «разложили» на два водителя (и у меня, и у супруга есть права), и в ночь с 11 на 12 августа отправились в путь. Маршрут поездки был таким.
Пансионат «Сокол»
Пансионат располагает охраняемой парковкой, но для въезда на нее нужно зарегистрироваться. Регистрация в пансионате проходит достаточно быстро, поэтому очень скоро наша «железная лошадка» оказалась на заслуженном отдыхе, а мы отправились заселяться и на обед. Номер мы взяли самый простой (особого ремонта в нем не было, две раздельные кровати, шкаф, душ, представляющий собой лейку и «дырку в полу» ванной комнаты, и совмещенный с ним туалет). Можно выбрать номера и подороже, даже отдельные домики. Всего 5 суток с питанием обошлись нам (на двоих) в 17 000 руб, но все экскурсии оплачиваются отдельно.
О питании следует сказать отдельно: несмотря на некоторые отрицательные отзывы о пансионате, кормят тут очень хорошо. И завтрак, и обед, и ужин представляют собой «шведский стол» в столовой, где каждый может подобрать себе что-то по своему вкусу. На каждый прием пищи дается около 2 часов, так что можно не торопиться к конкретному времени.
На территории есть бар и кафе. Во время нашего обеда по громкой связи объявили, что в 15:30 состоится теплоходная экскурсия «Внутренние озера острова Хачин». Такой возможности мы пропустить не смогли, и, быстро закончив трапезу, отправились выяснять порядок записи на экскурсии. Запись производится в библиотеке, стоимость экскурсий варьируется от 300 рублей с человека, а теплоход подходит прямо к берегу пансионата. Экскурсия была очень интересной, мы прослушали небольшой рассказ об островах, расположенных на озере, а также о внутренних озерах.
Один из островов на озере Селигер, вид с теплохода
Вид на остров Хачин
Сразу отметим, что экскурсии по островам подойдет только тем, кто может спокойно передвигаться в темпе гида, не останавливаясь и не задерживаясь в пути, чтобы полакомиться ягодами и насобирать грибов, которых тут очень много.
Остров Хачин: удалось все-таки набрать немного ягод и полакомиться
На острове, и это сразу говорят, можно заблудиться, и теплоход ждать не будет.
Одно из внутренних озер острова Хачин
Выбраться могут помочь только местные жители, имеющие в распоряжении моторные лодки, однако это будет далеко не бесплатно. Вся экскурсия продолжалась примерно до 19:00 часов, и мы успели на ужин. После ужина мы спокойно смогли осмотреться на территории пансионата.
Прогулка по Вышнему Волочку и Торжку
Въехав в Вышний Волочек, мы обнаружили одну неприятную особенность города — неудобная планировка улиц, на которых без навигатора сориентироваться достаточно сложно.
Вид на жилую застройку Вышнего Волочка со стороны гидротехнических сооружений
Автомобиль удобно припарковать на главной площади города, а откуда продолжить прогулку пешком. Город маленький, но достаточно уютный.
Богоявленский собор
Одна из многочисленных фигурок около Музея валенка — забавный клоун
К сожалению, в день нашего приезда музей был закрыт, но с фигурками мы пофотографировались вдоволь.
Очень символичная фигурка медведя с валенками
Вот какую интересную «криминальную» композицию можно увидеть в музее валенка
Вот это валенок! Это стоило того, чтобы вернуться на обратном пути и посмотреть!
На удивление, знаменитых пробок Вышнего Волочка нам удалось избежать, и мы продолжили свое движение без особых проблем. Наш путь лежал на Торжок.
Торжок — город маленький, его можно осмотреть за один день. Поскольку мы этим днем не располагали, и нас уже ждали в «Соколе», мы предпочли остановиться на выставочном зале «Торжокские золотошвеи», поскольку Торжок славится своим золотым шитьем. Стоимость посещения выставочного зала — 100 рублей. Мы увидели удивительной красоты расшитые костюмы, покрывала, шали, накидки, иконы, и даже карту Торжка. Это стоит увидеть своими глазами!
Расшитые костюмы
Расшитые шали и накидки с удивительной красоты рисунками
Расшитая икона
Карта Торжка, но фото никогда не передаст этого великолепия
Продукция фабрики находит своих покупателей и в силовых структурах — мы видели вручную вышитые погоны и шевроны.
Расшитые вручную погоны и шевроны
В качестве наглядного пособия посередине зала стоит станок.
Пример организации рабочего места мастерицы-золотошвеи
Рядом с выставочным залом расположен магазин, где можно купить на память что-то расшитое местными золотошвеями: одежду, сумки, очечники, кошельки, платки, картины и другое. В качестве сувенира мы выбрали расшитый магнит (стоимость около 200 рублей). Фабрика также специализируется на пошиве льняной одежды, но цены на нее нам показались весьма небюджетными (женские блузы — от 1700 рублей, платья — около 4000-5000 руб).
Начало пути: «Галопом по Вышнему Волочку и Торжку» и заезд в пансионат
Наше путешествие из Кронштадта началось в 3 часа ночи.
Ночная трасса
Связано это с тем, что трасса «Санкт-Петербург — Москва» (М10 «Россия»), по которой предстояло проехать продолжительное расстояние, крайне загружена, по ней идет постоянный поток грузов из Финляндии и портов СПб в Москву, но этот поток структурирован на ночной (около полуночи) и дневной. Съезды с кольцевой автомобильной дороги в Санкт-Петербурге являются узкими местами и в «пиковые» часы трафика они забиты. Вместе с тем, между 2 и 4 часами ночи трасса практически пустая: ночная смена дальнобойщиков встает на отдых, а дневная еще спит.
Трасса М10 еще спит
Еще одна причина выехать пораньше, скорее, больше подходит любителям природы и романтикам — начиная с 5 часов утра, можно наблюдать завораживающее зрелище восхода солнца из-за лесов.
Трасса М10, встречаем рассвет
Здравствуй, новый день!
На часах 06:00, трасса потихоньку просыпается
06:40, движение в сторону Санкт-Петербурга становится интенсивнее
На трассе «Санкт-Петербург — Москва» масса всевозможных заправок и отелей, поэтому проблема туалетов и питания решена относительно хорошо. Вид плотно стоящих фур позволяет определить, где можно вкусно и безопасно перекусить — дальнобойщики, которые постоянно ездят по одной и той же дороге, хорошо знают все точки питания. В основном, мы останавливались на заправках, чтобы попить кофе, а еду предусмотрительно взяли с собой в целях экономии.
Вся трасса по Ленинградской, Новгородской и Тверской областям лежит сквозь городки и деревни (иногда в три дома), названия которых обозначены «знаками на белом фоне», поэтому за соблюдением скоростного режима необходимо внимательно следить.
Фрагмент тверского участка пути: осторожнее со знаками и разметкой
Кроме того, на обочинах и над трассой расположены многочисленные камеры фиксации скорости. Об этом мы узнали, получив по возвращении домой несколько не очень приятных «весточек». В то время, когда мы ехали, сотрудники ГИБДД, видимо, находились на пересменке, поэтому на трассе мы их не видели, но по отзывам иных путешественников, их можно «обнаружить под любым кустом», поэтому тоже нужно быть достаточно внимательным. Качество дорожного покрытия в Ленинградской и Новгородской области относительно нормальное, учитывая, какое количество большегрузного транспорта по нему проходит ежедневно. В то же время, в Тверской области качество дороги заметно хуже, несмотря на следы постоянного ремонта.
По дороге можно увидеть большое количество всевозможных достопримечательностей — церквей и памятников, в том числе, связанных с Великой Отечественной войной. Если останавливаться у каждого, то дорога затянется на много часов. Наиболее крупное памятное место — это кладбище «Мясной Бор», где шли ожесточенные бои.
Если в ваши планы не входит посещение «промежуточных городов», то путь по Тверской области можно продолжить по платной скоростной трассе, пролегающей в объезд Вышнего Волочка, о чем будут информировать заблаговременно установленные указатели. Мы же решили посетить известные гидротехнические сооружения.
Вид на гидротехнические сооружения
История
Фабрика товарищества Щербакова в Озёрах. Фото 1900 года
Первоначально на месте города была деревня Озерок (или Озерки), получившая название от множества небольших озёр изобилующих в этом месте Окской поймы. Первые поселенцы появились у озера Нижнее (другое название — Марвинское). Самые старые упоминания о деревне Озерки встречаются в писцовой книге за 1588 год.
До 1917 года Озерки административно подчинялись Горской волости Коломенского уезда Московской губернии, с волостным центром в селе Горы (ранее Горки).
В 1834 году две семьи местных зажиточных крестьян — Моргуновы и Щербаковы — построили первые бумаготкацкие и отделочные мануфактуры, которые стали источником развития Озерков.
В 1851 году была построена церковь, и деревня была преобразована в село. К концу XIX века мануфактуры разрослись в большие механизированные текстильные фабрики, благодаря которым население быстро увеличивалось за счёт притекавших на работу женщин со всей центральной России.
За 10 лет (с 1880 по 1890 годы) количество фабричных рабочих увеличилось в 5 раз, почти до 6 тыс. человек. К революции 1917 года Озерки значились в списке важнейших промышленно-торговых центров Московской губернии.
В октябре 1917 года в Озерках был сформирован Совет рабочих и крестьянских депутатов, и село впервые стало уездным административным центром, которому подчинили 5 волостей, ранее входивших в Коломенский уезд.
В 1921 году село постановлением Московского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 1 декабря 1921 года было преобразовано в фабрично-заводской (рабочий) посёлок, а постановлением Президиума Коломенского исполкома Р. С. и К. депутатов от 6 октября 1924 года фабрично-заводской посёлок (рабочий) причислен к городским поселениям — что произошло благодаря усилиям тогдашнего председателя сельсовета И. И. Володина, стремившегося таким образом спасти местных хозяев от раскулачивания.
17 августа 1925 года Озёркам декретом ВЦИКа был присвоен статус города и современное название, председателем горсовета стал И. И. Володин. С тех пор этот день отмечается как День города.
В 1929 году Озёры становятся административным центром Озёрского района, образованного из части Коломенского уезда Московской губернии и части Зарайского уезда Рязанской губернии.
Постановлением ВЦИК от 10 марта 1932 года в черту города Озёры было включено селение Болотово с усадебными участками.
За счёт текстильных мануфактур, преобразованных в фабрики, национализированных в годы революции и в дальнейшем преобразованных в хлопчатобумажный комбинат «Рабочий» с собственными рабочими общежитиями, город продолжал расти, а комбинат стал градообразующим предприятием. Активное привлечение новых работниц на комбинат со всей России привело к тому, что основную часть населения города составляли женщины (до 8/10 населения).
Во время Великой Отечественной войны линия фронта почти дошла до Озёр — позиции немецких войск находились на противоположном, высоком, берегу Оки, что позволяло бомбить и обстреливать весь город, но форсировать Оку немцам не удалось и захвачен город не был.
После войны в городе было построено второе промышленное предприятие — «Озёрский механический завод», производивший оптические приборы по заказу Минобороны СССР. Благодаря привлечению на завод специалистов с высшим образованием немного улучшился социальный и гендерный состав населения — доля женщин упала до 6/10.
В 90-е годы XX века механический завод и текстильный комбинат пришли в полный упадок, были приватизированы и распроданы по частям, после чего полностью прекратили существование.
В 1990 году город причислен к историческим городам Московской области.
В 2015 году город был отнесён к категории города областного подчинения Московской области; Озёрский муниципальный район преобразован в городской округ Озёры, центром которого стал город.
До 6 октября 2020 года административный центр городского округа Озёры.
6 октября 2020 года городской округ Озёры был объединён с Коломенским городским округом в Городской округ Коломна.
13 ноября 2020 года был внесён на рассмотрение законопроект об изменении категории города Озёры на категорию города, административно подчинённого городу областного подчинения.
10 декабря 2020 года закон был подписан.