Адыгейцы: религия, численность, традиции и обычаи
Содержание:
Браки и разводы
Если рассматривать жителей с точки зрения заключения браков и официальных разводов, то государственная служба статистики приводит следующие данные.
Количество заключенных браков по годам за последние 30 лет:
- В 1991 – 3944.
- В 1995 – 3601.
- В 2000 – 2675.
- В 2005 – 3070.
- В 2010 – 3454.
- В 2012 – 3384.
- В 2013 – 3308.
- В 2014 – 3026.
- В 2015 – 2790.
- В 2016 – 2382.
- В 2017 – 2513.
- В 2018 – 2037.
Анализируя представленные данные, можно сделать вывод о том, что несмотря на рост численности, количество регистрируемых браков в республике уменьшается.
Что же касается разводов, то статистика здесь выглядит следующим образом за тот же отчетный период:
- В 1999 году – 1827.
- В 1995 – 1816.
- В 2000 – 2021.
- В 2005 – 1566.
- В 2010 – 1698.
- В 2011 – 1849.
- В 2012 – 1767.
- В 2013 – 1905.
- В 2014 – 1842.
- В 2015 – 1581.
- В 2016 – 1651.
- В 2017 – 1653.
- В 2018 – 1627.
Если анализировать данные по разводам, то ситуация выглядит таким образом, что несмотря на уменьшившееся количество заключенных браков, ситуация с разводами не снижается. Несмотря на то, что колебания здесь выглядят не столь значительными, необходимо их коррелировать с тем, что количество регистрируемых союзов сокращается. Тем самым можно сделать вывод о том, что количество пар, которые заканчивают свою совместную жизнь разводом, хоть и не столь существенно, но все же увеличивается.
Адыгейцы
Адыгейцы (самоназвание адыге),
народ, живущий в основном в Адыг. АО Краснодарского края РСФСР. Числ. 80
тыс. чел. (по переписи 1959). Говорят на адыгейском языке. Предки А., как и
др. адыгских народов (см. Лдыги), были автохтонным населением сев.-зап.
Кавказа, хотя в их этногенезе участвовали и пришлые элементы (скифы,
сарматы, аланы и др.). В 13-14 вв. часть адыгов переселилась в басе. р.
Терек (кабардинцы), а осн. масса осталась на побережье Чёрного м. и в
Закубанье. Эта зап. группа адыгских племён, известная под именем черкесов —
непосредств. предков совр. А., включала в себ в кон. 18 и 1-й пол. 19 вв.
шапсугов, абадзехов, натухайцев, темиргоевцев, бжедухов, бесленеевцев и др.
более мелкие племена. Остатки плем. деления сохранились в диалектах
адыгейского яз. Осн. занятиями А. были земледелие и скотоводство.
Преобладающей религией был (с 18 в.) ислам суннитского толка. Великая Окт.
социалистич. революция внесла коренные изменения в экономику, культуру и быт
А. 27 июля 1922 была создана Адыг. АО.
В ходе социалистич. строительства было коллективизировано с. х-во,
развилась пром-сть, адыгейский народ создал свою интеллигенцию. См.
Адыгейская автономная область.
Б. А. Гарданов.
Использованы материалы Большой Советской энциклопедии
Адыгейцы, адыгэ
(самоназвание) — народ в России (122.900 человек),
коренное население Адыгеи (95.400 человек). Живут
также в соседних районах Краснодарского края
(20.800 человек). Часть живет в Турции (5.000 человек) и
странах Ближнего Востока. До XX века существовали
субэтнические группы: фбфдзехи, бесленеевцы,
бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги,
махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы,
шапсуги, хакучи. Горовят на адыгейском языке
фбхазо-адыгейской группы северокавказской
семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе
литературного языка), абадзехский, бжедугский,
шапсугский. Распространен русский язык.
Письменность на русской графической основе.
Верующие — мусульмане-сунниты.
Адыгейцы, как и
другие адыги — кабардинцы и черкесы, — поомки
автохтонного населения Северо-Западного
Кавказа. После территориального обособления в XIII
— XIV веках кабардинцев этнические процессы среди
остального населения привели к формированию
современных адыгейцев. Социальное развитие
адыгейцев протекало неравномерно. Шапсугам,
натухайцам и абадзехам (так называемые
демократические племена) удалось ограничить
права своего дворянства, они управлялись
выборными старшинами. Так называемые
аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы,
хатукаевцы и др.) управлялись князьями.
С 1820-х годов правительство России начало
планомерное завоевание Адыгеи. Подъем
освбодительного движения в годы Кавказской
войны стимулировал исламизацию адыгейцев,
сопровождался внутренней самоорганизацией
адыгейцев, складывались основы
военно-государственного союза всех групп
адыгейцев. Последние очаги сопротивления
адыгейцев были подавлены военной силой в 1864 году.
Несколько сотен тысяч адыгейцев в 1860-е годы были
депортированы и рассеялись по странам Ближнего
Востока, меньшая часть адыгейцев переселилась в
равнинные районы.
В 1922 году образована Адыгейская автономная
область, с 1937 года в составе Краснодарского края,
с 1991 года — Республика Адыгея.
Традиционные занятия — пашенное земледелие,
садоводство, виноградарство, скотоводство.
Домашние промыслы — плетение, ткчество, бурочное
и кожевенное производство, резьба по камню и
дереву, золотое и серебряное шитье.
В начале XX века при преобразовании малых семей
сохранялись большесемейные общины (до
нескольких десятков человек). Семейно-бытовой
уклад определялся патриархальными обычаями и
нормами. Однако в целом положение женщины было
достаточно высоким. Было распространено
аталычество.
Для традиционных верований характерен
разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ,
лесов и т.д. Фольклор включает нартский эпос,
разнообразные песни — героические, лирические,
бытовые и другие танцы.
Использованы материалы статьи Ю.Д.Анчабадзе
и Я.С.Смирновой в кн.: Народы России.
Энциклопедия. Москва, Большая Российская
Энциклопедия 1994.
См. также:
Адыги —
материалы статьи Н.Г.Волковой в кн.: Народы
России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская
Энциклопедия 1994
Литература:
Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957;
Люлье Л. Я., Черкесия. Исто-рико-этнографические статьи, Краснодар, 1927;
Октябрём озарённая. Адыгея за 50 лет, Майкоп, 1967.
Литература
- Джанашвили М. Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России: Сб. для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1897;
- Кулаковский Ю. Где был построен императором Юстинианом храм для авазгов // Археологические известия и заметки. М., 1898. Т. 5. № 2. С. 33-37;
- Прозрителев Г. Н. Древние христианские памятники на Северном Кавказе. Ставрополь, 1906;
- Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев: Исслед. и мат-лы по вопросам первобытных религ. верований. М., 1959;
- Панеш Э. Х. Этапы и характер распространения христианства среди адыгов (V-XII вв.) // Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990. Вып. 1;
- Агеева Р. А. Какого мы роду-племени?: Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М., 2000. С. 26-30.
Какая она – современная Адыгея?
Современная Адыгея представляет собой один из самых интересных туристических и географических центров Северного Кавказа. Она отличается разнообразием флоры и фауны, а также наличием нескольких климатических зон. В целом климат в республике можно охарактеризовать как умеренно-теплый, но температура будет отличаться в зависимости от географического расположения.
Адыгея – это достаточно зеленая республика, чем местные жители очень гордятся. Примерно 40% ее территории занято широколиственными лесами бука, дуба и клена. На севере Адыгеи раскинулась широкая равнина, на юге – обосновались горы и предгорья Большого Кавказа. По территории республики протекают целых три реки – Белая, Лаба и Кубань. Также в горах имеется множество озер, но, к сожалению, до них достаточно тяжело добираться.
Любопытно, что на этом маленьком участке земли уживаются сразу 80 национальностей: адыгейцы, русские, украинцы, армяне, курды, греки и многие другие. По информации Росстата, на 2017 год общая численность населения республики составляет 453 366 человек, причем в ней всего два города – столица Майкоп и Адыгейск.
Интересно, что в такой небольшой республике есть целых два официальных языка – адыгейский и русский. Адыгейский язык со стороны выглядит очень интересно. Письменность языка основана на кириллице, то есть написание похоже на русский, а вот произношение очень разнится
Во время вашей поездки в Адыгею обязательно обратите внимание на местные вывески и указатели, и вы поймете, о чем идет речь. Помимо адыгейского и русского, на улицах Адыгеи также можно часто услышать армянский, украинский и курдский языки
В республике основополагающими считаются две религии – ислам и православие. Мусульманами по большей части являются черкессы, а православие исповедуют русские, украинцы, греки и грузины. Кроме того, вам могут встретиться и представители неоязычества, набирает популярность и протестантизм. Несмотря на то, что в Адыгее проживают сразу несколько национальностей, местные жители отличаются толерантностью и уважением по отношению друг к другу.
Сейчас Адыгея очень быстро развивается в экономическом плане, в основном за счет таких отраслей, как промышленность и сельское хозяйство, но также и благодаря активному развитию туризма в регионе.
Религия
Русская Православная Церковь
В году была образована Донская епархия в состав которой вошла территория Адыгеи. С 4 апреля года Адыгея находилась в пределах новоучрежденной Кавказской и Черноморской (Ставропольской) епархии.
С года указом Временного Церковного управления на Юго-Востоке России была образована самостоятельная Кубанская епархия. В 1920-х годах было учреждено Майкопское викариатство Кубанской епархии.
26 февраля года была учреждена самостоятельная Майкопская епархия на территории Республики Адыгея и тринадцати районах Краснодарского края. 28 декабря года из состава епархии были выделены приходы находящиеся в пределах Краснодарского края.
По состоянию на март года в Республике Адыгея действуют 59 приходов и один монастырь Русской Православной Церкви .
Язычество
Языческие верования адыгов существовали длительное время. Божества, которым поклонялись адыги, — великий бог Тхьэшхо, бог души Псатхьэ, бог грома Шыблэ, бог плодородия Тхьэгъэлэдж, бог леса и покровитель охотников Мэзытхьэ и др. В среде адыгов сохраняются реликты языческих верований.
Распространение христианства
В X-XI веках распространению христианства среди адыгов способствовали связи с Русью. Известно , что кн. тмутараканский Мстислав крестил сыновей адыг. кн. Редеди.
Впоследствии адыги испытывают влияние со стороны Грузии. Груз. летописи сообщают, что «Католикос Грузии коронует царей и посвящает пастырей всех народов и стран от Черного моря до Дербенда, включая сюда и Овсетию и Черкесию» . По Э. Х. Панеш, «христианство стало проникать к адыгским племенам уже в первые века нашей эры, первоначально из греческих колоний, имевших постоянные торговые сношения с горцами и профессиональных проповедников христианства. В дальнейшем на христианизацию адыгов повлияли христианские народы Кавказа — грузины и армяне, а также соседние аланы и Тмутараканская Русь». Но христианство не возобладало в X-XII веке, по-прежнему основным верованием оставалось язычество.
Католичество принесли на Кавказ миссионеры в XIV веке. Его принимали в основном адыгейские владетели. В первой половине XV века в регионе был католический архиепископ и два епископа, действовали католические церкви и монастыри.
В XVI веке необходимость борьбы с Крымским ханством приводит к развитию военно-политических контактов адыгов с Россией. Приезжающие князья вместе со своими людьми принимают св. Крещение. Никоновская летопись упоминает, что в году царь Иоанн IV «черкаских князей отпустил по их челобитию в Черкасы, и крест государю целовали на том, что им со всею землею черкаскою служити государю до своего живота: куды их государь пошлет на службу, туда им ходити», в году приехали «из Черкас князи черкаские Сибок-князь да брат его Ацымгук князь Жаженьские, Черкаские государи, да Тутарык-князь, Езъболуев княжей сын; да с Сибоком-князем приехал сын его Кудадик, а людей с ними их полтораста человек. …И били челом князи Черкаские ото всей земли Черказкие, чтобы государь пожаловал, дал им помочь на Турского городы и на Азов, и на иные городы и на Крымского царя, а они холопи царя и великого князя и з женами и з детми во векы» . В 1557 году вновь «приехали князи черкаские» . В году «приехали из Черкас ко царю великому князю Темирюковы княжиа дети болшово князя из Кабарды Булгерук Мурза да Салнук Мурза бити челом, чтобы государь их жаловал, своих холопей и оборонь учинил от Шевкалского государя» . «По лете же едином послал государь с воеводами своими попов християньских в Черкасы Карбатиньские по умолению их, яко хотяху креститеся» .
Ислам
К 1920 году во всех адыгейских аулах были мечети, которые в 1920-1930-х годах были закрыты, служители культа репрессированы.
С началом 1990-х годов наблюдается оживление религиозной жизни: увеличивается количество мечетей, подготавливаются служители культа. С 1993 года действует Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края. На религиозную жизнь мусульман оказывает влияние диаспора (после поражения в Кавказской войне значительная часть адыгов была вынуждена переселиться на Ближний Восток).
Продолжительность жизни
Рассматривая продолжительность жизни здесь, стоит отметить, сколько в среднем живут мужчины и женщины. По данным статистических служб, существуют следующие показатели: На сегодняшний день средняя продолжительность жизни независимо от пола в этом регионе России составляет 72,2 года.
Что касается сравнения средней продолжительности жизни по сравнению с другими регионами страны, то здесь это число в среднем выше, чем по стране. Таким образом этот регион занимает 20 место и уступает республике Ингушетия, занимающей лидирующую строчку с цифрой в 80 лет.
Если говорить о среднем возрасте жителя республики, то он составляет 39,5 года.
Если же говорить непосредственно о количественных данных по продолжительности жизни граждан в этой части страны, то начиная с 1990 года, существуют следующие данные:
- В 1990 году в среднем республики жили 69,8 лет независимо от гендерной принадлежности.
- В 1992 году – 68,5 г.
- В 1994 – 66,7 г.
- В 1996 – 67,6 г.
- В 1998 – 68,5 г.
- В 2000 – 67,6 г.
- В 2002 – 67,9 г.
- В 2004 – 67,8 г.
- В 2006 – 68,3 г.
- В 2008 – 68,7 г.
- В 2010 – 70 лет.
- В 2013 – 71,8 г.
- В 2019 – 73,9.
- В 2020 – 74,3.
Как видно из представленной статистики, несмотря на медленный в целом рост, все же стоит отметить, что граждане на этой территории страны стали жить дольше. И за почти 20 лет длительность жизни увеличилась приблизительно на 2 года.
Вот такие данные по этой территории приводит Росстат и другие официальные органы, собирающие данные и факты о стране.
Прирост и убыль
На протяжении последних 20 лет, численность менялась следующим образом:
- В 2000 году наблюдалась убыль на 1% по сравнению с предыдущим календарным годом, вплоть до 449000.
- В 2003 году продолжало сокращаться и достигло 446000.
- В 2006 году тенденция продолжила сохраняться, в результате чего количество жителей республики составило немногим более 442000.
- Такая тенденция на уменьшение сохранялась вплоть до 2008 года.
- И только в 2009 году ситуация переломилась. К концу этого календарного периода количество жителей повысилось до отметки выше 442000.
- Но затем к 2011 году сократилось до 439000.
- Правда, это был последний год, когда количество жителей уменьшалось. Затем наблюдался непрерывный рост. Так численность жителей на 2013 год составила более 444000 граждан.
- К 2016 – 451480.
- К 2019 году достигло 454744 человека.
История зарождения маленькой, но гордой республики
Историки утверждают, что самые древние следы человека на территории Адыгеи можно отнести к эпохе нижнего палеолита. В этот период здесь оказались предки коренного населения республики — адыги. Сама по себе адыгейская народность начала формироваться только в XIII веке, а именно в эпоху покорения адыгов Золотой Ордой.
Помимо Золотой Орды, начиная с XVI века, в течение двух веков на адыгов постоянно нападали крымские ханы и турецкие султаны, что заставило народ искать поддержки со стороны России. В результате получения покровительства государства — адыги с 1557 г
стали официально именоваться добровольно присоединившимися к России, а она превратилась в их родину.
Важной вехой в истории Адыгеи стала русско-кавказская война в XIX веке, по итогам которой многие адыги уехали в Османскую империю, а оставшаяся часть была расселена на равнинных землях на левом берегу Кубани. Уже в начале XX века (1918 год) эта территория стала частью Кубано-Черноморской советской республики, а в 1928 году она начала именоваться Адыгейской автономной областью с центром в Краснодаре.
За послевоенные и последующие советские годы Адыгея в составе Краснодарского края смогла добиться статуса аграрно-индустриальной области с отлично развитой промышленностью. Выйти из состава края Адыгеи удалось только в 1992 году: она стала суверенной республикой в составе Российской Федерации, каковой и является на сегодняшний день. Тогда же был избран и первый президент республики – Аслан Джамиров.