Население бурятии

Динамика количества жителей

Но не всегда имел такое количество жителей Улан-Удэ. Население этого города периодически то увеличилось, то уменьшалось. Давайте просмотрим демографию столицы Бурятии в динамике.

Первые данные о численности населения в будущем Улан-Уде относятся к 1695 году. Тогда в Верхнеудинской крепости обитало 1981 житель. В 1770 году Верхнеудинск насчитывал уже 4700 жителей. Но затем численность начала снижаться. Так, в 1820 году она составляла 3000 жителей, а ещё через пять лет — 2024 жителей. Но затем количество проживающих стало расти. В 1829 году оно составило 2972 чел., а в 1851 году достигло величины 3746. В 1856 году количество жителей опять снизилось до отметки 3400 человек, но уже 1860 году вновь увеличилось, и составило 4032 человека. В 1890 году численность выросла до рекордных 5223 человек.

С этого момента количество населения города стало стремительно расти. Через семь лет оно уже составляло 8086 жителей, а к 1917 году достигло уровня 21,6 тыс. чел. В 1931 году уже 44,0 тысяч человек достигла численность жителей города Улан-Удэ. Население особенно стремительно увеличилось именно в 30-х годах XX века. Это было связано как с принудительными переселениями репрессированных в Сибирь, в том числе и в столицу Бурятии, так и с добровольным переездом молодежи, участвующей в индустриализации региона. В 1939 году количество населения Улан-Удэ достигло рекордного показателя — 125,7 тыс. чел. То есть в три раза больше, чем восемь лет до этого.

В дальнейшем тенденция роста численности продолжалась. Так, в 1956 году количество жителей достигло отметки 158,0 тыс. чел., в 1970 году – 253,6 тыс. чел., в 1980 году – 303,2 чел. Рост численности продолжался до 1987 года, когда количество жителей составило 351,0 тыс. жителей. Но в 1988 году в Улан-Удэ наблюдалось первое за более чем 100 лет снижение числа проживающих. Тогда количество жителей города снизилось до уровня 345,2 тыс. чел.

В последующие годы наблюдались своеобразные «качели»: население то увеличивалось, то снижалось. Так, в 1989 году его численность составила 352,5 тыс. чел., в 1992 году – 366,0 тыс. чел., в 1995 году – 363,тыс. чел., в 1997 году – 370,0 тыс. чел., в 1998 году – 366,1 тыс. чел., в 2002 году – 374,9 тыс. чел. Начиная с 2003 года и заканчивая 2009 годом включительно, наблюдалось ежегодное уменьшение населения жителей Улан-Удэ. Так, за этот период оно уменьшилось 359,3 тыс. чел. до 340,2 тыс. чел.

В 2010 году произошло резкое увеличение численности жителей Улан-Удэ. Количество составило 404,4 тыс. жителей. Правда, это произошло не за счет естественного прироста, а из-за присоединения ряда пригородных населенных пунктов к Улан-Удэ. Но все-таки нужно заметить, что именно, начиная с 2010 года, численность жителей города стала стабильно расти. В 2013 году она достигла количества 416,1 тыс. чел., а в 2020 году был в очередной раз побит рекорд. Число проживающих достигло уровня 430,6 тыс. человек.

В настоящее время тенденция демографического роста в Улан-Удэ сохраняется.

Огни больших городов

Не меньший поток сейчас устремлен в крупные города России: Москву, Питер, Екатеринбург. В основном уезжает молодежь – выпускники школ и вузов, молодые врачи, учителя, рабочие, справедливо полагающие, что жизнь там может и не легче, но зато богаче. То, что обратно почти никто не возвращается, говорит о том, что наши сумели зацепиться и обратно не собираются. Большой интерес, особенно у сельчан Бурятии, вызывает Краснодарский край, где уже целые станицы обжиты выходцами из республики. Это и понятно – наши работать на земле умеют, и в условиях прекрасного климата и плодородный почвы это приносит им только радость.    

Есть в Бурятии и миграция за рубеж. Однако пока этот поток очень слаб и не заслуживает особого внимания. А вот внутренняя миграция должна вызывать у властей большую тревогу. Ведь эта тенденция будет только нарастать. Все больше людей покидают республику, налаживая свой быт в далеких от малой родины городах и поселках – от Якутии до Краснодара. Вспомните, сколько знакомых вам людей уехали из республики за последние годы? Уверены, что каждый назовет далеко не одно имя. 

Население стран мира на 2020 год составляет

Хотя никто не отрицает получения иных сведений при итоговом подсчёте населения в 2020 году. Ведь фактор неожиданности всегда имеет место в силу каких-либо причин. Однако Фонд ООН оперирует указанными цифрами при предварительном анализе количества жителей Земли.

Данные по поводу количества земных жителей детерминируются сотрудниками ООН исходя из статистической информации. Речь идёт об исследовательской деятельности различных учреждений, связанных с учётом демографической ситуации на планете. И согласно первоначальным оценкам подобных организаций, совокупностьнаселения мира на 2020-й год составляет примерно 7,7 миллиарда людей.

История

Чтобы узнать, как формировалось население города Улан-Удэ, нужно заглянуть в его историю.

С древности на территории, на которой сейчас располагается Улан-Удэ, обитали племена бурятов. Русские начали активно проникать в эти места с XVII века. В 1666 году они на месте современной столицы Бурятии основали селение Удинское. Название свое оно получило, так как располагалось в самом устье реки Уды. Главной его функцией было обеспечение сбора ясака с покоренных бурятов. В 1678 году селение обзавелось оборонительными сооружениями и было преобразовано в Удинский острог. В 1689 году острог был превращен в настоящую крепость, которая получила название Верхнеудинская.

В 30-х годах XVIII века стало распространенным новое название – Верхнеудинск. В 1775 году крепость получила статус города, который через восемь лет стал центром уезда в Иркутской губернии. Постепенно город стал превращаться в центр забайкальского региона.

После Октябрьской революции Верхнеудинск несколько раз сменял свой статус. Вначале он стал административным центром Прибайкальской губернии, в 1920 году был столицей Дальневосточной республики, которая формально считалась независимым государством. Впрочем, в этом статусе город пробыл всего около полугода. В 1923 году он получил статус столицы Бурят-Монгольской АССР в составе РСФСР. В 1934 году Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ, что с бурятского означает «Красная Уда». То есть к названию реки, которое испокон веков присутствовало в наименовании города, было добавлено слово «красный» на бурятском языке, символизировавшее цвет Советской власти. Таким образом, название города одновременно приобрело идеологический и национальный бурятский оттенок.

В советское время город разрастался и модернизировался, строились предприятия и заводы. Если изначально основным населением были русские поселенцы, то в советское время все больше бурятов из других населенных пунктов Забайкалья переселялось в Улан-Удэ. Население города становилось этнически разнообразнее. В 1957 году Бурят-Монгольской АССР была переименована в Бурятскую АССР, а, соответственно, Улан-Удэ стал столицей этого преобразованной автономии. После распада СССР, в 1992 году, Улан-Удэ становится столицей Республики Бурятия, которая является субъектом Российской Федерации. В этом статусе город пребывает и ныне.

Жилище

Традиционным жилищем бурят является юрта, которую многие монгольские народы называют гэр. У этого народа были переносные юрты, сделанные из войлока, и юрты из дерева, которые строились на одном месте.

Деревянные жилища изготавливались из бревен или сруба, были 6-ти или 8-ми угольными, без окон. В крыше было отверстие больших размеров, предназначенное для освещения и выхода дыма. Крышу жилища устанавливали на 4 столбах, которые называются тэнги, на потолок укладывали большие куски коры хвойных пород внутренней стороной вниз. Сверху накладывали ровные куски дерна.

Дверь в юрту всегда устанавливалась на южной стороне. Внутри помещение делилось на две половины: правая была мужской, левая женской. По правую сторону юрты, принадлежавшей мужчине, на стене висели лук, стрелы, сабля, ружье, сбруя и седло. На левой стороне были расположены кухонные принадлежности. Посередине жилища расположен очаг, вдоль стен стояли лавки. По левую сторону стояли сундуки и стол для гостей. На против входа была полка с онгонами и бухранами — буддийскими скульптурами. Перед жилищем буряты устанавливали коновязь (сэргэ), которая была выполнена в виде столба с орнаментом.

Переносные юрты обладают небольшим весом, их легко собирать и разбирать, благодаря конструкции

Это было очень важно для кочевых бурят, которые переходили с места на место в поисках пастбищ. В зимний период в очаге разводили огонь для отопления жилья, летом его использовали в качестве холодильника

Решетчатый остов переносной юрты покрывали войлоком, пропитанным для дезинфекции смесью соли, табака или кислого молока. Сидели буряты вокруг очага на стеганом войлоке.

В 19 веке богатые буряты начали строить избы, которые заимствовали у русских переселенцев. Но в таких избах сохранялось все убранство элементов национального жилища бурят.

Природа: Байкал, Саяны, Шумакские источники

Маствотч, конечно, Байкал — люди со всего мира ежегодно прилетают в аэропорт Улан-Удэ ради крупнейшего водоема на планете. Ближайший берег находится всего в 140 километрах от столицы республики. С восточной стороны (западная находится в Иркутской области) ты посмотришь на Чивыркуйский залив, полуостров Святой Нос, Бухту Змеиную и другие достопримечательности озера. Кстати, ученые до сих пор не пришли к единому мнению происхождения его названия, но во многих языках его сравнивают с морем. С бурятского «Байгаал-далай» переводится как вселенский водоем. Название оправдывает размеры: площадь Байкала — 31.722 квадратных километра. В его водах можно утопить 12 городов, сопоставимых по величине с Москвой. Но помимо невообразимых масштабов, место славится уникальной природой: здесь чистый воздух, а воду можно пить прямо из озера. Однако не везде — глобализация негативно сказалась на природе Бурятии, и даже в охраняемых зонах есть загрязнения. О проблемах с мусором на Байкале подробно рассказывал блогер Илья Варламов.

Путешественники едут в регион не только ради главного источника запасов пресной воды на Земле. Любители гор знают о величии массива Саяны. Высшая точка — вершина Мунку-Сардык (3491 метра). Туристам, которые не знакомы с местностью или не занимаются спортивными походами, помогают гиды. Это оправданная мера — в таежных лесах водятся опасные хищники: волки и рыси, например. Животные иногда выходят в цивилизацию, недавно в Бурятии в дом к местному жителю забрался медведь и чуть не загрыз его. Во избежание трагедии лучше довериться знающим людям: они устраивают туры по самым живописным местам. Гиды возят путешественников на джипах, но расслабляться не стоит — до некоторых красот автомобиль не доберется, рассчитывай исключительно на себя, оно того стоит.

Если ты активен немногим больше ленивца или коалы, то отправляйся на Шумакские источники. Здесь ты залечишь травмы печени, полученные в неравном бою с алкоголем, и очистишь прокуренные легкие. Во всяком случае такой эффект обещают турфирмы, но причин не доверять рекламе мало. Место располагается на высоте 1558 метров, здесь чистый воздух, сами источники богаты тысячами минералов. С 2006 года в горах действует база отдыха «Шумак», до нее организованы туры, места можно забронировать на сайте. Не Швейцария, конечно, но ты получишь дикий кайф от проживания в горах Бурятии.

Численность населения

Численность населения
1923 1924 1926 1928 1932 1933 1934 1935 1936 1937
349 800 354 300 388 900 389 200 416 700 415 200 411 800 423 600 471 100 499 900
1938 1939 1940 1941 1945 1946 1947 1949 1950 1951
517 600 545 766 552 800 575 400 516 500 523 300 545 900 560 900 555 800 569 300
1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961
572 700 593 700 611 600 624 700 641 000 650 700 660 000 673 326 697 800 711 900
1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971
730 300 740 800 756 200 767 100 776 900 786 700 797 300 804 300 812 251 815 800
1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981
824 500 831 100 837 500 847 100 859 300 873 200 888 400 900 812 913 200 922 000
1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991
940 500 957 400 970 700 984 600 997 900 1 012 900 1 027 100 1 041 119 1 048 063 1 052 038
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
1 052 030 1 046 176 1 039 946 1 037 366 1 033 258 1 028 533 1 020 468 1 013 433 1 004 808 996 912
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
981 238 979 605 974 267 969 146 963 275 959 985 959 892 960 742 972 021 971 538
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
971 391 971 810 973 860 978 495 982 284 984 134 984 511 983 273 985 937 985 431

Демография

Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
18,1 20,8 21,6 24,1 18,2 11,7 11,6 11,0 11,3
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
11,0 11,3 11,4 12,6 13,5 13,8 14,0 14,8 16,1
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
17,0 17,4 17,0 16,9 17,4 17,6 17,5
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
7,7 8,9 9,5 9,6 9,1 12,0 11,8 11,6 11,0
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
12,6 12,7 13,5 14,1 15,4 15,3 15,7 14,5 13,3
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
13,5 13,0 12,7 12,6 12,4 11,8 11,5
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
10,4 11,9 12,1 14,5 9,1 −0,3 −0,2 −0,6 0,3
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
−1,6 −1,4 −2,1 −1,5 −1,9 −1,5 −1,7 0,3 2,8
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
3,5 4,4 4,3 →4,3 5,0 5,8 6,0
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
67,0 66,8 65,7 62,9 61,4 62,9 63,3 64,0 64,9
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
62,7 →62,7 62,0 61,3 60,9 61,1 60,9 62,4 64,2
2008 2009 2010 2011 2012 2013
64,4 65,3 66,1 →66,1 66,8 67,7
Соотношение мужчин и женщин (данные Росстат)
Год Количество женщин на 1000 мужчин
2005 1106
2010 1102
2011 1103
2012 1103
2013 1101
2014 1100
2015 1100
2016 1099
2017 1098

Сойоты

В Окинском районе республики компактно проживает еще один из коренных малых народов Бурятии – сойоты. Сегодня представителей этого малого этноса в республике проживает 3579 человек, что составляет 0,37% от общего населения Бурятии.

Это оставшиеся при всех нашествиях потомки древнейших саянских самодийских племен, которые ощутили на себе процесс тюркизации всех сфер жизни народа. Первые русские записи о сойотах есть в так называемых «приказных книгах» XVII века. Позже общность сойотов поддалась влиянию племен бурятов, мужчины-сойоты часто заключали браки с местными бурятками и язык их снова сильно изменился.

Но в хозяйстве современные сойотские семьи все-таки сумели сберечь неповторимый жизненный уклад, оставались оленеводами и искусными охотниками. Часто с переписью населения их просто учитывали бурятами, хотя они веками сохраняли свое национальное самосознание, только в переписи 2002 года, наконец, сойотов смогли учесть отдельным этносом.

Издавна сойотские рода имели свой, сегодня уже вымерший язык, с процессом тюркизации они перешли на разговор на сойотско-цаатанском языке, очень близком к тувинскому. Он имеет еще хождение у современных сойотов. Позже они были практически полностью ассимилированы бурятами и переходят на общение на их местном языке.

С разработкой письма сойотов в 2001 году, началась печать специальных учебных методических пособий и сойотского букваря. Большой заслугой российских лингвистов стало издание в 2003 году уникального «Сойотско-русско-бурятского словаря». С 2005 года в некоторых школах в Окинском районе идет экспериментальное внедрение обучения младших школьников родному языку.

Издавна сойоты-скотоводы разводили горных яков и оленей, подсобным видом деятельности является у них промысловая таежная охота. Крупнейшими родами сойотов стали этнические сообщества хаасуут и иркит. Сегодня возрождаются многие традиции сойотов, праздник «Жогтаар», его в 2004 году переименовали в «Улуг-Даг», во имя священной горы, покровительствующей всем сойотам Бурин-хан.

Центр занятости населения

Для тех же, кто все-таки временно остался без работы, предлагает свои услуги Центр занятости населения. Улан-Удэ — довольно крупный промышленный город, поэтому различные свободные вакансии имеются на бирже труда постоянно. Кроме того, в Центре в случае необходимости можно повысить свой квалификационный уровень или получить новую профессию.

Какую же работу предоставляет Центр занятости населения Улан-Удэ? Вакансии тут очень разнообразные. Всегда востребованы работники на низкоквалифицированные работы. Но в то же время пользуются спросом инженерные и другие технические специальности. А вот в юристах и экономистах у работодателей потребность сравнительно невысокая.

Люди, временно утратившие работу и находящиеся на учете в Центре занятости, получают установленное государством пособие по безработице.

Зачем «идут» в эвенки?

Перед людьми, получившими справку о принадлежности к КМНС, открывается доступ к промыслам, которые доступны только аборигенным народностям. Например, им можно ловить байкальского омуля, что запрещено делать с 2017 года. В управлении Росрыболовства республики подтверждают, что причины ажиотажа на квоты малочисленных коренных народов Севера кроются исключительно в коммерческих интересах. Число общин КМНС Бурятии неуклонно растёт, а определить действительную принадлежность лиц к этносу невозможно.

Председатель национально-культурной автономии эвенков в Бурятии Мария Бадмаева рассказала, что в Северо-Байкальском районе, где ловят омуль, были такие случаи: люди находят среди знакомых дедушек, бабушек эвенков, договариваются каким-то образом и меняют свою национальность ради права рыбачить.

«Чтобы записаться в эвенки, достаточно двух свидетелей, которые подтвердят факт вашей принадлежности к этносу — например, докажут своё родство с вами. В поисках доказательств люди ходят по загсам, судам и даже музеям», — поясняет Бадмаева.

«Так выходит, потому что нет установленного порядка отнесения к малочисленным народам. А появится он после вступления в силу закона, проект которого сейчас разрабатывают», — уверен Владимир Аюшев.

Речь идёт о законопроекте «О внесении изменения в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», более известный как закон о реестре КМН. Простыми словами: в стране хотят создать единую базу данных, где будут учитывать представителей коренных народов. Авторы документа считают, что это позволит решить вопрос идентификации для людей, относящихся к этой категории.

Статья по теме

И красивы, и сильны. Чем отличились девушки на «Ёрдынских играх — 2019»?

Зурхай

Четверг, 25 ноября

21-й лунный день с элементом Земля. Благоприятный день для людей, родившихся в год Тигра, Кролика, Обезьяны и Курицы; делать добрые дела, почитать три драгоценности, завершать начатое дело, ставить закваску, спорить, судиться, заказывать «табан харюулга», «жинсэриг». Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Дракона, Овцы и Собаки; устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, повышать физическую нагрузку. Отправляться в дорогу – к утратам и краже. Стрижка волос – к болезни, к развитию хронической болезни.

Пятница, 26 ноября

22-й лунный день с элементом Железо. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы; Учиться, изучать языки, астрологию, открывать вклад в банке, строить дом, проводить обряд «даллга абаха», регистрировать брак, надевать новые украшения, новую одежду, шить и кроить одежду, ставить закваску. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика; приводить невестку, отдавать дочь в невесты, а также проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к плохим вестям. Стрижка волос – к удаче, к приятным находкам.

Суббота, 27 ноября

23-й лунный день с элементом Небо. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика; Избегать опасных ситуаций, проводить обряды для улучшения жизни и для богатства, обустраивать и утеплять дом, облагораживать двор, селение, для благих дел. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи; Копать колодец, бурить скважину, устраиваться на работу, нанимать работников, покупать коров и лошадей. Отправляться в дорогу – к большим неприятностям, а также к расставанию с близкими. Стрижка волос – к находке, к повышению по службе.

Население России на 2020 год

Последние годы динамика численности населения в разных регионах России не демонстрировала стремительного роста. Пиковое значение данного параметра было зафиксировано в 1993 году, когда на территории РФ проживало 148 600 000 человек. А уже на момент последней официальной переписи населения, проходившей в 2010 году, количество россиян сократилось до 143 млн. чел. Также во многих регионах страны наблюдается стремительный отток молодежи в города. Можно утверждать с высокой степенью вероятности, что и в 2020 году численность городского населения России будет расти, ведь в уходящем году мы имели такие данные по 15 самым большим мегаполисам страны.

Коттедж не изволите?

Ситуация изменилась, когда страна перешла на новые экономические рельсы. Массовое уничтожение (иного слова и не подобрать) колхозов-совхозов, фабрик-заводов привело к тому, что масса людей оказалась без работы. Тогда одни начали «челночить», другие — открывать бизнес. Но искусством продаж и организации предприятий владеют не все. Большая часть народа – мастерового и неприхотливого – осталась без гроша в кармане. Тогда-то в Бурятии и стали образовываться стихийные временные бригады. Жители сел стали сезонно приезжать в Улан-Удэ и возводить коттеджи для богатых. За свою работу  брали немного, что устраивало как работодателей, так и приезжих строителей. Со временем работники освоили тонкости евроремонта и на какое-то время плотно забили эту нишу. До тех пор, пока их не вытеснили мигранты из Средней Азии, Китая и даже Северной Кореи. 

Центр занятости населения

Для тех же, кто все-таки временно остался без работы, предлагает свои услуги Центр занятости населения. Улан-Удэ — довольно крупный промышленный город, поэтому различные свободные вакансии имеются на бирже труда постоянно. Кроме того, в Центре в случае необходимости можно повысить свой квалификационный уровень или получить новую профессию.

Какую же работу предоставляет Центр занятости населения Улан-Удэ? Вакансии тут очень разнообразные. Всегда востребованы работники на низкоквалифицированные работы. Но в то же время пользуются спросом инженерные и другие технические специальности. А вот в юристах и экономистах у работодателей потребность сравнительно невысокая.

Люди, временно утратившие работу и находящиеся на учете в Центре занятости, получают установленное государством пособие по безработице.

Традиции

Единственный государственный праздник в Республике Бурятия, когда все население отдыхает официально, это первый день Нового года по Лунному календарю — праздник Белого месяца под названием Сагаалган.

Отмечают в Бурятии и другие праздники в соответствии с религиозными и национальными традициями:

  • Алтаргана
  • Сурхарбан
  • Ёрдынские игры
  • День древнего города
  • День Улан-Удэ
  • День Байкала
  • Гуннский Новый год
  • Зура Хурал

По традиции буряты приглашают близких соседей на свежину, когда режут барана, быка или коня. Если сосед не мог прийти, хозяин отправлял ему куски мяса. Дни перекочевок тоже считаются торжественными. По этому случаю буряты готовили молочное вино, резали баранов и устраивали гулянья.

Дети занимают важное место в жизни бурят. Всегда почиталась многодетность

Родители, у которых много детей пользуются большим почтением и уважением. Если в семье не было детей, это считалось наказанием свыше, остаться без потомства, означает прекращение рода. Если бурят умирал бездетным, говорили, что потух его огонь. Семьи, в которых дети часто болели и умирали, обращались к шаманам и просили их стать крестным отцом.

С малых лет детей учили знанию обычаев, родного края, традиций дедов и отцов, старались привить им трудовые навыки. Мальчиков учили стрелять из лука и ездить верхом, девочек учили заботиться о малышах, носить воду, разжигать огонь, мять ремни и овчину. С ранних лет дети становились пастухами, учились переживать холод, спали под открытым небом, ходили на охоту и сутками находились при стаде.

Географическое расположение

Но, прежде чем начать изучать население г. Улан-Удэ, нужно разобраться, где же именно располагается данный населенный пункт.

Как говорилось выше, Улан-Удэ является столичным городом Республики Бурятии. Располагается он на территории Восточной Сибири, в западной части Забайкалья, на расстоянии около 100 км от берега глубочайшего в мире озера Байкал.

Через город протекает крупная река Селенга, деля его на две части. Кроме того, на территории, относящейся к Улан-Удэ, в эту реку впадает другая – Уда.

Столица Бурятии располагается в регионе с резко континентальным типом климата, который характеризуется теплым летом и очень холодной зимой.

Город занимает территорию площадью 347,6 тыс. кв. км.

Города Республики Бурятия

Улан-Удэ — столица республики, население — 416079 чел. Раньше город назывался Верхнеудинск. В 1666 году был построен Удинский острог. Расположенный на чайном пути, город стал крупным торговым центром, где проходили оптовые ярмарки. Город развивался и богател. Сейчас Улан-Удэ — крупный промышленный, торговый, научный, культурный и туристический центр Восточной Сибири. В Улан-Удэ развито машиностроение, причем выпускаемая здесь техника — одна из наиболее передовых. Это самолеты марки Ан, Миг, Су, а также вертолеты Ми-171Ш. Также Улан-Удэ — важный туристический центр, с 1990 года входящий в число исторических городов России.

Северобайкальск (25 тыс. чел.) — второй по величине город республики. Его строительство связано с Байкало-Амурской магистралью. Поселок, заложенный в 1974 году, должен был стать одной из основных ее точек. Когда строительство БАМа завершилось, оказалось, что магистраль никому не нужна, и город стал приходить в упадок, а его население — снижаться с катастрофической скоростью.

Население Бурятии

На территории современной Бурятии, до включения Забайкалья в Российское государство, проживали многочисленные восточнобурятские (хоринцы), тунгусские и монгольские племена. Родина Темучжина (Чингис-Хана), а также предполагаемое место захоронения Великого Хана находится между Байкалом и рекой Онон, притоком Амура. К XIX веку часть западных бурят, живших к западу от Байкала, переселилась на восточный берег в Забайкалье, потеснив эвенков и халха-монголов.

Рекомендуем ознакомиться: Налоговая декларация за 2020

Амурская • Архангельская • Астраханская • Белгородская • Брянская • Владимирская • Волгоградская • Вологодская • Воронежская • Ивановская • Иркутская • Калининградская • Калужская • Кемеровская • Кировская • Костромская • Курганская • Курская • Ленинградская • Липецкая • Магаданская • Московская • Мурманская • Нижегородская • Новгородская • Новосибирская • Омская • Оренбургская • Орловская • Пензенская • Псковская • Ростовская • Рязанская • Самарская • Саратовская • Сахалинская • Свердловская • Смоленская • Тамбовская • Тверская • Томская • Тульская • Тюменская • Ульяновская • Челябинская • Ярославская

Язык

В результате эпохи глобализации в 2002 году бурятский язык был занесен в Красную книгу как вымирающий. В отличие от других монгольских языков, бурятский имеет ряд фонетических особенностей и делится на группы:

  • западнобурятская
  • восточнобурятская
  • старобаргутский
  • новобаргутский

и диалектные группы:

  • аларо-туникская, распространена к западу от озера Байкал и делится на несколько диалектов: унгинский, аларский, закаменский и тункино-окинский;
  • нижнеудинская, этот диалект распространен на западных территориях проживания бурят;
  • хоринская, распространена к востоку от озера Байкал, говорит на ней большинство бурят, проживающих в Монголии, и группа бурят в Китае. Делится на диалекты: североселенгинский, агинский, тугнуйский и хоринский;
  • селегинская, распространена на юге Бурятии и делится на диалекты: сартульский, хамниганский и сонгольский;
  • эхирит-булагатская группа преобладает в Усть-Ордынском округе и территориях Прибайкалья. Диалекты: баргузинский, боханский, эхит-булагатский, байкало-кударинский и ольхонский.

Буряты пользовались старомонгольской письменностью до середины 1930-х годов. В 1905 году ламой Агваном Доржиевым была разработана письменность под названием вагиндра. Стоит отметить, что буряты являются единственным коренным народом Сибири, который владеет литературными памятниками и основал собственные исторические письменные источники. Они получили название бурятские летописи и были написаны в основном в 19 веке. Буддийские наставники и священнослужители после себя оставили богатое духовное наследие, свои труды, переводы по буддийской философии, тантрическим практикам, истории и тибетской медицине. Во многих дацанах Бурятии были типографии, в которых ксилографическим способом печатались книги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector