Подробная карта города пинск пинского района
Содержание:
- Где купить сувениры в Пинске
- Известные жители [ править ]
- Свято-Федоровский собор
- описание
- В круиз по реке Пинска
- События
- История
- Костел со старейшим органом в Беларуси и трагикомичная глава из истории Пинска
- Происхождение названия и история возникновения реки Пины в Беларуси
- Маленькое, но очень важное место
- XV — XVII вв.
- Как Айвазовский оказался в музее Белорусского Полесья
- Городской магистрат
Где купить сувениры в Пинске
Сувенирный магазин «Мой модны кут» предлагает широкий выбор сувениров и одежды в национальном стиле: майки, кепки, сумки, книги, монеты, сувениры и др. А с позитивным продавцом Василём заўсёды можна паразмаўляць на мове.
«Мой модны кут»; ул. Ленина 31-33
Не забыть сделать в Пинске:
1) Посмотреть «Пинскую шляхту» в местном драмтеатре. Полесский драмтеатр предлагает богатый репертуар – от Рагнеды и Черной панны Несвижа до знаменитого фарс-водевиля В. Дунина-Марцинкевича «Пинская-шляхта».
2) Покататься на теплоходе по Пине. Теплоходная прогулка по Пине длится 40 минут, но организуется, если соберется не менее 40 человек. Отправление от причала возле гостиницы «Припять». Стоимость прогулки: вторник-четверг – для взрослых 3,5 р., для детей 2 р.; пятница-воскресенье – для взрослых 5 р., льготный 3,5 р., дети до 7 лет бесплатно.
3) Отчеканить/купить себе пинский талер. В начале ул. Ленина по выходным (в теплое время года) можно пройти у кузнеца Алексея мастер-класс по чеканке монет. Каждый желающий может собственноручно отчеканить себе пинский талер. Также можно купить талеры в сувенирной лавке «Мой модны кут».
4) Сфотографироваться с пинчуком. Памятник пинчуку за два года стал не только излюбленным объектом для фотографирования как среди местного населения, так и туристов, но и одним из символов города.
5) Купить пинский трикотаж. Нельзя приехать в Пинск и не купить что-то из продукции знаменитого пинского трикотажа. Широкую линейку трикотажной продукции, в том числе и модной, можно прикупить в фирменных магазинах «Polesie» — ул. Ленина, 34, ул. Первомайская 159/3 и др.
Известные жители [ править ]
- Нарымунт , (1277-1348), князь Пинский
- Бона Сфорца (1494-1557), королева-консорт Польши и великая княгиня Литовская, принцесса Пинская
- Адам Нарушевич (1733–1796), польско-литовский поэт, историк, епископ
- Матеус Бутримович (1745-1814), польско-литовский государственный деятель, реформатор Полесья.
- Аарон Пинский (умер в 1841 г.), раввин
- Наполеон Орда (1807-1883), польско-литовский музыкант, пианист, композитор и художник.
- Винцент Дунин-Марцинкевич , (1808-1884), белорусский писатель, поэт, драматург, общественный деятель, автор пьесы «Пинская шляхта».
- Елена Скирмунт (1827-1874), полесский художник и скульптор.
- Барух Эпштейн (1860–1941), бухгалтер, раввин и плодовитый еврейский ученый, наиболее известный своими комментариями Торы Темима на Тору.
- Иван Жолтовский (1867-1959), советский архитектор и педагог.
- Раман Скирмунт (1868-1939), белорусский и полесский государственный деятель, аристократ и помещик.
- Хаим Вейцман (1874–1952), первый президент Израиля, родился в Мотоле, недалеко от Пинска, получил образование в Пинске.
- Сэр Исаак Шенберг (1880–1963), инженер-электрик, родился в Пинске, главный изобретатель первой телевизионной системы высокой четкости, использовавшейся BBC.
- Лев Цейтлин (1884–1930), композитор, родился в Пинске до учебы в Одессе, а затем переехал в США.
- Голда Меир (1898–1978), четвертый премьер-министр Израиля, родилась в Киеве, два года своего детства прожила в Пинске.
- Саймон Кузнец (1901–1985), лауреат Нобелевской премии 1971 года по экономике
- Теодор Одрах (1912-1964), украинский и полесский писатель романов, рассказов и мемуаров.
- Казимеж Свёнтек (1914-2011), кардинал Римско-католической церкви, митрополит архиепископ Минско-Могилевский и апостольский администратор Пинска
- Семен Фурман (1920–1978), гроссмейстер по шахматам и тренер чемпиона мира Анатолия Карпова.
- Рышард Капушинский (1932–2007), польский писатель и репортер.
- Евгений Шатохин (1947-2012), белорусский художник и политический деятель.
- Хаим Каниевский (1928–), раввин
- Изя Шлосберг (1950–), американский художник-еврей, родился в Пинске и прожил в Пинске 44 года.
- Уильям Мозес Фельдман , детский физиолог, родился в Пинске.
- родители Ральфа Лорена , американского модельера, жили в Пинске до переезда в США.
- Владимир Чуб (1948–), губернатор Ростовской области в России.
- Игорь Колб (1977? -), солист балета Мариинского театра
- Ольга Говорцова , (1988–) белорусская теннисистка
- Анджей Кондратюк (1936–2016), польский кинорежиссер, сценарист, актер и оператор.
- Славомир Равич (1915–2004), лейтенант Войска Польского, утверждал, что прошел пешком из Сибири в Индию во время Второй мировой войны.
Свято-Федоровский собор
В городе уживается множество религиозных конфессий – православие, католицизм, буддизм, иудаизм. Для всех прихожан в Пинске найдется место для души. Большинство храмов католические и православные.
В отдалении от исторического центра, в микрорайоне Луги, находится Свято-Федоровский собор. Возведен менее 30 лет назад в 80-х годах прошлого столетия. Как и многие пристанища страждущих христиан, построен собор на пожертвования горожан, местных предприятий и фирм.
Уникальная возможность осмотреть величественное сооружение и увидеть своеобразное решение современных архитекторов. Собор и, стоящая рядом колокольня, поражают красотой симметрии. Место для традиций также осталось. Храм завершается пятью, традиционными для христианских строений, куполами. Ансамбль выполнен в белом цвете, за исключением куполов: они из меди, глубокого, черного цвета.
описание
Пинский район – это самобытный и гостеприимный край в самом сердце Белорусского Полесья, природная жемчужина, нанизанная на сине-голубую нить Днепровско-Бугского водного пути, который полнится водами Припяти, Пины, Ясельды, Бобрика, Стыра и других притоков. Знаменитые Пинские болота с их особой, первозданной красотой, таинственностью и безбрежным размахом давно приобрели европейскую известность благодаря своей уникальной флоре и фауне. Эти залитые водой просторы, покрытые зарослями ивняка, тростником, камышом и иной болотной растительностью, образовавшиеся на месте исчезнувшего легендарного Геродотова моря – окно в прошлое современной урбанизированной Европы. Они – наше бесценное достояние, притягательное для ученых и любителей природы со всего мира.
Пинский район находится на юге Брестской области и граничит с Ивановским, Ивацевичским, Ганцевичским, Лунинецким, Столинским районами Брестской области и Заречнянским районом Ровенской области Украины. Образован 15 января 1940 года (в современных границах с 1962 г.). Площадь – 3,2 кв.км. Население – 47 тыс. человек. Центр – город Пинск. В районе находится г.п. Логишин, 179 сельских населенных пунктов, 24 сельских совета.
По территории района проходят железнодорожная линия Брест-Лунинец, автомобильные дороги республиканского значения М10 (Кобрин-Гомель) и Р6 (Ивацевичи-Столин) и судоходный Днепровско-Бугский путь.
На Пинщине много прекрасных мест для отдыха, сбора грибов и ягод, охоты, рыбалки и сплавов по рекам и каналам. Любителей сельского отдыха готовы принять и познакомить с Полесьем 25 агроусадеб, расположенных в самых живописных уголках района. В санатории «Ясельда» и Детском реабилитационно-оздоровительном центре «Свитанок» гостям предложат комфортные условия, отличную кухню и широкий спектр медицинских услуг различного профиля с применением современного оборудования и уникальных методик лечения.
Туристам и экскурсантам предлагается более 10 увлекательных маршрутов по достопримечательным местам Пинщины, которые знакомят с уникальной природой, историей и этнографическим наследием региона.
В круиз по реке Пинска
Одна из главных особенностей Пины заключается в том, что она судоходная. На ней расположен филиал РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Пинск, а в теплое время года воды реки горделиво рассекает теплоход с одноименным названием «Пинск». Медленно проплывают мимо живописные берега, искрится водная гладь, теплый ветерок приятно обдувает лицо… Что может быть лучше, чем прокатиться по водной глади (если у вас нет морской болезни конечно)!
Во время речной прогулки можно увидеть:
-
слияние Пины и Струменя, которое напоминает речной перекресток,
-
городской парк,
-
Пинск во всей его красе,
-
место слияния Пины и Припяти,
-
слияние с водами знаменитой реки Ясельды, которую еще называют «рекой богов».
Правый берег Пины поэтично называют«Полесской Венецией» за пляжи с золотистым песком. Левый знакомит туристов с архитектурным наследием. Вы увидите исторические достопримечательности (Старый город, Каролин, Леще) и более современные здания (судоремонтный и судостроительный заводы, старинный порт, ангар для гидропланов пинской флотилии). Так что скучно не будет ни детям, ни взрослым! И если вы уже загорелись желанием познакомиться с Пинском и его замечательной рекой поближе — VETLIVA готов организовать для вас эту встречу.
События
Корни фестивального туризма на Полесье уходят в глубокую древность, где зарождались многие народные традиции. Перед Рождеством на Пинщине проводится фестиваль народного искусства «Калядны фэст». Подобно тому, как в былые времена ряженые с песнями и колядной звездой обходили хату за хатой, желая хозяевам здоровья и благополучия и собирая в мешок угощения, фестиваль кочует по району от села к селу. Его главные персонажи с незапамятных времен — «коза» в вывернутом тулупе, цыган с медведем, а дальше — все зависит от фантазии участников колядования. Ключевой момент праздника — шествие с колядной звездой. В праздничной программе: театрализованные представления, игры и конкурсы, которые каждого участника и зрителя вовлекают в календарный цикл народных праздников полесского края. «Калядны фэст» претендует на статус культурного и туристического бренда Пинского района.
Среди христианских праздников на Полесье особое место занимают Пасха, Троица, Яблочный и Медовый Спас. Зарубежные туристы, попав в эти праздничные дни на Полесье, тоже вовлекаются в праздничное действо. На Троицу не только храмы, сельские дома, но и городские квартиры убирают листьями болотного аира. В этом особенность Полесья — в других регионах Беларуси используют только ветки березы. Яблочный и Медовый Спас – в чем-то сродни ярмаркам, на которых освящают, пробуют, продают, покупают свежие плоды или мед, и все это — с песнями, танцами и народными играми.
Особую магическую притягательность имеет праздник Купалье. Основное действо праздника разворачивается ночью на берегу озера или реки, где пылает огромный купальский костер. Прыжки через него, пускание венков по воде, поиск волшебной «папараць-кветкі» — все это, наполненное волшебством и древними тайнами, надолго остается в памяти.
На Полесье любят песню, которая скрашивала любую работу в поле и дома. А в деревне Качановичи, жителей которой за их любовь к песне во всей округе называли «соловьями», теперь проводится праздник полесской песни «Соловьиный край».
В августе в древнем местечке Погост собираются все, кто связан с ним кровными узами. Здесь проходит колоритный и трогательный праздник «Погост встречает друзей», который пользуется особой популярностью у участников ностальгических туров из Израиля, США, Канады, России и Польши.
Среди осенних праздников на первом месте — народный праздник «Дожинки». Это осенняя ярмарка с песнями, танцами, театрализованными действиями, где чествуют хлеборобов, вручают награды и подарки и угощают блюдами полесской кухни. Каждый народный праздник имеет особый колорит и может послужить украшением любого тура.
История
Пинское Полесье – земля древняя. Эта часть легендарной Невриды, которую упоминает отец истории Геродот. Подлинная древность Пинщины подтверждена археологами, обнаружившими на территории района большое число древних стоянок, селищ, а также городище на мысу между Городищенским озером и рекой Ясельдой, которое существовало в 8-11 веках, вело активную торговлю и было предшественником Пинска. Здесь была найдена скандинавская вилка викингов, которые в древние времена на своих дракарах осваивали водные пути Полесья.
5 ноября 1097 года – дата первого письменного упоминания о Пинске, которому суждено было стать столицей древнего Пинского княжества и на многие столетия выступать в роли важного торгового и ремесленного центра на перекрестке важных водных путей.
Пинское княжество, отделившись от Турова, не затерялось среди болот и было причастно к тем событиям, которые определили дальнейшую судьбу молодого государства Великого княжества Литовского. Пинская дружина помогла вернуть власть в Новогрудке православному сыну короля Миндовга Войшелку (Василию), что сказалось на выборе его дальнейшего исторического пути. Под пинскими Стошанами в урочище Побоище произошла битва между войсками Владимира Волынского и войском литвинов во главе с князем Скирмунтом, а в 16 веке под Бережцами гетман Константин Острожский одержал победу над татарами-крымчаками. После смерти последней пары пинских князей Пинск и Пинское княжество перешли во владение королевы Боны, которая способствовала его процветанию своими аграрными реформами и первым опытом мелиорации болот.
В эпоху Речи Посполитой на территории Пинщины один за другим появлялись богатые католические монастыри, среди которых особую роль играл монастырь иезуитов в Пинске с коллегиумом, входившим в тройку лучших учебных заведений ВКЛ, который стал кузницей образованных кадров для края. Один из его выпускников, Матеуш Бутримович – реформатор Полесья, был инициатором и активным участником строительства Королевского и Огинского каналов, Горновского и Слонимского трактов. Искусственной водной системой Полесья восхищался король Станислав Август Понятовский, который посетил Пинщину в 1784 году.
В эпоху Российской империи на Пинщине началось строительство железных дорог, а Поречье превратилось из полесского захолустья в развитый промышленный центр, где действовали знаменитая ткацкая фабрика Скирмунтов и сахарный, а впоследствии винокуренный завод.
Войны и восстания не обошли Пинщину стороной. В 1706 году здесь были расквартированы отряды шведской армии, которые при отходе обратили в руины грандиозный замок Вишневецких в предместье Каролин. В 1812 году здесь побывала французская армия, встретившая отпор русских солдат под командованием полковника И.С. Жевахова. В 1830 году под Невелем сражались с карателями повстанцы под командованием Тита Пусловского. Здесь в 1863 году проходили отряды Ромуальда Траугута и Яна Ваньковича. Здесь оставила свой кровавый след и Первая мировая война.
Пинщина вошла в историю Великой Отечественной войны как место создания одного из первых партизанских отрядов, который принял боевое крещение 28 июня 1941 года. Второй бой отряд под командованием Комарова (В.З. Коржа) дал 4 июля на подступах к Пинску. На этом месте у деревень Галево и Посеничи установлен памятный знак.
Масштаб того горя, которое принесла на Пинщину Вторая мировая война, отражает памятник «Скорбь и мужество» в агрогородке Парохонск. В каждом центре сельсовета и едва ли не в каждой деревне Пинщины – обелиски, стелы, отлитые в бронзе фигуры воинов и партизан. Это подлинная Книга народной памяти, которая не дает забыть ни о героях, ни о жертвах, ни об уроках той войны…
Чрезвычайно богато и историко-культурное наследие Пинщины. Здесь на протяжении веков в мире и согласии жили представители разных этнических культур: белорусы – «полешуки», татары, евреи, поляки, украинцы. Здесь прекрасно сохранились особенные полесские диалекты, народные песни, легенды, традиции, древние обряды и старинные промыслы.
В Пинском районе 273 объекта историко-культурного наследия, в том числе 22 памятника архитектуры, 4 старинных парка, 14 воинских захоронений периода Первой мировой войны и 34 воинских захоронения периода Великой Отечественной войны, 8 общественных музеев, центр традиционной культуры и быта «Спадчына Палесся» и дом ремесел.
Костел со старейшим органом в Беларуси и трагикомичная глава из истории Пинска
Из музея мы отправляемся к собору Вознесения Пресвятой Девы Марии – одному из главных памятников архитектуры в Пинске. Попасть внутрь нам, увы, не удается, но Анна подчеркивает, что при возможности это непременно стоит сделать.
– Внутри есть классная картина, именно картина, а не икона, которую в народе называют «Мадонна с челочкой». А еще в костеле находится старейший орган в Беларуси. Он работает и по сей день, и до пандемии сюда с концертами приезжали музыканты из разных стран.
Мы пару минут глазеем на убранство костела сквозь решетку, а потом идем гулять по территории вокруг него – по дворикам духовной семинарии. Вместе с нами по удивительно тихому для центра города месту ходят невеста, жених и их фотограф: костел пользуется популярностью как красивая локация для фотографий.
Если выходить из костела не обратно на пешеходную улицу, а через боковую арку, вы, скорее всего, на пару секунд непроизвольно застынете в замешательстве.
У вас за спиной – величественный ансамбль. Прямо перед вами – серое кирпичное здание бывшей фабрики, которое непонятно как оказалось в живописном центре города. Впрочем, веселую компанию, фотографирующуюся на фоне увитого виноградом забора монастырского комплекса, близость фабрики не смущает.
Кстати, с костелом связана трагикомичная история из жизни Пинска. Прямо напротив, на другом берегу Пины, стоял паб «Морское око» – интересное и злачное место.
Там, рассказывает с улыбкой Анна, была дешевая выпивка и женщины «легкого поведения», а добраться в паб можно было только на лодке. В общем, идеальная локация для сомнительных (и очень веселых) развлечений.
Неудивительно, что пинчанки были против и даже просили епископа закрыть паб – но тот оставался живее всех живых. И тогда девушки решили взять все в свои руки: как-то ночью они собрались, нашли лодку, переплыли реку – и сожгли «Морское око».
На этой потрясающей ноте мы расстаемся с Анной – нас уже ждет Валик, местный музыкант, с которым мы прогуляемся по пешеходной улице Ленина.
Происхождение названия и история возникновения реки Пины в Беларуси
Существует две версии о происхождении названия реки:
-
Исследователь М. Фаснер высказал теорию, что оно происходит от древнеиндийского слова pinas, что в переводе означает «жирный, толстый, плотный».
-
Совсем другой версии придерживались В. Н. Топоров и О. Н. Трубачев. На основе того, что вокруг Пины расстилаются балтские ландшафты, они выдвинули гипотезу, что у названия должны быть балтские корни. Они считают, что оно произошло от литовского слова pynauja либо древнего прусского pynouwe, pinno.
Кроме двух версий происхождения названия, ученые также расходятся во мнениях, откуда Пина берет свое начало. Многие склоняются к тому, что исток река берет начало у деревни Переруб (Ивановский район). Однако есть и те, кто придерживается мнения, что Пина начинается у деревни Дубое (Пинский район). Во второй, кстати, некогда располагаласьусадьба Куженецких, руины которой можно посмотреть и сейчас, и живописная Крестовоздвиженская часовня.
Маленькое, но очень важное место
DogHut («ДогХат») – единственное в Беларуси песокафе, которое появилось стараниями активистки Татьяны Шуман, с которой мы встретились. Проект вышел в финал Social Weekend 15 («Соушл Уикенд 15»), и на полученные деньги появилось место, которое делает Пинск чуточку лучше.
Главная задача DogHut – пристрой и помощь бездомным животным, которых содержат в пункте отлова пинского ЖКХ. Команда песокафе заключила с ЖКХ договор: коммунальщики не усыпляют животных, а активисты берут на себя обязанность по лечению и стерилизации отловленных животных и поиску для них дома.
Стены кафе полностью завешаны фотографиями собак: все они ищут себе хозяев и дом. Благодаря просветительским мероприятиям и открытию песокафе дела с этим идут все лучше: если в августе прошлого года пристроили всего 6 собак, то за аналогичный период в 2021-м цифра выросла до 24.
Животных, к слову, забирают не только местные: недавно двух щенков отправили в Германию. Сейчас команда DogHut планирует расширение. В новом помещении уже заканчивают ремонт, и большая площадь откроет большие возможности – лекции, группы взаимопомощи и просто встречи горожан с собаками.
XV — XVII вв.
Евреи поселились в Пинске после изгнания из Литвы в 1495 г. Первая запись о евреях в Пинске датирована 1506 годом.
Часть изгнанных не вернулась в Литву в 1503 г., и в 1506 г. 12–15 семей образовали в Пинске еврейскую общину. Евреи получили разрешение открыть синагогу и устроить кладбище.
В 1560 г. община насчитывала около 275 человек (7% населения), в 1648 г. — около тысячи (20%). Евреи Пинска занимались арендой имений, брали на откуп сбор налогов и пошлин, вели крупную оптовую торговлю лесом, хлебом, поташом; среди них было также много ремесленников.
С начала XVII в. еврейская община Пинска — одна из трех основных общин Литовского ва‘ада (с 1521 г. Пинск находился в составе Польско-Литовского государства). Согласно постановлениям ва‘ада, общины некоторых городов и местечек подчинялись решениям общины Пинска.
В 1640 г. пинский епископ, подчинив себе евреев, живших на церковных землях, снял с них зависимость от священников местных церквей.
В октябре 1648 г. город был захвачен отрядами Б. Хмельницкого. Не успевшие бежать евреи были убиты или принуждены принять христианство. После освобождения города они смогли вернуться к иудаизму.
Евреи Пинска сильно пострадали во время русско-польской войны (1654–67 гг.); в 1654 г. Пинск был сожжен русскими войсками. Когда город в 1660 г. снова был занят и разграблен русскими войсками и казаками, многие евреи были убиты. Однако евреям Пинска удалось сравнительно быстро восстановить свою хозяйственную и общинную жизнь.
К концу XVII в. благосостояние евреев Пинска ухудшилось. Ввиду бедственного положения еврейской общины польские короли заменили некоторые налоги постойной повинностью. Короли подтверждали прежние привилегии евреев Пинска, в том числе право заниматься ремеслами без записи в цеха, свободно торговать и т. д.
Как Айвазовский оказался в музее Белорусского Полесья
Анна – старшая научная сотрудница музея Белорусского Полесья. Если при этих словах вы представляете себе взрослую и, чего уж там, немного скучную женщину, спешим вас разубедить: у входа в музей нас встречает молодая девушка с горящими глазами.
Мы, помня наставление Нади, сразу же после знакомства с экскурсоводом передаем все бразды правления ей – просим показать лучшее и любимое, что есть в музее. Иронично, но первым делом мы все-таки идем к тому самому велосипеду.
– Велосипед примерно в 1930-е смастерил Василий Ильючик. Он мечтал о железном, но купить его себе не мог: мужчина был обычным сельским жителем, плотником, и денег на велосипед у него просто не было. Однажды он увидел в польском журнале чертежи и по ним сам сделал велосипед. И ездил на нем – пока сотрудники музея не уломали продать его в коллекцию.
Многие экспонаты, рассказывает Анна, попали в музей после раскопок в 1950–1960-е гг.: это был единственный музей на Полесье, и сюда стекалось много интересного.
Что любопытно, часть предметов родом вовсе не из этих мест. Есть, например, скандинавская вилка, которая, вероятно, попала в Беларусь водным путем. Еще один экспонат из «неместных» – саркофаг XII века, обнаруженный при раскопках церкви в Турове.
– Всего таких саркофагов нашли 8. В одном обнаружили тело мужчины: 52 года, рост – 1,8 м. Некоторые историки считают, что это был Кирилл Туровский: он был очень высоким и жил в Турове как раз примерно в это время.
Чуть поодаль от саркофага стоит витрина с редкими книгами: третий Статут Великого княжества Литовского в переиздании XVII века и единственный в Беларуси сборник «Саксонское зерцало», который Пинск получил вместе с Магдебургским правом в 1581 году.
Все книги – оригиналы. Анна объясняет, что в здании иезуитского коллегиума, где находится музей, круглый год одна температура, в которой экспонатам комфортно, так что причин выставлять муляжи нет.
Самый интересный экспонат в зале ВОВ – флаг, вышитый местной жительницей по имени Любовь. В городе ее зовут «последней партизанкой»: женщина жива до сих пор, ей уже больше 90 лет.
Следующий зал, в который мы попадаем, посвящен городскому быту 1930-х, когда город был частью Польши. Сюда приезжало много туристов: город привлекал их красивой архитектурой, поездками на болота, а стоявший рядом с коллегиумом костел Святого Станислава был крупнейшей католической постройкой.
Тот самый костел Святого Станислава.
– Некоторые почему-то представляют Пинск тех времен заброшенным городом, где люди чуть ли не в лаптях ходили, – восклицает Анна, – но это не так. Здесь было около 10 кафе и ресторанов, мануфактуры, фабрики, торговые объекты. Билеты в кинотеатр стоили дороже, чем в Варшаве, – и это тоже о многом говорит.
В конце прогулки мы оказываемся в картинной галерее – ну не уходить же, так и не взглянув на работу Ивана Айвазовского.
– В 1950–1960-е гг. в музее работал искусствовед Владимир Боровиков, который захотел открыть в Пинске галерею. То, что в Пинске не было картин, его не смущало. Было решено ехать к министру культуры СССР Екатерине Фурцевой и добиваться, чтобы в Пинск перевезли картины из запасников музеев всего СССР.
Начало было положено, а дальше, рассказывает экскурсовод, дело оставалось за малым. Какие-то картины в музей приносили сами художники, желая оставить о себе память, какие-то работы поступали сюда со всей Беларуси. Так мечта о пинской картинной галерее сбылась.
Городской магистрат
Здание по улице Огинского (ныне Заслонова) было построено в начале ХХ века в стиле модерн и предназначалось для пинского отделения Минского коммерческого банка, а в 1912 году здесь разместился филиал Азовско-Донского банка. В 1920-1939 гг. в этом здании располагался городской магистрат. В послевоенное время здание было отдано Пинскому военному гарнизону под квартиры для офицерского состава. Фасад здания стал украшением улицы Огинского – главный вход здания выделяет эркер с арочным окнами, второй же этаж был украшен кованным ажурными решетками.
Улица Огинского (справа- здание городского магистрата), 1936 г.