Перечень и цены мед.услуг

Оковецкие чудеса

Фото Наталии Фаустовой

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

текст Брезгиной Веры

«Отечества, преподобне, удалився, в пустыню вселился еси, и, на остров Селигера езера возшед, жестоко житие показал еси, и, многих добродетельми удивив, дарования чудес от Христа приял еси…»

использован материал сайта:Издательства «Фома» 

Предтеча Ломоносова

Фото Наталии Фаустовой

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих

Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя»

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного. 

Преподобный Нил Столобенский и его житие

О первой половине жизни преподобного Нила Столобенского почти ничего не известно: не сохранились сведения, когда и где он родился, какое имя носил он в миру, забыто, кем были его родители.

Время его рождения можно обозначить только так: конец XV века. Первые более-менее достоверные сведения о нем относятся к 1515 году, когда в Крыпецком монастыре около Пскова он принял постриг. С той поры будущий святой стал носить имя Нил.

Никто не знает, какие житейские бури и страдания оставил он за своею спиной, но надев монашескую рясу, стал жить отшельником, общаясь только с Господом Богом. Пролетело 13 лет одинокой подвижнической жизни. За это время люди прослышали о нем. Стали приходить: кто за советом, кто досуже полюбопытствовать, кто покаяться в грехах, были и такие, что шли в надежде чем-нибудь поживиться.

А однажды во сне иноку услышался глас свыше, что повелел отправиться Нилу жить на остров Столобный, или как его еще называют, Столбный. В седой древности на этом селигерском острове, что в окрестностях Осташкова, было языческое капище со столбом-идолом в центре.

В 1528 году, когда на нем поселился удивительный монах-отшельник, остров был покрыт густым лесом и совсем безлюден.

По имени острова стали называть инока Нил Столобенский. И Господь наделил его способностью прозревать помыслы людей, их поступки, направлять заблудших на путь истинный. А еще он мог исцелять и спасать от неминуемой гибели путешествующих по суше и на воде. И опять к подвижнику стали стекаться люди.

Пребывая в трудах и молитвах, во время краткого отдыха, преподобный никогда, даже на самую маленькую минуточку, не ложился и не садился. Когда ноги его совсем уже не держали, обессилевший праведник опирался на деревянные костыли, вбитые в стену. Спал — таким же образом.

Прошло 27 лет его жизни на Столобном, необыкновенный монах состарился. А когда пришел его час, то уснувшего вечным сном святого нашли бессильно повисшим на подпорках.

Наследие преподобного Нила

Древняя обитель приютилась на острове Столобном, что у восточного берега озера Селигер. Это в 25 километрах от Осташкова. Ближайшим населенным пунктом является деревня Светлица. Возможно, остров так назвали из-за вытянутой формы. Однако более достоверной кажется другая версия. На острове находилось древнее капище, в центре которого возвышался столб для принесения жертв. Отсюда и пошло название – Столбовой.

Имя монастырю было дано по преподобному Нилу Столобенскому, в честь которого и была основана обитель. Он родился в XV веке в Жабенском погосте, неподалеку от Великого Новгорода. После смерти родителей юноша ушел в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь под Псковом, где и стал монахом. Свое монашеское имя он получил в честь христианского святого Нила Постника.

Нил Столобенский (фрагмент иконы 1771 года)

В 1515 году Нил решил оставить монастырь и стать отшельником. В течение 13 лет он жил в лесной келье в полном одиночестве. Пищей ему служили дубовые желуди и съедобные травы. Он молился день и ночь. Согласно легенде, однажды его решили убить лихие люди. Однако монах вышел к ним с чудотворной иконой, и разбойники в ужасе разбежались. Им почудилось, что их окружают вооруженное люди.

Слух о чудесном отшельнике стал распространяться по всей округе, к нему потянулись люди с просьбами. В поисках уединения Нил оставил свою келью и ушел на Селигер. Там на острове он выстроил часовню и келью, в которой в одиночестве прожил еще 27 лет. Отшельник прославился тем, что дал обет нележания. Чтобы спать, монах подвешивал себя на крючки, вбитые в стену. В келье он вырыл могилу, куда установил гроб. Умер преподный Нил в декабре 1555 года.

Информация паломникам

Нило-Столобенский монастырь открыт для посещения каждый день. Туда можно поехать с экскурсией или отправиться одному.

Более полную информацию о деятельности обители, а также расписание богослужений можно найти на официальном сайте: nilostolobenskaja-pustyn.ru.

Совет автора

Праздники и чтимые даты

В отличие от других православных святынь, Столобенская лавра отмечает довольно много торжественных дат. Основными престольными праздниками являются:

  • 19 января – Богоявление Господне;
  • 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы;
  • 19 декабря и 22 мая – дни почитания Николая Чудотворца;
  • 9 июля и 20 декабря – дни почитания Нила Столобенского.

День почитания Нила Столобенского

Богослужение в монастыре

Церковные службы в обители проходят каждый день:

  • в будние – Божественная литургия с акафистом (8:00);
  • в праздничные и выходные дни – Всенощная (с 20:00 до 9:00).

Адрес и как добраться

Нило-Столобенская пустынь находится по адресу: Тверская область, деревня Светлица, Осташковский р-н. Доехав до Осташково, следует пересесть на автобус или пароход, следующий прямиком к монастырю. На машине нужно двигаться по московской трассе в сторону Торжка, до поселка Сторога, откуда останется проехать всего 14 км до деревни Светлица.

Монастырский комплекс на озере Селигер не зря называют центром духовного развития России. Несмотря на тяжелую историю, мужская обитель не только выстояла, но и продолжает развиваться и заниматься просветительской деятельностью жителей нашей страны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как добраться до Нило-Столобенской пустыни из Москвы

Доехать из столицы до Нило-Столобенской пустыни близ Твери можно несколькими способами.

  • Самый простой вариант — отправиться в путешествие на машине. С Ленинградского шоссе нужно выехать на трассу М-10 и проехать по ней через Тверь, а затем свернуть на трассу А-111, которая и ведет до самого острова Столобного.
  • Еще один способ — доехать до Ниловой пустыни с пересадками на поезде и автобусе. Сначала нужно сесть на поезд, следующий из Москвы до Великого Новгорода, Мурманска или Санкт-Петербурга с остановкой в Твери, а затем сесть на автобус 34 возле железнодорожного вокзала и ехать до остановки «Нилова пустынь».
  • Добраться до железнодорожной станции «Тверь» можно не только поездом, но и электричкой из Москвы, после этого также понадобится сесть на автобус 34 и доехать до остановки с названием «Нилова пустынь».
  • Еще один вариант предусматривает поездку на автобусе от Щелковского автовокзала — нужно проехать по маршруту «Москва – Тверь», после чего пересесть на автобус 34 и добраться до Ниловой обители.

Автобус 34 останавливается на полуострове Светлица — это совсем недалеко от святой Ниловой обители. Светлицу и Нилову пустынь разделяет всего около 650 м.

Также добраться до монастыря можно от города Осташков, в котором чаще всего останавливаются туристы и паломники. Расстояние от Осташкова до Ниловой пустыни составляет около 10 км, ежедневно к обители ходят автобусы, отправляющиеся от автовокзала в Осташкове.

Совет! До Ниловой пустыни из Осташкова можно доехать на автомобиле — для этого требуется выехать из города в сторону Торжка, повернуть к Покровскому сразу после железнодорожного моста и проехать до Светлицы.

История

Происхождение названия

Относительно названия острова — «Столо́бный» — существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём существовало древнее капище и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило—Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.

Монастырь

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 22 декабря 2014. На ведуте 1789 года

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.

В начале XX количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 80-х гг. значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. За 63 года, до передачи Тверской епархии Русской православной церкви Нило-Столбенская пустынь успела «преобразиться» в:

  • 1927—1939 — трудовую коммуну, колонию для малолетних преступников;
  • 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
  • 1941—1945 — госпиталь;
  • 1945—1960 — снова колонию;
  • 1960—1971 — дом престарелых;
  • 1971—1990 — турбазу.

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов.

Особенности архитектуры

Огромный архитектурный комплекс отчасти напоминает небольшой город-крепость. Подобное сходство объясняет высокая гранитная набережная и большое количество монастырских построек.

Монастырские корпуса соборного двора

Юго-восточную часть занимает длинное двухэтажное здание, датированное 30-ми годами XIX столетия. В углу располагаются Архиерейские покои, далее простираются бывшие монашеские кельи, казенная палата и ризница. Раньше чуть поодаль располагался настоятельский корпус, однако сегодня на его месте находится трапезная. На севере можно увидеть самую старую постройку, относящуюся ко второй половине XVII века.

Корпуса гостиного двора

В западной части монастырского комплекса располагаются гостиные покои. Двухэтажные постройки были возведены в конце XVIII столетия, а вот трехэтажный корпус датируется 1806 годом. Ранее на его месте находились одноярусные рабочие кельи, сегодня же здесь обустроена гостиница для паломников.

Архиерейская пристань

В начале XIX века напротив главных восточных врат была сооружена гранитная пристань. Ее отстроили специально для совершения крестного хода, шествующего из Осташково. Торжественная процессия проходила ежегодно, чествуя день обретения чудотворных останков отца-основателя Столобенской обители.

Надвратная Светлицкая башня

Башня, расположенная на стороне Светлицкого полуострова, возведена в стиле ампир. По архитектурной задумке она должна была связывать Богоявленский храм и Архиерейскую пристань. Также она выполняла роль своеобразного маяка, освещая путь ночью или во время погонного ненастья.

Набережная монастыря

Гранитная набережная, делающая Нило-Столобенскую пустынь похожей на берега Санкт-Петербурга, возводилась практически 20 лет. Она полностью окружает остров Столобной, а также затрагивает часть Светлицкого полуострова. По проекту тверского зодчего Ивана Федоровича Львова камень должен был препятствовать осадке и размытию почвы.

Хозяйственные строения

В конце XVIII – начале XIX веков на южном берегу озерного залива находились одноэтажные постройки хозяйственного назначения. Здесь работали столяры, кузнецы, слесари, судоремонтники; располагался амбар, пивоварня и рыбацкая. Сегодня на их месте можно увидеть гаражи, конюшни, скотный двор, а также рабочие кельи.

Богоявленский собор

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Богоявления – трехъярусная постройка с пятью главами. Он был возведен на месте сгоревшей церкви и определил дальнейший архитектурный стиль пустыни. Собор имеет три придела: главный – во имя Богоявления, правый – во имя Благовещения; левый – во имя Николая Мирликийского.

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Богоявления

Храм всех святых

Наиболее древнее здание, датируемое 1699 годом, изначально было пятикупольным, однако позже его увенчали одноглавой ротондой. Пока строился Богоявленский собор, этот храм выполнял основную роль, там же размещались чудотворные мощи Нила Столобенского. Долгое время церковь всех святых считалась больничной, поскольку к ней примыкал монастырский лазарет.

Храм преподобного Нила Столобенского

Надвратный храм находится в связке с Архиерейскими палатами и возвышается у центральных восточных врат. Постройка датируется серединой XVIII столетия, однако после возведения Богоявленского собора ее архитектура была несколько изменена – вместо пяти куполов появилась одна шарообразная глава с крестом.

Петропавловский храм

Возле монастырской трапезной, расположенной в западной части обители, можно увидеть собор апостолов Петра и Павла, построенный во второй половине XVIII века. До прихода к власти большевиков он славился высокохудожественным иконостасом, а также богатым внутренним убранством.

Иоанно-Предтеченский храм

Церковь во имя Иоанна Крестителя была возведена на месте часовенки, построенной Нилом Столобенским. Сегодня она представляет собой прямоугольное, двухъярусное здание, увенчанное пятью куполами. Первый этаж отведен под храм Покрова Богородицы, здесь же находится бывшая келья отца-основателя. Несмотря на плачевное состояние, собор удалось восстановить практически с нуля.

Крестовоздвиженский храм

На юго-западе православной пустыни находится однокупольный собор во имя Воздвижения Креста Господня, датируемый 1784 г. Именно на этом месте основатели монастыря поставили деревянный крест с изображением Нила Столобенского. Ранее Крестовоздвиженский храм окружала каменная стена, а внутреннее убранство отличалось обилием лепнины, позолоты, настенной росписи и прочих элементов декора.

Однокупольный собор во имя Воздвижения Креста Господня

Расписание богослужений Нило-Столобенской пустыни

Отправляясь в Нилову пустынь, многие туристы и паломники хотят попасть на одно из богослужений, проходящих в монастыре. Общий распорядок служб в обители для будних дней выглядит следующим образом:

  • С 6 часов утра и до 14 часов дня служатся полунощница, братский молебен, утреня, часы и литургия.
  • В 14 часов читается молебен с акафистом преподобному Нилу Столобенскому.
  • В 18 часов проходит вечеря, а в 20 часов — малое повечерие.

Такой распорядок в Ниловой обители сохраняется на протяжении 6 дней от понедельника до субботы. В воскресные дни расписание немного меняется — с 8 утра служится молебен с акафистом Нилу Столобенскому, часы и литургия, а с 20 до 9 часов происходит Всенощное бдение.

Важно! По окончании вечерней службы каждый день монахи совершают крестный ход.

Настоятели монастыря

На протяжении своей истории Нилова пустынь находилась под управлением 10 настоятелей и 2 наместников. Каждый из них внес свой вклад в развитие и процветание обители.

В 1594 по 1614 год настоятелем монастыря был Герман Столобенский, именно он основал обитель и провел ее через самые тяжелые годы Смутного времени.
В 1614 году настоятелем стал иеромонах Нектарий, выполнявший обязанности настоятеля до 1667 года и впервые обративший внимание знатных вельмож российского государства на молодую монастырскую обитель.
В период с 1636 по 1647 год монастырем управлял игумен Досифей, поскольку на это время Нектарий был отозван для исполнения обязанностей архиепископа Сибирского и Тобольского.
С 1711 по 1716 год монастырем управлял игумен Паисий, однако в роли настоятеля он пробыл недолго и вскоре попросил о переводе его в Иосифо-Волоколамский монастырь.
В 1755 году в качестве настоятеля обители упоминается игумен Феодосий.
С 1781 по 1789 году Ниловой пустынью управляет архимандрит Иоанникий, при этом сохранились свидетельства, что назначен на свой пост после смерти Феодосия он был по причине прошения, поданного богомольцами и жертвователями.
С 1797 по 1789 год обителью недолго управлял архимандрит Анастасий, на пост настоятеля он был назначен за свои организаторские способности.
В 1789 году Анастасия сменил архимандрит Иоасаф, он управлял пустынью только до 1800 года.
Последним настоятелем монастыря стал архимандрит Иоанникий, ранее принявший постриг в Ниловой пустыни. Свой пост он занял в 1922 году, а 1928 году монастырь был окончательно закрыт.. После того, как в 1991 году Нилова пустынь была возвращена во владение православной Церкви, в управлении монастырем успели принять участие двое наместников

Первым из них стал Вассиан Шуста, занимавший пост до 2000 года, а после него должность занял архимандрит Аркадий Губанов

После того, как в 1991 году Нилова пустынь была возвращена во владение православной Церкви, в управлении монастырем успели принять участие двое наместников. Первым из них стал Вассиан Шуста, занимавший пост до 2000 года, а после него должность занял архимандрит Аркадий Губанов.

Монастырь Нилова Пустынь – достояние России

На месте аскетической кельи преподобного в конце XVI века возник монастырь, названный Ниловой Пустынью. Это время – период становления, а затем и укрепления на Руси централизованного государства. В поддержке московских царей огромная роль принадлежит церкви. Поэтому новые монастыри создаются в местах далеко не случайных.

Так и этот: по Селигеру проходит один из значимых торговых путей того времени, новая обитель Нилова Пустынь на острове Столобный занимает исключительно выгодное в экономическом отношении место. Это идет на благо церкви и опосредованно укрепляет позиции Москвы на северо-западе.

Если в начале своего существования монастырь был деревянной крепостью с единственной скромной церквушкой, то к концу XIX века он стал целым островным городом. В нем все из камня — пять церквей и 25 прочих построек. Нилова Пустынь, наряду с исторической ценностью, теперь обретает значение культурного достояния.

Ее великолепные здания — творения русского архитектора петербуржца Иосифа Шарлеманя, уроженца Лозанны Анжело Ботани и зодчих из Твери. Архитектура Тверской области связана с именами двух талантливых однофамильцев Львовых — Ивана Федоровича и Николая Александровича. В строительство монастыря внес свой вклад Иван Львов и другие тверичане — «архитекторские ученики» Егор Свинкин и братья Ананьины.

Нило-Столобенская пустынь всегда почиталась как одна из величайших православных святынь России. До революции ежегодно стекалось сюда к чудотворным мощам преподобного Нила Столобенского десятки тысяч паломников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector