Нижнегорский район

История Нижнегорского

Как свидетельствуют археологические раскопки, территория поселка с древних времен обжита человеком. В Нижнегорском и вблизи него обнаружены поселения и курганы с захоронениями эпохи ранней бронзы, а также скифского периода.

Точное время возникновения населенного пункта не установлено. Известно лишь, что в XVII в. здесь, в долине реки Салгир, существовало небольшое татарское село Сейтлер (Сегидлер), которое входило в состав Насивского кадылыка Карасубазарского каймаканства. Впоследствии, после присоединения Крыма к России, оно было в составе Перекодского уезда. 1805 года в Сейтлере в 8 дворах проживали 62 чоловека. После Крымской войны часть населения эмигрировала в Турцию.

Царское правительство раздало девственные земли в окрестностях Сейтлера офицерам — участникам Крымской войны 1853-1856 гг. В начале 60-х годов здесь получил 2 тыс. десятин земли отставной подполковник Счастливцев. Он переселил сюда несколько семей крестьян из внутренних губерний России. Впоследствии на этих землях оседали безземельные крестьяне, которые прибывали из Украины на заработки. Жители села занимались земледелием и скотоводством, выращивали озимую и яровую пшеницу, ячмень, овес, просо, кукурузу, разводили бахчи, сады. Населенный пункт делился на две части: Сейтлер вакуфный — татарское село на землях, подлежащих Особой вакуфной комиссии (мусульманское духовенство), и Сейтлер — экономия помещика.

В 1888 году в экономии помещик построил кирпично-черепичный завод, на котором трудились 15 человек. Продукция завода — кирпич и черепица — сбывалась в окружающих селах. После сооружения железнодорожной ветки Джанкой-Феодосия 1892 вступила в строй станция Сейтлер. Поселок начал быстро расти, в 1896 году здесь проживало 475 человек. Большинство жителей — переселенцы из центральных губерний России и Украины — работали в экономиях помещиков, расположенных в окрестностях села. Огромное количество зерна и фруктов, которые производили помещичьи хозяйства на продажу, привлекали в Сейтлер торговцев. В конце XIX в. здесь было 30 торговых предприятий с оборотом свыше 200 тыс. руб. в год. В конце XIX — начале XX в. станция отправляла в портовых городов Феодосии и Керчи около 1,5 млн. пудов хлебных грузов. Через Сейтлер экспортировалось ежегодно около 130-132 тыс. пудов фруктов.

Поселок застраивался медленно и хаотично. Трудовой люд лепил мазанки с односкатными крышами-потолками, глиняным полом и небольшими окошками. А рядом высились кирпичные дома торговцев, трактир и торговые ряды. С ростом населения, все острее становилась проблема снабжения его водой. В 1897 году пробурили первую 292-метровую скважину и установили насос. В 1897 году открыли амбулаторию, а через 6 лет — аптеку. Большинство жителей Сейтлера не знали грамоты. Первую начальную школу основали только в 1892 году. В декабре 1902 года в поселке открыли в честь Н.В.Гоголя бесплатную народную библиотеку-читальню, где дважды в неделю выдавали книги и журналы.

Подавляющее большинство трудящегося населения Сейтлера жила в ужасной нищете. Плодородные участки земли принадлежали помещикам. В Андреевской волости, к которой с конца XIX в. входил Сейтлер, они владели 60 проц. всех пахотных земель, кулаки и духовенство — 26 проц. Тяжелое экономическое положение, классовое угнетение и политическое бесправие порождали среди бедноты недовольство и протест, которые особенно проявились во время революции 1905-1907 гг Летом 1906 года на станции в поисках работы собрались сотни сельскохозяйственных рабочих, среди них подростки 14-15 лет. Небольшое здание вокзала не могло стать прибежищем для всех прибывших. В июне 1906 года они, голодные и измученные безработицей, потребовали от местных властей скорейшего оформления найма и обеспечение питанием.

Во время первой мировой войны большинство мужчин мобилизовали на фронт. Бедняцкие хозяйства пришли в упадок: не было рабочей силы, донимали разные военные повинности. Помещики, кулаки и торговцы Сейтлера и близлежащих сел, используя продовольственные трудности и повышая цены на сельскохозяйственные продукты и наживались.

Расстояние Нижнегорский Крым на машине

Нижнегорский
Нижнегорский — Семенное (5 км;
0:05)
Семенное 5 км 0:05
Семенное — Новоивановка (4 км;
0:03)
Новоивановка 9 км 0:09
Новоивановка — Раздольное (15 км;
0:09)
Раздольное 24 км 0:18
Раздольное — Советский (2 км;
0:01)
Советский 26 км 0:20
Советский — Краснофлотское (6 км;
0:05)
Краснофлотское 32 км 0:25
Краснофлотское — Николаевка (4 км;
0:03)
Николаевка 37 км 0:28
Николаевка — Маковка (4 км;
0:02)
Маковка 40 км 0:30
Маковка — Шахтино (2 км;
0:01)
Шахтино 42 км 0:32
Шахтино — Ильичёво (6 км;
0:03)
Ильичёво 48 км 0:35
Ильичёво — Трудолюбовка (6 км;
0:04)
Трудолюбовка 55 км 0:40
Трудолюбовка — Яркое Поле (4 км;
0:02)
Яркое Поле 59 км 0:42
Яркое Поле — Красносельское (0 км;
0:00)
Красносельское 59 км 0:42
Красносельское — Новопокровка (6 км;
0:04)
Новопокровка 66 км 0:47
Новопокровка — Владиславовка (10 км;
0:05)
Владиславовка 75 км 0:52
Владиславовка — Феодосия (9 км;
0:04)
Феодосия 83 км 0:57
Феодосия — Ближние Камыши (4 км;
0:02)
Ближние Камыши 87 км 1:00
Ближние Камыши — Береговое (3 км;
0:01)
Береговое 91 км 1:02
Береговое — Приморский (3 км;
0:02)
Приморский 95 км 1:05
Приморский — Батальное (15 км;
0:10)
Батальное 109 км 1:15
Батальное — Ерофеево (5 км;
0:04)
Ерофеево 113 км 1:20
Ерофеево — Луговое (7 км;
0:03)
Луговое 119 км 1:23
Луговое — Ленинское (16 км;
0:09)
Ленинское 136 км 1:33
Ленинское — Фонтан (8 км;
0:04)
Фонтан 144 км 1:37
Фонтан — Черняково (13 км;
0:08)
Черняково 157 км 1:46
Черняково — Керчь (20 км;
0:13)
Керчь 177 км 1:59
Керчь — Тамань (37 км;
0:45)
Республика Крым — Краснодарский край
Тамань 215 км 2:44
Тамань — Старотитаровская (34 км;
0:37)
Старотитаровская 248 км 3:22
Старотитаровская — Белый (11 км;
0:07)
Белый 259 км 3:29
Белый — Стрелка (4 км;
0:02)
Стрелка 263 км 3:31
Стрелка — Октябрьский (8 км;
0:05)
Октябрьский 271 км 3:37
Октябрьский — Темрюк (6 км;
0:04)
Темрюк 277 км 3:41
Темрюк — СОТ Северные сады (11 км;
0:09)
СОТ Северные сады 288 км 3:51
СОТ Северные сады — Курчанская (5 км;
0:03)
Курчанская 292 км 3:54
Курчанская — Светлый Путь Ленина (8 км;
0:06)
Светлый Путь Ленина 300 км 4:00
Светлый Путь Ленина — Красный Октябрь (2 км;
0:02)
Красный Октябрь 302 км 4:02
Красный Октябрь — Коржевский (1 км;
0:01)
Коржевский 304 км 4:04
Коржевский — МТФ № 8 колхоза «Путь к Коммунизму» (23 км;
0:17)
МТФ № 8 колхоза «Путь к Коммунизму» 328 км 4:21
МТФ № 8 колхоза «Путь к Коммунизму» — Славянск-на-Кубани (10 км;
0:07)
Славянск-на-Кубани 338 км 4:29
Славянск-на-Кубани — Коржевский (8 км;
0:05)
Коржевский 347 км 4:34
Коржевский — Крижановский (2 км;
0:01)
Крижановский 349 км 4:35
Крижановский — Крикуна (5 км;
0:02)
Крикуна 353 км 4:38
Крикуна — Полтавский (5 км;
0:03)
Полтавский 358 км 4:42
Полтавский — Полтавская (6 км;
0:03)
Полтавская 364 км 4:46
Полтавская — Старонижестеблиевская (19 км;
0:12)
Старонижестеблиевская 383 км 4:58
Старонижестеблиевская — Зареченское (18 км;
0:13)
Зареченское 401 км 5:11
Зареченское — Старовеличковская (6 км;
0:04)
Старовеличковская 407 км 5:15
Старовеличковская — Калининская (1 км;
0:00)
Калининская 408 км 5:16
Калининская — Советский (11 км;
0:07)
Советский 419 км 5:24
Советский — Ольховский (12 км;
0:08)
Ольховский 431 км 5:32
Ольховский — Тимашёвск (3 км;
0:02)
Тимашёвск 434 км 5:34
Тимашёвск — Брюховецкая (21 км;
0:15)
Брюховецкая 454 км 5:49
Брюховецкая — Красная Поляна (2 км;
0:01)
Красная Поляна 456 км 5:51
Красная Поляна — Переясловская (12 км;
0:08)
Переясловская 469 км 5:59
Переясловская — Придорожная (16 км;
0:10)
Придорожная 485 км 6:10
Придорожная — Каневская (4 км;
0:02)
Каневская 488 км 6:12
Каневская — Стародеревянковская (9 км;
0:06)
Стародеревянковская 498 км 6:19
Стародеревянковская — Новоминская (22 км;
0:14)
Новоминская 519 км 6:33
Новоминская — Староминская (28 км;
0:19)
Староминская 547 км 6:53
Староминская — Сонино (17 км;
0:11)
Краснодарский край — Ростовская область
Сонино 564 км 7:05
Сонино — Полтава 1-я (33 км;
0:21)
Полтава 1-я 597 км 7:27
Полтава 1-я — Кугей (9 км;
0:05)
Кугей 606 км 7:33
Кугей — Пешково (18 км;
0:12)
Пешково 624 км 7:45
Пешково — Азов (3 км;
0:03)
Азов 628 км 7:49
Азов — Новоалександровка (10 км;
0:07)
Новоалександровка 638 км 7:56
Новоалександровка — Кулешовка (3 км;
0:01)
Кулешовка 641 км 7:58
Кулешовка — Овощной (8 км;
0:05)
Овощной 649 км 8:04
Овощной — Койсуг (3 км;
0:01)
Койсуг 651 км 8:05
Койсуг — Батайск (0 км;
0:00)
Батайск 652 км 8:06
Батайск — Ростов-на-Дону (6 км;
0:03)
Ростов-на-Дону 657 км 8:10
Ростов-на-Дону — Юго-Восточная промзона (12 км;
0:08)
Юго-Восточная промзона 670 км 8:18
Юго-Восточная промзона — Чалтырь (8 км;
0:04)
Чалтырь 677 км 8:23
Чалтырь — Крым (3 км;
0:04)
Крым 682 км 8:29

История и описание Нижнегорского

Об истории поселка известно немногое. Территория его была населена с эпохи бронзы, но собственно поселение образовалось не ранее XVII века. Первое название было Сейтлер, что следует перевести как «потомки пророка». В начале века в нем не было и полусотни жителей (татар). После Крымской войны поселение фактически исчезло, так как татары тогда массово переселялись в Турцию.

Но местность в окрестностях Сейтлера была хороша для ведения сельского хозяйства – и сюда стали собираться безземельные крестьяне с материка. Они разбивали сады, выращивали бахчевые, неплохо росли тут и зерновые. Потом, в 1888 году, в поселке появился кирпичный завод. Когда в 1892 году сюда подвели железную дорогу, поселок стал быстро разрастаться и превратился в региональный центр торговли зерном. В нем была школа и медицинская амбулатория.

Советская власть немало поспособствовала процветанию поселения. Колхоз тут появился в 1921 году, так что никакой насильственной коллективизации не было. Хозяйство было зажиточным и успешным. В 1930 году Сейтлер стал районным центром, а с 1938 года стал числиться поселком городского типа. Но главное – в нем строились разные предприятия: молокозавод, инкубатор, нефтебаза, пекарня, типография, элеватор и целых 3 электростанции (местного значения, но…). У людей была работа, доход и уверенность в завтрашнем дне.

Все это закончилось в 1941 году. Неудивительно, что в Сейтлере крайне негативно относились к немецкой оккупации. На базе поселка был создан партизанский отряд, тут действовали подпольная группа и подпольный райком.

Поскольку татар в Сейтлере было немного, депортация 1944 года не привела к значительным потерям населения – только к изменению названия. Поселок довольно быстро отстроился, заработали его многочисленные предприятия и появились новые – в частности, в 1975 году был построен крупный консервный завод, а с 1959 года тут действует питомник саженцев плодово-ягодных культур.

Сейчас в Нижнегорском проживает немногим менее 9 тыс. человек. В поселке работает несколько предприятий, есть 3 школы, больница, Дом культуры, железнодорожная и автобусная станции – в общем, все, что нужно для благополучной жизни. Климат в поселке тоже благоприятный – не слишком сухой и жаркий, лето здесь продолжительное, а зима довольно теплая (что вообще-то для степного Крыма не слишком типично).

Отдых и достопримечательности в Нижнегорском

Условия для жизни: питание и жилье

Нижнегорск (называют его иногда и так, хотя официально поселок числится как «Нижнегорское») – гостеприимное место, но на отдых сюда ехать не рекомендуется. Ничто в районе на это не рассчитано. Местное население более занято производством и обслуживанием своих земляков, а не ублажением туристов. Развлекательная инфраструктура более чем скромна; местные жители не выстраиваются в очередь с целью предложить приезжему аренду жилплощади.

Однако в Нижнегорское нередко приезжают люди по делу; оказываются здесь и транзитные путешественники. И гостиницы в поселке есть (две безымянные, а третья зовется «Три желания»). Но это не отели для отдыха, а место «для переночевать». Отзывы некоторых проезжих отмечают, что цены несколько высоковаты для предлагаемого уровня, но на обслуживание особых нареканий нет.

Ситуация с питанием гораздо лучше. В Нижнегорском есть несколько точек быстрого питания и кофеен. Имеется несколько кафе, где можно перекусить более-менее основательно и даже приятно провести время вечером с семьей или в компании – «Белоснежка», «Дюльбер», «Мохито», «У Амета». Кухня – интернациональная или татарская, цены средние. Есть и заведение с претензией на ресторанный статус («Весна», «Антрекот»). Но ждать от них чего-то особенного не приходится – просто достаточно приличные места, где можно посидеть вечером или провести торжество.

Магазинов в Нижнегорском много – самых разных. Есть и небольшие частные лавочки, и крупные центры.

Выбирайте: Частный сектор в Крыму

Культурный досуг

Командировочному или транзитному путешественнику в Нижнегорском найдется, что посмотреть. Но для сколько-нибудь продолжительной программы местные достопримечательности слишком немногочисленны.

В поселке есть небольшой краеведческий музей (типичный для заведений подобного рода), новые церковь и часовня. Есть несколько памятников – погибшим в Великую Отечественную, «афганцам», Крымской весне. Присутствуют тут и почти обязательные Ленин и Шевченко (уживаются мирно, никого из них никто не собирается сносить). Есть небольшой парк.

Самая знаменитая местная достопримечательность – неофициальная. Это старое недостроенное здание райкома партии, оставшееся с советских времен. Ему до сих пор не могут найти хозяина. Из-за масштабности и грозного вида недострой прозвали «нижнегорским Пентагоном». В конце 2019 года появилась информация, что местные власти передали его в собственность Республики Крым – может, на республиканском уровне смогут решить, к чему можно приспособить Пентагон.

А приезжают туристы в Нижнегорское обычно по пятницам – чтобы попасть на местную овощную ярмарку. Точнее, это просто большой базар, но он знаменит прекрасным ассортиментом овощей и фруктов по ценам ниже средних (по Крыму, естественно). Вывозят сюда и продукцию местного консервного завода – тоже вполне популярную.

Приезжают иногда люди и в плодовый питомник – за сортовыми саженцами. Но тут уж надо связываться с руководством самого предприятия – как и когда оно согласно принимать потенциальных покупателей.

В тему: Лучшие экскурсии в Крыму

Как доехать (добраться) к Нижнегорскому

Сделать это несложно, причем разными способами. Первый вариант – маршруткой №152, которая идет от Восточной автостанции города Симферополь.

Второй – маршрутными автобусами, следующими в направлении северных городов Крымского полуострова.

Третий – по железной дороге. В Нижнегорском есть ЖД-станция, через которую ходят электрички и поезда из Симферополя, Джанкоя, Керчи, Феодосии и Армянска.

Четвертый – на машине. Как правило, едут в Нижнегорский из Симферополя, вот маршрут для авто на карте:

Поселок Нижнегорское и без туристической отрасли не останется без гостей. Оживление железнодорожного движения в Крыму и востребованность плодоовощной продукции не позволит этому населенному пункту зачахнуть. А отпускники всегда могут приехать сюда в пятницу и закупиться свежими дарами местной земли. В заключение – видео в тему, приятного просмотра!

История

Постановлением ВЦИК от 30 октября 1930 года О реорганизации сети районов Крымской АССР был образован Сейтлерский район с центром в посёлке Сейтлер, в состав которого включались:

  • сельсоветы Феодосийского района: Новосельский без трех селений, вошедших в Биюк-онларский район, Сеткинский, Таймазский, Митрофановский, Дортенский, Сейтлерский, Бурнашский, Желябовский, Ново-керлеутский, Бешкуртка-Вакуф, Саурчинский, Вешаранский, Ичкинский, Аликеченский, Емельяновский, Белокошский, Кольчуринский, Киянлынский, селения Эссен-экинского сельсовета: Менгермен-немецкий, Менгермен-русский;
  • сельсоветы Джанкойского района: Средне-джанкойский, Мангитский, Николаевский, Акимовский, Ногайлы-ахматский;
  • Ново-царицинский сельсовет Карасубазарского района. На 1 октября 1931 года население района составило 29650 человек в 155 населённых пунктах (34 сельсовета).

В декабре 1944 года после депортации крымских народов он был переименован в Нижнегорский район. 12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма» и в сентябре 1944 года в район приехало 320 семей новоселов из Тамбовской области, а в начале 1950-х годов последовала вторая волна переселенцев из различных областей Украины

После присоединения Крыма к России в 2014 году «шефство» над районом взяла на себя Владимирская область.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector