30 достопримечательностей петергофа, которые стоит посетить

Как устроен дворец Монплезир внутри и снаружи

В центре дворцового комплекса находится Парадный зал. Его купол украшают скульптурные работы и росписи, аллегорически повествующие о четырех стихиях и смене времен года. Стены облицованы дубовыми панелями. Центральная часть связана с лустгаузами (в переводе «веселыми домиками») посредством протяженных галерей, каждая длиной 22 м. Их огромные окна с мелким остеклением в голландской манере придают всей постройке легкость и прозрачность.

Главный корпус имеет выходы в сад и на Морскую террасу — променад. С этой площадки открывается великолепный вид на Кронштадт и Финский залив. При строительстве Монплезира применялись все самые передовые технологии того времени. В резиденции на берегу залива был сделан водопровод и проточная канализация. Стены здания выполнены из мелкого кирпича без оштукатуривания. Белая известковая расшивка кирпичной кладки добавляет строению легкости и изящества.

GAlexandrova

Что внутри

Внутреннее убранство дворца, в отличие от скромного экстерьера, поражает роскошью. Полы сделаны из черных и белых мраморных плит, уложенных в шахматном порядке. Стены украшены живописными полотнами в черных лаковых рамах из петровского собрания западноевропейских мастеров. К Парадному залу примыкают Лаковый (Китайский) кабинет, кухня с буфетной, с другой стороны — Морской кабинет и спальня Петра. Дворец украшали голландские изразцы, изысканная лепнина и росписи. На консолях и полках стояли коллекции японского и китайского фарфора.

Особый интерес представляет собрание лаковых панно из Китайского кабинета. Первые доски с миниатюрной росписью в китайском стиле были выполнены русскими иконописцами под руководством голландского мастера. К сожалению они были сожжены в годы Второй мировой войны. Новые панно по уцелевшим фрагментам написаны в 50-х гг. прошлого века мастерами Палеха и снова украшают Лаковый кабинет Петра.

L2V

Вокруг дворца

Особого внимания заслуживает дворцовый сад Монплезира. Его парадная партерная планировка и система фонтанов созданы по эскизам Петра I архитектором Николо Микетти и французским фонтанным мастером Полем Суалемом. Четыре партерных цветника с замысловатым узором разделены крестообразной аллеей. Сад окружен живой изгородью из стриженого самшита. По обеим сторонам высажены рядами каштаны, клены и липы.

В центре ландшафтной композиции находится фонтан «Сноп». С четырех сторон от него симметрично расположены четыре фонтана-колокола, увенчанные скульптурами Сатира, Вакха, Психеи и Аполлино. В начале XIX в. свинцовые оригиналы статуй петровского времени заменили на позолоченные бронзовые модели скульптора Ивана Мартоса. В скамейках были спрятаны фонтаны-шутихи, призванные пугать гостей дворца, неожиданно обливая их водой. Фонтаны Монплезирского сада — одна из жемчужин фонтанного ансамбля Петергофа.

Фонтан «Сноп»,  Наталья Филатова

Кто построил Монплезир

Архитектурный стиль дворца специалисты определяют как «петровское барокко». Считается, что его проект разрабатывали опираясь на архитектуру малых прусских дворцов. Петр I хотел придать постройке голландские черты, чтобы Монплезир напоминал ему о годах, прожитых в Европе и его любимой Голландии. Не случайно, в некоторых источниках дворец на берегу Финского залива называют «Голландским домиком». В планировке здания, конструкции кровли, оформлении окон и фасадов прослеживаются черты голландской архитектуры XVIII в.

Строительство велось по проекту немецкого архитектора, служившего при петровском дворе — Иоганна Фридриха Браунштейна, ученика знаменитого Андреаса Шлютера. В отделке и оформлении внутреннего убранства Монплезира приняли участие многие выдающиеся художники, скульпторы и декораторы того времени: Жан-Батист Леблон, Николо Микетти, Николя Пино и другие.

thisisbossi

Большая оранжерея


Большая оранжерея.

В Нижнем парке есть не только фонтаны и дворцы, но и множество исторических хозяйственных построек. Одна из них – Большая оранжерея, в которой с XVIII века выращивали рассаду и теплолюбивые растения.

Зачем посещать:

Сегодня в Большой оранжерее работает ресторан, в котором можно пообедать во время экскурсии. Само здание является архитектурным памятником: его фасад украшают пилястры, каменные вазы и балюстрада, на южной стороне расположены большие окна. Рядом с оранжерейным комплексом находится фонтан Тритон.

Адрес: Большая Оранжерея, Нижний паркы, Разводная площадь, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Россия.

Достопримечательности и досуг в районе

По уверению экскурсоводов, из года в год сопровождающих туристические группы по достопримечательностям Петродворцового района, на то, чтобы все тщательно и детально осмотреть, может понадобиться несколько недель. По дворцово-парковым комплексам Петергофа и Ораниенбаума создано множество путеводителей и написано еще больше интересных книг на всех языках мира. Мы постараемся очень кратко описать основные рекомендованные к посещению туристические места.

Итак, в Ломоносове, кроме уже не раз упомянутого в этой статье великолепного Меншиковского дворца, внимания заслуживает «потешная» крепость Петерштадт, сооруженная Петром III, и его геометрически правильный скромный дворец, построенный в конце 18-го века архитектором Ринальди.

Дворец Петра 3

Обязательно посетите Павильон Катальной горки, созданный два столетия назад для увеселения императорского двора. Для интересующихся неорусской архитектурой будет интересен собор Архангела Михаила.

Павильон Катальной горки

Собор Архангела Михаила

В Петергофе, помимо знаменитого дворца и фонтанов, будет интересна Готическая Капелла, построенная в середине 19-го века, Царицын и Ольгин павильоны в Колонистском парке, пышный и нарядный собор Петра и Павла и многое другое.

Готическая капелла

Собор Петра и Павла

Стрельна, кроме Константиновского дворца, знаменита еще двумя парадными зданиями царской эпохи — это Львовский и Путевой дворец Петра I. Каждый из них стоит посетить, выбирайте тот, который больше понравится. Раньше здесь, в Орловском парке находился еще и живописный Орловский дворец, однако в период немецкой оккупации здание было полностью разрушено, и восстановить его не представляется возможным.

Путевой дворец

Львовский

Если же вас не привлекает посещение туристических мест и памятников архитектуры, в Петродворцовом районе на сегодня можно развлечься и весело провести время в одном из престижных загородных клубов и спортивных центров. Здесь можно покататься на лошадях, арендовать яхту с капитаном и отправить в морское путешествие по Финскому заливу (в теплое время года).

Услуги в комплексе Петергоф

На всей территории комплекса музеев и садов, образующих Петергоф, предлагаются различные услуги:

  • Бесплатный вайфай в Нижнем парке.
  • Туристический поезд. Небольшая поездка на поезде по Александрийскому парку. С 10:00 до 18:00 часов, с мая по октябрь.
  • Аудиогиды в музеях (на русском, английском, немецком и французском языках). Аудиогид по Большому дворцу стоит 500 рублей, а аудиогиды по другим зданиям и музеям — по 200 рублей каждый.
  • Интерактивные аудиогиды в Нижнем парке (на русском, английском, немецком и испанском языках).
  • Велосипед. В летний сезон проводятся велосипедные туры.
  • Путешествие на лодке. На одном из прудов Верхнего парка можно взять напрокат лодку (только в период с мая по октябрь).
  • Доступность. Вы можете арендовать инвалидные коляски.
  • Рестораны. В садах Нижнего парка с мая по сентябрь работают два ресторана: Штандарт и Оранжерея. Кроме того, по всему парку расположены небольшие киоски и пункты быстрого питания. Также, вы можете поесть за пределами комплекса в любом из многочисленных ресторанов.

Фермерский дворец

Фермерский дворец в парке «Александрия»

Фермерский дворец был построен в 1831 году в парке Александрия специально для наследника престола Александра II. Здание неоднократно перестраивали и расширяли в связи с увеличением императорской семьи. Во дворце в хорошем состоянии сохранились элементы исторической отделки. В Синем кабинете, где проводились заседания министров, выставлены личные вещи Александра II, в том числе часы с несколькими циферблатами. В здании также открыта экспозиция «Петергофские дачники», воссоздающая атмосферу загородной жизни второй половины XIX века.

Что есть на территории

Что такое Петергоф и что он в себя включает? Комплекс строился как загородный дворец Петра. Он создавался по подобию Версаля. По своим внешним характеристикам данный дворец не уступал зарубежным подобным сооружениям. Петергоф переводится с немецкого языка как Петров двор.

Масштабы уникального комплекса поражают своей красотой и величием. Петергоф включает в себя Большой Дворец, затем сюда входит Монплезир. Кроме этого, здесь находится павильон паркового типа, музей Эрмитаж и дворец под названием Марли. Стоит сказать о том, что Морли и Эрмитаж были построены по проекту таких мастеров, как Браунштейн И.Ф., Ж.Б. Леблон. При жизни Петра I были построены фонтаны в Петергофе. Их количество насчитывало 130 штук. Также было осуществлено возведение каскадов и статуй.

История Петергофа: основные сведения о достопримечательностях

История города с непривычным для русского уха названием Петергоф тесно связана с петровской эпохой и с тем, какие достопримечательности находятся на этой территории. Туристы постарше хорошо помнят, что город носил имя Петродворец, это название было утверждено после Великой Отечественной войны. В 1997 году историческое наименование было возвращено городу.

История названия «Петергоф» восходит к началу восемнадцатого века. «Питергоф», а тогда название г. Петергоф писалось именно так, означает в переводе с немецкого языка «Петров двор», и впервые история отразила это осенью 1705 года. В те годы на берегу Финского залива был построен скромный маленький дом, служивший для отдыха Петра I,  часто путешествовавшего из Петербурга в Кронштадт. Петрову двору суждено было через два десятилетия превратиться в блестящую загородную резиденцию, славящуюся на весь мир уникальными фонтанами и роскошными дворцовыми покоями. Петр мечтал о дворце на берегу Балтийского моря, окруженным садом со множеством фонтанов, подобно тем, что он посещал в Европе. Несравненные фонтаны Петергофа — главные достопримечательности этого пригорода наряду с дворцами и парками. В течение двух столетий Петергоф был официальной летней резиденцией императорского двора, и довольно большой город первоначально сформировался вокруг Большого дворца, подобно Версалю во Франции.  В девятнадцатом веке для постоянно увеличившейся семьи Романовых в Петергофе было возведено немало построек, предназначенных для частной семейной жизни.  Огромный и разнообразный музейный комплекс объединяет Петергоф, Ораниенбаум, Александрию, дворец Петра I в Стрельне, Царицын и Ольгин острова. Но душой Петергофа по-прежнему остаются великолепные фонтаны.

Александрия

Как бы забавно это не прозвучало, но русские цари были дачниками. Начиная с Николая I и его супруги Александры Федоровны, а в дальнейшем еще три поколения семьи Романовых проводили летнее время в усадьбе, названной в честь императрицы Александрией.

Парк выглядит романтично и овеян легкой грустью о давно минувших днях. Когда-то здесь гуляли и шумно веселились императорские дети, досуг которых был тщательно продуман. Сегодняшним гостям предлагают посетить места детских игр: пожарную каланчу и гимнастическую площадку, построенные специально для наследников. Для современных ребят проводятся исторические реконструкции и увлекательные исторические квесты.

Романтичный парк Александрия

Все парковые павильоны и дворцы Александрии представляют интерес для посетителей: Фельдъегерский домик, Фермерский дворец, музей «Дворцовая телеграфная станция», Новая ферма, дворец «Коттедж», Готическая капелла, каждый из экспонатов имеет увлекательную историю и интересен по-своему.

Первый архитектор

Петр Великий, как известно, был весьма деятельным монархом. Он сам составлял указы, относящиеся к строительству загородной резиденции. Сохранились чертежи и рисунки с пометками императора, поэтому нередко именно его называют первым архитектором Петергофа.

Царь заказывал за границей скульптуры и картины для украшения его дворцов и парков. Также он выписал из Франции скульптора, живописца и архитектора. Помимо этого, Петр лично разработал фонтанную систему, к которой предложил провести с Ропшинских высот водовод длиной 20 км.

Наконец летом 1721 г. яхта с иностранными послами пришвартовалась у берега канала, прорытого от моря ко дворцу. Их встречал Петр I, пригласивший дипломатов на открытие новой загородной резиденции. В честь этого события в истории Петергофа впервые были пущены фонтаны.

История царского сада

В XVII-XVIII веках европейскую моду на придворные сады задавали французы и голландцы. Монаршие семьи и состоятельные вельможи вкладывали много денег, чтобы устраивать вокруг своих дворцов и поместий регулярные парки. Прямые дорожки, ровные террасы и геометрические формы газонов символизировали абсолютную власть над природой, демонстрировали гостям огромное богатство и высокий статус владельцев.

Идею роскошного регулярного парка Петр I привез из своей поездки во Францию. Российский царь побывал во владениях французского короля и был восхищен устройством парковых клумб и фонтанов. Чтобы новая резиденция под Санкт-Петербургом выглядела не хуже, царь нанял Иоганна Фридриха Браунштейна. В 1714-1716-х годах немецкий архитектор отвечал за все строительство и проектирование садов в Петергофе.

Вид на Большой каскад, фонтан «Самсон» и Воронихинские колоннады

Зелеными насаждениями занимался опытный мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Александр Леблон. По просьбе Петра I в 1716 году он приехал в Россию из Франции и занял должность генерал-архитектора при русском дворе. Леблон участвовал в проектировании Большого дворца в Петергофе и обустраивал прилегающий к нему Нижний парк.

Однажды сподвижник государя – Александр Данилович Меньшиков оболгал Леблона. Он донес Петру I, что царский зодчий самовольно вырубил деревья, которые с таким трудом были выращены в Петергофе. Разгневанный царь устроил французу разнос, оскорбил его и даже ударил палкой. Вскоре навет Меньшикова открылся, но выросший в другой культуре Леблон слег от унижения, сильно заболел и в марте 1719 года умер.

Вид на павильон Эрмитаж в Нижнем парке Петергофа

После кончины первого садовника Петергофа Браунштейн продолжил работы по его проектам. Он составил подробный план Нижнего парка, создал перед дворцом Большой грот с каскадами, спроектировал несколько фонтанов, построил дворец Марли, Большую оранжерею, павильон Эрмитаж, а также Сад Венеры и Бахуса в западной части парка.

В 1720-е годы немецкий архитектор отошел на второй план, уступив свое место итальянскому зодчему Николо Микетти. В годы правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны обустройством Нижнего парка руководил Бартоломео Франческо Растрелли. В начале XIX века русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин построил в Нижнем парке каскад, обелиски и колоннады.

Дворец Монплезир в Нижнем парке Петергофа

Последние штрихи в оформление парковой зоны Петергофа внес талантливый архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Благодаря ему, в Нижнем парке появился удивительный по красоте «Львиный каскад». Во второй половине XIX века дворцовые сады обросли новыми царскими имениями. В правление Николая I Штакеншнейдер разбил на заболоченных пустошах два пейзажных парка – Колонистский и Луговой.

Кроме знаменитых архитекторов, в Нижнем парке трудились известные мастера садового искусства. С 1715 по 1738 год в царской резиденции работал голландский садовник Леонард фон Гарнихфельт. Он руководил фигурной стрижкой деревьев и кустарников, разбивал партерные цветники со сложным декором и устраивал голландский сад перед дворцом Монплезир. Красота Нижнего парка приумножалась руками садовых дел мастеров А. Борисова, Б. Фока, В. Башиловского и Т. Тимофеева.

Памятная скамья в Нижнем парке Петергофа

За полтора века сложился огромный дворцово-парковый ансамбль Петергофа. В него входили 11 парков, роскошные имения членов монаршей семьи и великих князей. До 1917 года они были закрыты для посещения. Лишь изредка жителей Санкт-Петербурга пускали на публичные гуляния в парки, но вход на такие праздники стоил дорого – 10 копеек серебром.

После революции царские имения национализировали и превратили в музеи. Первая экскурсия трудящихся по залам Большого дворца и аллеям Нижнего парка прошла в мае 1918 года. Музейный комплекс рос и развивался. Перед началом Великой Отечественной войны в Петергоф приезжали до 1,5 млн человек в год.

Вид на фонтан Пирамида в Нижнем парке Петергофа

Фашисты вырубили много парковых деревьев. Тут и там виднелись противотанковые завалы, которые немцы устроили из старых спиленных стволов. Подземные водопроводы были сломаны, а ценные монументальные скульптуры и барельефы – пропали.

Вид на Большую оранжерею в Нижнем парке Петергофа

Первыми за работу по восстановлению Нижнего парка взялись саперы. Они очистили территорию от неразорвавшихся снарядов и мин. Ленинградцы выровняли траншеи и убрали мусор. В середине июня 1945 года старинный парк был открыт для прогулок, а к концу лета 1946 года реставраторы и строители сумели запустить 38 водометов.

Как добраться

Адрес музея: г.Петергоф, улица Разводная, дом 2.

Каждый путешественник сам решает, на какой вид транспорта удобнее сесть, чтобы доехать самым кратким маршрутом:

  • речной транспорт;
  • электричка;
  • автобус;
  • маршрутное такси;
  • личный транспорт и такси.

Караульный домик

Большинство остановок автобусов и маршруток в Питере удобно расположены рядом со стациями метро. Более подробную информацию о маршрутах можно найти на официальном сайте ГМЗ «Петергоф». На нём можно также найти перечень услуг, время работы и стоимость билетов.

Отправляясь в город на Неве, непременно стоит посетить Петродворец, где находится Государственный музей-заповедник «Петергоф», всемирно известное собрание предметов искусства и объектов архитектуры.

Три Самсона

В годы правления Анны Иоанновны годовщину Полтавской битвы отпраздновали сооружением самого величественного фонтана Петергофа. Монумент, окруженный водой, получил название «Самсон, разрывающий пасть льва». Фигура Самсона символизировала мощь России и ее триумф не только в Полтавской баталии, но и во всей Северной войне. Почему именно Самсон стал главной фигурой Большого каскада? На то есть две причины. Во-первых, победа над шведами в 1709 году была одержана в день Святого Самсония Странноприимца, который считался покровителем русского войска. Кроме того, самого Петра Великого сравнивали при жизни с библейским персонажем по имени Самсон, одним из подвигов которого была победа над львом. В противники Самсону льва избрали еще и потому, что этот зверь располагался на шведском гербе.

Первая свинцовая статуя Самсона в начале XIX века потемнела и пришла в негодность – тогда ее заменили аналогичной, но из бронзы. Вариант 1802 года создал скульптор М.И. Козловский. В годы Великой Отечественной войны второй Самсон был утерян безвозвратно, и судьба его неизвестна до сих пор. В акте «Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков» написано, что скульптуру разрезали на части и вывезли для переплавки в Германию. При этом фотографии из Петергофа, сделанные в 1941-1943 годах, доказывают, что в это время Самсон еще был на месте. Другая фотография, очевидно, более поздняя, запечатлела группу нацистов на фоне Большого каскада уже без скульптуры. Исследователи сходятся во мнении, что если Самсона действительно увезли в Германию, то сделано это было в 1943 году после прорыва блокады Ленинграда. Третья скульптура Самсона появилась в 1947 году, когда Петергоф восстанавливали после разрушительных последствий войны. Она, как и ее пропавшая предшественница, выполнена из золоченой бронзы.  Перед возвращением на законное место скульптуру торжественно провезли по улицам Ленинграда.

Петергоф после революции

В 1918 году бывшим императорским дворцам был присвоен статус музеев, а 18 мая 1918 года по дворцовым залам была проведена первая познавательная экскурсия рабочих. Через некоторое время в корпусах, где при царях жили придворные и обслуживающий персонал, стали открываться санатории, дома отдыха, различные учреждения для детей. Парки были отданы под читальни, детские площадки и эстраду.

В самом начале войны, 23 сентября 1941 года, город заняли фашисты. Их оккупация продолжалась до 19 января 1944 года. За годы лихолетья и военных действий город был разрушен почти до основания, а многие ценности были вывезены или сожжены, фонтаны выведены из строя, вырублено 10 тысяч деревьев, что составляло более третьей части зелёного массива. Немецкое название «Петергоф» трудно было не только воспринимать, но и произносить, поэтому в 1944 году музею было дано наименование Петродворец.

Город постепенно восстанавливался, из руин поднимались прекрасные дворцы и парки. Не все удалось реставрировать, так сильно были разрушены ценнейшие постройки. Сегодня Петергоф находится под охраной ЮНЕСКО и радует своим богатством и блеском гостей со всего мира.

Колонистский сад.

Выйдя из собора, вы можете направиться к Колонистскому саду, где своими глазами сможете увидеть два прекрасных острова: Ольгин и Царицын, с не менее прекрасными павильонами. Ольгин павильон был назван в честь младшей дочери императора Николая Первого, а второй – в честь его жены — Александры Федоровны. Царицын павильон напоминает главную комнату римских вилл, которые находили при раскопках города Помпей, за что и получил название «оазис вкуса и роскоши».

Плата за вход:

Для российских граждан и гостей СНГ: для взрослых — 350 руб., для учащихся — 150 руб., для пенсионеров — 200 руб.

Для граждан из-за рубежа: взрослые платят 550 рублей, учащиеся — 300 рублей.

Стоимость билета для посещения садов на островах Царицын и Ольгин — 100 руб. Видео — фотосъемка в павильонах запрещена. Видео фотосъемка со штативом на островах и в парках — 200 рублей.

Детище Петра Великого

История создания Петергофа изобилует преданиями. По одному из них, идея строительства дворца принадлежала Екатерине I. Поскольку Петр часто ездил в Кронштадт следить за возведением укреплений, а в бурную погоду море представляло немало опасностей, императрица посоветовала ему построить дом в том месте, от которого переезд был бы удобен и недалек.

Позже, когда Петр I увидел подходящую мызу, он последовал совету супруги, приказав в 1709 г. устроить гавань, а невдалеке от нее возвести «попутный дворец» в голландском стиле. Так появился Монплезир, а рядом с ним построили баню, столовую, ванную комнату, буфет и походную церковь.

Сохранились воспоминания современников, по которым можно представить, каким был Петергоф во времена Петра Великого. Так, Верхние палаты (нынешняя центральная часть Большого дворца) имели два этажа. На первом жила прислуга, на втором – царская семья. Позади них был разбит Верхний парк, а за ним устроен зверинец.

Широкий каскад тремя уступами спускался прямо в Нижний парк к цветникам и двум аллеям, которые вели к увеселительным дворцам, построенным у самой Невы. Первые фонтаны заработали в Петергофе в 1721 г., хотя те, что мы видим сегодня, были установлены уже после смерти царя-реформатора.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Почти 300 лет водоподводящая система работает без сбоев. За этот срок фонтаны были свидетелями эпохальных событий: смены императоров, государственного строя и Великой Отечественной войны. Как раз в немецкую оккупацию жизнь в Петергофе остановилась. Авиаудары разрушили каналы, разорвали трубы, осушили пруды. Парк и дворцы были разграблены.

Водоподводящую систему восстановили быстро…но жемчужину – скульптуру Самсона – найти так и не смогли. Во время войны она пропала.

В 50-е годы XX века реставраторы по чертежам и фотографиям восстановили фонтан и он занял свое историческое место.

Луговой парк


Луговой парк.

Луговой или Озерковый парк занимает более 85 гектаров на юге Петергофа. Его благоустройство было начато в 1820-х годах по указу Николая I. На территории расположены несколько прудов, вода из которых используется для питания фонтанов: она подается по Самсониевскому каналу к Верхнему саду и Нижнему парку.

Зачем посещать:

Луговой парк – пейзажный, поэтому он хорошо подходит для спокойных прогулок: здесь можно устроить пикник или просто подышать свежим воздухом. На территории также есть несколько архитектурных достопримечательностей, в том числе Бельведер (двухэтажный дворец с колоннами в классическом стиле) и руины Розового павильона, построенного в середине XIX века и разрушенного во время войны.

Адрес: Луговой парк, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Россия.

Петергоф после Петра I

У парков императорской резиденции Петергоф — богатая история. И после смерти основателя его преемники старались поддерживать резиденцию в достойном виде, преумножать её красоту и богатство, оставить свой след в её истории. Для строительства и реконструкции приглашались скульпторы, инженеры, художники, архитекторы, создававшие поистине шедевральные композиции ансамбля и великолепные интерьеры. Первоначальный дворцово-парковый ансамбль был построен в очень короткие для такого масштабного проекта сроки — за 13 лет. На момент открытия комплекс включал — дворцы Большой, Монплезир, Марли, а также Большой каскадный и ещё полтора десятка фонтанов.

К сожалению, Петру наслаждаться своим детищем пришлось совсем недолго. После его кончины в течение нескольких лет резиденция была забыта и дальнейшее строительство свёрнуто

Но уже в 1730 году правящая на тот момент Анна Иоанновна уделила внимание дворцовой зоне. В частности, были упорядочены места проживания челяди и придворных, а центральным звеном фонтанно-скульптурной композиции Нижнего парка стал созданный Бартоломео Растрелли «Самсон, раздирающий пасть льва»

Самсон увековечил победу России в главном сражении Северной войны — битве под Полтавой. Таким образом императрица претворила в жизнь задумку Петра.

Пришедшая к власти Елизавета Петровна не осталась в долгу перед батюшкой и начала реконструкцию Большого дворца. К проекту был привлечён младший представитель архитектурной династии Растрелли — Франческо. В течение 10 лет итальянец работал над экстерьером главного здания. Главный особняк после проведения работ сменил свой сдержанный барочный облик на более пышный, а также обзавёлся двумя новыми флигелями. В оформлении залов появилась характерная для оформительской манеры Растрелли золочёная деревянная резьба, а стены и потолки помещений украсили многочисленные зеркала и расписные подлюстренные плафоны. В том облике, который им придал Растрелли, посетители сегодня видят Танцевальный зал, Голубую приёмную и зал для аудиенций.

Петергоф очень любила Екатерина II. Тем не менее самая из российских императриц не стала проводить масштабные работы. Она лишь ограничилась небольшой переделкой единичных интерьеров. При Екатерине Петергоф приобрёл статус города и к концу её царствования вокруг резиденции уже было несколько десятков домов. Длительность правления Екатерины II и отсутствие в этот период полноценных ремонтов привели к тому, что дворцово-парковый комплекс существенно обветшал и требовал серьёзных вложений. Масштабную реконструкцию фонтанных сооружений начал её сын, Павел. Ремонт продолжался несколько десятилетий и полностью завершён был уже при Александре I, в начале XIX века. После смерти Екатерины царский двор мало посещал великое творение Петра, предпочитая другие загородные резиденции. Только при Николае I Большой дворец вновь услышал голоса королевской семьи, фонтаны были отделаны мрамором и гранитом, а в Верхнем саду создали новые парки:

Город становится уездным центром Санкт-Петербургской губернии приняв управу от соседнего Ораниенбаума. При сыне Николая, Александре II, от Петербурга до дворца была проложена железная дорога.

Во времена Первой мировой войны территория была отдана под школы прапорщиков. Дворцовый комплекс сохранял свои функции королевской резиденции вплоть до революции 1917 года, а спустя год после неё был превращён в музей.

Время работы Петергофа

Наименование достопримечательности Время Цена билета
Верхний сад с 9:00 до 20:00

покупка билетов:

с 9:00-19:30

В Верхний сад можно прийти погулять абсолютно бесплатно.* Если заказывать экскурсию из 30 человек по саду, то стоимость будет составлять 800 руб. за группу. 
Нижний парк с 9:00 до 20:00

покупка билетов:

с 9:00-19:30

900 рублей – обычная цена.

450 рублей – для жителей стран СНГ и налоговых плательщиков РФ.

Льготный вход 250 рублей.

Петергофский дворец

(Санитарный день — последний вторник месяца.)

10:30-19:00 1000 рублей – обычная цена.

450 рублей – для жителей стран СНГ и  РФ.

Льготный вход — 300 рублей. 

Музей «Гроты большого каскада» 11:00 до 18:00 500 рублей (обычная цена). Для жителей стран СНГ и плательщиков налогов РФ -300 рублей.

Для льготных категорий вход – бесплатный.

Фонтаны 11:00 до 18:00 Бесплатно*

Дополнительную информацию о графике работы и стоимости билетов остальных объектов можно узнать на официальном сайте музея.

Петергоф в XIX веке

К началу века в Петергофской слободе имелось полсотни домов обывателей и различные нежилые строения – конюшни, сараи и прочее. Александр I велел перестроить наиболее некрасивые постройки. Проекты для новых домов были разработаны В. П. Стасовым и другими. Преображенные здания послужили казармами для нескольких кавалерийских полков.

При Николае I территория Петергофа были расширена за счет покупки земель к востоку от Нижнего парка. С 1826 года строения Петергофа дополняются двухэтажным Коттеджем, который принадлежал жене Николая I – Александре Федоровне. Позднее был выстроен Фермерский дворец и разбит Пейзажный парк.

Воцарение Александра II ознаменовалось открытием железной дороги, которая соединила Петербург и Петергоф. История дворцового комплекса до 1917 года — это блестящая жизнь блестящих дам и кавалеров, членов царской фамилии и петербургских вельмож.

Большой каскад

Петр I пожелал оформить въезд в резиденцию со стороны моря сооружением величественного водопада. Царь захотел языком аллегории показать силу России и увенчать славой ее победу на море.

Большой каскад один из крупнейших фонтанных комплексов мира. Вода в фонтаны поступает самотеком с Ижорской возвышенности. Давление создается за счет перепада высот в 100 метров.

Архитектурный центр каскада – 2 грота, Нижний и Верхний. С двух сторон Нижнего грота поднимаются 2 массивные лестницы в 7 беломраморных ступеней, из основания которых поднимаются водяные струи.

Еще выше мраморная балюстрада ограждает Верхний грот с террасой. В центре 2 тритона трубят в витые раковины.

Каскад удивляет роскошью, его украшают:

  • золоченые скульптуры;
  • вазы;
  • барельефы на изумрудной облицовке.

У подножия трехметровая скульптура Самсона, раздирающего пасть льву. Этот главный фонтан Большого каскада установлен в 1735 г. в честь 25-летия победы в Полтавской битве. Струя воды взлетает на 21 метр. В фонтане зашифрованы символы:

  • Самсон – это величие России;
  • лев – повергнутая Швеция.

Большой каскад связан с Финским заливом Морским каналом шириной 12 метров. Вдоль канала на газонах 22 фонтана поднимают воду на высоту 4 метра и выглядят деревьями из хрусталя.

Сады и парки

Петергофские парки, завораживавшие путешественников прошлых веков, не оставляют равнодушными и сегодняшних гостей. Многообразие стилей делает парковую зону многоликой. Фонтаны и садовые статуи, водоемы и спускающиеся к ним ступени, зеленые шпалеры и красивые беседки придают местным пейзажам безмятежный облик. Эти парковые картинки тщательно скрывают за своей «естественной» красотой многолетний кропотливый труд садовников и архитекторов.

Фонтан «Тритон» (Оранжерейный)

Английский парк Петергофа

Это самый большой по площади парк в Петергофе. Он был разбит по приказу Екатерины II, захотевшей видеть входивший тогда в моду пейзажный парковый стиль. Его отличительная особенность заключалась в умении подчеркивать естественную природную красоту ландшафта.

Одной из достопримечательностей парка являлся Березовый домик, сложенный в традиционном для русской избы стиле. Внутреннее убранство домика отличалось изяществом и комфортом. В годы Великой Отечественной войны все садовые постройки были уничтожены, домик также сгорел.

Луговой парк

Еще один пейзажный парк, где находится сразу девять прудов, называется также Озерковым. Их воды питают собой петергофские фонтаны.

Архитектор А.И. Штакеншнейдер руководил работами по устройству парка. Он стал автором проектов садовых павильонов Лугового парка, а также водных конструкций, необходимых для устройства прудов, плотин и шлюзов.

Высокую оценку в архитектуре получила его постройка Сельский домик, сооружение которой принесло ему звание академика.

На заметку! Сейчас парк привлекает внимание гуляющих гостей многочисленными водоемами и ручьями, а также Английским прудом. 

Императорские конюшни

Построенные архитектором Николаем Леонтьевичем Бенуа для Николая I конюшни были многофункциональным помещением.

Комплекс включал в себя сеновалы и кладовые. Кроме хозяйственных построек здесь же располагалось конное ведомство, включающее и лечебницу для животных. Каретный двор обслуживался работниками, живущими в построенных рядом домах. Хорошо сохранившееся строение, находящееся к югу от центрального входа, украшает герб Петергофа.

Конюшни

В Петергофе в настоящее время успешно функционируют несколько конных клубов, каждый из которых имеет свою специфику в работе:

  • конный спорт;
  • конный туризм;
  • конный клуб.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector