Вавилон, это где сейчас и какая страна

Династия касситов была самой длинной правящей династией в Вавилонской истории.

Касситы, как Аморреи, были изначально не уроженцами Месопотамии. Они впервые появились в горах Загрос, в нынешнее время территория северо-западного Ирана. Они основали династию, которая правила в Вавилоне примерно с 1595 г. до н.э. до 1158 г. до н.э. С царствованием почти в 450 лет, династия касситов была самая длинная правящая династия в истории древней Месопотамии. Они приняли обычаи вавилонской культуры, и, похоже, были приняты местным вавилонским населением. Среди культурных элементов, которые они представили государству, было крупное разведение лошадей и усовершенствованные технологии для колесниц и упряжи. Кроме того, в течение последнего года их правления религия и литература процветали в Вавилоне. Вавилон был переименован в Кардунии во время их правления. Он продолжал быть столицей королевства и одним из священных городов. Однако, вавилонское царство было относительно слабым и находилось под постоянной угрозой со стороны месопотамских королевств Ассирии и Элама. Временами они также находились под их властью. Большая часть Вавилонии была в конечном счете завоевана цивилизацией Элам в 1158 г. до н.э., что положило конец династии Касситов.

Касситы на колеснице

Искусство и архитектура

Вавилоняне построили гигантские каменные сооружения, похожие на огромные башни и известные как зиккураты. Этеменанки был знаменитым вавилонским зиккуратом размером около 91 метра, который, возможно, вдохновил историю о Вавилонской башне. Сейчас он в руинах.

Вавилоняне были плодовитыми художниками, и даже самые приземленные предметы домашнего обихода были красиво украшены изображениями человеческих или животных форм. Сегодня во многих музеях можно найти вавилонские артефакты, часто изображающие сцены из повседневной вавилонской жизни.

Вавилония подарила миру множество беспрецедентных и революционных нововведений. Изобретение колеса привело к созданию колесниц, которые имели большое значение во время войны. Самый важный сельскохоз инструмент — плуг — был изобретен в Вавилонии, что привело к большим успехам в сельском хозяйстве и, в конечном итоге, к урбанизации. Первой известной формой письма была клинописная глиняная плитка, созданная в Вавилоне, и, наряду с первой картой и изобретением парусника, легко увидеть, насколько эта древняя цивилизация имеет такое большое значение даже сегодня.

Дом вавилонянина

В Новый город вел мост 123 метра длиной. Там располагались жилые кварталы. Как жили обычные люди Вавилона? Облик этих жилищ известен благодаря раскопкам. Это были двухэтажные дома. Нижнюю часть, в предохранение от размыва, выкладывали из обожженного кирпича, а второй этаж и внутренние стены – из кирпича-сырца. Небольшие окошки делали только под потолком, так что свет попадал почти исключительно через дверь. Из кувшина с водой, который стоял в сенях, омывали ноги. Там же располагалась различная утварь. Оттуда можно было попасть во внутренний дворик. У более состоятельных людей там располагался бассейн, а по внутренней стене шла деревянная галерея. Обязательно существовала парадная горница, оттуда проход вел в недоступный для посторонних маленький дворик, где хозяева сооружали домашний алтарь. Там же старались хоронить умерших. Еще в III тысячелетии до н. э. вавилоняне начали использовать табуретки, столы и кровати. Но кровать, скорее всего, имелась только одна. Спали на ней хозяин с женой. Остальные располагались на циновках или просто на полу.

Правление Хаммурапи

Положение меняется при шестом царе Вавилона — Хаммурапи, одном из величайших политиков древности.

Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша (рельеф верхней части столба Свода Законов)

Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причем нередко — чужими руками.

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы его владения опять не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. Мудрый Хаммурапи нашел приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он стал автором самого известного на древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи”.

В 1901 г. французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов в основном и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей — воинов и так называемых “мушкену”. Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкров за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тремя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Не мудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азии. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами мы делим год на двенадцать месяцев, час — на минуты и секунды, а круг — на 360 градусов.

Научная и культурная жизнь Вавилона оказалась мало зависимой от перемен в его политической судьбе. Менялись цари и завоеватели, а в Вавилоне также почитали Мардука, собирали библиотеки и обучали в специальных школах молодых писцов.

Кто такой Навуходоносор?

Изображение Навуходоносора II. Вавилонская камея

Одним из самых известных вавилонских правителей был царь Навуходоносор II, который правил Вавилонией (тогда она уже называлась Нововавилонским царством) с 605 по 562 гг. до н.э.

Считается, что именно при этом властителе Вавилон достиг своего расцвета: расширился, застроился новыми храмами и дворцами и сделался по-настоящему прочной и надежной крепостью — Навуходоносором были построены толстые (около 30 м) стены вокруг города и насыпаны валы. Именно в правление Навуходоносора в Вавилоне были построены знаменитые висячие сады Семирамиды, объявленные затем одним из семи чудес света.

Навуходоносор показал себя прекрасным военным начальником. Заняв трон Вавилона после своего отца, он без труда завладел Сирией, Палестиной, Финикией, покорил Иудею, пленив несколько тысяч человек, а также подчинил себе древние государства Эдом и Тир.

Религиозные течения

В христианстве Вавилон олицетворяет апокалиптический город, погрязший в похоти и разврате. Он нередко сравнивался с Содомом и Гоморрой. Пророк Исаия предрекал ему мучительное разрушение.

Кроме того, Вавилон нередко упоминается не в прямом значении – авторы религиозных книг имеют в виду не Вавилон, а Рим, который когда-то звался Новым Вавилоном.

Другое упоминание встречается в Апокалипсисе, где Вавилон подразумевается как великий город, однако судя по описанию, ничего общего он с реальным Вавилоном не имеет. В растафарианстве Вавилон означает Запад, возведённый белыми людьми и поглощающий всё человеческое и человечное.

Впрочем, такой образ лишь привлёк больше внимания как со стороны религиоведов, так и со стороны исследователей и обычных путешественников, желающих воочию увидеть остатки былой столицы Междуречья.

Вавилон был прославлен многими культурными деятелями и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вавилонская башня

Одним из наиболее любимых объектов критики было место в Библии,
повествующее о сооружении вавилонской башни. «И сказали они:
построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя,
прежде нежели рассеемся по лицу всей земли», книга Бытие 11:4. Но
каково же было удивление археологов, когда на одной из вавилонских
дощечек они прочитали слова Набополассара, отца Навуходоносора,
основателя Нововавилонского царства: «К этому времени повелел мне
Мардук Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена
до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного
мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесья».

Спустя несколько лет уже его сын, Навуходоносор, писал: «Я
приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы
поспорить она могла с небом». Как видим, эти отрывки поразительно
идентичны, что полностью подтверждает библейский текст. Итак,
вавилонская башня-зиккурат носила название Этеменанки (храм
краеугольного камня неба и земли) и входила в огромный храмовый
комплекс Эсагила (дом поднятия головы), центр мирового жречества.
Этеменанка состояла из семи ярусов, каждый из которых являлся
храмом языческого божества. Первый этаж, вышиной в тридцать три
метра, был черного цвета и назвался Нижним храмом Мардука
(верховного бога Вавилона). В центре храма высилась статуя бога,
полностью отлитая из чистейшего золота, весом в 23700 килограмм, то
есть более 23 тонн. В храме также стояли золотой стол, длиной в 15
и шириной в 5 метров, золотая скамейка и трон. Перед статуей
Мардука совершались ежедневные жертвоприношения, причём в самом
храме приносились в жертву только новорожденные животные, тогда как
взрослые возлагались на алтарь перед храмом. Второй этаж красного
цвета был восемнадцать метров в высоту. Третий, четвертый, пятый и
шестой были по шесть метров в высоту и были расписаны разными
цветами. Последний, седьмой этаж, назывался Верхним храмом Мардука,
имел пятнадцать метров в высоту и был облицован бирюзовыми
глазурованными плитками, украшенные золотыми рогами. Верхний храм
был виден за много километров до Вавилона и в свете солнца являл
путникам поистине сказочное зрелище. В этом храме находились ложе,
кресло и стол, предназначенные, якобы, для самого бога, когда тот
приходил сюда отдохнуть. Этот «отдых», на котором жрецы
зарабатывали огромные деньги, представлял собой дичайшую оргию, за
которую богачи отдавали порой жрецам последние деньги. Вообще,
служение в этом роскошном храме сопровождалось отъявленнейшими
грехами, которые, впрочем, полностью оправдывались постулатами
вавилонской религии. В храме были две системы лестниц, первая —
наружная, по которой паломники могли подняться на верхние этажи, и
вторая — скрытая внутри храма, предназначенная для служителей.
Снаружи храмовый комплекс был опоясан крепостной стеной с
множеством башен и бронзовых ворот, представляя, по сути, крепость
в крепости. Вавилонская башня являлась гордостью и символом
Вавилона, и поэтому каждый из его царей старался украсить ее
чем-либо. На протяжении своей долгой истории, начиная со времен, о
которых повествуется в книге Бытие, 14 главе, вавилонская башня
часто подвергалась разрушению. Тукульти, Саргон Второй, Сеннахириб,
Ашшурбанипал — вот лишь некоторые из иноземных правителей,
пытавшиеся стереть с лица земли горделивую башню, но всякий раз
вавилоняне восстанавливали ее. Последнее ее восстановление
произошло при Набополассаре и Навуходоносоре. Являясь на протяжении
двух тысяч лет символом человеческой гордости, вавилонская башня
разделила все же судьбу столицы мира — «золотого» Вавилона,
превратившись в груду развалян. И сегодня она уже является символом
не гордости и силы человека, а символом того, что произойдет со
всяким, отвергающим Бога и ставящим себя на первое место.

Еще одно разрушение Вавилона

Падение III Вавилонской династии, которую называют касситской, совпало с усилением Ассирии. Кроме того, снова поднимается восточный сосед, Элам. В конце XIII века до н. э. царь Ассирии овладел Вавилоном, разрушив стены города и даже перевезя в Ашшур (свою столицу) самую почитаемую статую верховного бога Мардука. Ассирийский властитель Синаххериб прославился тем, что в 689 году до н. э. не только захватил Вавилон, но и почти уничтожил его. Восстановление могущества славного города началось только после ослабления Ассирии. В городе тогда правили вожди халдейских племен. Один из них, Набопаласар, возглавил восстание, закончившееся разгромом ассирийской армии под стенами Вавилона. Нововавилонский период ознаменовался восстановлением прежнего могущества легендарного государства.

Сельское хозяйство

Сельскохозяйственная продукция определяла в тот момент времени экономический и политические рост любого государственного образования. Аграрное хозяйство не только кормило жителей, но и создавало число рабочих мест. Важным орудием земледельцев был плуг, его использовали для разрыхления земли и высадки семян. Самой простой формой плуга являлась каменная мотыга, ее вавилоняне разработали для обработки почвы. Равнинные участки Вавилонии быстро высыхали, это послужило толчком к открытию плуга, для распашки земли.

Жители страны культивировали злаковые такие как, как эммер, пшеница и ячмень, и одежда изо льна была стандартом в то время. Вавилоняне разработали систему ирригации для полива своих посевов, что вместе с плугом открыли путь к новой эре аграрной революции.

2Телль-Бабиль

Внимательным наблюдателем оказался итальянский дворянин Пьетро делла Валле. На Восток его привело паломничество к Гробу Господню, и он годами путешествовал по Египту, Сирии, Месопотамии и Ирану. Свои наблюдения делла Валле опубликовал в 1650—1653 годах в Риме, очень образно и красочно рассказав об увиденном и пережитом. В 1616 году он достиг Вавилона, где обнаружил колоссальную четырехугольную башню, чьи углы были обращены к четырем сторонам света. Строительным материалом для башни послужили высушенные на солнце кирпичи. Но при этом попадались, в особенности в местах, служивших опорой, кирпичи такой же величины, но обожженные в печи. Он измерил шагами периметр башни и сравнил полученный результат с размерами Вавилонской башни, приведенными Страбоном. Пьетро делла Валле принял за остатки Башни городище Бабиль на северо-востоке Вавилона. На самом деле там находился Летний дворец-крепость Навуходоносора II.

Раздел Вавилона

Македонский царь Александр Великий завоевал Вавилон в 331 году до нашей эры и умер там в 323 году до нашей эры. После десятилетия войн между бывшими генералами Александра Вавилония и Ассирия были поглощены Македонской империей Селевкидов .

Он уже давно утверждали , что основа Селевкии отвлекала население в новой столицу Вавилонии, и что руины старого города стала карьером для строителей нового места правительства, но в последнее время публикации вавилонских хроник из эллинистический период показал , что городская жизнь была еще очень много же хорошо в парфянский возраст (150 г. до н.э. до 226 н.э.). Парфянский царь Митридат завоевал регион в составе империи Аршакидов в 150 г. до н.э., и этот регион стал чем-то вроде поля битвы между греками и парфянами.

Эдем в Ираке

Есть предположение, что Ноев ковчег лежит на горе Арарат, а райский сад шумел на землях Месопотамии. Даже в религиозной литературе встречаются утверждения, что Эдем находился именно там, в месте слияния двух рек. Здесь же процветал и некогда знаменитый город Вавилон, что в переводе с местного наречия означало «врата рая». Но в истории тех мест столько переплетений, что даже не все историки могут в них разобраться. Вавилонскую цивилизацию нередко называют и по-другому: Шумеро-Аккадской. Где в наше время находится Вавилон? Это место известно многим туристам. Любители древней истории сожалеют, что от некогда великого города мало что осталось, но посмотреть на его руины, прогуляться по священной («божественной») земле, прикоснуться к многовековым камням может каждый.

3Обнаружение руин Башни

Германский император Вильгельм II проявлял большой интерес к изучению древности. В январе 1898 года было создано Германское общество ориенталистики, пользовавшееся поддержкой императора. Среди его членов вскоре оказались многие финансовые и промышленные магнаты. Создав материальную базу, следовало выбрать место для раскопок, способное по своему историческому значению и вероятным находкам оправдать надежды тех, кто финансировал дело. Роберт Кольдевей и Эдуард Захау осуществили предварительную экспедицию и рекомендовали остановиться на знаменитых древних столицах Ашшуре и Вавилоне. Было принято решение в пользу раскопок в Вавилоне. Предполагалось, что они будут длиться пять лет и обойдутся в 500 тысяч марок. Руководителем раскопок в Вавилоне был назначен Роберт Кольдевей. Начальным пунктом экспедиции в Вавилон стал Алеппо, где надлежало приобрести верховых животных и нанять повара, слуг и конюхов. Для экспедиции были нужны 22 вьючных животных и четыре верховые лошади. Всего на дорогу от Алеппо до Багдада караван потратил 24 дня (с двумя суточными привалами в пути). Багдад стал для археологов местом отдыха, так как жившие здесь немецкие купцы заботились об их удобствах и помогли запастись всем необходимым для раскопок. Путь из Багдада в Вавилон, который занимает теперь на автомобиле по хорошей асфальтированной дороге не более часа, члены экспедиции проделали верхом, затратив еще три дня, так что в деревню Ковайреш, где им предстояло обосноваться, они прибыли 22 марта 1899 года. 26 марта Кольдевей и его сотрудники, успев кое-как устроиться и провести подготовительные работы, приступили к раскопкам развалин так называемого касра, цитадели, где находился один из дворцов Навуходоносора II. Этому месту оказали предпочтение еще в Берлине при предварительном обсуждении, потому что Кольдевей во время своей рекогносцировочной экспедиции нашел там обломки глазурованных изразцов, несомненно украшавших некогда какую-то значительную постройку. Насколько удачным оказался выбор места, можно судить по тому, что в дальнейшем из обнаруженных здесь глазурованных обломков удалось сложить часть разноцветного изразцового декора Дороги процессий.

Религия

Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.

Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.

Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.

Врии[]

Врий

Дальние родственники страйбов. Они не учавствовали в Войне Теней 1260 года, так как тогда ещё не вышли в Галактику. Но ко времени строительства Вавилона-5 они уже около 700 лет осваивали космос (хоть и овдладели гиперпространством всего лишь за 200 лет до эпохи Вавилона-5). Можно сказать, что они не Древние, но и не Младшие.

Психология

Сразу заметно родство вриев со страйбами благодаря их жестокости. Но, в отличие от страйбов, их садизм не хронический, и проявляется только при необходимости. В обычном состоянии врии даже веселы и дружелюбны. Когда они узнали, что Розуэлский инцидент сильно повлиял на культуру людей (хотя сами врии до контакта с Землёй уже и забыли об этом, вписав в список досадных, но не имеющих значения случайностей), это стало поводом для сотен анекдотов.

Однако главный способ ведения бизнеса у вриев — беспредельная жестокость.

История

Новейший корабль вриев «Ксилл» (вверху), «Ксорр» (слева), и неизвестный устаревший корабль (справа)

Врии — достаточно скрытный народ. В космосе уже много столетий, но в гиперпространство вышли не более двух веков назад. Исследовали одну из самых ближних к Вриитану населённых планет — Землю — уже несколько веков. Имели с Землёй, (тогда ещё не Земного Альянса) один случайный контакт в Розуэлле в 1947 году, когда там разбился корабль вриев. Этот случай породил среди людей того времени целое течение стереотипных представлений об инопланетянах, как об хилых низких гуманоидов с непропорционально большой головой и огромными чёрными глазами, сидящих на «летающих тарелках». Такое сильное влияние на культуру людей очень веселит вриев.

Известен один внутренний конфликт вриев. Люди называют его Война Ромео и Джульетты, так как произошла она из-за того что женщину из одной гильдии заставили расторгнуть брак с мужчиной из другой гильдии. Обычно в обществе вриев царит равновесие, и такое нарушение его привело к жестокой гражданской войне.

Состояли в Лиге Неприсоединившихся Миров. Учавствовали в дилгарской войне, войне Теней 2260 года. После распада Лиги вступили в Межзвёздный Альянс.

Территории

Помимо родного мира — Вриитана — врии имеют три колонии — Альзерал, Фотилкар и Денизала. Соседние государства: Земной Альянс, территории Маркабов, регенство Торта, Дескари. Постоянно посылают экспедиции в неизученные районы галактики.

Флот «Ксиллов».

Общество

Общество вриев разделяется на гильдии (Гильдия торговцев, Гильдия художников, Гильдия кузнецов, Гильдия исследователей и т.д.). Каждая гильдия имеет собственную армию. Военный флот состоит из «летающих тарелок».

Место, ставшее легендой

Вавилон претендует на титул самого первого «мегаполиса» в истории человечества. Точное время основания этого легендарного города неизвестно. Историки называют примерным промежутком появления Вавилона на карте XXVIII век до нашей эры. Выгодное географическое положение — Вавилон расположен на территории Южной Месопотамии — превратило город в столицу Вавилонского царства.

Вавилон носит славу полумифического города. Этому есть вполне простое объяснение. Дело в том, что его упоминания часто встречаются в текстах Святого Писания. Вавилон стал особым символом в христианской культуре. Согласно текстам Библии, именно в Вавилоне люди пытались построить башню до небес, которую в период эпохи Возрождения восстановил на полотне «Вавилонская башня» художник Питер Брейгель-Старший. Но, как известно, её не смогли возвести, потому что бог смешал строителям языки, отчего никто не понимал друг друга. Помимо этого название города фигурирует в откровении Иоанна Богослова из последней части Нового Завета.

«Исторический» Вавилон же, согласно документам, был любим многими великими царями, навсегда вписавшими свои имена в мировую историю.

К примеру, царь Хаммурапи правил Вавилонским царством с 1793 по 1750 г. до нашей эры. Он много раз, а главное, успешно, ходил с военными походами на соседей, благодаря чему территория царства выросла многократно

Помимо этого, Хаммурапи уделял большое внимание развитию экономики и правосудия. Ему приписывают создание древнейшего в истории сборника законов

Именно при Хаммурапи Вавилонское царство достигло расцвета.

После смерти Хаммурапи Вавилонское царство боролось с Ассирией. Были завоёваны территории Шумера. Обретая политическую силу и распространяя влияние на другие земли, Вавилон постепенно становился главным городом Южной Месопотамии в религиозной сфере.

Однако со временем положение Вавилона ослабло. X-V столетия до нашей эры — это «тёмные» века в истории столицы Вавилонского царства. Страна пережила тяжелый кризис государственный системы, который погрузил её в пучину анархии. На окраины Вавилонского царства постоянно нападали кочевники, а в 729 году ассирийский царь Тиглатпаласар III полностью покорил всю Месопотамию. После этого городом правили только ассирийские монархи. Все попытки вернуть независимость заканчивались полным провалом.

Этеменанки: зиккурат Вавилона

Строительство Вавилонской башни в Библии Мачейовских

В 440 году до нашей эры Геродот писал:

Внешняя стена Вавилона — главная защита города. Существует, однако, вторая внутренняя стена, меньшей толщины, чем первая, но очень мало уступающая ей по прочности. Центр каждого подразделения города был занят крепостью. В одном находился дворец царей, окруженный стеной огромной силы и размеров: во втором — священный участок Юпитера (Зевса) Белуса, квадратный корпус из двух фарлонгов в каждую сторону, с воротами из твердого тела. латунь; который также оставался в моем времени.

В середине участка была Вавилонской башни из массивной каменной кладки, длиной и шириной , на которой была поднята вторая башня, а на третьей — и так далее до восьми. Восхождение на вершину происходит снаружи по тропинке, которая обвивает все башни. Когда кто-то находится на полпути вверх, он находит место для отдыха и места, где люди обычно сидят некоторое время на пути к вершине.

На самой верхней части Вавилонской башни находится просторный храм, а внутри храма стоит кушетка необычного размера, богато украшенная, с золотым столом по бокам. На этом месте не установлена ни одна статуя, и ни одна комната не занята ночами ни у кого, кроме одной туземной женщины, которая, как утверждают халдеи, жрецы этого бога, избирает для себя божество из всех женщин земли.

Считается, что эта Башня Юпитера Белуса относится к аккадскому богу Белу, имя которого было эллинизировано Геродотом до Зевса Белуса. Вполне вероятно, что он соответствует гигантскому зиккурату Мардуку (Etemenanki), древнему зиккурату, который был заброшен, разрушаясь из-за землетрясений и молнии, разрушающей глину.

Многие ученые считают, что этот огромный зиккурат и его крушение вдохновили историю Вавилонской башни. Тем не менее, это также хорошо вписалось бы в библейское повествование — обеспечивая некоторую археологическую поддержку истории. Больше свидетельств можно почерпнуть из того, что царь Навуходоносор написал на руинах этого зиккурата.

В 570-х годах до нашей эры Навуходоносор II из Вавилона, стремясь восстановить зиккурата, писал о его разрушительном состоянии:

Бывший царь построил , но он не закончил его голову. С незапамятных времен люди отказались от него, не отдавая приказа выразить свои слова. С тех пор землетрясения и молнии разогнали его высушенную солнцем глину; кирпичи корпуса раскололись, а внутренняя земля была разбросана в кучах. Меродах, великий лорд, взволновал мой разум, чтобы отремонтировать это здание. Я не изменил сайт и не забрал первый камень, как это было в прежние времена. Итак, я основал это, я сделал это; как это было в древние времена, я так возвышал саммит.

Столкновение цивилизаций в «Вавилоне-5» — это смешно.

Это не комедийная фантастика, но в сериале встречается много комедийных арок, хоть и в рамках одного эпизода. Зачастую они завязаны на встрече разных цивилизаций.

Один из таких моментов мы наблюдаем уже в первом эпизоде. Шеф службы безопасности станции Гарибальди по ходу серии намекает нескольким персонажам о своих «тайных увлечениях» и приглашает составить ему компанию. В итоге в ловушку попадает посол Минбара — Деленн и… они вместе смотрят «Даффи Дака». Минбарка не может догнать в чем прелесть ни мультфильма, ни попкорна, которым пичкает ее Гарибальди.

В другом эпизоде Гарибальди помогает ассистенту Деленн — Линьеру, собрать земной мотоцикл. Тут — уже полное взаимопонимание:

Во втором сезоне Деленн, привыкающая к человеческому телу, в какой-то момент приглашает к себе Иванову — чтобы та объяснила некогда лысой минбарке, как они, люди, вообще живут с этими чертовыми волосами.  

Иванова, как и все ключевые люди в сериале, регулярно сталкиваются с удивительной спецификой тех или иных инопланетных рас. Так однажды она узнала, почему раса Дрази разбита на два лагеря — пурпурный и зеленый — и почему они воюют:

Не менее интересно наблюдать, как инопланетяне взаимодействуют между собой без посредников в лице людей. Комедийная арка эпизода The Quality of Mercy в первом сезоне — блестящий пример и смешного, и познавательного с точки зрения лора повествования. Лондо подкатывает к помощнику Деленн — Ленньеру, с предложением познакомиться поближе и ведет его по злачным местам станции. В процессе мы узнаем массу любопытных деталей: например, что минбарцы звереют под действием алкоголя, или что Лондо мухлюет в казино с помощью специальной тентакли, которая, судя по всему, также является его репродуктивным органом.

Как и в реальной жизни, комичное зачастую граничит с самым серьезным. Один из самых забавных персонажей сериала — Затрас. Горячо любимый фанатами за свое суетливое поведение и смешную манеру говорить о себе в третьем лице («Затрас предупреждал»), в то же время он — чрезвычайно загадочный и очень важный для сюжета персонаж. Техник-смотритель Великой Машины появляется всего в нескольких сериях: например, переносит героев во времени (потому что может), мимоходом бросая удивительные предсказания будущего.

«Затрас создан для того, чтобы выполнять прихоти людей. Очень грустная жизнь. Возможно, и смерть тоже будет грустная. Но по крайней мере, это симметрия».

Тайны, пророчества и предсказания — важные функции, которые несут в себе инопланетяне «Вавилона-5» как для его героев-людей, так и для зрителей.

Врачи и медицина

0 К лечению болезней в Вавилоне относились очень серьезно. В законах Хаммурапи устанавливалась ответственность за нанесенный пациентам вред. Провинившийся врач лишался кисти руки, поэтому в развитом городе-мегаполисе постоянно не хватало профессиональных врачей. Зачастую обязанность лечить недуги граждан возлагалась на самих граждан. Заболевшие приходили на главную городскую площадь, и неравнодушные жители делились собственным опытом, советами и мнениями о способах лечения. Вавилонская медицина, что было свойственно тому времени, была связана с верованиями. Большинство способов лечения основывались на магических либо религиозных ритуалах, порой болезнь считалась вызванной божественным гневом за какой-либо проступок. Вплоть до середины второго тысячелетия до нашей эры медицина применяла практические и магические методы лечения. Позднее ритуальные методы использовались врачами чаще, а для избавления от недуга обращались к одному из божеств вавилонского пантеона.

Хетты и касситы

Около 1595 г. до н.э., хетты (народ из нынешней Турции и северной Сирии), похоже, разграбили Вавилон и многих вавилонян взяли в плен. Они также захватили статуи Мардука и его жены Царпаниты и взяли их в свою землю, где статуи оставались на протяжении десятилетий. К сожалению, это событие еще плохо изучено. Об этом почти не говорится в вавилонских книгах и лишь кратко упоминается в хеттских записях. Нет археологических доказательств из-за проблем с раскопками ранних уровней в Вавилоне. Но ясно, что хетты не остались в Вавилоне и не пытались им управлять.

Столетие после завоевания Вавилона остается загадкой из-за почти полного отсутствия письменных источников и малого количества археологических свидетельств. Но к 1500 г. до н.э. новая чужеземная династия взяла под свою власть Вавилон: касситы. Их происхождение неясно, об их языке известно только по данным их личных имен. Как и амореи, они переняли вавилонские обычаи и оказались искусными правителями.

Древний Вавилон. Реконструкция

— Реклама —

Месопотамия была единой и относительно мирной на протяжении столетий правления касситов. Касситские цари Вавилона регулярно сообщались с хеттскими царями в Анатолии, сирийскими царями в Митанни, и с фараонами Нового Египетского царства. Их переписки, найденные в Египте и Анатолии, показывают, что вавилонские цари посылали египетским царям в подарок лошадей и ляпис-лазурь (лазурит), в обмен на которые они всегда хотели золото. Также они пространно писали о брачных союзах, которые были установлены между ними. Несколько вавилонских принцесс стали египетскими царицами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector