Собор парижской богоматери
Содержание:
- История Парижа и его храма
- Уникальный архитектурный облик
- Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов
- 1. Собор стоит на месте древнего города
- 2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»
- 3. Башни собора — не близнецы
- 4. Двадцать восемь его царей потеряли голову
- 5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки
- 6. Виктор Гюго фактически спас собор
- 7. Его монстры современные, а не средневековые
- 8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод
- 9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери
- 10. На крыше собора живут пчелы
- Главный фасад
- Симфония в камне
- Витражи собора
- Цыгане в сюжете романа
- Реставрация собора Нотр-Дам 19 века
- Часы работы
- История в датах
История Парижа и его храма
Для того чтобы понять огромное значение собора для города (да и всей Франции), нужно знать его историю.
Париж (вернее, Лютецию, как тогда называлось поселение) основали римляне. Они построили крепость на острове посреди реки Сены. Можно сказать, что с Сите и «началась земля французская». Позже город занял соседний островок, затем расширился на оба берега реки. Но Сите оставалось его сердцем.
Поэтому здесь в галло-римскую эпоху был построен языческий храм, посвященный Юпитеру. Свято место пусто не бывает, и когда в 4 веке христианство стало государственной религией, античное капище заменили базиликой Сен-Этьен (Первомученника Стефана).
В эпохи Меровингов и Каролингов церковь расширяли. Ведь это был главный храм города.
По мере того как рос Париж, увеличивался и его кафедральный собор. Таким образом, то сооружение, который мы любуемся сегодня, – уже пятая по счету сакральная постройка на этом месте.
Уникальный архитектурный облик
Исследователи отмечают, что архитектура собора заключает в себе некую двойственность. В его облике можно увидеть как воплощение классического романско-нормандского стиля, таки и новые веяния готического стиля. Именно им Собор Парижской Богоматери обязан некоей своей легкостью в облике и даже простотой конструкции. Но отдельные его части смотрятся весьма мощно. Например, фасад.
По вертикали он разделен пилястрами на три части. По горизонтали же он разделен галереями на три яруса. Самый нижний тоже не монолитен, в нем есть три портала, каждый из которых имеет собственное наименование. Слева мы видим портал Богородицы, справа – Святой Анны, а посередине портал, олицетворяющий Страшный суд. Их объединяет общая смысловая составляющая: показать путь грехопадения человечества (и, соответственно, историю христианства), начиная от непослушания Богу в Эдемском саду и заканчивая Апокалипсисом.
Скульптурные изваяния порталов признаны одними из лучших произведений эпохи Средневековья. Над ними находится Галерея королей. Эта уникальная аркада включает в себя 28 статуй правителей древней Иудеи. Однако, как ни печально, значительная часть скульптур собора не являются оригиналами. В том числе и все статуи вышеназванной аркады. Мы можем видеть только копии, которые были изготовлены в XIX веке. Подлинники же постигла незавидная участь: во время буржуазной революции во Франции они были разбиты.
Неизменный интерес представляют украшающие фасад Нотр Дам де Пари химеры. Точнее их статуи, которые можно увидеть у подножия башен (это на верхней площадке собора). Правда, время их не пощадило и они несколько столетий назад были разрушены. Однако скульптор Виоле ле Дюк взялся их восстановить, и за десять лет (1850-1860 гг.) это ему удалось. Химеры, эти страшные существа, словно сошедшие из фильмов ужасов, наделены каким-то внутренним жутковатым магнетизмом, который словно вырывается наружу и производит на зрителей неизменно леденящее кровь впечатление. От этого собор иногда кажется излишне мрачноватым, даже холодным.
Однако таким впечатлением о себе главный храм французской столицы обязан не только фантастическим изваяниям. Свою лепту в это вносит и серый цвет, доминирующий в его интерьере. Но как могло быть по-другому, если такого цвета сам камень, использовавшийся при возведении стен и сводов. Но были в истории собора и более «темные» времена, когда центральный неф освещался из ряда вон плохо. Чтобы исправить ситуацию, было решено сделать дополнительные окна в боковых стенах. Но зато в Нотр Дам де Пари совсем нет настенной живописи, что ставит собор в один ряд с другими храмами готического стиля, и в то же время придает ему дополнительную «серость». Положение спасают многочисленные витражи, которые можно видеть в переплетах высоких храмовых окон. Когда через них проникают солнечные лучи, они преломляются и разливаются по церкви множественными цветовыми оттенками, заметно оживляя ее.
Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов
1. Собор стоит на месте древнего города
Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.
2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»
Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в Париже, деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».
3. Башни собора — не близнецы
Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны
На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.
4. Двадцать восемь его царей потеряли голову
В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.
5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки
«Эммануэль» — колокол-гигант (Нотр-Дам, Париж)
Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов — за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» — были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.
6. Виктор Гюго фактически спас собор
Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.
7. Его монстры современные, а не средневековые
Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)
Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта — это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.
8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод
Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.
9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери
Точка отсчета собора (Нотр-Дам-де-Пари, Париж)
На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других городов Франции. Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.
10. На крыше собора живут пчелы
На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.
Главный фасад
Галерея Ветхозаветных царей
Фигуры, расположенные над воротами главного фасада и представляющие 28 поколений Царей Иудеи, предков Богоматери и Христа, были установлены в начале XIII века. Каждая из них достигает 3,5 метров в высоту.
Во времена Средневековья они были богато раскрашены и очень скоро стали восприниматься прихожанами как короли Франции. Это искаженное восприятие привело к тому, что в неспокойные годы Французской революции фигуры были обезглавлены и извержены.
Короли заняли свое место после реставрации Виолле-ле-Дюка в XIX веке. В 1977 году в процессе раскопок были обнаружены фрагменты оригинальных фигур, которые сейчас можно увидеть в музее Клюни.
Балкон Богородицы
Балкон над галереей называется «балкон Богородицы». Статую Девы Марии в центре, окружают статуи Адама и Евы, добавленные во время реставрации. Два витражных окна и большая роза, диаметром почти 10 метров, посередине.
Верхняя галерея
Элегантная верхняя галерея, украшенная стройными колоннами, служит основанием двух башен, уравновешивая их своей легкостью.
Нижний горизонтальный ряд фасада
Три больших портала формируют нижний горизонтальный ряд фасада. Центральный портал известен, как портал «Страшного Суда» выше и шире двух остальных: южного портала «Святой Анны» — матери Богородицы, расположенного справа. И портала Богородицы – покровительницы собора или северного портала, расположенного слева.
Портал Святой Анны
Портал святой Анны был оформлен самым первым, приблизительно в 1200 году. Для его украшения использован тимпан, изготовленный 50-ю годами ранее для собора Сент-Этьен. Над тимпаном, в заостренных обрамляющих дугах, представлены картины божьего суда: ангелы, короли, пророки и священники воспевают славу Господа.
В центре портала находится Дева Мария с младенцем, выполненная в романском стиле. Она изображена сидящей на троне под балдахином, в короне и со скипетром, держащей на руках своего сына. С двух сторон трон Марии окружают ангелы. Слева от Марии епископ, справа коленопреклоненный король.
Два фриза портала были выполнены в разные периоды в разных стилях. Верхний фриз представляет картины из жизни святой Анны и Богородицы. Нижний рассказывает о приходе Христа на землю, начиная от Благовещения до Богоявления.
Портал Богородицы
Портал Богородицы появился в период с 1210 по 1220 год, уже после портала Святой Анны. Создатели хотели сделать этот портал выдающимся, отличным от остальных. Треугольный фронтон, венчающий скульптурную композицию над воротами, притягивает взгляд.
В центре нижнего фриза расположен Ковчег Завета. Его окружают три пророка слева и три Ветхозаветных короля справа.
На верхнем фризе Богородица на смертном одре в окружении самого Иисуса и двенадцати апостолов. Два ангела бережно переносят ее в рай.
Над двумя фризами располагается тимпан – декоративный элемент, украшающий ворота. Он является логическим продолжением фриза. Богородица уже в раю. Мы видим ее сидящей на одном троне с Иисусом. Ангел коронует Марию, а Иисус благословляет и передает скипетр. Ангелы, пророки, короли Божьего суда взирают на нее с архивольтов, заостренных дуг, обрамляющих фронтон.
Портал страшного суда
Центральный портал страшного суда занял свое место в последнюю очередь. На нижнем фризе, сразу над дверьми, изображена сцена воскрешения мертвых. Они восстают из своих могил и направляются к архангелу Михаилу, изображенному на верхнем фризе. Он взвешивает душу усопших, определяя по их земным делам и любви к Богу, кто направится в рай по правую руку от Христа и слева от нас, а кто в ад за дьяволом. Лица грешников иcкажены ужасом и отчаянием.
На тимпане, над двумя фризами, на троне величественно восседает Христос, возглавляя страшный суд. Руки Иисуса обращены к входящим. Он демонстрирует свои раны, а два ангела по обеим сторонам от него держат реликвии страстей христовых: распятие, гвозди и копье.
Справа и слева от ворот 12 апостолов, каждый из которых стоит над медальоном с изображением грехов и добродетелей.
Тайны барельефов
На фризах над воротами библейские сцены, ангелы, пророки, Богоматерь и Иисус, украшают христианский храм. Серия барельефов изображающие знаки зодиака и виды работ, соответствующие зодиакальным месяцам вызывают удивление.
На всех порталах можно найти таинственные знаки. Ответ на которые таит в себе алхимия. Например, телец и овен указывают на два весенних месяца, когда нужно начинать лабораторные операции. Если подняться на башни можно увидеть алхимика Нотр-Дам.
Симфония в камне
Виктор Гюго назвал собор «застывшей каменной симфонией», к нему ведут все дороги Франции. Считается преступлением, посетив страну, не побывать в Соборе Парижской Богоматери: здесь по внутренним фрескам можно изучить содержание Библии. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что подвигают на молитву даже закоренелых атеистов.
Внешний облик собора
Собор Парижской Богоматери – величественное здание длиной –130, шириной – 48 и высотой –35 метров. Высота колокольни превышает собор – 69 метров.
Стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы украшают фасад, разделенный на три части и по вертикали, и по горизонтали. В нижней части – три портала (монументальных входа), каждый из которых назван по-своему:
- портал Богоматери;
- портал Страшного суда;
- портал святой Анны.
В соответствие с названием на сводах порталов – скульптурные композиции. Арки центрального портала поднимают по 7 статуй с каждой стороны. Изгибы свода заняты изображением ангелов, патриархов, пророков, мучеников. В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, увлекаемые Дьяволом в Ад, по правую – праведники, идущие в Рай.
Портал святой Анны украшает изображение Пресвятой Девы с Младенцем. Портал Богородицы рассказывает об Успении Девы Марии, ее вознесении в рай и коронации как Царицы Небесной. Огромные двери украшены коваными рельефами. Поражает мастерство затейливых узоров, переплетенных в волшебную композицию. Вход в собор – через арочный портал на главном фасаде.
Крыша со шпилем и статуями
Крыша собора из свинцовых плиток толщиной 5 мм, уложенных внахлестку весом 210 тонн. На верхней части собора – горгулии, торчащие концы балок, украшенные изваяниями фантастических существ. Каменные демонические существа на крыше – это не только украшение, они незаменимы и с практической стороны.
Сложная конструкция не позволяет накопившимся осадкам свободно стекать вниз. Чтобы камень не разрушался от сырости, устроили оригинальные водостоки, которые установили по проекту реставратора Виолле-ле-Дюка.
Если преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, то можно близко рассмотреть химер. Это фантастические изваяния, олицетворяющие людские грехи и пороки и одновременно охраняющие собор. Священная обитель христианства и злые духи на его колокольнях существуют здесь независимо друг от друга в «застывшей музыке».
Легкую воздушность монолитному зданию дарит конструкция шпиля. Дубовый, покрытый свинцом 96-метровый шпиль, у основания украшен четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой – тетраформ евангелиста: лев –символ Марка, телец – Луки, орел – Иоанна, ангел –Матфея. Все изваяния обращены лицом к столице, Фома рассматривает шпиль.
Над порталами – галерея царей, представленная 28 статуями ветхозаветных правителей, над ними – окно-роза. Со стороны западного фасада – две колокольных башни с едва уловимой асимметрией: левая башня чуть массивнее правой.
Колокола
Все колокола в колокольне Нотр-Дам имеют собственные имена: Анжелина-Франсуаза весом 1765 кг. Антуанетта-Шарлотта – 1158 кг. Гиацинт-Жанна – 813 кг. Самый большой колокол Эммануэль весит 13 тонн, язык весом 500 кг. Раскачать его неимоверно трудно, поэтому звенит он редко, только во времена главных праздников. Остальные – регулярно оглашают Париж в 8 часов утром и в 7 – вечером.
Витражи собора
Неповторимый и характерный облик собору придают витражи, выполненные из разноцветных стекол. Они несут частицу «божественного света». Наполняют интерьер необычайной красотой, создают душевный трепет и заставляют восхищаться искусством величайших мастеров.
В храме 110 витражей, каждый заменяет настенную роспись. Самая знаменитая витражная мозаика находится с южной стороны. Огромное окно, изображающее розу, практически в первозданном виде сохранилось до наших дней. На витраже изображен Иисус Христос, в окружении святых.
Красота кафедрального собора поражает многие умы, он признан величайшим шедевром и занесен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.
Цыгане в сюжете романа
Как известно, Гюго написал свой роман, чтобы привлечь внимание французов к исторической ценности собора Нотр-Дам. Почти невозможно сейчас это представить, но его собирались снести либо, на крайний случай, модернизировать
Гюго, большой поклонник архитектуры и истории Парижа, решил заставить читателей полюбить собор так, как он сам его любит. И сел за книгу.Почему же он выбрал в качестве времени событий конец пятнадцатого века? Почему не описал, например, историю создания собора?
Цыгане, средневековая миниатюра. Жёлтыми изображали на рисунке волосы положительным персонажам. Согласно тексту, волосы у цыган были чёрные
Дело в том, что в девятнадцатом веке у европейцев начало меняться отношение к малым народам от утилитарного к гуманистскому. К сожалению, это мало касалось политики правительств, но теперь за коренными жителями колоний, например, признавались собственные культура и право на гордость своей историей. Повлиял поворот и на отношение европейцев к цыганам. Если в той же Франции антицыганские законы, принятые в Средние Века и позже, исполнялись так рьяно, что все местные цыгане оказались уничтожены, то теперь приезжающие из Испании, Италии, Венгрии, Богемии цыгане вызывали скорее любопытство. На фермах цыган стали нанимать на сезонные работы, католические пасторы вспомнили, что даже инквизиция считала цыган добрыми христианами, и отдельные барышни и барыни пытались толковать с цыганками о нравственности.Если оглянуться на историю, то все самые знаменитые литературные произведения о цыганах созданы именно в девятнадцатом веке: и “Собор Парижской Богоматери”, и “Цыганы” Пушкина, и “Кармен” Мериме. Их стали активно рисовать, использовать как образ в песнях и поэзии. Цыгане казались европейцам людьми, как-то особенно близкими к природе и полными её изначальной силы.Так что привлечь цыган в сюжет было практически беспроигрышным способом заинтересовать публику. И Гюго изо всей истории Средних Веков выбрал момент, когда цыгане только появились в Европе, бежав от захватывающих Византию осман. Шествие табора с герцогом во главе списано им из летописей. Надо сказать, до сих пор неясно, кто были люди, которые звали себя цыганскими герцогами. Они знали много языков и обладали манерами придворного уровня. Это вполне могли быть представители византийской знати, но как им удалось возглавлять цыган? Загадка.Кое в чём Гюго ошибся. Цыгане в то время не имели тесных контактов с французским криминальным миром и останавливались не во Дворе Чудес, а за воротами города, в поле. Так было удобнее разбивать лагерь, а особо скрываться до принятия повсеместных законов против бродяг и кочевников цыганам было незачем. Наоборот, в их интересах было привлекать любопытство публики: от ведь зарабатывали представлениями. В том числе, как героиня Гюго, с дрессированными животными.
Реставрация собора Нотр-Дам 19 века
Со временем состояние Нотр-Дама становилось все хуже и хуже из-за отсутствия ремонта. Революция 1830 года сделала здание еще более разрушенным из-за бунтовщиков. Таким образом, парижские власти рассматривали возможность полностью стереть собор из городского пейзажа. Однако одному человеку удалось повысить осведомленность о ценности памятника силой литературы.
В 1831 году выдающийся писатель Виктор Гюго опубликовал свой роман «Собор Парижской Богоматери» (свободно адаптированный Диснеем, показав «Горбун Нотр-Дама»). Сюжет сосредоточен вокруг собора, позволяя ему вспомнить его историю и защитить его эстетическую ценность для своих читателей. Повесть приобрела огромную популярность, сумев вызвать широкий интерес к судьбе собора во Франции.
Поэтому в 1842 году правительство решило приступить к реставрации собора. Три года спустя Эжен Виолле-ле-Дюк становится дирижером. Этот французский архитектор сыграл решающую роль в сохранении архитектурного наследия страны. Он приступил к реставрации около двадцати соборов и десяти замков, включая Мон Сен-Мишель \ Сите де Каркассон.
На видео выше показаны преобразования, произошедшие между 1844 и 1864 годами. Виолле-ле-Дюк отремонтировал алтарь, витражи, порталы, а также массив иудейских королей, заказав тысячи неоготических статуй современным скульпторам.
Рядом с уже существующими желобами в форме горгульи он добавил скульптуры легендарных существ, которых средневековые строители никогда не создавали. Самая известная из этих «химер» — Стрикс ( Stryge по-французски), мифологический кричащий демон-наполовину птица-наполовину женщина. Вы, возможно, помните это из диснеевского «Горбака из Нотр-Дама», имеющего гораздо более симпатичную форму.
«Ле Стриж», химера с видом на Париж на вершине собора Нотр-Дам.
Наконец, шпиль, упавший за столетие до этого, снова поднялся на крышу собора — тот самый, который недавно исчез при пожаре 2019 года.
Во время великих городских преобразований, произошедших в Париже в 19 веке, барон Осман также расчистил пространство перед собором, чтобы он еще больше выделялся благодаря широкой открытой площади, какой мы ее знаем сегодня.
Часы работы
Собор открыт ежедневно с 08:00. В будние дни он закрывается в 18:45, а в субботу и воскресенье — в 19:15. С 09:30 до 18:00 работает информационная стойка, расположенная у входа в храм.
С понедельника по субботу Богослужения совершаются в 08:00, 09:00 (кроме июля, августа и первой половины сентября); 12:00 (у главного алтаря), 17:45 и 18:15. Воскресные дни службы проходят в 8:30, 09:30, 10:00, 11:30 (международная месса), 12:45, 17:45, 18:30 (транслируется в прямом эфире на католическом телевизионном канале «KTO Télévision Catholique» и на радио «Notre-Dame»).
Интерьер, Маша Малиновская
За редким исключением, вечернюю воскресную мессу возглавляет архиепископ Парижа. Она проводится у главного алтаря собора Парижской Богоматери.
В первую пятницу каждого месяца и по пятницам в течение Великого поста в 15:00 на обозрение верующих выносится терновый венец — уникальная реликвия и одна из величайших святынь христианского мира.
Уточнить часы работы собора и расписание праздничных месс можно на официальном сайте.
История в датах
1163 год – заложен первый камень в присутствие папы Александра III.
До 1182 года построен хор и главный алтарь, который был освещён.
К 1250 году закончены основные архитектурные работы.
Конец XIII – начало XIV века – доработка внешнего облика: установлены кресты, каменный забор и т.д.
XVII – XVIII века – перестроен центральный портал.
В революцию уничтожены практически все статуи, снят шпиль.
skeptimist.livejournal.com
XIX век – проходила большая реставрация.
31 марта 1864 год – храм вновь освятили.
1965-1972 года – проводились археологические раскопки на территории.
2013 год – к 850-летию отлито 9 новых колоколов и выдвинут ряд религиозных инициатив, например, выпущен специальный «маршрут паломника».
На протяжении всего существования здесь проходили коронования царей, крещения знатных людей и бракосочетания королевских семей.
nastol.com.ua