Согдийская область
Содержание:
- Образование Согдийского государства
- Экономика[ | код]
- История
- Древняя религия согдийцев
- История государства Согдиана
- Примечания[ | код]
- Искусство и материальная культура согдийцев
- Уроженцы[ | код]
- Ссылки [ править ]
- Система письма
- История[ | код]
- Внешние ссылки [ править ]
- Арабское завоевание Согдианы
- Морфология
Образование Согдийского государства
В VIII — VII вв. до н. э. образуется древнее Согдийское государство со столицей Самарканд. История сохранила много легенд и версий о названии города. Наиболее распространенные из них ассоциируются с определением слова «Самария» как «места сходки», «собрания», «сбора торгового люда».
Одна из легенд связывает название города с мифическим правителем Самаром. Как рассказывается в «Сахарной книге об истории Самарканда» (сокращенно — Кандия), этот правитель после долгих поисков нашел прекрасное место, в котором ему особенно понравились вода и воздух. «Он приказал вырыть колодец, и землю из него извлечь.
Кругом была хорошая земля, вскоре вокруг собралось немало людей и сложился город». Греческое название Мараканды является передачей названия Самарканда. Ученый энциклопедист Востока Абу Райхан Беруни приводит его тюркскую версию: «Семизкент» — «жирный, богатый город».
В центре Самарканда для военной элиты был возведен грандиозный акрополь, одинаково прочно защищенный как с внешнего фаса, так и со стороны кварталов горожан.
Именно о таком обществе сообщают священные гимны Авесты, в которых общество возглавляют могучие мужи, «ратха-эштар» — «стоящие на колесницах». Согд в ней упоминается страной, сотворенной Ахурамаздой сразу же за первостраной «Арийским простором».
За ней упоминаются Бахди (Бактрия) и Моуру (Маргиана).
Античные авторы описывают Согд этого времени как крупное владение, связанное с кочевыми народами «саками, которые за Согдом», и «заяксартскими турами». Историки говорят о сложении древнего бактрийского царства и союзе с ним древнего Согда. Но наиболее тесным был союз с южными владениями — Бактрией, Афганистаном, Индией. Согд входит вместе с Бактрией в одну ахеменидскую сатрапию, известную как область, поставлявшую для царских дворцов Персиды золото и лазурит.
Открываются торговые пути на юг. Самарканд в это время обносится могучей системой оборонительных сооружений с внутристенными галереями и бойницами. Ядром города остается его военно-административный центр — акрополь. В самом городе вырастают монументальные жилые комплексы, появляются кварталы ремесленников, формируется сложная система каналов, снабжавших водой поселения и город.
Изучение Согдианы началось во второй половине XIX в., и особенно усилилось в начале XX столетия.
В 1904 г. через два года после первой немецкой Турфанской экспедиции в Центральной Азии, В.Ф. Мюллер отвечающий за идентификацию или расшифровка различных рукописей, найденных экспедиций, опубликовал статью под названием «Часть рукописей сохранившихся сочинений из Турфана».
Она содержала первых манихейских рукописей, изучаемых западными учеными. Среди них, манихейских отрывок, который, как утверждал Мюллер, был написан на неизвестном иранском языке, относящееся к пехлави, хотя отличавщимся от него. В примечании Ф.К.Андреаса говорилось, что название Согдиана было дано неизвестному пехлавийскому диалекту.
Таким путем согдийский язык стал реальностью. Таким образом, ханские летописи сообщает, что народы от Ферганы до Парфии говорят на разных языках, но все же понимают друг друга. Это можно принять как за доказательство того, что в то время Вароруд был еще в целом
Самые яркие археологические артефакты были найдены при раскопках городищ Афрасиаб (Самарканд) и Пенджикент (Таджикистан). Стены храмов и дворцов богато украшены изображениями правителей и знатных вельмож в дорогих нарядах. Согдийские художники предпочитали воссоздавать не природные пейзажи, а схватки, баталии и животных в движении.
Интересны также многочисленные глиняные фигурки, приуроченные к празднованию Нового Года. Археологи обнаружили керамическую кухонную утварь, покрытую глазурью, изделия из стекла и таблички с письменами. Раскопки древних храмов и захоронений продолжаются. Возможно, самые важные артефакты только ждут своего открытия.
Читайте далее:
След, оставленный в Узбекистане древней Кушанской империей
Древние крепости Нукуса
Последний Хорезмшах – Джелал-ад-Дин Мангуберды
Центр Хорезмской области – город Ургенч
Город Навои – край древней истории
Экономика[ | код]
- Добыча и обогащение руд цветных и редких металлов. Добыча золота, флюорита, угля, нефти, попутного газа, гранита, мрамора, гипса и другого.
- Цветная металлургия, машиностроение и металлообработка (электротехническая промышленность, сельскохозяйственное и торговое машиностроение), лёгкая (шёлковая, хлопкоочистительная, производство ковров, трикотажных и швейных изделий, обуви), пищевкусовая (консервная, маслобойная, мясная, производство пищевой поваренной соли и другое) отрасли промышленности.
- Кайраккумская ГЭС. В 2012 году были сданы в эксплуатацию три малые ГЭС мощностью 600 кВт⋅ч
- Промышленные центры: Худжанд, Пенджикент, Исфара, Истаравшан, Канибадам, Гулистан и другие.
- В сельском хозяйстве важную роль играет орошение (Большой Ферганский, Северный Ферганский каналы, водохранилища). Главная сельскохозяйственная культура — хлопчатник (произведено 100,2 тысячи тонн хлопка в 2014 году), посевы зерновых (произведено 232,8 тыс. тонн в 2014 году). Плодоводство (111,4 тысячи тонн в 2014 году). Бахчеводство (109,0 тысячи тонн в 2014 году). Виноградарство (51,5 тысячи тонн в 2014 году). Шелководство. Животноводство (на равнине — крупный рогатый скот, в горах — овцеводство): в 2013 году 564,6 тысячи голов крупного рогатого скота и 1311,1 тысячи голов овец и коз. По производству картофеля область занимает первое место в Таджикистане — 325,6 тысячи тонн в 2014 году. В 2014 году также произведено 381,5 тысячи тонн овощей.
- Курортные местности: ЗАО «Санаторий Бахористон», Зумрад, Оксукон, Истаравшан, Хаватаг. Туризм.
История
Печать с двумя лицевыми бюстами и согдийской надписью «Индамик, царица Заканта», кушано-сасанидский период, 300–350 гг. Н. Э. Британский музей 119999.
Согдийский текст из письма манихейского кредитора примерно 9-13 веков
Священники- манихеи ( турки- уйгуры ) пишут согдийские рукописи в Хочо , Таримская котловина , ок. 8-го / 9-го века нашей эры
Во время Тана Китая (около 7 века н.э.), на Шелковом пути русских общеупотребительных в Центральной Азии согдийцев, по которой он накопил богатый словарный запас заимствований , такие как Тымь ( „гостиница“) от Среднего Китая / TEM / ( китайского языка :大).
Экономическое и политическое значение Согдианы гарантировало его выживание в первые несколько веков после завоевания Согдианы мусульманами в начале восьмого века. Диалект согдийского диалекта, на котором говорили примерно в 8 веке в Осрушане (столица: Бунджикат, недалеко от современного Истаравшана , Таджикистан), регионе к югу от Согдианы, превратился в ягнобский язык и дожил до 21 века. На нем говорят ягнобцы .
Древняя религия согдийцев
Говоря о культуре Согдианы, нельзя пройти мимо верований её народа. Большинство согдийцев являлись приверженцами зороастризма, хотя с развитием торговли популярность приобрели и буддийские идеи.
Археологи нашли немало согдийских захоронений, что были проведены в соответствии с традиционными зороастрийскими ритуалами. Тело человека отдавали птицам, которые оставляли лишь кости (нельзя было “осквернить” ни одну из стихий – огонь, землю и т.д.). Их складывали в специальные вазы-”костницы”, что зарывали в могилах.
Согдийские женщины из семьи Роксоланы / Joan Francesc Oliveras Pallerols
Несмотря на явно выраженные зороастрийские традиции, согдийцы лояльно относились и к другим религиозным направлениям. Известно, что Андрей Первозванный проповедовал христианство и согдийскому народу.
Согдийцы были народом мирных торговцев, что стремились развивать свою страну, мечтали о её процветании и богатстве. Возможно, их толерантное уважение к другим культурам и верованиям стало причиной исчезновения племён.
К сожалению, далеко не всегда заимствования языка и терпимость к иноземному влиянию дают положительные результаты. Впрочем, память о согдийцах и сегодня живёт в их потомках – народах Узбекистана и Таджикистана.
История государства Согдиана
Зеравшанский хребет
Весной 1932 года в 120 км от Самарканда таджикский пастух обнаружил корзину с потрепанными свитками с загадочными письменами. Ученые из Душанбе установили, что эти свитки относятся к эпохе согдийской культуры. На место обнаружения бесценной находки была направлена научно-исследовательская экспедиция. Раскопки велись на протяжении нескольких десятилетий. С того времени история Согдианы стала постепенно открывать завесу, которая на протяжении долгих веков скрывала удивительные сокровища.
В ахеменидский период истории Согдиана была провинцией персидской державы и платила Дарию I подати. Во времена правления Ксеркса согдийские отряды входили в состав персидской армии, наряду с отрядами из Хорезма и Бактрии. Благодаря труднодоступности Согдиане удавалось сохранять автономию.
В эллинистический период жители государства оказали сопротивление завоеваниям Александра Македонского. Великому полководцу, который привык к стремительным победам, пришлось провести на территории Средней Азии около 2 лет (329–327 гг. до н. э.), подавляя народные восстания. Согдийский царь Спитамен возглавлял освободительное движение, напоминавшее партизанскую войну. В результате противостояния Согдиана потерпела поражение и была включена в состав сатрапии Филиппа II, а позже завоевана царством династии Селевкидов.
Начало Средневековья характеризуется влиянием китайских завоевателей и тюркских племен. В этот период истории Согд процветал благодаря контролю над маршрутами Великого Шелкового пути, проходящего через его территорию. Наряду с местной религией, зороастризмом, популярность приобрел буддизм.
Арабское завоевание в VIII веке положило конец истории древнего государства Согдиана. Лишь часть долины Зеравшана продолжала называться Согдом. Арабы стремились полностью искоренить самобытную культуру и религию на завоеванных землях. Многие памятники истории были уничтожены, а на их месте возведены исламские строения.
Правители Согдианы
Правители согдийского царства имели отличительный титул – ихшид, что в переводе с древнеиранского, возможно, означает «сияющий». В истории засвидетельствованы несколько ихшидов, правивших в Самарканде в IV в. до н. э. – VIII в. н. э.:
- Спитамен;
- Бесс;
- Шишпир;
- Вархуман;
- Тархун;
- Гурек;
- и другие.
Последний ихшид Деваштич правил в Пенджикенте в 20-х годах VIII н. э. Мятеж против мусульман привел правителя к трагической смерти, а династию правителей Согда – к концу.
Примечания[ | код]
- Вместе с Сталинабадской, Кулябской и Гармской областями.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 мая 2016.
- . // Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 марта 2011.
- А. И. Кошелева, П. А. Васильев. Административно-территориальное деление Таджикистана (исторический очерк). — Сталинабад, 1948. — 48 с.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 декабря 2012.
- ↑ Хайитбоева Н. А. Анализ производственно-экономического состояния аграрного сектора Республики Таджикистан // Кишоварз. — 2015. — Т. 2. — С. 76
- Хайитбоева Н. А. Анализ производственно-экономического состояния аграрного сектора Республики Таджикистан // Кишоварз. — 2015. — Т. 2. — С. 77
Искусство и материальная культура согдийцев
Эта статья авторов Julie Bellemare and Judith A. Lerner рассказывает о художественном мире согдийцев и их быте (мы приводим здесь описание только нескольких экспонатов).
Искусство Согдианы разнообразно: оно проявляет пристальное внимание к социальным занятиям, таким как пиры, охота, развлечения и рассказывание историй; а также восприимчиво к включению элементов предмета и стиля из соседних культур. Согдийцы, несомненно, знали, как наслаждаться жизненными удовольствиями, такими как еда, вино и развлечения
Они ценили серебряную и золотую посуду, как, например, эта серебряная позолоченная чашка с горными козами и растительным орнаментом.
Кубок с козами. Древний край Согдиана, 8 век н.э. Позолоченное серебро; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кольцевая рукоятка с упором для большого пальца и выпуклая форма с суженным горлом обычно ассоциируются с тюркскими степными народами – соседями и союзниками согдийцев. Стилистический анализ предполагает его изготовление согдийским мастером. Мотив, который, возможно, был выбран, чтобы угодить тюркскому покровителю, представляет собой пару борцов, изображенных на упоре для большого пальца, и возможно, кто-то наблюдал поединок, выпивая из этого кубка.
Хорошо известны расписанные стены согдийских дворцов. Здесь мы берем пример дворца в Пенджикенте.
“Синий зал” (вид северной и восточной стен). Пенджикент, Таджикистан (в древней Согдиане), Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Обнаруженный в 1956–57 годах, этот зал, известный как «Комната Рустама» или «Синий зал» из-за окрашенного фона, выделяется среди других образцов своими исключительно хорошо отреставрированными фресками. Их можно датировать примерно 740 годом, всего за двадцать лет до окончательного уничтожения Пенджикента. Этот цикл картин воплощает яркую черту согдийского изобразительного искусства: его захватывающее повествовательное качество. Вместо более статичного, манерного стиля, который преобладает в Сасанидской Персии, согдийское искусство фокусируется на индивидуальном героизме в своем предпочтении эпическим и историческим повествованиям, но также включает в себя популярные истории.
Вот фантастическое существо, которое появляется на металлических изделиях согдийцев, которое некоторые ученые считают сенмуром или симургом – это крупная, мифическая птица с собачьей головой, собачьим или львиным корпусом и искусно оперенным хвостом. Симург (у узбеков она называется Семург, у казахов — Самурык, – прим.) – доброжелательное существо и упоминается в более поздних эпосах и поэзиях, включая “Шахнаме”.
Блюдо с симургом. Возможно, Узбекистан (в древней Согдиане), первая половина VIII в. Позолоченное серебро; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Острый интерес согдийцев к изображению окружающего их мира (о чем свидетельствует Зал послов в Афрасиабе) и мифологический и сверхъестественный миры переросли в изображение их собственного мира. В своем искусстве согдийцы не показывают коммерческую и торговую сторону жизни, но вместо этого изображают наслаждение ею, например, сцены пиров в Пенджикенте. На этих картинах мы видим, как согдийцы видели себя. Китайские образы согдийцев изображали их в карикатурном виде, с лицами с большими носами и круглыми глазами, массивной и в целом «варварской» внешностью. Напротив, изображения самих согдийцев показывают людей с прекрасными чертами лица: мужчины (кроме правителей или дворян), как правило, чисто выбриты, женщины с овальным лицом и миндалевидными глазами.
Фигура согдийца. Сиань, Китай, династия Тан (618–907 гг.), Национальный музей Китая, Пекин
Пирующий согдиец. Пенджикент, Таджикистан (в древней Согдиане), Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Уроженцы[ | код]
- Деваштич (? — 722) один из последних правителей Согдианы
- Хайдар ибн Кавус (? — 841) — последний афшин Уструшаны; полководец, победивший Бабека
- Рудаки (858—941) считается основателем таджикской персидской литературы, родоначальником поэзии на дари, фарси и таджикском языках
- Абу Махмуд аль Худжанди (940—1000) — таджикский математик и астроном, уроженец Ходжента, работал в Рее.
- Мехсети Гянджевы (Худжанди)
(1098, Худжанд — 1160, Гянджа)
— таджикская поэтесса XII века.
- Сайфуддини Исфаранги — персидско-таджикский поэт
- Камол Худжанди (1321—1401) — персидско-таджикский поэт
- Темурмалик — герой таджикского народа, оказал ожесточённое сопротивление войскам Чингисхана при завоевании им Средней Азии
- Мухаммадаминхочаи Кошиф (1825—1887) — таджикский поэт
- Тошхуджа Асиры (1864—1916) — таджикский поэт
- Абдулла Файёз (1847—1934) — таджикский поэт
- Хаджи Юсуф Мирфаезав (1842—1925) — таджикский ученый
- Накибхон Туграл (1865—1919) — таджикский поэт
- Чинар Имамов (1898—1939) — таджикский политический деятель, основоположник Таджикской ССР член ЦК КП Таджикскoй
- Абдурахим Ходжибаев (1900—1938) — таджикский политический деятель, основоположник Таджикской ССР первый председатель совнарком Таджикиской ССР
- Бободжан Гафуров ( — ) — таджикский государственный и партийный деятель, 1-й секретарь ЦК Компартии Таджикистана (—), историк, директор Института востоковедения АН СССР.
- Имам Худжанди — великий исламский
- Рамиль Бадамшин (р. 1980) — певец, автор-исполнитель
- Валамат-заде, Гафар Рустамович (1916−1993) — артист балета, балетмейстер, режиссёр, Народный артист СССР (1976)[источник не указан 2922 дня]
- Лютфи Захидова (1925−1995) — балерина, исполнительница народных танцев, Народная артистка СССР (1957)
- Джурабек Муродов (р. 1942) — певец, композитор, исполнитель на рубобе, Народный артист СССР (1979)
- Туфа Фазылова (1917−1985) — оперная певица, Народная артистка СССР (1957)
- Камиль Ярматов (Комил Ёрматов) (1903−1978) — первый режиссёр Таджикистана и Узбекистана, Народный артист СССР (1959)
- Намат Карабаев (1916−1942) — первый Герой Советского Союза в Центральной Азии
- Лоик Шерали (1941−2000) — народный поэт Республики Таджикистан, известный персоязычный поэт
- Муртазаев Каюм Муртазаевич (—) — государственный и партийный деятель, секретарь ЦК ВЛКСМ, 1-й секретарь Ташкентского горкома и Бухарского обкома партии, Председатель Госкомтруда Узбекской ССР.
- Ходжибой (Ходжимурод) Тоджибоев (1955—2008) — советский, узбекский и таджикский юморист и сатирик. Заслуженный артист Узбекистана и Таджикистана. Один из самых известных юмористов Средней Азии.
Ссылки [ править ]
- ^ a b c d e «Население Республики Таджикистан на 1 января 2020 года» (на русском языке). Статистическое управление Таджикистана . Дата обращения 2 октября 2020 .
- ^ «Субнациональный ИЧР — База данных по регионам — Глобальная лаборатория данных» . hdi.globaldatalab.org . Проверено 13 сентября 2018 .
- ^ «CensusInfo — Данные» . www.censusinfo.tj . Проверено 9 сентября 2019 .
- ^ Сельское хозяйство Республики Таджикистан , статистический ежегодник, Государственный комитет статистики, Душанбе, 2008 г.
- ↑ Роберт Миддлтон и Хью Томас, «Таджикистан и Высокий Памир», Odyssey Books, 2008, стр. 166
- ^ a b c Социально-экономическое положение Согдийской области , Статкомитет Согдийской области, Худжанд: январь – март 2010 г. (на таджикском и русском языках)
Система письма
Как и все системы письма, используемые в среднеиранских языках, согдийский алфавит в конечном итоге происходит от арамейского алфавита . Как и его близкие родственники, письменность пехлеви , написанная согдийским языком, содержит множество логограмм или идеограмм , которые были арамейскими словами, написанными для обозначения устной речи коренных народов. Согдийская письменность является прямым предком староуйгурского алфавита , который, в свою очередь, является предшественником традиционного монгольского алфавита .
Как и в других системах письма, произошедших от прото-синайского письма , для гласных нет специальных знаков. Как и в родительской арамейской системе, согласные знаки yw могут использоваться как matres lectionis для долгих гласных соответственно. Однако, в отличие от него, эти согласные знаки также иногда служат для выражения коротких гласных (которые также иногда могут оставаться невыраженными, как это всегда бывает в родительских системах). Чтобы отличить долгие гласные от коротких, можно было написать дополнительный алеф перед знаком, обозначающим долгую гласную.
В согдийском языке также использовался манихейский алфавит , который состоял из 29 букв.
При транскрипции согдийской письменности латинскими буквами арамейские идеограммы часто отмечаются заглавными буквами.
История[ | код]
Название Согд впервые упоминается в священной книге «Авесте». Предполагают, что это слово имело следующие значения: «священный», «горящий» или «чистый».
В V веке до нашей эры после развала Ориёно (Ариана) было основано государство Согдиана.
Согд входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу на протяжении VI—IV веков до н. э., по крайней мере до правления Артаксеркса II. Вместе с Парфией, Хорезмом и Арейей Согд был включен в её 11-ю сатрапию. Население Согда платило значительные налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение персидских царей крупные воинские контингенты.
Эллинистический период | код
В 329—327 годах до н. э. население Согда во главе со Спитаменом (убит в 327 году до н. э.) оказало упорное сопротивление Александру Македонскому. Одним из решающих событий стала битва у Политимета (река Зеравшан), в которой греко-македонские войска впервые за семилетнюю военную кампанию потерпели поражение. Тем не менее, в итоге восстание согдийцев было подавлено. Александр Македонский объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию, правителем которой был назначен Филипп III Арридей. По некоторым данным, Худжанд был переименован в Александрию Эсхату (Александрия Крайняя) Александром Македонским.
После смерти Александра Македонского (323 год до н. э.) спустя два года по соглашению в Трипарадисе Согдиана вместе с Бактрией досталась сатрапу Арии (переименованной в Дрангиану) Стасанору. В 305 году до н. э. эти владения были завоёваны царством Селевкидов. В середине III в. до н. э. эта сатрапия была преобразована Диодотом в Греко-бактрийское царство, которое просуществовало до II века до н. э., когда было ослаблено кочевыми племенами (скифами и юэчжи) и подчинено Хорезму. В первые века н. э. Согдиана входила в состав Кушанского царства, включавшего территории от Средней Азии до Индии.
Начало средневековья | код
В конце IV—V веках н. э. был покорён эфталитами, в VI—VII веках — Тюркским каганатом. Китайские хронисты во время правления Тоба Вэй оставили описание Согдианы (Сутэ 粟特). Рассказывали о вторжении хунну (неясно когда и каких именно) в Согдиану, где они убили князя. Четвёртым после вторжения был князь Хуни (忽倪). Согдийские купцы приходили торговать в Лянчжоу. При покорении Увэй войска Тоба Вэй захватили согдийских купцов. Князь Согда согласился выкупить их, вэйцы согласились, но после освобождения купцов дипломатические отношения прервались. Отношения возобновились при Бэй Чжоу в 564 году.
С IV по VIII век на территории Согда существовало множество автономных княжеств (важнейшее — Самаркандское). Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из Согда держали в своих руках торговлю шёлком. Торгово-земледельческие колонии Согда существовали на всех основных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва. С VII века по середину VIII века в Самаркандском Согде правила династия ихшидов, известными правителями которой были Шишпир, Вархуман, Мастан-Навиан, Тархун, Гурек, Тургар.
Арабское завоевание | код
Основная статья: Арабское завоевание Средней Азии
В 651 году арабы положили конец правлению Сасанидов в Персии, после чего двинулись в Мавераннахр (Mā warā ‘l-nahr, «заречье»), как они называли согдийские земли за Амударьёй. Согдийцы долго сопротивлялись, но в начале VIII вв. Согд был завоёван арабами.
Один из последних согдийских правителей, властитель Пенджикента Деваштич, поднял против завоевателей восстание, но потерпел поражение, когда в 722 году воины хорасанского эмира Саида аль-Хараши обманом выманили его из крепости Муг, где он, укрывшись с остатками воинов, вёл отчаянное сопротивление. Впоследствии в регионе происходили восстания против арабских завоевателей (в частности, в 728—729 годах), а многие согдийцы приняли участие в восстании их единоплеменника Ань Лушаня в Китае.
Долина реки Зеравшан сохраняла своё древнее имя до Средних веков, когда она была известна как Согд Самаркандский.
XX век | код
Ленинабадская область была одной из первых четырёх областей республики, образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1939 года. 19 января 1945 года из южных районов области выделена созданная Ура-Тюбинская область (административный центр — город Ура-Тюбе), которая была ликвидирована через 2 года — 23 января 1947 года, все районы последней вернулись в состав Ленинабадской области. Сама область была ликвидирована 28 марта 1962 года, а восстановлена 23 декабря 1970 года (в этот период в Таджикской ССР временно не было областного деления). 10 ноября 2000 года область переименована в Согдийскую.
Внешние ссылки [ править ]
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vте Согдийская область | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Столица: Худжанд. | ||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
|
Прилегающие к Согдийской области |
---|
Авторитетный контроль |
---|
Арабское завоевание Согдианы
Согдийцы пользовались покровительством тюрков. Благодаря могущественным каганам они могли начать завоевание новых территорий. Постепенная колонизация происходила мягко и ненавязчиво, что давало немало преимуществ.
Соратниками согдийцев тюрки становятся и в период арабского нашествия. В 651 году арабские захватчики сокрушили империю персов, после чего двинулись к подвластным Персии землям. Несмотря на долгое и упорное сопротивление народа Согдианы, большая часть территорий согдийцев была завоёвана.
До нашего времени сохранились письма правителя Согда, Деваштича, что вёл переписку с тюркским каганом. Он отмечает, что является верным вассалом тюрков, просит о помощи. Увы, несмотря на общие усилия согдийцев и тюрков, силу арабов переломить они не смогли.
Голова фигурки, вероятно согдиец, китайская династия Суй (581–618) / PratyekaМестонахождение: Музей Чернуски, Париж
Но куда же исчезли согдийцы? По мнению историков, некогда могущественный народ торговой страны постепенно растворился среди соседних племён, что были более молодыми и лишь начинали путь своего становления.
О том, что от согдийцев не осталось и следа, говорить не стоит. Напротив, современные таджикский и узбекские народы принадлежат к потомкам жителей Согдианы. Согдийский язык постепенно был вытеснен таджикским, что имел больше перспектив.
Со временем древнее наречие забылось и исчезло, оставшись в списке древних диалектов. Но я хочу заметить, что и в таджикском языке сегодня можно увидеть некоторые старинные черты, что использовали и согдийцы.
Роксана – согдийская жена Александра Македонского / Joan Francesc Oliveras Pallerols
Морфология
Иностранец, возможно, согдиец , держащий мехи, династия Тан
Существительные
Легкие стебли
Случай | маск. -stems | нейт. -stems | fem. ā- стебли | маск. u- стебли | fem. ū- стебли | маск. ya -stems | fem. я- стебли | множественное число |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ном. | -я | -u | -a, -e | -а | -а | -я | -я | -ta, -īšt, — (у) а |
вокал | -u | -u | -а | -i, -u | -у | -iya | -я | -te, -īšt (е), — (у) а |
соотв. | -u | -u | -u, -a | -u | -u | — (iy) ī | -я (йи) | -tya, -īštī, -ān (у) |
gen.-dat. | -ē | -вы | -я | — (уй) ī | -уя | — (iy) ī | -я (йи) | -tya, -īštī, -ān (у) |
loc. | -я | -я | -я | — (уй) ī | -уя | — (iy) ī | -я (йи) | -tya, -īštī, -ān (у) |
instr.-abl. | -а | -а | -я | — (уй) ī | -уя | — (iy) ī | -я (йи) | -tya, -īštī, -ān (у) |
Тяжелые стебли
Случай | маск. | fem. | множественное число |
---|---|---|---|
ном. | -∅ | -∅ | -t |
вокал | -∅, -a | -e | -te |
соотв. | -я | -я | -tī, -ān |
gen.-dat. | -я | -я | -tī, -ān |
loc. | -я | -я | -tī, -ān |
instr.-abl. | -я | -я | -tī, -ān |
Суженные стебли
Случай | маск. иначе -stems | нейт. иначе -stems | fem. ākā- стебли | пл. маск. | пл. fem. |
---|---|---|---|---|---|
ном. | -ē | (-ō), -ē | -а | -ēt | -ēt, -āt |
вокал | (-ā), -ē | (-ō), -ē | -а | (-āte), -ēte | -ēte, -āte |
соотв. | (-ō), -ē | (-ō), -ē | -ē | -ētī, -ān | -ētī, -ātī |
gen.-dat. | -ē | -ē | -ē | -ētī, -ān | -ētī, -ātī |
loc. | -ē | -ē | -ē | -ētī, -ān | -ētī, -ātī |
instr.-abl. | (-ā), -ē | (-ā), -ē | -ē | -ētī, -ān | -ētī, -ātī |
Глаголы
Настоящее ориентировочное
Человек | Легкие стебли | Тяжелые стебли |
---|---|---|
1-й. sg. | -являюсь | -являюсь |
2-й. sg. | -ē, (-∅) | -∅, -ē |
3-й. sg. | -ti | -t |
1-й. пл. | -ēm (ан) | -ēm (ан) |
2-й. пл. | -θa, -ta | -θ (а), -t (а) |
3-й. пл. | -а также | -а также |
Несовершенный ориентировочный
Человек | Легкие стебли | Тяжелые стебли |
---|---|---|
1-й. sg. | -u | -∅, -u |
2-й. sg. | -я | -∅, -i |
3-й. sg. | -а | -∅ |
1-й. пл. | -ēm (у), -ēm (ан) | -ēm (у), -ēm (ан) |
2-й. пл. | -θa, -ta | -θ (а), -t (а) |
3-й. пл. | -а также | -а также |