Что нужно знать об азовском море для отдыха?

Гавань Кремны на морском дне

Ученые предполагают, что под водой близ нынешнего Таганрога находится затопленный древнегреческий город Кремны, упоминавшийся еще в трудах Геродота и других древних историков.

Долгое время исследователи считали, что «отец истории» Геродот, живший в V веке до н. э., нередко в своих работах в качестве источников использовал легенды. Однако многие факты, изложенные Геродотом и считавшиеся ранее фантастическими, впоследствии были подтверждены в результате археологических исследований.

Из сообщений Геродота о Кремнах мы знаем, что была такая гавань, к которой пристали корабли с амазонками. Древний город был найден случайно. С 30-х годов прошлого века море постоянно выбрасывало на таганрогский пляж рядом с каменной лестницей фрагменты древнегреческой ионийской керамики, которые уверенно датировались концом VII — началом VI веков до н. э.

Как же древний город оказался под водой? История Азовского моря очень сложная, становление его территории можно разделить на два этапа: обретение суши и обретение моря. Геологически вся Ростовская область — это дно древнего моря, исключение только Донецкий кряж. 40 тысяч лет назад, это было уже на памяти человечества, Азовского моря еще не было, но была впадина, по которой протекал древний Дон и впадал напрямую через Керченский залив в Черное море. А потом постепенно образовался нынешний бассейн. К тому времени, когда в районе нынешнего Таганрога появились древние греки, уровень моря был ниже на 3 — 7 метров. То есть, они приплыли не в Таганрогский залив, а обосновались в устьевой части древнего донского лимана. Эти данные подтверждены совместными исследованиями с немецкими коллегами в комплексной экспедиции, в которой участвовали не только археологи, но и палеогеографы, геологи, специалисты, изучающие древние растения по остаткам спор и пыльцы, что помогает установить датировку и изменения климата.

Ловись рыбка большая и маленькая…

Несмотря на мелководность, Азовское море издавна славилось богатством подводного мира. Связано это с особым составом воды. В течение нескольких тысяч лет в водоем впадали две мощные реки Дон и Кубань, которые опресняли местные воды. В итоге сформировалась особая система сообщества живых организмов, которая занимает среднее положение между морской и озерной средой обитания, которую называют биоценозом

«Малосольная вода» привлекла внимание к морю пресноводных видов рыб, таких как лещ и судак. В то же время, здесь продолжают нереститься морские представители: осетры, тарань и другие

Пресноводность долгое время не давала размножаться сине-зеленым водорослям, которые заставляют цвести воду, «высасывая» из нее кислород, который так необходим рыбам для нормальной жизнедеятельности. Этот фактор позволял Азову быть весьма плодовитым десятилетия. 

Еще один рекорд Азовского моря — по биологической продуктивности оно занимает первое место в мире. Среди биомассы бентоса моллюски занимают доминирующее положение. Их остатки, представленные карбонатом кальция, имеют значительный удельный вес в формировании современного донного осадка. Не зря Азовское море еще называют морем моллюсков. Эти обитатели морской фауны являются важным источником питания рыбы. Яркими представителями этого вида подводных обитателей являются сердцевидка, сендесмия и мидия.

В Азовском море обитает более 70 видов различных рыб, среди которых: белуга, осетр, севрюга, камбала, кефаль, тюлька, хамса, тарань, рыбец, шемая, различные виды бычков.

Самая многочисленная рыбка – тюлька и сегодня радует усердных рыбаков. Говорят, в особо щедрые годы, вылов ее достигал 120 тысяч тонн!

В устьях впадающих в море рек, а также лиманах встречается 114 видов и подвидов рыб. Среди них есть хищники — судак, стерлядь и белуга. 

В конце 60-70-х годов соленость моря достигла 14 % в связи с приходом черноморских вод, вместе с которыми в море попали медузы. Их появление оказалось дурным предзнаменованием.

Последнее время Азовское море переживает не самые лучшие времена. Экологи бьют тревогу, но реальных действий по спасению экосистемы водоема не наблюдается. Главная проблема – повышение солености воды. Воды рек Дона и Кубани забираются для орошения и приток пресной воды в Азов уменьшается. В тоже время через Керченский пролив подтекает соленая вода из Черного моря. Изменение процента соли сразу же повлияло рыб, которые привыкли нереститься в опресненной воде. За одной проблемой тянется вереница других. Как только вода стала более соленой, в ней начали размножаться вредные водоросли, чуждые флоре Азовского моря. В последние годы наблюдается печальная картина — массовый мор бычков. Из-за нехватки кислорода, которые вытягивает подводная растительность, рыбки выбрасываются на берег и умирают. 

Сегодня ученые ломают голову над тем, как помочь Азовскому морю. Бесполезно надеяться, что сельскохозяйственные угодья перестанут поливаться. Есть предложения связанные с искусственным сужением Керченского пролива. Возможно, эта мера позволила бы немного уменьшить ток соленой воды, и таким образом уникальная экосистема Азовского моря была бы спасена.

О происхождении названий Азовского моря

Ни одно море в мире не имеет такого большого количества названий, какое имеет Азовское море. И это интересный факт!

  • В украинском: Азовське
  • В крымскотатарском Азак-дэнизи / Azaq Denizi
  • В урумском (греко-татарском): Азав-дэниз
  • В древнегреческом: Меотийское озеро / Μαιώτιδ или Меотиды
  • В латинском у римлян: Меотийское болото / Palus Maeotis
  • У генуэзцев и венецианцев: море Забаче / Mare delle Zabacche
  • Каффское море (от итальянской колонии Каффа на месте города Феодосии)
  • У киммерийцев: Киммерийское озеро (в древние времена жителями Азова были киммерийцы, по утрверждению Геродота)
  • У франков: Франкское море
  • У арабов — Бахр аль-Азуф / Синее море
  • Другие названия: Самакуш, Салакар, Майутис, Балысыра, Саксинское море

Греки называли его Меотийским, потому что меотийцами назывались народы, первыми заселявшие берега Азовского моря.  Сами меотийцы, по утверждению Плиния (I век н.э.), называли его морем Temarenda или Temerinda, что означает «Матерь Вод».

Тацит описывает «Меоти» как скифские племена.
На берег моря пришли скифы и сарматы, и, соответственно, сменилось название на Скифское, а затем Сарматское озеро. Сами же скифы называли его «Каргалук».
Плиний также упоминает племя азоки, как вероятный топоним слова «азов».

Русские знали это море как Сурожское море, по названию города, ныне известного как Судак. Название Азов (Азовское море) утвердилось только в XVII веке.

Тюркское слово «азак», от которого произошло имя Азов (одна из версий) — означает «низменность или устье реки».
С авестийского, Азов означает «быстрый». Черкесское слово «узэв» обозначает «узкую горловину».
В коллекции имён Азова: Чабак-денгиз (чебакское море — то есть, море с обилием судака или леща), а так же Балык-денгиз (рыбное море).

Во времена Османской империи здесь вели специальный промысел, который назывался хkerhana: ловили осетра, а икру паковали в лёд и экспортировали в Россию; лёд заготавливали зимой и хранили его весь остальной год, укрывая слоями соломы под тенью деревьев, больших тополей.

У Азовского моря, на протяжении его истории, было много имён. Его довольно часто именовали озером, лиманом или болотом («лягушатником»). Удивительно мелководное море, но, тем не менее, судоходное.

Этимологии слова «Азов», среди ряда существующих гипотез, выдвигает имя половецкого князя Азуфа из авестийского племени ассы, который сражался и был убит в 1067 году.

Азовское море зачастую становится местом военных конфликтов:

  • русско-турецкая война (1686-1700)
  • русско-турецкая война ((1710-1711)
  • русско-австрийско-турецкая война (1735-1739)
  • Крымская война (1853-1856)

Крымский мост с его низким пролётом, открытый в мае 2018 года, стал новой серьёзной геополитической проблемой, поскольку препятствует проходу судов определённого размера: Россию обвиняют в помехе судоходству через Керченский пролив.

Этимология имён Азовского моря (как они появляются и как часто меняются) указывает на интенсивность исторических событий в этих местах

А это означает, в свою очередь, значимую важность азовского бассейна, указывает на его уникальные характеристики

Здесь жил неизвестный науке народ?

К сожалению, поиски на дне Азовского моря оказались безуспешными по геологическим условиям. Дело в том, что Таганрогский мыс лежит в каменной чаше, основание которой заполнено глиной и песком. Когда море поднялось и стало размывать песок, древние города оказались уподобленными рафинаду в стакане чая. Поэтому на дне Таганрогского залива не сохранились никакие постройки, только керамика, выбрасываемая морем на берег.

И все же ученым повезло: удалось найти часть поселения последней трети VII в. до н. э. — первой половины VI в. До н. э. Там были найдены остатки бронзолитейного производства: куски металлургического шлака, бронзовые наконечники стрел, хорошо известных по скифским древностям. Они производились в этом поселении и поставлялись в степь. То есть это была не только гавань, но и колония, в которой жили ремесленники.

В этом поселении ученые столкнулись с величайшей загадкой. Наряду с древнегреческой керамикой там была местная лепная керамика. Но чья она — неизвестно. Эта грубо слепленная доморощенная керамика не представляла интереса, как гончарная греческая, расписанная сюжетами, поэтому не могла быть предметом торговли и обмена. Слой аборигенной керамики древнее греческой — IX-VIII века до н. э. Значит, до греков там кто-то жил — греки пришли не на пустое место. Были ли это легендарные киммерийцы, о которых пишет Геродот? Пока неизвестно.

Если верить истории Геродота, это как раз тот переломный момент, когда в наши степи пришли скифы и вытеснили киммерийцев.

Пока мы знаем одно: на Таганрогском мысу жил какой-то неизвестный нам народ, определить этнографическую принадлежность которого по сей день не представляется возможным.

Происхождение названия

На Руси Азовское море стало известно в I в.н.э. Называли его тогда Синим морем. После образования Тмутараканского княжества водоем прозвали Русским. Впоследствии море многократно переименовывалось: Самакуш, Салакар, Майутис, вариаций было много. Наконец, в начале XIII века было утверждено название Саксинское море.

Татаро-монгольские завоеватели пополнили коллекцию имен Азова, назвав его на свой лад — Балык-денгиз, что в переводе означает «рыбное море».

Еще одна версия происхождения названия водоема гласит: азак — тюркское прилагательное, означающее «низкий или низменный». 

В средние века русские называли Азовское море Сурожским. 

Однако наиболее достоверным следует считать происхождение названия от города Азов. По поводу этимологии слова «азов» также существует ряд гипотез, одна из которых связана с именем половецкого князя Азума (Азуфа), убитого при взятии города в 1067 году. 

Принято считать, что современное название Азовского моря пришло в русскую топонимию в начале XVII века благодаря летописи Пимена. Поначалу оно закрепилось только за его частью – Таганрогским заливом, и лишь во время Азовских походов Петра I название Азовское распространилось за всем водоемом. 

Древние греки в свою очередь называли Азовское море Майотис лиман – «Меотийское озеро», а римляне – «Меотийское болото». В те времена южные и восточные его берега населял народ – меоты. Такое нелицеприятное прозвище связано с мелководностью и болотистостью восточных берегов водоема.

Первую карту Мэотиды составил Клавдий Птолемей, он определил географические координаты для городов, устьев рек, мысов и заливов побережья Азовского моря.

В 1068 году русский князь Глеб измерил по льду расстояние между Керчью и Таманью. Известно, что Азовское море в особо холодные зимы полностью промерзает, так что по нему можно запросто ходить, не боясь провалиться под лед.

Как свидетельствует надпись на Тмутараканском камне, расстояние от Тмутаракани до Корчева (древнее название Тамани и Керчи) составляло приблизительно 20 километров. Получается, что 939 лет это расстояние увеличилось на 3 километра. 

С XII—XIV веках генуэзцы и венецианцы также начинают составлять портоланы — морские карты Черного и Азовского морей. Во времена царствования итальянцев в Крыму, в Азовском море активно добывалась разнообразная рыба. Процветала торговля, и осетра, выловленные на Азове, доставлялись живьем в Константинополь. 

Кстати, один из маршрутов Великого Шелкового пути проходил в месте впадения Дона в Азовское море. Отсюда следовали дороги ко всем крупным городам государств, расположенных на побережье Азовского и Черного морей, таких как Фанагория, Кафа (Феодосия), Ольвия, Сугдея (Судак) и Севастополь. 

История изучения[править | править код]

В истории изучения Азовского моря выделяют три этапа:
1. Древний (географический) — со времён Геродота до начала XIX ст.
2. Геолого-географический — XIX ст. — 40-е годы XX ст.
3. Комплексный — середина XX ст. — сегодня.
Первую карту Понта Эвксинского и Мэотиды составил Клавдий Птолемей, он же определил географические координаты для городов, устьев рек, мысов и заливов побережья Азовского моря.
В 1068 г. русский князь Глеб измерил по льду расстояние между Керчью и Таманью. Как свидетельствует надпись на Тмутараканском камне, расстояние от Тмутаракани до Корчева (древнее название Тамини и Керчи) составляло приблизительно 20 км (за 939 лет это расстояние увеличилось на 3 км.)
С XII—XIV вв. генуэзцы и венецианцы начали составлять портоланы (лоции и морские карты Черного и Азовского морей).

Активная зона

5 сентября 2011 года отдыхающие на берегу Азовского моря в районе станицы Голубицкая на Таманском полуострове стали свидетелями извержения в море грязевого вулкана. По словам очевидцев, высота выбросов достигала 10 метров. Грязевые вулканы являются достопримечательностью Азовского моря, основная масса которых расположена в районе Таманского полуострова, есть они и в районе Арабатской стрелки.

Тектонические плиты двигаются, сталкиваются, наползают друг на друга, что и вызывает эти явления. Уже обнаружено более сотни грязевых вулканов. Они достаточно спокойны, уверяют ученые, но время от времени активизируются, и выбросы бывают существенными. Извержение обычно сопровождается мощным подземным гулом. Это явление происходит достаточно часто. Так, свидетелями извержения грязевого вулкана стали туристы летом 2014 г. Они засняли это явление на видео-камеры и выложили в сеть Интернет.

Происходящее напоминает фантастический фильм о конце света: родники вскипают и бьют струей из-под земли, морское дно поднимается над поверхностью воды. Буквально на несколько часов в Азовском море образовался небольшой полуостров. Кусок земли весом в сотни тонн поднялся на пять метров со дна. И это не единичный случай, когда новые острова появляются из моря.

Азовское море и Черное море: какое лучше для отдыха

Несмотря на плохую экологическую обстановку Черное море пользуется большим спросом у туристов. Города-курорты, расположенные на нем, имеют развитую инфраструктуру. Например, сети отелей, домов отдыха и санаториев; пункты проката велосипедов, лежаков, зонтов, масок для плавания, надувных матрасов; музеи, ботанические сады, океанариумы.

Побережье Азовского моря не может похвастаться такой сильной системой, но сейчас сеть развитой туристической инфраструктуры активно развивается Конечно, там много городов-курортов. Однако они отличаются меньшим размером и меньшим количеством специальных заведений.

Азовское море называют “большим лягушатником” из-за мелкоты, поэтому это море популярно для отдыха с детьми. Также в этих курортах много приспособлений для активного и экстремального спорта. Например, катания на гидроциклах или серфинга.

Отдых на черноморском побережье — яркий, активный, насыщенный. Азовское побережье предлагает спокойное и уютное времяпровождение всей семьей или активный отдых в одиночку.

Еще одна тайна

Каждый выход в Азовское море поисковикам-подводникам сулит очередную сенсацию. После Великой Отечественной дно у побережья усеяно останками кораблей и самолетов, погибших в боях. Таких объектов сотни, многие совершенно не изучены. Два-три погружения — и водолазы сообщают о еще одной находке.

Участники подводной поисковой экспедиции «Неизвестный Азов-2011» обнаружили на дне моря пароход времен Великой Отечественной войны. Он затонул в 41-м году. Судно перевозило десантников, которые должны были высадиться в Крыму.

Поисковики-добровольцы наносят на карту место, где нашли корабль, и делают запросы в архивы. После недолгой переписки удается узнать, что это за судно. Построенный еще в XIX веке пароход не предназначался для военных операций, но в боях за Крым использовали все, что держалось на плаву. Этот корабль не вернулся в порт. Семьдесят лет его судьба была неизвестна.

На дне советский пароход «Пенай». Он погиб в 41-м году, но найти его смогли только сейчас. На борту было больше 100 десантников, и они собирались высадиться на берегу Крыма, отсюда он хорошо виден. Но десантная операция не удалась, и они, по всей видимости, погибли.

Как дань памяти погибшим в жестоких боях водолазы опустили под воду венок. Его закрепили на проржавевший корпус корабля. Туда, где предположительно был мостик капитана. Со дна подняли металлические предметы, сильно испорченные коррозией, которые все же позволили точно определить, какой именно корабль удалось найти. Уже через несколько лет сделать это было бы невозможно.

— Объекты разрушаются с каждым годом все сильнее и сильнее, то есть наступил какой-то период, когда металл уже окончательно потерял свою прочность. И после каждого шторма борта буквально складываются, предметы, которые там были, замываются. Соответственно, меньше возможности для того, чтобы определить, какой объект у нас на дне, — рассказывает Альберт Патрушев, технический руководитель экспедиции «Неизвестный Азов-2011»…

Поисковикам-подводникам до сих пор хорошо известна лишь небольшая часть дна. Двадцать участников этой экспедиции «Неизвестный Азов-2011» всю прибрежную зону не смогут обследовать даже за много лет. Поэтому десятки кораблей, погибших в годы войны, так и останутся ненайденными. Но пока еще есть шанс узнать судьбу людей, пропавших в море десятилетия назад, поиски будут продолжаться…

«Легкая» вода

Несмотря на опасные течения, морская вода, как правило, буквально «выталкивает» тело человека на поверхность. И чем больше в ней растворено солей, тем безопаснее купание. Например, в Мертвом море, расположенном на территории Израиля, утонуть невозможно именно по этой причине. Однако не все российские моря достаточно соленые, чтобы купание в них было бы относительно безопасным. В некоторых из них вода настолько «легкая», что ее можно даже считать почти такой же пресной, как в реках и озерах.

К сожалению, Балтика по этому показателю серьезно уступает другим морям. Ее воду, по утверждению специалистов, даже можно пить почти без вреда для здоровья. Соленость на поверхности составляет всего 2-3%. В такой «легкой» воде всегда есть опасность утонуть.

Азовское море тоже далеко не соленое. Оно в 3 раза преснее, чем Атлантический океан, к примеру. Состав здешней воды беден хлором и натрием, зато здесь немало ионов кальция, различных сульфатов и карбонатов. Поэтому в случае нештатной ситуации врачи не запрещают один раз выпить немного азовской воды.

Черное море немного солонее Азовского, но все равно недостаточно, чтобы купание в нем было относительно безопасным.

Минерализация вод Каспия зависит от конкретного региона: чем севернее, тем вода «легче». На юге этого моря в каждом литре может содержаться от 60 до 100 граммов разных солей. Впрочем, российское побережье приходится на северную часть Каспия, где купание так же опасно, как и в Черном море. Средняя соленость воды огромного озера составляет 10-11%.

Экономика

XIX век

Азовское море было весьма важно для России XIX века из-за, с одной стороны, обилия рыбы, а с другой — постоянно увеличивающегося торгового оборота через море.
Среднее годовое число входящих в гавани Азовского моря кораблей находилось в — годах в количестве 2662 шт. с общим тоннажем 362951 тонн

Более половины их приходилась на Таганрог, 558 на Бердянск, 296 на Керчь, 263 на Мариуполь.
Береговых лодок в море прибыло 6807, ушло — 6832.
В это время русский торговый флот Азовского моря состоял из 1210 кораблей общим тоннажем 40658.

Более активно торговля на Азовском море стала развиваться в связи со строительством железнодорожных транспортных магистралей:

  • Таганрог двумя железными дорогами (в Харьков и Воронеж) был соединён с остальной частью Российской империи;
  • железная дорога из Калача в Царицын (ныне — Волгоград) — достигнуто прямое сообщение между Доном и Волгой;
  • построена железнодорожная ветка из Бердянска до станции Чаплино ().

Кроме расположенного выше дельты Дона Ростова, приходными гаванями были — Таганрог, Мариуполь и Бердянск.

Как добраться до Азовского моря

Азовское море имеет хорошее расположение. Добраться в здешние места можно по воздуху и наземным транспортом. Конечно, самый удобный и быстрый вариант первый. В непосредственной близости к побережью расположены сразу несколько крупных аэропортов:

  • Ростов-на-Дону;
  • Симферополь;
  • Анапа;
  • Мариуполь;
  • Краснодар.

Из Москвы лететь сюда примерно 2 часа. Не менее популярный и удобный способ – железная дорога. Транспортные узлы расположены в тех городах, что и аэропорты, а также в Ейске и Таганроге. Летом курсирует большое количество поездов, однако ввиду сезонности лучше приобретать билет заранее. До Азовского моря цена билета для купе стартует с 3800 рублей. Автобусом лучше всего добираться из Ростова. Билет обойдется примерно в 1 тысячу рублей.

Экономика[править | править код]

XIX векправить | править код

Азовское море было весьма важно для России XIX века из-за, с одной стороны, обилия рыбы, а с другой — постоянно увеличивающегося торгового оборота через море.
Среднее годовое число входящих в гавани Азовского моря кораблей находилось в — годах в количестве 2662 шт. с общим тоннажем 362951 тонн

Более половины их приходилась на Таганрог, 558 на Бердянск, 296 на Керчь, 263 на Мариуполь.
Береговых лодок в море прибыло 6807, ушло — 6832.
В это время русский торговый флот Азовского моря состоял из 1210 кораблей общим тоннажем 40658.
Более активно торговля на Азовском море стала развиваться в связи со строительством железнодорожных транспортных магистралей:

  • Таганрог двумя железными дорогами (в Харьков и Воронеж) был соединён с остальной частью Российской империи;
  • железная дорога из Калача в Царицын (ныне — Волгоград) — достигнуто прямое сообщение между Доном и Волгой;
  • построена железнодорожная ветка из Бердянска до станции Чаплино ().

Кроме расположенного выше дельты Дона Ростова, приходными гаванями были — Таганрог, Мариуполь и Бердянск.

Особенности Черного моря

Древнее Черное море когда-то образовалось на месте пресноводного озера и входит в систему водоемов Атлантического океана. Оно достаточно глубокое, максимальные глубины достигают двух с лишним тысяч метров. Но глубже 200 метров жизни в нём нет, так как там залегает сероводородный слой.

В Черное море впадает несколько крупных рек. А с другими водоемами, например, со Средиземным морем оно связано проливами Дарданеллы и Босфор. Поэтому уровень воды регулируется постоянно и наводнения берегам Черного моря не угрожают. Штормы и бури здесь не редкость, но вот такого страшного явления как цунами тут не возникает. Однако бывают землетрясения. В основном это отголоски, спровоцированные разломами в районе Карпат и на территории Турции, но случаются толчки и на дне самого моря.

У берегов Крыма и Кавказа Черное море отличается особенной чистотой, а сочетание прекрасного климата, теплой воды и великолепной богатой природы сделало эти места населенными с глубочайшей древности. В наши дни места древнейших поселений стали крупными городами, большинство которых сочетает в себе функции портов и курортов. Они могут предложить туристам развитую инфраструктуру, давно сформировавшуюся сферу обслуживания, множество интересных исторических и природных памятников, чудесный теплый климат и постоянный доступ к морю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector