Преображение и перспективы. почему 2019 год стал для усть-кута переломным?
Содержание:
Город начал меняться
Софья Мишина, «АиФ в Восточной Сибири»: Александр Викторович, новое пространство на площади у стадиона «Водник» создали по программе «Формирование комфортной городской среды». Почему выбрали именно это место?
Александр Душин: Жители выбирали. Мы проводили рейтинговое голосование, и устькутяне решили, что благоустраивать нужно именно площадь возле «Водника». Это одно из самых популярных мест для отдыха в городе, но находилось оно в удручающем состоянии, ведь его не ремонтировали с советских времён. Работу, правда, проделали большую — площадь территории, которую нужно было преобразить, превышает 10,5 тыс. «квадратов»! А нужно было не только сделать её красивой, но и перенести инженерные сети, договориться с собственниками стоящих рядом зданий, ждать строительные материалы, которые из-за трагедии в Тулуне поступали с задержками. Тем не менее, на всю работу ушло всего пять месяцев — это небольшой срок.
Теперь вместо одного полуразвалившегося фонтана есть целый парк семейного отдыха. Мы торжественно открыли его 9 декабря вместе с председателем Законодательного собрания Иркутской области Сергеем Соколом. Он сказал, что мы успешно вошли в программу, и отметил, что для Усть-Кута — это только начало. Уже работаем над новыми проектами по городской среде — планируем преобразить с её помощью больше 20 дворов. Весной 2020 года начнутся работы на пяти придомовых территориях. Кроме этого, планируем благоустроить центр города, площадь двух вокзалов, парк Зверева, набережную в микрорайоне Речники.
Новость по теме
Новый сквер открылся возле стадиона «Водник» в Усть-Куте
— Какие ещё задачи, кроме благоустройства, решали в уходящем году?
— Один из самых серьёзных вопросов — инженерные сети тепло- и водоснабжения. Прошлой зимой в микрорайоне Нефтебаза случилась авария, которая показала, что одним латанием дыр не обойтись. Теплосеть построена больше сорока лет назад, и это самый аварийно опасный подземный участок. Летом 2019-го, после бурных обсуждений приняли решение сделать ремонт самого опасного «отрезка» протяжённостью около 800 метров. Денег в областном бюджете на эти цели предусмотрено, конечно, не было, и нам понадобилось время, чтобы получить областную субсидию — около 11 млн руб.
Работы начали в августе, они шли без перерывов и выходных, но отопительный сезон в Нефтебазе всё равно начался с небольшой задержкой. Зато теперь мы надеемся, что нынешней зимой здесь обойдётся без неприятных сюрпризов.
Общение
Знакомства в городах рядом:
Иркутск
Ангарск
Братск
Шелехов
Половино-Черемхово
Тулун
Харанжино
Алзамай
Байкальск
Бирюсинск
Бодайбо
Вихоревка
Железногорск-Илимский
Зима
Киренск
Нижнеудинск
Саянск
Свирск
Тайшет
Усолье-Сибирское
Усть-Илимск
Черемхово
Карымск
Чунский
Буря
Буря
Сергиев Посад
Селезневский
Алексеевск
Балаганск
Бохан
Большой Луг
Белореченский
Залари
Еланцы
Жигалово
Железнодорожный
Квиток
Качуг
Кутулик
Култук
Куйтун
Магистральный
Лесогорск
Мегет
Мама
Маркова
Новая Игирма
Мишелевка
Михайловка
Оек
Новонукутский
Новобирюсинский
Рудногорск
Оса
Тайтурка
Средний
Слюдянка
Улькан
Тыреть 1-я
Тельма
Юрты
Хомутово
Усть-Уда
Усть-Ордынский
Каменск
Отрадная
Южный
Каменка
Красный Брод
Белогорск
Хорьки
Барда
Звездный
Майский
Покровка
Алексеевка
Георгиевка
Красный Яр
Мирный
Новый
Привольное
Октябрьский
Рассвет
Речушка
Окунайский
Шелехово
Саянское
Максимовщина
Поделиться
Предыдущий город Знакомства Усть-Илимск (Иркутская область)
Следующий город Знакомства Черемхово (Иркутская область)
#подслушано
#познакомлюсь
#рядом
#объявления
#Чат
#Вписки
#позитив
#ищу тебя
#девушка 18-20 лет
#найти
#парень
#флирт
#женщина за 35-40 лет
#мужчина после 45-50
#хочу
#познакомиться
#семья
#реальный
#типичный
#ВК
#Признавашки
#Новости
#Погода
#Форум
#любовь
Лучше чем:
#Мамба
#Табор
#Шуры муры
#Лавпланет
Кстати
2019 год стал удачным для усть-кутских спортсменов. Местная команда по мини-футболу «ЛенаЛесСервис» попала в финал чемпионата Иркутской области. Александр Душин говорит, что помощь ребятам — его личная инициатива:
Новость по теме
Новый водный маршрут «Визирный – Киренск – Усть-Кут» откроется 1 июня
Творческие жители города тоже продемонстрировали свои таланты во всей красе — например, ДК «Речники» под руководством Натальи Антипиной участвовал в областном конкурсе «Лучший модельный Дом культуры» и занял третье место. Это очень хороший результат, ведь они соревновались с учреждениями из таких больших городов, как Братск, Ангарск, Иркутск, Усть-Илимск».
Крылатые ножницы» оставили детсад без сторожа
— Светлана Константиновна, расскажите, пожалуйста: что это за история с церковно-приходской школой?
— В старом Усть-Куте (историческая часть города) cтоит двухэтажное здание детской библиотеки. А напротив, на берегу Куты, — небольшой пустырь. Там раньше церковно-приходская школа и была. Так вот, и школа эта тоже стояла на казацком кладбище. Мы предполагаем, что это кладбище действовало со второй половины XVII века и до 70-годов XVIII, вплоть до указа Екатерины II. В связи с чем был ее указ? До этого момента, до 1775 года, на Руси было принято хоронить покойников на глубине 35—40 см, хаотично, ногами-головами в разные стороны. И уже потом, когда прокатилась страшной волной (особенно по Москве) чума, и появился соответствующий указ, утвержденный Сенатом: хоронить на глубине до двух метров. К этому подключилась церковь, стали хоронить в определенном порядке — лицом на восток.Но вот что рассказывали старики. В советское время из церковно-приходской школы сделали детский садик, (после садика там размещалась библиотека). Перед Великой Отечественной войной при детском садике жил одинокий старичок-сторож. К деду прибился мальчик-сирота. Так вместе они и ночевали, а остальных ребятишек родители забирали домой.И вот в одну из ночей по детскому саду стали летать ножницы. Был этот предмет в единственном экземпляре, нигде больше не купить. Потерять никак нельзя. И висели ножницы всегда на одной и той же спичке (спичкой в старину назывался деревянный гвоздь, вбитый в стену. — О.И.). А тут дедушка погасил лампу, лег спать. И слышит свист. Зажег лампу — а ножницы висят на другой спичке. Он перевесил их на место. Но все повторилось несколько раз за ночь. Закончилось все тем, что дедушка больше ни дня в детском садике не остался. И где он потом коротал свои дни, никто не знает.
Анкеты сайт знакомств Усть-Кут (Иркутская область)
дмитрий ( 1 фото)
36,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: Девушку
Макс ( 1 фото)
35,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: девушку
Иван ( 1 фото)
30,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: девушку
Саша ( 1 фото)
36,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: женщину
Aleksandr ( 1 фото)
32,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: девушку
Артем ( 1 фото)
25,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: девушку
Сергей ( 1 фото)
45,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: девушку
Гость ( 1 фото)
31,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: девушку
Алексей ( 2 фото)
46,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: женщину
Александр ( 1 фото)
52,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: женщину
Николай ( 1 фото)
34,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: Девушку
марина ( 5 фото)
26,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: мужчину
Павел Хмара ( 1 фото)
29,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: девушку
Сергей ( 1 фото)
26,
Усть-Кут, Иркутская область
Ищу: Девушку
Алексей ( 1 фото)
48,
Ищу: девушку
Natali ( 1 фото)
34,
Ищу: мужчину
Владимир ( 1 фото)
42,
Ищу: девушку
Антон ( 1 фото)
45,
Ищу: женщину
Артур ( 1 фото)
25,
Ищу: Девушку
Алина ( 1 фото)
21,
Ищу: парня
Ирина ( 1 фото)
42,
Ищу: мужчину
Екатерина ( 1 фото)
54,
Ищу: мужчину
Александр ( 1 фото)
46,
Ищу: женщину
Andrei Anuchin ( 1 фото)
34,
Ищу: девушку
Сергей ( 1 фото)
33,
Ищу: Девушку
Алексей ( 1 фото)
35,
Ищу: женщину
Сава ( 1 фото)
26,
Ищу: девушку
Alexander ( 1 фото)
39,
Ищу: девушку
Михаил ( 1 фото)
32,
Ищу: девушку
Ваня Парилов ( 1 фото)
20,
Ищу: девушку
Елена ( 1 фото)
63,
Ищу: мужчину
Павел ( 5 фото)
34,
Ищу: девушку
Из истории усть-кутских погостов
Самое старое из известных в Усть-Куте кладбищ — казацкое. Оно располагалось сразу за стеной частокола острога, и на нем хоронили с момента основания города — с 1631 года. До недавнего времени его местонахождение не было известно. Но краеведам удалось с точностью до нескольких метров установить границы Усть-Кутского острога и обнаружить казацкое кладбище. Сейчас на нем стоят дома частного сектора.В нескольких десятках метров от казацкого находилось церковное кладбище села Усть-Кут. Украшавшая его деревянная церковь сгорела много десятилетий назад. И на месте церковного кладбища выстроили самое красивое здание тех лет в Усть-Куте — городской комитет партии. Сейчас в этом здании располагается суд.Далее, если считать с западной стороны города, находятся два кладбища на территории курорта «Усть-Кут» — политкаторжан и церковное. Там же встречаются в некоторых местах по одному-два захоронения. Еще дальше — кладбище села Карпово (оно действующее и находится в черте города). Затем два городских — старое и новое. На том месте, где сейчас один из грузовых районов Осетровского речного порта, была околица восточной части села Усть-Кут. За нею, ближе к реке Лене, большой поповский луг. А дальше большое сельское кладбище, где хоронили не десятилетиями — веками! После установления советской власти на этом кладбище стали строить частные дома с огородами.Светлана Пшенникова поясняет:
— Некоторые могилки того кладбища мы знаем. Был, например, такой случай. В одном из домишек на месте погоста жила ныне покойная бабушка Нечаева (дома этого уже нет, но огородик при нем остался ). Она рассказывала, что приходил к ней на огород местный житель Николай Матвеевич Касаткин, садился с бутылочкой возле большого плоского камня в углу огорода и молча сидел. Бабушка спрашивает: «Что же ты здесь сидишь-то, мил человек?» — «Отца поминаю, он тут в 1911 году похоронен».Кроме того, старожилы Усть-Кута утверждают, что неоднократно находили захоронения на улице Партизанской, что в другой части бывшего села Усть-Кут. Сейчас там тоже стоят дома частного сектора. Рассказывают, что когда хозяева домов, построенных на этом бывшем сельском кладбище, решали, например, углубить или расширить подпол в доме, построить баню или загон для скота, то почти всегда натыкались на останки.Был случай, когда хозяин дома расширял подпол, и с очередным ударом лопаты о землю на него обрушились останки сброшенных в братскую могилу расстрелянных белогвардейцами партизан, обутых в не тронутые тленом ичиги.Светлана Пшенникова уверяет, что ей известно место массового захоронения и самих белогвардейцев на этом кладбище. Некоторым людям здесь жилось очень неуютно, и они съезжали. Некоторых стали беспокоить странные и необъяснимые явления. Некоторые уверяют, что видели призраков.В 1927 году началось строительство пристани Осетрово (теперь это почти центр города). Крошечный поселок с одноименным названием получил бурное развитие. И в Осетрово тоже было кладбище. На его месте построили спортивный зал «Водник» и бассейн «Нептун».За Осетровским речным училищем в свое время располагалась деревня Болохня со своим кладбищем. Сейчас там городские кварталы. Кладбище в поселке РЭБ флота, у бывшей проходной Восточного грузового района, кладбище села Якурим (оно тоже в черте нынешнего города)… Были и другие, совсем маленькие, а потому давно стертые с лица земли усть-кутской.
История
Острог был поставлен для сбора ясака, но в середине XVII века являлся только важной ленской пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Илима и Верхней Лены. Это был важный транзитный пункт по дороге в Якутск, где строились суда для сплава вниз по Лене
Сюда стекалось много торговых людей, ежегодно в середине мая устраивалась ярмарка.
В 1630-х годах важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу.
В году в деревнях Усть-Кутской волости было 55 дворов и 408 человек. В году в самом Усть-Куте находилось 10 дворов и проживало 53 человек, в том числе 10 служилых людей и 36 судовых плотников.
В 1720-е годы острог был перестроен. По описанию года «Усть-Кутский острог стоит над Кутою рекою… длиннику 17 сажень с аршином (35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином (31 м) кругом всего острогу 54 сажени (109 м)«.
С XVIII века в окрестностях Усть-Кута начали добычу меди.
В XIX веке основу экономической жизни Усть-Кута составляли хлебопашество, пушной и рыбный промыслы, добыча соли.
В конце XIX — нач. XX века село входило в состав Киренского уезда Иркутской губернии.
По описанию года Усть-Кут представлял собой «большое бойкое село, имеющее около сотни домов; вдоль берега тянутся пароходные пристани, где днем и ночью кипит жизнь; пароходы доставляют сюда почту, грузы, массу пассажиров, особенно осенью при возвращении приисковых рабочих с Бодайбо, отсюда, при мелководье верховьев Лены, передвижение начинается в лодках бечевником до Жигалово» .
С года — рабочий поселок.
К году в Усть-Куте была проложена железная дорога.
В году в результате слияния поселков Усть-Кут и Осетрово возник город Усть-Кут. В году был утвержден герб города.
В году открыта пристань «Осетрово» с речным вокзалом. Практически вся жизнь города связана с обслуживанием порта.
В году Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Роль города возросла в связи с организацией Верхоленского ТПК.
На начало XXI века основными отраслями экономики города являются промышленное производство, транспорт и связь, лесоперерабатывающая отрасль, строительство и предприятия малого бизнеса. В городе работает 10 школ, лицей, школа искусств, профессиональное училище, филиал ФГОУ ВПО «НГАВТ», Осетровское речное училище, филиалы ВУЗов. В Усть-Куте работают городской исторический музей, Дома культуры, 10 библиотек, действует спортивно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт, основанный в году.
Молодым — квартиры
— Вы упомянули программу по переселению из ветхого жилья, с которой Усть-Кут успешно справился. В городе действует ещё одна — связанная с улучшением жилищных условий молодых семей. Сколько пар уже обзавелись новым домом?
Статья по теме
Аэропорт под угрозой. Воздушную гавань Усть-Кута хотят ликвидировать?
Весной 2019 года я дал администрации поручение предусмотреть на программу большее финансирование, и нам удалось увеличить его в два раза — почти до 3 млн руб. Ещё 11 млн руб. получили из областного и федерального бюджетов. А это значит, в 2020 году новоселье смогут отметить уже 15 усть-кутских семей!
— Какие ещё планы строите на 2020 год?
— Планов очень много, но многое будет зависеть от финансов, которые поступают в местный бюджет и которые мы сможем привлечь, участвуя в областных и федеральных программах.
Одна из задач 2020-го – ввести в строй водовод «Федотьевский», это решит проблему снабжения микрорайона ЯГУ качественной питьевой водой. Её дефицит — вопрос, который возник давно. Теперь мы можем его решить, благодаря программе «Чистая вода», в которую вошли в этом году. Проект по строительству водовода готов, он получил положительное заключение экспертизы, мы закупили необходимые материалы, весной подрядчики приступят к строительству.
Кроме этого, на следующий год мы запланировали строительство котельной на биотопливе в микрорайоне Бирюсинка. Сегодня его и несколько примыкающих к нему территорий отапливают с помощью ведомственного теплоисточника, и мы постоянно натыкаемся на проблемы. Но скоро это закончится. 3 декабря я участвовал в заседании бюджетной комиссии ЗС, где чётко представил позицию городской власти — новая котельная имеет принципиальное значение для микрорайонов Бирюсинка и Нефтебаза, где необходимо отапливать не только жилые дома, но и социальные объекты. В городском бюджете заложены деньги на проектирование этого объекта. Депутаты меня поддержали и предусмотрели средства на строительство в областном бюджете 2020-го.
Ещё одна задача — берего-укрепление реки Лены в центре города. Уже несколько раз объявляли торги на эти работы, но результатов не было
Планируем увеличить сумму контракта, чтобы всё-таки найти подрядчика, ведь это очень важно для города. Берегоукрепление может стать первым этапом большой реконструкции всей центральной части Усть-Кута, чтобы город становился с каждым годом не только комфортнее, но и красивее
Население
Динамика численности населения Усть-Кута
1875 | 1959 | 1960 | 1967 | 1970 | 1979 | 1980 | 1982 | 1986 | 1987 |
278 | 21 343 | 23 400 | 29 000 | 33 197 | 49 647 | 50 800 | 53 000 | 57 000 | 58 000 |
1989 | 1990 | 1992 | 1996 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 |
61 165 | 61 400 | 61 800 | 62 400 | 59 600 | 57 100 | 56 200 | 49 951 | 50 000 | 47 600 |
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
46 600 | 45 800 | 45 300 | 44 832 | 45 375 | 45 290 | 44 805 | 44 301 | 43 552 | 42 971 |
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||||
42 498 | 42 272 | 41 689 | 41 149 | 40 783 |
Демографическая ситуация
До середины XX века Усть-Кут оставался крупным селом с преимущественно крестьянским населением, включая семьи осевших здесь ссыльных. Переломными стали 1940-е годы, когда началось строительство Осетровского речного порта и Ленской железной дороги, на строительство которых стекались рабочие из близлежащих поселений и других регионов СССР. В 1943 Усть-Кут приобретает статус рабочего посёлка, в 1954 становится городом при численности населения около 20 тысяч человек, преимущественно рабочих. С возобновлением строительства БАМа в 1970-х город переживает вторую волну миграции — здесь селятся тысячи молодых специалистов, в большом числе из Ставропольского и Краснодарского краёв, шефствовавших над станцией Лена. Вслед за строителями в Усть-Кут прибывают геологи в составе нескольких геологических экспедиций.
Номинальная численность населения города продолжала расти до 1996, когда достигла исторического пика 62,4 тыс. человек. (Эти данные, однако, не отражают реальную динамику естественного прироста и миграции: в 1996 в состав города был включён рабочий посёлок Якурим.) С этого времени отмечается массовый отток населения, в 2001 — 2003 достигший максимальной величины: за два года населённость Усть-Кута сократилась на 6,2 тыс. человек (более 10% населения). С 2010 по 2021 численность населения Усть-Кута сократилась почти на 5 тысяч человек.
Большинство жителей города работают на предприятиях водного и железнодорожного транспорта, в государственных и бюджетных организациях города, торговле, а также в лесоперерабатывающей промышленности1.
Карта
Усть-Кут: карты |
Усть-Кут: фото из космоса (Google Maps)Усть-Кут: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Усть-Кут. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояниеможно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Железногорск-Илимский | 101 (136) | З |
2 | Новая Игирма | 117 (186) | З |
3 | Магистральный | 124 (198) | ЮВ |
4 | Казачинское | 125 (213) | ЮВ |
5 | Улькан | 160 (241) | ЮВ |
6 | Киренск | 180 (268) | СВ |
7 | Железнодорожный | 217 () | СЗ |
8 | Жигалово | 221 (688) | Ю |
9 | Усть-Илимск | 222 (336) | СЗ |
10 | Северобайкальск | 254 (364) | ЮВ |
11 | Нижнеангарск (Республика Бурятия) | 260 (389) | ЮВ |
12 | Братск | 262 (353) | З |
13 | Вихоревка | 290 (383) | З |
14 | Качуг | 314 (553) | Ю |
Краткая характеристика
Расположен на севере Лено-Ангарского плато, у впадения р. Кут в Лену, в 610 км от Иркутска (воздушным путём). Речной порт (на Лене). Ж.д. станция. Пункт перевалки речных и ж.д. грузов.
Климат резко континентальный. Средняя температура января -25С, июля +17С. Осадков 350 мм в год, главным образом летом.
В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт. Санаторий, водогрязелчебница. Минеральные источники открыты в 17 в. русским землепроходцем Е.П. Хабаровым. Используются в лечебных целях с 1908 г. Курорт основан в 1925 г.
Территория (кв. км): 56
Исторический очерк
В 1628 г. десятник Василий Бугор построил близ устья реки Кут зимовье. В 1631 г. русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным основали близ устья р. Кут Усть-Кутский острог. Гидроним Кута связан с характером долины реки: эвенкийское кута — «торфяное болото, топкое место, трясина».
В 1639 г. служилые люди Е.П. Хабарова неподалёку от «острожка» открыли солеварни.
В середине 17 в
острог, утратив своё военное значение, стал важной пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены
Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г. Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).
Судоверфь, предприятия лесной промышленности, молочный завод.
Основные предприятия
ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
ЗАО «Верхне-Ленское речное пароходство» , Иркутская область, Усть-Кутский р-н, г. Усть-Кут, ул. Пролетарская, 1Предлагает:
Культура, наука, образование
Речное училище.
Краеведческий музей.
Памятники: партизанам, павшим за Усть-Кут (1957), партизанскому командарму Гражданской войны Д.Е. Звереву (1969) и др.
ВУЗы города
Осетровский филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта (в г. Усть-Куте) 666793, Иркутская область, Усть-Кутский р-н, г. Усть-Кут, ул. Володарского, 65
Архитектура, достопримечательности
Усть-Кут вытянут вдоль реки Лена на 30 км и состоит из отдельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей.
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1939 | 4.0 | 1992 | 61.8 | 2007 | 45.8 | 2016 | 42.5 |
1959 | 21.3 | 1996 | 62.4 | 2008 | 45.3 | 2017 | 42.3 |
1967 | 29 | 1998 | 59.6 | 2010 | 44.5 | 2018 | 41.7 |
1970 | 33.2 | 2000 | 57.1 | 2011 | 45.4 | 2019 | 41.1 |
1979 | 49.6 | 2001 | 56.2 | 2012 | 44.8 | 2020 | 40.8 |
1982 | 53 | 2003 | 50.0 | 2013 | 44.3 | 2021 | 40.3 |
1986 | 57 | 2005 | 47.6 | 2014 | 43.6 | ||
1989 | 61.2 | 2006 | 46.6 | 2015 | 43.0 |
Что делать? Замаливать грехи!
— Это что же получается, Светлана Константиновна: вот сейчас, сегодня, я сойду с крыльца своего дома, выйду во двор или буду пропалывать грядку моркови на даче, и могу оказаться на чьей-то могиле?
— И теоретически, и практически — да. Тем более что нашими археологами в районе детского лагеря отдыха «Чайка» (берег реки Лены рядом с центром города) открыта стоянка древнего человека.
— И что теперь делать?
— За всю свою историю наша земля-матушка столько войн перевидала, столько в ней с древнейших времен полегло воинов, столько до сих пор лежит не преданных земле солдат. Если разобраться, то и страна наша вся стоит на костях, начиная с Москвы, Петербурга. А возьмите Иркутск, Красноярск, Киренск, Братск, другие города. Все они начинались с острогов. И по традиции тех лет за частоколом было кладбище. Потом город расстраивался, и кладбище бывало или уничтожено, или застроено. Люди устраивали новые кладбища, дальше, город снова рос. Кладбище опять мешало, и его снова застраивали. Как тут быть? Наверное, как тот священник, который молился несколько дней у дома, построенного на могиле. Надо нам всем при каждом удобном случае просить, просить прощения у мертвых.Понятно, что многое уже нельзя вернуть и восстановить. Но ведь можно не творить этого дальше! Можно нам, ныне живущим, не воевать сейчас, сохранить мирное будущее. Быть может, это в какой-то мере станет искуплением прошлых грехов? К этому же призывает и церковь, она всегда молится за всех убиенных….
От себя лично хочется добавить, что ко всем бедам нашего многострадального города еще и почтовый индекс начинается на 666! Возникает мысль: а не обратиться ли в управление почтовой связи с просьбой, чтобы и три первые цифры номеров телефонов в Усть-Куте были шестерки? Ну это так, для чистоты эксперимента на выживаемость горожан…
Транспортная доступность
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.
Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Железнодорожный транспорт
Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:
грузопассажирские станции: Усть-Кут, Якурим, Лена-Восточная;
исключительно грузовые станции: Лена-Перевалка, Портовая, Якурим-Перевалка. (В едином технологическом процессе с портом Осетрово.)
До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.
Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).
Пассажирское сообщение. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:
• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.
• в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.
Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).
Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги (ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958. В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.
Воздушный транспорт
Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.
Речной транспорт
Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).
Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалова, вниз — до Пеледуя. Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье».
Автомобильный транспорт
Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу «Байкал» через Братск в Тулуне).
В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй».
На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).
Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.
Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.
Автобусное сообщение
В Усть-Куте создано 12 городских маршрутов. Существует сеть пригородных маршрутов — до дач «Ветеран» (села Турука), аэропорта, посёлков Казарки, Верхнемарково, Ния. Работает один междугородный маршрут — до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении дачных посёлков, круглогодично до Киренска частными микроавтобусами. Автовокзала нет.
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
• по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
• прямым воздушным путём — 520 км.
Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).
Карта
Усть-Кут: карты |
Усть-Кут: фото из космоса (Google Maps)Усть-Кут: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Усть-Кут. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Железногорск-Илимский | 101 (136) | З |
2 | Новая Игирма | 117 (186) | З |
3 | Магистральный | 124 (198) | ЮВ |
4 | Казачинское | 125 (213) | ЮВ |
5 | Улькан | 160 (241) | ЮВ |
6 | Киренск | 180 (268) | СВ |
7 | Железнодорожный | 217 () | СЗ |
8 | Жигалово | 221 (688) | Ю |
9 | Усть-Илимск | 222 (336) | СЗ |
10 | Северобайкальск | 254 (364) | ЮВ |
11 | Нижнеангарск (Республика Бурятия) | 260 (389) | ЮВ |
12 | Братск | 262 (353) | З |
13 | Вихоревка | 290 (383) | З |
14 | Качуг | 314 (553) | Ю |
Краткая характеристика
Расположен на севере Лено-Ангарского плато, у впадения р. Кут в Лену, в 610 км от Иркутска (воздушным путём). Речной порт (на Лене). Ж.д. станция. Пункт перевалки речных и ж.д. грузов.
Климат резко континентальный. Средняя температура января -25С, июля +17С. Осадков 350 мм в год, главным образом летом.
В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт. Санаторий, водогрязелчебница. Минеральные источники открыты в 17 в. русским землепроходцем Е.П. Хабаровым. Используются в лечебных целях с 1908 г. Курорт основан в 1925 г.
Территория (кв. км): 56
Исторический очерк
В 1628 г. десятник Василий Бугор построил близ устья реки Кут зимовье. В 1631 г. русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным основали близ устья р. Кут Усть-Кутский острог. Гидроним Кута связан с характером долины реки: эвенкийское кута — «торфяное болото, топкое место, трясина».
В 1639 г. служилые люди Е.П. Хабарова неподалёку от «острожка» открыли солеварни.
В середине 17 в
острог, утратив своё военное значение, стал важной пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены.. Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г
Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).
Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г. Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).
Судоверфь, предприятия лесной промышленности, молочный завод.
Основные предприятия
Культура, наука, образование
Речное училище.
Краеведческий музей.
Памятники: партизанам, павшим за Усть-Кут (1957), партизанскому командарму Гражданской войны Д.Е. Звереву (1969) и др.
ВУЗы города
Осетровский филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта (в г. Усть-Куте)
Архитектура, достопримечательности
Усть-Кут вытянут вдоль реки Лена на 30 км и состоит из отдельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей.
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1939 | 4.0 | 1992 | 61.8 | 2007 | 45.8 | 2016 | 42.5 |
1959 | 21.3 | 1996 | 62.4 | 2008 | 45.3 | 2017 | 42.3 |
1967 | 29 | 1998 | 59.6 | 2010 | 44.5 | 2018 | 41.7 |
1970 | 33.2 | 2000 | 57.1 | 2011 | 45.4 | 2019 | 41.1 |
1979 | 49.6 | 2001 | 56.2 | 2012 | 44.8 | 2020 | 40.8 |
1982 | 53 | 2003 | 50.0 | 2013 | 44.3 | 2021 | 40.3 |
1986 | 57 | 2005 | 47.6 | 2014 | 43.6 | ||
1989 | 61.2 | 2006 | 46.6 | 2015 | 43.0 |
Литература
- Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 435
- Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 624
- Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 496