Усть-кут город, иркутская область подробная спутниковая карта онлайн яндекс гугл с городами, деревнями, маршрутами и дорогами 2021
Содержание:
История
Острог был поставлен для сбора ясака, но в середине XVII века являлся только важной ленской пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Илима и Верхней Лены. Это был важный транзитный пункт по дороге в Якутск, где строились суда для сплава вниз по Лене
Сюда стекалось много торговых людей, ежегодно в середине мая устраивалась ярмарка.
В 1630-х годах важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу.
В году в деревнях Усть-Кутской волости было 55 дворов и 408 человек. В году в самом Усть-Куте находилось 10 дворов и проживало 53 человек, в том числе 10 служилых людей и 36 судовых плотников.
В 1720-е годы острог был перестроен. По описанию года «Усть-Кутский острог стоит над Кутою рекою… длиннику 17 сажень с аршином (35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином (31 м) кругом всего острогу 54 сажени (109 м)«.
С XVIII века в окрестностях Усть-Кута начали добычу меди.
В XIX веке основу экономической жизни Усть-Кута составляли хлебопашество, пушной и рыбный промыслы, добыча соли.
В конце XIX — нач. XX века село входило в состав Киренского уезда Иркутской губернии.
По описанию года Усть-Кут представлял собой «большое бойкое село, имеющее около сотни домов; вдоль берега тянутся пароходные пристани, где днем и ночью кипит жизнь; пароходы доставляют сюда почту, грузы, массу пассажиров, особенно осенью при возвращении приисковых рабочих с Бодайбо, отсюда, при мелководье верховьев Лены, передвижение начинается в лодках бечевником до Жигалово» .
С года — рабочий поселок.
К году в Усть-Куте была проложена железная дорога.
В году в результате слияния поселков Усть-Кут и Осетрово возник город Усть-Кут. В году был утвержден герб города.
В году открыта пристань «Осетрово» с речным вокзалом. Практически вся жизнь города связана с обслуживанием порта.
В году Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Роль города возросла в связи с организацией Верхоленского ТПК.
На начало XXI века основными отраслями экономики города являются промышленное производство, транспорт и связь, лесоперерабатывающая отрасль, строительство и предприятия малого бизнеса. В городе работает 10 школ, лицей, школа искусств, профессиональное училище, филиал ФГОУ ВПО «НГАВТ», Осетровское речное училище, филиалы ВУЗов. В Усть-Куте работают городской исторический музей, Дома культуры, 10 библиотек, действует спортивно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт, основанный в году.
Геральдика
Герб у Усть-Кута впервые появился в 1974 (официально не являлся гербом, имел статус знака). Он представлял собой изумрудный щит с изображениями куницы, якоря и надписью «1631 г.» на фоне стилизованного изображения устья реки.
10 февраля 2009 был принят новый герб. На щите зелёного цвета изображены золотые соболь, якорь и башня, символизирующая острог. Геральдическое описание: «В зелёном поле серебряная повышенная левая перевязь, однократно волнисто изогнутая (справа выгнутая), соединенная слева внизу с правой перевязью того же металла, также однократно волнисто изогнутой (справа вогнутой). Перевязи сопровождены вверху золотой идущим и обернувшимся соболем, внизу якорем (наподобие морского), также золотым, а слева — бревенчатой башней того же металла, имеющей остроконечную кровлю и арку без порога, причем меньшая перевязь проходит поверх правой опоры арки и позади низа левой опоры».
Флаг города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.
Расстояние Усть-Кут Иркутск на машине
Усть-Кут | |||
Усть-Кут — 405-й городок (1 км; 0:00) |
|||
405-й городок | 1 км | 0:00 | |
405-й городок — Мельничный Ручей (1 км; 0:00) |
|||
Мельничный Ручей | 2 км | 0:01 | |
Мельничный Ручей — Холбос (1 км; 0:01) |
|||
Холбос | 3 км | 0:02 | |
Холбос — Усть-Кут (0 км; 0:00) |
|||
Усть-Кут | 3 км | 0:02 | |
Усть-Кут — Старый Усть-Кут (3 км; 0:03) |
|||
Старый Усть-Кут | 6 км | 0:06 | |
Старый Усть-Кут — Закута (1 км; 0:00) |
|||
Закута | 7 км | 0:07 | |
Закута — Усть-Кут (0 км; 0:00) |
|||
Усть-Кут | 7 км | 0:07 | |
Усть-Кут — Курорт (1 км; 0:01) |
|||
Курорт | 8 км | 0:08 | |
Курорт — Усть-Кут (3 км; 0:02) |
|||
Усть-Кут | 11 км | 0:10 | |
Усть-Кут — Карпово (1 км; 0:01) |
|||
Карпово | 12 км | 0:11 | |
Карпово — Паниха (0 км; 0:00) |
|||
Паниха | 13 км | 0:12 | |
Паниха — АЛГЭ (1 км; 0:00) |
|||
АЛГЭ | 14 км | 0:13 | |
АЛГЭ — Колонково (0 км; 0:00) |
|||
Колонково | 14 км | 0:13 | |
Колонково — Янталь (32 км; 0:21) |
|||
Янталь | 46 км | 0:34 | |
Янталь — Ручей (13 км; 0:08) |
|||
Ручей | 59 км | 0:43 | |
Ручей — Семигорск (42 км; 0:27) |
|||
Семигорск | 101 км | 1:11 | |
Семигорск — Хребтовая (28 км; 0:18) |
|||
Хребтовая | 128 км | 1:29 | |
Хребтовая — Видим (96 км; 1:03) |
|||
Видим | 224 км | 2:33 | |
Видим — Чистополянский (2 км; 0:01) |
|||
Чистополянский | 227 км | 2:35 | |
Чистополянский — Каймоновский (2 км; 0:01) |
|||
Каймоновский | 228 км | 2:36 | |
Каймоновский — Братск (80 км; 0:53) |
|||
Братск | 308 км | 3:29 | |
Братск — Кузнецовка (67 км; 0:40) |
|||
Кузнецовка | 374 км | 4:10 | |
Кузнецовка — Сосновый (66 км; 0:36) |
|||
Сосновый | 441 км | 4:46 | |
Сосновый — Покосное (4 км; 0:02) |
|||
Покосное | 445 км | 4:48 | |
Покосное — Александровка (15 км; 0:09) |
|||
Александровка | 459 км | 4:58 | |
Александровка — Барчим (11 км; 0:07) |
|||
Барчим | 470 км | 5:05 | |
Барчим — Тэмь (6 км; 0:03) |
|||
Тэмь | 476 км | 5:08 | |
Тэмь — Гуран (67 км; 0:37) |
|||
Гуран | 544 км | 5:46 | |
Гуран — Целинные Земли (7 км; 0:03) |
|||
Целинные Земли | 551 км | 5:50 | |
Целинные Земли — Ермаки (7 км; 0:03) |
|||
Ермаки | 557 км | 5:53 | |
Ермаки — Афанасьева (2 км; 0:01) |
|||
Афанасьева | 559 км | 5:54 | |
Афанасьева — Тулун (4 км; 0:02) |
|||
Тулун | 564 км | 5:57 | |
Тулун — Азей (19 км; 0:11) |
|||
Азей | 582 км | 6:08 | |
Азей — Шерагул (12 км; 0:06) |
|||
Шерагул | 594 км | 6:15 | |
Шерагул — Тулюшка (17 км; 0:09) |
|||
Тулюшка | 611 км | 6:24 | |
Тулюшка — Тулюшка (2 км; 0:01) |
|||
Тулюшка | 613 км | 6:25 | |
Тулюшка — Куйтун (23 км; 0:12) |
|||
Куйтун | 636 км | 6:37 | |
Куйтун — Кимильтей (42 км; 0:22) |
|||
Кимильтей | 677 км | 7:00 | |
Кимильтей — Перевоз (6 км; 0:03) |
|||
Перевоз | 684 км | 7:03 | |
Перевоз — Мордино (14 км; 0:08) |
|||
Мордино | 698 км | 7:12 | |
Мордино — Ухтуй (3 км; 0:01) |
|||
Ухтуй | 701 км | 7:13 | |
Ухтуй — Зима (2 км; 0:01) |
|||
Зима | 703 км | 7:15 | |
Зима — Тыреть 2-я (28 км; 0:15) |
|||
Тыреть 2-я | 731 км | 7:30 | |
Тыреть 2-я — Залари (21 км; 0:11) |
|||
Залари | 752 км | 7:42 | |
Залари — Кутулик (32 км; 0:17) |
|||
Кутулик | 785 км | 7:59 | |
Кутулик — Забитуй (11 км; 0:06) |
|||
Забитуй | 796 км | 8:05 | |
Забитуй — Малиновка (6 км; 0:03) |
|||
Малиновка | 802 км | 8:09 | |
Малиновка — Жмурова (12 км; 0:06) |
|||
Жмурова | 814 км | 8:16 | |
Жмурова — Худорожкина (28 км; 0:15) |
|||
Худорожкина | 843 км | 8:31 | |
Худорожкина — Михайловка (4 км; 0:02) |
|||
Михайловка | 847 км | 8:34 | |
Михайловка — Кочерикова (9 км; 0:04) |
|||
Кочерикова | 856 км | 8:39 | |
Кочерикова — Средний (8 км; 0:04) |
|||
Средний | 864 км | 8:43 | |
Средний — Мальта (7 км; 0:04) |
|||
Мальта | 871 км | 8:48 | |
Мальта — Усолье-Сибирское (4 км; 0:02) |
|||
Усолье-Сибирское | 875 км | 8:50 | |
Усолье-Сибирское — Тельма (16 км; 0:11) |
|||
Тельма | 890 км | 9:02 | |
Тельма — Тельма (5 км; 0:06) |
|||
Тельма | 895 км | 9:08 | |
Тельма — Железнодорожный (1 км; 0:00) |
|||
Железнодорожный | 896 км | 9:09 | |
Железнодорожный — Ангарск (15 км; 0:08) |
|||
Ангарск | 911 км | 9:18 | |
Ангарск — Малая Еланка (28 км; 0:22) |
|||
Малая Еланка | 939 км | 9:40 | |
Малая Еланка — Иркутск (3 км; 0:03) |
|||
Иркутск | 961 км | 10:01 |
Карта дорог из Иркутска в Усть-Кута на машине
Иркутск | |||
Иркутск — Малая Еланка (18 км; 0:16) |
|||
Малая Еланка | 19 км | 0:16 | |
Малая Еланка — Ангарск (10 км; 0:12) |
|||
Ангарск | 29 км | 0:29 | |
Ангарск — Тельма (33 км; 0:29) |
|||
Тельма | 63 км | 0:58 | |
Тельма — Железнодорожный (1 км; 0:00) |
|||
Железнодорожный | 64 км | 0:58 | |
Железнодорожный — Тельма (3 км; 0:02) |
|||
Тельма | 66 км | 1:01 | |
Тельма — Усолье-Сибирское (6 км; 0:06) |
|||
Усолье-Сибирское | 72 км | 1:08 | |
Усолье-Сибирское — Мальта (16 км; 0:10) |
|||
Мальта | 87 км | 1:18 | |
Мальта — Средний (5 км; 0:02) |
|||
Средний | 93 км | 1:21 | |
Средний — Кочерикова (9 км; 0:05) |
|||
Кочерикова | 101 км | 1:26 | |
Кочерикова — Михайловка (7 км; 0:03) |
|||
Михайловка | 109 км | 1:30 | |
Михайловка — Худорожкина (7 км; 0:03) |
|||
Худорожкина | 116 км | 1:34 | |
Худорожкина — Жмурова (29 км; 0:15) |
|||
Жмурова | 145 км | 1:50 | |
Жмурова — Малиновка (9 км; 0:05) |
|||
Малиновка | 154 км | 1:55 | |
Малиновка — Забитуй (8 км; 0:04) |
|||
Забитуй | 163 км | 2:00 | |
Забитуй — Кутулик (5 км; 0:02) |
|||
Кутулик | 168 км | 2:02 | |
Кутулик — Залари (34 км; 0:18) |
|||
Залари | 202 км | 2:21 | |
Залари — Тыреть 2-я (23 км; 0:12) |
|||
Тыреть 2-я | 225 км | 2:34 | |
Тыреть 2-я — Зима (30 км; 0:16) |
|||
Зима | 255 км | 2:50 | |
Зима — Ухтуй (1 км; 0:00) |
|||
Ухтуй | 257 км | 2:51 | |
Ухтуй — Мордино (3 км; 0:02) |
|||
Мордино | 260 км | 2:53 | |
Мордино — Перевоз (15 км; 0:09) |
|||
Перевоз | 275 км | 3:03 | |
Перевоз — Кимильтей (4 км; 0:02) |
|||
Кимильтей | 279 км | 3:05 | |
Кимильтей — Куйтун (38 км; 0:20) |
|||
Куйтун | 317 км | 3:25 | |
Куйтун — Тулюшка (28 км; 0:15) |
|||
Тулюшка | 345 км | 3:40 | |
Тулюшка — Тулюшка (2 км; 0:00) |
|||
Тулюшка | 347 км | 3:41 | |
Тулюшка — Шерагул (16 км; 0:08) |
|||
Шерагул | 363 км | 3:50 | |
Шерагул — Азей (12 км; 0:06) |
|||
Азей | 375 км | 3:57 | |
Азей — Тулун (9 км; 0:04) |
|||
Тулун | 383 км | 4:01 | |
Тулун — Афанасьева (17 км; 0:11) |
|||
Афанасьева | 400 км | 4:13 | |
Афанасьева — Ермаки (0 км; 0:00) |
|||
Ермаки | 401 км | 4:13 | |
Ермаки — Целинные Земли (7 км; 0:03) |
|||
Целинные Земли | 407 км | 4:17 | |
Целинные Земли — Гуран (7 км; 0:03) |
|||
Гуран | 414 км | 4:20 | |
Гуран — Тэмь (67 км; 0:37) |
|||
Тэмь | 482 км | 4:58 | |
Тэмь — Барчим (7 км; 0:03) |
|||
Барчим | 489 км | 5:02 | |
Барчим — Александровка (10 км; 0:05) |
|||
Александровка | 498 км | 5:08 | |
Александровка — Покосное (14 км; 0:10) |
|||
Покосное | 512 км | 5:18 | |
Покосное — Сосновый (4 км; 0:02) |
|||
Сосновый | 516 км | 5:20 | |
Сосновый — Кузнецовка (67 км; 0:36) |
|||
Кузнецовка | 583 км | 5:56 | |
Кузнецовка — Братск (12 км; 0:06) |
|||
Братск | 595 км | 6:03 | |
Братск — Чистополянский (135 км; 1:27) |
|||
Чистополянский | 730 км | 7:30 | |
Чистополянский — Каймоновский (1 км; 0:00) |
|||
Каймоновский | 731 км | 7:31 | |
Каймоновский — Видим (2 км; 0:01) |
|||
Видим | 733 км | 7:33 | |
Видим — Хребтовая (95 км; 1:03) |
|||
Хребтовая | 828 км | 8:36 | |
Хребтовая — Семигорск (29 км; 0:19) |
|||
Семигорск | 857 км | 8:55 | |
Семигорск — Ручей (41 км; 0:27) |
|||
Ручей | 898 км | 9:22 | |
Ручей — Янталь (13 км; 0:09) |
|||
Янталь | 911 км | 9:32 | |
Янталь — Колонково (34 км; 0:22) |
|||
Колонково | 945 км | 9:54 | |
Колонково — АЛГЭ (1 км; 0:00) |
|||
АЛГЭ | 946 км | 9:55 | |
АЛГЭ — Паниха (0 км; 0:00) |
|||
Паниха | 946 км | 9:55 | |
Паниха — Карпово (1 км; 0:00) |
|||
Карпово | 947 км | 9:56 | |
Карпово — Усть-Кут (0 км; 0:00) |
|||
Усть-Кут | 948 км | 9:56 | |
Усть-Кут — Курорт (1 км; 0:01) |
|||
Курорт | 949 км | 9:57 | |
Курорт — Усть-Кут (3 км; 0:02) |
|||
Усть-Кут | 952 км | 10:00 | |
Усть-Кут — Закута (1 км; 0:00) |
|||
Закута | 953 км | 10:00 | |
Закута — Старый Усть-Кут (0 км; 0:00) |
|||
Старый Усть-Кут | 953 км | 10:01 | |
Старый Усть-Кут — Усть-Кут (1 км; 0:00) |
|||
Усть-Кут | 954 км | 10:02 | |
Усть-Кут — Холбос (3 км; 0:03) |
|||
Холбос | 957 км | 10:05 | |
Холбос — Мельничный Ручей (0 км; 0:00) |
|||
Мельничный Ручей | 957 км | 10:05 | |
Мельничный Ручей — 405-й городок (1 км; 0:00) |
|||
405-й городок | 958 км | 10:06 | |
405-й городок — Усть-Кут (1 км; 0:00) |
|||
Усть-Кут | 960 км | 10:08 |
Карта дорог из Усть-Кута в Иркутск на машине
Усть-Кут | |||
Усть-Кут — 405-й городок (1 км; 0:00) |
|||
405-й городок | 1 км | 0:00 | |
405-й городок — Мельничный Ручей (1 км; 0:00) |
|||
Мельничный Ручей | 2 км | 0:01 | |
Мельничный Ручей — Холбос (1 км; 0:01) |
|||
Холбос | 3 км | 0:02 | |
Холбос — Усть-Кут (0 км; 0:00) |
|||
Усть-Кут | 3 км | 0:02 | |
Усть-Кут — Старый Усть-Кут (3 км; 0:03) |
|||
Старый Усть-Кут | 6 км | 0:06 | |
Старый Усть-Кут — Закута (1 км; 0:00) |
|||
Закута | 7 км | 0:07 | |
Закута — Усть-Кут (0 км; 0:00) |
|||
Усть-Кут | 7 км | 0:07 | |
Усть-Кут — Курорт (1 км; 0:01) |
|||
Курорт | 8 км | 0:08 | |
Курорт — Усть-Кут (3 км; 0:02) |
|||
Усть-Кут | 11 км | 0:10 | |
Усть-Кут — Карпово (1 км; 0:01) |
|||
Карпово | 12 км | 0:11 | |
Карпово — Паниха (0 км; 0:00) |
|||
Паниха | 13 км | 0:12 | |
Паниха — АЛГЭ (1 км; 0:00) |
|||
АЛГЭ | 14 км | 0:13 | |
АЛГЭ — Колонково (0 км; 0:00) |
|||
Колонково | 14 км | 0:13 | |
Колонково — Янталь (32 км; 0:21) |
|||
Янталь | 46 км | 0:34 | |
Янталь — Ручей (13 км; 0:08) |
|||
Ручей | 59 км | 0:43 | |
Ручей — Семигорск (42 км; 0:27) |
|||
Семигорск | 101 км | 1:11 | |
Семигорск — Хребтовая (28 км; 0:18) |
|||
Хребтовая | 128 км | 1:29 | |
Хребтовая — Видим (96 км; 1:03) |
|||
Видим | 224 км | 2:33 | |
Видим — Чистополянский (2 км; 0:01) |
|||
Чистополянский | 227 км | 2:35 | |
Чистополянский — Каймоновский (2 км; 0:01) |
|||
Каймоновский | 228 км | 2:36 | |
Каймоновский — Братск (80 км; 0:53) |
|||
Братск | 308 км | 3:29 | |
Братск — Кузнецовка (67 км; 0:40) |
|||
Кузнецовка | 374 км | 4:10 | |
Кузнецовка — Сосновый (66 км; 0:36) |
|||
Сосновый | 441 км | 4:46 | |
Сосновый — Покосное (4 км; 0:02) |
|||
Покосное | 445 км | 4:48 | |
Покосное — Александровка (15 км; 0:09) |
|||
Александровка | 459 км | 4:58 | |
Александровка — Барчим (11 км; 0:07) |
|||
Барчим | 470 км | 5:05 | |
Барчим — Тэмь (6 км; 0:03) |
|||
Тэмь | 476 км | 5:08 | |
Тэмь — Гуран (67 км; 0:37) |
|||
Гуран | 544 км | 5:46 | |
Гуран — Целинные Земли (7 км; 0:03) |
|||
Целинные Земли | 551 км | 5:50 | |
Целинные Земли — Ермаки (7 км; 0:03) |
|||
Ермаки | 557 км | 5:53 | |
Ермаки — Афанасьева (2 км; 0:01) |
|||
Афанасьева | 559 км | 5:54 | |
Афанасьева — Тулун (4 км; 0:02) |
|||
Тулун | 564 км | 5:57 | |
Тулун — Азей (19 км; 0:11) |
|||
Азей | 582 км | 6:08 | |
Азей — Шерагул (12 км; 0:06) |
|||
Шерагул | 594 км | 6:15 | |
Шерагул — Тулюшка (17 км; 0:09) |
|||
Тулюшка | 611 км | 6:24 | |
Тулюшка — Тулюшка (2 км; 0:01) |
|||
Тулюшка | 613 км | 6:25 | |
Тулюшка — Куйтун (23 км; 0:12) |
|||
Куйтун | 636 км | 6:37 | |
Куйтун — Кимильтей (42 км; 0:22) |
|||
Кимильтей | 677 км | 7:00 | |
Кимильтей — Перевоз (6 км; 0:03) |
|||
Перевоз | 684 км | 7:03 | |
Перевоз — Мордино (14 км; 0:08) |
|||
Мордино | 698 км | 7:12 | |
Мордино — Ухтуй (3 км; 0:01) |
|||
Ухтуй | 701 км | 7:13 | |
Ухтуй — Зима (2 км; 0:01) |
|||
Зима | 703 км | 7:15 | |
Зима — Тыреть 2-я (28 км; 0:15) |
|||
Тыреть 2-я | 731 км | 7:30 | |
Тыреть 2-я — Залари (21 км; 0:11) |
|||
Залари | 752 км | 7:42 | |
Залари — Кутулик (32 км; 0:17) |
|||
Кутулик | 785 км | 7:59 | |
Кутулик — Забитуй (11 км; 0:06) |
|||
Забитуй | 796 км | 8:05 | |
Забитуй — Малиновка (6 км; 0:03) |
|||
Малиновка | 802 км | 8:09 | |
Малиновка — Жмурова (12 км; 0:06) |
|||
Жмурова | 814 км | 8:16 | |
Жмурова — Худорожкина (28 км; 0:15) |
|||
Худорожкина | 843 км | 8:31 | |
Худорожкина — Михайловка (4 км; 0:02) |
|||
Михайловка | 847 км | 8:34 | |
Михайловка — Кочерикова (9 км; 0:04) |
|||
Кочерикова | 856 км | 8:39 | |
Кочерикова — Средний (8 км; 0:04) |
|||
Средний | 864 км | 8:43 | |
Средний — Мальта (7 км; 0:04) |
|||
Мальта | 871 км | 8:48 | |
Мальта — Усолье-Сибирское (4 км; 0:02) |
|||
Усолье-Сибирское | 875 км | 8:50 | |
Усолье-Сибирское — Тельма (16 км; 0:11) |
|||
Тельма | 890 км | 9:02 | |
Тельма — Тельма (5 км; 0:06) |
|||
Тельма | 895 км | 9:08 | |
Тельма — Железнодорожный (1 км; 0:00) |
|||
Железнодорожный | 896 км | 9:09 | |
Железнодорожный — Ангарск (15 км; 0:08) |
|||
Ангарск | 911 км | 9:18 | |
Ангарск — Малая Еланка (28 км; 0:22) |
|||
Малая Еланка | 939 км | 9:40 | |
Малая Еланка — Иркутск (3 км; 0:03) |
|||
Иркутск | 961 км | 10:01 |
Религия
Со времени основания Усть-Кутский острог входил в границы Тобольской епархии.
В «Описной книге» — годов имеется упоминание об острожной Спасской церкви . В течение двух веков храм несколько раз перестраивался.
С декабря года Усть-Кут находился в пределах самостоятельной Иркутской епархии.
Народ в Усть-Кутском крае был мало религиозен. Об этом говорится в отчёте о состоянии Иркутской епархии за год:
«Жизнь нравственно-религиозная, видимо, давно замерла в Ленских просторах и пока ничего не предпринимается, чтобы оживить её. Религиозно-нравственных чтений и бесед с народом не ведётся«.
В отчёте о состоянии Иркутской епархии за год сказано, что «в Киренском, например, уезде, в следствие, отказа прихожан от содержания храма и причта, Усть-Кутский приход призакрыт«.
В советское время оба Усть-Кутских храма были уничтожены.
К началу 1990-х годов в Усть-Куте была основана община православных христиан — около 20 человек. Община собиралась в половине двухквартирного списанного дома по улице Котовского. Старостой общины была Витковская Ксения Тарасовна.
В году на праздник Крещения Господня впервые после долгого перерыва был совершен крестный ход на реку Лена, в районе старого Усть-Кута.
С по год в местной газете «Парус» действовала еженедельная рубрика «Мир православия». За это время было издано более 40 статей.
5 октября года город вошел в состав Братской епархии.
Топонимика
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).
Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.
Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.
Станция Лена названа по имени реки Лены, восходящему к эвенк. елю эне («большая река»).
Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954.
Экономика
Экономика Усть-Кута основана на добыче природных ресурсов, лесном хозяйстве и деятельности предприятий транспортного узла «железная дорога — порт».
Основные предприятия:
• в нефтегазовом комплексе — ООО «УКНГ» (Ранее ОАО «УстьКутНефтегаз» — дочернее предприятие ООО «Иркутская нефтяная компания»; нефтебаза
• в транспортном комплексе — Осетровский речной порт, Верхне-Ленское речное пароходство, ОАО «Алроса-Терминал», предприятия ВСЖД;
• в лесном комплексе — ООО «Микура», ООО «Леналессервис», ЗАО «Велес», ЗАО «Ленаэкспортлес», ОИК-51.
Основные отрасли промышленного производства в порядке уменьшения объёмов — добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, теплоэнергетика. Бо́льшая часть добываемых природных ресурсов экспортируется в другие регионы России и в Китай. Ассортимент конечной продукции, выпускаемой в городе, очень мал — преимущественно это пиломатериалы и изделия из дерева. Кроме того, для нужд города выпускают продукцию предприятия пищевой промышленности — хлебозавод, частные пекарни, молокозавод.
Социальная сфера
Образование
По состоянию на 2021 в Усть-Куте работали 12 общеобразовательных учреждений. Также имеются:
• Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Кутский промышленный техникум»;
• Филиал негосударственного образовательного профессионального образования «Иркутский гуманитарно-технический колледж»;
• Усть-Кутский институт водного транспорта (филиал) Сибирского государственного университета водного транспорта (СГУВТ)1.
Здравоохранение
Муниципальные учреждения здравоохранения по состоянию на 2018:
• Центральная районная больница;
• Железнодорожная линейная больница, в том числе станция скорой помощи.
Частные медицинские учреждения:
• ООО «Доктор» (ул.Реброва-Денисова, 8);
• ООО «Стомкомфорт» (ул.Речников, 45),
• кабинет ультразвуковой диагностики Григорьева И.Н. (ул.Кирова, 124),
• ООО «Санаторий «Эйсейра» (ул.Речников, 1а),
• ООО «Стоматологическая поликлиника Проскоков И К» (ул.Кирова, 90 кв.45) и другие1.
Культура
В городе имеются дома культуры, библиотеки, музей, детская школа искусств, кинотеатр.
Спорт
По состоянию на 2021 в городе имелись: один стадион, две детско-юношеские спортивные школы, 42 спортивных зала1.
Облик города
Усть-Кут по форме напоминает узкую полосу, которая тянется по берегам Куты и Лены на три десятка километров. Минимальная ширина застройки составляет 1 км, максимальная достигает 3 км. Такая необычная планировка многим приезжим напоминает образ города с одной улицей. Однако это совершенно не так. Большую часть микрорайонов города связывает объездная дорога, которая находится немного выше городской застройки. Железная дорога и водный путь на реке Лена также являются транспортными магистралями города и его окрестностей. Основная часть Усть-Кута находится на левых берегах рек Лена и Кут, хотя весь город растянулся на двух берегах. На правом берегу находится только два микрорайона. Дне части города соединяются автомобильным и железнодорожным арочными мостами. Несмотря на то, что город состоит из нескольких, довольно самостоятельных микрорайонов, связанных одной дорогой, он является единым административным объектом. Территории промышленного назначения чередуются с жилыми участками и заброшенными ранее территориями.
Главными в городе являются два микрорайона – Речники и Лена. На них находятся полностью обустроенные, каменные, многоэтажные дома. Основная часть населения проживает здесь, поскольку именно в этих микрорайонах находятся важные социальные и культурные объекты. Центром города является сквер, который находится между речным и железнодорожным вокзалами. Остальные районы расположены ниже и выше центра, прямо по течению реки Лена. Старая часть города в прошлом была селом. На сегодня она располагается в устье реки Кут. В старой части, как и на окраинах, находится большое количество одноэтажных, деревянных домов, которые были построены в начале прошлого века. Сохранились также некоторые исторические здания. В 1995 году в состав города был включен поселок Минган, а в 2004 году – Турука. Усть-Кут со всех сторон окружен тайгой и горами. Некоторые из склонов составляют утесы, имеющие необычные названия, например Мир, скала Любви, Чертова скала и другие.
Усть-Кут имеет три имени. Пассажиров поезда встречает станция под названием Лена, прибывших на теплоходе — порт Осетрово, а прилетающих на самолете – одноименный аэропорт Усть-Кут.
использованная литература
Источники
- Законодательная Собрание Иркутательной области. Постановление №9 / 5-ЗС от 15 апреля 2009 г. «Устав Иркутской области», в ред. Закона №2-У от 14 декабря 2017 г. «О поправках к Уставу Иркутской области». Вступил в силу по истечении десяти дней после официального опубликования. Опубликован: «Областная», №45, 24 апреля 2009 г. (Законодательное собрание Иркутской области. Постановление № 9/5-ЗС от 15 апреля 2009 г. Устав Иркутской области с изменениями, внесенными Законом № 2-У от 14 декабря 2017 г. « О внесении изменений в Устав Иркутской области . дня, следующего за десятидневным периодом после дня официального опубликования.).
- Законодательная Собрание Иркутательной области. Закон №49-ОЗ от 21 июня 2010 г. «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области», в ред. Закона №12-ОЗ от 23 марта 2017 г. «О внесении изменений в статье 25 и 33 Закона Иркутской области« Об административно-территориальном устройстве Иркутской области »и Закон Иркутской области« О внесении изменений географического объекта и (или) о переименовании географических объектов ». Вступил в силу после официального дня опубликования. Опубликован: «Областная», №71, 25 июня 2010 г. (Законодательное собрание Иркутской области. Закон от 21 июня 2010 г. № 49-ОЗ « Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» с изменениями, внесенными Законом от 23 марта 2017 г. № 12-ОЗ « О внесении изменений в статьи 25 и 33 Закона»). Иркутской области «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» и Закон Иркутской области «О порядке рассмотрения присвоения наименований географическим объектам и (или) переименования географических объектов» . Действует со дня официальное издание.).
- Законодательная Собрание Иркутательной области. Закон №93-оз от 16 декабря 2004 г. «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области», в ред. Закона №63-ОЗ от 7 июля 2015 г. «О распространении действия Закона Иркутской области» О статусе и границах муниципальных образований Черемховского района Иркутской области на территории нового субъекта Российской Федерации — Иркутской области и внесении изменений в отдельные законы Иркутской области ». Вступил в силу с 31 декабря 2004 г., но не ранее чем через 10 дней со дня официального дня опубликования. Опубликован: «Восточно-Сибирская правда», №254–255, 20 декабря 2004 г. (Законодательное Собрание Иркутской области. Закон № 93-оз от 16 декабря 2004 года О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области , с изменениями , внесенными Законом № 63-ОЗ от 7 июля 2015 On Распространение действия Закона Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Черемховского района Иркутской области» на всю территорию нового субъекта Российской Федерации — Иркутской области и о внесении изменений в некоторые законы Иркутска. Область ( Действует с 31 декабря 2004 г., но не ранее чем через 10 дней после даты официального опубликования).
Транспортная доступность
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.
Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Железнодорожный транспорт
Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:
грузопассажирские станции: Усть-Кут, Якурим, Лена-Восточная;
исключительно грузовые станции: Лена-Перевалка, Портовая, Якурим-Перевалка. (В едином технологическом процессе с портом Осетрово.)
До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.
Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).
Пассажирское сообщение. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:
• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.
• в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.
Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).
Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги (ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958. В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.
Воздушный транспорт
Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.
Речной транспорт
Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).
Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалова, вниз — до Пеледуя. Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье».
Автомобильный транспорт
Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу «Байкал» через Братск в Тулуне).
В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй».
На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).
Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.
Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.
Автобусное сообщение
В Усть-Куте создано 12 городских маршрутов. Существует сеть пригородных маршрутов — до дач «Ветеран» (села Турука), аэропорта, посёлков Казарки, Верхнемарково, Ния. Работает один междугородный маршрут — до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении дачных посёлков, круглогодично до Киренска частными микроавтобусами. Автовокзала нет.
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
• по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
• прямым воздушным путём — 520 км.
Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).