Усть-кут город, иркутская область подробная спутниковая карта онлайн яндекс гугл с городами, деревнями, маршрутами и дорогами 2021

История

Острог был поставлен для сбора ясака, но в середине XVII века являлся только важной ленской пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Илима и Верхней Лены. Это был важный транзитный пункт по дороге в Якутск, где строились суда для сплава вниз по Лене

Сюда стекалось много торговых людей, ежегодно в середине мая устраивалась ярмарка.

В 1630-х годах важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу.

В году в деревнях Усть-Кутской волости было 55 дворов и 408 человек. В году в самом Усть-Куте находилось 10 дворов и проживало 53 человек, в том числе 10 служилых людей и 36 судовых плотников.

В 1720-е годы острог был перестроен. По описанию года «Усть-Кутский острог стоит над Кутою рекою… длиннику 17 сажень с аршином (35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином (31 м) кругом всего острогу 54 сажени (109 м)«.

С XVIII века в окрестностях Усть-Кута начали добычу меди.

В XIX веке основу экономической жизни Усть-Кута составляли хлебопашество, пушной и рыбный промыслы, добыча соли.

В конце XIX — нач. XX века село входило в состав Киренского уезда Иркутской губернии.

По описанию года Усть-Кут представлял собой «большое бойкое село, имеющее около сотни домов; вдоль берега тянутся пароходные пристани, где днем и ночью кипит жизнь; пароходы доставляют сюда почту, грузы, массу пассажиров, особенно осенью при возвращении приисковых рабочих с Бодайбо, отсюда, при мелководье верховьев Лены, передвижение начинается в лодках бечевником до Жигалово» .

С года — рабочий поселок.

К году в Усть-Куте была проложена железная дорога.

В году в результате слияния поселков Усть-Кут и Осетрово возник город Усть-Кут. В году был утвержден герб города.

В году открыта пристань «Осетрово» с речным вокзалом. Практически вся жизнь города связана с обслуживанием порта.

В году Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Роль города возросла в связи с организацией Верхоленского ТПК.

На начало XXI века основными отраслями экономики города являются промышленное производство, транспорт и связь, лесоперерабатывающая отрасль, строительство и предприятия малого бизнеса. В городе работает 10 школ, лицей, школа искусств, профессиональное училище, филиал ФГОУ ВПО «НГАВТ», Осетровское речное училище, филиалы ВУЗов. В Усть-Куте работают городской исторический музей, Дома культуры, 10 библиотек, действует спортивно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт, основанный в году.

Геральдика

Герб у Усть-Кута впервые появился в 1974 (официально не являлся гербом, имел статус знака). Он представлял собой изумрудный щит с изображениями куницы, якоря и надписью «1631 г.» на фоне стилизованного изображения устья реки.

10 февраля 2009 был принят новый герб. На щите зелёного цвета изображены золотые соболь, якорь и башня, символизирующая острог. Геральдическое описание: «В зелёном поле серебряная повышенная левая перевязь, однократно волнисто изогнутая (справа выгнутая), соединенная слева внизу с правой перевязью того же металла, также однократно волнисто изогнутой (справа вогнутой). Перевязи сопровождены вверху золотой идущим и обернувшимся соболем, внизу якорем (наподобие морского), также золотым, а слева — бревенчатой башней того же металла, имеющей остроконечную кровлю и арку без порога, причем меньшая перевязь проходит поверх правой опоры арки и позади низа левой опоры».

Флаг города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.

Расстояние Усть-Кут Иркутск на машине

Усть-Кут
Усть-Кут — 405-й городок (1 км;
0:00)
405-й городок 1 км 0:00
405-й городок — Мельничный Ручей (1 км;
0:00)
Мельничный Ручей 2 км 0:01
Мельничный Ручей — Холбос (1 км;
0:01)
Холбос 3 км 0:02
Холбос — Усть-Кут (0 км;
0:00)
Усть-Кут 3 км 0:02
Усть-Кут — Старый Усть-Кут (3 км;
0:03)
Старый Усть-Кут 6 км 0:06
Старый Усть-Кут — Закута (1 км;
0:00)
Закута 7 км 0:07
Закута — Усть-Кут (0 км;
0:00)
Усть-Кут 7 км 0:07
Усть-Кут — Курорт (1 км;
0:01)
Курорт 8 км 0:08
Курорт — Усть-Кут (3 км;
0:02)
Усть-Кут 11 км 0:10
Усть-Кут — Карпово (1 км;
0:01)
Карпово 12 км 0:11
Карпово — Паниха (0 км;
0:00)
Паниха 13 км 0:12
Паниха — АЛГЭ (1 км;
0:00)
АЛГЭ 14 км 0:13
АЛГЭ — Колонково (0 км;
0:00)
Колонково 14 км 0:13
Колонково — Янталь (32 км;
0:21)
Янталь 46 км 0:34
Янталь — Ручей (13 км;
0:08)
Ручей 59 км 0:43
Ручей — Семигорск (42 км;
0:27)
Семигорск 101 км 1:11
Семигорск — Хребтовая (28 км;
0:18)
Хребтовая 128 км 1:29
Хребтовая — Видим (96 км;
1:03)
Видим 224 км 2:33
Видим — Чистополянский (2 км;
0:01)
Чистополянский 227 км 2:35
Чистополянский — Каймоновский (2 км;
0:01)
Каймоновский 228 км 2:36
Каймоновский — Братск (80 км;
0:53)
Братск 308 км 3:29
Братск — Кузнецовка (67 км;
0:40)
Кузнецовка 374 км 4:10
Кузнецовка — Сосновый (66 км;
0:36)
Сосновый 441 км 4:46
Сосновый — Покосное (4 км;
0:02)
Покосное 445 км 4:48
Покосное — Александровка (15 км;
0:09)
Александровка 459 км 4:58
Александровка — Барчим (11 км;
0:07)
Барчим 470 км 5:05
Барчим — Тэмь (6 км;
0:03)
Тэмь 476 км 5:08
Тэмь — Гуран (67 км;
0:37)
Гуран 544 км 5:46
Гуран — Целинные Земли (7 км;
0:03)
Целинные Земли 551 км 5:50
Целинные Земли — Ермаки (7 км;
0:03)
Ермаки 557 км 5:53
Ермаки — Афанасьева (2 км;
0:01)
Афанасьева 559 км 5:54
Афанасьева — Тулун (4 км;
0:02)
Тулун 564 км 5:57
Тулун — Азей (19 км;
0:11)
Азей 582 км 6:08
Азей — Шерагул (12 км;
0:06)
Шерагул 594 км 6:15
Шерагул — Тулюшка (17 км;
0:09)
Тулюшка 611 км 6:24
Тулюшка — Тулюшка (2 км;
0:01)
Тулюшка 613 км 6:25
Тулюшка — Куйтун (23 км;
0:12)
Куйтун 636 км 6:37
Куйтун — Кимильтей (42 км;
0:22)
Кимильтей 677 км 7:00
Кимильтей — Перевоз (6 км;
0:03)
Перевоз 684 км 7:03
Перевоз — Мордино (14 км;
0:08)
Мордино 698 км 7:12
Мордино — Ухтуй (3 км;
0:01)
Ухтуй 701 км 7:13
Ухтуй — Зима (2 км;
0:01)
Зима 703 км 7:15
Зима — Тыреть 2-я (28 км;
0:15)
Тыреть 2-я 731 км 7:30
Тыреть 2-я — Залари (21 км;
0:11)
Залари 752 км 7:42
Залари — Кутулик (32 км;
0:17)
Кутулик 785 км 7:59
Кутулик — Забитуй (11 км;
0:06)
Забитуй 796 км 8:05
Забитуй — Малиновка (6 км;
0:03)
Малиновка 802 км 8:09
Малиновка — Жмурова (12 км;
0:06)
Жмурова 814 км 8:16
Жмурова — Худорожкина (28 км;
0:15)
Худорожкина 843 км 8:31
Худорожкина — Михайловка (4 км;
0:02)
Михайловка 847 км 8:34
Михайловка — Кочерикова (9 км;
0:04)
Кочерикова 856 км 8:39
Кочерикова — Средний (8 км;
0:04)
Средний 864 км 8:43
Средний — Мальта (7 км;
0:04)
Мальта 871 км 8:48
Мальта — Усолье-Сибирское (4 км;
0:02)
Усолье-Сибирское 875 км 8:50
Усолье-Сибирское — Тельма (16 км;
0:11)
Тельма 890 км 9:02
Тельма — Тельма (5 км;
0:06)
Тельма 895 км 9:08
Тельма — Железнодорожный (1 км;
0:00)
Железнодорожный 896 км 9:09
Железнодорожный — Ангарск (15 км;
0:08)
Ангарск 911 км 9:18
Ангарск — Малая Еланка (28 км;
0:22)
Малая Еланка 939 км 9:40
Малая Еланка — Иркутск (3 км;
0:03)
Иркутск 961 км 10:01

Карта дорог из Иркутска в Усть-Кута на машине

Иркутск
Иркутск — Малая Еланка (18 км;
0:16)
Малая Еланка 19 км 0:16
Малая Еланка — Ангарск (10 км;
0:12)
Ангарск 29 км 0:29
Ангарск — Тельма (33 км;
0:29)
Тельма 63 км 0:58
Тельма — Железнодорожный (1 км;
0:00)
Железнодорожный 64 км 0:58
Железнодорожный — Тельма (3 км;
0:02)
Тельма 66 км 1:01
Тельма — Усолье-Сибирское (6 км;
0:06)
Усолье-Сибирское 72 км 1:08
Усолье-Сибирское — Мальта (16 км;
0:10)
Мальта 87 км 1:18
Мальта — Средний (5 км;
0:02)
Средний 93 км 1:21
Средний — Кочерикова (9 км;
0:05)
Кочерикова 101 км 1:26
Кочерикова — Михайловка (7 км;
0:03)
Михайловка 109 км 1:30
Михайловка — Худорожкина (7 км;
0:03)
Худорожкина 116 км 1:34
Худорожкина — Жмурова (29 км;
0:15)
Жмурова 145 км 1:50
Жмурова — Малиновка (9 км;
0:05)
Малиновка 154 км 1:55
Малиновка — Забитуй (8 км;
0:04)
Забитуй 163 км 2:00
Забитуй — Кутулик (5 км;
0:02)
Кутулик 168 км 2:02
Кутулик — Залари (34 км;
0:18)
Залари 202 км 2:21
Залари — Тыреть 2-я (23 км;
0:12)
Тыреть 2-я 225 км 2:34
Тыреть 2-я — Зима (30 км;
0:16)
Зима 255 км 2:50
Зима — Ухтуй (1 км;
0:00)
Ухтуй 257 км 2:51
Ухтуй — Мордино (3 км;
0:02)
Мордино 260 км 2:53
Мордино — Перевоз (15 км;
0:09)
Перевоз 275 км 3:03
Перевоз — Кимильтей (4 км;
0:02)
Кимильтей 279 км 3:05
Кимильтей — Куйтун (38 км;
0:20)
Куйтун 317 км 3:25
Куйтун — Тулюшка (28 км;
0:15)
Тулюшка 345 км 3:40
Тулюшка — Тулюшка (2 км;
0:00)
Тулюшка 347 км 3:41
Тулюшка — Шерагул (16 км;
0:08)
Шерагул 363 км 3:50
Шерагул — Азей (12 км;
0:06)
Азей 375 км 3:57
Азей — Тулун (9 км;
0:04)
Тулун 383 км 4:01
Тулун — Афанасьева (17 км;
0:11)
Афанасьева 400 км 4:13
Афанасьева — Ермаки (0 км;
0:00)
Ермаки 401 км 4:13
Ермаки — Целинные Земли (7 км;
0:03)
Целинные Земли 407 км 4:17
Целинные Земли — Гуран (7 км;
0:03)
Гуран 414 км 4:20
Гуран — Тэмь (67 км;
0:37)
Тэмь 482 км 4:58
Тэмь — Барчим (7 км;
0:03)
Барчим 489 км 5:02
Барчим — Александровка (10 км;
0:05)
Александровка 498 км 5:08
Александровка — Покосное (14 км;
0:10)
Покосное 512 км 5:18
Покосное — Сосновый (4 км;
0:02)
Сосновый 516 км 5:20
Сосновый — Кузнецовка (67 км;
0:36)
Кузнецовка 583 км 5:56
Кузнецовка — Братск (12 км;
0:06)
Братск 595 км 6:03
Братск — Чистополянский (135 км;
1:27)
Чистополянский 730 км 7:30
Чистополянский — Каймоновский (1 км;
0:00)
Каймоновский 731 км 7:31
Каймоновский — Видим (2 км;
0:01)
Видим 733 км 7:33
Видим — Хребтовая (95 км;
1:03)
Хребтовая 828 км 8:36
Хребтовая — Семигорск (29 км;
0:19)
Семигорск 857 км 8:55
Семигорск — Ручей (41 км;
0:27)
Ручей 898 км 9:22
Ручей — Янталь (13 км;
0:09)
Янталь 911 км 9:32
Янталь — Колонково (34 км;
0:22)
Колонково 945 км 9:54
Колонково — АЛГЭ (1 км;
0:00)
АЛГЭ 946 км 9:55
АЛГЭ — Паниха (0 км;
0:00)
Паниха 946 км 9:55
Паниха — Карпово (1 км;
0:00)
Карпово 947 км 9:56
Карпово — Усть-Кут (0 км;
0:00)
Усть-Кут 948 км 9:56
Усть-Кут — Курорт (1 км;
0:01)
Курорт 949 км 9:57
Курорт — Усть-Кут (3 км;
0:02)
Усть-Кут 952 км 10:00
Усть-Кут — Закута (1 км;
0:00)
Закута 953 км 10:00
Закута — Старый Усть-Кут (0 км;
0:00)
Старый Усть-Кут 953 км 10:01
Старый Усть-Кут — Усть-Кут (1 км;
0:00)
Усть-Кут 954 км 10:02
Усть-Кут — Холбос (3 км;
0:03)
Холбос 957 км 10:05
Холбос — Мельничный Ручей (0 км;
0:00)
Мельничный Ручей 957 км 10:05
Мельничный Ручей — 405-й городок (1 км;
0:00)
405-й городок 958 км 10:06
405-й городок — Усть-Кут (1 км;
0:00)
Усть-Кут 960 км 10:08

Карта дорог из Усть-Кута в Иркутск на машине

Усть-Кут
Усть-Кут — 405-й городок (1 км;
0:00)
405-й городок 1 км 0:00
405-й городок — Мельничный Ручей (1 км;
0:00)
Мельничный Ручей 2 км 0:01
Мельничный Ручей — Холбос (1 км;
0:01)
Холбос 3 км 0:02
Холбос — Усть-Кут (0 км;
0:00)
Усть-Кут 3 км 0:02
Усть-Кут — Старый Усть-Кут (3 км;
0:03)
Старый Усть-Кут 6 км 0:06
Старый Усть-Кут — Закута (1 км;
0:00)
Закута 7 км 0:07
Закута — Усть-Кут (0 км;
0:00)
Усть-Кут 7 км 0:07
Усть-Кут — Курорт (1 км;
0:01)
Курорт 8 км 0:08
Курорт — Усть-Кут (3 км;
0:02)
Усть-Кут 11 км 0:10
Усть-Кут — Карпово (1 км;
0:01)
Карпово 12 км 0:11
Карпово — Паниха (0 км;
0:00)
Паниха 13 км 0:12
Паниха — АЛГЭ (1 км;
0:00)
АЛГЭ 14 км 0:13
АЛГЭ — Колонково (0 км;
0:00)
Колонково 14 км 0:13
Колонково — Янталь (32 км;
0:21)
Янталь 46 км 0:34
Янталь — Ручей (13 км;
0:08)
Ручей 59 км 0:43
Ручей — Семигорск (42 км;
0:27)
Семигорск 101 км 1:11
Семигорск — Хребтовая (28 км;
0:18)
Хребтовая 128 км 1:29
Хребтовая — Видим (96 км;
1:03)
Видим 224 км 2:33
Видим — Чистополянский (2 км;
0:01)
Чистополянский 227 км 2:35
Чистополянский — Каймоновский (2 км;
0:01)
Каймоновский 228 км 2:36
Каймоновский — Братск (80 км;
0:53)
Братск 308 км 3:29
Братск — Кузнецовка (67 км;
0:40)
Кузнецовка 374 км 4:10
Кузнецовка — Сосновый (66 км;
0:36)
Сосновый 441 км 4:46
Сосновый — Покосное (4 км;
0:02)
Покосное 445 км 4:48
Покосное — Александровка (15 км;
0:09)
Александровка 459 км 4:58
Александровка — Барчим (11 км;
0:07)
Барчим 470 км 5:05
Барчим — Тэмь (6 км;
0:03)
Тэмь 476 км 5:08
Тэмь — Гуран (67 км;
0:37)
Гуран 544 км 5:46
Гуран — Целинные Земли (7 км;
0:03)
Целинные Земли 551 км 5:50
Целинные Земли — Ермаки (7 км;
0:03)
Ермаки 557 км 5:53
Ермаки — Афанасьева (2 км;
0:01)
Афанасьева 559 км 5:54
Афанасьева — Тулун (4 км;
0:02)
Тулун 564 км 5:57
Тулун — Азей (19 км;
0:11)
Азей 582 км 6:08
Азей — Шерагул (12 км;
0:06)
Шерагул 594 км 6:15
Шерагул — Тулюшка (17 км;
0:09)
Тулюшка 611 км 6:24
Тулюшка — Тулюшка (2 км;
0:01)
Тулюшка 613 км 6:25
Тулюшка — Куйтун (23 км;
0:12)
Куйтун 636 км 6:37
Куйтун — Кимильтей (42 км;
0:22)
Кимильтей 677 км 7:00
Кимильтей — Перевоз (6 км;
0:03)
Перевоз 684 км 7:03
Перевоз — Мордино (14 км;
0:08)
Мордино 698 км 7:12
Мордино — Ухтуй (3 км;
0:01)
Ухтуй 701 км 7:13
Ухтуй — Зима (2 км;
0:01)
Зима 703 км 7:15
Зима — Тыреть 2-я (28 км;
0:15)
Тыреть 2-я 731 км 7:30
Тыреть 2-я — Залари (21 км;
0:11)
Залари 752 км 7:42
Залари — Кутулик (32 км;
0:17)
Кутулик 785 км 7:59
Кутулик — Забитуй (11 км;
0:06)
Забитуй 796 км 8:05
Забитуй — Малиновка (6 км;
0:03)
Малиновка 802 км 8:09
Малиновка — Жмурова (12 км;
0:06)
Жмурова 814 км 8:16
Жмурова — Худорожкина (28 км;
0:15)
Худорожкина 843 км 8:31
Худорожкина — Михайловка (4 км;
0:02)
Михайловка 847 км 8:34
Михайловка — Кочерикова (9 км;
0:04)
Кочерикова 856 км 8:39
Кочерикова — Средний (8 км;
0:04)
Средний 864 км 8:43
Средний — Мальта (7 км;
0:04)
Мальта 871 км 8:48
Мальта — Усолье-Сибирское (4 км;
0:02)
Усолье-Сибирское 875 км 8:50
Усолье-Сибирское — Тельма (16 км;
0:11)
Тельма 890 км 9:02
Тельма — Тельма (5 км;
0:06)
Тельма 895 км 9:08
Тельма — Железнодорожный (1 км;
0:00)
Железнодорожный 896 км 9:09
Железнодорожный — Ангарск (15 км;
0:08)
Ангарск 911 км 9:18
Ангарск — Малая Еланка (28 км;
0:22)
Малая Еланка 939 км 9:40
Малая Еланка — Иркутск (3 км;
0:03)
Иркутск 961 км 10:01

Религия

Со времени основания Усть-Кутский острог входил в границы Тобольской епархии.

В «Описной книге» — годов имеется упоминание об острожной Спасской церкви . В течение двух веков храм несколько раз перестраивался.

С декабря года Усть-Кут находился в пределах самостоятельной Иркутской епархии.

Народ в Усть-Кутском крае был мало религиозен. Об этом говорится в отчёте о состоянии Иркутской епархии за год:

«Жизнь нравственно-религиозная, видимо, давно замерла в Ленских просторах и пока ничего не предпринимается, чтобы оживить её. Религиозно-нравственных чтений и бесед с народом не ведётся«.

В отчёте о состоянии Иркутской епархии за год сказано, что «в Киренском, например, уезде, в следствие, отказа прихожан от содержания храма и причта, Усть-Кутский приход призакрыт«.

В советское время оба Усть-Кутских храма были уничтожены.

К началу 1990-х годов в Усть-Куте была основана община православных христиан — около 20 человек. Община собиралась в половине двухквартирного списанного дома по улице Котовского. Старостой общины была Витковская Ксения Тарасовна.

В году на праздник Крещения Господня впервые после долгого перерыва был совершен крестный ход на реку Лена, в районе старого Усть-Кута.

С по год в местной газете «Парус» действовала еженедельная рубрика «Мир православия». За это время было издано более 40 статей.

5 октября года город вошел в состав Братской епархии.

Топонимика

Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).

Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.

Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.

Станция Лена названа по имени реки Лены, восходящему к эвенк. елю эне («большая река»).

Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954.

Экономика

Экономика Усть-Кута основана на добыче природных ресурсов, лесном хозяйстве и деятельности предприятий транспортного узла «железная дорога — порт».

Основные предприятия:

• в нефтегазовом комплексе — ООО «УКНГ» (Ранее ОАО «УстьКутНефтегаз» — дочернее предприятие ООО «Иркутская нефтяная компания»; нефтебаза

• в транспортном комплексе — Осетровский речной порт, Верхне-Ленское речное пароходство, ОАО «Алроса-Терминал», предприятия ВСЖД;

• в лесном комплексе — ООО «Микура», ООО «Леналессервис», ЗАО «Велес», ЗАО «Ленаэкспортлес», ОИК-51.

Основные отрасли промышленного производства в порядке уменьшения объёмов — добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, теплоэнергетика. Бо́льшая часть добываемых природных ресурсов экспортируется в другие регионы России и в Китай. Ассортимент конечной продукции, выпускаемой в городе, очень мал — преимущественно это пиломатериалы и изделия из дерева. Кроме того, для нужд города выпускают продукцию предприятия пищевой промышленности — хлебозавод, частные пекарни, молокозавод.

Социальная сфера

Образование

По состоянию на 2021 в Усть-Куте работали 12 общеобразовательных учреждений. Также имеются:

• Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Кутский промышленный техникум»;

• Филиал негосударственного образовательного профессионального образования «Иркутский гуманитарно-технический колледж»;

• Усть-Кутский институт водного транспорта (филиал) Сибирского государственного университета водного транспорта (СГУВТ)1.

Здравоохранение

Муниципальные учреждения здравоохранения по состоянию на 2018:

• Центральная районная больница;

• Железнодорожная линейная больница, в том числе станция скорой помощи.

Частные медицинские учреждения:

• ООО «Доктор» (ул.Реброва-Денисова, 8);

• ООО «Стомкомфорт» (ул.Речников, 45),

• кабинет ультразвуковой диагностики Григорьева И.Н. (ул.Кирова, 124),

• ООО «Санаторий «Эйсейра» (ул.Речников, 1а),

• ООО «Стоматологическая поликлиника Проскоков И К» (ул.Кирова, 90 кв.45) и другие1.

Культура

В городе имеются дома культуры, библиотеки, музей, детская школа искусств, кинотеатр.

Спорт

По состоянию на 2021 в городе имелись: один стадион, две детско-юношеские спортивные школы, 42 спортивных зала1.

Облик города

Усть-Кут по форме напоминает узкую полосу, которая тянется по берегам Куты и Лены на три десятка километров. Минимальная ширина застройки составляет 1 км, максимальная достигает 3 км. Такая необычная планировка многим приезжим напоминает образ города с одной улицей. Однако это совершенно не так. Большую часть микрорайонов города связывает объездная дорога, которая находится немного выше городской застройки. Железная дорога и водный путь на реке Лена также являются транспортными магистралями города и его окрестностей. Основная часть Усть-Кута находится на левых берегах рек Лена и Кут, хотя весь город растянулся на двух берегах. На правом берегу находится только два микрорайона. Дне части города соединяются автомобильным и железнодорожным арочными мостами. Несмотря на то, что город состоит из нескольких, довольно самостоятельных микрорайонов, связанных одной дорогой, он является единым административным объектом. Территории промышленного назначения чередуются с жилыми участками и заброшенными ранее территориями.

Главными в городе являются два микрорайона – Речники и Лена. На них находятся полностью обустроенные, каменные, многоэтажные дома. Основная часть населения проживает здесь, поскольку именно в этих микрорайонах находятся важные социальные и культурные объекты. Центром города является сквер, который находится между речным и железнодорожным вокзалами. Остальные районы расположены ниже и выше центра, прямо по течению реки Лена. Старая часть города в прошлом была селом. На сегодня она располагается в устье реки Кут. В старой части, как и на окраинах, находится большое количество одноэтажных, деревянных домов, которые были построены в начале прошлого века. Сохранились также некоторые исторические здания. В 1995 году в состав города был включен поселок Минган, а в 2004 году – Турука. Усть-Кут со всех сторон окружен тайгой и горами. Некоторые из склонов составляют утесы, имеющие необычные названия, например Мир, скала Любви, Чертова скала и другие.

Усть-Кут имеет три имени. Пассажиров поезда встречает станция под названием Лена, прибывших на теплоходе — порт Осетрово, а прилетающих на самолете – одноименный аэропорт Усть-Кут.

использованная литература

Источники

  • Законодательная Собрание Иркутательной области. Постановление №9 / 5-ЗС от 15 апреля 2009 г. «Устав Иркутской области», в ред. Закона №2-У от 14 декабря 2017 г. «О поправках к Уставу Иркутской области». Вступил в силу по истечении десяти дней после официального опубликования. Опубликован: «Областная», №45, 24 апреля 2009 г. (Законодательное собрание Иркутской области. Постановление № 9/5-ЗС от 15 апреля 2009 г. Устав Иркутской области с изменениями, внесенными Законом № 2-У от 14 декабря 2017 г. « О внесении изменений в Устав Иркутской области . дня, следующего за десятидневным периодом после дня официального опубликования.).
  • Законодательная Собрание Иркутательной области. Закон №49-ОЗ от 21 июня 2010 г. «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области», в ред. Закона №12-ОЗ от 23 марта 2017 г. «О внесении изменений в статье 25 и 33 Закона Иркутской области« Об административно-территориальном устройстве Иркутской области »и Закон Иркутской области« О внесении изменений географического объекта и (или) о переименовании географических объектов ». Вступил в силу после официального дня опубликования. Опубликован: «Областная», №71, 25 июня 2010 г. (Законодательное собрание Иркутской области. Закон от 21 июня 2010 г. № 49-ОЗ « Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» с изменениями, внесенными Законом от 23 марта 2017 г. № 12-ОЗ « О внесении изменений в статьи 25 и 33 Закона»). Иркутской области «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» и Закон Иркутской области «О порядке рассмотрения присвоения наименований географическим объектам и (или) переименования географических объектов» . Действует со дня официальное издание.).
  • Законодательная Собрание Иркутательной области. Закон №93-оз от 16 декабря 2004 г. «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области», в ред. Закона №63-ОЗ от 7 июля 2015 г. «О распространении действия Закона Иркутской области» О статусе и границах муниципальных образований Черемховского района Иркутской области на территории нового субъекта Российской Федерации — Иркутской области и внесении изменений в отдельные законы Иркутской области ». Вступил в силу с 31 декабря 2004 г., но не ранее чем через 10 дней со дня официального дня опубликования. Опубликован: «Восточно-Сибирская правда», №254–255, 20 декабря 2004 г. (Законодательное Собрание Иркутской области. Закон № 93-оз от 16 декабря 2004 года О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области , с изменениями , внесенными Законом № 63-ОЗ от 7 июля 2015 On Распространение действия Закона Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Черемховского района Иркутской области» на всю территорию нового субъекта Российской Федерации — Иркутской области и о внесении изменений в некоторые законы Иркутска. Область ( Действует с 31 декабря 2004 г., но не ранее чем через 10 дней после даты официального опубликования).

Транспортная доступность

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.

Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.

Железнодорожный транспорт

Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:

грузопассажирские станции: Усть-Кут, Якурим, Лена-Восточная;

исключительно грузовые станции: Лена-Перевалка, Портовая, Якурим-Перевалка. (В едином технологическом процессе с портом Осетрово.)

До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.

Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).

Пассажирское сообщение. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:

• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.

•  в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.

Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).

Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951  — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги (ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958. В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.

Воздушный транспорт

Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.

Речной транспорт

Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).

Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалова, вниз — до Пеледуя. Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье».

Автомобильный транспорт

Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу «Байкал» через Братск в Тулуне).

В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй». 

На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).

Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.

Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.

Автобусное сообщение

В Усть-Куте создано 12 городских маршрутов. Существует сеть пригородных маршрутов — до дач «Ветеран» (села Турука), аэропорта, посёлков Казарки, Верхнемарково, Ния. Работает один междугородный маршрут — до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении дачных посёлков, круглогодично до Киренска частными микроавтобусами. Автовокзала нет.

Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:

• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
• по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
• прямым воздушным путём — 520 км.

Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector