Экскурсии на валаам. где находится, как добраться и что посмотреть самостоятельно?
Содержание:
- Скиты Валаамского архипелага
- Скиты
- Смоленский скит
- Где находится Валаам
- Описание острова Валаам
- Путь из Лахденпохьи
- Как попасть на Валаам зимой
- Советы туристу
- Война Финляндии с СССР
- Что посмотреть на Валааме
- Известное и тайное: все ли можно увидеть?
- Как попасть?
- Паломнические поездки и официальный сайт
- Путешествие в Карелию
- История Валаамского монастыря
- Как самостоятельно добраться на Валаам
- Хейнявеси Финляндия
Скиты Валаамского архипелага
Скиты Валаамского монастыря заслуживают отдельного рассмотрения. Небольшие храмы и жилые постройки на малых островах архипелага обладают огромным религиозным значением и богатой историей.
Белый скит
Белый скит, или Скит Всех Святых, располагается на одноименном Скитском острове. Основан скит был в конце XVII Iвека, изначально обладал несколькими братскими корпусами и каменным храмом. В Белом скиту действуют особенно строгие правила — для женщин-паломниц вход сюда практически воспрещен, посетить территорию скита можно только в день Всех Святых во время крестного хода.
Скит Иоанна Предтечи
Скит на Предтеченском острове был построен в 1855 году и в то время представлял собой простую деревянную часовню. В 1858 году на ее месте была возведена деревянная церковь с колоколом, отлитым специально для Валаамского монастыря еще при Борисе Годунове. По состоянию на начало ХХ века в скиту хранились древние кресты XVII и XVIII векоы, а также прах схимонаха Иона, почитаемого на Валааме.
В настоящее время в ските по-прежнему живут монахи. Однако попасть на экскурсию в обитель нельзя — Предтеченский скит полностью закрыт для посещений.
Красный скит
Красный скит, который называют еще Воскресенским или Новоиерусалимским, расположен в южной области острова Валаам. По легенде, именно на этом месте был изначально установлен крест самим апостолом Андреем Первозванным. В 1846 году на месте креста была возведена деревянная часовня, а в начале ХХ века ее сменил двухэтажный храм. Свое неофициальное название, Красный, скит получил за то, что постройки его выполнены из красного кирпича.
Скит Николая Чудотворца
Небольшая обитель на Крестовом острове была построена в середине XIXвека и изначально состояла из церкви Николая Чудотворца и церкви Иоанна Дамаскина. Через несколько лет после постройки были дополнены каменным корпусом с кельями для братьев, также в XIX веке в часовне Николая Чудотворца располагался маяк, в окнах зажигали свет фонаря в особенно темные ночи.
Коневский скит
Коневский скит располагается на острове Коневец на берегу Игуменского озера. Освящение обители состоялось в 1870 году, но в середине XX века при советской власти скит был разобран. В 2004 году его восстановили и освятили заново. Скит известен тем, что неподалеку от него в прежние времена находилась келья игумена Дамаскина — настоятеля монастыря в период с 1839 по 1881 год, внесшего большой вклад в развитие и процветание Валаама.
Гефсиманский скит
Гефсиманский, или Желтый, скит располагается неподалеку от горы Елеон и включает в себя Вознесенскую часовню, часовню «Моление о чаше» и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Основан скит был в начале ХХ века, в годы советской власти довольно сильно пострадал, на территории обители до сих пор ведутся реставрационные работы. Заново освящен скит был в 1998 году.
Скиты
В начале ХХ века Валаамский монастырь включал в себя 13 скитов. Они располагались в разных частях архипелага и за его пределами. На сегодня восстановлено 11 скитов. Каждый уникален, по-своему интересен, все радуют путешественников гармонией и красотой. Вот список скитов и некоторые особенности каждого:
— скит во имя святителя Николая Чудотворца (Никольский) — здесь в XIX веке была таможня, досматривались корабли и лодки. Никольский храм возвели в середине XIX века. К 2007 году храм был отреставрирован, иконы для иконостаса написаны новые, так как аутентичные были вывезены в 1940 году в Финляндию, где и хранятся в Ново-Валаамском монастыре;
— скит во имя Всех Святых — самый древний за пределами монастыря, вокруг него разбит красивый сад, здесь, по преданию, в XV веке жил какое-то время преподобный Александр Свирский (1448–1533); скит основан в конце XVIII века игуменом Назарием;
Вход в скит для мужчин ограничен (пятница — день молчания), для женщин — закрыт. Для всех без исключения гостей скит открывается только один раз в году — в свой престольный праздник, день Всех Святых;
— скит во имя пророка Илии (Ильинский) — основан игуменом Дамаскином (Кононовым) (1795–1881), скит дал название острову — Ильинский, в пятидесятые годы ХХ века был полностью уничтожен, в 2006 году восстановлен.
Посещение скита — только по благословению игумена обители;
— скит во имя преподобного Александра Свирского (Святоостровский) — находится на уединенном Святом острове, на самом севере архипелага. Здесь 500 лет назад жил в уединении монах Александр Свирский. Сохранилась его пещера и поклонный крест перед ней. В середине XIX века игумен Дамаскин основал на острове скит;
— Воскресенский (Новоиерусалимский) скит — построен в 1901–1906 годах на вершине холма над Большой Никоновской бухтой, центр скита — двухэтажная церковь. Верхний храм — Воскресения Христова, нижний — апостола Андрея Первозванного. В восточной части нижнего храма устроено подобие иерусалимской пещеры Гроба Господня. Храм Воскресенского скита является смысловым и архитектурным центром валаамского Нового Иерусалима;
— Гефсиманский скит — построен в 1911 году игуменом Маврикием как продолжение валаамского Нового Иерусалима. Вместо оливковых деревьев, роща которых носит в Палестине название Гефсиманского сада, на Валааме были высажены многочисленные кусты сирени, шиповника, чубушника, спиреи. Посреди этого сада расположена церковь Успения Пресвятой Богородицы, внутреннее убранство которой выполнено из кипариса;
— скит во имя Коневской иконы Божией Матери (Коневский) — выстроен в XIX веке на берегах Коневских (Игуменских) озер, восстановлен с нуля в 2004 году. Здесь хранится список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери. В этих местах жил около шести лет в отшельничестве монах Дамаскин (Кононов), которому было суждено стать самым знаменитым игуменом Валаамского монастыря, возглавлявшим обитель 42 года. Именно по благословению игумена Дамаскина на этом месте был построен скит — самый маленький на Валааме. Число его братии никогда не превышало трех человек;
— скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский) — построен к лету 1917 года по просьбе великого князя Николая Николаевича Романова, верховного главнокомандующего Русской армией в начале Первой мировой войны, по проекту его родного брата — Петра. По замыслу великих князей, братия Смоленского скита должна была круглый год молиться об упокоении душ русских воинов, на поле брани живот свой положивших. Этот храм стал одним из самых последних, построенных в Российской империи;
— Свято-Владимирский скит — новый, возведен в XXI веке, в своем архитектурно-стилистическом решении продолжает линию русского модерна, с ориентацией на псковско-новгородские храмы. Центр скита — церковь святого равноапостольного князя Владимира с приделами с честь Покрова Божией Матери и Всех Русских Святых. Здесь находятся личные покои Патриарха Всея Руси, Музей истории обители и валаамская иконописная мастерская.
3
Смоленский скит
Смоленский скит был основан непосредственно перед началом революции. Он расположился на небольшом острове Бобылек, и его главный храм был посвящен всем военным, которые погибли во время боевых действий Первой Мировой. Автором проекта был сам Великий князь Петр Николаевич. Своим названием скит обязан часовне, которая стояла на его месте ранее.
Скит необычен тем, что оставался необитаемым до конца первой половины прошлого века. Единственный человек, живший в нем, это личный духовник князя, который каждый день проводил молебны за погибших.
После Второй Мировой скит долгое время не использовался и сильно пострадал. На данный момент практически закончена реставрация всех его зданий, проводятся работы по восстановлению исторических росписей и иконостаса.
Где находится Валаам
Остров Валаам является частью одноимённого архипелага, расположенного на Ладожском озере в 20 километрах от материка. Территория заповедника входит в состав Сортавальского района республики Карелии. Многочисленные громадные каменные мысы, покрытые ельником, образуют красивые бухты, заливы, проливы и внутренние озёра.
Сплошные ряды величественных и тонких сосен с пышными кронами, а также гряды гладких валунов безмолвно встречают пассажирские и монастырские корабли, причаливающие к берегу. Между островом и ближайшими населёнными пунктами, которыми являются Сортавала и Приозёрск, налажено водное сообщение. Также сюда совершаются круизные водные маршруты из Северной столицы России — Санкт-Петербурга.
Описание острова Валаам
Отдых в Карелии немыслим без посещения Валаама. Это уникальный заповедник, природа которого представлена множеством отвесных скал, живописными бухтами и хвойным лесом, возраст которого насчитывает несколько сотен лет. Кроме того, на острове есть множество внутренних озер. Летом на Валааме можно наблюдать белые ночи – самая короткая из них длится примерно 3 часа 40 минут.
Рукотворные достопримечательности острова включают в себя знаменитый Валаамский (или Свято-Преображенский) монастырь, полностью перестроенный в 19 веке, небольшие церкви, монашеские скиты, каменные кресты и часовни. Также на острове есть монашеская ферма, рынок сувениров, краеведческий музей и несколько гостиниц.
На Валааме проживает около 200 человек, однако, большая часть из них – монахи. Туристы в большом количестве прибывают на остров в конце весны – начале лета, остальное время заповедник представляет собой довольно тихое место. Зимой доступа к острову и вовсе нет.
Важно! На острове Валаам запрещено собирать ягоды и грибы. Также нельзя разводить костры вне специальных палаточных стоянок.. Ниже приведена карта острова Валаама с главными достопримечательностями
Ниже приведена карта острова Валаама с главными достопримечательностями.
Путь из Лахденпохьи
Еще один способ — приехать в карельский город Лахденпохья, расположенный в 40 километрах от острова. Отсюда вы сразу сориентируетесь, где находится на карте Валаам, и сможете зафрахтовать катер на несколько человек.
Так, стоимость экскурсии составит 25 000 рублей с группы численностью не более семи человек. Сюда включен трансфер (вы доедете до острова за 40 минут), не менее шести часов пребывания на самом Валааме. В среднем выходит по три с половиной тысячи рублей с каждого.
Учитывая, что состав таких групп небольшой, можно рассмотреть варианты расширения и изменения маршрута, включая туда другие острова и привлекательные для вас места за отдельную плату. Например, при желании вы можете заехать на остров Путсаари, где находится один из знаменитых скитов Валаамского монастыря, заказать дополнительную экскурсию по Ладожским шхерам.
Как попасть на Валаам зимой
Как добраться до Валаама в мае и в летние месяцы — вопрос, не представляющий сложностей. В хорошую погоду водный транспорт курсирует ежедневно, и возможная задержка в Приозерске или Сортавале составит не более дня. Зимой Ладожское озеро замерзает, однако возможность попасть на священный остров все равно сохраняется. Между берегом и Валаамом регулярно курсируют суда на воздушных подушках — при незначительных снеговых заносах на льду озера они разгоняются до 100 км в час и помогают добраться до Валаама очень быстро.
Сложнее всего попасть на Валаам осенью и в весенний период, когда на Ладожском озере часто бушуют шторма или начинается движение льдов. В это время сообщение с островом может временно прекращаться на несколько дней.
Важно! Попасть зимой на священный остров можно, однако в целом в холодное время года Валаам не очень популярен у туристов. Большая часть построек Валаамского монастыря не отапливается и закрыта для посещения, под снегом скрыты от глаз и многие другие достопримечательности острова.
Советы туристу
Впервые попавшему на остров туристу могут пригодиться советы “бывалых” путешественников:
- на острове обитает большое количество змей, поэтому необходимо быть очень осторожным. Это особенно касается тех, кто решит переночевать в Валааме в палаточном лагере;
- выбирать удобную обувь, ибо ходить по окрестностям придется много, а альтернативы в виде транспорта на острове не предусмотрено;
- обращаться к духовным лицам не иначе, как “отче” или “отец”;
- не забывать про воду и еду – хоть на острове есть гостиницы, но здесь не встретишь на каждом шагу ларек, где можно приобрести все необходимое. Поэтому провизией лучше запасаться заранее;
- проложить маршрут заранее, чтобы не беспокоить братию ненужными вопросами.
Кроме того, существуют правила посещения острова:
- открытые и пляжные одеяния под запретом – в том числе, и шорты, и короткие юбки;
- женщины впускаются в церкви исключительно в платке и в юбке (во многих церквях они выдаются на входе), а мужчины – без головных уборов;
- запрещено употребление алкогольных напитков и наркотических средств на территории острова, а также находиться в состоянии опьянения любого вида. Также на острове запрещено курить;
- запрещено громко смеяться, кричать, разговаривать, петь, включать музыку и использовать другую “шумную” аппаратуру. Необходимо соблюдать тишину;
- нельзя приезжать с домашними животными;
- запрещено фотографировать или снимать любое духовное действо без разрешения. Во многих храмах и скитах фотосъемка запрещена категорически;
- нельзя наносить ущерб флоре и фауне, а также объектам культурного и религиозного значения.
На острове живут настоящие монахи, которые исполняют свой духовный долг, поэтому миссия приезжающих сюда туристов заключается в том, чтобы ни в коем случае не потревожить их покой.
Война Финляндии с СССР
В 1939 году началась война Финляндии с Советским Союзом. Братья монастыря жили на Валааме почти до конца этой первой войны. Но самых старых братьев эвакуировали в январе 1940 года. Полностью покинуть остров братья должны были 13 марта. После русской революции, когда Финляндия получила независимость некоторые монахи монастыря на Ладоге, находились в Москве и Санкт-Петербурге на монастырском подворье. Те, у кого были финские паспорта, смогли вернуться в Финляндию. А многие из тех, кто вынужден был остаться, были убиты. Они и стали новыми мучениками Валаама.
Покидая обитель, братия выносила с собой иконы, богослужебное облачение, коллекцию живописи и главную библиотеку, в которой насчитывалось около 20000 книг.
Все понимали, что зимняя война, лишь увертюра грядущей битве.
Что посмотреть на Валааме
Валаамский архипелаг находится в северной части Ладожского озера и состоит более чем из 50 островов. Самый посещаемый, это, конечно, Валаам, место расположения Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Природа этих островов удивительна, несмотря на то, что климат довольно суров. Даже летом температура не превышает 17-19С?, а холодные ветра Ладожского озера заставляют съежиться и потеплее закутаться в ветровку.
Но иногда в самых суровых условиях расцветают самые прекрасные цветы.
Отвесные скалы с соснами, некоторым из которых больше 300 лет, бухты и озера — суровая и прекрасная природа Валаама привлекала талантливейших художников России — Рериха, Айвазовского, Шишкина.
Сегодня в монастыре продолжаются реставрационные работы, но все же он является действующим. Проводятся все службы. На территории обители проживают более двухсот насельников.
Первое, что встречает туристов на монастырском причале по прибытии на остров — это часовня иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Недалеко от нее расположен домик начальникам причала, а за ним — монастырские сады и огороды. Природный климат на Валааме довольно суров, но при этом братия выращивает клубнику, яблони, сливы, груши и даже розы. Всего на острове три сада: Верхний, Средний и Нижний. При этом яблонь в них более 2000. Знамениты они и «Аптекарским огородом», который рекомендовал монахам еще Петр I, из это «огорода» и вырос со временем Верхний сад. Землю свозили на Валаам с материка, каждый паломник знал, что лучший подарок монастырю — мешок земли.
Непосредственно перед монастырем находится Знаменская, или как ее называют, Царская часовня. Она установлена в 1858 г. в честь посещения Валаама императором Александром II с семейством. Внутри нее находится очень красивая мозаичная икона «Знамение Божьей Матери».
Далее путешественники входят в монастырь.
Стоит упомянуть о правилах посещения монастыря. Женщинам нельзя носить на территории монастыря шорты, брюки, мини-юбки, декольте, прозрачные вещи. Головной убор обязателен. Мужчинам нельзя шорты, майки, головной убор, также не приветствуются спортивные костюмы. Как говориться в чужой монастырь, со своим уставом…
Вокруг монастыря находится несколько зданий. В них проживают миряне: трудники, волонтеры. Все они трудятся на территории монастыря бесплатно. Проживание и питание им обеспечено. Здесь же есть гостиница для паломников и трапезная. Здесь их две — одна братская другая для паломников.
Именно в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре находится известная и почитаемая «Икона Валаамской Божьей Матери». С ее обретением связана удивительная история. В 1897 г. в монастыре появилась питерская паломница Наталья Андреева, которая страдала застарелой болезнью ног. Она и рассказала старцам о том, что во сне ей явилась Божья Матерь, которая поведала о своем образе в стенах храма. Ориентируясь по сну паломницы, старцы действительно нашли икону, в кладовой за церковной утварью. После чудесного обретения иконы Наталья Андреева исцелилась. В 1940 г. с приходом советской власти монахи увезли икону в Финляндию, где она и находится по сей день в Ново-Валаамском монастыре. На Валааме же в России есть ее список (копия).
С острова Валаама на остров Никольский проложены деревянные сходни, пройдя по ним перед туристами открываются Никольский скит — одна из красивейших церквей всего храмового комплекса. К сожалению, он был сильно разрушен в советский период, но в 1983 г. начались восстановительные работы, а в 1989 г. — скит был возвращен церкви.
Путешественники могут осмотреть и другие скиты, однако, не все они открыты к посещению. В некоторые запрещен вход женщинам, а некоторые не допускают в свою внутреннюю жизнь мирян вообще. Например, Герсифманский (Желтый) скит, где на входе висят красноречивые объявления «Прятаться от дождя на крыльце храма не разрешается», «Просьба не беспокоить братию», «Посторонним вход воспрещен».
В разных местах архипелага сохранились подземные казематы и орудийные позиции — это линия Маннергейма, используемая во времена русско- финской войны. Любопытствующие могут осмотреть прорубленный в скале тайный спуск к Ладоге, а также башню наведения высотой в 22 метра. Оттуда, кстати, открывается потрясающий вид. Окопы, буквально, «вырытые в камнях» тоже весьма впечатляют.
Красивейший северный заповедник, уникальный монастырский комплекс, место исторических событий — все это Валаам
Неважно, с какой целью приезжают сюда туристы, каждый из них увозит с собой частичку покоя и чистоты этого места. «Обитель неба на земле»
Что еще сказать!
Известное и тайное: все ли можно увидеть?
Путеводители, рассказывающие о том, где находятся достопримечательности Валаама, обычно акцентируют внимание на таинствах местности. И по сей день не удалось восстановить историю архипелага полностью
Принято думать, что ранее местность охранялась святым Андреем Первозванным, именно он, как считается, был первым человеком, вступившим на территорию современного Валаама. С седьмого столетия эти края принадлежали Новгороду, затем некоторое время контролировались шведами, Российской империей, финнами. Окончательно в состав нашей страны участок вошел лишь в 1940 году.
В 1979-м здесь официально открыли заповедник. Именно с этого года Валаам встал доступен для всех желающих. Многие признают, что невозможно увидеть все любопытные точки архипелага за сутки. Планируя поездку сюда, лучше выделить на нее несколько дней. Впрочем, в первозданном виде до наших дней дошло лишь немного сооружений, прочие – реконструкции, восстановленные и перестроенные объекты.
Планируя свое путешествие по Валааму, стоит первым пунктом маршрута обозначить упомянутый выше Спасо-Преображенский монастырь. Прямо из бухты, куда прибывают катера, по построенной лестнице турист поднимается наверх и сразу попадает в монастырь, в пределах которого стоит собор. Не стоит рассчитывать на классические для православных храмов расписные потолки и стены – все это было в советский период закрашено, поскольку во время существования боцманской школы ученики не только обучались, но и постоянно обитали в корпусах монастыря. Участок защищен забором из красного кирпича. Удивительным и великолепным кажется путешественнику величественный собор.
Как попасть?
Чтобы узнать, где находится Валаам, как доехать в эти края, следует ознакомиться со справочниками и путеводителями. Многое зависит от стартовой точки путешественника. Если посещение планирует человек, обитающий вдали от Карелии и Ленинградской области, сперва следует добраться до Санкт-Петербурга либо Петрозаводска. Первый город крупнее, местный аэропорт обслуживает множество внутренних и международных направлений, от второго до Валаама ближе добираться.
Впрочем, в любом случае, приехав в пересадочный пункт, придется сменить вид транспорта на наземный, чтобы добраться до Сортавалы. Относительно Валаама этот город – самый близкий. Из Петербурга сюда регулярно направляется поезд, длительность поездки – около 5,5 часа, цена билета – немногим более 500 руб. Если путешественник прилетел в Петрозаводск, отсюда до Сортавалы можно добраться на автобусе. Есть 12 маршрутов, обслуживающих это направление, длительность путешествия – от четырех часов до семи. Стоимость билета – до 700 рублей.
Владельцам собственной машины можно добраться своими силами. От Петрозаводска до Сортавалы ехать 450 км, в среднем автомобилистам необходимо 3,5 часа на преодоление этого расстояния. В преддверии острова есть платная стоянка, она находится вблизи причала. На ней можно оставить свою машину под охраной до самого момента возвращения.
Паломнические поездки и официальный сайт
Религиозные поездки — новое направление в туристической сфере, востребованное среди паломников. Первостепенной целью путешествий считаются богослужение, молитва и поклонение святым местам.
Причины популярности направления:
- любопытство;
- желание укрепить веру;
- вера в излечение от болезней.
В монастыре активная и современная паломническая служба “Валаамский паломник”, которая сотрудничает с турфирмами Карелии, Москвы и Санкт-Петербурга.
У древнего храма есть даже собственное мобильное приложение и
сайт.
Паломники при посещении святого острова:
- участвуют в религиозных обрядах;
- общаются с монахами и священниками;
- получают благословение.
Путешествие в Карелию
Тур в Карелию из Москвы на Валаам охотно предложат многочисленные туристические бюро. По вашему желанию можно выбрать продолжительность поездки от двух до восемнадцати дней. В Карелию на Валаам туры осуществляются круглогодично. В летний период можно кроме достопримечательностей насладиться романтикой белых ночей. Если еще прибавить рыбалку и прогулки в окружении первозданной природы, то отпуск, несомненно, будет запоминающимся и удачным. Отдых в Карелии на Валааме, в стране лесов и озер, позволит полностью отключиться от напряженной жизни мегаполиса, насладиться тишиной и покоем.
Зимой, в особенности в новогодние каникулы, приятно побаловать ребенка знакомством с чукотскими ездовыми собаками: сибирскими хасками с голубыми глазами, аляскинскими маламутами, таймырскими ездовыми. Погонщики научат запрягать собак в санки. А как интересно прокатиться по двухкилометровой трассе на собаках известного путешественника Федора Конюхова! Для них это просто. Ведь они прошли с ним сложнейший путь от Северного Полюса до Канады по арктическому льду. Затем вас пригласят попить горячего чая в чуме, поесть ухи из красной рыбы. На следующий день вас окружат весёлые гномы, поделят группу на команды и начнут соревнования. И это далеко не всё, что вам предложат! Появится и Дед Мороз.
История Валаамского монастыря
Точная дата заложения Валаамского монастыря остается неизвестной — одни источники относят основание обители к Х веку, согласно другим, монастырь был основан в XIV столетии. Официально принято считать началом отсчета истории обители 1407 год, а ее основателями — паломников Германа и Сергия.
Основной расцвет монастырь пережил в XV-XVI веках, когда на его территории проживало около 600 монахов. В начале XVII столетия Валаам оказался в упадке, в этот период остров отошел под владение Швеции, вследствие чего монастырь был сильно разорен. После Северной войны остров вернулся в границы России, и по указу Петра I в 1715 году началось восстановление обители.
В 1730 году был возведен деревянный Успенский собор, однако простоял он недолго, пожар 1754 года уничтожил почти все постройки. Очередному восстановлению обители способствовала уже императрица Елизавета. В 1774 году был возведен собор Преображения Господня, Успенская и Никольская церкви, а также келейные здания. Еще через 10 лет при игумене Назарии началось каменное строительство на территории монастыря.
С началом XIX века на Валаам снова пришел расцвет, на территории велась активная застройка, часть которой сохранилась до наших дней. В 1839 году настоятелем обители стал знаменитый игумен Дамаскин, внесший огромный вклад в архитектурное развитие монастыря. Дамаскин не только инициировал строительство новых соборов и церквей, но поспособствовал возрождению классических монашеских традиций в обители. Снова было возвращено старчество, стал гораздо более строгим устав обители, возросла ее известность.
В конце XIX века число насельников обители составило около 1000, также наметилась тенденция присвоения окрестностям храма названий из Нового завета. Духовенство рассчитывало, что вскоре Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь сможет стать новым Иерусалимом.
В ХХ веке на Валаам пришли непростые времена. После революции монастырь не был закрыт, поскольку находился на территории не России, а Финляндии. Однако изменения все равно настали, поскольку православные верующие в лютеранской Финляндии были в меньшинстве, в 1923 году монастырь был дерусифицирован. Богослужения в нем стали проходить на финском языке, на территории обители разместились оборонительные сооружения на случай войны с Советским Союзом. Монастырь был вынужден перейти на григорианское летосчисление, многие иноки покинули обитель. В период финско-советской войны исход иноков из Валаамского монастыря усилился — монахи уходили в Финляндию и впоследствии основали там Ново-Валаамский монастырь.
В 30-е годы в обители оставалось всего около 400 монахов, терпевших нищету и голод. В 1940 году уже после возвращения во владение СССР монастырь был окончательно закрыт, и на территории обители разместилось военно-морское училище. В 1950 году территорию обители отдали под дом инвалидов, а в 1979 году на Валааме был открыт музей-заповедник.
Возрождение монастыря началось только в 1989 году, Православная церковь снова получила в свое владение большую часть монастырских зданий. В декабре 1989 года на острове поселилось 6 монахов, старавшихся возродить традиции и обычаи Валаама, а в 1994 году произошло новое освящение обители.
Как самостоятельно добраться на Валаам
До Валаама проще и ближе всего добраться из города Сортавала. Сделать это можно на «Метеоре», который отправляется от городского причала, время отправления: 9:00, 11:00 и 13:00; время в пути до Валаама на «Метеоре» — около 50 мин. Назад в Сортавала «Метеор» отправляется в 13:00, 15:00 и 17:00. Можно отправиться на Валаам и на теплоходе, но это немного дольше (порядка 2-3 ч.), зато появляется возможность увидеть острова-шхеры Ладоги, т.к. скорость движения судна это позволяет. Расписание может измениться, если наступит ненастная погода или не наберётся недостаточное количество пассажиров. Добраться до Валаама можно также из Санкт-Петербурга и Приозёрска, однако увеличивается время в пути. Прокладывая туристический маршрут по острову, следует учесть его довольно большие размеры. «Метеоры» прибывают в Монастырскую бухту. Оттуда совсем недалеко до мужского Спасо-Преображенского монастыря. До скита Всех Святых, удалённого от монастыря, можно добраться на автомобильном транспорте, поскольку на Валааме есть и такси, и автобусы, и маршрутные такси. Называются они очень интересно «Валаамское такси» и «Монастырская маршрутка». Можно на острове и остановиться на ненесколько дней. Наиболее доступна гостиница «Игуменская», а также теплоход «Адмирал Кузнецов», используемый в качестве гостиницы.
Валаам не оставит равнодушным никого. Это место свято не только для христиан, но и для всех, кто искренне восхищается трудами людей, преобразующих суровую северную землю в райское место на земле, а также для тех, кто ищет первозданную нетронутую красоту. Камни и сосны, охватившие их своими цепкими корнями, мхи и яблони, прекрасное величественное озеро с летающими над ним чайками надолго запомнятся всем, кто посетил Северный Афон, как нередко называют Валаам.
Небольшой островок Дивный, который лежит к югу от святого острова Валаам, является частью Валаамского архипелага и административно относится к Сортавальскому району Республики Карелия. Объяснения происхождения названия острова очень разные. По одной из версий, своё говорящее название остров получил в силу того, что он был «предивно» устроен. Согласно старинным записям, остров подобен строгой и неприступной крепости, гордо возвышающейся посреди спокойных вод.
Иногда остров называют по-другому — Девичий, но это, по-видимому, результат неточного перевода с финского языка. Поскольку этот регион обследован был ещё в начале прошлого века Николаем Рерихом, то и этот остров прославился благодаря его исследованиям.
Художник и учёный утверждал, что на острове находится языческое капище. И в самом деле, на плоской вершине острова, заросшей буйной травой, можно разглядеть каменный круг-кромлех, посреди которого в XV веке монахи Валаамского монастыря поставили крест. Этим можно объяснить и происхождение названия острова.
Возможно, здесь наблюдали в старину дивные, чудные явления, связанные с наличием языческого капища. А возможно, название — память о «дивьих людях», что жили на острове под землей. У саамов, финнов, карелов, да и в русских народных преданиях часто встречается упоминание о таком народе. Даже в наше время некоторые туристы, заночевавшие на острове, разведя костёр, приманивали на его свет хранителя кромлеха, чей визит оставлял у них тяжёлое ощущение.
Любителям военной истории наверняка приглянётся ещё один остров Валаамского архипелага, он даже называется Оборонный (Сухой). Когда-то тут была линия финской обороны, поэтому до сих пор здесь можно увидеть финские доты, фортификационные укрепления, стрелковые ячейки. Сохранились и казармы, и ходы, прорубленные в скалах.
Хейнявеси Финляндия
В тихом местечке Хейнявеси, что в глубине Финляндии, братьям приглянулась небольшая усадьба.
Они видели три хороших знака. Во-первых, коровник был с такими же коровами, как и на Ладожском Валааме. Потом они осмотрели имение. Внутри братия нашла маленькую икону преподобных Сергия и Германа Валаамских. Еще был и третий признак. Когда они пытались уехать из этого имения, машина останавливалась три раза. Братия поняла, что именно это имение надо купить. Это были хорошие знаки.
До революции Валаам для Петербурга был монашеским маяком. И воспоминания всех, кто отправлялся с Калашниковской набережной – это воспоминая о паломниках. Говорили, что паломник – это человек, переживший смерть при жизни. Ладожское озеро настолько опасно и огромно, что его надо не только переплыть. Это путь к святыне. Его надо пройти. И когда появлялся в дали неожиданно Никольский скит, с его храмом-маяком, это было пристанище.
В старину остров Валаам был местом языческих капищ. И камни алтарей не раз орошались кровью человеческих жертв, брызгая ею в глаза богомольцев. Не случайно на Валааме говорили, что здесь на каждый камень слеза пролилась и под каждым деревом молитвы возносились.
Судьба Валаама начинается с того, что он становится миссионером на крайних северных землях Руси. Это не только политический форпост, это духовных форпост. Его основали по приданию греческие монахи. И то, что они поддерживали отношения с Великим Новгородом, и именно под их влиянием в Великом Новгороде развивались и церковные школы, и церковная письменность.