Откуда появляется ветер
Содержание:
- Горно-долинные и прочие местные ветры
- Как просто определить с какой стороны дует ветер
- Виды, их преимущества и недостатки
- Глобальные явления
- Ход образовательной деятельности
- Когда начинает дуть ветер перемен?
- Подписи к слайдам:
- Чем характеризуется ветер
- Существующие названия
- Ветровые электростанции преимущества и недостатки
- Связь ветра, атмосферного давления и аппетита рыбы
- Таблица Бофорта по состоянию моря
- Слишком высокие
- Беззащитные жертвы жестокого бога Хуракана
Горно-долинные и прочие местные ветры
Сходными с бризами по периодичности и причинам возникновения, а также со стоковыми ветрами, являются ветры. Днем они дуют с равнины или с моря в долины, где поднимаются по склонам гор, приводя к образованию облаков на их склонах. Ночью они дуют с гор и из долин на равнину или на море. Скорость горно-долинных ветров может достигать 10 м/с. Из космоса они отображаются наилучшим способом на радиолокационных изображениях (рис. 26-30).
Ветры горных проходов – нисходящие, довольно жестокие ветры, возникающие в узкостях горных стран (рис. 31); скорость ветра в них часто определяется общей синоптической обстановкой. На территории бывшего СССР известны: евгей, кастек, урсатьевский, кулусуктайский, чиликский ветер… Ветры горных проходов встречаются практически во всех горных районах и играют важную роль в формировании климата и погоды той или иной территории (рис. 32).
Шквалы. Неожиданные кратковременные усиления ветра до значений намного превышающих величину градиентного ветра называются шквалами (Стехновский и др., 1971). Шквалы бывают внутримассовые, возникающие в теплой неустойчивой влажной массе, и фронтальные, связанные с прохождением холодного фронта. Большинство шквалов связано с развитием и прохождением мощных кучево-дождевых облаков с ливневым дождем и градом, и часто сопровождаются грозой. Гряды кучево-дождевых облаков формируются в предфронтальных зонах конвергенции, где и создаются линии шквалов. Ветер при шквалах внезапно усиливается до 20 м/с и более; нередко отмечаются порывы до 30-40 м/с. Направление ветра претерпевает резкие изменения, атмосферное давление резко возрастает в связи с интенсивным выпадением осадков, а затем снова падает. Шквал обусловлен тем, что в передней части (на периферии) кучево-дождевого облака возникают восходящие движения относительного теплого воздуха, а в тыловой (центральной) – нисходящие относительно холодного воздуха в зоне ливневых осадков. В итоге это приводит к образованию мощного вихря (открытой циркуляционной ячейки) с горизонтальной осью.
Рис. 26. Катабатический ветер у побережья Калабрии (южная Италия) на радиолокационном изображении спутника ERS-1 (20.02.1995, 21:13 UTC) (http://www.ifm.uni-hamburg.de/ers-sar/Sdata/atmospheric/katwinds/188390783ERS1.html). ESA
Рис. 27. Горно-долинный ветер у побережья Краснодарского края (Черное море) на радиолокационном изображении спутника ERS-2 (8.09.2004, 19:36 UTC). ESA
Рис. 28. Горно-долинный ветер у побережья Краснодарского края (Черное море) на радиолокационном изображении спутника Envisat (9.07.2007, 19:10 UTC). ESA
Рис. 29. Горно-долинный ветер у побережья Турции (Черное море) на радиолокационном изображении спутника ERS-1 (29.06.1994, 20:08 UTC) (http://www.ifm.uni-hamburg.de/ers-sar/Sdata/atmospheric/katwinds/158820819ERS1.html). ESA
Рис. 30. Разнонаправленные горно-долинные ветры на оз. Байкал, дующие с противоположных берегов, на радиолокационном изображении спутника Envisat (17.11.2005, 03:13 UTC). ESA
Рис. 31. Схема возникновения ветров горных проходов. The COMET Program
Рис. 32. Местный ветер (ветер горных проходов) у западного побережья о. Тайвань на радиолокационном изображении спутника ERS-1 (16.02.1996, 02:29 UTC) (http://www.ifm.uni-hamburg.de/ers-sar/Sdata/atmospheric/coastwinds/taiwan/239963159ERS1.html). ESA
Рис. 33. Локальны поле ветра у о. Тенерифе (Канарские о-ва) на радиолокационном изображении спутника ERS-1 (4.05.1995, 11:42 UTC) (http://www.ifm.uni-hamburg.de/ers-sar/Sdata/atmospheric/coastwinds/canary/198793033ERS1.html). ESA
Как просто определить с какой стороны дует ветер
Иногда возникает необходимость в таких знаниях. Когда нужно быстро узнать, куда дует ветер, а под рукой нет телефона с Интернетом, флюгера и т. д, можно воспользоваться этими простыми способами:
- Палец. Его нужно каким-нибудь образом смочить и вертикально поднять. С той стороны, с которой дует ветер, вы почувствуете небольшой холодок на пальце, кроме того, с этой стороны он быстрее высохнет.
- Пар или дым. Если недалеко идет дым или пар (жарят шашлыки, зимой дыхание, которое выделяет влагу и превращается в пар), то по его направлению и дует ветер.
- При достаточно сильном ветре можно воспользоваться какой-нибудь легкой тканевой вещичкой, кепкой, платком, и они сработают наподобие флюгера или ветроуказателя.
- Или можно просто посмотреть на растения или облака. Облака двигаются по направлению ветра, а растения, например листочки на деревьях, колышутся в сторону его дуновения. Находясь у водоема, можно взглянуть на направление ряби или волн.
Виды, их преимущества и недостатки
Классификация ветряных электростанций основана наследующих критериях.
- Количество лопастей. В настоящее время в продаже можно встретить однолопастной, малолопастной, многолопастной ветряки. Чем меньше лопастей у генератора, тем выше будут обороты его двигателя.
- Показатель номинальной мощности. Бытовые станции вырабатывают до 15 кВт, полупромышленные – до 100, а промышленные – более 100 кВт.
- Направление оси. Ветрогенераторы могут быть как вертикальными, так и горизонтальными, у каждого из видов есть свои плюсы и минусы.
Желающие обзавестись альтернативным источником энергии могут купить ветрогенератор с ротором, кинетический, вихревой, парусный, мобильный.
Также существует классификация генераторов электроэнергии из ветра согласно месту их расположения. На сегодня выделяют 3 типа агрегатов.
- Наземные. Такие ветряки считаются самыми распространенными, их монтируют на холмах, возвышенностях, подготовленных заблаговременно площадках. Монтаж таких установок происходит с использованием дорогой техники, так как элементы конструкций требуется фиксировать на большой высоте.
- Прибрежные станции строят в прибережной части моря, океана. На работу генератора оказывает влияние морской бриз, за счет него роторное устройство производит энергию круглосуточно.
- Шельфовые. Ветрогенераторы данного типа устанавливают в море, обычно на дистанции около 10 метров от берега. Такие устройства создают энергию из регулярного морского ветра. В последующем энергия к берегу попадает по специальному кабелю.
Вертикальные
Вертикальные ветрогенераторы характеризуются вертикальным расположением оси вращения относительно земли. Это устройство, в свою очередь, делится на 3 вида.
С ротором Савоуниса. В составе конструкции имеется несколько полуцилиндрических элементов. Вращение оси агрегата происходит постоянно и не зависит от силы и направления ветра. Преимуществами данного генератора можно назвать высокий уровень технологичности, качественный пусковой крутящий момент, а также способность функционировать даже при незначительной силе ветра. Недостатки устройства: низкоэффективная работа лопастей, потребность в большом количестве материалов в процессе изготовления.
Горизонтальные
Ось горизонтального ротора в данном устройстве располагается параллельно земной поверхности. Они бывают однолопастными, двулопастными, трехлопастными, а также многолопастными, в которых количество лопастей достигает 50 штук. Преимуществами данного вида ветрогенератора является высокий КПД. Недостатки агрегата заключаются в следующем:
- необходимость в ориентации согласно направлению потоков воздуха;
- надобности монтажа высоких конструкций – чем выше установка, тем она будет мощнее;
- необходимости в устройстве фундамента для последующего монтажа мачты (это способствует увеличению стоимости процесса);
- высокой шумности;
- опасности для пролетающих мимо птиц.
Лопастные
Лопастные генераторы энергии имеют вид пропеллера. В данном случае лопасти принимают энергию потока воздуха и перерабатывают ее во вращательное движение.
У горизонтальных ветрогенераторов имеются крыльчатки с лопастями, которых может быть определенное количество. Обычно их 3 штуки. В зависимости от количества лопастей, мощность устройства может как увеличиваться, так и снижаться. Явным преимуществом данного вида ветряка является равномерность распределения нагрузок на опорный подшипник. Недостаток агрегата состоит в том, что для установки такой конструкции требуется много дополнительных материалов и трудовых затрат.
Турбинные
Турбинные ветрогенераторы в настоящее время считаются наиболее эффективными. Причиной этого является оптимальное сочетание лопастных площадей с их конфигурацией. Преимуществами безлопастной конструкции можно назвать высокий уровень КПД, низкую шумность, что вызвано небольшими габаритами устройства. Ко всему прочему данные агрегаты не разрушаются при сильном ветре и не создают опасности для окружающих и птиц.
Ветряк турбинного типа используют в городах и поселках, с его помощью можно обеспечить освещением частный дом и дачу. Недостатков у такого генератора практически не имеется.
Глобальные явления
Каждому району планеты свойственны определённые воздушные потоки, которые имеют своё направление движения. В районах северного и южного полюса обычно преобладают ветры, дующие в восточном направлении. А вот западные ветры обычно свойственны умеренным широтам. Для тропиков также характерно восточное направление ветра.
В субтропиках преобладает область затишья, как и в Заполярье. Поскольку в отличие от всей остальной площади земной поверхности, воздух в этих зонах движется вертикально, а не горизонтально. Именно по этой причине для субтропиков характерно наличие зон, обладающих высокой влажностью. В тропической части, ближе к экватору, начинают дуть пассаты в западном направлении.
Ход образовательной деятельности
В-ль: Итак, ребята, как вы думаете, что такое ветер? (Ответы детей предлагать начинать со слов: — Я думаю, — я предполагаю). Получается, что ветер – это движение воздуха или это действительно какая-то волшебная сила? Предлагаю проверить это экспериментальным путем и приглашаю вас в нашу лабораторию.
Эксперимент «Ветер в бутылке».Пояснение воспитателя: У нас имеются емкости с теплой и холодной водой. Вот бутылки, что в них находится? (воздух) Он какой? Работа с пиктограммами. Вы уже знаете, что воздух без цвета, без запаха, имеет вес, бывает теплый и холодный. Посмотрите, в шарике воздух есть? Ставим бутылки в теплую воду, что происходит с воздухом в бутылках? (Становится теплее) Шарик поднялся за счет чего? (Воздух начал двигаться и заполнил шарик) Потому что теплый воздух легче он поднимается вверх. Шарик держит воздух. Теперь опускаем бутылки в холодную воду, что происходит? Почему шарик сдулся? (Воздух остыл и опустился на дно бутылочек).В-ль: Значит, какой мы можем сделать вывод? Движение теплого воздуха вверх (воспитатель жестикуляцией по бутылке показывает, как воздух поднимается и опускается) и холодного вниз и образует ветер. Вы почувствовали его? У нас движение было слабым, поэтому такой ветер как можно назвать? (ветерок) Какой он? Упражнение на обогащение детей словами признаками.
Ветерок – тихий, приветливый, нежный, легкий, бесшумный, ласкающий.
В-ль: А если движение воздуха на поверхности земли будет более быстрое, то какой это ветер, по-вашему мнению? Ветрище — быстрый, порывистый, пронзительный, лютый, резкий, свирепый.
В-ль: Действительно, какой разный может быть ветер. А я предлагаю вам почувствовать разные ветра на себе. Но ветерками мы будем разными, поможет нам в этом музыка и шарфики. Разбирайте и слушайте.
Этюд «Южный ветер» Подул ласковый, теплый, южный ветер. Танец ветра легкий и приятный. Дети словно подставляют лицо ветру, приподняв подбородок. Руки плавно поднимаются снизу вверх, движение тела легкие, плавные. Губы имитируют легкое дуновение ветра.
Этюд «Северный ветер» Подул холодный северный ветер, он пронизывает нас насквозь. Мы идем, пригибаясь, так как он сбивает нас ног. Танец северного ветра быстр и порывист. Щеки надуваются, струя воздуха сильная и порывистая. Идем, пригнувшись, прижав руки к груди. Дети кружатся, подняв руки вверх и вправо-влево. Этюд «Ураган» (Голос усиливается) Поднялся ураганный ветер, он гнет стволы деревьев, вырывает их из земли. Дети выдыхают сильную струю воздуха. Кружатся, нагибаются вперед, назад, поднимают руки.
Но все-таки у ветра есть и хорошие дела. Ребята, подумайте, а какие добрые дела может совершать ветер?Начинайте свое предложение так: — Я знаю. Подсказки найдете на картинках.
Работа с опорными картинками. Облака, дерево, одуванчик, парусник, лицо.В-ль: Люди дружат с ветром и на его основе создали, изобрели полезные приборы. Назовите их. (пылесос, фен, веер и т. д.) Я знаю очень удивительное изобретение – веер. Еще с давних времен веером пользовались знатные дамы, находясь в театре, либо прогуливаясь в парке, освежали свое лицо дуновением ветра от веера. А мужчины охлаждали себя шляпами. Желаете ощутить этот ветерок?
КРД «Веер, веерок»
Веер, веер, веерок (Раскрывают перед собой веер двумя руками) Помаши смелей, дружок (Двумя руками машут ритмично перед лицом) Справа, слева Справа, слева. (Правой рукой машут то справа, то слева от лица) Чуть потише, (Тихо машут, держа веер горизонтально) Посильнее (Сильно машут). Помаши еще разок (Складывают и раздвигают перед собой горизонтально) Получился ветерок!
В-ль: Но к сожалению, у сильного ветра есть и недобрые дела. Посмотрите.
Мультимедийный показ. Почувствовали силу ветра? Его мощь. Мы сегодня много узнали о ветре. И я думаю, что нашим друзьям из клуба «Почемучки» мы можем дать точный ответ. А помогут нам в этом человечки. Составление стихотворения по Синквейну.В-ль: Они все разные.Самый верхний человечек спрашивает: «О чем мы сегодня говорили?»А вот эти человечки спрашивают у нас: «Какой ветер вам больше всего запомнился?». Посмотрите дальше человечки с ручками и ножками – они двигаются.Они у нас спрашивают: «Что ветер умеет делать?». А теперь нужно сказать, как вы относитесь к ветру, нравится он вам или нет? Посмотрите, а здесь человечки подружились. Как по-другому мы можем назвать ветер? Количество слов подскажет количество человечков.
1. Ветер. 2. Слабый, сильный. 3. Дует, освежает, гонит. 4. Жарким летом люблю прохладный ветерок. 5. Природное явление, движение воздуха.
В-ль: Ребята, да ведь у нас получился ответ нашим друзьям. Я думаю, знатоки оценят его и согласятся с ним, что ветер — это движение воздуха, а не волшебная сила. Пойдем отправлять?
Когда начинает дуть ветер перемен?
Когда задерживаюсь на «лестничной площадке», когда решаю остаться в зоне комфорта, чувствуя тревогу, опасность перед следующим шагом. Эта остановка незаметно превращает мой мир в скучное «все знаю и понимаю, но что-то нерадостно».
Приходят сомнения: «А может, я не так живу? Почему чувствую фальшь в себе, в других? А если кто-то заметит это? Для чего я живу? Нужно жить как все или жить так, как я хочу?» Приходят сожаления: «Столько лет потрачено зря, ведь я не нашла до сих пор свою уникальность
Я не сделала ничего важного и значимого в своей жизни. Молодость прошла, а я упустила столько возможностей»
Приходит чувство бессмысленности существования, растерянность, наконец, страх своего несовершенства.
И в сопротивлении ветру перемен я опустошаюсь, обессиливаю и замораживаюсь, опасаясь сделать шаг в любую сторону.
Подписи к слайдам:
Ветер без крыльев летает Разработала: Баженова И.Н.
Фырчит , рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Тебя с ног сбивает. Слышишь его, Да не видишь его.
Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? Сегодня мы познакомимся со словами, образными названиями ветра. Откройте учебник на с. 34, упр. 1. Прочитаем текст «Ветер, ветер – на всем белом свете». Прочитайте первое предложение. Выпишем слова-названия ветра. Продолжите фразу ……….. – это (синонимы, антонимы). Какую рыбу пригоняют сельдяной, макрельный и сёмужный ветра?
М макрель Мамм сёмга
Как называется американский ветер? Каково лексическое значение этого слова? Как называется холодный ветер на Байкале ? омуль
Найдите прилагательные и глаголы, которые подходят для описания ветра. Прилагательные: сильный, грозный, лёгкий, теплый, мелкий, сердитый, свирепый, пушистый, холодный. Глаголы: поднялся, налетел, закачал, спутал, пробежал, свистит, сыплет, поскрипывает, шумит, падает, задувает .
Ураган — ветер разрушительной силы.
Метель – сильный ветер со снегом
Позёмка – метель без снегопада, во время которой снег переносится ветром по поверхности земли.
Пословицы о ветре.
Придумайте загадки, используя подсказки. 1. …, а не птица, …, а не зверь. 2.Ломает – срывает.
Чем характеризуется ветер
Скорость
Каждый замечал, что ветер дует с различной скоростью. Иногда его нет вовсе, а иногда он настолько сильный, что даже “с ног сбивает”. Скорость ветра может сказать о многом, а в географии для изучения этого параметра используется специальная шкала Бофорта. Она состоит из 12 баллов, где 0 — штиль (ветра нет), а 12 — ураган.
Баллы | Название | Скорость (м/с) | Характеристика |
---|---|---|---|
Штиль | до 0,2 | Дым из труб поднимается прямо вверх | |
1 | Тихий | 0,3-1,5 | Дым из труб имеет легкий наклон в сторону ветра |
2 | Легкий | 1,6-3,3 | Листья на деревьях слабо шевелятся |
3 | Слабый | 3,4-5,4 | Листья на деревьях достаточно сильно шевелятся |
4 | Умеренный | 5,5-7,9 | С земли поднимаются листья, пыль и другие легкие предметы. |
5 | Свежий | 8-10,7 | Тонкие деревья начинают качаться |
6 | Сильный | 10,8-13,8 | Толстые деревья начинают качаться |
7 | Крепкий | 13,9-17,1 | Сгибает стволы деревьев |
8 | Очень крепкий | 17,2-20,7 | На деревьях начинают ломаться ветки |
9 | Шторм | 20,824,4 | У домов отлетают трубы и черепица |
10 | Сильный шторм | 24,5-28,4 | Даже достаточно крупные деревья вырываются с корнем |
11 | Жестокий шторм | 28,5-32,6 | Массовые повреждения |
12 | Ураган | более 32,7 | Массовые разрушения |
Скорость ветра всегда измеряется в метрах в секунду. Если говорить о земной поверхности, то чаще всего ветер здесь дует со скоростью до 8 м/с. Для измерения скорости используется анемометр. Этот прибор устанавливается на высоте 2 метра на открытой местности.
Скорость ветра напрямую зависит от разницы атмосферного давления: чем больше разница, тем ветер дует сильнее. Для понимания того, как в географии это условие отрабатывает на практике, рассмотрим ситуацию когда у нас нет данных о скорости, но есть данные об уровне атмосферного давления в разных регионах:
- НП “1” 770 мм рт ст -> НП ”2” 750 ммрт ст
- НП “1” 770 мм рт ст -> НП ”2” 740 ммрт ст
Из условия выше мы можем посчитать разницу, которая для условия №1 составляет 20 пунктов, а для условия №2 — 30 пунктов. Поэтому только на основе этих данных можно утверждать, что при вторых данных скорость ветра будет выше.
Направление ветра
В географии для определения направления ветра используется прибор флюгер. Главная особенность этого прибора заключается в том, что он устанавливается на открытой местности, и может свободно вращаться на своей оси. В результате, по позиции, которую занимают флюгер можно определить господствующее направление ветра
Обычно флюгер устанавливаются на высоте от 10 до 13 м, и очень важно, чтобы место установки было на открытом пространстве
Если говорить о направлении, то оно определяется по стороне откуда берет начало ветер. Например, если воздушные массы перемещаются с юга на север, можно говорить о южном ветре. Само по себе направление ветра может дать непосредственное знание о погоде, которая может с этим ветром прийти, а также позволяет метеорологом создавать карту розы ветров, чтобы понимать, какое направление движения ветра и воздушных масс является наиболее вероятным в конкретное время года в конкретном регионе. Роза ветров обычно строятся за месяц или больший период времени, а карта выглядит примерно следующим образом.
В одном из следующих материалов мы поговорим о том, что собой представляет роза ветров более подробно, а сейчас можно сказать только то, что этот график показывает доминирование определенного направления ветра. В данном случае мы видим доминирование северного ветра надо южном.
Существующие названия
У местных ветров существуют довольно интересные названия. Например, самум, фён, бриз и другие.
Краткое описание:
- Бризы — теплые, ласковые ветры. Частота их изменчивости составляет 2 раза за сутки. И наблюдаются на границе моря и земли. Днем это освежающие ветра, которые несут свежесть пространства моря. Ночью они уносят весь нагретый воздух с берега. Могут возникать на озерах и водохранилищах.
- Сирокко — это красивое название родом из итальянского языка. Обозначает южный или юго-западный ветер, который дует на севере Африки и над Средиземноморьем.
- Зефир — романтичный, по весенне-летнему легкий ветерок образуется на восточном Средиземноморье.
- Бора — в зависимости от времени года поток становится либо теплым, либо холодным. Он формируется в самом основании соединения гор и морей. Особенно высокую скорость развивает при спуске с гор по направлению к воде.
- Фён — горячий, суховатый поток, который отличается порывистыми дуновениями и спускается с горных вершин в долины. Присутствует на евразийской, североамериканской территории. Порывы возникают по причине сильных изменений в высотах на совершенно скромных дистанциях движения.
- Самум — этот воздушный поток характерен для пустынь. Сухой ветер с легкостью и на стремительной скорости поднимает ввысь невероятно огромное количество песка. Присутствует в африканских пустынях и на Аравийском полуострове.
- Суховей — горячий и сухой воздух, образующийся над пустынями и степями умеренного климатического пояса.
- Зюйд — движется по направлению на юг. Отличается постоянной направленностью на Северном Полюсе.
Есть также ветер под названием Нордер. Он идет на север и берет начало в Мексиканском заливе.
Ветровые электростанции преимущества и недостатки
Преимущества установки ветровых электростанций:
- Экологичность. Сегодня этот фактор играет большую роль. А добыча энергии с помощью ветряков это экологичный способ, который никак не влияет на окружающую природу.
- Экономичность. По сравнению с другими источниками получения энергии, ветровые станции в строительстве обходятся намного экономичнее.
- Нескончаемый источник энергии.
- Эффективность работы — электростанция вырабатывает в 80 раз больше энергии, чем потребляет.
- Местоположение. Ветряк можно поставить в любом месте, в отличие от традиционных станций.
- Современные ветряки могут работать при скорости от 3,5 м/с.
- Технологическое развитие.
Минусы ветроэнергетики:
- Работа ветряка зависит от силы потока ветра, которого может и не быть.
- Изменение ландшафта местности из-за строительства ветряных парков.
- Затраты на поиск и изучение местности для ветряков и их строительство.
- Турбины станций создают низкочастотные шумы, которые оказывают негативное влияние на человека.
- Создают опасность для птиц.
- Менее продуктивны по сравнению с другими станциями.
У ветроэнергетики есть свои сторонники, которые считаю применение ветрогенераторов экологичным способом решения проблемы с энергетикой. Но также есть люди, которые выступают против строительства ветряных парков, так как они приносят вред здоровью человека, птицам. Недостатки ветроэнергетики не сопоставимы с большим потенциалом, который кроется в этой отрасли.
Связь ветра, атмосферного давления и аппетита рыбы
Перемещение потоков воздуха напрямую связано с изменениями АД. В результате перепадов происходят значительные изменения в природе, в том числе меняется уровень кислорода и гидростатическое давление воды. От этих показателей зависит ориентация и пищевое поведение рыб.
Антициклон сопровождается повышенным атмосферным давлением, циклон несет его понижение
Если дует постоянный ветер, неважно какого направления и силы, АД стабильное. Рыба успевает адаптироваться к данным условиям и клюет активно
Любые изменения ветра сопровождаются перепадами давления и отсутствием поклевок.
Щука агрессивно клюет при западном ветре, особенно хорошо, если на воде есть легкая морось
Рыболовы подметили, что при высоком давлении повышается аппетит у мирных видов. Низкое АД действует на них угнетающе, она становится легкой добычей для хищников. Этот период лучший для лова щуки, жереха, судака, окуня.
Влияние давления на клев (активность) рыбы:
Watch this video on YouTube
Таблица Бофорта по состоянию моря
В океанографии существует такое понятие, как состояние моря. Оно включает в себя высоту, периодичность и силу морских волн. Ниже представлена шкала Бофорта (таблица), которая поможет определить силу и скорость ветра, исходя из этих признаков.
Сила ветра (в баллах) |
Скорость ветра (в узлах) |
Воздействие ветра на море |
0-1 | Поверхность водного зеркала идеально ровная и гладкая | |
1 | 1-3 | На поверхности воды появляется мелкое волнение, рябь |
2 | 4-6 | Появляются короткие волны до 30 см в высоту |
3 | 7-10 | Волны короткие, но отчетливо выраженные, с пеной и «барашками» |
4 | 11-16 | Появляются удлиненные волны до 1,5 м в высоту |
5 | 17-21 | Волны длинные с повсеместным распространением «барашков» |
6 | 22-27 | Образуются крупные волны с брызгами и пенистыми гребнями |
7 | 28-33 | Большие волны до 5 м в высоту, пена ложится полосами |
8 | 34-40 | Высокие и длинные волны с мощными брызгами (до 7,5 м) |
9 | 41-47 | Образуются высокие (до десяти метров) волны, гребни которых опрокидываются и рассыпаются брызгами |
10 | 48-55 | Очень высокие волны, которые опрокидываются с сильным грохотом. Вся поверхность моря покрыта белой пеной |
11 | 56-63 | Вся водная поверхность покрывается длинными белесыми хлопьями пены. Видимость существенно ограничена |
12 | свыше 64 | Ураган. Видимость объектов очень плохая. Воздух перенасыщен брызгами и пеной |
Таким образом, благодаря шкале Бофорта люди могут наблюдать за ветром и оценивать его силу. Это дает возможность составлять максимально точные прогнозы погоды.
Слишком высокие
В 2006 году в британском Лидсе построили небоскреб Бриджуотер Плейс высотой 112 метров. В престижную высотку переехали офисы солидных компаний, однако за зданием сразу закрепилась дурная слава. Вокруг Бриджуотер Плейс было опасно ходить: чудовищной силы ветер сбивал людей с ног, поднимал в воздух мусорные баки и автомобили. Скорая регулярно выезжала к небоскребу, чтобы забрать пострадавших от столкновения со стихией. В марте 2011 года перевернувшийся от порыва грузовик убил 35-летнего инженера Эдварда Слэни. По итогам расследования городские власти приняли решение закрывать для машин и велосипедов ближайшие к зданию дороги, когда скорость ветра превышает 20 м/с. Но тротуары не перекрывают, и в ветреные дни люди по-прежнему получают травмы.
Беззащитные жертвы жестокого бога Хуракана
Сильные ветры на земле существовали во все времена. Но описывать их стали буквально 600 лет назад.
Так многочисленные народы Европы ощутили на себе действие ураганов в 15 веке, когда парусные каравеллы первой географической экспедиции Христофора Колумба возвращались из путешествия в Вест-Индию (так тогда называли острова Карибского моря) и были подвержены жесточайшему испытанию вращающейся бури западнее Азорских островов в феврале 1492 года.
Это грандиозной силы природное явление:
- с вздыбленным морем и ужасными пенными волнами,
- изнуряющим ветром и бушующей водой
срывало с бортов кораблей укрепленные шлюпки и тяжелые якоря, такелажную оснастку снастей и рангоутные брусья для удержания парусов и управления судном. К счастью на тот момент жестокий ураган пощадил знаменитого мореплавателя.
Источником вдохновения Даниэля Дефо, создателя романа о приключениях Робинзона Крузо, послужил сильнейший ураган, пронесшийся над южным побережьем Англии 1703 году.
Когда под воду в одночасье ушло 300 плавучих судов и погибло 30 тысяч отважных моряков, а многие беспомощные жители прибрежных графств настолько пострадали, что там было разрушено пять тысяч жилых домов и погублен весь домашний скот.
Ураганный ветер, дующий с моря, как писал Дефо, с неимоверной силой срывал глиняную черепицу с крыш домов и вонзал ее как смертоносные снаряды в мягкую землю. И даже огромные конструкции несущих балок и тяжелыми обожженными кирпичами со свинцовыми листами железной кровли опасным грузом летали с огромной скоростью над поверхностью земли.
Вахтенные журналы 27 кораблей британского флота зафиксировали подробности смертоносного шквала с бушующего моря, который начался 3 октября 1780 года на островной Ямайке, где первой его хищной добычей стали непрочные дома в городке Сванна-Ла-Мар, построенные англичанами, которые не учли специфических особенностей местного климата.
Многочисленные постройки взмывали высоко в воздух вместе со своими жителями, точно так, как описано в книге Волшебник из страны Оз. Но в отличие от волшебной сказки, следы тех беззащитных людей так и не удалось отыскать, а на суше оказалось множество выброшенных из воды и перевернутых судов, в которых потом некоторое время жили уцелевшие люди.
Затем смертоносный ураган прокатился по острову Куба и умчался далеко на север, а уже после сместился к востоку, поливая проливным дождем побережье США, и устремился через Атлантический океан к континентальной Европе, где окончательно утихомирился у берегов Англии.
Причем в отличие от классических ураганов, следующий с востока на запад, этот ветер разрушитель вел себя необычно, поскольку несколько дней Флора утюжила Кубу и Гаити в разных направлениях. В окончательном итоге Флора уничтожила:
- четверть всех посевов сахарного тростника и 90% урожая кофе,
- а с лица земли исчезли десятки деревень и более 6 тысяч погибших людей.
В 1975 году Элоиза оказалась двухударным ураганом. Когда налетевший на восточное побережье США ветер, погубил 45 безвинных человек и лишил крова тысячи жителей, нагулялся вволю и, казалось бы, утих, однако тут же последовал еще один смертельный удар – более мощный, чем при первом натиске. Скорость ветра тогда колебалась от 185 до 210 км в час.
Но Элоиза не самое страшное стихийное бедствие 20 века. Так воздушный циклон, разразившийся 20 ноября 1970 года на территории Бангладеш, побил все мыслимые рекорды, поскольку приливная волна высотой до 15 метров обрушилась на побережье Восточного Пакистана, на дельту Ганга, и на далекие острова.
Местность здесь равнинная, и огромная волна в одночасье смыла и рисовые поля и крытые соломой хижины людей, где скорость ветра достигала 540 км в час. Множество трупов прибило, потом к морскому берегу, что стало причиной распространения холеры, брюшного тифа и других инфекционных заболеваний.
В самом конце лета 2005 года мощный ураган Катрина произвел разрушительный налет на побережье США в районе города Новый Орлеан, где затопил 90% территории. Уцелевших людей эвакуировали с помощью винтокрылых вертолетов. Общие хозяйственные потери составили более 25 миллиардов долларов.