Зал воинской славы: детальный взгляд на вопрос

Происхождение названия

По поводу происхождения слова «Мамаев» существует несколько версий: связь с расположенной недалеко столицей Хазарского каганата или же этимология слова идёт от древнетибетского языка и означает «матерь мира»… Самая распространённая легенда гласит, что название «Мамаев» закрепилось за курганом ещё при Золотой Орде от имени беклярбека (то же самое, что князь) и темника (тот, кто командует десятью тысячами воинов) Мамая. Находилась на кургане застава монголо-татар, выполнял курган, по сути, функции неприступной крепости — на его вершине стояли дозоры, которые зорко наблюдали за появлением чужаков на горизонте. Место Мамай выбрал неспроста — отсюда легко было контролировать Волгу и переправу, а, значит, можно было предотвратить возможные набеги на территорию ханства. Сам Мамай якобы был захоронен в этом кургане в золотых доспехах и со всеми полагающимися ему почестями. Так это или не так подтвердить не вышло — в ходе проводившихся здесь раскопок его захоронение так и не было обнаружено. А потом история повернула так, что стало не до всех этих древностей.

Впрочем, некоторые экскурсоводы придерживаются совсем другого мнения по поводу возникновения названия, а ряд историков и вовсе подвергают сомнениям то, что беклярбек и темник Мамай имел к этому кургану хоть какое-то отношение. Некоторые исследователи предлагают искать разгадку буквально в этимологии слова. В Нижнем Поволжье исторически проживали люди разных национальностей, так в довоенные годы русские называли это место «бугром», что на языке волжских татар звучит как «Мамай». Конечно, «бугор бугристый» звучит несколько тавтологично, но мне эта версия видится наиболее достоверной, хотя другие варианты выглядят гораздо интереснее.

С осени 1942 до конца зимы 1943 года Мамаев курган и вовсе назывался «высота 102». Это название за курганом закрепилось во время битвы, а дальше… версии разнятся. Говорят, что слово «курган» первым применил один из военкоров

По другой версии это название возникло по аналогии с севастопольским Малаховым курганом — тактически важной высотой в Севастополе. Ещё одна версия гласит, что это название «закрепил» скульптор Евгений Вучетич, когда работал над проектом мемориального комплекса

Строительство мемориального комплекса на Мамаевом кургане.

Так или иначе, но сегодня Мамаев курган ассоциируется не с сарматами и татаро-монголами, а с историей Великой Отечественной войны в целом и Сталинградской битвой в частности. И именно об этом я продолжу рассказ.

Послевоенное развитие музеев и комнат боевой славы

Как отмечает полковник Л.Д. Сабуров, в становлении военно-исторических музеев Советского Союза, сыгравших важную роль в патриотическом воспитании военнослужащих страны, целесообразно выделить несколько периодов:

Первый период характерен отражением тематики Великой Отечественной войны. В 1950 году ряд музеев истории частей был организован в Ленинградском, Киевском, Прикарпатском, Прибалтийском военных округах, в группах войск и на флотах. С 1952 года стало действовать Положение о клубах воинских частей, в котором указывалось на необходимость в полках, имеющих боевую историю, создавать комнаты-музеи. Если в конце 1950-х годов в стране существовало около 200 военно-исторических музеев, то в 60-е годы их насчитывалось около 500. Организация войсковых музеев и их деятельность по пропаганде боевых традиций Советских Вооруженных Сил являлись одной из самых характерных особенностей советского военно-музейного строительства. Во второй половине 60-х — 1977 году во всех округах и на флотах создавались новые военные музеи и комнаты боевой славы. Так, было завершено оформление музеев военных округов: в 1967 году — Московского, Северо-Кавказского, Киевского, Закавказского военных округов, в 1968 году — Одесского военного округа. С 1972 года действовал Музей Западной группы войск, с 1975-го — музеи Северной и Южной групп войск, с 1978-го — Музей Центральной группы войск. С 1973 года ведёт отсчёт своей истории Музей Белорусского военного округа, с 1975-го — Музей Приволжского военного округа

Важное значение для совершенствования сети военных музеев и залов боевой славы, имел приказ Министерства Обороны СССР от 25 апреля 1980 года «О введении в действие „Положения о военно-исторических музеях СА и ВМФ“»

Устройство комнаты, зала боевой славы части или соединения

Единых требований или указаний относительно экспонатов комнат и залов боевой славы частей/соединений не существует, однако, зачастую среди экспонатов комнаты или зала боевой славы можно встретить:

  • Боевой путь части — карту, на которой по хронологии отмечены основные места ведения боевых действий или выполнения задач по поддержанию порядка, пункты временного базирования и постоянной дислокации и иные значимые места. Часто делается в виде диорамы либо протяжённого стенда;
  • Оригиналы или копии документов: приказов Министерства обороны и Ставки Верховного Главнокомандования, инструкций Генерального Штаба. В частности, Приказа о создании части, приказа о её пере- или расформировании, приказов об объявлении благодарностей личному составу и командованию частей;
  • Полевую и парадную форму выдающихся командиров и бойцов части;
  • Снаряжение, использовавшееся бойцами и командирами в определённые эпохи существования части;
  • Образцы трофейного вооружения;
  • Подарки союзников и жителей освобождённых стран;
  • Журналы боевых действий, дневники, письма командиров и бойцов своим родным и близким;
  • Книги о части, написанные ветеранами части, и изданные к юбилеям части;
  • Фото- и киноматериалы о буднях и знаменательных датах в истории части; Вырезки из газет/журналов со статьями, повествующими о части и её военнослужащих;
  • И другие интересные экспонаты.

Это интересно: Храм Всех Святых

Символ Победы

Строительство памятника-ансамбля завершилось с опозданием в шесть с лишним лет. 15 октября 1967 года состоялось его открытие, в котором участвовали руководители страны: первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный и министр обороны СССР маршал Советского Союза Андрей Гречко. Почетными гостями стали командующий 62-й армией генерал армии Василий Чуйков и другие военачальники, воевавшие в Сталинграде, а также множество ветеранов-сталинградцев. И с того времени по сей день волгоградский мемориальный комплекс остается одним из самых знаменитых и популярных в нашей стране: ежегодно его посещают порядка 2,6 миллиона человек.

Перед установкой меча на скульптуре «Родина-мать зовет!», 1965 год

В 2008 году волгоградский мемориальный комплекс всенародным голосованием вошел в число семи главных чудес России. И в этом нет ничего удивительного. Центральный элемент мемориала был признан самой высокой на тот момент статуей в мире, и скульптура «Родина-мать зовет!» еще в 1967 году попала в Книгу рекордов Гиннеса: 57 метров сама фигура, а с учетом воздетого меча — 85! Считается, что такие рекордные показатели были заданы «сверху»: требовалось, чтобы волгоградский монумент превзошел по высоте нью-йоркскую Статую Свободы. Мировое первенство скульптура сохраняла в течение 22 лет, а в России держит его и по сей день. Но дело даже не в этих рекордах, а в том, что волгоградская Родина-мать стала одним из главных символов Победы, узнаваемым везде и всеми.

Хотя в этой роли ее в скором времени может сменить другой всенародный памятник — Ржевский мемориал. Этот 25-метровый монумент, строительство которого ведется сейчас в Тверской области, должен стать памятником всем солдатам Великой Отечественной войны, не только тем, кто воевал на Ржевском выступе. Возводится он по инициативе Российского военно-исторического общества исключительно на средства, которые собирает вся страна, и в этом смысле стал такой же всероссийской стройкой, какой некогда было сооружение волгоградского памятника-ансамбля. Открытие Ржевского мемориала запланировано на 9 мая нынешнего года и должно стать одним из центральных событий в череде мероприятий, приуроченных к 75-й годовщине Победы.

Во время открытия памятника-ансамбля на Мамаевом кургане 15 октября 1967 года. В первом ряду: председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин (третий слева), скульптор Евгений Вучетич, первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, председатель президиума Верховного совета СССР Николай Подгорный и министр обороны СССР маршал Андрей Гречко (крайний справа)

Послевоенное развитие музеев и комнат боевой славы

Как отмечает полковник Л.Д. Сабуров, в становлении военно-исторических музеев Советского Союза, сыгравших важную роль в патриотическом воспитании военнослужащих страны, целесообразно выделить несколько периодов:

Первый период характерен отражением тематики Великой Отечественной войны. В 1950 году ряд музеев истории частей был организован в Ленинградском, Киевском, Прикарпатском, Прибалтийском военных округах, в группах войск и на флотах. С 1952 года стало действовать Положение о клубах воинских частей, в котором указывалось на необходимость в полках, имеющих боевую историю, создавать комнаты-музеи. Если в конце 1950-х годов в стране существовало около 200 военно-исторических музеев, то в 60-е годы их насчитывалось около 500. Организация войсковых музеев и их деятельность по пропаганде боевых традиций Советских Вооруженных Сил являлись одной из самых характерных особенностей советского военно-музейного строительства. Во второй половине 60-х — 1977 году во всех округах и на флотах создавались новые военные музеи и комнаты боевой славы. Так, было завершено оформление музеев военных округов: в 1967 году — Московского, Северо-Кавказского, Киевского, Закавказского военных округов, в 1968 году — Одесского военного округа. С 1972 года действовал Музей Западной группы войск, с 1975-го — музеи Северной и Южной групп войск, с 1978-го — Музей Центральной группы войск. С 1973 года ведёт отсчёт своей истории Музей Белорусского военного округа, с 1975-го — Музей Приволжского военного округа

Важное значение для совершенствования сети военных музеев и залов боевой славы, имел приказ Министерства Обороны СССР от 25 апреля 1980 года «О введении в действие „Положения о военно-исторических музеях СА и ВМФ“»

Зал воинской славы

Изначально здесь собирались построить музей-панораму, но после того как здание уже было возведено, было принято решение разместить в этом месте совершенно другой объект. Кстати, тот факел Победы, который сегодня можно увидеть в зале воинской славы, появился только в 1998 году.

Что представляет собой этот зал славы на Мамаевом кургане? Это цилиндр, высота которого 13,5 метра, а диаметр – 42 метра. Зал открыт для посетителей и днем, и ночью, в нем нет дверей и окон – лишь отверстия в стенах. Войдя сюда, посетители попадают в узкую галерею, в глубине которой мозаикой выложена медаль «За оборону Сталинграда». Тоннель приводит в зал, имеющий овальную форму. В самом его центре, в крыше, есть круглый проем, откуда можно увидеть скульптуру «Родина-мать», а под этим проемом находится гигантская мраморная рука, которая держит зажженный факел – Вечный огонь. Здесь круглосуточно звучит музыка – «Грезы» Роберта Шумана, в стенах зала дежурит почетный караул, сменяющийся ежечасно. А на стенах указаны имена героев-защитников Сталинграда – семь с половиной тысяч фамилий, высеченных на плитах алого цвета с каймой из траурной ленты.

Появление мемориального комплекса

О том, что на кургане должен появиться большой мемориальный комплекс, мысли появились еще до окончания войны. Уже в 1944 году в стране начали проводить конкурсы проектов этого грандиозного памятника. Разработку поручили известному в Советском Союзе скульптору Евгению Вучетичу и архитектору Якову Белопольскому. Строительство мемориального комплекса на Мамаевом кургане началось в 1959 году, а его торжественное открытие состоялось спустя 8 лет – в середине октября 1967 года. Сам скульптор так говорил о своей работе:

В состав мемориального ансамбля входит сразу несколько достопримечательностей, которые посвящены героям Великой Отечественной. Одной из самых прославленных, разумеется, можно назвать скульптуру «Родина-мать зовет!». Прямо у ее подножия расположен еще один значимый объект – зал воинской славы, который появился как дань памяти всем погибшим в битве за высоту – Мамаев курган – и город.

Предлагаем подробнее познакомиться со всеми объектами, расположенными на «Высоте 102».

Мамаев курган — мемориальный комплекс

Поднявшись по ступеням, мы оказываемся на аллее пирамидальных тополей, они как стражи расположились по обе стороны аллеи, длина которой 223 метра. Отсюда нам впервые открывается панорама мемориального комплекса с его главными скульптурами «Стоять насмерть!» и «Родина-мать зовет!». Находясь на приличном удалении скульптуры поражают своим величием и масштабом.

Снова ступени и мы оказываемся на площадке перед площадью «Стоять насмерть!». Если обернуться назад, открывается панорама на аллею тополей с видом на Волгу.

Посередине площади «Стоять насмерть!» расположен бассейн, в центре которого установлен памятник воину. Бассейн символизирует Волгу-матушку, в берег которой врос воин-богатырь. Надписи на камне «Ни шагу назад», «Стоять насмерть» это выдержки из приказа №227. Такой приказ получили защитники Сталинграда. Таков простой символизм этой скульптурной композиции, заставляющий почувствовать свое сердце.

А ступени уводят нас все выше и выше. Вдоль них по обе стороны располагаются стены-руины. Руины эти своеобразный символ разрушенного, но непокоренного Сталинграда. Левая стена символизирует клятву сталинградцев «Ни шагу назад!», правая стена раскрывает тему наступления. Длина стен-руин составляет 46 метров. Стены руины не безмолвны. Архитектурно-скульптурную композицию дополняет звуковая композиция. Сводки с фронта, прочитанные голосом диктора Юрия Левитана, фронтовые песни и пулеметные очереди, все это создает атмосферу погружения в события осени 1942 и холодной зимы 1943 годов.

Старая мельница Гергардта

«Помнит» раны жестоких боев в Сталинграде и старая паровая мельница. Здание было построено в начале XX в. предпринимателем Гергардтом. Позже она стала носить имя К. Грудинина.

Паровая мельница функционировала вплоть до начала боевых действий, пока 14 сентября 1942 г. две фугасные бомбы не причинили ей значительные разрушения.

Мельница Гергардта

Во время войны мельница, расположенная в непосредственной близости от Волги, стала важным опорным пунктом. Владение зданием позволило советским солдатам контролировать большую территорию и отвоевать дом Павлова.

Сейчас мельница закрыта для туристов, рассмотреть ее можно только снаружи. Здание мельницы входит в экспозицию музея-панорамы «Сталинградская битва».

Мамаев курган: история возникновения

Возможно, что он был курганом в древности, хотя в ходе эпизодических раскопок Нового времени ничего похожего не выявлено, как и не подтверждены слова Геродота о возведенном на нем царем Киром каменном военном укреплении. В XX веке раскопками заниматься было некогда. До Великой Отечественной войны большевикам было не до этого, хотя многие ученые и работали над вопросом о том, почему Мамаев курган так называется. До войны это место местные называли более прозаично – «бугор», что на наречии волжских татар звучит, как ни удивительно, «мамай». В период военных действий и обороны города курган называли «Высотой 102».

Сарматы, которые жили в этих местах почти тысячу лет до IV века, считали курган сакральным местом. То, что они проводили в этом месте свои тайные обряды, доказано историкам. Почему курган назвали Мамаевым, а не «курганом Кира», что было бы с исторической точки зрения более правильным? Ведь историки подтверждают факт нападения огромной армии персов во главе с Великим Киром в начале VI века нашей эры на поселившихся здесь скифов. Правда, скифы воевать «по правилам» не желали и между пирами и охотами вели партизанскую борьбу, сочетая ее с тактикой «выжженной земли». Кир поднимался на вершину кургана и даже, согласно Геродоту, построил на ней каменную крепость. Однако это ему не помогло, и от скифов он еле унес ноги.

На целое тысячелетие потух интерес кого-либо к этому месту. Возникла Золотая Орда, но эта точка на карте, а также сама история Мамаева кургана ее не интересовала. Пока в конце XIV века на вершине не появился великий Тамерлан. Он мстил Золотой Орде и хану Тохтамышу за набеги на свои земли. Неизвестно, действительно ли ему было видение, но после спуска с вершины он свернул этот поход и вернулся домой. Такое с Тамерланом случилось в первый и последний раз.

Зал воинской славы и списки погибших на Мамаевом Кургане.

Площадь Героев упирается в подпорную стену кургана, украшенную барельефами, тематикой которых является победа советского народа над фашизмом. Через вход, проделанный в стене, посетители попадают в Зал Воинской Славы, служащий храмом скорби по погибшим в жестокой битве защитникам города Сталинграда. В центре сооружения, выполненного в виде цилиндра, из пола поднимается мраморная рука, держащая вечно пылающий факел. Это символизирует помощь павших бойцов в борьбе за безоблачное будущее Родины. На стенах этого пантеона прикреплены обрамленные траурными лентами плиты, на которых начертаны фамилии солдат и офицеров, павших в боях за освобождение и оборону города. Скорбное чувство усиливает звук равномерно стучащего сердца и негромкое исполнение «Грез» Шумана. На выходе из зала и возле пылающего вечного огня, как дань потомков погибшим, стоит почетный караул, сменяющийся каждый час.

Der Saal des Kampfruhmes

An der Decke des Saals werden 18 sowjetische Orden und ein Band der sowjetischen Garde  mit der Inschrift „Wir waren einfache Sterbliche, nur wenige von uns  sind am Leben geblieben, aber wir alle haben unsere patriotische Pflicht  der heiligen Mutter — Heimat gegenüber erfüllt“ dargestellt.

An den Wänden hängen 34 Fahnen auf halbmast, an denen 7200 Namen gemeißelt wurden.

In der Saalmitte ragt eine große Hand eines gefallenen Kämpfers empor, die die Fackel mit dem ewigen Feuer, Symbol des Lebens, den nächsten Generationen übergibt. Die Soldaten der Wolgograder Garnison halten im Saal des Kampfruhmes Ehrenwache. Die Wachablösung erfolgt jede Stunde.

https://youtube.com/watch?v=on8kpmE2eLU

Выставки

Экспозиция Зала Воинской Славы Великого Новгорода полностью отражает многовековую историю города и его жителей, стоящих на защите своей Родины. Главной целью музея является подробное освещение сюжетов 16-ти барельефов, которые расположены около памятника-стелы «Город воинской славы» Эти барельефы показывают самые главные моменты воинской истории Великого Новгорода и Новгородских земель. Изображение расположены на 4-х небольших стелах, каждая из которых отражает определенную эпоху истории России:

  • Древняя Русь;
  • Московское царство;
  • Российская империя;
  • наше время.

Постоянные выставки Зала Воинской Славы в Великом Новгороде:

  • «На службе Отечеству» (рассказывает о военной службе жителей города в Российской Армии в наше время);
  • «Новгородцы в боях за Сталинград» (посвящена 75-летию битвы под Сталинградом);
  • «Почетный гражданин города Владимир Владимирович Гормин».

Также в музее проходят различные временные выставки и мероприятия, направленные на воспитание патриотизма в подрастающем поколении.

Зал воинской славы Великого Новгорода

Оборона «высоты 102» в декабре 1942 – январе 1943 года

Продолжаем изучать историю Мамаева кургана. По состоянию на 1 декабря 1942 г. в измотанных постоянными боями дивизиях 62 армии в строю числилось от ста пятидесяти до трехсот бойцов, грубо говоря, вместо полнокровных дивизий многотысячного состава было от полутора до трех рот. И это с учетом постоянно прибывающих из-за Волги подкреплений. Справедливости ради надо сказать, что и у немцев в этом отношении дела обстояли не намного лучше. В начале января 1943 г. наконец-то сбылась мечта полковника Батюка, когда ночью сорок бойцов при поддержке пяти орудий в коротком, но кровавом гранатном бою захватили оба водонапорных бака и уже не отдали их контратаковавшим немцам. Однако, только основательно утвердившись на всей высоте, над нею 16 января подняли красный флаг, который был виден в бинокль даже из-за Волги. Двадцать шестого числа с КП передали, что видят наши танки, и в 11 час. 30 мин. на западном склоне дивизия Батюка браталась с передовыми частями наступавшей с юга 21-й армии.

Дом Павлова

Продолжая прогулку по военным местам города-героя, стоит упомянуть четырехэтажный дом возле площади Ленина, получивший свое название по фамилии сержанта Павлова.

До войны этот дом был в числе самых престижных в городе. Благодаря удобному местоположению, жильцы с легкостью могли дойти до берега Волги по вымощенной до самого порога дорожке.

Дом Павлова

Во времена Сталинградской битвы дом стал опорным пунктом советской армии. 58 дней осенью 1942 г. военные группы сержанта Павлова и лейтенанта Афанасьева держали оборону здания, спасая жизни мирных сталинградцев, укрывшихся в подвале дома. Примечательно, что за время боев потери с нашей стороны в доме Павлова были минимальны (всего 3 убитых), в то время как вражеских фашистов при обороне дома погибло больше, чем при взятии Парижа.

После войны дом Павлова восстановили одним из первых. Современное здание украшает стена-руина и мемориальная табличка.

Мемориальная табличка на доме Павлова

Начало экспозиции

При проходе мимо горельефа «Память поколений», на котором изображены мирные жители, идущие почтить солдатский подвиг, и по высоким ступенькам через аллею пирамидальных тополей, квинтэссенция мемориала видится еще очень маленькой. Прекрасная эспланада выводит на площадь Стоявших насмерть. Неизвестный солдат в своем извечном движении закрывает от опасности женщину, свою Родину-мать, ценою собственной жизни. Стены-руины, тянущиеся по обеим сторонам лестницы, передают не только картины и сцены жизни и смерти защитников Сталинграда, из репродукторов слышатся военные песни, голос знаменитого диктора Левитана, прерываемый свистом пуль и взрывами бомб.

Самая высокая в мире

Согласно первоначальному проекту, высота скульптуры должна была составлять 36 метров. Но Хрущев дал распоряжение увеличить размер. «Родина-мать» должна была перегнать статую Свободы, высота которой без учета пьедестала составляла 46 метров. После того как работа над «Родиной-матерью» была закончена, женская фигура возвысилась над пьедесталом на 52 метра – и это без учета длины руки и меча. Вместе с ними высота памятника – восемьдесят пять метров!

Кстати, меч, который «Родина-мать» держит своих руках, был изготовлен по авиационной технологии. За основу взяли нержавеющую сталь, обшили оружие листами титана. Правда, такое решение было не самым лучшим для памятника: меч скрипел на ветру и сильно раскачивался. В 1972 году его заменили на стальной, с отверстиями.

Волгоград. Зал Воинской Славы

Прямо в подпорной стене находится вход в зал Воинской Славы, выполненный в виде прямоугольного портала. Внутри – галерея, поднимающаяся короткими лестничными маршами в темноту, лишь в глубине галереи на замыкающей ее торцевой стене искрится мозаикой изображение медали «За оборону Сталинграда». Галерея поворачивает направо и приводит к залу Воинской Славы. Зал Воинской Славы представляет собой здание цилиндрической формы. Прямо под потолком по всему периметру оставлено щелевидное сквозное отверстие. Зал Воинской Славы, или, как его ещё называют, пантеон Славы, посвящён павшим защитникам Сталинграда. В центре зала высится выполненная из белого мрамора рука, сжимающая факел Вечного огня. На факеле начертано: «Слава, слава, слава».

Визит к Мамаеву кургану

Мемориальная доска в месте закладки капсулы с обращением к потомкам

Комплекс найти несложно – «Родина-мать» видна практически из любой точки города. Подниматься лучше с проспекта – так было задумано в концепции. Тогда получится ощутить всю силу этого комплекса. Есть возможность подъехать на автомобиле на вершину Мамаева кургана. Транспорт можно оставить на просторной бесплатной стоянке. Идти дальше пешком совсем недалеко. Подъехать сверху можно со Второй продольной магистрали.

Туристы, которые успели посетить Мамаев курган, рекомендуют наведаться сюда дважды: в солнечный день и поздно вечером. Восприятие будет разным. Памятник-ансамбль достоин того, чтобы посвятить ему целый день: удастся неспешно прогуляться по всем его дорожкам и посмотреть на Волгоград с высоты. Если хотите сохранить впечатление о визите на долгие годы, можно приобрести сувенир на память. Небольшие лавочки расположены прямо на Мамаевом кургане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector