Значение природы в жизни людей

Что такое экосистема

Совокупность природного сообщества и среды обитания называют экосистемой – в переводе с греческого дом+объединение (биогеоценоз).

Пример: в болоте живут разные обитатели: животные, насекомые, микроорганизмы, растения. Змеи едят лягушек, лягушки питаются насекомыми, которые размножаются в зарослях растений в этом месте.

Им всем нужна вода с определённым химическим составом, температурой, физическими показателями и т.д. Убери хоть один элемент из этой цепочки, остальные обязательно это почувствуют.

Сумма экосистем представляет собой живую оболочку земли – биосферу.

Живая и неживая природа в экосистеме находятся в процессе постоянного обмена веществами и энергией. Чем прочнее эти связи, тем устойчивей система, и тем дольше она существует. Последний фактор предполагает богатое разнообразие видов обитателей.

И даже если один из них исчезнет по каким-либо причинам, то его место сможет занять другой, близкий по происхождению, что обеспечит сохранность всего биогеоценоза .

Если в системе происходят масштабные изменения условий, то природные сообщества заменяются другими. Например, если перестать обрабатывать поля, возделывать их, собирать урожай, то через некоторое время в этом месте начнут расти деревья.

Презентация на тему: » Живая и неживая природа Цель: Показать взаимосвязь между живой и неживой природой. Занятие разработано педагогом дополнительного образования Павловской.» — Транскрипт:

1

Живая и неживая природа Цель: Показать взаимосвязь между живой и неживой природой. Занятие разработано педагогом дополнительного образования Павловской Татьяной Анатольевной

2

Что такое природа? Природа — весь мир, который нас окружает. Это: солнце и звёзды, равнины и горы, леса и степи, моря и реки, растения, животные и человек. На какие составные части можно разделить всё то, что нас окружает? Ваши предположения:

3

Составные части нашего окружения: Живая природа (ваши примеры) неживая природа (ваши примеры) сделано руками человека (ваши примеры)

4

Живая природа Рост питание дыхание движение потомство смерть

5

Неживая природа

6

Сделано руками человека:

7

Положительные и отрицательные взаимосвязи: Между живой и живой природой птичка съела букашку — для букашки отрицательная, для дерева, которое эта букашка поедала — положительная взаимосвязь между живой и неживой природой человек построил завод, который загрязняет воздух или воду (отрицательная), но выпускает бумагу, которая нужна человеку (положительная) между неживой и неживой природой капля камень точит — разрушение горных пород — отрицательная, но проложено новое русло для реки — положительная Ваши примеры:

8

Живая или неживая? Поднялись ворота — всему миру красота РАДУГА Рук нет, а дом себе построит ПТИЦА, МУРАВЕЙ Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя БОЛОТО Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает ВОРОБЕЙ Рук и ног у него нет, а всех трясёт, качает, ворота открывает ВЕТЕР Я — вода, по воде плаваю, да и в огне не сгорю ЛЬДИНКА Шапка набекрень, спрятался за пень, кто проходит близко, кланяется низко ГРИБ Днём спит, ночью летает, прохожих пугает СОВА, ФИЛИН Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит РЕЧКА У кого на рогах глаза, а на спине дом? УЛИТКА

9

Проверь себя: Выбери группу объектов живой природы: а. Песок, вода, камни, море б. Стрекоза, горы, рыба, снег в. Трава, медведь, паук, деревья Выбери группу объектов неживой природы: а. Солнце, река, земля, роса б. Лошадь, дождь, кролик, ветер в. Кенгуру, муравей, дятел, астра Найди связь между живой и неживой природой а. Трава — заяц б. Вода — рыба в. Мышь — лисица Человек взаимосвязан с… а. Живой природой б. Неживой природой в. Только с тем, что создал сам г. Со всем вышеперечисленным

10

Ответь на вопросы: Распредели в три колонки слова: самолёт, свинья, солнце, лошадь, одуванчик, рысь, облако, карандаш, тетрадь, кит, камыш, камень, ель, водопад, ребёнок, град, соловей, стрекоза, снег, компьютер, ветер, осёл, жук, кедр, книга, малина, скала, портфель, ёж. Перечисли признаки, по которым живое отличается от неживого. Назови по 2 примера положительных и отрицательных взаимосвязей между объектами живой и неживой природы. Что такое природа? Объясните выражение «В природе всё взаимосвязано» Какое значение имеет природа для людей? А люди для природы?

11

ДЕРЕВО, ТРАВА, ЦВЕТОК И ПТИЦА НЕ ВСЕГДА УМЕЮТ ЗАЩИТИТЬСЯ ЕСЛИ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ ОНИ НА ПЛАНЕТЕ МЫ ОСТАНЕМСЯ ОДНИ НО ЧЕЛОВЕКУ БЕЗ ПРИРОДЫ НЕ ПРОЖИТЬ ЗНАЧИТ НУЖНО НАШУ ЗЕМЛЮ СОХРАНИТЬ! На планете Земля всё взаимосвязано со всем, человек и природа неразрывны, без природы невозможно существование человека! Берегите природу!

Важность природы в целом

Что важнее — живая или неживая природа? Этот вопрос является некорректным, потому ответ на него нельзя найти ни в одном источнике. Оба вида природы связаны между собой, не могут существовать по отдельности. Неживая породила живую, которая продолжает свое существование.

Из всего многообразия объектов особенно важными для жизни считаются:

  • почва. Спустя миллионы лет после образования земли, она стала плодородной, тогда выросли на ней первые растения. В ней происходят важные процессы, появляются полезные ископаемые и накапливаются питательные вещества для живых организмов,
  • воздух — животные и растения дышат, кислород необходим для правильного функционирования организмов,
  • вода — без нее невозможна жизнь на планете, в воде зародились кислород и первые одноклеточные организмы. Это питательная среда для растений, у животных — необходимый элемент в рационе,
  • солнце — еще одна составляющая, которая причастна к зарождению жизни и дальнейшему ее развитию. Свет и тепло, которое производит солнце, жизненно необходимы всем обитателям Земли.

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.

  • Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
  • Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
  • Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
  • Мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
  • «Падающая звезда» — атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
  • Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
  • Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
  • Приливы и отливы — это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
  • Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
  • Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
  • Торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
  • Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
  • Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.

Описание понятия

Неживая природа – это группа предметов окружающего мира, не отвечающих признакам живого, не зависящих от деятельности и участия человека.

Признаки живого и неживого

Определение принадлежности предметов окружающего мира к той или иной группе позволяет лучше сформировать понимание взаимодействия биосферы с гидросферой, литосферой и атмосферой.

Примеры признаков различных тел неживой или живой природы для 3 класса:

Признак Тела неживой природы Тела живой природы
Обмен веществ (дыхание, питание) Неодушевленным предметам не свойственно изменение структуры и наличие обменных процессов. Все одушевленные организмы имеют способность поглощать (в процессе питания или дыхания) из окружающей среды одни вещества и трансформировать их в другие в процессе внутреннего обмена.
Размножение Для неодушевленного не свойственно размножение, как часть жизненного цикла. Такие процессы, как круговорот воды, базируется на изменении агрегатного состояния, однако эти явления не связаны с появлением новых форм или смертью первоначальной субстанции. Все живое способно воспроизводить другие организмы по своему подобию в процессе размножения (полового или бесполого).
Развитие Неодушевленное не развивается в процессе существования. Одушевленное отличается способностью к приобретению новых качеств и свойств в процессе жизни.
Раздражимость Не проявляют активной реакции на действие других объектов. Животные, растения, грибы и одноклеточные – все представители царств животного мира отличаются изменением поведения и наличия ответной реакции на воздействие других природных предметов и внешних факторов.
Наследственность и изменчивость (способность к изменению для приспособления к факторам окружающей среды) Слабая изменчивость (изменение агрегатного состояния) под действием внешних факторов (температуры, давления). Наличие наследственного материала, влияющего на схожесть потомства и родителей (РНК, ДНК).

Выраженная внешняя и поведенческая изменчивость под воздействием окружающей среды.

Движение Неживым объектам свойственна инертность перемещения под действием окружающих факторов. Движение способствует добыванию органических веществ или является формой проявления раздражимости.

Вопреки ошибочному мнению, рост не является неотъемлемым признаком живого, так как этой способностью обладают такие объекты, как минералы и кристаллы. Однако рост горных пород и других предметов значительно отличается от того свойства, которым обладают животные и растения. Рост неодушевленного основывается на прикреплении новых структурных элементов к первоначальной форме, в то время как живые объекты увеличиваются в размере путем формирования новых клеток.

Рост на примере снежинки:

Взаимосвязь с живыми организмами

Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:

  • воздух. Он является крайне необходимой субстанцией для существования многих живых организмов, которые обладают способностью дышать. Растения поглощают воздух не только для дыхания: с помощью него растительные организмы способны образовать питательные вещества,
  • вода. Она является основой основ и первопричиной зарождения жизни на нашей планете. Все живое на Земле нуждается в воде. Для рыб, морских животных и водорослей она выступает средой обитания. Для животных и растений вода является важным компонентом питания,
  • почва. Взаимосвязь литосферы, гидросферы и атмосферы осуществляется за счет химических и физических реакций, происходящих в почве. За миллиарды лет она приобрела свойства, которыми характеризуется сейчас. Почва позволяет появляться различным видам растений, в ней происходит разложение отживших растительных культур и умерших животных, трансформирующиеся в разные типы полезных ископаемых. Одним из главных свойств почвы является защита живых организмов от токсинов и нейтрализация ядовитых веществ,
  • солнце. Оно тоже выступает одной из главных причин зарождения на Земле живых организмов. Энергия и тепло, которые излучает солнце, способствуют росту и размножению. Растительные культуры не могут расти и развиваться без солнечного света. С исчезновением солнца произойдет замирание многих химических и физических циклов и реакций, поддерживающих жизненные процессы на планете.

Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, воде и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов — рыб, животных и микроорганизмов — способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.

Понятие и признаки природных объектов

Объектами экологического права считают окружающую среду и ее отдельные элементы.

Природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты составляют окружающую среду. Антропогенным является такой объект, который создан руками человека, чтобы удовлетворять свои социально-экономические потребности (предприятия промышленности и энергетики). О предмете и методе земельного права узнайте тут.

Природный же объект создан самой природой.

Природно-антропогенным  может быть природный объект, который подвергся определенным изменениям. Также к природно-антропогенным объектам можно отнести объекты, сделанные руками человека, но по свойствам их можно отнести к природным.

Природа как объект экологического права

Природным ресурсом является все, что создано природой и эксплуатируется человеком. К природным ресурсам относится нефть, газ, другие ископаемые, торф, лес, водоемы.

Природные ресурсы бывают исчерпаемые и неисчерпаемые. К исчерпаемым ресурсам можно отнести все, что в ходе эксплуатации человеком уменьшается либо теряет свои полезные свойства и становится непригодным для дальнейшего использования.

Также ресурсы возобновляются, не возобновляются и частично возобновляются в природе.

Природный ресурс имеет функцию потребления, природный объект нет. По закону в этом и состоит основное различие между природными объектами и природными ресурсами. Но есть такие ресурсы, потребление которых пока еще не отслеживается и не контролируется законодательством. Это солнечная энергия и климатические ресурсы (дождь, снег).

На видео-объекты экологического права:

Основные признаки, по которым можно отличить природный объект от искусственного:

  •  природный объект возник естественно, без человеческого вмешательства. Другими словами все природные – созданы природой;
  • природный функционирует в тесной связи с природой, участвует в круговороте веществ и энергий;
  • природный обладает ценностью для человека – может обеспечить для него здоровье и жизнь, в то же время является источником материального потребления.

Взаимосвязь с живыми организмами

Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:

  • воздух. Он является крайне необходимой субстанцией для существования многих живых организмов, которые обладают способностью дышать. Растения поглощают воздух не только для дыхания: с помощью него растительные организмы способны образовать питательные вещества,
  • вода. Она является основой основ и первопричиной зарождения жизни на нашей планете. Все живое на Земле нуждается в воде. Для рыб, морских животных и водорослей она выступает средой обитания. Для животных и растений вода является важным компонентом питания,
  • почва. Взаимосвязь литосферы, гидросферы и атмосферы осуществляется за счет химических и физических реакций, происходящих в почве. За миллиарды лет она приобрела свойства, которыми характеризуется сейчас. Почва позволяет появляться различным видам растений, в ней происходит разложение отживших растительных культур и умерших животных, трансформирующиеся в разные типы полезных ископаемых. Одним из главных свойств почвы является защита живых организмов от токсинов и нейтрализация ядовитых веществ,
  • солнце. Оно тоже выступает одной из главных причин зарождения на Земле живых организмов. Энергия и тепло, которые излучает солнце, способствуют росту и размножению. Растительные культуры не могут расти и развиваться без солнечного света. С исчезновением солнца произойдет замирание многих химических и физических циклов и реакций, поддерживающих жизненные процессы на планете.

Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, воде и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов — рыб, животных и микроорганизмов — способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.

Классификация

Согласно научным исследованиям в области биологии все живые организмы делятся на царства, типы, классы и виды.

К видам относятся:

  • клеточные (клетки);
  • неклеточные (вирусы).

Классификацию живых существ изучает научная отрасль — систематика.

Она включает в себя:

  • Бактерии (прокариоты). Микроскопические и одноклеточные организмы с отсутствием ядра и органеллы. Сюда же относятся и примитивные одноклеточные водоросли — цианеи, а также археи, любящие экстрим. Археи живут в горячих источниках, соленых водах Мертвого моря, в кишечнике животных и почве. Бактерии живут везде — на земной поверхности, а также на вершинах гор.
  • Протисты (эукариоты). Это микроорганизмы с ядром в клетках. Данная структура организма характерна для водорослей диатомеи, перидинеи, эвгленовых и других водорослей жгутиковой разновидности. Самыми известными из протистов являются диатомовые одноклеточные водоросли с 10 тысячами разновидностей, а также эвгленовые с 60 видами, обитающие в пресноводных водоемах.
  • Грибы. Делятся на три категории — шляпочные, дрожжи и мукор. По своему составу грибные соединения богаты белковым составом, находятся посередине между флорой и фауной. В их состав входят споровые организмы, плесень. Бывают съедобные и ядовитые.
  • Растения. Многоклеточные организмы, не способные к передвижению. Основу клеток растений составляет целлюлоза, а внутренняя часть содержит ядро и цитоплазму с органоидами. Наличие хлоропласта помогает растительному миру с помощью энергии солнца переводить неорганические вещества в органические (фотосинтез). Растительные объекты вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ.
  • Животные. Это все организмы, которые питаются готовыми органическими соединениями (растениями или другими животными, а также их останками). Это одноклеточные живые существа (амеба, инфузория туфелька), огромные млекопитающие, птицы, рыбки, земноводные, а также насекомые. Благодаря наличию опорно-двигательной системы организм животного способен двигаться. Работа всего организма регулируется внутренними органами.

Природная среда наделена большим арсеналом неживых объектов. Все предметы и понятия, связанные с ними, активно исследуются в области химии, астрономии, физики, биологии, геологии, гидрографии, биологии, зоологии, ботаники и многих других научных отраслей. Изучением отношений и гармонии всех компонентов с человеческой сущностью занимается философия.

Классификация неживых тел включает:

  • твердые;
  • жидкие;
  • газообразные.

Твердые тела отличает устойчивая структура, отсутствие необходимости дышать, питаться и расти.

К твердым телам относятся:

  • горные породы;
  • минералы;
  • космические объекты;
  • ледники;
  • айсберги;
  • солнце;
  • луна;
  • град и снег;
  • песок и хрусталь;
  • камни и золото.

Жидкие тела отличает отсутствие четкой формы, наличие текучего состояния и отсутствие общих черт с живой природой.

В их состав входят:

  • дождь;
  • роса;
  • туман;
  • облака;
  • ручейки;
  • речки;
  • вулканические лавы.

Не менее важную роль в нормальном функционировании планеты играют газообразные тела.

В их состав входят:

  • газы;
  • воздушные массы;
  • водные испарения;
  • звезды.

Наибольший объект, состоящий из газовых частиц, — это атмосфера планеты Земля. Под влиянием условий окружающей среды в ней могут происходить изменения.

Живая и неживая природа

Связи живой и неживой природы весьма многогранны и неразрывны. Все тела в мире крепко связаны, и разрыв их приведет к гибели окружающего мира. Рассмотрим следующую модель:

Человек – это особь. Для его существования требуется несколько предметов:

  • воздух – чтобы дышать,
  • вода – это основа жизни человека,
  • солнце – чтобы получать необходимый витамин D,
  • почва – чтобы взращивать продукты питания.

Таким образом, на примере человека ясно видно, что связи живой и неживой природы неразрывны, и без одной не было бы второй, ведь и организмы имеют влияние на статичные тела: растения после умирания насыщают почву удобрениями, рыбы поддерживают химический состав воды и т. д

Для осознания важности целостности мира достаточно привести некоторые примеры:

  1. Воздух нужен каждой особи.
  2. Солнце питает мир светом и энергией, которые также необходимы для существования всех существ.
  3. Животные удобряют почву.
  4. Человек вносит серьезные коррективы в функционирование всех систем своей деятельностью.

Именно эти связи позволяют всему сосуществовать в гармонии. Связь между живой и неживой природой можно отражает следующая схема:

Классификация

Долгое время рассматривались только объекты живой природы, именно их изучала биология, которая многие века сводила все только к описанию видов.

Статичные тела не рассматривались в качестве отдельного мира, их изучали отдельные науки (астрономия, философия и т. д.).

Первую классификацию, которая включала все части естествознания, создал Карл Линней.

Он был шведским ученым – физиологом и профессором медицины. Кроме этого, Нобелевским Лауреатом.

Внимание! Под ведением Карла Линнея находился большой ботанический сад города Упсала, в котором проводили различные научные эксперименты. На основе изучения растений и других объектов Линней сумел создать классификацию, по которой все предметы разделялись на животных, растения или предметы. Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место

Он разделял всех на:

Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место. Он разделял всех на:

На основе изучения растений и других объектов Линней сумел создать классификацию, по которой все предметы разделялись на животных, растения или предметы. Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место. Он разделял всех на:

  • класс,
  • отряд,
  • род,
  • вид.

Изучая и систематизируя особь, Линней делал это, используя латинское название, и такой порядок сохранен до сих пор. Сегодня полная классификация природного мира включает в себя:

  • надцарство или домен,
  • царство,
  • подцарство,
  • надтип или надотдел,
  • тип или отдел,
  • подтип или подотдел,
  • надкласс,
  • класс,
  • подкласс,
  • инфракласс,
  • надотряд или надпорядок.

Линней впервые в биологии ввел бинарную номенклатуру, которая подразумевает определение каждой особи под именем вида и рода.

Человек по этой причине классифицируется как Homo sapiens, что означает вид разумный.

Классификация Линнея определяет всем организмам собственное место в мире.

В современном мире классификация Карла Линнея живой природы несколько устарела и ученые пользуются другой схемой.

Так, сейчас выделяют кроме 4 царств природы, 2 надцарства и два подцарства.

Разница между живой и неживой природой, урок

Живая и неживая части природы, ее объекты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector