Жуковский: достопримечательности

Предприятия и работа в Жуковском

Основную экономическую мощь Жуковского на протяжении долгих лет составляли авиационные научно-производственные предприятия. Они и сейчас не теряют своей значимости, хотя на протяжении нескольких лет испытывали затруднения в связи с резким упадком количества госзаказов. Ситуация улучшается благодаря целевым федеральным программам и собственным усилиям руководства предприятий, но точно оценить будущее российской авиации на сегодняшний день сложно, и у многих эти оценки совсем не оптимистичные.

Главные и старейшие градообразующие предприятия – это, конечно же, ЦАГИ, а также ЛИИ им. Громова. На них, к счастью, все еще ведутся исследования и разработки, специалисты регулярно участвуют в конференциях и семинарах и даже время от времени повышается зарплата. Сейчас доля молодых специалистов, трудящихся в ЦАГИ уже составляет 23%, но не хватает работников среднего возраста, так как они уволились оттуда в кризисные 90-е.

В ЛИИ, где находится самая длинная взлетная полоса Европы, также все еще проводятся испытания, подготавливаются летчики-испытатели и организуются коммерческие авиаперевозки. При любви к авиации, вариант устроиться на работу в эти предприятия должен быть весьма привлекательным, ведь там вполне реально получать зарплату более 40 000 рублей.

ЦАГИ

В комплекс авиационных предприятий Жуковского, помимо двух упомянутых, еще входят такие организации как: Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева, НИИ Авиационного оборудования, Центр научно-технических услуг «Динамика», НИИП им. В.В. Тихомирова и другие. Статус наукограда помогает Жуковскому получать хоть какую-то государственную поддержку для своих предприятий.

Однако в Жуковском можно найти работу и не связанную с авиационной и оборонной промышленностью. Например, в городе расположен филиал «Нестле». А также развита сфера услуг.

В Жуковском предостаточно торговых центров, торгово-развлекательных комплексов, филиалов банков и т.д. Много в городе и офисных центров: несколько на улице Гагарина и среди них «Деловой мир», «Орбита плюс»; торгово-офисные центры «Полет» на Амет-хан Султана и «Техатом» на Лацкова. Немало среди горожан и тех, кто работает в Москве, хотя добираться туда по пробкам бывает не очень приятно.

Криминал

В 90-е годы в Жуковском, как это было принято почти во всех российских городах, были свои группировки. Но они не завоевали особой популярности, так как подавлялись более крупной и активной Люберецкой ОПГ. Ее лидеры в основном и контролировали все коммерческие структуры города, хотя их было немного. А жуковские группировки больше промышляли хулиганством и разбоями.

Сейчас город также не отличается ужасающим уровнем криминала. Здесь он такой же, как и везде, среднестатистический. Значимые преступления совершаются в основном в сфере недвижимости, но простой обыватель на эту ситуацию никак повлиять не может. А по большей части новости криминала составляют грабежи и драки, инициаторами которых становятся наркоманы и любители спиртного. Среди недавних происшествий, значимых на федераль ном уровне, следует назвать конфликты защитников природы с представителями ОМОНа, и вообще вся эта ситуация с вырубкой Цаговского леса у многих вызывает сомнения в ее законности.

В целом в городе относительно спокойно, хотя недавно переехавшим лучше не ходить лишний раз по темным улочкам промышленных районов и по лесу.

Музей истории НИИ приборостроения им. Тихомирова

Этот музей расположен в самом центре города, в административном здании НИИ. В музее собрали экспонаты, рассказывающие об истории создания и развития одной из лучших организаций страны в данной сфере.

Экспозиция начинается с разработок В. В. Тихомирова, с постепенным переходом к современной эпохе. Он подразделяется на несколько тематических выставок: о разработке авиасистем управления вооружением, о создании зенитно-ракетных комплексов среднего радиуса действия, различных системах радиолокации и многом другие.

Музей истории НИИ приборостроения им. Тихомирова

Неизменное внимание привлекает ЗРК «Бук», на фоне которого все фотографируются. Адрес: ул

Гагарина, д. 3.

Адрес: ул. Гагарина, д. 3.

Предприятия и работа в Жуковском

Основную экономическую мощь Жуковского на протяжении долгих лет составляли авиационные научно-производственные предприятия. Они и сейчас не теряют своей значимости, хотя на протяжении нескольких лет испытывали затруднения в связи с резким упадком количества госзаказов. Ситуация улучшается благодаря целевым федеральным программам и собственным усилиям руководства предприятий, но точно оценить будущее российской авиации на сегодняшний день сложно, и у многих эти оценки совсем не оптимистичные.

Главные и старейшие градообразующие предприятия – это, конечно же, ЦАГИ, а также ЛИИ им. Громова. На них, к счастью, все еще ведутся исследования и разработки, специалисты регулярно участвуют в конференциях и семинарах и даже время от времени повышается зарплата. Сейчас доля молодых специалистов, трудящихся в ЦАГИ уже составляет 23%, но не хватает работников среднего возраста, так как они уволились оттуда в кризисные 90-е.

В ЛИИ, где находится самая длинная взлетная полоса Европы, также все еще проводятся испытания, подготавливаются летчики-испытатели и организуются коммерческие авиаперевозки. При любви к авиации, вариант устроиться на работу в эти предприятия должен быть весьма привлекательным, ведь там вполне реально получать зарплату более 40 000 рублей.

В комплекс авиационных предприятий Жуковского, помимо двух упомянутых, еще входят такие организации как: Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева, НИИ Авиационного оборудования, Центр научно-технических , НИИП им. В.В. Тихомирова и другие. Статус наукограда помогает Жуковскому получать хоть какую-то государственную поддержку для своих предприятий.

Однако в Жуковском можно найти работу и не связанную с авиационной и оборонной промышленностью. Например, в городе расположен филиал «Нестле». А также развита сфера услуг.

В Жуковском предостаточно торговых центров, торгово-развлекательных комплексов, филиалов банков и т.д. Много в городе и офисных центров: несколько на улице Гагарина и среди них «Деловой мир», «Орбита плюс»; торгово-офисные на Амет-хан Султана и «Техатом» на Лацкова. Немало среди горожан и тех, кто работает в Москве, хотя добираться туда по пробкам бывает не очень приятно.

Культура[ | ]

В Жуковском два муниципальных театра (МУК «Драматический театр „Стрела“ для детей и взрослых» и «Экспериментальный музыкально-драматический театр» под руководством Александра Айсина). Работают Дом учёных ЦАГИ, городской Дворец культуры, Детская школа искусств № 1 и № 2, арт-салон «Пятый дом». C 1960 г. в Жуковском работает симфонический оркестр. С 1975 г. оркестром руководит народный артист России, лауреат премии Правительства России в области культуры, профессор Сергей Скрипка.

рассказывает об истории города Жуковский, о том, что было на месте города до его появления, а также — историю развития авиации, воздухоплавания и авиационной науки, начиная с первых попыток человека полететь и заканчивая нашими днями. Посетители музея могут почувствовать себя лётчиками в катапультном кресле реактивного истребителя в лётном шлеме, а также научиться управлять самолётом на авиасимуляторе в макете кабины штурмовика Ил-2, посидеть в пассажирских креслах самолёта Ту-154, заказать лёгкий пассажирский завтрак, посмотреть видеофильмы.

В Жуковском много музыкальных коллективов, как начинающих, так и довольно известных, выступающих на музыкальных площадках Москвы и других городов России и СНГ. В мае 2005 г. был открыт «Жуковский рок-клуб», некоторыми из целей которого является объединение жуковских команд, играющих «живую» музыку, знакомство слушателей с молодыми, ещё неизвестными коллективами.

Общие сведения и история

Жуковский расположен в центре Московской области, в 25 километрах к юго-востоку от российской столицы. С 2007 года является наукоградом. На территории Жуковского каждый нечетный год в августе проводится Международный авиационно-космический салон (МАКС). Также есть планы построить в нем Национальный центр авиастроения России. Общая площадь города — 47,229 км².

Раньше на месте Жуковского располагалась часть села Быково, а также деревня Колонец и село Новорождествено. 

В 1935 году начали возводиться аэродинамические трубы нового центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1938 году поселок при институте был назван Стаханово. В 1940 году был представлен проект Летно-исследовательского института. В нем было запланировано совмещение летных испытаний и теоретических разработок. В 1947 году Стаханово стало городом и было переименовано в Жуковский, в честь основателя современной аэродинамики. 

После того, как Жуковский стал наукоградом, для него были определены такие приоритетные направления экспериментальных разработок, научно-технической, научной, инновационной деятельности, подготовки и испытаний кадров, как: транспортные, информационно-телекоммуникационные, космические и авиационные системы, специальная и военная техника, энергосбережение, энергетика и перспективные вооружения.

Жуковский музей авиации и покорения неба

Когда-то город Жуковский взял своё начало на станции Отдых, в районе которой выбрали место для возведения центра авианауки и техники. От этой станции к центру города ведёт улица Чкалова – под кронами вековых сосен и елей, через которые проглядывают многоэтажные дома.

Жуковский музей авиации и покорения неба

На улице Чкалова расположен Жуковский музей авиации и покорения неба. В нём можно познакомиться с авиационной формой и оборудованием самолетов различных эпох, почувствовать себя лётчиком в катапультном кресле реактивного самолета, в гермошлеме летчика, в подвесной системе парашюта. Посетители могут попробовать поуправлять компьютерным самолётом на авиатренажёрах, совершить взлёт и посадку, поучаствовать в воздушных боях времен Великой Отечественной.

Адрес: ул. Чкалова, д.41.

Жуковский городской парк культуры и отдыха

Городской парк культуры и отдыха работает с 1970-х годов. Он по праву является любимым местом отдыха горожан и гостей города. Там можно просто прогуляться и подышать свежем воздухом в сосновом бору, поездить на велосипедах, роликах, скейтбордах, покатать детишек на качелях-каруселях и аттракционах. Цены являются вполне демократичными.

Маленькие посетители городского парка могут здесь «проходить подготовку к полёту» – на качелях, батутах и трамплинах; почувствовать себя лётчиками и космонавтами на аттракционах: «Полёт», «Летающая тарелка», «Космос». Взрослые тоже могут проверить свой вестибулярный аппарат, благодаря известному ещё с советских времён аттракциону – «Ретро».

Жуковский городской парк культуры и отдыха

Неподалёку от парка находится современный спортивный комплекс «Метеор», с удобными площадками для футбола, волейбола, тенниса.

Месторасположение: пересечение улиц Пушкина и Маяковского.

Инфраструктура города

В Жуковском есть все самое необходимое и в достаточном количестве для комфортной жизни: транспорт, магазины, больницы, школы и т.д. Основные магистрали города – улица Гагарина, перетекающая в улицу Туполева, а также улица Чкалова поддерживаются в отличном состоянии. Да и остальные дороги вполне сносного качества, хуже они становятся ближе к окраине и промышленным зонам. Пробки в городе зачастую образуются из-за того, что к жуковчанам добавляются жители соседнего Раменского, которые едут в Москву.

Также и во время проведения авиашоу «МАКС» проезд затрудняется тем, что некоторые улицы перекрываются и к тому же в городе собираются автомобили со всей области, а еще из других городов. Но чтобы решить эту проблему, строится трасса через Цаговский лес. Также водители, приезжающие на авиашоу жалуются, что в городе не хватает указателей и тому, кто приехал сюда впервые, сложно найти нужный заезд/выезд и сориентироваться.

Проблем добавляет еще и то, что по одному из границ города сплошь проходит железная дорога и чтобы заехать в Жуковский с этой стороны, приходится стоять в пробке перед переездом.

Различные районы города отличаются по благоустроенности и проблемам ЖКХ. Хуже всего приходится тем, кто живет поблизости с предприятиями. Например, на улице Заводская стоят старые двухэтажные дома, относящиеся к ветхому жилью. И через узенькую дорогу, буквально в нескольких метрах от домов развернулось производственное предприятие, шум и загрязнения от которого мучают жителей. Однако новостройки строятся с заранее продуманной инфраструктурой.

Один из новых дворов. Фото by impo-ssc (http://fotki.yandex.ru/users/impo-ssc)

С общественным транспортом ситуация тоже вполне сносная. По городу регулярно курсируют автобусы и маршрутки, до Москвы (станция Выхино) тоже можно доехать на них. Также возможно ездить на электричке с платформы «Отдых» и до Казанского вокзала, весь путь займет около часа

Только важно не перепутать платформу «Отдых» с «Ильинской», потому что выглядят они одинаково, и можно по ошибке выйти раньше

Автобусная остановка в Жуковском. Фото by impo-ssc (http://fotki.yandex.ru/users/impo-ssc)

Чем Жуковский действительно может гордиться, так это обеспеченностью больницами и хорошими учебными заведениями. Учреждения здравоохранения в основном сконцентрированы в Больничном городке, где есть больница экспертизы летного состава, городская больница, роддом и поликлиника. Такая обеспеченность связана, конечно же, с авиационной направленностью, ведь за здоровьем летчиков необходимо постоянно следить. Поэтому также прямо в черте города построены хорошие санатории.

О качестве средних школ уже было сказано, а учреждения высшего образования в городе представлены факультетами Московского авиационного института и Московского физико-технического института, а также филиалами других московских вузов. Детских садов в Жуковском всегда было достаточно, но в связи с модным беби-бумом возникла острая нехватка мест. Впрочем, такая ситуация характерна для всей Московской области.

Детская железная дорога

На границе Жуковского и посёлка Кратово находится детская железная дорога – как настоящая, только в миниатюре. Работает эта железная дорога только летом. На ней не только катают малышей, но и обучают школьников, которые занимаются в кружках юных железнодорожников. Здесь их ждёт практика по сцеплению вагонов, уходу за техникой, обслуживанию пассажиров и т.д. Длина пути Детской железной дороги составляет 3,8 км. При этом поезд останавливается на четырёх станциях и проезжает через живописные лесные массивы.

Детская железная дорога

Месторасположение: посёлок Кратово, улица Центральная, 5.

Климат и экология Жуковского

Жуковский находится в местности, благоприятной для жизни. Климат здесь умеренный, зима мягкая (-10ºС средняя температура января), а лето нежаркое (+18ºС средняя температура июля). В городе легко дышится благодаря многочисленным деревьям, хвойным и лиственным, сразу заметно, что он очень зеленый. Вблизи от города протекают реки Москва, Пехорка и Быковка, а также много озер.

Жуковский окружен лесами – это спасает его от экологических угроз. А они, конечно же, есть: выхлопы автомобилей; смог, который доносит ветром из Москвы; а еще непосредственная близость аэродрома и промышленных предприятий. И для многих самым большим экологическим минусом, с которым сложно бороться, является постоянный шум от самолетов.

Жуковский стал центром внимания различных экологических организаций в связи с вырубкой памятника природы – Цаговского леса. Эта ситуация вызывает неприязнь многих горожан к визитной карточке города – аэрошоу «МАКС», ведь именно под строительство более удобной трассы для проезда к месту его проведения беспощадно вырубаются многолетние деревья.

Реки, протекающие рядом, к сожалению, не отличаются чистотой. Наиболее чистым для купания называют Лыткаринский карьер, но до него не очень удобно добираться. А в районах города, близких к промышленным зонам, значительной долей загрязнения обладает еще и почва. Самыми благоприятными зонами считаются те, которые находятся далеко от заводов и аэродромов, и близко к природным объектам. К счастью, таких мест в городе немало.

Климат и экология Жуковского

Жуковский находится в местности, благоприятной для жизни. Климат здесь умеренный, зима мягкая (-10ºС средняя температура января), а лето нежаркое (+18ºС средняя температура июля). В городе легко дышится благодаря многочисленным деревьям, хвойным и лиственным, сразу заметно, что он очень зеленый. Вблизи от города протекают реки Москва, Пехорка и Быковка, а также много озер.

Жуковский окружен лесами – это спасает его от экологических угроз. А они, конечно же, есть: выхлопы автомобилей; смог, который доносит ветром из Москвы; а еще непосредственная близость аэродрома и промышленных предприятий. И для многих самым большим экологическим минусом, с которым сложно бороться, является постоянный шум от самолетов.

Жуковский стал центром внимания различных экологических организаций в связи с вырубкой памятника природы – Цаговского леса. Эта ситуация вызывает неприязнь многих горожан к визитной карточке города – аэрошоу «МАКС», ведь именно под строительство более удобной трассы для проезда к месту его проведения беспощадно вырубаются многолетние деревья.

Реки, протекающие рядом, к сожалению, не отличаются чистотой. Наиболее чистым для купания называют Лыткаринский карьер, но до него не очень удобно добираться. А в районах города, близких к промышленным зонам, значительной долей загрязнения обладает еще и почва. Самыми благоприятными зонами считаются те, которые находятся далеко от заводов и аэродромов, и близко к природным объектам. К счастью, таких мест в городе немало.

Население Жуковского

Количество жителей города пока еще не сильно прирастает, это можно отметить и по небольшому количеству новостроек, по сравнению с другими городами Подмосковья. Наверное, на это влияет авиационная специфика города и довольно высокие цены на жилье. На начало 2014 года численность горожан составляла около 107,5 тысяч человек, причем в течение десяти лет она увеличилась всего на 8 тысяч.

Статус города как центра авиастроения и наукограда повлиял и на социальный состав жителей. Значительная часть жителей здесь связаны с авиацией. В Жуковском еще с советских времен проживали и работали десятки Героев СССР, РФ и Социалистического труда. Здесь больше всего мальчиков (а еще и девочек) мечтающих стать летчиками. Среди жителей даже ходит легенда, что если посчитать все арки в старых домах города (а таких зданий с арками в Жуковском особенно много) и пройти через одну из них, то точно станешь пилотом.

У Вечного огня

Летчиков здесь по-особому ценят, уважают и гордятся ими. Город идеально подходит для тех, кто хочет работать в этой сфере. Здесь есть простор для развития ученых, связанных с авиацией. И вообще уровень образования в Жуковском считается одним из лучших. Город небольшой, но в нем много профессиональных и высших учебных заведений. А средние школы Жуковского всегда были на высоте.

Криминал

В 90-е годы в Жуковском, как это было принято почти во всех российских городах, были свои группировки. Но они не завоевали особой популярности, так как подавлялись более крупной и активной Люберецкой ОПГ. Ее лидеры в основном и контролировали все коммерческие структуры города, хотя их было немного. А жуковские группировки больше промышляли хулиганством и разбоями.

Сейчас город также не отличается ужасающим уровнем криминала. Здесь он такой же, как и везде, среднестатистический. Значимые преступления совершаются в основном в сфере недвижимости, но простой обыватель на эту ситуацию никак повлиять не может. А по большей части новости криминала составляют грабежи и драки, инициаторами которых становятся наркоманы и любители спиртного. Среди недавних происшествий, значимых на федераль ном уровне, следует назвать конфликты защитников природы с представителями ОМОНа, и вообще вся эта ситуация с вырубкой Цаговского леса у многих вызывает сомнения в ее законности.

В целом в городе относительно спокойно, хотя недавно переехавшим лучше не ходить лишний раз по темным улочкам промышленных районов и по лесу.

Карьера

В дальнейшем карьера и биография Николая Егоровича Жуковского складываются вполне успешно. В 1879 году он становится сверхштатным профессором механики, с 1885-го параллельно занимается преподавательской работой в столичном университете. Он читает лекции по гидродинамике, а вскоре получает степень экстраординарного профессора на кафедре прикладной механики.

С 1887 года Жуковский — штатный профессор столичного высшего технического училища, к тому же он долгое время читает курс в Академии коммерческих наук, посвященный практической механике, преподает в инженерном училище, относящемся к ведомству путей сообщения.

Рассказывая краткую биографию Николая Егоровича Жуковского, нужно отметить, что в 1893 году он получает статус действительного статского советника, а через год становится членом-корреспондентом Академии наук.

Транспорт[ | ]

В городе Жуковском расположена платформа Отдых Рязанского направления Московской железной дороги. Жители города также пользуются платформами Ильинская и Кратово, которые расположены в одноимённых посёлках, соседствующих с городом.

В городе действует Детская железная дорога. Она проходит по центральной части города от платформы Отдых (МЖД) до ст. Пионерская (ДЖД), расположенной на берегу озера Кратовское, что недалеко от пл. Кратово (МЖД).

Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России «Центроспас»

Трасса А102 связывает город Жуковский с Москвой.

В 2011 году был построен мост через реку Москва и намечено строительство подъездной дороги к МАКС. 2012 год был отмечен противостоянием значительной части общества с властями города по поводу строительства этой подъездной дороги и вырубки соответствующей просеки в Цаговском лесу. В августе 2013 года этот участок дороги (М5 «Урал» — А102) был введён в эксплуатацию.

30 мая 2020 года открылся международный аэропорт. Таким образом, этот аэропорт стал четвёртым в московском авиаузле.

Автобусное сообщение осуществляется Автоколонной № 1376 МАП № 1 г. Люберцы ГУП МО «МОСТРАНСАВТО». В Жуковском 6 городских маршрутов автобусов и 7 пригородных. Пригородное сообщение с Москвой, Раменским, посёлком фабрики «Спартак», пос. Октябрьский, д. Островцы и аэропортом Быково.

В городе имеется много маршрутных такси. Они работают внутри города и на пригородных маршрутах до д. Островцы, пос. Быково, г. Раменского и г. Москвы. Большинство маршрутных такси дублируют одноимённые автобусные маршруты.

Генеральный план г.о. Жуковского 2010 г. предлагает введение на территории города трамвайного движения с использованием существующих железнодорожных подъездных путей. Трамвайное движение предлагается по следующим направлениям:

  • ст. Отдых — Наркомвод; маршрут пройдёт по улицам Жуковского, Чкалова, Энергетическая, Мясищева, Кооперативная, Наркомвод, до территории ЛИИ им. Громова;
  • ст. Отдых — новые районы на правобережной части территории городского округа; маршрут пройдёт по улицам Жуковского, Чкалова, Энергетическая, Мясищева, Грищенко, Подъезду к г. Жуковскому от автомобильной дороги М-5 «Урал» до съездов на территорию новых районов.

Первый проект создания трамвайной системы на территории современного города существовал в рамках проекта 1912 года по созданию посёлка для железнодорожных рабочих и служащих при платформе Прозоровская. Проектировались маршруты от железнодорожной платформы по лучевой схеме к Москва-реке. Данный проект, как и остальные планы по строительству посёлка, был отменён в связи с началом Первой мировой войны и вступлением в неё Российской империи.

Достопримечательности города Жуковский

Одно из достоинств Жуковского как города для жизни – обилие красивых уголков природы, где можно насладиться прогулкой. Рядом с Парком культуры и отдыха расположена большая зеленая зона из хвойных и лиственных деревьев и Цаговский лес, не очень далеко от города Москва-река, Кратовское озеро и другие водоемы. На территории Жуковского несколько прекрасных санаториев.

Парк культуры и отдыха в Жуковском

Особого внимания заслуживает Воронцовский парк, ведь в нем находится уже упомянутая и еще не полностью разрушенная усадьба, очень красивая и величественная. В парке приятно прогуляться, хотя расстраивают проделки вандалов, которые вредят и без того готовому рассыпаться памятнику архитектуры.

Воронцовский парк

Еще одна потрясающая постройка находится совсем рядом с Жуковским, в соседнем Быково – это Владимирская церковь. Она очень необычная, не похожа на большинство русских церквей и выполнена в готическом стиле. Построена она в конце XVIII века и ее архитектором, скорее всего, был Баженов. Поговаривают, что место это проклятое, но это просто слухи.

Быково. Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Стандартный набор развлечений современного жителя также доступен для жуковчан – кинотеатры, ночные клубы, боулинг и бильярд в городе присутствуют в нескольких районах. Самые популярные ночные клубы – «Нео Васюки», «Клетка» и «Экватор». А среди кафешек неплохими считаются «Оливка», «Маликон», «Халиф», «Бонжур» и «Лайм». Подобных заведений в городе довольно много.

Нео-Васюки

Жуковский, как и многие небольшие российские города, полон противоречий. У него есть свои неоспоримые достоинства, вызывающие любовь местных жителей и желание здесь жить, но также хватает и проблем. Будущее города полностью зависит от молодого поколения, от тех, кто будет способен взять в свои руки пока еще не потерявшие мощь и гордость предприятия с великой историей, и вернуть Жуковскому реальный статус центра авиации не только российской, но и мировой.

Памятник-самолёт «Миг-21»

Стела с самолётом МиГ-21 стоит в Жуковском по соседству с центральной дорогой города. МиГ-21 – советский лёгкий сверхзвуковой истребитель третьего поколения, от конструкторского бюро Микояна и Гуревича, разработанный во второй половине 1950-х. Это самый массовый сверхзвуковой самолёт в истории и самый массовый истребитель 3-го поколения. За годы серийного производства (1959-1985) было выпущено 11 496 МиГ-21. А с 1967-го по 2017-й год этот истребитель производился в Китае.

Памятник-самолёт «Миг-21»

Местоположение: улица Гагарина, 11, на соединении улиц Гагарина и Менделеева, с декабря 2016 года это место называется Физтеховский сквер.

Жуковский Николай Егорович

Николай Егорович Жуковский родился 5 (17) января 1847 года в сельце Орехово Покровского уезда Владимирской губернии (ныне в Собинском районе Владимирской области) в семье местного помещика штабс-капитана Егора Ивановича Жуковского, инженера путей сообщения. В 1858-1864 годах Н. Е. Жуковский учился в 4-й Московской мужской гимназии, в 1864-1868 годах — на физико-математическом факультете Московского университета по специальности прикладная математика. С 1870 года он преподавал физику во 2-й Московской женской гимназии, с 1872 года был преподавателем математики, с 1874 года — доцентом по кафедре аналитической механики Московского высшего технического училища (МВТУ).

В 1876 году Н. Е. Жуковский защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» ему была присуждена степень доктора прикладной математики (1882).

С 1885 года Н. Е. Жуковский преподавал теоретическую механику в Московском университете. В МВТУ и Московском университете ученый работал до конца жизни.

В 1894 году Н. Е. Жуковский был избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук. В 1900 году он был выдвинут кандидатом в действительные члены академии, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и МВТУ, т. к. избрание означало бы переезд в Санкт-Петербург. В 1905 году ученый был избран президентом Московского математического общества.

В 1902 году под руководством Н. Е. Жуковского при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 году под его руководством в подмосковном поселке Кучино (ныне микрорайон города Железнодорожный) был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Н. Е. Жуковский организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 году при его непосредственном участии в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория.

В 1910-1912 годах Н. Е. Жуковский прочитал в МВТУ курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором были систематизированы теоретические работы самого ученого, его ученика С. А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, МВТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 года Н. Е. Жуковский преподавал на курсах офицеров-летчиков при МВТУ. Там же было создано авиационное расчетно-испытательное бюро, в котором под руководством ученого разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчета самолетных конструкций. Во время Первой мировой войны 1914-1918 годов Н. Е. Жуковский разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курс по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики.

После Октябрьской революции 1917 года Н. Е. Жуковский и руководившийся им коллектив ученых включились в дело создания советской авиации. В декабре 1918 года по предложению ученого был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Н. Е. Жуковским теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 году был создан институт инженеров Красного воздушного флота (с 1922 года — Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).

Тяжелые условия разрухи 1919-1920 годов и смерть любимой дочери подорвали здоровье ученого. Н. Е. Жуковский скончался в Москве 17 марта 1921 года. Он был похоронен в Донском монастыре.

Н. Е. Жуковский создал единую научную дисциплину — экспериментальную и теоретическую аэродинамику, развитие которой неразрывно связано с прогрессом самолетостроения. Он является автором многочисленных оригинальных исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для работ Н. Е. Жуковского характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector