Албанские народные верования — albanian folk beliefs
Содержание:
- Традиции и обычаи
- Исторический обзор
- Что ещё посмотреть
- Албания — жемчужина в бункере
- Албания: история возникновения государства
- фон
- Флаг, герб и гимн Албании
- Достопримечательности Албании
- Этнографические группы
- История
- Православие в Албании
- Экономика Албании
- Албания во второй половине ХХ века
- Фестивали
- Индивидуальные доказательства
- Краткая история религии в Албании
- Религиозная композиция
- Валюта
- Список народных сказок, легенд, песен и баллад
- Албанцы: происхождение народа
Традиции и обычаи
В албанском языке есть такая интересная особенность: многие имена и названия произносятся по-разному, что зависит от контекста. Из-за такой особенности часто даже профессиональные переводчики допускают ошибки.
Как уже говорилось, албанцы в знак отрицания кивают так, как мы соглашаемся. Однако в столице Албании и других крупных городах такой жест уже практически не используется. Видеть его можно лишь в поселках. Также в провинциальных районах еще пользуется популярностью вежливая форма обращения «шоку», что означает «товарищ». А в крупных городах сейчас говорят «зоти» или «зонья» – господин и госпожа соответственно.
Когда албанцы ходят в гости друг к другу, они обязательно берут какой-нибудь маленький подарочек – символический знак внимания
При этом сторона, принимающая его, не смотрит на то, дешевый ли он или дорогой – это неважно
Принимать гостей – это тоже талант. Считается, что чем больше их, тем лучше, тем выше положение хозяина дома в обществе. Албанцы вообще очень любят собираться и вести беседы на самые разные темы. Например, для них нормальным явлением считается подсесть к другому человеку в кафе и просто поболтать.
Этот народ очень любит пить кофе. Для них это целая культура. Албанцы пьют кофе всегда и везде, была бы только возможность. Они подают его в день сватовства и других важных семейных событий, а также «отмечают» им совершение сделки.
В Албании широко распространены хорошие манеры. Это вежливый и добропорядочный народ, который всегда стремится помогать другим людям.
Наиболее часто можно встретить маленькие семьи. Большие тоже есть, но их значительно меньше. Глава дома – самый старший мужчина в семье. Поэтому он распоряжается и имуществом, и хозяйством.
Раньше жена была как бы собственностью мужа. То есть она находилась в полном его подчинении. Часто детей на усмотрение отца обручали еще в раннем возрасте. Ребенок тоже был своего рода собственностью отца. Например, если вдова выходила замуж второй раз, ее дети оставались в семье умершего супруга.
Сейчас все иначе. На это повлияло нововведение в Конституцию, которое приравняло женщин к мужчинам. То есть они теперь на равных. Да и дети, если они посчитают нужным, могут расторгнуть обручение, произведенное в раннем детстве.
Очень сложно в Албании с браками между представителями разных вероисповеданий. Они есть, но таких очень мало, так как с этим борется общество с устоявшимися обычаями. Причина в большей степени в том, что сами по себе брачные обычаи очень сложны и в полной мере зависят от социальной принадлежности, обычаев и местных традиций, вероисповедания и пр. Интересно, что обычай запрещает молодоженам обращаться друг к другу по имени, по крайней мере, в первый год и в присутствии посторонних. Молодая жена должна быть покорной, услужливой и выполнять все прихоти старших членов семьи и, конечно, супруга.
Касаются албанские традиции и материнства. Например, роженицу и новорожденного тщательно оберегали от посторонних глаз, а на третий день после рождения малыша устраивали праздник. Выбор имени был очень сложным процессом, в котором принимали участие все родственники. Однако в последнее время принимает решение кум.
Исторический обзор
Религиозная карта Албании на начало XX века (приблизительная)
Первая христианская община на территории современной Албании была установлена в 58 году н. э. в Дурресе. После раскола христианской церкви в 1054 году южная Албания сохранила связи с Константинополем, северная часть страны вернулась под юрисдикцию Рима.
В середине XV века Албания была завоёвана Османской империей; албанцы стали первым европейским народом, принявшим ислам. Причин тому было несколько — турецкий прозелитизм, реакция на анти-албанскую деятельность православных в соседних странах и экономические преференции для принявших ислам. В XVIII веке в Албании получает распространение суфийское движение бекташи.
Со второй половины XIX века в Албании действует протестантская Евангелическая церковь Албании. В конце XIX — начале XX века среди албанских православных началось движение за создание поместной национальной церкви, закончившееся созданием Албанской православной церкви. В 1900 году священник Георг Германос, перешедший из православия в католицизм сформировал грекокатолическую общину, которая впоследствии оформилась в Албанскую грекокатолическую церковь
После второй мировой войны и с установлением коммунистического правительства в Албании началось преследование религии. В 1967 году Энвер Ходжа запретил любое отправление религиозного культа и объявил Албанию первым в мире атеистическим государством. В стране были закрыты сотни храмов; некоторые религиозные иерархи были расстреляны, сотни священников разных конфессий были отправлены в тюрьмы.
С началом демократизации страны (конец 1980-х) в Албании началось восстановление храмов и возрождение религиозной жизни. В начале 1990-х годов в страну прибыли различные протестантские миссионеры, проповедники бахаи, Свидетели Иеговы и мормоны.
Что ещё посмотреть
Тебя ждёт город-окно Берат, сохранивший старинные традиции Эльбасан, по-французски элегантная Корча, просторная портовая Влёра, раскинувшийся на берегах сказочного Охридского озера Поградец — места, у каждого из которых своё незабываемое лицо и своя история.
В нынешнем глобализованном мире всё и все очень похожи. Но Албания выделяется «лица необщим выраженьем». Здесь нет ничего скучно-одинакового: даже во фруктовой лавке все персики разные.
В Албании показателем успеха считаются семья и дети (о них — первый вопрос, который задают незнакомому человеку), а не должность или зарплата. Если ты начал забывать, что такое простые человеческие ценности, приезжай в Албанию.
Албания — жемчужина в бункере
Теплая, добрая и гостеприимная Страна Орлов, или «Щиптара», как именуют свою родину сами албанцы, осталась в стороне от многолюдных курортных маршрутов. И виной тому не отсутствие климатических достопримечательностей. С этим как раз все наоборот: ласковые и теплые воды Ионического и Адриатического морей, мягкий климат, соседство с популярными курортами Греции, Черногории, Сербии, Македонии… Виной всему — коммунистическое прошлое, которое укоренилось в этой стране наиболее глубоко.
Преданность прежнего правительства делу Ленина и Сталина достигла такого фанатизма, что, когда в СССР начался процесс десталинизма, Албания порвала все связи с бывшим «другом». Полная изоляция от внешнего мира, тотальное уничтожение религиозности привели к тому, что даже сегодня население Албании самое атеистическое в мире.
Православные храмы и мусульманские мечети разрушались или превращались в постройки социально-бытового назначения. Вместо них массово возводились бункеры — убежища от нападения «злых империалистов». После смены правительства верующие, независимо от вероисповеданий, с радостью востанавливают забытые традиции предков.
Албания: история возникновения государства
Сегодня Республика Албания представляет собой небольшое государство, расположенное в западной части Балканского полуострова и имеющее выход к двум морям – Адриатическому и Ионическому. По суше оно граничит с Сербией, Черногорией, Македонией, Грецией и Косово. Пролив Отранто отделяет Албанию от Италии.
Каково происхождение албанцев как народа? Принято считать, что процесс формирования албанского этноса начался в XI веке. В 1190 году образовалось и первое албанское государство – Арберийский принципат. Однако просуществовало оно недолго. Вскоре восточные земли принципата захватили болгары, а остальные территории попеременно принадлежали то сербам, то венецианцам, то неаполитанцам. А к середине XIV века вся территория нынешней Албании была захвачена сербским королем Штефаном Душаном.
В конце XIV века Албания попадает в сферу влияния Османской империи. Под ее властью албанцы пребывали пять веков, поднимая время от времени кровавые восстания. Лишь в 1440 годах Скандербегу удалось на короткое время возродить независимость страны. Сегодня он является одним из главных национальных героев Албании.
Эпоха турецкого владычества над албанскими землями завершилась лишь в начале ХХ века, благодаря поражению Турции в Первой Балканской войне. По окончании Первой мировой войны Албания была временно оккупирована Италией, но уже к 1920 году сумела отвоевать свой суверенитет. Правда, ненадолго. Уже в конце 20-х годов Италия вернула себе контроль над албанскими территориями. Остатки своей независимости Албания потеряла в 1939 году, когда армия Бенито Муссолини вновь оккупировала ее земли.
фон
в Партия Труда Албании с 1967 по 1990 год Албания объявил атеистическим государством и запретил любое исповедание религии. Как и прежде, большинство Албанцы никаких официальных обязательств. Но вы помните, была ли собственная семья мусульманина, православный или католический Традиция происходит из. Религиозные практики среди албанцев очень редки.
Представители мусульман, православных, бекташи и католиков Албании в Париже на митинге в честь жертв Нападение на Чарли Эбдо в январе 2015
Мечеть рядом с православным храмом на юге Албании.
По мнению исследователя Юго-Восточной Европы Натали Клэйер знает их История Албании не религиозный экстремизм. Религиозная терпимость определяет повседневную жизнь албанцев, которые гордятся гармонией, существующей между последователями религий. Более религиозный прагматизм как характерная черта албанского общества привела к многочисленным межрелигиозным бракам на протяжении веков. Возникла сильная объединяющая культурная идентичность. Исторически это также связано с необходимостью защитить свою культуру от попыток покорить и поработить другие народы и страны. Еще сегодня цитата из Пашко Васа (1825-1892), датированный позже принято часто слышать:
– Пашко Васа
По всей стране и со всеми религиями Суеверие а также языческие обычаи широко распространена как часть общей албанской культуры.Амулеты как чеснок, Куклы и мягкие игрушки, флаги и нарисованные глазачто злой взгляд (албанский Syri i keq) вездесущи. Особенно в северных горных районах Албанские Альпы смешанные дохристианские обычаи с католическими.
Места паломничества как католик, святой Антоний Падуанский преданный монастырь в Laç посещают последователи всех религий. Праздники тоже часто отмечают вместе. Здесь языческие элементы, которыми были обогащены христианские святые, играют объединяющую роль в религиях, поскольку языческие верования, мифы и суеверия широко распространены и сегодня.
Флаг, герб и гимн Албании
Государственные символы — установленные конституцией, специальными законами или традициями особые, как правило, исторически сложившиеся, отличительные знаки (символы) государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность. К основным государственным символам Республика Албания относятся государственный флаг, государственный герб и государственный гимн.
Флаг
Значение и немного история флага Албании:
Национальный флаг Албании был принят 7 апреля 1992 года, а герб был нанесен на него 22 мая 1993 года. Красный цвет флага символизирует кровь албанских патриотов, которая была пролита в борьбе против турецких захватчиков. По одной из версий, двуглавый орел в центре флага — происхождение албанцев, как потомков орла, по другой – орел был заимствован с герба Византийской империи. Двуглавый черный орел на красном фоне было знаменем борьбы против турок.
Все флаги стран мира, смотрите тут
Герб
Герб Албании представляет собой изображение чёрного двуглавого орла, расположенного на щите красного цвета, над которым изображен шлем Скандербега. Георгий Скандербег, шлем которого находится на гербе Албании, является национальным героем Албании. Скандербег боролся за объединение и независимость Албании, и отражал нашествия турков.
Все гербы стран мира, смотрите тут.
Гимн
Национальным гимном Албании является произведение «Hymni i Flamurit», что переводится, как «Гимн флагу». Текст гимна был написан албанским поэтом Александром Ставре Дренова и впервые опубликован 21 апреля 1912 года, как стихотворение в албанской газете «Liri e Shqipërisë» («Свободу Албании»). Музыка была написана румынским композитором Чиприаном Порумбеску. Изначально музыка писалась для песни «Pe-al nostru steag e scris Unire». Ниже представлен текст гимна Албании на национальном языке и перевод на русский язык:
Гимн Албании на родном языке | Гимн Албании на русском языке |
Rreth flamurit te perbashkuarMe nje deshir’ e nje qellim,Te gjith’ atje duke u betuarTe lidhim besen per shpetim. Prej lufte vec ai largohetQe eshte lindur tradhetor,Kush eshte burre nuk frikesohet,Po vdes, po vdes si nje deshmor! Ne dore armet do t’i mbajme,Te mbrojme atdheun ne cdo kend,Te drejtat tona ne s’i ndajme;Ketu armiqte s’kane vend! Se Zoti vete e tha me gojeQe kombe shuhen permbi dhe,Po Shqiperia do te rroje;Per te, per te luftojme ne! |
Объединимся все вокруг флагаС одним желанием и целью одной.Залогом послужит наше слово честиВ нашей борьбе за свободу. Лишь предателем рожденный,Отречется от борьбы.Ибо испугаться может каждый,Но мученик встанет и пойдет! Оружие в наших руках держа,Защитим Отчизну свою,Права сдаваться у нас нет,Нашим врагам не место здесь! Сам Господь сказал,Что наций на Земле не будет,Но Албания будет жить,За неё, за Албанию ведем мы войну! |
Достопримечательности Албании
Гирокастра
Гирокастра — живописный город-музей, расположенный в 120 км от Тираны на горных склонах над рекой Дрина. Включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старый город Гирокастры — великолепный пример османской архитектуры. Поселение здесь было известно как торговый центр с 13 столетия. В османский период город развивался благодаря базару. В Гирокастре можно посмотреть на красивые османские дома, красочный базар, остатки римских укреплений, крепость 15-го века, османские стены, мечеть 15 века и несколько христианских церквей.
Замок в Гирокастра
Замок в Гирокастра — одно из крупнейших подобных сооружений на Балканах. Крепость здесь была построена уже в 12 столетии, хотя большая часть сохранившихся строений датируются 19 веком. Замок в коммунистический период албанской истории использовался в качестве тюрьмы.
Берат
Берат — ещё один город-музей, расположенный в 122 км к юго-востоку от Тираны. Является одним из древнейших городов Албании и имеет целую россыпь старинных достопримечательностей: от древней крепости и средневековых христианских церквей до османских мечетей.
Замок Преза
Замок Преза — средневековый замок 15 века, расположенный недалеко от Тираны. Основан был ещё в 6 веке в период правления византийского императора Юстиниана. Известен как один из опорных пунктов албанского сопротивления османам во главе с Скандербегом.
Тет
Тет — каменная церковь 19 века, расположенная среди живописных гор. Это сооружение выглядит гораздо старше, благодаря традиционной архитектуре.
Часовая башня
Часовая башня — один из символов Тираны. Это сооружение было построено османскими архитекторами в 1822 году. Башня имеет высоту 35 метров.
Бутринт
Бутринт — руины древнегреческого города, основанного в 4 веке до н.э. греческими колонистами с острова Корфу. В античный период он являлся одним из важнейших поселений на Балканах, достигнув максимального расцвета и процветания в период существования Византии. Самые интересные его достопримечательности: античный театр 3 века до н.э., древний храм того же периода и фрагменты крепостной стены.
Аполлония
Аполлония — руины античного иллирийского города, расположенные близ города Фиери. Большая часть этого древнего поселения до сих пор погребена под землёй. Этот город был основан греками еще в 855 году до нашей эры и являлся важным средиземноморским полисом. Самые интересные его достопримечательности: римские колоннады, древний амфитеатр, фрагменты крепостных стен и средневековый монастырь.
Крепость Розафа
Крепость Розафа — главная достопримечательность города Шкодер. Она была основана ещё иллирийцами, а затем восстановлена венецианцами и перестроена османами. Также в Шкодере нужно обязательно увидеть великолепную мечеть шейха Абдуллы Аль Замиля.
Дуррес
Дуррес — старинный город в 38 километрах к западу от Тираны с потрясающими древними памятниками. Поселение здесь было основано греками в 7 веке до н.э. и на протяжении многих веков считалось крупнейшим портом Адриатического моря. Здесь можно увидеть византийскую стену, соединенную с венецианской башней и амфитеатром, в котором была найдена крипта раннехристианского периода с настенной мозаикой редкой красоты.
Замок Порто Палермо
Замок Порто Палермо — одна из самых красивых крепостей в стране, построенная в османский период.
Озеро Коман
Озеро Коман — потрясающее горное озеро, которое считается одним из самых живописных мест Албании.
Этнографические группы
Албанцев можно разделить на две основные подгруппы. Они образованы в связи с тем, что этот народ разделяется по языку и обычаям.
- Геги – северные албанцы. Они проживают в Косово, Северной Албании, Македонии, Черногории. Это преимущественно мусульмане и католики. У этого народа до сих пор сохранена своеобразная традиция деления на фисы – племенные объединения.
- Тоски – южные албанцы. Они населяют Грецию, Южную и Центральную Албанию. Среди них — преимущественно мусульмане и православные.
В ходе политических событий на Балканах из албанского этноса выделились две крупные субэтнические группы, которые сегодня являются самостоятельными и слабо связаны с исторической родиной. Это арнауты – православные албанцы республики Греция и арбеши – албанцы-католики, проживающие на территории Сицилии и Южной Италии.
Учитывая всю полученную информацию, можно ответить на интересующий многих вопрос о том, славяне албанцы или нет. Их этногенез, конечно, запутан. Но не настолько, чтобы не понимать, что к славянам они не имеют отношения.
История
На протяжении четырех столетий албанские католики защищали свою веру с помощью:
- В францисканских миссионеров, особенно с середины 17 — го века, когда гонения со стороны мусульманских владык , приводимыми в движение отступничество многих албанских сел.
- Колледж пропаганды в Риме, особенно известный в религиозной и моральной поддержке албанских католиков. В частности, в XVII и XVIII веках он обучал молодых священнослужителей для службы в албанских миссиях, внося свой вклад как тогда, так и сейчас в их поддержку и поддержку церквей.
- Правительство Австрии, которое ежегодно выделяло около пяти тысяч долларов албанским миссиям в качестве защитника христианской общины под властью Турции. Что касается австрийского интереса к Албании, можно сказать, что именно австрийский посол получает от султана Берат, или гражданский документ об учреждении католических епископов Албании.
Церковное законодательство албанцев было реформировано Папой Климентом XI , осуществив общее церковное посещение (1763 г.) архиепископа Антивари , по завершении которого был проведен национальный синод. Его декреты были напечатаны организацией «Пропаганда» (1705 г.) и возобновлены в 1803 г. В 1872 г. Пий IX повелел провести в Скутари второй национальный синод для обновления народной и церковной жизни.
Православие в Албании
Зарождение православия в Албании связывают с именем святого Кесаря, который считается апостолом этого края. Имена многих святых великомучеников связаны с албанской землей. Албания, религия которой длительное время находилась под строжайшим запретом (приговорить к тюремному заключению могли за найденную в доме икону), является родиной святых Доната, Ферина, Данакса, Нифонта и других. Мученическую смерть за Христа приняли на этой земле Косма Этолийский и Никита Албанский. Во времена репрессий православные священники пострадали больше остальных.
После смены режима на территории страны не осталось ни одного христианского монастыря, ни одного целого храма. Для сравнения: перед Первой мировой войной православие насчитывало 354 храма, 300 небольших часовен, 28 монастырей и две духовные семинарии.
Восстановление разрушенного православия церковь поручила владыке Анастасию. Первые церковные службы приходилось проводить под открытым небом, так как не было ни одной уцелевшей церкви. Результатом деятельности архиепископа стала реставрация и ремонт разрушенных храмов, сооружение новых, открытие монастырей, обучение священников.
Экономика Албании
В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании
в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании
начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.
Албания во второй половине ХХ века
В годы Второй мировой войны в Албании было очень активно партизанское движение. Одним из руководителей антифашистского подполья был Энвер Ходжа, который впоследствии стал политическим лидером воссозданного албанского государства. Ходжа, будучи большим фанатом Иосифа Сталина, стал строить коммунизм в своей маленькой балканской стране.
Но дружба албанского диктатора с Советским Союзом была недолгой. Энвер Ходжа категорически не воспринял политику развенчания культа Сталина, проводимую Хрущевым в 50-х годах, и окончательно разругался с «большим братом». Ссора была настолько серьезной, что Советскому Союзу пришлось разорвать всяческие отношения с Албанией.
С течением лет диктаторский режим Энвера Ходжи становился все более жестким. В стране запрещалась любая религия. Существенно ограничивалось передвижение албанцев: так, чтобы отправиться в соседний поселок, нужно было взять специальное разрешение у чиновников. Сам диктатор в это время активно строил бетонные бункеры и все ждал военной атаки Советского Союза. Они разбросаны по всей стране, и сегодня их можно встретить в самых неожиданных ее уголках.
В конце 80-х годов некогда мощные социалистические режимы в Европе стали рушиться по принципу карточного домика. Не миновала эта участь и крохотную Албанию. В начале 90-х годов измученные диктатурой и репрессиями жители страны стали рушить все памятники Ленину, Сталину и Ходже. Тело самого диктатора было извлечено из его мавзолея и перезахоронено на общественном кладбище Тираны. Многие страницы своей истории албанцы предпочли забыть. И винить их в этом сложно.
Этническое происхождение албанцев было и остается предметом довольно жарких дискуссий среди историков и лингвистов. По этому поводу существует сразу несколько теорий, и каждая из них, в той или иной степени, претендует на достоверность. Итак, кто такие албанцы? Об этом читайте далее.
Фестивали
- Dita e Verës (Verëza) : «Летний день», весенний праздник в Албании, отмечаемый 1 марта по юлианскому календарю ( 14 марта по григорианскому календарю ). В старом албанском календаре он соответствует первому дню нового года (по- албански : Kryeviti, Kryet e Motmotit, Motmoti i Ri, Nata e Mojit ) и отмечает конец зимнего сезона (вторая половина года) и начало летнего сезона (первая половина года) в день весеннего равноденствия . Другой праздник весеннего равноденствия — Навруз (по- албански : Dita e Sulltan Nevruzit ), отмечаемый 22 марта .
- Ната-э-Бузмит : « Ночь Святочного бревна » отмечается во время зимнего солнцестояния , с 22 декабря по 6 января. В албанских верованиях она знаменует возвращение солнца на лето и удлинение дней.
Индивидуальные доказательства
- ↑
- ↑ Шпреса Мусай: Религиозность Албании: неизменна на протяжении веков. Межцерковная и межрелигиозная толерантность на Балканах. В: Научные статьи из серии «Исторические науки» Tectum Verlag. Лента18. Tectum Verlag, Марбург 2011 г., ISBN 978-3-8288-2693-9.
- Роберт Элси: Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры. C. Hurst & Co., Лондон 2001, ISBN 1-85065-570-7, С.125.
- Гельмут Эберхарт: «… И вовеки, аминь». Дукаджинское нагорье как католический анклав. В: Гельмут Эберхарт, Карл Касер (ред.): Албания — племенная жизнь между традициями и современностью. Böhlau Verlag, Вена, 1995, ISBN 3-205-98378-5.
- Харви Сарнер: Спасение в Албании — сто процентов евреев Албании спасены от Холокоста. Brunswick Press, Кафедральный собор 1997, ISBN 1-888521-11-2.
- Wilkes 1995, стр. 245: «… Иллирийские божества названы на памятниках римской эпохи, некоторые из них приравниваются к богам классического пантеона (см. Рисунок 34)».
- Wilkes 1995, p. 244: «В отличие от кельтов, даков, фракийцев или скифов, нет никаких указаний на то, что иллирийцы разработали единую космологию, на которой была сосредоточена их религиозная практика. Этимология иллирийского имени, связанного со змеем, была бы, если это правда , соответствуют многим представлениям о … »
- Genc Myftiu: Религиозные вероучения. В: Genc Myftiu (ред.): Путеводитель по истории и культурному наследию Албании. Агентство устойчивого экономического развития, Тирана 2000, С.57–77.
- Энгельберт Дойш: К. (Соединенное Королевство. Культурный протекторат в районе албанских поселений в его культурной, политической и экономической среде. Böhlau, Вена 2009, ISBN 978-3-205-78150-9.
Краткая история религии в Албании
Христианство впервые появилось в албанских землях еще во времена Римской империи. Первые христиане жили в Дурресе (в древности — Диррахий). Но спустя почти полторы тысячи лет турки-османы завоевали эти земли. Они предложили албанским феодалам перейти в ислам в обмен на привилегии.
Кроме этого, были введены специальные налоги для христиан. Но они стали бременем для небогатых крестьян, и те также начали принимать ислам. Ближе к концу 19 века в Албании появились протестанты.
После второй мировой войны, сформировалась первая Коммунистическая партия. Ее лидер Энвер Ходжа решил создать первое в мире «атеистическое» государство и начал искоренять религию в стране. Для этого он:
- запретил проводить любые религиозные обряды, даже крестить детей.
- отправил в тюрьму многих религиозных лидеров и их соратников, а некоторых даже велел казнить.
- закрыл все культовые сооружения — мечети и церкви, храмы и монастыри.
Но после смерти Энвера Ходжи к власти пришел его преемник Рамиз Алия. При нем влияние коммунистов на народ начало ослабевать, и религия начала возрождаться.
Большая мечеть в Тиране (соборная мечеть) — самая большая в Албании, была открыта в 2015 году президентом Турции Реджеп Тайип Эрдоганом
Религиозная композиция
Религиозное большинство по муниципалитетам (перепись 2011 г.)
Суннитское большинство
Большинство не принадлежит к какой-либо традиционной религии / нет ответа
Католическое большинство
ортодоксальное большинство
Бекташи большинство
Перепись 2011 года
Перепись 2011 года выявила следующие религии:
религия | резидент | доля |
---|---|---|
исламМусульманеБекташи | 1.646.2361.587.60858.628 | 58,79 %56,70 %2,09 % |
ХристианеКатоликправославныйПротестантский/евангелическийдругие христы | 475.629280.921188.9923.7971.919 | 16,99 %10,03 %6,75 %0,14 %0,07 % |
атеизм | 69.995 | 2,50 % |
Нет ответа | 386.024 | 13,79 % |
Верующие без вероисповедания | 153.630 | 5,49 % |
не актуально / не указано | 68.022 | 2,43 % |
Результаты переписи 2011 года противоречивы. в Автокефальная Православная Церковь Албании официально заявила, что не признает результаты переписи. С ее точки зрения, именно православные христиане недопредставлены, что она объясняет ошибками в проведении личных собеседований и преднамеренным бойкотом соответствующих вопросов. Согласно нашим собственным исследованиям, основанным на крещальных и приходских книгах, доля православных христиан в Албании превышает 24%.
Дальнейшие исследования
Дальнейшие исследования последних нескольких лет дают совсем другие цифры. Согласно опросам Албанская академия наук с 2003 г. около 40% албанцев принадлежали к Сунниты, От 20% до БекташиПорядка, еще 20% Православной Церкви и около 10% Православной Церкви. католическая церковь. Остальные 10% назвали себя Атеисты или принадлежат к другим религиям и конфессиям, в частности евангелический или евангелисты Бесплатные церкви. Исследование Национального статистического управления Албании Instituti i Статистика с 2005 г. доля 79,9% Мусульмане к общей численности населения Албании. Оценки, опубликованные в 2018 г. Швейцарская метаданная религиозной принадлежности (SMRE) предполагают, что 8% католиков, 15% православных, 65,9% мусульман и 10,9% людей без религиозной принадлежности за период 2000 (1996-2005 гг.), По оценкам SMRE, за период 2010 г. (2006–2015 гг.) католики составляют 8,7%, православные — 9,1%, мусульмане — 52,5% и люди без религиозной принадлежности — 29,5%.
в еврейский Сообщество веры насчитывает около сотни членов, хотя существует уже 2000 лет. Евреи в Албании дает. В Тирана стал синагога открылся, но вскоре снова закрылся. Почти все оставшиеся евреи никогда не столь великой общины мигрировали в после Израиль конец.
В 2008 году в Албании насчитывалось 1757 храмов и культовых сооружений. Хотя мусульмане составляют относительное и абсолютное большинство, у них меньше домов веры. Только 568 существовали Мечети и 70 Tekken, но 1119 Церкви. Из церквей 694 были католическими и 425 православными.
Предыдущие опросы
До Вторая мировая война Около 70% населения исповедуют суннитский ислам. 20% были православными, в том числе практически все представители национальных меньшинств (Македонцы, Арумыны, Греки а также Рома). Около 10% принадлежали Римско-католической церкви. Православные албанцы жили в основном на юге, католики на северо-западе, а мусульмане были представлены повсюду, за исключением нескольких горных регионов.
Валюта
Денежная единица Албании — лек (курс). В обращении есть купюры в 5000, 2000, 1000, 500 и 200 леков, а также монеты в 100, 50, 20 и 10 леков (монеты в 5 и 1 лек почти не используются). В некоторых отелях и магазинах можно расплатиться евро. В крупных супермаркетах возможна оплата картой, но в некоторых — только от определённой суммы (обычно от 1500 или 2000 леков).
При снятии денег с иностранной карты через банкомат взимается комиссия от 500 до 800 леков. В многочисленных обменных пунктах принимают в основном евро и доллары.
Денежная единица Албании — лек. Фото: milosk50 / Shutterstock.com
Советую снять леки сразу по прилёте в банкомате в аэропорту, чтобы расплатиться за кофе, стритфуд, городской транспорт, такси или междугородный автобус. Оплата картами во многих местах, например в маленьких кафе, аптеках, парикмахерских, в транспорте, как правило, невозможна.
Список народных сказок, легенд, песен и баллад
Народные сказки
- Мариго из сорока драконов
- Из любви к голубю
- Серебряный зуб
- Змеиный ребенок
- Обетованная Солнцу Дева
- Благодарная змея и волшебное дело
- Ревнивые сестры
- Принцесса Китая
- Глупый юноша и кольцо
- Голый мужчина и брат паши
- Мальчик без имени
- Половина петуха
- Гизар Соловей
- Змея и дочь короля
- Медведь и дервиш
- Дочь короля и череп
- Стременная пустошь
- Сказка о юноше, понимающем язык животных
- Дева в коробке
- Девушка, которая стала мальчиком
- Обувь
- Юноша и Дева со звездами на лбу и полумесяцами на груди
- Три брата и три сестры
- Три друга и земная красота
- Scurfhead
- Мальчик и земная красота
- Близнецы
- Дочь Луны и Солнца (версия с кульшедрой )
- Дочь Луны и Солнца (версия с сыном царя)
- Дочь Солнца
- Змей
- Семь пядей бороды и три пяди тела
- Умелые братья
- Сказка об орле
Легенды
- Ага Имер из Улциня
- Али Дост Деде из Гирокастры
- Цикл Муджо и Халили
- Гьердж Элез Алия
- Сари Саллтёк
- Скандербег и Баллабан
- Шега и Влластар
- Могила влюбленного
- Легенда о Джабали-Альхаме
- Принцесса арджиро
- Месть Кастрати — легенда племени триепши
- Основание племени Келменди
- Основание племени кастрати
- Основание племен хоти и триепши
Песни и баллады
- Песни пограничных воинов
- У платана Машкуллоре
- Чамские народные песни ( Песня Чело Мезани )
- Песня Марко Бочари
- Константин и Дорунтина
- Евфрозина Янина
- О, моя прекрасная Морея
- Песня Таны
- Песни Косовской битвы
- Сборник песен Вука Караджича
Албанцы: происхождение народа
Этногенез албанского народа крайне сложный и запутанный. Кто такие албанцы? Согласно самой распространенной версии, они являются прямыми наследниками иллирийцев. Это общее название нескольких народностей, населявших некогда Апеннинский и Балканский полуострова. Их прародителем считался Иллирий, персонаж древнегреческой мифологии. Первые письменные источники об иллирийцах датируются VII веком до нашей эры. Считается, что они полностью исчезли после переселения на Балканы славян.
В Албании, Италии, а также в странах бывшей Югославии сосредоточено немало памятников иллирийской культуры. Сам иллирийский язык не сохранился, однако до наших дней дошли отдельные слова, имена и названия населенных пунктов на этом языке. Кстати, топоним «Албания», вероятнее всего, произошел от имени древнего иллирийского племени albanoi, которое упоминалось Птолемеем во втором веке нашей эры.
Многие лингвисты пытались связать современный албанский язык с мертвым иллирийским. Однако к каким-либо однозначным результатам эти попытки пока не привели. Именно поэтому, отвечая на вопрос «кто такие албанцы», ученые выдвигают еще ряд различных гипотез. Например, происхождение этноса нередко связывают с фракийцами или жителями древней Дакии (государства, существовавшего на Балканах до начала второго века и поглощенного впоследствии Римской империей).
Многочисленные генетические исследования лишний раз подтвердили, что албанцы – достаточно обособленный этнос, который, однако, имеет много общего как с балканскими, так и с западноевропейскими народами.