Албанский язык

Косовский язык

В пост- Второй мировой войны Югославии был проект , чтобы создать Косован язык, который был бы в значительной степени Gheg. Это соответствовало реорганизации страны Иосипом Броз Тито в федерацию этнолингвистически определенных наций , которая в значительной степени полагалась на языковую политику для создания или усиления отделения этих наций от таких соседей, как Болгария , и основывалась на усилиях коммунистической Албании. объединиться с Югославией. Однако идея союза была отброшена после раскола между Сталиным и Тито в 1948 году, когда Албания встала на сторону Москвы. В результате этого разрыва и других факторов такой косовский язык никогда не создавался. Действительно, в 1974 году стандартный албанский язык на основе тоска был принят в качестве официального языка Косово.

Открытие и расшифровка

О существовании кавказской албанской литературы до конца ХХ века было известно лишь косвенно. Корюна « Жизнь Маштоца» , написанная в V веке, но сохранившаяся только в гораздо более поздних искаженных рукописях, и « История кавказских албанцев» Мовсеса Каганкатваци , написанная в X веке, приписывают обращение кавказских албанцев в христианство двум миссионерам. , Енох и Дана, а также создание кавказского албанского алфавита армянскому ученому Месропу Маштоцу . Затем некий епископ Иеремия перевел христианскую Библию на их язык. Еще в 1977 году Брюс Мецгер мог написать, что «ничего из версии не сохранилось».

В 1996 году Заза Алексидзе Центра рукописей в Тбилиси , Грузия , обнаружили палимпсест в монастыре Святой Екатерины на горе Синай , Египет , с неизвестным скриптом. Он продолжал идентифицировать алфавит как кавказский албанский и идентифицировать рукопись как раннехристианский лекционарий примерно V или VI века. Лекционарий может быть самым ранним из сохранившихся лекционариев христианской религии.

Затем лингвисты Йост Гипперт и Вольфганг Шульце увлеклись кавказским албанским алфавитом . Использовалось специализированное рентгеновское оборудование, позволяющее читать тексты палимпсестов кавказских албанцев целиком. Список названий месяцев кавказских албанцев, сохранившийся в ряде средневековых рукописей , дал один из ключей к разгадке языка. В 2017 году в монастыре Святой Екатерины были обнаружены еще два текста на кавказском албанском языке. Первоначальный текст на палимпсестах был стерт где-то между 4 и 12 веками.

Население Албании

По статистике, 57 % жителей государства исповедуют ислам. Еще 6,75 % – христианство. Католиков здесь примерно 10,03 %. Отсюда видно, какую религию исповедуют албанцы: большая их часть — мусульмане.

Около миллиона местных жителей уезжают работать за границу, поэтому основным источником доходов являются именно те средства, которые были переведены из другой страны. В Албании сохраняется высокий уровень эмиграции.

Что касается этнического состава:

  1. Албанцы – 95 %.
  2. Греки – 3 %.
  3. Другие – 2 %. Среди них — цыгане, румыны, македонцы, сербы и др.

Также до 1990 года здесь существовала еврейская диаспора. Она прекратила свое существование по той причине, что последние 11 человек отбыли на родину – в Израиль.

Статус албанского

Распространение языков Албании
албанский 98.7%
Греческий 0.54%
македонский 0.16%

Статья 14 Закона Конституция Албании утверждает, что «Официальный язык в Республике Албания — албанский». По переписи населения 2011 года 2 765 610 человек, 98,767% населения заявили албанский как их родной язык («родной язык определяется как первый или основной язык, на котором говорят дома в детстве»).

Диалекты

Стандартный албанский язык основан на Тоск диалект, на котором говорят на юге. Гег говорят на севере, а также Косовские албанцы и в Хорватии Арбанаси, Верхнерекский диалект, Истрия. Традиционная граница между двумя диалектами — это Шкумбин Река. Хотя они несколько разные, они взаимно понятны. Другие известные разновидности, все из которых являются субдиалектами тоска, включают Лаборатория, Чам, Арбёреш говорят в Италии и Арванитика, Арванитик в Южной Греции.

Ксамиль (алб. Ksamil)

Расстояние от Саранды до Ксамиля — около 10 км. Автобусы по маршруту Саранда — Ксамиль — Бутринт ходят раз в час с 7:00 до 19:00  (по городу — 50 леков, до Ксамиля или Бутринта — 100 леков, оплата кондуктору в салоне). В туристический сезон от набережной Саранды в Ксамиль плавают небольшие экскурсионные корабли.

В туристический сезон от набережной Саранды в Ксамиль плавают небольшие экскурсионные корабли. Фото: Florian Muharremi / Shutterstock.com

Ксамиль — это живописная деревня на полосе суши между Бутринтским озером, где выращивают мидии, и Ионическим морем. Из-за белого песка и небольших прибрежных островков Ксамиль называют албанскими Мальдивами. С пляжей до островков можно добраться вплавь или взять напрокат водный велосипед или САП (Stand Up Paddle Board, 1000 леков за час).

Сам Ксамиль очень маленький, и всё его побережье — один большой пляж,  именуемый албанцами просто ксамильским. А вот между Сарандой и Ксамилем есть несколько интересных панорамных пляжей — Сухое дерево (Pemё e Thatё), Чайка (Pulёbardhё), Зеркала (Pasqyrat).

Сам Ксамиль очень маленький, и всё его побережье — один большой пляж, именуемый албанцами просто ксамильским. Фото: upslim / Shutterstock.com

Принципы общения

В Албании повсеместно можно услышать об интересном обычае, имеющем название “джиро”. Именно так албанцы называют вечерние прогулки по площадям и скверам. Во время них люди встречают старых знакомых и соседей, с которыми делятся последними новостями или даже сплетничают. Среди албанцев немало щёголей, а потому на “джиро” принято одеваться нарядно и даже празднично – так человек демонстрирует свою успешность и высокий достаток.

Весьма необычны и традиции этикета албанцев. У этого народа принято знакомиться в барах. Но если вы начали общение с кем-либо, то обязаны угостить своего нового знакомого. Так человек демонстрирует свой статус, а также приобретает авторитет в глазах нового друга. Кроме того, в барах нередко проходят деловые встречи. Здесь можно заметить “обмен любезностями” по оплате счёта своих знакомых или во время дружеских посиделок.

В Албании принято знакомиться и даже проводить деловые встречи в барах / Dave Proffer / flickr.com

История Албании

На протяжении многих веков Албания находилась под господством иноземных поработителей: сначала — Древнего Рима, затем — Венеции и последние пять веков — Османской империи. Яркой страницей борьбы албанского народа за свою независимость в историю страны вписано 25-летнее вооружённое противостояние турецким завоевателям в сер. 15 в., которое возглавил выдающийся албанский государственный деятель и полководец Георгий Скандербег. Однако окончательное освобождение Албании от турецкого ига стало возможно только после поражения Османской империи в 1-й Балканской войне.

Формальное провозглашение государственности Албании тем не менее не означало для неё подлинной независимости от иностранного влияния. Согласно секретному Лондонскому договору 1915 Антантой был предусмотрен раздел албанской территории между своими союзниками. Оккупационные войска покинули страну только в 1920.

Неудачной была и первая попытка проведения в Албании демократических преобразований. Правительство Фана Ноли, пришедшее к власти в результате Июньской демократической революции 1924, было свергнуто феодальными силами. В стране был установлен авторитарный режим Ахмета Зогу, который в 1928 был провозглашён королём Албании. В результате навязанных Албании договоров 1926, 1927 и 1936 страна попала в политическую, военную и экономическую зависимость от фашистской Италии. А в апреле 1939 подверглась со стороны последней прямой оккупации. После оккупации Италией через два года и югославских территорий, на которых проживало албанское население, они были объединены с Албанией в рамках марионеточного государственного образования — т.н. Великой Албании. После капитуляции Италии в сентябре 1943 «Великая Албании» была оккупирована германскими войсками.

В конце ноября 1944 албанские патриоты освободили страну от фашистской оккупации. Поскольку во главе успешной освободительной борьбы оказались албанские коммунисты, возглавляемые Энвером Ходжей, а иные политические силы или были скомпрометированы сотрудничеством с оккупантами, или не пользовались существенным влиянием, то после освобождения в стране был установлен однопартийный тоталитарный режим.

Только в декабре 1990 страна перешла к системе политического плюрализма. В марте 1991 состоялись первые свободные многопартийные выборы, на которых победу одержала Албанская партия труда (до 1948 Коммунистическая партия Албании) и первым президентом страны стал её лидер Рамиз Алия. Однако правящей партии, несмотря на преобразование в Албанскую социалистическую партию (АСП), не удалось удержаться у власти, и уже через год в результате внеочередных парламентских выборов к власти пришла Демократическая партия Албании (ДПА) и президентом стал её лидер Сали Бериша.

Крушение в нач. 1997 системы «финансовых пирамид», тесно связанных с правящим режимом, привело к вооружённому народному восстанию и положило конец пятилетнему правлению ДПА. В результате новых выборов к власти вернулись социалисты. Провал попыток демократов-радикалов в сентябре и ноябре 1998 вооруженным путём вернуться к власти способствовал укреплению в стране демократических институтов и заставил все политические силы страны перейти исключительно к законным методам в своей деятельности. Стабилизации политической ситуации в стране способствовала и победа левоцентристской коалиции на муниципальных выборах-2000 и парламентских выборах-2001.

Panoramic view on Sarande city at suny day, Albania.

Албанская особенность

Чего вы не увидите нигде больше, так это поразительной терпимости к обрядам и обычаям представителей различных вероисповеданий. Никого здесь не удивит то, к примеру, что усопшего мусульманина проведет в мир иной православный священник. Здесь, как нигде, подтверждается истина: различны только вероисповедания. Самое большое в этой стране и число смешанных браков.

Республика Албания — светское государство, не имеющее официальной религии. Конституция страны гарантирует свободу вероисповедания, равенство религиозных общин и объявляет нейтральность государства «в вопросах веры и совести». Отношения между государством и религиозными общинами регулирует Государственный комитет по культам при Министерстве культуры, туризма, молодёжи и спорта.

В 2002 году правительство Албании заключило с Римско-католической церковью двухсторонние соглашения, регулирующие отношения между государством и данной церковью. В 2008 году подобные соглашения были заключены с православной церковью, общинами мусульман и бекташей. В 2010 году соглашения были подписаны с Евангелическим братством Албании
— зонтичной организацией албанских протестантов.

Албания, наряду с частично признанной Республикой Косово, являются единственными мусульманскими странами Европы. Примерно 63 — 64 % населения Албании являются мусульманами; христианство исповедуют 31 — 32 % ; ещё 5 — 6 % не религиозны. Согласно данным всеобщей переписи населения религиозные верования албанцев распределились следующим образом: мусульмане — 58 %; христиане — 17 % .; однако данные переписи не до конца отражают действительность, так как почти 20 % респондентов отказались отвечать на вопрос о религиозной принадлежности, а некоторые религиозные лидеры призывали бойкотировать перепись или оспорили её результаты.

Фестивали

  • Dita e Verës (Verëza) : «Летний день», весенний праздник в Албании, отмечаемый 1 марта по юлианскому календарю ( 14 марта по григорианскому календарю ). В старом албанском календаре он соответствует первому дню нового года (по- албански : Kryeviti, Kryet e Motmotit, Motmoti i Ri, Nata e Mojit ) и отмечает конец зимнего сезона (вторая половина года) и начало летнего сезона (первая половина года) в день весеннего равноденствия . Другой праздник весеннего равноденствия — Навруз (по- албански : Dita e Sulltan Nevruzit ), отмечаемый 22 марта .
  • Ната-э-Бузмит : « Ночь Святочного бревна » отмечается во время зимнего солнцестояния , с 22 декабря по 6 января. В албанских верованиях она знаменует возвращение солнца на лето и удлинение дней.

Дуррес (алб. Durrёs)

До Дурреса (38 км от столицы) можно добраться на автобусе, который ходит шесть раз в день из аэропорта Ринас (480 леков) или каждые полчаса с автовокзала Тираны Terminali i ri Fundor (400 леков).

Греки основали Дуррес в 627 году до н. э. и назвали Эпидамносом. Римляне переименовали его в Диррахий и сделали важнейшим пунктом Эгнатиевой дороги, ведущей из Рима в Константинополь (Стамбул).

До Дурреса можно добраться на автобусе из аэропорта Ринас с автовокзала Тираны. Фото: Ungvari Attila / Shutterstock.com

Город знаменит самым большим на Балканах амфитеатром римской эпохи (II век н. э.), вмещавшим до 20 000 зрителей. В Археологическом музее (400 леков) ты узнаешь о предках современных албанцев — древних иллирийцах, которые неоднократно захватывали город: в III веке до н. э. здесь владычествовала легендарная царица-воин Теута, успешно сражавшаяся с римскими легионами. Изображение почитаемой в Албании воинственной правительницы отчеканено на монете в 100 леков. 

Ну а тем, кто предпочитает музейным залам открытые пространства, Дуррес запомнится 33 км белых песчаных пляжей, лазурными водами Адриатики и запахом душистых пиний — средиземноморских сосен.

Дюррес знаменит самым большим на Балканах амфитеатром римской эпохи, вмещавшим до 20 000 зрителей. Фото: Pecold / Shutterstock.com

Запланируй на Дуррес как минимум два дня, один из которых посвяти пляжам. Советую посмотреть: 10-километровый пляж Голем, пляж святого Петра на мысе Родон, окружённый дюнами с растущими на них соснами. На мысе можно увидеть замок Скандербега и церковь Святого Антония.

Смешение культур

Происхождение албанского народа до сих пор является одной из загадок, над которыми бьются учёные. Дело в том, что на территории Албании в разные времена властвовали весьма могущественные народы, влияние которых отразилось на этногенезе и культуре албанцев.

Сегодня в этом этносе можно выделить две основные группы: геги и тоски. К первым принадлежат албанцы северных земель, вторые же населяют южные регионы своей страны. Примечательно, что искусство гегов и тосков существенно различается. Например, в музыке северные албанцы тяготеют к героическим мотивам, а вот их южным соплеменникам больше по душе спокойные мелодии.

Национальный костюм албанцев оригинален и не похож на одежду других народов / Фото Kruja Infopoint

За счёт смешения всевозможных культур албанский народ приобрёл поистине уникальный колорит. Что интересно, нередко именно из-за этой непохожести на соседей возникает непонимание с туристами, а порой и профессиональные переводчики допускают ошибки.

Секрет в том, что многие названия и имена в албанском языке произносятся по-разному, причём смысл зависит непосредственно от контекста. Но, как вы понимаете, иностранцу угадать это крайне сложно, а потому и получается путаница. Кроме того, в Албании особенная жестикуляция. Как я уже отметила, согласие здесь выглядит как отрицание, и наоборот.

Традиционный мужской костюм северных албанцев / thestandard.com

Языки меньшинств говорят в Албании

греческий

Самый распространенный язык меньшинства в Албании — греческий. На этом языке говорят греки, живущие в стране, а также албанцы, которые иммигрировали в Грецию в прошлом. Вариант греческого языка, на котором говорят в стране, известен как Северный Эпиротский Греческий, который использует не только некоторые албанские слова, но также некоторые архаичные греческие слова, которые больше не произносятся носителями стандартного современного греческого языка. Небольшие различия в акценте также существуют между группами населения, говорящими на греческом языке в Албании.

Aromanian

Ароманский язык является языком меньшинства Албании, на котором говорят ароманцы, проживающие в стране. Эти люди, насчитывающие от 100 000 до 200 000, по албанскому законодательству классифицируются как культурное меньшинство.

Romani

Около 10 000 членов цыганской культурной группы, проживающей в Албании, говорят на цыганском языке и смогли сохранить свой родной язык, несмотря на отсутствие официальной системы образования, преподающей язык в Албании.

македонский

На македонском языке говорят македонцы Албании. По данным переписи 1989 года, в стране было всего 5000 носителей этого языка.

Сербскохорватский

На сербохорватском языке говорят люди, проживающие вблизи границ Албании с Сербией и Черногорией в северной части страны.

География расселения албанцев

Албанцы – это один из балканских народов общей численностью в 8 миллионов человек. Примерно треть из них проживает в пределах современной Албании (около 2,5 млн. человек). Помимо этого, большое количество этнических албанцев населяет следующие страны:

  • Косово (1,5 млн человек).
  • Турция (1,2 млн человек).
  • Македония (0,5 млн человек).
  • Италия (0,5 млн человек).
  • Греция (0,48 млн человек).

В самой Албании, помимо коренных жителей (их здесь около 95%), проживают также греки, румыны, сербы, итальянцы и представители других национальностей.

В России, по данным последней переписи населения, проживает не более 300 албанцев. В Украине представители данного этноса компактно проживают в нескольких селах Одесской и Запорожской области. Так, например, в селе Жовтневом Болградского района с населением 2600 человек каждый второй житель – этнический албанец.

Иностранные языки [ править ]

Наиболее распространенными иностранными языками, на которых говорят в Албании, являются английский, итальянский и греческий.

Новое исследование, проведенное Евростатом , статистическим агентством Европейского Союза , проанализировало демографию взрослого населения 25-64 лет в нескольких европейских странах по состоянию на 2016 год. Результаты исследования образования взрослых, выпущенного в мае 2018 года, показали, что 39,9% людей в возрасте 25–64 лет владеют хотя бы одним иностранным языком. Основным известным иностранным языком является английский (40,0%), за ним следуют итальянский (27,8%) и греческий (22,9%). В основном англоговорящими были молодые люди, знание итальянского языка стабильно во всех возрастных группах, в то время как в младшей группе наблюдается уменьшение говорящих на греческом языке.

Итальянский

Итальянский на сегодняшний день является самым известным иностранным языком в Албании и имел официальный статус, когда страна находилась под протекторатом Италии. Большинство говорящих по-итальянски не изучают язык в классах или по книгам, а скорее смотрят итальянское телевидение. Во время позднего коммунистического режима албанцы, живущие в городах на побережье Адриатического моря, имели доступ к итальянскому телевидению. Многие албанцы «научились перепрограммировать свои телевизоры, чтобы преодолеть попытку [] албанского правительства заблокировать итальянские каналы». Большое количество людей среднего и молодого возраста выросли на этом языке и очень хорошо его знают.

Среди пожилых людей итальянский также широко распространен, поскольку этот язык использовался в системе образования в 1930-х годах, после того как король Зог издал указ, требующий, чтобы все албанские школы преподавали итальянский язык в 1933 году

Албания также является домом для 19 000 этнических итальянцев, которые способствовали развитию языка в стране.

Английский

Английский язык наиболее популярен среди молодого поколения албанцев. [ ненадежный источник? ] [ ненадежный источник? ] По состоянию на 2006 год более 65% албанских детей могли бегло или частично говорить по-английски.

Этот язык появился в Албании в 1921 году, когда в Албанской профессиональной школе при спонсорской поддержке Красного Креста Америки начали преподавать английский язык . Школа действовала до 1933 года. В то время правительство Албании решило сделать английский вторым языком страны. Русский стал основным языком, преподаваемым в школах после того, как коммунисты захватили власть в стране. После советско-албанского раскола в 1960-х годах английский стал конкурировать с русским. Книга 2006 года Мимозы Риста-Дема, доктора философии. доктор лингвистики в Университете Индианы описывает преподавание английского языка в коммунистическую эпоху:

Другое

Французские лицеи в Корче и Гирокастре работали в коммунистическую эпоху, потому что Энвер Ходжа , давний лидер коммунистической Албании , учился в Университете Монпелье во Франции, и с приходом к власти разрешил их деятельность. Албания является членом Франкофонии . Большинство франкоговорящих жителей Албании проживает в этих двух городах и прилегающих районах, а также в других частях страны. По данным La Francophonie, в Албании проживает 300 000 франкоговорящих.

Русский язык начали преподавать в школах и университетах в 1950-х годах, когда он был лингва-франка в странах Восточного блока . Так продолжалось до советско-албанского раскола в начале 1961 года. Многие, кто учился в то время, забыли большую его часть из-за отсутствия использования.

После идеологических противоречий с СССР . Некоторые албанцы учились в Китае и изучали там китайский язык. После краха коммунизма в Албании в 1991 году многие молодые албанцы также отправились в Китай для получения образования и выучили язык.

Другие европейские языки также присутствуют в Албании, на них говорят албанцы. Это в первую очередь связано с большой албанской диаспорой, которая существует в Европе, а также с сильным упором на иностранные языки в образовании.

Традиции гостеприимства

Албанцы – народ дружелюбный и гостеприимный. Они не слишком часто приглашают к себе в гости, но если вы получили приглашение, знайте – этот человек постарается сделать всё для того, чтобы гость почувствовал себя максимально комфортно. У албанцев редко бывают пышные пиршества, поскольку лишь немногие семьи имеют возможность провести подобное застолье. Но даже угощая гостя кофе и сладостями, албанцы стараются создать уютную и непринуждённую атмосферу.

Кстати, кофе для албанцев является самым главным напитком. Его пьют повсеместно. В гостях или во время деловой встречи кофе непременно появляется на столе. Надо сказать, что албанцы знают толк в этом напитке. Многие европейские путешественники, ценящие кофе, отмечают, что в Албании он действительно потрясающий. Кстати, именно кофе чаще всего используют, чтобы отметить новоселье, какое-либо торжество или даже успешное заключение сделки.

Кофе в Албании – неотъемлемый атрибут жизни и в будни, и в праздники / pxhere.com

Страна-загадка: 8 интересных фактов об Албании

В современной густонаселенной Европе осталось не так много «белых пятен». Одним из таковых можно смело назвать страну Албанию. История этого государства богата и насыщена разнообразными событиями, однако еще недостаточно хорошо изучена учеными. Долгое время Албания развивалась обособленно и практически не контактировала с внешним миром. Видимо, именно поэтому среднестатистический европейский обыватель ничего не ведает о том, кто такие албанцы и что представляет собой их страна.

Наше знакомство с Албанией и албанцами мы начнем со следующего списка. Многие из нижеперечисленных фактов наверняка вас удивят:

  • Албания входит в десятку самых безопасных стран мира (из числа государств с населением до 5 миллионов человек).
  • Албания – одна из шести стран мира, в которых применение ГМО запрещено на законодательном уровне.
  • Несмотря на то что 60% албанцев – это мусульмане, государство по конституции является светским.
  • И католическое Рождество, и мусульманский Курбан-байрам здесь считаются государственными праздниками.
  • В рейтинге стран по Индексу человеческого развития (ИЧР) Албания находится на 75-м месте, опережая ряд других европейских государств (в частности, Македонию, Украину, Молдову, Боснию и Герцеговину).
  • В албанском городе Дурресе сохранился самый крупный на Балканах древнеримский амфитеатр.
  • А в городе Влере расположена самая длинная набережная Балканского полуострова (7 км).
  • Далеко не всем известно, что Албания не входила в состав Югославии. Более того, она не участвовала ни в одном из военных конфликтов на Балканах после распада СФРЮ.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector