Экскурсия в большое болдино — нижегородскую усадьбу пушкина: стоит ли ехать, что посмотреть
Содержание:
- Как доехать до Болдино и где остановится?
- Где находится музей А.С.Пушкина в Большом Болдино. Как добраться самостоятельно
- Усадьба Болдино
- Деревянная часовня в усадьбе Пушкина
- Как добраться до Большого Болдина
- Владение дворян Пушкиных
- Усадьба Пушкина. Прогулка по аллеям
- О потребности критиковать
- О разнице между невестой и женой
- Обратный путь
- Сувениры и покупки
- О первом появлении холеры
- Экскурсия в Большое Болдино: что посмотреть
- Усадебные постройки
Как доехать до Болдино и где остановится?
Удивительная неслучайная случайность – близость Дивеева и Болдино; интересная легенда. Быть может, они заронят интерес в тех умах и душах, кто любит родную историю и культуру, любит путешествовать по России.
От Дивеева до села Большое Болдино можно добраться на личном автомобиле – займет это по времени примерно 2,30 часа и будет ровняться 180 км. К сожалению, прямого сообщения нет, и если добираться автобусами, то придется делать это с пересадками: автобусом Дивеево- Арзамас, а там пересесть на рейс – Арзамас – Большое Болдино.
От Нижнего Новгорода ходят как рейсовые автобусы, так и экскурсионные. От Москвы (и некоторых других городов) можно доехать поездом до Арзамаса, а там, как уже говорилось, пересесть на рейсовый автобус до самого Болдино.
На территории музея – усадьбы есть отель для туристов. Там можно заказать и апартаменты, и эконом вариант. При отеле – платная стоянка.
Адрес государственного музея–заповедника Пушкина «Болдино»
607940
Нижегородская область, село Большое Болдино, ул. Пушкинская, 144
Телефоны: 8(83138) 2-33-50, 2-33-77
Ежедневно с 9.00 до 17.00 кроме понедельника и последней пятницы месяца.
Татьяна Страхова
Следующая статья >
Где находится музей А.С.Пушкина в Большом Болдино. Как добраться самостоятельно
Если ехать из Нижнего Новгорода, вам надо оказаться в верхней части города, затем отыскать проспект Гагарина и промчаться по нему до самого конца. Почти на самом выезде из города вы увидите пост ГАИ, стоящий внутри «кругового движения». Вам надо свернуть на этот круг и далее, как говорят все навигаторы, найти «первый съезд».
Вы попадете на так называемую Арзамасскую трассу. Она называется так потому, что в числе прочих населенных пунктов проходит через город Арзамас. Это будет первый крупный населенный пункт на вашем пути.
Но еще до него вы увидите в окно экскурсионного автобуса или собственного авто кое-что интересное. Это село Богоявление. Расстояние от поста ГАИ — примерно 48 километров. Не доезжая до села с горы можно увидеть очень красивый вид на старинную церковь на пригорке. Особенно здорово картинка смотрится в тумане. Так что, если поедете ранним утром, не забудьте фотоаппарат с большим зумом! Фото не показываю, все увидите сами.
После Арзамаса вы проедете мимо еще одного интересного места: поселка Пешелань. Помимо гипсового завода, он знаменит подземным музеем горного дела, геологии и спелеологии. Это место, которое определенно тоже есть смысл посетить, но только в другой раз. Сейчас мы едем в гости к Пушкину.
Далее вы проедете через поселки Шатки, Лукоянов
Обратите внимание на ограничение скорости — 40 километров в час. Однажды я немного не вписался в этот регламент и, как на зло, нарвался на ГАИшников
Видимо, они посчитали мое злодеяние не столь ужасным и не остановили меня, но зато очень красноречиво погрозили вслед полосатой палкой :). Теперь я всегда соблюдаю.
После Лукоянова вам встретится поселок Ужовка. Там главное — следовать указателю и свернуть правильно. Перед железнодорожным переездом есть поворот на Большое Болдино. То есть вы железную дорогу не переезжаете. Иначе уедете в Починки и далее в Республику Мордовию.
От Ужовки ехать останется совсем немного — порядка 37 км. Общая протяженность маршрута от поста ГАИ до Болдина — примерно 237 километров.
Дорога на всем протяжении вполне приличная, но по большей части двухполосная. Одна полоса «туда, одна «оттуда». Местность довольно холмистая. Так что готовьтесь обгонять ползущие в гору большегрузы.
Когда проедете указатель «Большое Болдино», следуйте по главной дороге и следите за знаками. Будет обозначен поворот в музей. Затем еще пара минут и вы уже на стоянке перед Успенской церковью.
Усадьба Болдино
Земли в нижегородской губернии принадлежали семье Пушкиных в течение трех веков. Они были получены предками поэта за ратные заслуги и труды на благо Отечества.
Усадьба расположена в 220 километрах от Нижнего Новгорода. Село на месте современного райцентра Большое Болдино начало строиться еще в 14 веке. В 16 веке земли с крестьянами отошли предкам Александра Сергеевича.
В 1911 году поместье было выкуплено государством. Уже в 1918 году окрестные крестьяне на сходе приняли решение о защите памятных мест своего великого земляка. К 150-летнему юбилею поэта правительством СССР было принято решение о создании музейного комплекса.
Сначала экспозиция располагалась в помещении конторы. После восстановления и реставрации господского дома был открыт литературно-мемориальный музей.
Полезно знать! Сейчас в экспозицию мемориала входят: историческое здание усадьбы и парк вокруг него, вотчинная контора, воссозданные в конце 20 века дворовые постройки барских угодий, дом Пушкина А.А во Львовке и заповедная роща Лучинник.
Дом
Барский дом в усадьбе много раз перестраивался, но имеет вид, обычный для строений начала 19 века. Это деревянное здание с балюстрадой и портиком. Кабинет, где работал Александр Сергеевич, восстановлен по его рисункам. Обстановка еще одной комнаты – зальца – полностью воссоздана по описи имущества, сделанной в 1849 году.
Две комнаты дома сохраняют память о времени пребывания поэта в Болдино. На столе лежат рукописи и открытые книги.
В остальных помещениях находится экспозиция, посвященная произведениям мастера и его жизни и работе в нижегородской вотчине.
Парк вокруг дома составляет естественное обрамление и украшение поместья. По преданиям там сохранилась лиственница, посаженная хозяином еще в 1833 году.
Парк украшают два пруда, маленький мостик и беседка, все сохранено так, как было во времена знаменитого хозяина дома.
Львовка
В соседней усадьбе, принадлежащей сыну, создан музей героев «Повестей Белкина». Посетители имеют возможность окунуться в жизнь персонажей «Метели», «Барышни-крестьянки».
Герои этих повестей жили в такой же провинциальной глубинке, как нижегородское поместье Александра Александровича. Вокруг дома сохранилась липовая аллея и фруктовый сад.
Роща Лучинник
Это место было излюбленным маршрутом прогулок Александра Сергеевича. Прекрасные деревья и легкий лесной воздух помогали отдохнуть от литературных трудов и давали силы для дальнейшей работы. Она расположена на холме, изрезанном оврагами, в окружении бескрайних полей.
Вотчинная контора
В этом здании Александр Сергеевич жил во время последнего приезда в 1834 году. Господский дом требовал ремонта, и поэт остановился на другом берегу пруда в домике, где управляющие занимались делами крепостных крестьян.
Именно отсюда до восстановления главного дома начинался болдинский музей. Сейчас в бревенчатом домике воспроизведена обстановка начала 19 века: дубовая мебель, чернильницы, бюро управляющего.
Дворовые постройки
Большинство строений во дворе усадьбы удалось восстановить в первозданном виде благодаря рисункам и исследованиям сохранившихся фундаментов. Были отреставрированы: баня, барская кухня, помещения для дворовых людей, конюшня.
Полезно знать! В них располагаются экспозиции, посвященные крестьянскому быту и этнографии. В одном из строений создан музей, посвященный персонажам сказок Пушкина.
Деревянная часовня в усадьбе Пушкина
Это одна из последних достопримечательностей усадьбы, которую мы осмотрели. Примечательно, что это случилось в свободное время, когда экскурсовод отпустила нас просто погулять. У нас был час на то, чтобы побродить по усадьбе. Обозревая окрестности господского дома, мы набрели на деревянную часовню.
Как выяснилось, нам просто дико повезло, ибо объект был открыт после реставрации всего месяц назад. В свое прошлое посещение усадьбы в 2007 году мы могли любоваться строением только снаружи. Внутри нет икон и прочих вещей, которые обычно можно увидеть в часовнях. Здесь разместилась выставка картин, посвященных Пушкину, Болдину.
С крыльца часовни открывается очень приятный вид, но любоваться им лучше в первой половине дня, когда солнце не бьет в глаза. Поэтому, если приедете в Большое Болдино самостоятельно, сначала прогуляйтесь до часовни. Все остальные постройки находятся среди деревьев, поэтому осматривать их можно в любое время. Солнце не помешает.
Как добраться до Большого Болдина
Из Москвы сначала нужно доехать до Нижнего Новгорода на поезде — составы отходят с Ярославского, Белорусского и Курского вокзалов несколько раз в день (время в пути — от 3,5 до 6,5 часов) или автобусе, отправляющемся от станций метро «Щелковская», «ВДНХ», с автостанции «Черкизовская», Казанского вокзала, ТК «Шоколад» в Реутов и из всех московских аэропортов (на дорогу уйдет от 6 до 9 часов).
На автомобиле, следуя по оптимальному маршруту через Петушки, Владимир и Гороховец по трассе М-7, до столицы Нижегородской области можно добраться за 7 часов.
Большое Болдино находится в 210 км от Нижнего Новгорода, если двигаться по самой короткой трассе через Большое Мурашкино и Ганино.
На автобусе
От автовокзала Щербинки в Нижнем Новгороде (пр. Гагарина, 234А) ежедневно с интервалом в 1-3 часа до села курсируют автобусы, перевозчик — Нижегородпассажиравтотранс (оф. сайт), ехать придется около 4 часов. Коммерческие маршрутки доставят до пункта назначения на час быстрее, они дешевле и не имеют фиксированного расписания. Стоимость билета — от 750 RUB. Цены на странице указаны на февраль 2021 г.
На автомобиле
От Нижнего Новгорода до места ведут несколько региональных трасс: Р-158 через Арзамас (250 км), самая короткая через село Гагино (210 км) и третий вариант — через Сергач (230 км). Время в пути — примерно 3-4 часа в зависимости от выбранной дороги. Если ехать из Москвы, то до Владимира нужно держаться трассы М-7, далее свернуть на Муром и через Арзамас двигаться до Большого Болдина. Путь займет 8,5 часов.
Владение дворян Пушкиных
С XVI века эти земли, находившиеся в Арзамасском уезде, принадлежали дворянам Пушкиным. Первым ее владельцем был Евстафий Пушкин, служивший в Посольском приказе при дворе Ивана Грозного. Первоначально это было поместье без наследства, так как дворяне не имели на это права. Его Евстафий Пушкин получил, будучи смоленским воеводой, за храбрость. Отряд, которым он командовал, захватил все пушки и имущество литовцев, предварительно разгромив лагерь.
Дворяне рода Пушкиных отличались храбростью. Так, за отличие в освобождении Москвы от поляков в Смутное время, его представитель Иван Федорович получает Большое Болдино, где находилась усадьба Пушкиных, но уже как вотчину. Он был бездетным, а наследовать могли только сыновья. Его брат Михаил Федорович, за личную храбрость и доблесть при отражении наступления войск королевича Владислава на Москву, получил право на имение Болдино. С этих пор оно перешло в пожизненное владение дворян Пушкиных.
Лев Александрович Пушкин – дедушка Александра Сергеевича, владел имением с 1741 по 1770 годы. В его бытность Большое Болдино преобразилось. Была выстроена Успенская церковь, к усадьбе были присоединены село Кистенево и деревня Малое Болдино. После его смерти поместье было разделено между детьми. Отцу Александра Сергеевича досталась половина Большого Болдино, состоящая из 140 крестьянских домов и усадьбы, а так же село Кистенево. Александр Сергеевич приезжал в Болдино три раза, где провел три осени.
Усадьба Пушкина. Прогулка по аллеям
Помимо исторической ценности дома-музея и надворных построек, хотелось бы отметить особую роль усадебного парка. Бродить здесь очень приятно. Особенно, если делать это в одиночестве, а не носиться по территории рысью среди толпы других экскурсантов.
Бегая по аллеям парка, мы с некоторой завистью поглядывали на счастливчиков, которые имели время на неторопливую глубокомысленную прогулку, на то, чтобы посидеть в беседке, поговорить, полюбоваться спокойствием пруда…
Именно тогда мне в голову пришла мысль о том, что надо бы приехать сюда снова, но не с экскурсией, а самостоятельно, на несколько дней. Снять номер в гостинице и иметь возможность пожить в том месте, где творил великий поэт. Забегая вперед скажу, что эта поездка состоялась. Но она была не просто прогулкой, а совместной работой с музеем. В числе прочего мне удалось увидеть то, что не показывают обычным туристам.
Репортаж об этом я обязательно напишу, если только вы этого пожелаете.
А пока приглашаю взглянуть на несколько фотографий из усадьбы. Надеюсь, вы тоже согласитесь с мыслью о том, что здесь лучше побродить спокойно, без экскурсии:
О потребности критиковать
Портрет Михаила Погодина. Фр. Шир. Прага, 1846 год
Еще один адресат болдинских писем Пушкина — Михаил Погодин, писатель, историк, издатель, который с конца сентября 1830 года по собственной инициативе стал выпускать при «Московских ведомостях» специальные холерные бюллетени — «Ведомость о состоянии города Москвы» для «сообщения обывателям верных сведений о состоянии города, столь необходимых в настоящее время, и для пресечения ложных и неосновательных слухов, кои производят безвременный страх и уныние». Впрочем, как писал Погодину об этом предприятии Алексей Хомяков: «…вижу я, что у вас новое, не совсем забавное занятие — объявлять России, сколько добрых людей в Москве на тот свет отправляется».
Пушкин в Болдине читал это погодинское издание, но желал получить от него и художественное сочинение — трагедию «Марфа, Посадница Новгородская», которая успеет дойти до Болдина незадолго до пушкинского отъезда. Как позволяет судить письмо Погодину от конца ноября, Пушкин свое слово сдержал и покритиковал трагедию от души. В свою очередь, Пушкин послал Погодину для публикации «апокалипсическую песнь» — стихотворение «Герой», написанное по случаю посещения холерной Москвы Николаем I.
О разнице между невестой и женой
Портрет Натальи Николаевны Пушкиной, в девичестве Гончаровой. Александр Брюллов. 1831–1832 годы
Первое болдинское письмо Пушкина к Плетневу отличается той несерьезностью и ироничностью тона, которым проще всего встречать неприятные известия и предстоящие затруднения. Пока Пушкин иронизирует над собой и своим вынужденным «бегством» от невесты и пытается подчеркнуть достоинства своего поэтического уединения — а он уже успел написать такие стихотворения, как «Бесы», «Аквилон», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). Но эта ирония выдает беспокойство поэта о ближайшем будущем и устройстве семейной жизни, которая потребует — и уже требует — от него множества «земных», прозаических хлопот. В письме тому же Плетневу от 29 сентября Пушкин вспомнит слова еще одного их общего приятеля — поэта Евгения Баратынского: «Баратынский говорит, что в женихах счастлив только дурак; а человек мыслящий беспокоен и волнуем будущим».
короткий путеводитель по баратынскому
Как читать Баратынского
В день 220-летия поэта рассказываем о его лирике на примере пяти стихотворений
Примечательно и ироничное сравнение «дисциплинирующей» невесты с цензором — Пушкин вспоминает цензора «Литературной газеты» Николая Щеглова, не слишком благосклонного к этому изданию, которое к середине 1830 года стало главным печатным органом пушкинского круга. В судьбу Щеглова холера тоже вмешается — он заразится во время очередной вспышки эпидемии и умрет от нее летом следующего 1831 года.
Обратный путь
Далее нас ждал долгий переезд из Болдино в Нижний Новгород. По дороге, чтобы развлечь нас, экскурсовод предложила посмотреть фильм «Пушкин, последняя дуэль». Поэтому часть времени в пути пролетела незаметно, а просмотренный фильм усилил впечатление об экскурсии.
Обратно в Нижний Новгород наш автобус прибыл около 21 часа вечера. Пришлось постоять в пробке, поскольку экскурсия состоялась в пятницу. Обычно вечером в этот день многие устремляются на дачи. И, хотя мы снова ехали навстречу основному потоку, все равно общая загруженность дорог сделала свое дело — мы опоздали с прибытием примерно на час.
Сувениры и покупки
Ну какое путешествие обойдется без памятных вещиц, которые будут вызывать самые приятные эмоции даже спустя много месяцев? В Большом Болдине, помимо стандартных магнитов на холодильник и открыток, продаются мини-книги А. С. Пушкина в красивом переплете, писчие перья, кружки, кепки и футболки с портретом Александра Сергеевича и выдержками из его бессмертных произведений. Сувенирные лавки есть в гостинице, музее-заповеднике и на импровизированных прилавках около него.
На местном племзаводе «Пушкинское» производят знаменитые на всю область колбасы. В двух фирменных магазинах предприятия (на ул. Юбилейная, 1 и Восточной, 24) представлен широкий выбор мясных деликатесов.
О первом появлении холеры
Вырезка из газеты «Московские ведомости» с подсчетом умерших в Нижегородской губернии. 1830 год
Поездка Пушкина в Болдино носила сугубо деловой характер — ему нужно было вступить во владение той частью нижегородского семейного имения, которую сумел изыскать для него отец, чьи финансовые дела всегда оставляли желать лучшего. Отец героя пушкинского романа в стихах жил долгами — то же самое можно было бы сказать и про Сергея Львовича. Отцу поэта было непросто найти среди своих владений имущество, еще не заложенное им в казну. Но все-таки нашлось небольшое сельцо Кистенево Этот топоним Пушкин потом использует в повести «Дубровский», где сельцо Кистеневка станет предметом несправедливой тяжбы между старшим Дубровским и Троекуровым. близ Болдина.
Приехав в Болдино 3 сентября, Пушкин сразу подал прошение о вводе во владение имением, но, так как имение прежде не было разделено, поэту необходимо было оформить Кистенево и выделенные отцом 200 душ в индивидуальную собственность. Все эти действия заняли примерно две недели, и 16 сентября кистеневские жители присягнули своему новому владельцу — «коллежскому секретарю Александру Сергееву сыну Пушкину». Еще примерно две недели Пушкин будет оформлять свидетельство о собственности на Кистенево и к концу сентября будет готов выезжать в Москву.
Но 9 сентября Пушкин не мог предвидеть, что «через дней двадцать» эпидемиологическая обстановка в Нижегородской губернии и других центральных районах существенно ухудшится и уехать из Болдина он сможет только через два месяца. Пока до него доходят слухи о первых карантинах, которые должны остановить эпидемию холеры, начавшуюся летом в южных губерниях. Появившаяся в Тифлисе и Астрахани, к концу августа холера пришла в Саратов и Симбирск, случаи болезни были зафиксированы и в Нижегородской губернии. О нежданной гостье Пушкин пишет Наталье Николаевне и своему другу Петру Плетневу.
Экскурсия в Большое Болдино: что посмотреть
Центр притяжения в Большом Болдине — усадьба Пушкиных и парк. Главный дом перестраивался и до наших дней из аутентичной обстановки мало что дошло — то, что покажут вам внутри — восстановленные, а не подлинные интерьеры. Документы поэта — копии. На второй этаж не пустят. Первый можно посмотреть либо с экскурсией, либо без — под пристальным и строгим взглядом смотрителей. Если вы ограничены во времени — осмотром дома можно пренебречь.
Зато интерес представляет вотчинная контора, избушка на входе в музейный комплекс. Там, не в барском доме, останавливался Пушкин в свой последний приезд в Болдино в 1834 году. И там, вероятно, была написана сказка «Золотой петушок».
На территории парка, которая занимает более 8 га, много прудов и старинных деревьев, которые гордо носят статус современников поэта. За парком более-менее следят: кусты и трава подстрижены, есть цветы.
Если пройти вглубь — найдёте часовню Архангела Михаила. Это новодел, часовня построена в 1999 году, но на историческом месте. С её крыльца открывается панорамный вид на село.
Хозяйственные постройки за барским домом — тоже реконструкция. В них представлена экспозиция бытовых вещей.
За территорией усадьбы в погожие дни катают на лошадях и пони, стоимость — около 300 рублей.
Архитектурная доминанта села — белокаменный Успенский храм XVIII века. Если надумаете покупать сувениры — то смело идите в палатки, которые находятся между церковью и старым зданием Дома культуры. Кстати, ДК примечательный — он был построен в 1937 году к 100-летию со дня смерти Пушкина, о чем свидетельствуют барельефа на фасаде. Сейчас здание находится в плачевном состоянии.
С торца ДК вы найдете мемориал другому поэту, более современному — Виктору Цою. Местные неформалы используют краснокирпичную стену в качестве холста, на котором признаются в любви к артисту.
Усадебные постройки
Далее по плану экскурсии следовало осматривать деревянные постройки на территории усадьбы. Наша группа перешла через знаменитый белый мостик и побрела в сторону вотчинной конторы. Как это ни странно, в один из трех своих приездов в Болдино в 1834 году Пушкин жил и творил именно здесь, в помещении конторы.
Дело в том, что к тому времени барский дом пришел в упадок и требовал серьезного ремонта. Дошло до того, что в некоторых комнатах провалился пол. Естественно, такие условия не могли вдохновить писателя. Поэтому он перебрался в одно из помещений конторы.
Здесь три помещения: сени, хозяйственная половина, где велись дела имения, и «чистая половина», где для поэта оборудовали жилую комнату.
После вотчинной конторы мы прогулялись по липовой аллее и попали в удивительное место. Это своеобразная дамба, которая удерживает воду верхнего пруда усадьбы. По другую сторону насыпи находится нижний пруд. Перепад высоты уровней воды составляет несколько метров. К сожалению, не удосужился спросить, является ли эта дамба естественным препятствием для воды или сооружена специально.
С дамбы, по которой проходит дорожка парка, открывается чудный вид на верхний пруд и тот самый белый мостик, на котором так любят фотографироваться туристы. Вековые ветлы, растущие по берегу, дополняют умиротворяющий пейзаж:
Если стоя на этом месте оглянуться назад, вы увидите еще один пруд. Но его гладь закрыта от взора густой листвой деревьев. Начиная с этого места, наша группа посетила еще несколько построек, находящихся на территории усадьбы. Это баня, людская, где жили и работали те, кто обслуживал усадьбу, конюшня, каретник и часовня.
Позвольте мне не останавливаться на описании каждого помещения в отдельности, а просто показать фотографии.
Есть категория людей, которым интересно внутреннее убранство подобных деревянных построек. Но если вы не большой любитель быта и нравов деревни XIX века, то, боюсь, экспозиции, представленные в надворных постройках, могут вам несколько наскучить.
В принципе, примерно то же самое можно увидеть в музеях деревянного зодчества. Например, в Суздале или в Нижнем Новгороде. Это и понятно. Ведь народ здесь жил один и тот же, предметы домашней утвари использовались примерно одни и те же. Вариации возможны лишь за счет того, что в каком-то из музеев ухитрились найти где-то, к примеру, бочку с затычкой, а в другом — нет.
То же самое касается музея сказок Пушкина. Он расположен в двух синеньких домиках. Это так называемый «попов порядок». Здесь жили священники, служившие в Успенской церкви. Домики называются по фамилиям: дом Успенского и дом Фиалковского.
В экспозициях музея сказок представлены сценки из произведений Пушкина. Это Сказка о царе Салтане, Сказка о золотом петушке, Сказка о рыбаке и рыбке и другие. По моему скромному мнению, сказку про рыбака и рыбку неплохо бы изучать не только в школах, но и в более серьезном возрасте. Для некоторых современных барышень было бы небесполезно.
К слову, вдруг вы не знали, история о рыбаке и рыбке не родилась в голове Пушкина. Он просто «адаптировал» немецкую сказку к особенностям русского менталитета (кажется, так обычно пишут в подобных случаях). Оригинальная сказка написана Братьями Гримм и называется «Сказка о рыбаке и его жене».
В роли золотой рыбки там выступает камбала, которая по условиям сказки была заколдованным принцем. Рыбак после поимки точно так же отпустил ее в море. А старуха дома начала попрекать своего престарелого мужа, что он не выпросил у рыбы новую избу.
Корыто в немецкой сказке вообще не фигурирует. Видимо, Александр Сергеевич специально ввел в свою историю этот предмет, чтобы сразу не шокировать общественность внезапно проснувшейся хапужностью простой русской крестьянки. Все-таки, когда запросы нарастают постепенно, это не так бросается в глаза 🙂
Со временем запросы немецкой фрау росли в геометрической прогрессии. Под конец она стала Кайзером, Папой (Римским), и, в конце концов, возжелала сделаться самим Господом Богом. Конец сказки под стать тому, что вывел в своем повествовании Пушкин.
Вы же знали об этом, правда? А я вот впервые услышал. Нельзя сказать, что эта информация жизненно необходима, но просто любопытно было прочитать оригинал немецкой сказки (в переводе, разумеется). Как бы я об этом узнал, если бы не посетил музей сказок — ума не приложу 🙂