Пушкинские горы. часть 7: святогорский свято-успенский монастырь и могила а.с.пушкина

Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина

Святогорский Свято-Успенский монастырь находится в самом центре старой части поселка Пушкинские Горы, в 2 км от гостиницы (автомобильная парковка находится недалеко от Святогорского монастыря).

Первое упоминание о Синичьей горе в псковских летописях относится к 1566 году. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь был жалован дарами Ивана Грозного и царя Михаила Федоровича, входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси. Первый настоятель монастыря Зосима принял участие в Земском соборе 1598 года, избравшем на царствование Бориса Годунова. В XVIII веке, когда границы России были расширены, и Святогорье утратило свое приграничное значение, указом Екатерины II монастырь лишился значительной части своих земель и был причислен к третьеразрядным. Однако благодаря хранящимся в ней и поныне святыням — чудотворным иконам Богородицы — обитель особо почитается всем христианским миром.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора (здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал — дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве). В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь — приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании «Бориса Годунова». Так, здесь поэт услышал присказку «Наш Фома пьет до дна, выпьет да поворотит, да в донышко поколотит», вошедшую в сцену «Корчмы у Литовской границы».

В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром — за место для себя… Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии. Ранним утром 6 февраля 1837 года А.С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью «Пушкин». Памятник на могиле А.С.Пушкина установлен в 1841 году.

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция. В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь. По количеству братии Святогорский монастырь почти такой же, как в пушкинское время; некоторые монахи носят те же имена, что и пушкинские знакомцы. Но главное — здесь ежедневно возносится молитва «об упокоении боярина Александра со сродники». В обители идут каждодневные службы в соответствии с монастырским уставом.

Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, мы окажемся у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится дорогая для каждого русского сердца могила. На памятнике из белого мрамора надпись: «АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года».

Войдя в освещенный свечами сумрак древнего храма, паломник, помолись у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии и поставь свечу за упокоение души Раба Божиего боярина Александра.

Жизнь монастыря во времена Пушкина

Росла и процветала обитель в течение двух столетий, до тех пор пока известный екатерининский указ о секуляризации церковных и монастырских земель не лишил её насельников обширных владений, а вместе с ними и источников доходов.

Наступили тяжёлые времена, когда мысли о вечном оттеснялись заботами о хлебе насущном. В те годы, когда Пушкин стал частым гостем монастыря, его братия состояла всего из двадцати четырёх чернецов, постоянно вовлечённых в судебные тяжбы с местными крестьянами, оспаривавшими у них и без того скудные земельные наделы.

Архитектурным центром монастыря является собор, возведённый псковскими мастерами и освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. В течение веков он неоднократно перестраивался, в основном за счёт местных помещиков, вносивших вклады на поминание душ усопших и на моления о прощении грехов живых. В соборе, в его алтарной части, погребён младший брат Пушкина — Платон, скончавшийся в 1819 году. Известно, что поэт, живший тогда в Петербурге, присутствовал на его похоронах.

Из записей Александра Сергеевича известно, что в период работы в Михайловском над «Борисом Годуновым» он много времени проводил в монастырской библиотеке за чтением старинных рукописей, которые, по его словам, помогали постичь особенности мыслей и языка того времени. Также в создании народных образов поэту помогало живое общение как с насельниками обители, так и с теми массами крестьян и обывателей, которые трижды в год спешили со всех концов губернии на проводимые здесь ярмарки.

Исполнение последней воли поэта

Александр Сергеевич ещё за год до смерти выразил желание, когда придёт его час, быть похороненным вблизи Михайловского — близко «к милому пределу», как написал он в одном из своих стихотворений. Известно, что в 1836 году Пушкин привёз в Святогорский монастырь тело умершей матери и тогда же откупил для себя место рядом с её могилой. Во исполнение этой его воли и направились поздней петербургской ночью дроги с телом поэта в Псковскую губернию, где находилось его родовое село, а рядом с ним — место будущего упокоения.

Вначале могила Пушкина была отмечена лишь скромным деревянным крестом, каких много возвышается на российских погостах. Но через два года вдова поэта — Наталья Николаевна, несмотря на крайнюю нужду, в которой оказалась после смерти мужа, заказала мраморный обелиск. Ещё через год памятник был установлен. По мнению исследователей, тогда же был сооружён и склеп, в котором навечно упокоились останки Александра Сергеевича и его матери. В 1848 году там же был похоронен и отец поэта — Сергей Львович.

Секрет масонских символов

Но тут начинаются загадки. Памятник Пушкину на могиле — стела и вся траурная композиция — представляет собой сочетание различных символов, имеющих как общепринятое толкование, так и тайное, относящееся к разряду масонских знаков. Например, урна и два горящих факела, обращённых вниз, — это весьма распространённые символы скорби. Однако нужно учесть, что согласно православной традиции усопших предавали земле, а не кремировали, и их прах не помещали в урны. Это характерно именно для масонов. Кроме того, урна изображена с накинутым сверху ритуальным плащом, что, по признанию самих «вольных каменщиков», является их знаком.

Далее направленные вниз факелы во многих ложах являются символом борьбы и мести за те гонения, которым подвергалось масонство. Также двояко может быть истолковано и изображение шестиконечной звезды. В православии она трактуется как символ ветхозаветных времён и на могиле может символизировать божественный дар, полученный поэтом, тогда как в масонстве этот знак носит название тетраграммы и печати Соломона. Он означает мистическое предназначение человека. Десять таких символов на своде арки — жизненный путь того, кто здесь погребён. И ещё две эмблемы «вольных каменщиков» мы видим на могиле Пушкина: лавровый венок — благотворение, верёвочная петля — символ тайного союза.

Гипотеза о конкретном исполнителе акции

По этому поводу своё предположение высказал историк В. Новиков. Он указывает на то, что наличие посторонних черепов в могиле характерно для ритуальных масонских захоронений. Пушкин, вступив в своё время в кишинёвскую ложу, стал фактически членом этого тайного союза. Следует также учесть, что в 1902 году, в преддверии первой русской революции, деятельность масонов достигла максимальной активности.

Не исключено, что они могли совершить провокацию, подбросив в склеп черепа, доказывающие причастность Пушкина к их союзу. С какой целью? Очевидно, чтобы поднять авторитет масонства. Что же касается конкретного исполнителя этой акции, то, учитывая, что в их рядах состояли в те годы многие люди творческих профессий, невольно подозрение падает на главного руководителя работ — архитектора В. Н. Назимова. Это, разумеется, лишь предположение.

Создание могильного обелиска

В этом соборе в феврале 1837 года была отслужена заупокойная панихида, после которой тело Пушкина было похоронено у алтарной стены. На могиле, как было сказано выше, установили обычный деревянный крест. Вскоре с инициативой создания памятника выступил известный литературный критик тех лет Н. А. Полевой. Он даже пытался организовать для этого сбор средств, но по ряду причин планы так и не были осуществлены. Появился памятник лишь в 1841 году.

Выполнен он был в мастерской петербургского мастера Пермагонова, которому помогали кроме его родного брата ещё трое помощников. В целом вид некрополя с тех давних пор не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. Как выглядит могила Пушкина, где находится и какие события связаны с последними днями поэта, известно всем со школьной скамьи. Многие из тех, кому не довелось побывать в Святогорском монастыре, знакомы с её изображением, растиражированным в средствах массовой информации.

История Святогорского монастыря

Основанию монастыря предшествовали чудесные явления иконы Богородицы. В 1563 году в деревне Луговка, что по дороге в Тригорское, блаженному отроку Тимофею явилась икона Божией Матери «Умиление»; позднее на этом месте была построена часовня. Спустя три года, в 1566 году на Синичьей горе произошло явление иконы Божией Матери «Одигитрия», отмеченное многими чудесами исцеления.

По указу Ивана Грозного псковский наместник Юрий Токмаков в 1569 году построил здесь храм Успения Пресвятой Богородицы, престол которого был устроен над пнем той сосны, где явилась чудотворная икона. Иван Грозный в ознаменование открытия обители прислал 15-ти пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном», поскольку «пел жалостно».

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. КрестПушкинские горы, Святогорский монастырь. Кресты

Вплоть до царствования императрицы Екатерины Великой монастырь был первоклассным, а затем низведен до уровня 3-классного. Монастырю принадлежали значительные земельные угодья, проводились ярмарки.

Первое каменное строение Святогорского монастыря — Успенский собор. Он построен в традиционных формах псковской архитектуры: из известняковых плит, трехапсидный, однокупольный, с пролетной звонницей над притвором. Внешне храм казажется приземистым. Толщина стен составляет 1,5-2 метра. Он возвышается на вершине Синичьей (Святой) горы. В 1575 году у подножия холма была выстроена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Над Святыми воротами до 1764 года возвышалась деревянная церковь св. Параскевы Пятницы. Деревянными были настоятельские и братские келии, служебные постройки.

В XVIII веке монастырские здания были перестроены в камне. В 1770 и 1776 годах к Успенскому собору были пристроены кирпичные приделы в честь Богоматери Одигитрии (южный) и Покрова Божией Матери (северный). В 1764 году на средства помещика И.Львова и коллежского асессора М.И.Карамышева начали возводить «каменную четвероугольную новоманерную колокольню». Строительство было завершено к 1821 году. На третьем ярусе колокольне были устроены «железные боевые часы с четвертями». Общая высота колокольни, с высоким шпилем, яблоком и крестом, составила 37 метров — столько же, сколько прожил Пушкин.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница у Успенского собораПушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский соборПушкинские горы, Святогорский монастырь. ЛестницаПушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский собор

На месте Никольской церкви, сгоревшей в 1784 году, была выстроена небольшая каменная, теплая. Пятницкая церковь была перенесена за монастырские стены и в дальнейшем использовалась в качестве приходской. Были перестроены в камне монастырские корпуса.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Монастырские строения

Монастырская стена изначально была деревянной. В 1790-е годы она была заменена каменной, из гранита и булыжника. В это же время были построены две лестницы, ведущие на Святую гору и ограда вокруг нее. На территории монастыря были устроены торговые ряды, проводились ярмарки, дававшие монастырю дополнительный доход.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница к Успенскому собору

Готовность

Стоит вернуться в Конюшенную церковь. Есть сведения о том, что тело поэта было перенесено в подвал. Исследователи же позже узнали, что гроб стоит при входе в церковь, в специальной комнате. Утром доступ к гробу был прекращен.

В этот же день граф Строганов просит разрешение на погребение тела поэта в Святогорском монастыре. Уже через короткое время он получает формальное согласие на свою просьбу от министра внутренних дел Блудова. Но на самом деле последний не решал этот вопрос. На деле необходимо было получить разрешение непосредственно у императора, да и делалось это не за один день. Соответственно, есть предположение, что император уже подготовил это разрешение заранее, зная, что с такой просьбой к нему обратятся друзья Александра Сергеевича.

Дуэль

Чтобы решить ситуацию раз и навсегда, Пушкин отправил крайне оскорбительное письмо Геккерну, ответом на которое мог быть только вызов на дуэль. Уже в тот же день поэт получил желаемое.

27 января на Черной речке состоялась дуэль Пушкина и Дантеса. Условия были смертельны и не оставляли шанса выжить. Расстояние между соперниками было 20 шагов, барьер составлял 10 шагов. Стрелять можно было с любого расстояния на пути к барьеру.

Дантес не дошел одного шага до барьера, выстрелил первым. Поэт тут же упал, но был решительно настроен на ответный выстрел. Его секундант Данзас подал ему оружие, тот выстрелил и пуля попала в область груди Дантеса.

Сама дуэль по-прежнему остается спорной, поскольку вызывает много вопросов. Некоторые полагают, что Дантеса спасла пуговица мундира, кто-то говорит, что на нем изначально была надета кольчуга или кирасе. Все это натолкнуло исследователей на мысль, что сама дуэль была заказным убийством.

Черепа в могиле поэта

Между тем покойник в могиле все-таки есть. И в этом смогли убедиться ученые, которые занимались реставрацией надгробного памятника Пушкина в 1953 году. Все они подписали документ о неразглашении информации. Директор пушкинского заповедника Семен Гейченко, руководивший работами, писал о том, что когда рабочие разобрали наземную часть захоронения, они отпрянули от удивления: склеп Александра Сергеевича оказался двухэтажным. В верхней квадратной камере могилы, по словам Гейченко, были найдены два человеческих черепа и кости. Эксперты установили, что останки принадлежали пожилым мужчине и женщине, но ничего более специалисты сказать не могли.

В частности многие не могли предположить, как чужие кости вообще могли очутиться в могиле Пушкина да и еще и в будто специально отведенном для них помещении. Однако некоторые пушкиноведы до сих пор уверены в том, что великий поэт принадлежал к масонской ложе. А черепа и другие останки в захоронении Пушкина очень напоминают масонский обряд под названием «Мертвая голова». На тот факт, что Пушкин являлся масоном, указывают и действия его товарищей после похорон: они оставили в гробу поэта белые перчатки. Это традиционный для масонов ритуал, означающий, что «братьев» не сможет разлучить даже смерть.

Гипотеза о том, когда попали в могилу посторонние черепа

Как они могли оказаться внутри склепа? Версия вандализма была отброшена в самом начале, так как состояние могилы свидетельствовало о том, что она не вскрывалась на протяжении долгих лет. По этой же причине было ясно, что немцы, хозяйничавшие здесь в годы войны, к этой находке не имеют отношения. Тайна могилы Пушкина требовала своей разгадки. Для более детального рассмотрения вопроса подняли документы, связанные с упоминавшимися уже работами 1902 года.

Оказалось, что в актах того времени, составленных при укреплении могильного холма, нет никаких упоминаний о посторонних черепах. Следовательно, до 1902 года их там не было. Напрашивается простой вывод, что оказаться внутри они могли только после завершения работ, ведь захоронение больше ни разу не вскрывалось. Возможно, так оно и было, но остаётся без ответа главный вопрос: кто и зачем это сделал, ведь могила Пушкина всегда была нашим величайшим культурным достоянием?

Неподтвержденные, но сильные подозрения

И выбор сопровождающего траурную процессию на Псковщину вызывал в обществе недоумение, и слухи о прямой причастности к смерти поэта А. Х Бенкендорфа, шефа жандармов – многое из того, что происходило в эти дни, настораживало и порождало вопросы. Почему сразу после отпевания гроб закрыли, а позднее поставили в дубовый ящик, который еще и засмолили? Это можно объяснить трудностью дороги и снегом. Тогда почему к этому ящику не подошла жена? И это можно объяснить. По свидетельству Вяземского, близкого друга поэта, вела она себя непорядочно, что и привело к дуэли. Непорядочное поведение при жизни, непорядочное и после смерти. Наверное, каждый момент, связанный со смертью Пушкина можно объяснить, но все они, собранные вместе, порождают громадное количество вопросов, в том числе и «Где похоронили Пушкина?». Потому что все факты, приведенные выше, наводят на мысль, что в родовой усыпальнице лежит не он.

Так где же могила?

Неудивительно, что сейчас по-прежнему многим интересно, где похоронен Пушкин Александр Сергеевич, фото этого места. Царская охранка так похоронила А. Радищева, якобы после самоубийства, что могилу до сих пор не нашли.

Проводил вскрытие тела Пушкина медик и литератор Владимир Даль. Ему не дали, по свидетельствам его друзей, вынуть пулю. К чему бы это? Чтобы не идентифицировать выстрел снайпера? Или почему запрещали отпевать в Пскове? Когда отпевают, то гроб вскрывают. А так стоял просто ящик. Его скинули в яму и только снегом присыпали. Так и пробыл там до весны. Родственники не были у могилы.

Могила Пушкина в Святогорском Успенском монастыре

Проверить, кого похоронили, можно было не раз. То откос съезжал, то могила проседала. Заметили, что ящика уже не было, а гроб хорошо сохранился. В 1953 году в этом заповеднике проводили работы по укреплению памятника на могиле Пушкина. В могиле нашли два черепа неизвестных и пожилых людей. Не возраста Александра Сергеевича. Пошла гулять версия о масонском ритуале с головами, а все семейство Пушкиных было масонами.

Современных методов идентификации личностей предостаточно. Желательно все-таки разузнать, Пушкин ли в могиле или кто-то иной?

Место захоронения А.С. Пушкина на карте

Последние статьи на сайте

  • Магия и труд все перетрут!
  • Визуализация — основа магии
  • Анимансия — черная пакостливая магия
  • Сокровенный магический мир, существует ли он?
  • Почему люди верят в предсказания цыганок?

Похожие материалы

  • Реальная история героического спасения людей: чудо на Гудзоне
  • Гибель подводной лодки Курск
  • Система ГУЛАГ
  • Глубоководный горизонт реальная история — самый большой разлив нефти в истории
  • Чем можно объяснить многонациональный состав армии Наполеона?

Гипотеза о том, когда попали в могилу посторонние черепа

Как они могли оказаться внутри склепа? Версия вандализма была отброшена в самом начале, так как состояние могилы свидетельствовало о том, что она не вскрывалась на протяжении долгих лет. По этой же причине было ясно, что немцы, хозяйничавшие здесь в годы войны, к этой находке не имеют отношения. Тайна могилы Пушкина требовала своей разгадки. Для более детального рассмотрения вопроса подняли документы, связанные с упоминавшимися уже работами 1902 года.

Оказалось, что в актах того времени, составленных при укреплении могильного холма, нет никаких упоминаний о посторонних черепах. Следовательно, до 1902 года их там не было. Напрашивается простой вывод, что оказаться внутри они могли только после завершения работ, ведь захоронение больше ни разу не вскрывалось. Возможно, так оно и было, но остаётся без ответа главный вопрос: кто и зачем это сделал, ведь могила Пушкина всегда была нашим величайшим культурным достоянием?

Гибель

Конечно же, ранение оказалось смертельный. После дуэли Пушкина привезли домой. Ему удалось прожить еще два дня. Дата смерти Пушкина — 29 января 1837 года. Двое суток за его жизнь боролись 9 врачей, которые консультировали и руководили личением.

Эти два дня поэт приводил в порядок свои дела. Благодаря Жуковскому и Арендту он общался с императором. Пушкин просил помилования для секунданта Данзаса. Также после смерти поэта Николай I заплатил долги, очистил от долгов заложенное имение отца, установил вдове пенсион, а дочери обеспечил замужество. Сыновья были назначены пажами, а также получили по 1500 рублей на воспитание. Также было издано сочинение в пользу вдовы и детей.

Дела государственной важности

О том, где будет могила Пушкина после его смерти, стало заботиться государство. Сейчас, конечно, многое скрыто от посторонних, но в тот момент занимался погребением недруг Александра Сергеевича — Бенкендорф. Причем уже в тот момент шли слухи о том, что он причастен к смерти поэта. И было очень странно, что именно он и занимался его похоронами. Возможно, таким образом он сам хотел убрать тело, ставшее вещественным доказательством.

Интересно и то, что в последний момент было перенесено место отпевания. Хотя кто-то и утверждал, что это для безопасности проведения мероприятия, но есть сведения о том, что таким образом Бенкендорф пытался установить полный контроль за телом. Кроме того на отпевании не было никого из родных поэта. Некоторые даже не знали о смерти Пушкина.

Страх перед убитым поэтом

После отпевания в Конюшенной церкви его тело было отправлено к месту погребения в обстановке величайшей секретности. Чего боялись власти и почему они хотели скрыть от народа, где могила Пушкина — поэта, которого к тому времени знала вся Россия? Ведь известие о его смерти уже успело облететь Петербург, и тысячи людей приходили к дому на Фонтанке проститься с ним. Вероятно, понимали, что в тот день сознание масс было парализовано общим для всех горем, и потому толпа оставалась безмолвной. Но какие в дальнейшем формы могло принять возмущение убийством поэта, было неизвестно, и власти опасались народных волнений.

Поэтому высочайшим указом повелевалось, дабы избежать ненужных проблем, отправить гроб к месту захоронения тайно, с соблюдением всех мер предосторожности. Что и было в точности исполнено

До последнего момента друг поэта — А. И. Тургенев, провожавший его в последний путь (именно он находился в той памятной кибитке), не знал, куда они едут и где будет могила Пушкина. Таким образом, с первых дней тайна окутывала всё, что связано с кончиной российского гения, и все последующие годы её тень не покинет могилы в Святогорском монастыре.

Жизнь монастыря во времена Пушкина

Росла и процветала обитель в течение двух столетий, до тех пор пока известный екатерининский указ о секуляризации церковных и монастырских земель не лишил её насельников обширных владений, а вместе с ними и источников доходов.

Наступили тяжёлые времена, когда мысли о вечном оттеснялись заботами о хлебе насущном. В те годы, когда Пушкин стал частым гостем монастыря, его братия состояла всего из двадцати четырёх чернецов, постоянно вовлечённых в судебные тяжбы с местными крестьянами, оспаривавшими у них и без того скудные земельные наделы.

Архитектурным центром монастыря является собор, возведённый псковскими мастерами и освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. В течение веков он неоднократно перестраивался, в основном за счёт местных помещиков, вносивших вклады на поминание душ усопших и на моления о прощении грехов живых. В соборе, в его алтарной части, погребён младший брат Пушкина — Платон, скончавшийся в 1819 году. Известно, что поэт, живший тогда в Петербурге, присутствовал на его похоронах.

Из записей Александра Сергеевича известно, что в период работы в Михайловском над «Борисом Годуновым» он много времени проводил в монастырской библиотеке за чтением старинных рукописей, которые, по его словам, помогали постичь особенности мыслей и языка того времени. Также в создании народных образов поэту помогало живое общение как с насельниками обители, так и с теми массами крестьян и обывателей, которые трижды в год спешили со всех концов губернии на проводимые здесь ярмарки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector