Эксгумация пушкина: что было не так с могилой главного русского поэта

Гипотеза о конкретном исполнителе акции

По этому поводу своё предположение высказал историк В. Новиков. Он указывает на то, что наличие посторонних черепов в могиле характерно для ритуальных масонских захоронений. Пушкин, вступив в своё время в кишинёвскую ложу, стал фактически членом этого тайного союза. Следует также учесть, что в 1902 году, в преддверии первой русской революции, деятельность масонов достигла максимальной активности.

Не исключено, что они могли совершить провокацию, подбросив в склеп черепа, доказывающие причастность Пушкина к их союзу. С какой целью? Очевидно, чтобы поднять авторитет масонства. Что же касается конкретного исполнителя этой акции, то, учитывая, что в их рядах состояли в те годы многие люди творческих профессий, невольно подозрение падает на главного руководителя работ — архитектора В. Н. Назимова. Это, разумеется, лишь предположение.

«Храни меня, мой талисман…»

Страдала могила Пушкина не только от природных стихий и особенностей ландшафта, но и от рук вандалов. В годы Гражданской войны неизвестные скинули под откос обелиск, который вернули на место только в 1922 году.

В 1944 году отступающие фашисты взорвали Свято-Успенскую обитель, заложив под монастырские постройки и по всему склону десятки фугасов. Под сам памятник поэту заложили четыре мины. От взрывной волны памятник наклонился, но не разрушился. Только стал постепенно оседать, угрожая обрушить склеп и повредить пушкинский прах. В мае комиссия во главе с архитектором А.Щусевым постановила разместить в основании памятника «маяки», которые лопнут, если процесс оседания продолжится. В течение нескольких лет заново устанавливаемые пластины лопались.

Гипотеза о конкретном исполнителе акции

По этому поводу своё предположение высказал историк В. Новиков. Он указывает на то, что наличие посторонних черепов в могиле характерно для ритуальных масонских захоронений. Пушкин, вступив в своё время в кишинёвскую ложу, стал фактически членом этого тайного союза. Следует также учесть, что в 1902 году, в преддверии первой русской революции, деятельность масонов достигла максимальной активности.

Не исключено, что они могли совершить провокацию, подбросив в склеп черепа, доказывающие причастность Пушкина к их союзу. С какой целью? Очевидно, чтобы поднять авторитет масонства. Что же касается конкретного исполнителя этой акции, то, учитывая, что в их рядах состояли в те годы многие люди творческих профессий, невольно подозрение падает на главного руководителя работ — архитектора В. Н. Назимова. Это, разумеется, лишь предположение.

Черепа в могиле поэта

Между тем покойник в могиле все-таки есть. И в этом смогли убедиться ученые, которые занимались реставрацией надгробного памятника Пушкина в 1953 году. Все они подписали документ о неразглашении информации. Директор пушкинского заповедника Семен Гейченко, руководивший работами, писал о том, что когда рабочие разобрали наземную часть захоронения, они отпрянули от удивления: склеп Александра Сергеевича оказался двухэтажным. В верхней квадратной камере могилы, по словам Гейченко, были найдены два человеческих черепа и кости. Эксперты установили, что останки принадлежали пожилым мужчине и женщине, но ничего более специалисты сказать не могли.
В частности многие не могли предположить, как чужие кости вообще могли очутиться в могиле Пушкина да и еще и в будто специально отведенном для них помещении. Однако некоторые пушкиноведы до сих пор уверены в том, что великий поэт принадлежал к масонской ложе. А черепа и другие останки в захоронении Пушкина очень напоминают масонский обряд под названием «Мертвая голова». На тот факт, что Пушкин являлся масоном, указывают и действия его товарищей после похорон: они оставили в гробу поэта белые перчатки. Это традиционный для масонов ритуал, означающий, что «братьев» не сможет разлучить даже смерть.

Неподтвержденные, но сильные подозрения

И выбор сопровождающего траурную процессию на Псковщину вызывал в обществе недоумение, и слухи о прямой причастности к смерти поэта А. Х Бенкендорфа, шефа жандармов – многое из того, что происходило в эти дни, настораживало и порождало вопросы. Почему сразу после отпевания гроб закрыли, а позднее поставили в дубовый ящик, который еще и засмолили? Это можно объяснить трудностью дороги и снегом. Тогда почему к этому ящику не подошла жена? И это можно объяснить. По свидетельству Вяземского, близкого друга поэта, вела она себя непорядочно, что и привело к дуэли. Непорядочное поведение при жизни, непорядочное и после смерти. Наверное, каждый момент, связанный со смертью Пушкина можно объяснить, но все они, собранные вместе, порождают громадное количество вопросов, в том числе и «Где похоронили Пушкина?». Потому что все факты, приведенные выше, наводят на мысль, что в родовой усыпальнице лежит не он.

Жизнь монастыря во времена Пушкина

Росла и процветала обитель в течение двух столетий, до тех пор пока известный екатерининский указ о секуляризации церковных и монастырских земель не лишил её насельников обширных владений, а вместе с ними и источников доходов.

Наступили тяжёлые времена, когда мысли о вечном оттеснялись заботами о хлебе насущном. В те годы, когда Пушкин стал частым гостем монастыря, его братия состояла всего из двадцати четырёх чернецов, постоянно вовлечённых в судебные тяжбы с местными крестьянами, оспаривавшими у них и без того скудные земельные наделы.

Архитектурным центром монастыря является собор, возведённый псковскими мастерами и освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. В течение веков он неоднократно перестраивался, в основном за счёт местных помещиков, вносивших вклады на поминание душ усопших и на моления о прощении грехов живых. В соборе, в его алтарной части, погребён младший брат Пушкина — Платон, скончавшийся в 1819 году. Известно, что поэт, живший тогда в Петербурге, присутствовал на его похоронах.

Из записей Александра Сергеевича известно, что в период работы в Михайловском над «Борисом Годуновым» он много времени проводил в монастырской библиотеке за чтением старинных рукописей, которые, по его словам, помогали постичь особенности мыслей и языка того времени. Также в создании народных образов поэту помогало живое общение как с насельниками обители, так и с теми массами крестьян и обывателей, которые трижды в год спешили со всех концов губернии на проводимые здесь ярмарки.

«Когда для смертного умолкнет шумный день…»

Из опубликованного в «Новом времени» доклада В.
Назимова следовало, что в 1901-1902 годах были проведены масштабные работы. Главную угрозу захоронению представлял неумолимо осыпавшийся склон, поэтому первым делом было решено укрепить его

Работы надлежало проводить с максимальной осторожностью. Любая ошибка грозила памятнику и склепу необратимыми повреждениями

Сначала рабочие заложили по всему откосу каменные террасы. Затем – обустроили основательную площадку вокруг захоронения, с каждым годом всё больше сползающего в обрыв.

Кирпичный цоколь заменили на гранитный

Эти работы проводили особенно осторожно из-за невозможности оценить крепость свода над склепом. Несмотря на предпринятые меры предосторожности, его западная часть разрушилась

Скрепленные известковым раствором кирпичи не выдержали. Через образовавшуюся дыру реставраторы увидели, что спустя 65 лет установленный дубовый гроб с телом Пушкина сохранился настолько хорошо, что местами можно было рассмотреть куски парчового позумента. Его фрагмент, кстати, был снят с гроба и отправлен в Пушкинский музей.

В ходе реставрации 1902 года свод склепа переложили с использованием цементного раствора и укрепили железными балками

В докладе В.Назимов обращал внимание, насколько облегчена теперь работа следующим реставраторам. Чтобы добраться до гроба, им потребуется от силы 20 минут

Нету тела — нету дела

Одной из главных тайн захоронения известного поэта многие считают собственно сам процесс погребения Пушкина. Ссылаясь на свидетельства очевидцев этого странного действа, некоторые исследователи склоняются к тому, что в гробу вместо тела Александра Сергеевича упокоилось тело совсем другого человека. Дело в том, что поначалу отпевание Пушкина планировалось в Исаакиевском соборе. Однако ночью 31 января усопшего «по указанию высшего руководства» переместили в Конюшенную церковь. Жуковский писал об этом инциденте так: «…тело перенесли с какой-то тайною, всех поразившей, без факелов и без проводников».
После отпевания загадки не закончились. Согласно желанию самого Пушкина, его решено было похоронить в Святогорском монастыре, расположенном на Псковской земле. Прежде чем тело поэта прибыло на место его упокоения, псковский губернатор Пещуров получил письмо от чиновника Мордвинова. Тот от имени императора требовал, чтобы «не было никакой встречи» и «никаких церемоний». Тело поэта перевозили опять-таки под покровом ночи.
Примечательно, что всеми этапами похорон занимался непосредственно царь, а также граф Бенкендорф, еще при жизни которого ходили слухи о его участии в организации убийства Пушкина. А если это так, то графу необходимо было избавиться от главной улики – тела Александра Сергеевича или же подменить его на другое. Отсюда перемена церквей, ночь, секретность и другие подозрительные действия и обстоятельства.

Так где же могила?

Неудивительно, что сейчас по-прежнему многим интересно, где похоронен Пушкин Александр Сергеевич, фото этого места. Царская охранка так похоронила А. Радищева, якобы после самоубийства, что могилу до сих пор не нашли.

Проводил вскрытие тела Пушкина медик и литератор Владимир Даль. Ему не дали, по свидетельствам его друзей, вынуть пулю. К чему бы это? Чтобы не идентифицировать выстрел снайпера? Или почему запрещали отпевать в Пскове? Когда отпевают, то гроб вскрывают. А так стоял просто ящик. Его скинули в яму и только снегом присыпали. Так и пробыл там до весны. Родственники не были у могилы.

Могила Пушкина в Святогорском Успенском монастыре

Проверить, кого похоронили, можно было не раз. То откос съезжал, то могила проседала. Заметили, что ящика уже не было, а гроб хорошо сохранился. В 1953 году в этом заповеднике проводили работы по укреплению памятника на могиле Пушкина. В могиле нашли два черепа неизвестных и пожилых людей. Не возраста Александра Сергеевича. Пошла гулять версия о масонском ритуале с головами, а все семейство Пушкиных было масонами.

Современных методов идентификации личностей предостаточно. Желательно все-таки разузнать, Пушкин ли в могиле или кто-то иной?

Место захоронения А.С. Пушкина на карте

Последние статьи на сайте

  • Магия и труд все перетрут!
  • Визуализация — основа магии
  • Анимансия — черная пакостливая магия
  • Сокровенный магический мир, существует ли он?
  • Почему люди верят в предсказания цыганок?

Похожие материалы

  • Реальная история героического спасения людей: чудо на Гудзоне
  • Гибель подводной лодки Курск
  • Система ГУЛАГ
  • Глубоководный горизонт реальная история — самый большой разлив нефти в истории
  • Чем можно объяснить многонациональный состав армии Наполеона?

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам — Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы. С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот — Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела — Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом А.С.Пушкина в ночь перед погребением. Здесь же находится его могила. Спустя 4 года на могиле был установлен мраморный памятник в виде пирамиды с изображением вызолоченного креста и звездочки. На памятнике следующая надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 генваря 1837 года».

В 1924 году монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор.

Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.

Успенский собор был восстановлен в 1949 году.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе.

Пушкин и Святогорский монастырь

Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона (род. в 1759 г.) осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения. Секретный агент III отделения А.К.Бошняк, собирающий сведения о ссыльном поэте, записал следующее:

Игумен Иона не обучался в семинарии и постиг «токмо российскую грамматику». По описаниям современника, это был простой, добрый, несколько рыжеватый, малорослый старец. Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». В текст включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет».

По окончании ссылки Пушкин не раз приезжал в Святогорский Свято-Успенский монастырь. В 1829 г. он написал такие строки:

И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.

На территории Святогорского монастыря, подле Успенского собора были погребены дед и бабушка поэта — О.А и М.А.Ганнибалы (1806, 1818), младший брат Платон (1817-1819). Весной 1836 года здесь же была похоронена мать Пушкина, Надежда Осиповна.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила Ганнибалов

Вокруг значимых личностей всегда много споров

Сомненья в том, что в Святогорском монастыре лежит именно он, не возникли ни ранее, ни в 1953 году, когда реставрировался склеп. Иначе почему не отправили на исследование волосы поэта, которые хорошо сохранились? Хотя в Пушкинском Доме хранятся подлинные волосы поэта. Их можно было бы сравнить. А может быть, сомнения возникали, но существовал какой-то запрет? Вопросов не уменьшилось, и очевидно, будут возникать новые. Но они будут возникать у специалистов, из которых некоторые считают, что повод для дуэли притянут за уши. А миллионы почитателей таланта гениального поэта с детских лет знают о погибшем «невольнике чести», о том, что его травили, не давали ни жить, ни работать.

Таинственная находка

Дело в том, что вся Псковская область в период Великой Отечественной войны оказалась в зоне оккупации, и в 1944 году при отступлении немцы пытались взорвать многие исторические памятники, расположенные на её территории. К счастью, сделать этого им не удалось, но всё же могила Пушкина в Святогорском монастыре была повреждена, и требовалась её реставрация. В первые послевоенные годы осуществить её не было возможности, и только в 1953 году начались работы.

Вначале не планировалось вскрытие могилы Пушкина, предполагалось лишь восстановление внешнего облика некрополя. Но когда приступили к демонтажу покосившейся от удара взрывной волны стелы, то оказалось, что грунт, на котором она находилась, просел и видны уходящие вглубь трещины. Было ясно, что повреждён и требует замены цоколь, возведённый над склепом во время последних реставрационных работ, проводившихся в 1902 году. Приступили к разборке надгробия. Когда был демонтирован достаточно большой его участок, то взорам присутствующих открылась картина, повергшая всех в изумление: кроме останков поэта в могиле находились ещё два черепа. Как показала последующая экспертиза, они принадлежали мужчине и женщине пожилого возраста.

Жизнь монастыря во времена Пушкина

Росла и процветала обитель в течение двух столетий, до тех пор пока известный екатерининский указ о секуляризации церковных и монастырских земель не лишил её насельников обширных владений, а вместе с ними и источников доходов.

Наступили тяжёлые времена, когда мысли о вечном оттеснялись заботами о хлебе насущном. В те годы, когда Пушкин стал частым гостем монастыря, его братия состояла всего из двадцати четырёх чернецов, постоянно вовлечённых в судебные тяжбы с местными крестьянами, оспаривавшими у них и без того скудные земельные наделы.

Архитектурным центром монастыря является собор, возведённый псковскими мастерами и освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. В течение веков он неоднократно перестраивался, в основном за счёт местных помещиков, вносивших вклады на поминание душ усопших и на моления о прощении грехов живых. В соборе, в его алтарной части, погребён младший брат Пушкина — Платон, скончавшийся в 1819 году. Известно, что поэт, живший тогда в Петербурге, присутствовал на его похоронах.

Из записей Александра Сергеевича известно, что в период работы в Михайловском над «Борисом Годуновым» он много времени проводил в монастырской библиотеке за чтением старинных рукописей, которые, по его словам, помогали постичь особенности мыслей и языка того времени. Также в создании народных образов поэту помогало живое общение как с насельниками обители, так и с теми массами крестьян и обывателей, которые трижды в год спешили со всех концов губернии на проводимые здесь ярмарки.

Трудности

Осень 1836 года стала настоящим испытанием для Александра Сергеевича. В тот момент у поэта были передряги с зятем касательно раздела имущества матери, вопросы в издательском доме, долги и проблемы с женой. Последнее особенно подорвало душевное состояние писателя. Он не мог смириться с нарочито явными ухаживаниями Дантеса в адрес Натальи, из-за которых в обществе появились слухи.

3 ноября все друзья поэта получили анонимный пасквиль, в котором были написаны оскорбительные намеки в адрес жены. Это еще больше разозлило Пушкина, который был уверен, что подобное могло быть создано только Дантесом и его приемным отцом. Уже на следующий день Александр Сергеевич бросает вызов «подлецу».

Но очень многие были озабочены подобным решением писателя. Отец Дантеса Геккерн попробовал отсрочить событие на две недели. Жуковский и другие друзья Пушкина всячески пытались предотвратить трагическое событие. Уже 17 ноября Дантес сделал предложение сестре Натальи — Екатерине. Казалось бы, конфликт был исчерпан.

Но брак никак не помог избежать проблемы. Слухи все больше распространялись. Многие говорили о том, что Дантес женился на Екатерине только для того, чтобы отвести взгляды от Натальи и спасти ее репутацию. В какой-то момент Наталья даже попросила мужа на время оставить Петербург. Но Александр Сергеевич был непоколебим.

Странное поведение

Где похоронен А. С. Пушкин, до сих пор мало кто понимает, поскольку это событие находилось под строжайшим контролем. О том, что все идет не по плану, было понятно и по поведению жены Пушкина, Натальи. Например, на вынос тела из дома в церковь она так и не явилась.

Сам же этот процесс напоминал какую-то военную операцию. Даже Жуковский вспоминает события той ночи с каким-то странным ощущением. Он говорил, что место отпевания резко сменили, ночью перенесли тело в церковь. При этом само событие было покрыто тайной. Перенос проходил без факелов и проводников. В момент выноса тела присутствовало не более 10 близких друзей, которых по сути проводили до церкви под стражей.

Интересным оказалось и поведение друга поэта, Тургенева. Он был приглашен на место захоронения Пушкина, но до этого присутствовал и при отпевании. Он описывал 31 января с самого утра и до полночи, когда явились жандармы. Уже к часу ночи отпевание началось в церкви, а после все тихо разошлись по домам.

Но интересно даже не это, а то, что в день отпевания Тургенев вел себя как-то слишком обычно. Это должен был быть трагический день для всех друзей Пушкина, но почему-то Тургенев проводил его в гостях у всех, кого только мог посетить: Блудова, Сербиновича, Карамзиной, Мещерского. Причем самой странно встречей было чаепитие Тургенева у секунданта Дантеса д’Аршиака.

Возможно, таким образом Тургенев просто пытался не думать о трагедии, а, как мог, только отвлекал себя. Но Адмирал Чичагов как-то отметил, что у Александра Ивановича была «потребность рыскать», вот он, видимо, и рыскал весь день, отвлекаясь то на панихиду, то на вынос тела.

Страх перед убитым поэтом

После отпевания в Конюшенной церкви его тело было отправлено к месту погребения в обстановке величайшей секретности. Чего боялись власти и почему они хотели скрыть от народа, где могила Пушкина — поэта, которого к тому времени знала вся Россия? Ведь известие о его смерти уже успело облететь Петербург, и тысячи людей приходили к дому на Фонтанке проститься с ним. Вероятно, понимали, что в тот день сознание масс было парализовано общим для всех горем, и потому толпа оставалась безмолвной. Но какие в дальнейшем формы могло принять возмущение убийством поэта, было неизвестно, и власти опасались народных волнений.

Поэтому высочайшим указом повелевалось, дабы избежать ненужных проблем, отправить гроб к месту захоронения тайно, с соблюдением всех мер предосторожности. Что и было в точности исполнено

До последнего момента друг поэта — А. И. Тургенев, провожавший его в последний путь (именно он находился в той памятной кибитке), не знал, куда они едут и где будет могила Пушкина. Таким образом, с первых дней тайна окутывала всё, что связано с кончиной российского гения, и все последующие годы её тень не покинет могилы в Святогорском монастыре.

Гипотеза о том, когда попали в могилу посторонние черепа

Как они могли оказаться внутри склепа? Версия вандализма была отброшена в самом начале, так как состояние могилы свидетельствовало о том, что она не вскрывалась на протяжении долгих лет. По этой же причине было ясно, что немцы, хозяйничавшие здесь в годы войны, к этой находке не имеют отношения. Тайна могилы Пушкина требовала своей разгадки. Для более детального рассмотрения вопроса подняли документы, связанные с упоминавшимися уже работами 1902 года.

Оказалось, что в актах того времени, составленных при укреплении могильного холма, нет никаких упоминаний о посторонних черепах. Следовательно, до 1902 года их там не было. Напрашивается простой вывод, что оказаться внутри они могли только после завершения работ, ведь захоронение больше ни разу не вскрывалось. Возможно, так оно и было, но остаётся без ответа главный вопрос: кто и зачем это сделал, ведь могила Пушкина всегда была нашим величайшим культурным достоянием?

Сейчас читают

24.05.18

ТОП-10 необычных зданий

«Ведомости» составили рейтинг зданий, которые раз увидев, не забудешь никогда. По традиции, в него вошли фото из личных архивов сотрудников редакции.

26.04.18

Топ-10 необычных памятников с лошадьми

Свою лепту в воспевание доброго друга и помощника, лошади, вносят и скульпторы. «Ведомости» составили рейтинг необычных памятников этим прекрасным животным.

25.04.18

Топ-10 книг для детей и подростков 2017–2018 года

По просьбе родителей, чьи дети, к счастью, читают книги, эксперт «Ведомостей», член детской редакции интернет-журнала «Папмамбук» Варвара Петрова подготовила новый книжный рейтинг.

16.04.18

ТОП-10 памятников литературным персонажам

Где можно сфотографироваться с героем любимого литературного произведения? Журналисты «Ведомостей» составили ТОП-10 памятников литературным персонажам, которые установлены в разных странах мира.

12.04.18

Топ-3 лучших школьных музея «о войне»

«Ведомости» подготовили рейтинг самых интересных школьных музеев Новосибирска, в которых трепетно хранят экспонаты, связанные с Великой Отечественной войной.

05.04.18

ТОП-10 необычных стен

Как стены становятся культовыми арт-объектами? «Ведомости» составили рейтинг стен, ставших достопримечательностями локального и даже мирового масштаба.

04.04.18

ТОП-15 самых странных музеев мира

Паразиты, снежинки, орудия пыток… Каких только музеев не открывают в разных странах, чтобы заманить к себе туриста. «Ведомости» составили список самых странных и чудных музеев мира.

29.03.18

Топ-5 самых необходимых развивающих игрушек для детей.

«Ведомости» совместно с психологом и преподавателем психологии НГПУ Татьяной Слепокуровой составили рейтинг самых важных игрушек для развития детей. Мамы, записывайте!

16.03.18

ТОП-10 самых вкусных десертов мира

Журналисты «Ведомостей» посетили более 30 стран и составили рейтинг самых вкусных десертов Европы, каждый из которых можно приготовить дома.

02.03.18

ТОП-10 самых ДОРОГИХ программ обучения в вузах Новосибирска

«Ведомости» составили рейтинг самых дорогих программ обучения в вузах Новосибирска. Сколько нужно заплатить родителям, чтобы их не попавший «на бюджет» ребёнок получил высшее образование?

27.02.18

ТОП-15 самых лучших НОВЫХ маршрутов для путешествий из России в 2018 году.

Пиза? Рейкьявик? Токио? «Ведомости» делятся списком городов, куда теперь можно улететь прямыми рейсами из Москвы, Петербурга и Новосибирска. 

09.02.18

ТОП-5 самых нежеланных подарков на 23 февраля

«Ведомости» составили список подарков, которые мужчины очень не хотят получить в День защитника Отечества. Возьми этот список с собой в магазин!

Гипотеза о том, когда попали в могилу посторонние черепа

Как они могли оказаться внутри склепа? Версия вандализма была отброшена в самом начале, так как состояние могилы свидетельствовало о том, что она не вскрывалась на протяжении долгих лет. По этой же причине было ясно, что немцы, хозяйничавшие здесь в годы войны, к этой находке не имеют отношения. Тайна могилы Пушкина требовала своей разгадки. Для более детального рассмотрения вопроса подняли документы, связанные с упоминавшимися уже работами 1902 года.

Оказалось, что в актах того времени, составленных при укреплении могильного холма, нет никаких упоминаний о посторонних черепах. Следовательно, до 1902 года их там не было. Напрашивается простой вывод, что оказаться внутри они могли только после завершения работ, ведь захоронение больше ни разу не вскрывалось. Возможно, так оно и было, но остаётся без ответа главный вопрос: кто и зачем это сделал, ведь могила Пушкина всегда была нашим величайшим культурным достоянием?

История Святогорского монастыря

Основанию монастыря предшествовали чудесные явления иконы Богородицы. В 1563 году в деревне Луговка, что по дороге в Тригорское, блаженному отроку Тимофею явилась икона Божией Матери «Умиление»; позднее на этом месте была построена часовня. Спустя три года, в 1566 году на Синичьей горе произошло явление иконы Божией Матери «Одигитрия», отмеченное многими чудесами исцеления.

По указу Ивана Грозного псковский наместник Юрий Токмаков в 1569 году построил здесь храм Успения Пресвятой Богородицы, престол которого был устроен над пнем той сосны, где явилась чудотворная икона. Иван Грозный в ознаменование открытия обители прислал 15-ти пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном», поскольку «пел жалостно».

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. КрестПушкинские горы, Святогорский монастырь. Кресты

Вплоть до царствования императрицы Екатерины Великой монастырь был первоклассным, а затем низведен до уровня 3-классного. Монастырю принадлежали значительные земельные угодья, проводились ярмарки.

Первое каменное строение Святогорского монастыря — Успенский собор. Он построен в традиционных формах псковской архитектуры: из известняковых плит, трехапсидный, однокупольный, с пролетной звонницей над притвором. Внешне храм казажется приземистым. Толщина стен составляет 1,5-2 метра. Он возвышается на вершине Синичьей (Святой) горы. В 1575 году у подножия холма была выстроена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Над Святыми воротами до 1764 года возвышалась деревянная церковь св. Параскевы Пятницы. Деревянными были настоятельские и братские келии, служебные постройки.

В XVIII веке монастырские здания были перестроены в камне. В 1770 и 1776 годах к Успенскому собору были пристроены кирпичные приделы в честь Богоматери Одигитрии (южный) и Покрова Божией Матери (северный). В 1764 году на средства помещика И.Львова и коллежского асессора М.И.Карамышева начали возводить «каменную четвероугольную новоманерную колокольню». Строительство было завершено к 1821 году. На третьем ярусе колокольне были устроены «железные боевые часы с четвертями». Общая высота колокольни, с высоким шпилем, яблоком и крестом, составила 37 метров — столько же, сколько прожил Пушкин.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница у Успенского собораПушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский соборПушкинские горы, Святогорский монастырь. ЛестницаПушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский собор

На месте Никольской церкви, сгоревшей в 1784 году, была выстроена небольшая каменная, теплая. Пятницкая церковь была перенесена за монастырские стены и в дальнейшем использовалась в качестве приходской. Были перестроены в камне монастырские корпуса.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Монастырские строения

Монастырская стена изначально была деревянной. В 1790-е годы она была заменена каменной, из гранита и булыжника. В это же время были построены две лестницы, ведущие на Святую гору и ограда вокруг нее. На территории монастыря были устроены торговые ряды, проводились ярмарки, дававшие монастырю дополнительный доход.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница к Успенскому собору

Похороны

Изначально прощание было запланировано в церкви Адмиралтейства. Однако после стало понятно, что придет огромное количество людей, среди которых может начаться волнение. Николай I распорядился, чтобы отпевание перенесли в Конюшенную церковь, которая была небольшой и поместила бы только самых близких поэта.

Служба состоялась с 31 января на 1 февраля. Гроб решено было перенести в подвал церкви. По желанию писателя похороны нужно было перенести в Святогорский монастырь. Именно там должна была быть могила Пушкина. Николай I поручил сопровождать тело поэта к месту погребения его другу Тургеневу. С 3 на 4 февраля сани отправились в Псков. Уже утром 6 февраля Пушкин был похоронен возле церкви в Святогорском монастыре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector