Болгар

Музей хлеба

Одним из первых объектов проекта по возрождению Болгара стал уникальный музей хлеба. Его посетителям представится возможность поучаствовать во всей технологической цепочке выращивания и переработки зерновых. А это значит, что придется своими руками собирать колосья, молотить их, молоть из них муку и только потом приниматься за выпечку хлеба. На территории музея воссоздан быт древних булгар, выстроены дом мельника, амбар, гумно, рига, пекарня, кузница, постройки для содержания домашних животных, колодец с журавлем и, самое главное, возведена настоящая деревянная мельница, размах крыльев которой составляет 15 м.

Исход

Его сыновья, разделив земли отца, лишились сплоченности, в результате чего они не смогли сдержать хазарского натиска. Большинство болгар было вынуждено подчиниться хазарам. Другая часть болгар во главе с ханом Аспарухом ушло к Дунаю, где, подчинив славянские племена,было создано государство, Дунайская Болгария.

Другая часть болгар ушедшая в сторону реки Волги, создало новое государство болгар Волжская Булгария (государство Волжских болгар принято называть Булгарией, а жителей булгарами, дабы не путать их с дунайскими болгарами-славянами). Государство было основано на территории Среднего Поволжья и Прикамья. До прихода булгар в Поволжье там проживали угро-финские племена, которых булгары смогли подчинить себе.

Ранняя история Волжских булгар известна мало, но известно, что на Волге болгары оказались не позднее VIII — IX вв. и вплоть до середины X века продолжали находиться в зависимости от Хазарского каганата, что подтверждает и тюркский титул правителя Волжской Булгарии «эльтебер», то есть зависимый от хана. Племенной состав жителей Волжской Булгарии, кроме самих булгар включал, также, равноправные тюркоязычные племена: сувар, эсегель, барсил, баранджар, а также живших на Волге до прихода булгар угро-финнов.

Главные объекты

Экскурсии по достопримечательностям Булгаров (Татарстан) обычно включают наиболее интересные постройки и места

Однако при самостоятельном осмотре нужно определиться с тем, что самое важное. Заповедник «Городище Булгар» размещается на внушительной территории, поэтому, чтобы добраться до разных уголков, нужно грамотно выстроить маршрут

Начав с Музея булгарской цивилизации, дальше можно выйти на главную площадь города, где сосредоточено сразу несколько достопримечательностей. Это руины Соборной мечети 13-го века. Глядя на них, понимаешь, какого же масштаба было это поселение. Неподалеку находится Большой минарет. Это реконструкция, так как подлинное сооружение было утрачено в 19-м веке. Рядом стоит еще одни памятник – Успенский собор 18-го столетия.

Далее стоит отправиться на раскопки Ханского дворца 13-го века. Рядом находится Памятный знак в честь принятия ислама в 922 году, а также уже упомянутый Музей ислама и Музей лекаря. Это хорошо организованные экспозиции, которые позволяют понять, как жили Булгары в 13-м веке, в период правления Золотой Орды. После этого обычно туристы посещают усыпальницы булгарской знати. Территория городища большая, но окинуть ее одним взглядом можно, забравшись на Малый минарет 14-го столетия, виды с него производят грандиозное впечатление. Следующий объект – Черная палата, датируемая тем же веком, в ней хорошо сохранились элементы архитектурного декора. Использовалось это сооружение и под медресе, и для судилища. Также в городище есть Восточная и Белая палаты, колодец Габдрахмана, малый городок.

К следующим объектам осмотра лучше добираться на транспорте. Стоит увидеть Белую мечеть — это грандиозное сооружение было построено в 2012 году, местные называют его Казанским Тадж-Махалом. Никакой привязки к булгарам она не имеет — просто красивое здание. В городе есть и православная Свято-Авраамиевская церковь, очень нарядное голубое здание с белым декором, построенное в конце 20-го века.

Социальная структура

Булгарское государство имело развитую социальную структуру. Источники (в том числе нумизматические) сообщают о существовании династии булгарских правителей из рода Алмуша – Джаффаридов. Они в начале X в. носили титул “эльтебер” (с середины X в. – эмир) и являлись полновластными правителями, их имя (после халифа) упоминалось в ежедневной молитве (хутбе), они определяли политику в государстве и чеканили свою монету.

Иерархия социальных верхов булгарского общества реконструируется по письменным источникам недостаточно четко; в них упоминаются беки (князья) – правители отдельных земель и городов, военно-служилая знать (чура) и мусульманское духовенство.

Основная масса населения состояла из свободных сельских общинников и горожан (ремесленников, купцов и т. п.) – податного населения, платившего в государственную казну подомный налог.

В антропологическом отношении население Волжской Булгарии было однородным и характеризовалось смешанным европеоидномонголоидным субуральским типом (см. Антропология).

Перстень. Волжская Булгария. XI – начало XIII в

Серебро, ковка, гравировка, чернение. Фонд Марджани

Программа

Мероприятие проходит на открытом воздухе в городе Болгар на берегу реки Волга. «Здесь все по-настоящему», — заявляют организаторы. Для создания атмосферы древности прикладываются все силы, тщательно продумываются образы участников, рыцарские доспехи, все детали костюмов. Все муляжи оружия выполнены в натуарльную величину и с максимальной точностью, от этого реконструкция представляет собой захватывающее зрелище.

Насыщенная программа международного фестиваля средневекового боя включает: ристалища, «Балаган» с плясками и музыкой, ремесленные мастер-классы, площадку для досуга всей семьи, рынок, лагерь для массовых состязаний. С 2019 года открыта локация «Золотая Орда» с оживающими экспозициями, лучшими мастерами ювелирного дела, чеканки, шитья.

Карта фестиваля «Болгар»

Помимо исторических боев организаторы предлагают костюмированное театрализованные шоу, в сюжетах которых часто упоминаются времена Золотой Орды, средневековой Европы. Кроме того, на фестивале «Великий Болгар» проходят конные и лучные турниры. Под выступления творческих коллективов со всей республики и других стран, под залпы фейерверков гости танцуют ирландские и другие народные танцы, водят русские хороводы и ручейки.

Войско Волжской Булгарии

Войско Волжской Булгарии, состоявшее из гвардии эмира (“хашам”) и ополчений различных областей во главе с беками, насчитывало около 50 тыс. воинов.

Основным костяком армии была военно-служилая знать, из среды которой выдвигались военачальники и формировались отряды тяжеловооруженных всадников (рыцарей – чури). Вспомогательную роль в боевых действиях играла пехота.

Для перевозки войск часто использовался речной флот.

Было развито оперативно-тактическое искусство: основой тактики в наступательных войнах служил внезапный набег, а при отражении нападения – активная оборона. В полевом сражении булгары использовали маневры и охваты противника.

Волжская Булгария имела значительное влияние в Волго-Уральском регионе и играла важную роль в международных отношениях того времени.

Источники

Летописец Переяславля Суздальского. М., 1851.

ХвольсонД.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда… Ибн-Даста. СПб., 1869.

Худуд аль-Алам.Рукопись Туманского. Л., 1930.

Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. 1940. № III.

Приселков М.Д. Троицкая летопись. М. – Л., 1950.

КовалевскийА.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Хар., 1956.

Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. Т.1.

Путешествие Абу Хамида аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153 гг.). М., 1971.

Казанские татары

Современных потомков булгар принято видеть в казанских татарах, однако эта нация является уже смесью булгар и кипчаков, а современный татарский язык относится к кипчатской подгруппе тюркского языка, но куда же исчез язык булгар? Этот язык, как и многие другие, постигла участь ассимиляции, он просто умер, и хотя даже в современном татарском языке находятся отдельные слова вероятно булгарского происхождения, в целом язык все же продолжает оставаться тюрко-кипчакским.

Однако в современном Поволжье проживает еще один интересный народ — это чуваши. Чуваши говорят на архаичном тюркском языке, подобных которому более нет нигде, а при сопоставлении древне-булгарских текстов и чувашского языка выяснилось, что именно в нем остается максимальное количество слов приближенных к булгарскому.

Таким образом, был сделан вывод о том, что современный чувашский язык остается единственным выжившим языком из булгарской подгруппы тюркских языков. Вместе с тем нельзя утверждать и то, что современный чувашский есть прямой потомок булгарского языка. Дело в том, что сами чуваши относятся к потомкам суварских (суваз, сувар, савир — чуваш) племен, пришедших в составе булгар на Волгу.

Но значительная часть сувар не приняла ислам, а поэтому, в отличие от других не вошла в булгарский ассимиляционный процесс, а продолжала сохранять свои языческие обряды и оставаться носителями своего языка. Когда же пришли кипчаки, которые смогли ассимилировать, в том числе и в языковом плане, самих булгар сувары оказались последними носителями остатков языка относящегося к булгарской подгруппе. Произошло это именно из-за того, что они не вошли в исламский ассимиляционный процесс.

Сегодня потомками этих сувар являются чуваши, которые в своем большинстве всегда исповедовали язычество, и лишь, со временем, усилиями русских миссионеров перешли в христианство, а та часть суваров, которая принимала ислам всегда отатаривались.

То же самое, происходило и со всеми другими народами принимающими ислам, они входили как бы в этот плавильный котел. Итак, в него входили все те, кто принимал ислам. Так в итоге и получилось, что потомки жителей Булгарии не принявших ислама стали единственными носителями языка тюрко-булгарской подгруппы.

Читайте дальше Тайны Бермудского треугольника

Читайте дальше Одесская трагедия 2 мая – что же на самом деле случилось в Одессе?

Читайте дальше Что нужно знать о взятии рейхстага

Соборная мечеть


Соборная мечеть.
32

Главные достопримечательности Казани и Булгара, как центров исламской культуры в Татарстане, – величественные мечети разных исторических периодов. В их числе – Соборная мечеть, святыня, напоминающая о величии Золотой Орды. Основана она была в середине XIII в., когда эти территории захватил хан Батый.

К мечети вело сразу несколько городских улиц, чтобы прихожанам удобно было добираться сюда на молитву. Поскольку сооружение при необходимости должно было исполнять и оборонительную функцию, по углам достроили боевые башни.

Соборная мечеть не раз становилась жертвой неприятелей, но ее всегда восстанавливали. Сегодня туристы могут полюбоваться сохранившимся основанием здания, фрагментами стен и боевыми башнями. Руины частично отреставрированы.

Святыня и сейчас исполняет свою роль, особенно популярна она у паломников. Также, по поверью, если прикоснуться к колонне и загадать желание, оно должно осуществиться.

Адрес: Соборная мечеть, Болгар, Республика Татарстан, Россия.

Образование

Возникло в результате переселения булгар в конце VII в. с правобережья Среднего Дона в Поволжье, где первоначально они занимали территорию вдоль Волги от Самарской Луки до устья Камы.

Булгары постепенно вытеснили или завоевали балто-славянские (население “именьковской культуры”), подчинили себе бараджар, барсил, савир, эсегелей, билер и др. тюрко- и финно-угроязычные племена.

Позднее в состав населения Волжской Булгарии вошли отдельные группы огузо-печенежских и кипчакских племен, а также соседних народов (буртасы, маджары, мурома и др.).

В процессе формирования государства наиболее сильным оказалось этнополитическое объединение (союз племен) булгар во главе с правителем Алмушем, создавшее в первой половине IX в. Болгарский и Суварский эмираты (см. Суварское княжество).

Разгром Хазарского каганата (около 980 г.) привел к образованию единого Булгарского государства.

Пара височных колец. Волжская Булгария. XII в

Золото, медь, ковка, волочение, плетение, кручение, филигрань, зернь. Фонд Марджани

Булгар как столица Волжской Булгарии

В качестве городской единицы Булгар возник на рубеже 9-10 веков на высоком естественном возвышении в месте слияния рек Камы и Волги. Такое удобное географическое положение на стыке главных водных артерий имело огромное торговое и военно-стратегическое значение. К тому же в этих местах проходил постоянный и традиционный товарообмен между жителями Запада и Востока. Эта традиция нашла продолжение в создании и развитии известного и крупнейшего Ага-Базара, находящегося на окраине Булгара.

Город Булгар возник на месте пересечения торговых путей Запада и Востока

Сегодня территория этой некогда очень популярной торговой площади, к сожалению, скрыта водами Куйбышевского водохранилища. А ведь сюда когда-то приезжали купцы со всех концов света! Здесь царил шум и гомон большого средневекового базара, лежали на прилавках восточные сладости и шелка, меха и предметы домашней утвари, мед и рыба…Торговали здесь и невольниками, а как же без этого. Все-таки средневековье. 

Булгар стал столицей создаваемого государства — Волжской Булгарии — в самом начале ее существования. Именно вокруг этого города шло формирование соседних земель с разным национальным составом в мощное единое централизованное государство. А сам город стал центром активного и разнопланового взаимодействия между Востоком и Западом.

Государство Волжская Булгария образовалась в месте слияния Волги и Камы

Город развивался, богател и хорошел год от года. Мастерство булгарских умельцев – каменщиков, кожевенников, кузнецов и ювелиров ценилось очень высоко далеко за пределами Булгарии. На ежегодную ярмарку в Булгар приезжали торговцы из многих стран Европы и Азии, из Скандинавии и Дамаска. На этой ярмарке большим спросом пользовались и местные товары в виде меда и мехов, ювелирных украшений и изделий из кожи, а так же металлические изделия, в том числе знаменитые булгарские кольчуги. Слободы и улицы города делились по профессиональному признаку, имелись здесь ремесленная слобода и улочки иностранных миссий, где останавливались купеческие и дипломатические представители из различных государств.

Основные жилые и общественные постройки города тогда были деревянными, в основном,  сосновыми. Крепостные укрепления возводились из дуба. Город был очень пестр в национальном отношении – здесь жили местные славянские, финно-угорские и пришлые тюркские народности. В русских летописях 10-11 веков Булгар упоминается как город Брягов или Бряхимов.  

Древний Булгар развивался и богател очень быстро

В исторических источниках первые упоминания о Булгаре, как уже о состоявшемся и довольно развитом, хотя и небольшом городе,  относятся к началу 10 столетия. Правителем города и всей Волжской Булгарии был в тот период царь Алмуш, который после принятия ислама (а эта религия стала государственной именно при нем) стал именоваться Джагфаром ибн Абдуллахом. Известен он и под именем  Алмас-хана.

Плюсы и минусы самостоятельной поездки

Главным достоинством индивидуального посещения туристических объектов является свободный график, не исключение и Булгары (Татарстан). Экскурсии к достопримечательностям самостоятельно вполне возможно провести, если заранее подготовиться. Сегодня существует множество сайтов с полезной информацией, ее можно прочитать заранее или даже скачать путеводитель и ходить по Городищу в своем ритме.

Еще один плюс – это цена: в любом случае поездка обойдется дешевле, ведь не нужно платить за организацию и гиду. Преимуществом самостоятельной поездки является и то, что можно выбрать объекты по своему вкусу. Если нет большого желания осматривать все палаты и захоронения, то можно обойтись только самыми значимыми и больше времени уделить музеям или прогулкам

Минусы такой поездки состоят в том, что не всегда можно правильно построить маршрут и, соответственно, не успеть посмотреть что-то важное. Этот недостаток легко преодолевается опять-таки при помощи предварительной подготовки

История

Благодаря удобному географическому положению город превращается в международный центр торговли. В пригород Болгара Ага-Базар приезжают купцы из Руси и Средней Азии, Ирана, а также Византии и Китая. В центре города были построены Ханский дворец и Соборная мечеть. Здесь творили выдающийся поэт Кул Гали, ученый-историк Якуб ибн-Нугман, философ Хамид аль-Булгари. Город Болгар являлся политическим, экономическим и культурным центром Волжско-Камской Булгарии. Здесь находилась ставка хана, чеканились монеты, развивались ремесла.

Монгольское нашествие прервало мирное развитие болгарского народа. В русской летописи о событиях 1236 года написано: «…и  город  их   пожгоша огнем и всю землю плениша». Город Болгар быстро оправился от разрушения и достиг своего второго расцвета во второй половине XIII — первой половине XIV вв. В восточных писаниях город называют «Золотым троном», а в русских летописях — Великим Болгаром.  В XIV веке город был окружен земляным валом   и   мощными    дубовыми    стенами. В городе проживало более 50 тысяч человек и он стал одним из крупнейших городов Европы.

В 1361 году хан Золотой Орды Булак-Тимур разгромил и сжег Болгар. В 1431 году город разрушили войска московского князя Василия II (впоследствии Темного), так как волжские болгары стали играть определенную роль в княжеских междоусобицах на Руси. С XVI века территория Болгар входит в состав Русского государства. В 1722 году Петр I посетил Болгар и издал указ об охране его памятников. В 1732 году на территории старого городища возводится монастырь, монахи которого, проповедовали христианство и не позволили разрушить исторические памятники. С 1922 город Болгар получил статус историко-архитектурного заповедника, а с 1969 года этот статус имеет вся территория Болгарского городища.

С 1926 по 1935 город носил название Спасск-Татарский, с 1935 года — Куйбышев (ниже по течению Волги находился другой Куйбышев — областной центр, в настоящее время — город Самара). С 1991 года город получил имя Болгар.

Болгар — это национальная святыня, историческая родина поволжских татар, тесно связанная с принятием ими ислама, известная в мусульманском мире как «Северная Мекка» — место паломничества верующих. В начале июня Болгар становится центром паломничества мусульман, поскольку в это время отмечается очередная годовщина принятия ислама татарами.

Указом Президента Республики Татарстан от 17.02.2010 создан Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры республики, основной задачей которого является «содействие в сохранении, воссоздании, реставрации Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника, архитектурно-художественном возрождении Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск» и иных культурных ценностей…».

В настоящее время Болгар — центр сельскохозяйственного района. Основа экономики города — животноводство и продукты его переработки.

Практическая информация

Размышляя о том, как из Казани добраться до Болгара, нужно помнить о стоимости разных способов. Билет на «метеор» стоит около 350 рублей, на автобусе можно заплатить чуть меньше, но времени потратить придется больше. Вход в музеи и на объекты заповедника платный, а вот соборы и раскопки можно посетить бесплатно. От пристани по заповеднику допустимо передвигаться на гольф-машине, она доставляет к удаленным объектам, а билет стоит всего 25 рублей. После осмотра всех достопримечательностей можно отправиться в Музей хлеба. Это целый комплекс различных экспозиций, здесь проводятся мастер-классы, дегустации, очень интересно видеть подобное городским детям, которые не представляют, как производятся самые привычные продукты.

Нагулявшись по заповеднику, турист обязательно проголодается. С едой в Булгарах нет особых проблем. В кафе «Дом чая» при Музее хлеба можно недорого и вкусно поесть. Там же есть ресторан под названием «Чингисхан». На территории заповедника расположены палатки с пирожками и напитками. Многие самостоятельные туристы берут еду с собой, в этом случае можно расположиться за столиками возле Музея хлеба и перекусить. Также никакой проблемы нет с удобствами: на территории заповедника есть несколько туалетов.

Великая Болгария – держава Кубрата

Болгарские племена обитали на Северном Кавказе начиная со II века до н.э.. Этот факт вытекает из того, что отмечено в письменных документах, но, учитывая, что в письменные источники различные племена попадают не в тот же момент, как появляются на данной территории, а значительно позже, в силу каких-то исторических событий, следует признать и более древнее обитание болгар на Кавказе.

С III по VI век на Северо-Восточном Кавказе, в Приморском Дагестане существовала гуннская государственность, в недрах которого зарождался Хазарский каганат, включавший позднее в  свою среду почти все тюркские племена Северного Кавказа и юга России. В V-VI веках на Северо-западном Кавказе, особенно в Прикубанье, формируется древнее болгарское государство, называвшееся в византийских письменных документах «Великой Болгарией». Таким образом, Северный Кавказ III-VI вв. контролировался двумя тюркскими государственными объединениями: гуннским на северо-востоке и болгарским на северо-западе Предкавказья.

Весь степной евразийский континент в V-VI вв. был охвачен постоянными войнами двух крупнейших объединений тюркских племен: Восточного каганата в глубинах Центральной и Средней Азии и Западного тюркского каганата на западе от Сыр-Дарьи и Приуралья до Придунавья и Северного Кавказа.

Но и внутри каждого из этих каганатов постоянно шли междоусобные войны за первенство между различными ведущими родами. В западнотюркском каганате такими родами были Ашина и Дуло. Разразившаяся между ними война 630-631 гг. сильно пошатнула мощь этой державы и дала возможность некоторым племенам освободиться из-под власти каганата. Одними из первых такой возможностью воспользовались болгары и, уже начиная с 582-584 гг., стали вести себя как самостоятельное племенное объединение.

Во главе их встал весьма дальновидный вождь, князь Кубрат. Он был крещен и воспитывался долгие годы в Византии, тесно связан с Константинопольским двором и в качестве болгарского государя осуществлял свою политику, которая оберегала его от нарастающего хазарского могущества. Константинополю также необходимо было иметь надежный буферный заслон от тех же хазар на восточных своих границах.

Кубрат объединил все приазовские и предкавказские болгарские племена в единую Великую Болгарию в 635 году. Вообще же годы правления Кубрата падают на 584-642 гг. Письменные источники, исходящие из Византии, где Кубрат всегда имел теплый и радушный прием, сообщают, что он правил почти 60 лет.

В середине VII века мощное хазарское объединение подчинило себе и болгар. После смерти Кубрата его сыновья Батбай, Котраг и Аспарух разделились и каждый со своими подвластными племенами обосновался в различных местах: Аспарух на Дунае, на территории бывшей Малой Скифии и территории, где когда-то господствовал Аттила; Котраг ушел вверх по Дону, а оттуда на Волгу, на древнюю территорию, где когда-то в глубине тысячелетий формировалась древняя кочевническая культура пратюркских племен. Старший сын Кубрата – Батбай (Батина, Басиан) остался на родине отцов и вскоре подчинился хазарам.

Сами хазары, ученые-специалисты по истории хазар, сведения византийских и восточных авторов говорят, что хазары и болгары были почти одним народом, говорили на одном языке. Средневековые письменные источники сообщают, что среди кавказских или прикубанских болгар выделялись четыре колена: Купи-болгар, Дучи-болгар, Огхондор-болгар, Чдар-болгар. Исходя из того, что древние тюркские племена часто именовали себя по названиям рек, ученые полагают, что и в данном случае эта традиция имеет место. Но дальше того, что под Купи-болгар они видят Кубанских болгар, их предположения не дают ничего убедительного, и остальные термины остаются пока  еще не разъясненными. По нашему мнению, Огхондор-булгар – это некие тюркские племена, обитавшие на реке Орхон и влившиеся в состав булгар. Дучи-булгар некоторые авторы читают как Кучи-булгар. В таком случае их название объединяет тюркские племена, обитавшие на берегах реки Ку-Лебедь и реки Чу. Это могли быть, вероятно, племена Ку-киши и Чу-киши, т.е. Люди с рек Ку и Чу.

Некоторые авторы связывают название болгарского племени утигор с этнонимом дигор, которое, по словам восточных ученых Рашид ад-Дина и Махмуда Кашгарского, являлось составной частью огузских тбрков. На цокающем диалекте карачаево-балкарского языков термин Чдар будет звучать как Цдар (или Стар, Стур). А это слово означает «большой» (как в названии дигорского селения «Стур-Дигора» — Большая Дигора). Значит, название Чдар-булгар означает «Большая Болгария», равнозначное термину «Уллу Малкъар», т.е. Большой Малкар (Большая Балкария).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector