Большой екатерининский дворец

Вокруг дворца

О славной истории московского района Лефортово напоминает не только Екатерининский дворец, но и Лефортовский парк, который местные жители, продолжая французские параллели, в шутку называют «Булонский лес». В парке можно увидеть грот Растрелли, «плотину Венеры» Николаса Бидлоо, беседку-ротонду с куполом, установленную на любимом месте отдыха Петра I. Здесь же находятся канал и 7 прудов: Сапожок, Банный, Головинский, Восьмигранный, Крестовый, Большой и Овальный.

Большой Лефортовский пруд 

Хорошо сохранилось здание первого в России государственного лечебного учреждения с надписью «Военная гошпиталь» – сегодня это Главный военный клинический госпиталь имени Бурденко.

Анненгофский сквер ныне называется Краснокурсантским, и военные по праву считают его своим: здесь установлены памятники воинам внутренних войск, а также летчикам французского авиаполка «Нормандия-Неман», многие их которые захоронены на Введенском кладбище, здесь же в Лефортово. Это скорбное место уже стало историческим и культурным памятником: кладбище открылось после эпидемии чумы в 1771 году, и с тех пор на нем обрели покой сотни людей, вошедших в историю. Например, повар Люсьен Оливье, придумавший знаменитый салат, и архитектор Екатерининского дворца Франческо Кампорези, «святой доктор» Федор Гааз и автор «Аленушки» художник Виктор Васнецов, писатель Михаил Пришвин, актрисы Рина Зеленая и Татьяна Пельтцер. Говорят, что где-то на Введенском затерялась и могила Франца Лефорта…

Исчезновение Янтарной комнаты

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте.

Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой, чтобы защитить от взрывной волны. Захватив и ограбив Екатерининский дворец, фашисты похитили и Янтарную комнату. По официальной версии, они демонтировали панно за двое суток.

По некоторым данным, с 1942 года по весну 1944 года панно Янтарной комнаты смонтировали в одном из залов Королевского замка Кёнигсберга. Он по размерам был существенно меньше, чем зал в Царскосельском дворце. Поэтому, с тех пор какая-то часть янтарных панно стала храниться отдельно.

В августе 1944 года после налёта английской авиации в замке случился пожар, но считается, что панели при этом почти не пострадали. Янтарные панно упаковали в ящики и сложили, по свидетельству очевидцев, в одном из залов замка.

Ящики с панелями хранились там вплоть до начала штурма города Советской Армией. Замок был взят 9 апреля 1945 года, а 11 апреля, как было уточнено много лет спустя, начался пожар.

В настоящее время местонахождение подлинной коллекции неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она до сих пор хранится в пещерах возле Дрездена или в туннелях в Польше.

Из оригинальных компонентов кабинета в Россию вернулись только янтарный комод и флорентийская мозаика. Эти элементы были украдены немецким офицером во время вывоза ценностей из Екатерининского дворца.

Достопримечательности Пушкина: описание и фото

Одной из главных достопримечательностей пригорода является музей-заповедник «Царское село», представленный целым комплексом архитектурных построек, в число которых входят Екатерининский и Александровский парки, а также богато украшенные, пышные дворцы и бесчисленное количество павильонов.

Ниже представлен список главных достопримечательностей Пушкина, которые стоит посетить при первом визите города:

Екатерининский парк

Окружает одноименный дворец и разбит на две части: Старый и Английский сады. Другое название Старого сада — Голландский. По легенде, Петр I лично занимался посадкой деревьев для Екатерининского парка. Первыми здесь появились аллеи из дубов и платанов. А в начале XVIII века началось сооружение прудов. В период правления Елизаветы I и Екатерины II была построена большая часть павильонов сада, который радуют глаз посетителей и по сей день.

В этих местах часто проходят выставки, полюбоваться которыми получится с мая по август. Вход в павильоны бесплатный.

Екатерининский дворец

Считается самым известным памятником архитектуры Пушкина. Дворец является наглядным образцом архитектурного стиля барокко. Совершая экскурсии по достопримечательности, обязательно стоит посетить Янтарную комнату, которая была передана прусским королем русскому императору Петру I. В период Второй мировой войны комнату сохранить не удалось, она была разграблена и вывезена за границу. Воссоздать интерьер удалось совсем недавно из янтаря, привезенного из Калининграда. С 2003 года посетители снова могут полюбоваться красотой Янтарной комнаты.

Александровский парк и дворец

Площадь облагороженной ландшафтной зоны составляет практически 200 га. Она включает в себя регулярную часть и Пейзажный парк, в котором расположены три пруда и насыпные холмы. Атмосферу царских времен воссоздает река Кульминка с плотинами и насыпями.

Александровский дворец располагается в одноименном парке. Он был построен в 1796 году по проекту архитектора Кваренги. Никаких вычурных деталей и излишних элементов здесь нет. Все линии прямые, строгие, сдержанные, что является наглядным признаком классицизма в архитектуре. В приемной Николая II и угловой гостиной императрицы Александры Федоровны до сих пор сохранились элементы внутренней отделки тех времен.

Мемориальный музей-лицей

Был открыт в честь 150-летия со дня рождения русского поэта А. С. Пушкина. Здесь по деталям восстановлена жизнь великого поэта: его комната, кровать, стол, за которым сидел молодой литератор и создавал свои шедевры.

Гостиный двор

Это завершенный, целостный комплекс архитектурных строений 18 века. В этом месте собраны все торговые точки и ряды, Царскосельский рынок, а также сувенирные лавки.

Музей-дача А. С. Пушкина

Заведение было открыто в 1968 году и располагается в уютном деревянном здании. Здесь полностью воссоздали картину жизни А. С. Пушкина во время его пребывания в Царском Селе. Это место было дорого сердцу поэта, и свои воспоминания он успел запечатлеть в некоторых стихах.

Деревянный Анненгоф

Вступившая на трон в 1730 году императрица Анна Иоанновна, оценив живописные окрестности Лефортова, повелела русскому архитектору итальянского происхождения Франческо Растрелли срочно отстроить в Лефортово новый дворец ─ свой. Его возвели спустя год, а еще через 5 лет из Кремля в Лефортовскую резиденцию «перевезли» третий, тоже деревянный. Комплекс из Летнего и Зимнего дворцов на левом берегу Яузы по имени императрицы получил название Анненгоф (в переводе с немецкого ─ «двор Анны»). При этом дворе Растрелли спроектировал два парка: Нижний на территории Головинского имения и Верхний, представлявший собой уменьшенную копию Версальского парка.

Планы ансамбля и парка Анненгоф. Летний и Зимний дворцы, Нижний парк. XVIII век / www.academica.edu.pl 

Царскосельский Лицей

В Российской империи, Императорский Царскосельский лицей был привилегированным высшим учебным заведением для детей дворян.По приказу императора Александра I в 1810 лицей был основан, а 1811 году уже открыт. Продолжительность обучения в лицее составляла 6 лет.

Лицей где так же планировалось обучение младших братьев Александра I — Николая и Михаила. Целю существования лицея была подготовка государственных чиновников высших рангов.Само учебное заведение располагалось в одном из дворцовых флигелей Екатерининского дворца. Здание было перестроено с учетом нужд  заведения. В здании 4 этажа, каждый лицеист имел свою отдельную комнату.В 1843 году лицей был переведен в Санкт-Петербург и указом Николая I получил название Императорского Александровского.Одними из известнейших воспитанников лицея были  А.С.Пушкин, Пущин И.И, Кюхельбекер В.К. Матюшкин Ф.Ф. Салтыков — Щедрин М.Е. и много других славных сынов своего Отечества.

Адрес Царскосельского Лицеяг. Пушкин, ул. Садовая, д.2  телефон (812) 476-64-11.Сайт —

Часы работыс 10.30 до 18.00, касса – до 17.00Выходные дни: вторник и последняя пятница месяца.

Как добраться в Царское Село, г.Пушкин из Санкт-Петербурга

Электричка С Витебского вокзала, электрички идут по расписанию, время в пути около 30 минут.АвтобусОт станции метро Московская Автобус — №187, №155Маршрутное такси — К-545, К-287, К-347а, К-299, К-342

Питание в г.Пушкине

На територии музея-заповедника есть свои кафе и рестораныресторан «Адмиралтейство» ресторан «Царскосельский презент» кафе в вестибюле Екатерининского дворцаТак же в городе Пушкине достаточно много мест общественного питания с более демократичными ценами, ниже приведен далеко не полный список где можно перекусить. На карте эти места выделены желтыми маркерами.

•   •   •

Суши-бар KORUSHKA (№ 1 на карте )Это место любят как местные жители так и гости Царского Села.Меню  разнообразное, от японской кухни до европейских блюдТелефоны: +7 (812) 476 8344 / +7 (921) 647 8184Адрес: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Ленинградская ул., 10; сайт — korushkaspb.ru

•   •   •

фаст-фуд «Мегабургер» (№ 2 на карте )г. Пушкин, ул. Оранжерейная, д. 13/52

•   •   •

фаст-фуд «Макдоналдс» (№ 3 на карте )г. Пушкин,  Пушкинское шоссе, 10.

•   •   •

Бистро «Флора» (№ 4 на карте )г. Пушкин,   ул. Широкая, 26

•   •   •

Детское кафе «Smile» (№ 5 на карте )г. Пушкин, ул. Конюшенная, 17

Перестройка дворца

После того как власть в стране в результате дворцового переворота захватила младшая дочь Петра I Елизавета, перемены коснулись и Екатерининского дворца. По ее приказу в 1742 году было принято решение расширить здание. Исполнителем задуманного был выбран М. Г. Земцов, проявивший себя талантливым зодчим при постройке многих церквей и строений Петербурга. Однако в конце сентября 1743 года архитектор умирает. В этот период сменилось много зодчих на перестройке дворца. Это и А. В. Квасов, Дж. Трезини, С. И. Чевакинский. Так продолжалось до 1748 года, когда выбор главного архитектора пал на Ф. Б. Растрелли.

Проект перестройки был готов уже в мае 1752 года, после подписания указа царицы начались активные строительные работы. Уже к середине лета 1756 года Франческо Бартоломео представил царственным особам и послам иностранных государств свое творение. Елизавета Петровна была восхищена анфиладами, которые впервые имели длину всего здания. Растрелли также перестроил галереи, сделанные из дерева, создав полноэтажные сооружения.

Понравилась царице и необычная на те времена цветовая гамма, выбранная архитектором. Позолоченные лепнины фасада были сняты и заменены на покрашенные элементы. Нежно-голубой оттенок здания прекрасно сочетался с белым цветом колонн и золотом куполов церкви Воскресения Христова.

Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге — общий вид

Дворец был разграблен нацистскими войсками во время Второй мировой войны, но был восстановлен к трехсотлетию города Санкт-Петербурга в 2003 году.

Среди различных комнат дворца есть бальный зал и, прежде всего, Янтарная палата, роскошная комната царя, состоящая из множества панелей, плинтусов и мебели, составленных из тысяч осколков янтаря (драгоценного камня, образованного растительной смолой).

Эта камера была разобрана немцами и доставлена в замок Кенигсберг, где она была выставлена в 1941 году. Этот замок был поврежден в конце Второй Мировой Войны, и с тех пор о Янтарной палате больше никто не слышал.

В 2003 году Палата была заменена копией, расположенной прямо в самом Екатерининском дворце, сделанной на средства немецких компаний и русских и немецких художников. Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер торжественно открыли его к 300-летию города Санкт-Петербурга.

Таинственное исчезновение

В период войны Янтарная комната в Пушкине оказалась на оккупированной территории. Считается, что достопримечательность была вывезена немецкими войсками. Вообще, все ценности из Екатерининского дворца вывезли в Новосибирск после начала наступления немцев, но Янтарную комнату из-за хрупкости решили консервировать на месте.

Это только официальная версия, потому что впоследствии немецкие войска демонтировали кабинет за двое суток. Известно, что сначала панно оклеили бумагой, потом ватой и марлей, чтобы защитить от возможной взрывной волны. Немцы похитили и вывезли Янтарную комнату сразу после захвата Екатерининского дворца.

В 1942-1944 годах Янтарный кабинет хранился в одном из залов замка в Кенигсберге, который по размерам был меньше, чем зал в Царском селе. Часть янтарных панно с тех пор хранилась отдельно. В августе 1944-го в результате массированного обстрела английской авиацией в замке произошел пожар, но панели (как считается) практически не пострадали. По свидетельствам очевидцев, янтарные убранства упаковали в ящики и сложили на хранение в один из залов замка.

Ящики хранились там вплоть до штурма дворца войсками СССР. Замок заняла советская армия в начале апреля 1945-го, а через пару дней случился неожиданный пожар. Некий немецкий офицер, который участвовал в вывозе Янтарной комнаты из Екатерининского дворца незаконно увез часть убранства на родину в качестве сувенира и передал на хранение нотариусу. Этот самый нотариус впоследствии пытался мозаику продать, но немецкие власти конфисковали произведение искусства, а самого незадачливого продавца судили. Все права на янтарную панель передали городской администрации, которая затем передала драгоценность музею «Царское село».

Подлинные фрагменты Янтарной комнаты были переданы России в 2000 году министром по делам культуры ФРГ. Это янтарный комод, изготовленный берлинскими ремесленниками в 1711 году, и флорентийская мозаика. Эти вещи занимали одни из центральных мест в меблировке кабинета.

Посещение комплекса

В Екатерининском дворце (Санкт-Петербург) находится знаменитая Янтарная комната. Ее осмотр входит в стандартную экскурсию по комплексу. Работники формируют небольшие экскурсионные группы, состоящие из 15-20 человек, в холле дворца. Далее экскурсоводы водят гостей по залам. В среднем одна экскурсия длится 20 минут. Если вы хотите более подробно посмотреть дворец, то можно отстать от группы и самостоятельно пройтись по залам.

Екатерининский дворец (Санкт-Петербург) является центральным объектом всего дворцово-паркового комплекса. Особой популярностью среди наших и иностранных туристов пользуется Янтарная комната, которая была восстановлена к 300-летию Санкт-Петербурга.

Если вы хотите посетить комплекс, то можно это сделать в любой день кроме вторника. В летний и зимний период он открыт для посещения с 12.00 до 18.00. Во дворце и парке разрешена фотосъемка. Исключением является Янтарная комната, в ней фотографироваться запрещено.

Стоимость входного билета во дворец Екатерины 2 в Санкт-Петербурге составляет:

  1. Для детей (до 16 лет) любого гражданства вход бесплатный.
  2. Для иностранцев – 1000 рублей.
  3. Для студентов и пенсионеров – 350 рублей.
  4. Для российских граждан – 700 рублей.

От времен Петра до наших дней

Екатерининский дворец в Царском Селе — безоговорочный must hav для посещения всех туристов, приезжающих в Санкт-Петербург. Величественное здание, поражающее архитектурой еще издалека, поменяло на своем веку множество царственных хозяев. Как, собственно говоря, меняло неоднократно и свой облик с легкой руки российских, немецких и итальянских архитекторов.

А начиналось все со скромного селения, полученного в подарок от Петра Екатериной I. Задумав построить себе загородную дачу, она привлекает к работе немца Иоганна Браунштейна. За период 1717 по 1724 были возведены так называемые «каменные палаты», представлявшие собой ряд двухэтажных зданий без особого пафоса и помпезности.

Расширением царских «угодий» взялась после смерти Екатерины I цесаревна Елизавета. Она развернула в Царском Селе поистине грандиозное строительство, а над воплощением ее амбиций трудились самые именитые по тем временам архитекторы — Земцов, Квасов и, конечно же, гений Растрелли. Через четыре года (1756 год) перед взглядом российских и иностранных вельмож предстал шедевральный дворец, выполненный в стиле Русского барокко.

Эстафету владельцев дворца приняла в 1770 году Екатерина II и, разумеется, начала перестраивать его под свой вкус. Груз ответственности по реконструкции пал на шведского архитектора Чарльза Камерона, по совместительству еще и знатока античной культуры. Обновленные интерьеры отличались строгостью, но вместе с тем смотрелись очень изысканно и утонченно. Благодаря Камерону во дворце появилась Купольная столовая, Лионская гостиная и Китайский зал.

Описание Екатерининского дворца было бы неполным без упоминания Английского парка и Старого сада, а также Камероновой галереи, которая задумывалась императрицей как место для прогулок и философских размышлений. Доработки дворцово-паркового ансамбля проводились вплоть до революции, после которой продолжало существовать уже в качестве музея.

Экскурсии

Государственный музей «Царское Село» проводит разнообразные экскурсии по многочисленным экспозициям музейного комплекса.

Обратите внимание! Одной из пользующихся популярностью экскурсионных программ стал маршрут Пушкинский лицей — Янтарная комната. Увидеть янтарь можно и на обзорной экскурсии по Екатерининскому дворцу

Увидеть янтарь можно и на обзорной экскурсии по Екатерининскому дворцу.

На официальном сайте музея «Царское Село» можно подробно узнать:

  • все предлагаемые экскурсии;
  • дополнительные мероприятия;
  • время их проведения;
  • цены.

В новогодние праздники проводятся ёлки

Музей – детям

Для юных посетителей подготовлено множество увлекательных мероприятий, которые проходят в современном формате. Интерактивные занятия проводят «ожившие» исторические персонажи. Они не только рассказывают и объясняют исторические факты, но и задают ребятам множество интересных и хитроумных вопросов и загадок по прослушанной только что теме. Благодаря этому обучающий процесс превращается в запоминающуюся игру.

Существует 16 интерактивных развивающих программ для детских посещений, для участия необходима предварительная запись по телефонам +7 (812) 466-80-12; +7-921-866-44-14.

Все развивающие занятия проходят в разных строениях и залах Царского Села.

Обратите внимание! Детская экскурсия в Янтарной комнате называется «Янтарный путь». Мероприятие подготовлено для посетителей старше 12 лет

В дни зимних каникул в музее проводятся ёлки. По обычаю гостей встречают Елизавета Петровна и Александра Федоровна. Юные посетители имеют возможность узнать, как проходили рождественские праздники у императорских детей, какими игрушками они украшали елку, чем любили заниматься. Под руководством опытных наставников каждый участник изготовит своими руками новогоднюю открытку. По праздничной традиции гости получат сладкие подарки.

Также жители Питера и гости северной столицы могут провести в музее заповеднике организованный день рождения для своих малышей. Гостей встретят исторические персонажи, которые проведут праздник по насыщенному и необычному сценарию.

Аудиогид

Посетители, приехавшие в музей-заповедник самостоятельно, осматривают экспозицию в группах, которые формируются в фойе Екатерининского дворца. Экскурсия начинается по мере наполнения группы. Беседа экскурсовода на русском языке входит в стоимость входного билета во дворец. Для гостей, говорящих на английском, немецком, французском и китайском языках, подготовлены платные аудиогиды. Возможность их использования предполагает денежный залог на время экскурсии.

Янтарная комната при следующих правителях

Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, в 1743 году поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Б. Ф. Растрелли «исправить» Янтарный кабинет. Растрелли добавил в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы.

В годы правления Екатерины II, к 1770 году, под надзором Растрелли кабинет преобразился в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе. Она значительно увеличилась в размерах и роскоши.

Янтарное убранство разрушали резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки во дворце. Реставрации проводились в 1833, 1865, 1893—1897, 1933—1935 годах. Капитальный ремонт намечался на 1941 год, однако реализовать проект помешала Великая Отечественная война.

История создания кабинета

Фридрих III, известный своей тягой к роскоши и ко всему французскому, взошел на престол в 1688 году. Он решил переделать для своей второй супруги Шарлотты-Софии дворец в Литценбурге. Автором интерьеров стал архитектор Иоганн Фридрих Эозандер фон Гете. В помощь из Копенгагена пригласили художника, резчика по слоновой кости и янтарю Г. Вольфрама. После смерти Эозандера и Вольфрама работы по созданию панно из янтаря остановили. Во дворце в Литценбурге они так и не были установлены.

Янтарную комнату создал Андреас Шлютер, немецкий скульптор и архитектор, для короля Пруссии Фридриха I, правившего под именем Фридрих III. Работа была завершена в 1709 году, но плохо закрепленные панели рухнули. Сын Фридриха I, Фридрих Вильгельм I, взошедший на престол в 1713 году, отличался скупостью и прекратил все дорогостоящие внутренние работы. Все незаконченные панно он поместил в один из кабинетов своего замка в Берлине.

Петр Первый увидел янтарные панно во время дипломатического визита и восхитился их красотой. По одной из версий, русский император выпросил их у немецкого кайзера. В действительности же император получил коллекцию, а также королевскую яхту «Либурнику» (название происходит от латинского слова, которым называли военное судно в Древнем Риме), в качестве дипломатического подарка.

Это был очень дорогой подарок, потому что каждый кусок необработанного янтаря весом минимум 75 граммов по стоимости обходился во столько же, сколько серебро. В качестве ответного дара российский царь прислал в Пруссию 55 высокорослых гренадеров для службы в Потсдамском полку. А парусник, кстати, успели дважды отремонтировать в Гамбурге по пути до Санкт-Петербурга. В России яхту переименовали в «Корону». В открытое море она так и не вышла. Яхта простояла пришвартованной у Зимнего дворца.

В России Янтарный кабинет принял Александр Меншиков. В коллекции не хватало отдельных деталей, так что панели разместили в Летнем дворце. Императрица Елизавета Петровна после начала правления вспомнила о подарке и поручила архитектору Бартоломео Растрелли установить их в Зимнем дворце. Недостающие элементы были дополнены росписями под янтарь и зеркальными пилястрами.

Фридрих II, пожелавший расположить к себе императрицу, подарил еще одно панно, сюжеты которого прославляли Елизавету. Так Янтарный кабинет стал одним из залов для приемов официальных лиц и иностранных делегаций в Третьем Зимнем Дворце. С лета 1755 года убранство переместили в Екатерининский дворец. Окончательный вид комната приобрела только в 1770 году.

Полезная информация для посетителей

Один из самых красивых памятников садово-паркового искусства входит в состав музея-заповедника. Он занимает площадь 107 га. Большая территория обнесена оградой и открыта в любой день, кроме вторника. С конца октября по конец апреля туристов пускают в парк с 9:00 до 19:00, с мая по июль – с 7:00 до 23:00, в августе – с 7:00 до 22:00, а в сентябре с 7:00 до 21:00.

Чесменская колонна

Зимой и в межсезонье вход бесплатный. С мая по октябрь берут 120 рублей со взрослых, 60 рублей со студентов и 30 рублей с пенсионеров. Посетителей до 18 лет и тех, кто купил билет в Большой Екатерининский дворец, в парк пускают бесплатно.

Администрация предлагает необычную экскурсию по парку на электромобиле. Туристам показывают главные павильоны и достопримечательности. Поездка рассчитана на 45 минут и стоит 250 рублей. Билеты на экскурсии продают в кассе, которая находится возле Адмиралтейства.

По Екатерининскому парку можно проехаться верхом. Час конной прогулки обойдется в 4000 рублей. По территории катают в восьмиместном конном экипаже, а по глади Большого пруда туристов возят на гондолах.

Адмиралтейство

Краткая история дворца

Дворец берет свое начало в 1717 году, когда Екатерина I наняла немецкого архитектора Иоганна-Фридриха Браунштейна построить ей Летний дворец для своих развлечений. Императрица Елизавета перестроила дворец по своему вкусу в 1752 году, сделав его более роскошным и использовав более 100 килограммов золота для позолоты фасада и статуй на крыше.

Однако Дворец ассоциируется с Екатериной II Русской (называемой Великой), которая остановила работы, когда ей сообщили о высоких расходах и что в своих мемуарах она критиковала безрассудную расточительность императрицы Елизаветы Петровны.

Императрица Екатерина II наняла шотландского архитектора, который перестроил дворец в нео-палладианском стиле (который был моден в то время) и построил личные апартаменты императрицы, а также новые сооружения в парке для развлечений императрицы.

Экскурс в прошлое

В XVII веке на месте Екатерининского дворца стояла усадьба шведского магната, окруженная небольшим парком. Петр I, изгнав шведов, подарил дом Марте Скавронской, ставшей супругой императора под именем Екатерины I.

На территории усадьбы императрица приказала заложить двухэтажный каменный дворец с 16 комнатами. В 1717 году немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн начал строительство летней резиденции Екатерины I, в честь которой назван дворец.

В 1724 году торжественно праздновали открытие Каменных палат, сооружения в голландском стиле. Деловитая практичность и красота внешнего убранства дворца сочеталась с внутренним уютом и неприхотливостью интерьеров.

Екатерининский парк: история и фотографии достопримечательностей

До 1710 года здесь располагалось финское селение Саари Мойс, оккупированное шведами, которые называли его на свой лад – Сарис Гоф. Русские называли его Саарская мыза, а затем – Саарское Село, превратившееся со временем в Царское Село. В те времена на возвышенности стоял небольшой деревянный усадебный дом, к которому примыкал парк с двумя перпендикулярными аллеями. По легенде, здесь жила старая голландка Сарра, к которой русский царь заезжал за молоком.

24 июня 1710 года владелицей Саарского Села стала Марта Скавронская (1684-1727), российская императрица (с 1721 г.), супруга Петра I. В 1717 году здесь началось строительство дворца, названного в честь Екатерины Екатерининским – летняя резиденция. В 1720 году рядом с дворцом был заложен парк. По преданию, Петр Великий собственноручно проложил некоторые его аллеи и посадил дубы и платаны.

Екатерининский парк разделен на две части:

  • регулярный Голландский (Старый) сад,
  • пейзажный Английский парк.

Партер в Голландском саду Екатерининского парка

Голландский сад был заложен в 1720-х годах голландскими садовниками Я.Роозеном и И.Фохтом. Естественный спуск был разделен на три уступа. Чуть ниже, на реке Вангазе были устроены Верхний (Большой) и Мельничный пруд, позднее включенный в систему Каскадных (Нижних) прудов.

Гондола на Большом пруду

При императрице Елизавете Петровне (1709-1761) Екатерининский парк был расширен, его украсили мраморными скульптурами, преимущественно венецианских мастеров начала XVIII века, которые были куплены по указанию Петра Великого для украшения садов. В центре партера были установлены статуи «Мир» и «Великолепие». По проекту Ф.-Б.Растрелли были построены Эрмитаж, Грот и Катальная горка. Большому пруду, по моде того времени придали шестиугольную форму, на острове был построен Увеселительный павильон (Люстгауз).

Эрмитажная аллея и Эрмитаж в Екатерининском паркеПавильон Грот

В 1770-е годы по проекту архитекторов В.И. и И.В.Нееловых (отца и сына) были построены Адмиралтейство, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны.

Адмиралтейство в Екатерининском паркеЭрмитажная кухняВерхняя Ванна и Зеркальный прудНижняя Ванна

Вдоль границы парка со стороны города был прорыт Продольный (Каскадный) канал, на котором было устроено 12 плотин.

Каскадный канал

Вокруг Большого пруда был разбит пейзажный Английский парк. Очертания Большого пруда были смягчены. В это же время на третьей террасе Голландского сада были устроены Полулунные пруды, просуществовавшие до реконструкции 1960-х годов.

Пейзажный парк

В честь побед в русско-турецких войнах 1770-х годов были установлены памятные сооружения: Башня-руина, Чесменская, Морейская и Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Башня-руина в Екатерининском паркеЧесменская колонна

Также были построены Холодная Баня и Агатовые комнаты, Камеронова галерея, Концертный зал, Готические ворота.

Камеронова галереяКонцертный зал

На границе Екатерининского и Александровского парков появился комплекс сооружений в модном тогда китайском стиле — шинуазри.

Скрипучая беседка

В начале XIX века на границе парка были установлены ворота «Любезным моим сослуживцам» в честь победы над Наполеоном.

Ворота «Любезным моим сослуживцам»

В середине XIX века на берегу Большого пруда была построена Турецкая баня.

Турецкая баня

В 1865 году перед Зубовским флигелем был разбит Собственный садик с Мраморным фонтаном и перголой в итальянском стиле.

Собственный садикЗубовский флигель и Собственный садик

В годы Великой Отечественной войны Екатерининский парк серьезно пострадал. Работы по его восстановлению продолжались в течение нескольких десятилетий и были завершены к празднованию 300-летия Царского Села.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Перестройка дворца

После того как власть в стране в результате дворцового переворота захватила младшая дочь Петра I Елизавета, перемены коснулись и Екатерининского дворца. По ее приказу в 1742 году было принято решение расширить здание. Исполнителем задуманного был выбран М. Г. Земцов, проявивший себя талантливым зодчим при постройке многих церквей и строений Петербурга. Однако в конце сентября 1743 года архитектор умирает. В этот период сменилось много зодчих на перестройке дворца. Это и А. В. Квасов, Дж. Трезини, С. И. Чевакинский. Так продолжалось до 1748 года, когда выбор главного архитектора пал на Ф. Б. Растрелли.

Проект перестройки был готов уже в мае 1752 года, после подписания указа царицы начались активные строительные работы. Уже к середине лета 1756 года Франческо Бартоломео представил царственным особам и послам иностранных государств свое творение. Елизавета Петровна была восхищена анфиладами, которые впервые имели длину всего здания. Растрелли также перестроил галереи, сделанные из дерева, создав полноэтажные сооружения.

Понравилась царице и необычная на те времена цветовая гамма, выбранная архитектором. Позолоченные лепнины фасада были сняты и заменены на покрашенные элементы. Нежно-голубой оттенок здания прекрасно сочетался с белым цветом колонн и золотом куполов церкви Воскресения Христова.

Внутреннее убранство

Заходя внутрь дворца, посетители попадают в сияющее золотом помещение. Уже с парадной лестницы, которую создали по проекту И. Монигетти, сделанной из белого мрамора и огражденной резной балюстрадой, проникаешься необычайной красотой внутреннего убранства. Завораживают оригинальные переходы широкой центральной части в четыре марша второго этажа.

Золотая анфилада, сделанная по проекту Растрелли, располагается по единой оси. Самый большой зал, в котором проходили царские приемы и балы, маскарады и приемы важных персон, имел площадь 860 м2. Малая анфилада создавалась для покоев царских особ, здесь проживали члены царской семьи. Все залы Екатерининского дворца соединены порталами-дверями. Когда они открыты, создается бесконечное пространство, уходящее далеко вдаль.

Александровский дворец

Александровский дворец (Новый Царскосельский) приказала построить Екатерина II в 1792 году. Здание предназначалось для молодой пары: внука императрицы Великого князя Александра Павловича и его жены Елизаветы Алексеевны. Проект разработал архитектор Джакомо Кваренги, строительством руководил П. В. Неелов, проект был завершен в 1796 году. В XIX веке во дворце часто жил летом Николай I с семьей. В XX веке император Николай II прожил здесь последние тринадцать лет своего правления. В советское время и в годы Второй мировой войны здание ждала тяжелая судьба – дворец был варварски разрушен. В конце 1990-х годов во дворце была открыта экспозиция, посвященная жизни последней царской семьи, в бывших покоях Николая II и Александры Федоровны, а в 2000-х годах – три парадных зала эпохи Кваренги. В 2015 году дворец был закрыт для проведения масштабных реставрационных работ.

Ратная палата

При последних двух императоров династии Романовых, после многочисленных подражаний Европе и Востоку, наконец, вошло в моду все национальное, русское. Николай и Александра, последняя царская чета России, были людьми глубоко религиозными, и неподалеку от Александровского дворца, где они жили, было начато строительство Федоровского собора в древнерусском стиле. Вокруг предполагался большой комплекс построек со зданиями для причта, казармами казачьего конвоя и многими другими. Одно из этих белокаменных зданий царь Николай решил сделать музеем, прославляющим ратные подвиги русского воинства. Государева Ратная палата была заложена в 1913 году, основой коллекции будущего музея стало собрание супруги брата Павла Третьякова. Неумолимый ход истории изменил первоначальное назначение музея – в 1914 году здесь открылась выставка, посвященная жизни и подвигам русской армии во время Первой мировой войны. Для новой власти после революции музей не представлял интереса и был расформирован. С 2008 года усилиями коллектива ГМЗ «Царское Село» идет восстановление музея Великой войны. Ратная палата открылась для публики в 2014 году, когда отмечалось столетие Первой мировой войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector