Царское село: режим работы 2021, стоимость билетов, история, аудиогид и официальный сайт

История Янтарной комнаты

Пруссия была признанным европейским центром янтарного промысла, правившие страной с 1618 года Курфюрсты Бранденбургские умело использовали янтарь — природное богатство территории — для изготовления подарков правителям других стран. Мастерство обработки янтаря достигло высокого уровня, доказательством этого служит изготовленная в начале XVIII века Янтарная комната. Долгое время считалось, что автором проекта Янтарного кабинета был немецкий архитектор и скульптор Шлютер, однако благодаря вновь обнаруженным документам удалось установить, истинного автора шедевра — архитектора Эозандера.

Изначально янтарные панели должны были украсить покои Литценбурга — резиденции королевы Софии-Шарлотты, супруги короля Пруссии Фридриха I. Работы над созданием кабинета еще продолжались, когда королева скончалась, тогда решено было установить панели по их завершении в другом месте — в Ораниенбургском дворце. Однако и этому плану не суждено было сбыться, умер сам правитель, а кабинет еще не был закончен. Взошедший на престол Фридрих-Вильгельм I не разделял любви отца к роскоши, поэтому все затратные работы по украшению дворцов были свернуты. Готовые янтарные панели были установлены в одном из кабинетов Берлинского королевского замка лишь после того, как они вызвали восхищение видевших их гостей.

елена сариева

В 1716 году прусский король подарил Янтарную комнату Петру I, тем самым скрепив дружеские отношения стран. Подарок прибыл в Россию в следующем году, однако в период правления Петра он не был установлен. Янтарные панели были использованы для украшения кабинета в Зимнем дворце при императрице Елизавете. Однако Растрелли, занимавшийся этим проектом, столкнулся с трудностью — деталей не хватало, поэтому было принято решение дополнить имеющиеся панно, выполненные в технике мозаики, зеркальными пилястрами в резных золоченых рамах. В этом покое императрица принимала иностранных послов и других знатных посетителей.

Позднее Елизавета распорядилась о переезде янтарной комнаты во дворец в Царском Селе. Так как зал в резиденции имел большие размеры, пришлось ввести новые детали, так появились живописные работы, стилизованные под мозаику из янтаря, декор из золоченой резьбы по дереву и другие элементы. Также во Флоренции были изготовлены мозаичные картины из агата и яшмы, являющиеся аллегорическими изображениями зрения, вкуса, осязания и обоняния, а также слуха. Некоторые дополнения вносились и при Екатерине II, парадный зал превратился в настоящий шедевр, вызывающий восторг всех тех, кто в нем оказывался.

елена сариева

Во время Великой Отечественной войны роскошные панели Янтарной комнаты были разобраны и вывезены немецкими солдатами в Кенигсберг, там они были установлены в Королевском замке. После ухода фашистских войск из города следы комнаты теряются. Однако исследователи по сей день не оставляют попыток отыскать шедевр в тайниках немецких войск. В 1980-е годы начались работы по воссозданию Янтарной комнаты. Опираясь на исторические данные, научные методики, технологии обработки янтаря, в ходе кропотливого труда мастерам удалось воссоздать панно. Открытие возрожденной Янтарной комнаты произошло в 2003 году.

Версии местонахождения

Поиски подлинной Янтарной комнаты не прекращаются с момента окончания войны. До сих пор их ведут как кладоискатели-одиночки, так и целые экспедиции. И если она когда-нибудь будет найдена, это станет великим событием не только для России, но и для всего мирового сообщества. Сегодня среди основных предположений о том, что же случилось с великолепным творением человеческих рук, можно выделить следующие:

  • комната полностью погибла в пожаре, произошедшем в 1945 году в кенигсбергском замке, где в одном из залов была выставлена после транспортировки из Царского села;
  • комната — в Восточной Германии, в одном из многочисленных подземелий времен Третьего рейха;
  • часть янтарных панно была вывезена в СССР, а затем попала в штаты по программе ленд-лиза;
  • комнату следует искать на полуострове Ютландия, между Северным и Балтийским морями;
  • шедевр до сих пор хранится в подвалах под развалинами кенигсбергского замка;
  • комната по частям разошлась по частным коллекциям в Северной Америке;
  • творение нужно искать в Аргентине или Бразилии, где сегодня живут потомки сбежавших от уголовного преследования фашистов;
  • комната помещена в один из гротов в окрестностях Дрездена.

Каждая из этих версий имеет право на жизнь, но более-менее правдоподобное подтверждение есть только у одной из них — что комната попала в частные коллекции в США. Об этом свидетельствуют подлинные элементы ее декора, найденные в период с 1994 по 1997 годы. Все остальные версии подтверждения не нашли и пока являются лишь предположениями.

Исторические факты

  • После свержения царской власти в Екатерининском дворце организовали детский летний лагерь и Дом отдыха НКВД.
  • Во время Великой Отечественной войны фашисты разрушили 80% интерьеров дворца. Янтарная комната, которую немцы вывезли в Кенингсберг, бесследно исчезла.
  • Екатерининский дворец называют памятником терпения русскому народу, сумевшему восстановить здание, разрушенное в годы войны. Реставрация продолжается.
  • Восстановление янтарной комнаты, начатое в 70-е годы XX века, длилось 24 года.7,85 млн долларов выделено на возрождение шедевра из бюджета России и 3,5 млн – из Германии. Потрачено 6 тонн янтаря. В мае 2003 года в присутствии руководителей Российского и Германского государств к 300-летию Санкт-Петербурга торжественно открыта возрожденная, строго научно, по чертежам, Янтарная комната Екатерининского дворца.
  • Дворец превращен в музей. Из 58 разрушенных комнат восстановлено 32. Работы проводятся Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. Дворец – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Ежедневно залы посещают тысячи туристов. Популярна Янтарная комната.

Особенности интерьера

Одна из стен комнаты – сплошной ряд окон, межу которыми встроены зеркала в золочёных рамах. Остальные три инкрустированы янтарными панелями и зеркальными пилястрами.

На самих панелях размещены флорентийские мозаики из полудрагоценных камней. В аллегорической форме они передают суть пяти человеческих чувств: обоняния, зрения, слуха, осязания и вкуса.

https://youtube.com/watch?v=5Pmh51STHTU%2520

Пол выполнен из наборного паркета, составленного в изысканный орнамент янтарных оттенков. В одном из углов к стене прикреплён изящный столик на одной ножке. Вдоль стен установлены столики, стулья и наборный комод.

Изначально для освещения комнаты использовались 565 свечей, вставленных в бронзовые гнёзда. Для убранства применён китайский фарфор.

И все-таки она существует!

Янтарную комнату заново воссоздали в 2003 году в год празднования 300-летия Петербурга, после 24 лет работы отечественных реставраторов. Для работы взяли калининградский янтарь, который подвергался обработке по специальной технологии. Самый большой самородок весил один килограмм и был выкуплен у московского коллекционера. Специалисты полагают, что удалось добиться почти полного сходства с первоначальным обликом. На реставрацию израсходовано больше 11 миллионов долларов, из них треть средств выделила немецкая фирма «РургазАГ». Фотосъемка в Янтарной комнате запрещена.

Проклятие Янтарной комнаты

Мистика сопровождает поиски Янтарной комнаты, выливаясь в трагические смерти тех, кто к ним был причастен. События напоминают происходившее с людьми, открывшими пирамиду Хеопса.

Сначала погибли доктор Роде и его жена. Затем ушёл из жизни майор Иван Курица, расследовавший исчезновение объекта. Его смерть была ужасной: ему отрезало голову натянутой на дороге проволокой, когда он ехал в машине.

В конце 80-х годов XX века Георг Штайн, близко подошедший к разгадке, собирался сообщить о полученных сведениях на пресс-конференции, но внезапно покончил с собой.

В начале 90-х годов погиб Юрий Гусев, военнослужащий российской армии. Он тоже занимался поисками Янтарной комнаты. Однажды Гусев сказал кому-то из журналистов, что знает о её местонахождении, а через два дня погиб в автокатастрофе.

Версии, догадки, тайны

Вот уже 75 лет интригующая тема с поиском Янтарной комнаты поселилась в умах людей. Журналисты и писатели особенно разогрели эту тему. Янтарную комнату как бы находили уже десятки раз за последние 20 лет. Почему «как бы»? Всегда находились объекты, в которых могла быть укрыта Янтарная комната. Чего стоит одна история с Золотым поездом несколько лет назад в Польше. Сколько наделала шума эта тема, ну как, нашли золотой поезд? Самому смешно. А полигон «Ольга с 3» в Германии? Взбудоражили народ, люди даже жили в походных условиях, в надежде проникнуть в подземное сооружение, где лежит Янтарная комната. Ну, это дело такое, дилетантских методов здесь не может быть. А версий и предположений великое множество: Янтарная комната в Америке, у частных лиц, олигархов, её вывезли в Аргентину… Есть разные нелепые версии, и люди верят в них. Опубликованных книг о Янтарной комнате огромное множество — около 60. Это модная тема вот уже 75 лет. Ну что ж, попробуем поразмыслить?

Давайте по порядку разберём предмет поиска. Янтарная комната, — из чего она состоит, что будем искать и почему? Любой поиск начинается с архива, книги, в общем — «источника сведений».

Полный состав фрагментов Янтарной комнаты, похищенных нацистами во время Великой Отечественной войны:

Панели нижнего ряда:

  • 4 штуки — 1,02×1,31 м;
  • 2 штуки — 1,02×1,75 м;
  • 2 штуки — 1,02×1,60 м;
  • 2 штуки — 1,02×0,54 м.

Постаменты под пилястры:

  • 2 штуки — 3,67×1,74 м;
  • 4 штуки — 3,67×1,32 м;
  • 2 штуки — 3,67×1,60 м;
  • 2 штуки — 3,67×0,20 м;
  • 1 штука — 3,67×0,51 м;
  • 1 штука — 3,67×0,54 м.

Мозаичные заполнения между пилястрами на северной и южной стенах:

  • 2 штуки — 3,67×0,15 м;
  • 2 штуки — 3,67×0,19 м.

Угловые мозаичные заполнения:

2 штуки — 3,67×0,16 м.

Янтарный десюдепорт:

1 штука — 1,55×2,34 м.

Данные приведены по обмерам автора проекта воссоздания Екатерининского дворца архитектора А. А. Кедринского.

Вместе с янтарными панелями были похищены:

  • 24 пилястры в резных рамах, заполненных зеркалами и увенчанных золочеными скульптурными головками, размером 0,36×3,67 м.
  • Два скульптурных орнаментированных десюдепорта, размером 2,28×1,50 м.
  • Три двустворчатые двери с золоченой резной орнаментикой, размером 2,28×1,50 м.
  • Два зеркала в золоченых резных барочных рамах, размером 1,10×5,27 м.
  • Вся орнаментированная и скульптурная декоративная отделка верхнего яруса стен. Размеры по периметру 1,60×30 м.

Любопытные свидетельства. Состав элементов Янтарной комнаты, прибывшей в Кенигсберг в ноябре 1941 года, можно было бы узнать из дарственной книги, найденной 25 апреля 1945 года в одной из комнат первого этажа южной части Орденского замка Кенигсберга. Вот как об этом говорится в акте, составленном комиссией, в которую входили: профессор Д. Д. Иваненко, старший инструктор политотдела 50-й армии майор И. Д. Кролик и военный переводчик лейтенант В. И. Малахов: «…В одной из сравнительно сохранившихся комнат замка обнаружена дарственная книга художественного отдела замка-музея, содержащая инвентаризационную опись различных предметов, принадлежащих к собраниям музеев. На странице 141 под номером 200 от 5 декабря 1941 года в дарственную книгу занесена Янтарная комната из Царского Села, насчитывающая 143 предмета: зеркала, консольные столики (в составе Янтарной комнаты был всего один консольный столик). Стенные панели, а также три ящика с янтарем. Запись произведена чернилами. Кроме того, в книге имеется специальный вкладыш, отпечатанный на пишущей машинке и представляющий из себя акт на прием Янтарной комнаты от Государственного управления по делам музеев, также содержащий описание Янтарной комнаты. Подпись принявшего сделана чернилами и неразборчива. Другие следы похищенной немцами Янтарной комнаты из Царского Села установить не удалось. Подписи».

Такие сведения дают основания полагать, что Янтарная комната точно была в Кёнигсберге до марта — апреля 1945 года.

Мы примерно знаем некоторые эпизоды. Теперь зададим несколько главных вопросов:

  1. Кто проводил поиски?
  2. Когда искали?
  3. Почему ничего не нашли?
  4. Где может быть спрятана Янтарная комната?
  5. Кто мог знать о ней?

Разберемся во всем по порядку.

Как добраться

Доехать до Екатерининского дворца можно на автобусах и маршрутных такси, идущих от станций метро «Московская», «Звездная» и «Купчино»:

  • от станции «Московская» — маршрутные такси № 286, 287, 342, 347, 545
  • от станции «Звездная» — автобус № 186, маршрутные такси № 287, 342
  • от станции «Купчино» — автобус № 186, маршрутные такси № 287, 342, 347, 545а.

Схема петербургского метрополитена

Еще один вариант — поездка на электричке, на которую можно сесть на Витебском вокзале.

От вокзала города Пушкина до музея-заповедника около 2,5 км, можно дойти до места пешком или воспользоваться общественным транспортом. До Екатерининского дворца довезут:

  • автобусы № 370, 376, 378, 382
  • маршрутные такси № 286, 347, 377, 545, 545а.

Можно доехать до достопримечательности и на личном транспорте, расстояние от центра Санкт-Петербурга до места — примерно 26 км. Машину можно оставить как на бесплатной парковке для посетителей Александровского сада, так и на платной парковке для посетителей Екатерининского дворца (стоимость парковки для легковых авто — 100 руб./час, 700 руб./сутки).

Как доехать на машине

Также посетители добираются до музея на такси, можно воспользоваться приложениями Яндекс. Такси, Ситимобил, Везет, Таксовичкоф.

Янтарная комната в Пушкине, видео:

История основания Екатерининского дворца

Усадьба проектировалась как летняя резиденция супруги Петра I — Екатерины. Строительство продолжалось в течение 7 лет и в 1724 году состоялось торжественное праздничное открытие. Изначально новые хоромы царицы были весьма скромны и ничем не выделялись из ряда других аналогичных архитектурных сооружений. В своём «скромном» виде особняк простоял около 20 лет, пока на трон не взошла дочь Петра — Елизавета.

Императрица активно взялась за перестройку дворца, поручив мероприятие известным русским архитекторам. Сменяя друг друга, зодчие пытались довести царские палаты до того образа, который желала видеть Елизавета. Тем не менее результат работ не особо удовлетворил императрицу, которая по-прежнему считала здание скромным и несовременным. Тогда в 1752 году она пригласила вести реконструкцию известного заграничного мастера Бартоломео Растрелли.

Работа итальянца, тяготевшего к роскоши и золотым элементам, пришлась как нельзя кстати. Поощряемый императрицей, Растрелли довёл размах дворцового строительства до нешуточных по тем временам масштабов. Одного золота на декор и украшения внешних фасадов было потрачено более ста килограммов. Четыре года Растрелли перестраивал в стиле позднего барокко царские палаты и окультуривал ландшафтную зону вокруг них. Потраченные Елизаветой деньги, подкрепившие авторские задумки архитектора, дали свои плоды. В день презентации новой резиденции приглашённые были просто ошеломлены величием и роскошью нового дворца. Перед гостями предстал особняк длиною более 300 метров в длину, сияющий небесной голубизной стен и золотой отделкой деталей. Дворец окружал роскошный парк с идеальной планировкой ландшафта.

После смерти Елизаветы её более экономная сноха пыталась выполнить завещание предшественницы и позолотить парковые скульптуры. Узнав о стоимости проекта, Екатерина свернула отделочные работы почти в самом начале процесса. Все годы своего правления и пребывания в имении Екатерина II пыталась адаптировать роскошные территории дворцово-паркового ансамбля к реальной жизни. Поминая расточительство свекрови, она старалась упростить внешний антураж Большого Царскосельского.

Основной период реконструкции дворца

Первоначально дворец был спроектирован как небольшое здание в два этажа «на 16 светлиц». Елизавете Петровне дворец показался старомодным, и она дала задание перестроить его архитектору Растрелли.

Четыре года длилась грандиозная перестройка, после чего лазоревого цвета дворец с симметричными накладными портиками фасада был представлен потрясенным гостям. Именно тогда на воротах дворца появился известный вензель императрицы «Е I». На позолоту лестниц, лепнины на фасаде и статуй на кровле понадобилось более 100 кг золота, и все сооружение напоминало золотую шкатулку. Правда, во время реставрации не стали тратиться на позолоту снаружи.Перед дворцом был разбит не менее величественный регулярный парк с множеством скульптур.

Достопримечательности и развлечения

О достопримечательностях Пушкинского района была издана не одна книга на многих языках мира. По паркам и дворцам Пушкина и Павловская можно гулять целый день, и так и не посмотреть даже самого основного. В этой разделе мы перечислим вам некоторые туристические места must see в Пушкинском районе, увидеть которые съезжаются туристы из разных уголков России, Европы и других стран.

Итак, конечно же, это Екатерининский и Александровский дворцы в Пушкине и Павловский дворец и парк в Павловске. Стоят внимания и парки: Баболовский, Фермский, Буферный и Отдельный (Нижний) парк. В Екатерининском парке обязательно стоит посетить Адмиралтейство и хотя бы издали полюбоваться на знаменитые гроты — «Зал на острову», «Эрмитаж» и другие.

Адмиралтейство

Зал на острову

В Александровском парке есть еще три прекрасных места: Арсенал, Белая башня и Китайская деревня.

Китайская деревня

Из музеев, конечно же, это знаменитый Царскосельский лицей, Историко-литературный музей А.С. Пушкина и другие «пушкинские места», которых здесь очень много. Есть множество памятников и обелисков воинской славы, например, Чесменская колонна.

Чесменская колонна

Православные церкви — это Софийский собор, собор Святой Екатерины, церковь Казанской иконы Божьей Матери, где в конце 19-го века произошло чудо, Знаменская церковь, старейшее каменное здание в городе Пушкине. Есть и католический костёл Святого Иоанна.

Знаменская церковь

Костел

Непременно стоит посмотреть на знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца, вывезенную немецкими оккупантами в годы Великой Отечественной войны, частично возвращенную, частично восстановленную, но все также удивительно красивую.

Янтарная комната

Тем, кому нравятся изящные вещи, следует взглянуть на Египетские ворота, находящиеся на въезде в город Пушкин. Это удивительное сооружение долгое время было караульным помещением. Его не миновала судьба многих достопримечательностей этой области Питера: что-то было разрушено, что-то утрачено, однако на сегодня ворота восстановлены и радуют ценителей простоты и стиля в архитектуре.

Египетские ворота

В принципе, исторический центр как Пушкина, так и Павловска тоже замечательное место для прогулок и знакомства с различными архитектурными направлениями, историей России и Санкт-Петербурга.

Кроме туризма и интеллектуальных развлечений, Пушкинский район предлагает различные прогулки на природе — в районе множество лесов, куда приятно выехать на выходные с семьей или компанией друзей, приготовить шашлыки или печеные овощи, пообщаться, покормить доверчивых белок…

Пейзаж лесной

Стоимость билетов 2021

Продажа билетов онлайн по сеансам. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассы Информационного центра музея (у Лицейской арки). Продажа именных билетов только при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность.

В осмотр включены: Парадная лестница, Первая выставочная комната, Большой зал, Антикамеры, Кавалерская столовая, Белая парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная, покои Александра I, выставка «Династия Романовых в Царском Селе».

Льготный тариф

  • Взрослые (налоговые резиденты РФ и граждане государств ЕАЭС*) – 700 руб.
  • Пенсионеры РФ и государств ЕАЭС* – 350 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы – 350 руб.
  • Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ и стран ЕАЭС* – 350 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты – 350 руб.
  • Лица младше 16 лет – бесплатно (обязательно оформление входного билета).

* Государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика.

Посещение объектов по льготной цене

Продажа льготных билетов осуществляется только при предъявлении документа удостоверяющего льготу таким гражданам, как:

  • Пенсионеры Российской Федерации и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики
  • Учащиеся
  • Курсанты военных училищ
  • Военнослужащие срочной службы
  • Студенты
  • Сотрудники государственных музеев России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.
  • Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.

Бесплатное посещение музея-заповедника

Право бесплатного посещения объектов Музея-заповедника предоставляется следующим категориям граждан при предъявлении соответствующего документа:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные Кавалеры ордена Славы независимо от гражданства;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной Войны (в т.ч. узники), блокадники, труженики тыла независимо от гражданства;
  • инвалиды I (право бесплатного посещения распространяется на 1 сопровождающее лицо) и II группы граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
  • сотрудники государственных музеев Санкт-Петербурга, члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены ИКОМ;
  • дети дошкольного возраста до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребёнка);
  • лица, не достигшие 16 лет.

Посещение Екатерининского парка для вснх категорий граждан — вход бесплатный.

Бесплатный день в ГМЗ «Царское Село»

Имеют право на бесплатное посещение объектов ГМЗ «Царское Село» один раз в месяц в следующие дни следующие категории граждан:

Во второе воскресенье каждого месяца

  • учащиеся и студенты (курсанты) образовательных организаций РФ среднего профессионального образования;
  • студенты (курсанты) образовательных организаций РФ высшего образования;
  • аспиранты; адъюнкты; ординаторы; ассистенты-стажёры;
  • многодетные семьи граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
  • лица, не достигшие 18 лет.

Интерьер Янтарной комнаты

Красота Янтарной комнаты настолько впечатлила французского писателя Теофиля Готье, что он нашел янтарь, освещенный солнцем, более впечатляющим, нежели золоченую резьбу. Одна из стен зала полностью занята двумя рядами окон, между которыми помещены зеркала, обрамленные резными позолоченными рамами. Три стены убраны янтарными панно,  которые перемежаются зеркальными пилястрами, обрамленными золочеными резными украшениями. Богатство множества оттенков янтаря – от молочно-белого до темно-бордового и красного – пленяет взор. Янтарные панели украшают четыре флорентийские мозаики из полудрагоценных камней, изображающие в аллегорической форме пять человеческих чувств. Великолепный наборный паркет дополняет неповторимое внутреннее убранство зала. Восьмым чудом света называли этот зал, который оставался одним из самых прекрасных внутренних покоев в царскосельской резиденции.

Основные факты о Янтарной комнате кратко

1. Подарена прусским королем Петру I как «янтарный кабинет». 2. Расширена до размеров комнаты по инициативе Елизаветы I, открыта в Екатерининском дворце Царского Села при Екатерине II. 3. В 1941 году вывезена немецко-фашистскими войсками в Восточную Пруссию, город Кенигсберг, ныне Калининград. 4. Весной 1945 года исчезла при невыясненных обстоятельствах. Текущее состояние и местонахождение неизвестно, вероятно всего в США (об этом в самом конце статьи). 5. В 2003 году в Екатерининском дворце открыта полноценная копия Янтарной комнаты. Экспонируется круглогодично для туристов. Пользуется крайней популярностью, попасть в нее в сезон очень непросто.

Чтобы не волноваться по поводу билетов и дороги, вы можете заказать экскурсию в Екатерининский дворец с посещением Янтарной комнаты по объявлению ниже:

Утраченный шедевр

Накануне войны, в 1940 году, министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс поручил искусствоведам составить список всех немецких культурных ценностей, на тот момент находившихся в других странах. Среди них числилась и Янтарная комната, которую нацисты считали своей.

После начала боевых действий в Советском Союзе начался массовый вывоз культурных ценностей, но из-за хрупкости янтаря эвакуировать комнату из Екатерининского дворца в Новосибирск было невозможно. Чтобы хоть как-то спасти шедевр от грабежей и взрывной волны, работники музея прятали части украшений под обои, а сверху оклеивали их ватой и марлей. К сожалению, эти отчаянные попытки не помогли сохранить Янтарную комнату: менее чем за двое суток враги демонтировали драгоценные панно и отправили их в Кенигсбергский замок.

Янтарная комната в 1930-х годах

В течение двух лет некоторые панно Янтарной комнаты располагались в небольшом зале Королевского замка Кенигсберга, другие же были спрятаны отдельно. Когда в августе 1944 года на город обрушились бомбы английской авиации, случился пожар, и комната едва не сгорела. Многострадальные панно снова наспех демонтировали, разложили по ящикам и спрятали – причем так надежно, что найти их не удается по сей день. Последним документальным свидетельством о ней стало письмо директора Кенигсбергского музея искусств Альфреда Роде от 2 сентября 1944 года начальству. В нем сказано следующее: «Несмотря на разрушение замка, Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Когда в апреле 1945 года территория Восточной Пруссии была занята советскими войсками, следов Янтарной комнаты обнаружить не удалось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector