Летний сад в санкт-петербурге — старейший в городе

Решетка Летнего сада

Фасад, смотрящий на Неву, обрамлен оградой, отлитой и установленной во время правления императрицы Екатерины II (в 1771-1784 годах). Великой императрицы, не имевшей и капли русской крови, но сделавшей для России больше всех ее предшественников и наследников.

Решетка создавалась по проекту архитекторов Фельтена и Егорова. Представляет собой 36 массивных гранитных колонн, увенчанных вазами. И соединенных оградой из копий, изготовленных литейщиками Тулы. По задумке авторов узор ограды должен был удачно зеленый парк, раскинувшийся за ней.

Особенно выигрышно решетка выглядит во время белых ночей в Петербурге. Когда заходящее ненадолго солнце заставляет загадочно сиять позолоченные детали ограждения. Загадочно и даже таинственно выглядит Фельтеновская решетка зимними ночами.

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек

Мечту императора о версальском саде воплощала  в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев,  М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Вся территория Летнего сада была изначально четко организована

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. 

Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. 

В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.

В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье  задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

Парковые скульптуры

Кроме великолепных фонтанов в обустройстве сада вторым обязательным элементом паркового дизайна являлись скульптуры

Скульптуры всегда являлись непременным атрибутом украшения Летнего сада

Первыми парковыми скульптурными украшениями были барельефы из терракоты, выполненные по заказу самого Петра, воплощающие мифологические сюжеты, связанные с морем. На одних монументальных панелях были изображены амуры, катающиеся на морских животных. На других — богиня мудрости Минерва держала военные трофеи. Но не все они были достаточно хорошего качества.

Затем для оформления парка Петр посылает в Италию специальных людей, разбирающихся в искусстве (С.Рагузинского и Ю.Кологривова),   обязанности которых заключались в поиске и покупке подходящих скульптурных изваяний.

Постепенно сад украсился скульптурными изображениями богов и богинь

Много скульптур, украсивших парк, было приобретено именно этими людьми, в том числе и знаменитая Венера Таврическая, найденная во время итальянских раскопок. 

Центральная аллея, идущая от Невы вглубь сада, с уложенной на ней белой и черной мраморной плиткой, была украшена двенадцатью парными мраморными колоннами. На этой аллее впервые в России  и была установлена обнаженная женская скульптура Венеры Таврической. Парадокс состоял в том, что русский народ, не привыкший к подобному эстетическому зрелищу, старался накинуть на статую что-нибудь из одежды, поэтому к Венере был приставлен охранник с ружьем. Сегодня эту Венеру можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа.

Сегодня красота женского обнаженного изваяния уже никого не пугает

Многие из античных скульптур впоследствии были замечательными портретными бюстами (Марк Аврелий, Нерон, Ю.Цезарь, А.Македонский и т.д.). Большинство скульптур были авторскими работами. Среди изваяний были также изображения персонажей античных мифов и аллегорические фигуры. Группа скульптур изображает время суток, другая – время года и т.д.

Композиция «Амур и Психея» была приобретена в Риме в 1719 году

Второй Летний сад был украшен удивительным Лабиринтом с 60-ю скульптурными композициями на темы басен Эзопа. Для не очень знакомых с творчеством древнегреческого поэта были установлены пояснительные стенды с кратким пересказом.

Фонтаны и скульптуры Летнего сада создают гармоничное единение

Некоторые из мраморных скульптур, установленных в Летнем саду, говорят, были привезены лично Петром Первым. К концу жизни Петра Летний сад имел около 100 скульптурных изваяний, а к концу 18 века их было уже около двухсот. 

Но до нашего времени сохранилось не более 90 прекрасных произведений венецианских мастеров, да и те в весьма потрепанном состоянии. Все сохранившиеся произведения искусства, простоявшие практически 300 лет под открытым небом,  отреставрированы и перевезены в Михайловский замок, а сделанные с них копии украшают теперь аллеи Летнего сада.

Аллеи Летнего сада украшают копии скульптурных произведений искусства

В 1839 году, в честь установившихся хороших отношений между так долго враждовавшими странами, шведский король Карл Четырнадцатый подарил Николаю Первому порфировую вазу темно-красного цвета, которая стала символичным украшением Летнего сада Петра Первого. Эту замечательную пятиметровую вазу из розового гранита водрузили при входе в парк около Мойки.

Порфировую вазу можно увидеть со стороны Карпиева пруда

В середине 19 века в Летнем саду устанавливается еще один замечательный памятник – памятник И.Крылову (автор П.Клодт). Известный русский баснописец с книгой в руке сидит на камне постамента, украшенного сюжетными горельефами по мотивам наиболее известных его басен.

Памятник И.Крылову  — настоящее произведение искусства

Интересные факты о скульптурах

Аллеи Летнего сада, Апполон и Артемида

На самом деле парк не совсем регулярный, ощущается небольшая ассиметрия, которую объясняют тем, что парк был разбит в бывшей усадьбе шведского майора, и дорожки усадьбы были ассимилированы в царский сад. Некоторые историки предполагают на основании погрешностей в симметрии, что Петр сам лично нарисовал план сада и даже план своего Летнего дворца, профессиональный архитектор не мог этого изобразить.

Статуи совсем не античные и даже не античные копии. Большая часть скульптур датируется началом XVIII  века, т.е. по отношению к эпохе Петра статуи были современными. Дело в том, что в петровские времена Ватикан официально запретил вывозить античные скульптуры. Петру удалось вывести всего одну античную статую, сейчас известную под именем Венера Таврическая, в обмен на мощи святой Бригитты. Венера Таврическая уже давно хранится в Эрмитаже.

Амур и Психея. Школа Бернини, Италия, конец XVIII века.

Среди известных римских богов и аллегорий времен года встречаются совсем странные люди, например мало известная Марция Фурнилла жена императора Тита Веспасиана, какое отношение она могла иметь к Петербургу? Тит Веспасиан прославился тем, что разрушил Иерусалим и при нем был открыт Римский Колизей. Поставить бюст разрушителя христианской святыни и его жены, странное решение для православного государя.

Марция Фурнила жена императора Тита Веспасиана
Мария-Казимира, жена Яна Собеского неизв. скульпторПольша, конец XVII в.

Бюста Марции Фурниллы даже нет в официальном списке 92 статуй Летнего сада, под крайней мере под этим именем. Бюст шведской королевы Кристины так же выглядит странно, ведь в те времена Россия вела войну со Швецией и в то же время царь украшал свой сад бюстом врага? Это все равно, что Сталин бы поставил бюст Гитлера на своей даче в Подмосковье во время войны.

Я вообще слабо могу представить, как во времена Петра люди, которые  испытывали потребность прикрывать срам лица бородой, могли воспринимать весь этот  беспредел с обнаженными статуями языческих богов. Некоторые римские боги творили откровенный беспредел, как например Сатурн, пожирающий своего ребенка.

Сатурн пожирающий своего ребенка
Скульптура Нимфа Летнего сада

Единственным русским в этой компании римских богов, императоров и аллегорических статуй, как не странно является любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его памятник настоящий, отлитый из бронзы тем самым Клодтом, украсившим своими бессмертными творениями Анничков мост. Памятник Крылову бесспорно является любимцем детворы, ведь его постамент украшает целый зоопарк бронзовых героев басен.

Памятник Крылову в Летнем саду

В результате реставрации все скульптуры, кроме скульптурной группы «Мир и победа» были заменены на копии, изготовленные из полимера и мраморной крошки. Оригиналы скульптур после реставрации выставляются в Михайловском замке. Климат Санкт-Петербурга не способствует сохранности мраморных изваяний. Весь осенне-зимний период температура скачет через 0 при влажности 90%, и этот процесс способен превратить мраморную скульптуру в щебенку за несколько столетий.

Специалисты утверждают, что срок жизни мраморных статуй в нашем климате порядка 100 лет. Скульптуры Летнего сада прослужили целых 300 лет, благодаря многократным реставрациям и укрытиям на зиму в специальные футляры, навевающие ассоциации с туалетом на даче, но специалисты утверждают, что это наилучший способ сохранить статуи.

Так выглядят скульптуры зимой

Питерского климата не выдержала даже Порфировая ваза, хотя в отличие от мраморных скульптур она сделана из гранита. Это гораздо более твердый камень и сама Порфировая ваза моложе мраморных скульптур на сто лет и сделана из 5 отдельных частей и все равно не выдержала и раскололась пополам. Можете попробовать найти следы склейки.

Порфировая ваза

Парки Победы в Санкт-Петербурге

Кроме всех названных парков и садов, в Петербурге есть два необычных места, достойных внимания.

В разных частях города находятся два парка, связанные с победой в Великой Отечественной войне. Оба появились в 1945 г. и носят почти одинаковые названия. Приморский Парк Победы расположен на Крестовском острове, а Московский – в одноименном районе города.

Приморский парк Победы

Адрес: Крестовский пр., 23А

Приморский парк Победы обеспечит времяпрепровождение на целый день или даже на пару выходных: можно покормить белок, изучить разные виды растений, понаблюдать за лебедями (на территории есть настоящий лебединый питомник). Стоит проехать с ветерком на самокате или велосипеде, посмотреть на окрестности из кабинки колеса обозрения, полюбоваться Финским заливом, выпить кофе на скамейке, сфотографироваться у фонтана.

Путешествие по парку начинается с длинной липовой аллеи, ведущей к площади с фонтаном. Отсюда лучами расходятся все дорожки. На почетной аллее высаживают деревья представители делегаций из городов-побратимов Петербурга. Знатоки ботаники могут насчитать на территории парка более 50 видов растений. В пейзажной части встречаются дубы, лиственницы, клены, сибирские кедры, сирень, жасмин, а в конце весны можно увидеть цветущую сакуру. В северной стороне расположен развлекательный комплекс с аттракционами «Диво-остров». Широкая аллея ведет к недавно построенному стадиону «Газпром Арена»: его выразительный облик трудно не заметить.

Московский парк Победы

Адрес: ул. Кузнецовская, 25

Парк был заложен в октябре 1945 г. как символ жизни и счастья. О войне напоминает Аллея Героев с памятниками маршалу Г.К. Жукову, Александру Матросову, Зое Космодемьянской, Аллея Памяти, «Ротонда» – памятник жителям блокадного Ленинграда.

Помимо Мемориальной зоны в парке есть локации для отдыха и занятий спортом.

Территорию украшают пруды с искусственными островами, цветочные клумбы, зеленые аллеи. Летом работает лодочная станция, а зимой всех желающих радует просторный каток.

Фонтаны и пруды

Как уже упоминалось, вся территория создаваемого Петром сада была четко организована и разделена на определенные части. Парадная часть Летнего сада делилась на четыре основные площадки: Дворцовую (Дамскую), Шкиперную, Добродетелей и Круговорот суток. На первой площадке обычно гуляла и отдыхала императрица с придворными дамами. На второй – сам император с заезжими гостями.

Петр Первый с придворными на Шкиперной территории Летнего сада

Все четыре садовые зоны сада были обустроены фонтанами — первыми в России подобными гидротехническими сооружениями. Вода в них качалась паровой французской машиной из Фонтанки, которая именно из-за фонтанов Летнего сада и стала так называться, ведь до этого она была просто Безымянным Ериком

Первые парковые фонтаны не были так вычурны и декоративны как последующие, украсившие Петергоф и другие загородные парковые ансамбли, но они очень оживляли парковый пейзаж.

Фонтан «Пирамиду» можно увидеть на главной аллее четвертой площадки

Многие восстановленные фонтаны хранят память о царствующих особах в своих названиях. Например, один из первых фонтанов главной аллеи со стороны Дворцовой набережной «Царицын» увековечил память о Екатерине Первой, которая в этом месте любила встречать гостей. 

Фонтан «Пирамида», установленный на четвертой площадке по повелению той же Екатерины повторяет одноименный Петергофский.

Фонтан «Царицын» на века сохранил память о Екатерине Второй

Всего территорию Летнего сада украшало более пятидесяти фонтанов. Многие из них располагались на территории Лабиринтового сооружения Второго Летнего сада. Оформлялись они цветным мрамором, декоративным камнем и деревом.

Кроме многочисленных фонтанов, парковая территория была оснащена и прудами. При создании Второго Летнего сада планировалось создать цепочку каскадных прудов. Были организованы несколько водоемов – Форелиев, Цветочный, Мельничный и Карпиев. Созданные пруды не только способствовали осушению и облагораживанию садовой территории, но в них, к тому же, разводили разнообразную рыбу, о чем красноречиво говорят их названия.

Из всех прудов только Карпиев пруд сохранился со времен Петра Первого

Из всех созданных при Петре Первом прудов на сегодняшний день сохранился только Карпиев, который находится недалеко от входа со стороны Мойки, там же где установлена порфировая ваза. Пруд неоднократно реставрировался и сегодня поддерживается в хорошем состоянии. Его давно облюбовали белые лебеди, которые уже привыкли быть объектом фотосъемок.

После крупномасштабной реконструкции сада, проходившей в конце первого десятилетия 21 века, был возвращен к жизни и Менажерийный (в переводе с фран. – зверинец) пруд. Этот пруд также возник при Петре Первом и по его проекту по ходу главной аллеи. В нем разводили всевозможных птиц от морских уток до индейских гусей, для которых были обустроены специальные домики. Этот пруд был сильно поврежден наводнением и засыпан. Только благодаря реставраторам мы можем любоваться еще одним восстановленным ландшафтным детищем Петра.

Менажерийный пруд возвращен к жизни трудом реставраторов

Скульптура и фонтаны

Важными декоративными элементами сада являются статуи и фонтаны.

— Как и остальные садовые статуи, скульптура «Минерва» неоднократно реставрировалась. Только на протяжении XX столетия реставраторы работали с ней шесть раз. Каррарский мрамор, из которого она изготовлена, разрушался по естественным причинам: скульптуре уже несколько столетий и почти все это время она провела под открытым небом. Но не только время и погодные условия оказали на статую разрушительное воздействие: к сожалению, нельзя не упомянуть здесь и о роли вандалов, регулярно причиняющих ущерб садовым скульптурам. Так, в начале XXI века был совершен очередной акт вандализма: «Минерва» лишилась копья, при этом была повреждена ее рука. Статуя была отреставрирована, но после этого ее не вернули на прежнее место, а заменили тщательно сделанной копией. Оригинал же находится в Михайловском замке.

— К скульптуре под названием «Юность» судьба оказалась гораздо более благосклонной: за три столетия она практически не была повреждена. Впрочем, в XX веке ее все же семь раз отправляли на реставрацию (хотя серьезных реставрационных работ не требовалось). Но начало XXI столетия оказалось для статуи роковым: во время ураганного ветра на нее рухнул ствол большого дерева, в результате чего обе ее руки оказались очень сильно повреждены. Возникла необходимость в серьезной реставрации. После окончания работ статуя была возвращена на место. Спустя несколько лет ее все же заменили на копию, а оригинал поместили в Михайловский замок.

— В XXI веке был воссоздан фонтан под названием «Царицын». Он стал одним из восьми водометов, восстановленных несколько лет назад. При их воссоздании использовались данные археологических изысканий. Известно, что в XVIII столетии водомет находился на главной аллее. Он был назван в честь второй супруги первого российского императора. Возле этого фонтана она любила встречать гостей.

— Фонтан, украшенный двуглавыми орлами, был назван «Гербовым». Известно, что в 20-е годы XVIII века его украсили еще и «заморские раковины». В настоящее время фонтан воссоздан.

«Пирамида» — это название фонтана XVIII столетия, сохраненное историческими документами, было получено им за его форму. Согласно вышеупомянутым документам, когда-то этот фонтан был квадратным, но его форма была изменена по указу императрицы. Фонтан не сохранился до наших дней, но в ходе реставрационных работ в начале XXI столетия был восстановлен в первоначальном виде.

— Многоструйный фонтан под названием «Коронный» был, по воспоминаниям современников, едва ли не самым красивым из всех фонтанов знаменитого сада. Его многочисленные струи образовывали подобие короны, благодаря чему он и получил свое название. Сегодня посетители сада могут полюбоваться этим фонтаном, воссозданным несколько лет назад.

— Нельзя не рассказать и о «Лакосте» — фонтане, названном в честь придворного шута. Известно, что этот садовый объект являлся своего рода дополнением к другому фонтану, посвященному маленькой собачке императрицы. Хотя археологические раскопки позволили точно определить место, где находился «фонтан шута», этот объект все же не стали восстанавливать. Было решено его музеефицировать. Иными словами, несколько его фрагментов и водоотводы в настоящее время накрывает большой стеклянный купол, сквозь который их можно подробно рассмотреть.

Занимательная информация

  1. Название Летний сад произошло не из-за тёплого времени года, как многие думают. На самом деле название связано с растениями, которые здесь начали выращивать в самые первые годы его создания. Растения эти назывались летниками. Впрочем, и некоторое противопоставление этого сада зимним садам, которые устраивались во дворцах и особняках, также имело место. Поэтому в его название позже стали вкладывать и тот смысл, который связан с временем года.
  2. В эпоху царствования дочери Пера Великого императрицы Елизаветы в Летнем саду были разбиты цветники правильной геометрической формы с очень сложным рисунком, проект для которых разработал великий архитектор Растрелли. Елизавета распорядилась позволять в праздничные и воскресные дни прогулки в Летнем саду для богатых (богатство оценивали по одежде). Позже она позволила допускать публику туда и по четвергам. А в те дни, когда императрица отсутствует в столице, она разрешила посещать Летний сад и незнатным людям. При этом за порядком на территории садово-паркового комплекса следила специальная караульная команда.
  3. В царствование Екатерины II в 1777 году над Петербургом прокатилась сильнейшая буря, вызвавшая наводнение. Летнему саду это стихийное бедствие причинило существенный ущерб, были разрушены некоторые павильоны, пострадали все фонтаны. Их было около семидесяти. Когда начались восстановительные работы, Екатерина распорядилась отказаться от восстановления фонтанов, как предметов роскоши. Она хотела выглядеть либеральным правителем. Однако после начала в 1789 году Французской революции, от либеральных веяний в политике Екатерины не осталось и следа.
  4. При Екатерине II Летний сад по периметру был окружён ажурной чугунной оградой. Многие считают её красивейшей в мире. Изготовлена она была на Тульском оружейном заводе по проекту архитектора Фельтона. Ограда выполненная в стиле классицизма, имела не только декоративную функцию, но и защищала садово-парковый комплекс от бродяг и воришек, норовивших пробираться в него в ночное время.
  5. 4 апреля 1966 года, когда император Александр II садился в коляску после пешеходной прогулки по Летнему саду, революционер-террорист Дмитрий Каракозов выстрелил в него из пистолета. Но оказавшийся рядом крестьянин Осип Комиссаров нанёс удар по руке террориста, и пистолетная пуля не попала в цель. За этот поступок ему было пожаловано потомственное дворянство. Дмитрий Каракозов приговорён к повешению, его сообщники – к различным срокам тюремного заключения, которые впоследствии были существенно сокращены. В память об этом чудесном спасении Александр II распорядился установить в Летнем саду у ограды часовню в честь Александра Невского. В Советское время она была уничтожена. Сначала в ней были прекращены церковные службы, а в 1930 году она была разобрана.
  6. Большевистские власти сразу же после революции поставили задачу отреставрировать Летний сад. Но в годы гражданской войны ресурсов для этого найти не удавалось. А после сильнейшего наводнения 1924 года садово-парковый комплекс и вовсе пришёл в запустение на целое десятилетие. Его серьёзная реставрация началась только в 1934 году.
  7. В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде территория Летнего сада использовалась для размещения зенитных артиллерийских и пулемётных расчётов. На его территории находились казармы для зенитчиков, склады боеприпасов. Чтобы сохранить скульптуры, их укрыли в земле. На месте цветников разбили огороды.
  8. Сразу после окончания войны были предприняты большие усилия для восстановления Летнего сада. С тех послевоенных лет и по наши дни установилась традиция организовывать на его территории концерты духовых и симфонических оркестров.
  9. В мае 2009 года Летний сад был закрыт для посетителей на три года. За это время в нём была проведена масштабная реконструкция. Были тщательно отреставрированы все скульптуры и многие архитектурные сооружения, пересажены деревья и кустарники. В итоге к настоящему времени Летний сад приобрёл внешний облик, который более близок к тому, который он имел не в послевоенный, а в дореволюционный период.

История создания дворца

Надо сказать, что Петр Первый начал освоение островной части будущего Петербурга на противоположном от Петропавловской крепости берегу с постройки крепости-верфи Адмиралтейства и с создания дороги-просеки к Новгородскому тракту (будущий Невский проспект). Параллельно с этими важными для будущего города задачами, Петр  разрабатывает идею создания Летнего сада в месте соединения Фонтанки и Невы, предполагая создать прекрасный сад-парк типа знаменитого версальского.

Летний дворец в Летнем саду времен Петра Первого (гравюра)

Здесь же строится и довольно скромный Летний дворец императора. Ведь находясь поблизости от создаваемого парка, Петру было легче контролировать садово-парковые работы, да и жить в летний период в садово-парковой зоне и в тоже время находиться в черте города, было довольно практично и комфортно.

Двухэтажный дворец для Петра Первого построил Д.Трезини в виде голландского домика. Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стиле петровского барокко. По строгому облику здания сразу понятно, что дворец создавался не для торжественных приемов, а для частного проживания императорской четы. Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел  в землю, оттого дворец кажется невысоким.

На фасадах дворца можно увидеть изображения сцен Северной войны

Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны, которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудован Гаванец – искусственный водоем для небольших галер. Благодаря окружению водой Дворец напоминал плывущий корабль.

«Гаванец» занимал небольшую площадку перед Дворцом

Этот дворец сразу же предполагался для летнего проживания императора, поэтому он не был достаточно утеплен. Жил здесь Петр с женой Екатериной с 1712 года ежегодно с мая до октября. То, что Петр не построил себе новой городской летней резиденции, говорит о том, что и в этом небольшом дворце ему было достаточно комфортно.

В Летнем саду запрещается

  1. Ездить на велосипедах, самокатах и прочих транспортных средствах (не допускаются даже детские трехколесные велосипедики с ручкой, при входе есть бесплатная парковка для них на глазах у охраны, так что есть шанс, что велосипед сохранится.)
  2. Ходить по газонам
  3. Наносить ущерб деревьям, кустарникам, цветникам и декоративным элементам сада
  4. Проводить массовые спортивные мероприятия
  5. Распивать спиртные напитки
  6. Осуществлять несанкционированную торговлю частным лицам
  7. Осуществлять профессиональную фото и видео съемку. ( имеется в виду штатив, с зеркальным фотоаппаратом я ходила, мне и слова никто не сказал).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector