Летний сад в санкт-петербурге: возвращение в xviii век

Фото и описание

Одно из популярных мест гостей северной российской столицы — Летний сад. Жители города также любят проводить время на его старинных аллеях, под кронами деревьев, любуясь его фонтанами и скульптурами. Саду уже несколько сотен лет: он был заложен в начале XVIII столетия по указу первого российского императора. Сад должен был служить одной из резиденций Петра I.

Изначально планировка сада была регулярной (то есть, геометрически правильной). Расположение его аллей, павильонов, фонтанов, скульптур подчинялось закону симметрии. В настоящее время многие объекты сада петровских времен утрачены, но все же немалая часть их сохранилась. Часть объектов восстановлена.

Закладка сада

Сад был заложен в первые годы XVIII столетия. Проект был разработан Иваном Угрюмовым. Именно им были установлены границы сада, создана его планировка. Под руководством Угрюмова была осушена выбранная для сада территория. Нужно отметить, что изначально она была непригодна для высаживания деревьев, так что работы по ее осушению имели огромное значение. Создавались пруды, строились каналы. Для создания твердой почвы использовалась привозная земля (ее доставляли из различных мест в очень больших количествах).

Были высажены деревья и сооружены фонтаны. В саду была построена гавань. Она была необходима для того, чтобы к саду можно было подойти на небольших судах. В настоящее время этой гавани не существует.

Вскоре сад стал излюбленным местом императора для проведения балов, здесь устраивались великолепные фейерверки. Попасть сюда можно было только по приглашению императора.

Во втором десятилетии XVIII века сад был разделен каналом на две почти равные половины. Тогда же была выстроена императорская резиденция. Появились многие другие объекты знаменитого сада — например, Большая оранжерея. Итальянским мастерам были заказаны скульптуры из мрамора: эти произведения должны были войти в число главных украшений сада. Примерно в этот же период времени для снабжения фонтанов водой стала использоваться паровая машина (ранее для этой цели применялась конная тяга).

Известно, что в саду был великолепный птичник, причем некоторые птицы находились в клетках, а другие свободно летали между деревьями. Содержались в саду и четвероногие животные.

Важным событием в истории сада стал приезд в северную российскую столицу архитектора Жана-Батиста Александра Леблона. Он считался одним из крупнейших европейских специалистов по созданию регулярных садов. Он внес многочисленные изменения в композицию Летнего сада.

Многое для украшения знаменитого сада было сделано и прославленным Бартоломео Франческо Растрелли (это было уже в 30-е годы XVIII столетия).

Скульптура и фонтаны

Важными декоративными элементами сада являются статуи и фонтаны.

— Как и остальные садовые статуи, скульптура «Минерва» неоднократно реставрировалась. Только на протяжении XX столетия реставраторы работали с ней шесть раз. Каррарский мрамор, из которого она изготовлена, разрушался по естественным причинам: скульптуре уже несколько столетий и почти все это время она провела под открытым небом. Но не только время и погодные условия оказали на статую разрушительное воздействие: к сожалению, нельзя не упомянуть здесь и о роли вандалов, регулярно причиняющих ущерб садовым скульптурам. Так, в начале XXI века был совершен очередной акт вандализма: «Минерва» лишилась копья, при этом была повреждена ее рука. Статуя была отреставрирована, но после этого ее не вернули на прежнее место, а заменили тщательно сделанной копией. Оригинал же находится в Михайловском замке.

— К скульптуре под названием «Юность» судьба оказалась гораздо более благосклонной: за три столетия она практически не была повреждена. Впрочем, в XX веке ее все же семь раз отправляли на реставрацию (хотя серьезных реставрационных работ не требовалось). Но начало XXI столетия оказалось для статуи роковым: во время ураганного ветра на нее рухнул ствол большого дерева, в результате чего обе ее руки оказались очень сильно повреждены. Возникла необходимость в серьезной реставрации. После окончания работ статуя была возвращена на место. Спустя несколько лет ее все же заменили на копию, а оригинал поместили в Михайловский замок.

— В XXI веке был воссоздан фонтан под названием «Царицын». Он стал одним из восьми водометов, восстановленных несколько лет назад. При их воссоздании использовались данные археологических изысканий. Известно, что в XVIII столетии водомет находился на главной аллее. Он был назван в честь второй супруги первого российского императора. Возле этого фонтана она любила встречать гостей.

— Фонтан, украшенный двуглавыми орлами, был назван «Гербовым». Известно, что в 20-е годы XVIII века его украсили еще и «заморские раковины». В настоящее время фонтан воссоздан.

«Пирамида» — это название фонтана XVIII столетия, сохраненное историческими документами, было получено им за его форму. Согласно вышеупомянутым документам, когда-то этот фонтан был квадратным, но его форма была изменена по указу императрицы. Фонтан не сохранился до наших дней, но в ходе реставрационных работ в начале XXI столетия был восстановлен в первоначальном виде.

— Многоструйный фонтан под названием «Коронный» был, по воспоминаниям современников, едва ли не самым красивым из всех фонтанов знаменитого сада. Его многочисленные струи образовывали подобие короны, благодаря чему он и получил свое название. Сегодня посетители сада могут полюбоваться этим фонтаном, воссозданным несколько лет назад.

— Нельзя не рассказать и о «Лакосте» — фонтане, названном в честь придворного шута. Известно, что этот садовый объект являлся своего рода дополнением к другому фонтану, посвященному маленькой собачке императрицы. Хотя археологические раскопки позволили точно определить место, где находился «фонтан шута», этот объект все же не стали восстанавливать. Было решено его музеефицировать. Иными словами, несколько его фрагментов и водоотводы в настоящее время накрывает большой стеклянный купол, сквозь который их можно подробно рассмотреть.

История

Сад как летняя императорская резиденция создавался по заказу и под руководством Петра I. Реализацией проекта занимались видные архитекторы того времени, в их числе — Матвеев, Растрелли, Трезини, Леблон. В работах принимали участие талантливые садовники — соотечественники и иностранцы. Аллеи сада были украшены шпалерами — ровно подстриженными кустарниками, которые с виду напоминали зеленые стены. Некоторые постройки в Летнем саду были новыми для России, к примеру, появившийся на берегу Фонтанки грот. В летней резиденции устраивались официальные приемы и торжественные мероприятия.

В 1777 году наводнение нанесло весомый ущерб саду, к тому же в то время регулярные парки потеряли свою актуальность из-за европейского увлечения пейзажными парками. Поэтому восстановительные работы не были глобальными. В 1824 году сад пережил еще одно наводнение, после которого восстанавливался несколько лет. В XIX веке в парк для прогулок стали допускать рядовых жителей города.

Во время Великой Отечественной войны сад также пострадал, однако ценные скульптуры смогли уберечь от уничтожения. В начале 2000-х годов начали разрабатывать проекты реставрации знакового места, в 2012 году удалось завершить все работы и возобновить доступ жителей и туристов к парку.

Сергей Архипкин

Летний сад в 2021 году

Сохраненная при реставрации планировка сада, задуманная еще при Петре I, отражает вкусы того времени в общем и императора в частности. Сад состоит из трех идущих от Невы прямых аллей, расположенных параллельно друг к другу. Главные аллеи пересекают перпендикулярные. Летний сад прекрасно подходит для неспешных прогулок и спокойного отдыха. Благодаря украшающим парк элементам ландшафтного дизайна место стало популярно среди любителей фотосессий. Особенно часто фоном для снимков служит элемент берсо — арочная галерея, обвитая растениями.

Также здесь можно увидеть постройки различного назначения, фонтаны, скульптурные композиции, постоять у пруда, наблюдая за размеренной жизнью водоплавающих птиц. Любителям архитектуры и истории будет интересен летний дворец Петра I, который сейчас является музеем. Летний сад входит в состав Русского музея.

Сергей Архипкин

Памятники Летнего сада

Летний сад неслучайно выбран в качестве места установки памятника Крылову, во-первых, баснописец любил гулять в нем, во-вторых, при Петре I здесь была установлена статуя Эзопа — великого древнегреческого баснописца — и скульптурные изображения героев его произведений. Эти композиции не сохранились, поэтому было вполне обосновано разместить в саду монумент в честь Крылова — талантливого баснописца своего времени. Бронзовый памятник был установлен в 1855 году, на его пьедестале с удивительной реалистичностью изображены животные — герои басен писателя.

Скульптуры

По желанию императора скульптуры для летней резиденции приобретались в Италии, многие работы были выполнены итальянскими мастерами конца XVII — начала XVIII веков. В наши дни в Летнем саду находятся копии скульптур, выполненные из искусственного мрамора. Отреставрированные оригиналы же находятся в Михайловском замке. Решение перенести их сюда было связано с тем, что композиции разрушаются под воздействием погодных условий, к тому же были отмечены акты вандализма.

Отдыхающие могут увидеть скульптуры различной тематики — исторические (бюсты правителей), мифологические (Нереида, Минерва и др.), аллегорические (изображают абстрактные понятия).

Сергей Архипкин

Решетка Летнего сада

Ограда поражает многих, она одновременно и самодостаточна, и не перекрывает вид на сад. Она была создана во второй половине XVIII века, среди ее авторов указывают Фельтена и Егорова. Металлические части ограды гармонично сочетаются с позолотой и гранитными колоннами. После покушения на Александра II, произошедшего в Летнем саду, в честь спасения царя было решено на месте главных ворот установить часовню. Такое новшество серьезно нарушило пропорции ограды. В XX веке часовню разобрали, а ограду восстановили.

Фонтаны

По-настоящему оживляют парк фонтаны. После наводнения 1777 года восстанавливать фонтаны не посчитали нужным, спустя много лет благодаря сохранившимся чертежам и проведенным исследованиям удалось вернуть саду это украшение. «Царицын фонтан» назвали так в честь Екатерины I, которая принимала возле него дам. Фонтан «Пирамида» является точной копией одноименного фонтана в Петергофе. Интересен и фонтан-статуя «Нереида», нереидами называли нимф, которые считались покровительницами моряков. Особенной помпезностью отличается «Коронный фонтан».

Сергей Архипкин

Реконструкция сада: городские споры

Кроме синтетических скульптур после реставрации появилось еще одно неоднозначное художественное новшество. Новшество, правда, было условным: все сделали, как при Петре I.

Это были тринадцать тысяч шпалерных лип, которые не просто высадили вдоль аллей в Летнем саду, а еще и подперли зеленым деревянным шпалерным забором. Вместо пейзажного паркового пространства с дальней перспективой люди попадают в узкие растительные коридоры, из которых ничего не видно.

Все верно, такие шпалеры располагались вдоль аллей до XIX века. Но тогда Летний сад не был публичным, он выполнял роль царской резиденции на открытом воздухе с игрушечными гротиками, огородиками и зверушками в фонтанчиках. Со временем он кардинально поменял облик и стал публичным пейзажным парком.

Знаменитые чугунные решетки Летнего сада никак не гармонируют с «дачным заборчиком», как прозвали жители Санкт-Петербурга новые шпалеры сада. Произошло странное смешение стилей и функций сада.

Реставраторы уверяют, что шпалеры в скором времени буду выглядеть по-другому: деревянный забор уберут, а немецкие подстриженные липы станут ровными и смогут самостоятельно выполнять роль надежной ограды.

В этот же период частично восстановили и петровский аптекарский огород. В нем для государя выращивали и подавали к столу свежие овощи и зелень. Там же высаживали и кое-какие лечебные травы. Стиль аптекарского огорода напоминал европейские монастырские садики с двумя дорожками крестом и центральным фонтанчиком. Грядки здесь идеальные, с ровным бордюром из декоративного кустарника. Работа Летнего сада в Санкт-Петербурге после капитальной реконструкции функционально не изменилась. Восстановленный огород носит чисто декоративный характер. Овощи с грядок Летнего сада на стол никто не подает. Они растут в самом центре города в условиях интенсивной загазованности.

Деревьями Летнего сада также серьезно занимались: их лечили. Перед реконструкцией было ясно, что большинство посадок достигло предельного возраста. Самые старые деревья были обследованы томографом для контроля пустот и гнилых участков внутри. После обследования и диагноза пришлось ликвидировать девяносто четыре дерева. В остальных стволах лечили дупла, питали корни специальными смесями, чистили сухие ветки и т.д. Возраст деревьев продлили примерно на сто лет. По крайней мере, так считают руководители реконструкции.

Сад во второй половине XVIII века

При Елизавете Петровне сад стал доступен для широкой публики — но только в те дни, когда императрицы не было в городе. Сначала сад был открыт по воскресным и праздничным дням, спустя некоторое время его стали открывать и по четвергам. Впрочем, пускали в сад не всех, а только тех, кто был опрятно одет.

До 60-х годов XVIII века сад находился непосредственно на невском берегу, но потом часть русла реки была засыпана. Во второй половине 70-х годов в городе случилась буря, во время нее началось страшное наводнение. Садовые фонтаны были разрушены, также пострадал один из павильонов. Фонтаны решено было не восстанавливать: их воссоздание обошлось бы в достаточно крупную сумму, при этом они не соответствовали модным тенденциям в сфере садового искусства. Павильон был восстановлен (точнее, перестроен) только в начале XIX века. Был засыпан канал, разделявший сад на две части. Теперь садовое пространство стало единым.

В 70-е годы XVIII века была создана невская часть ограды сада (то есть, та, которая находится со стороны Невы). Дело в том, что из-за восстановительных работ, проходивших на каменной набережной, сад с этой стороны некоторое время был вообще не огорожен. Новая ограда стала настоящим произведением искусства. В наши дни специалисты спорят о том, кто именно являлся автором ее проекта: в документах указаны имена нескольких архитекторов — как российских, так и зарубежных.

Выкована ограда была тульскими кузнецами. Тридцать шесть ее столбов, а также урны и вазы были изготовлены из гранита; над созданием этих частей ограды трудились сто сорок четыре каменщика.

В первой половине 80-х годов XVIII века изготовление ограды было завершено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector