Эрмитаж в санкт-петербурге

Содержание:

Эрмитаж история, кто построил Эрмитаж

Когда собранным экспонатам стало тесно в здании императорского дворца, было принято решение о строительстве отдельного здания для размещения личной галереи императрицы, откуда и появилось название «Эрмитаж», с французского – место уединения. Постройка была относительно небольшая, а когда в 1775 году на набережной реки Невы было возведено ещё одно здание, стала называться Малым Эрмитажем.

К концу столетия императорская коллекция считалась одной из богатейших в Европе. Привезённые в Эрмитаж картины Рафаэля, Джорджоне, Рубенса и прочих именитых художников, стали гордостью императорской семьи. Помимо картин в Эрмитаже выставлялись коллекции фарфоровых и керамических изделий, старинные монеты, редкие книжные издания.

Предметы выкупались из частных коллекций, изготавливались на заказ, принимались в дар семьёй императора от богатых фамилий, иностранных послов и правителей. Позднее в Санкт-Петербургский Эрмитаж стали доставляться исторические реликвии и артефакты с археологических раскопок по всей стране.

Последнее выстроенное здание получило название Новый Эрмитаж и завершило архитектурный комплекс музея к концу XIX века. Портик украсили великолепные скульптуры – атланты Эрмитажа.

Атланты Эрмитаж Петербург

В 1852 году при Николае I основная часть экспонатов заняла свои места в новом здании, и состоялось открытие Императорского музея. Впервые в истории Эрмитажа доступ к экспозициям был предоставлен для широкого круга посетителей.

После революции в коллекциях музея появились шедевры из частных собраний, реквизированные новым правительством. Во время Великой Отечественной войны музейные ценности были вывезены на Урал. Возвращённые после войны в Эрмитаж картины практически не пострадали.

Во времена СССР императорские покои Зимнего дворца были полностью преданы под музейные экспозиции. Построенный знаменитым архитектором Растрелли Зимний дворец стал самым выдающимся с архитектурной точки зрения зданием музея и символом Эрмитажа.

Сложно сказать, кто построил Эрмитаж, ведь музейный комплекс занимает целых пять зданий, фасады которых расположены на набережную Невы: Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж и Зимний дворец. Здания проектировались разными архитекторами.

И очень часто туристы не понимают, почему Зимний дворец и Эрмитаж это одно и тоже и что имеется ещё и Зимний дворец Петра Первого.

Всё очень просто 5 зданий образуют Главный музейный комплекс и Зимний дворец Петра 1 (он же и Эрмитажный театр). На схеме все здания выделены цветовой рамкой для общего понимания.

Схема зданий Эрмитажа

Фасады зданий выходят на набережную реки Невы и на Дворцовую площадь, кроме Старого Эрмитажа (только на Неву) и Нового Эрмитажа (только на Миллионную улицу). И так рассмотрим все фасады выходящие на Дворцовую площадь и улицу Миллионную. Зимний дворец  всем известен, следом идет Малый Эрмитаж.

Фасад здания Малый Эрмитаж на улицу Миллионная

Следом идет Новый Эрмитаж с всем известными атлантами. Фасад здания выходит на улицу Миллионная.

Фасад здания Новый Эрмитаж на улицу Миллионная

Все здания соединены переходами и когда ходите внутри Эрмитажа и смотрите экспозиции не замечаете , что переходите из одного здания в другое. Со стороны Невы Эрмитаж также выглядит величаво.

Если приблизить, то можно увидеть переход от Зимнего дворца к Малому Эрмитажу, затем к Старому Эрмитажу и закончить Эрмитажным театром, где так же расположен музей Зимний дворец Петра Первого.

Фасады здания Малый и Старый Эрмитаж со стороны Невы

Корпус здания Эрмитажного театра и музея Зимний дворец Петра крупным планом со стороны реки Нева.

Фасад здания Эрмитажный театр с стороны Невы

Возвращаемся на Дворцовую площадь и узнаём, что Восточное крыло здания Главного штаба также принадлежит Эрмитажу Санкт-Петербурга, недавно часть коллекции переехала в его обновлённые залы.

Сейчас в собрании Эрмитажа находятся более трёх миллионов экспонатов, так что посетить музей стоит не один раз. Самые впечатляющие залы Эрмитажа и знаменитые произведения искусства осматривают в первую очередь. Лучше заранее определиться, что посмотреть в Эрмитаже, и составить маршрут.

С главного входа гостей Эрмитажа встречает широкая парадная Иорданская лестница из белого камня, по-царски украшенная и застеленная красной дорожкой.

Иорданская лестница

Она напоминает о том, что Зимний был главным императорским дворцом.

Кладовые Эрмитажа

Посещения Эрмитажа будет неполным без посещения главных сокровищниц музейного комплекса:

  • Золотая кладовая
  • Бриллиантовая кладовая

Золотая кладовая, зал №121

На первом этаже Зимнего дворца находится одно из главных достояний музея – Золотая кладовая. В сокровищнице находятся изделия из золота VII — XIX века. Главенствующее место в собрании по праву занимает коллекция Петра Великого. В ходе раскопок на территории Сибири в татарских могилах было обнаружено большое количество украшений из драгоценных металлов, самые ценные находки были выкуплены Матвеем Гагариным по велению Петра.

В собрание Золотой кладовой вошли:

  • ювелирные предметы Древней Греции
  • восточная коллекция золота

Посещение золотой кладовой проходит только в составе группы. Для входа необходимо приобрести два билета – входной и экскурсионный в сокровищницу. Бронировать билеты следует заранее, минимум за пять дней до планируемой даты посещения.

Бриллиантовая кладовая, зал № 42

Первоначально эрмитажное собрание представляло собой коллекцию самодержцев. Постепенно положение дел менялось, и ценные предметы искусства и культуры становились достоянием народа. При Николае I была прочерчена граница между личным и государственным. В Зимнем дворце появилась отдельное помещение  — Императорский Новый Эрмитаж, где находились ценности королевской семьи. С 1856 года зал становится публичным и открывает двери для ценителей прекрасного.

Для посещения необходимо приобрести два билета:

  • первый – входной в Эрмитаж
  • второй – экскурсионный в Бриллиантовую кладовую

Посещение возможно только в сопровождении гида. Экскурсионные программы проходят в строго определенные часы, по расписанию. Стоимость экскурсионного обслуживания в Бриллиантовую и золотую кладовую – 350 рублей.

Здания Эрмитажа

Огромный комплекс под названием Государственный Эрмитаж сегодня включает 5 основных сооружений, не считая отдельных помещений в других зданиях, например, в Главном штабе. Самое старое помещение музея – Малый Эрмитаж. Оно было построено в 1764-1766 году архитектором Ю. Фельтеном. В комплекс Малого Эрмитажа входят также знаменитые Висячие сады и Северный и Южный павильоны. Комплекс выполнен в строгом стиле классицизма. В 1777 году тот же Ю. Фельтен возводит Большой Эрмитаж, он гармонично сочетается с ранее построенными сооружениями комплекса. Позже Д. Кварнеги пристроил к этому дому корпус, в котором находятся лоджии Рафаэля.

В конце 19 века Лео фон Кленце проектирует специальное здание для публичного посещения музея, получившее название Новый Эрмитаж. Эффектное сооружение в стиле историзм гармонично вписалось в ранее созданный комплекс. Самым знаменитым элементом этого здания является входной портик с атлантами. Еще одно помещение, входящее в комплекс, — это Эрмитажный театр. Построен он был еще при Екатерине Второй. Сегодня здесь даются спектакли и концерты, демонстрируются выставки. Государственный Эрмитаж, залы которого поражают великолепием и размахом, является настоящим символом Петербурга. А комплекс зданий музея – одной из главных архитектурных доминант города.

Египетская экспозиция

Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают 3 зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная выставка Древнего Египта позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца 4-го тысячелетия до нашей эры до 1-го тысячелетия нашей эры. Вся экспозиция дает возможность познакомиться с Египтом древнего, птолемеевского и римского периодов.

Экспонаты помогают определить характеристики, присущие древнеегипетской культуре, равно как заимствованные в ходе истории из Греции, Сирии, Ирана, Рима. Они, безусловно, проявляются в представленных наследиях.

Большой интерес представляет период, когда Египет находился под влиянием Византии. Данная эпоха ознаменовалась изготовлением монет с изображением византийских императоров. Тут же есть папирусы, в которых описываются подати, полученные от египетских селений в государственную казну, долговые расписки и множество других документов, подтверждающих, что Египет находился под игом могущественного соседа.

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5–6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Статуя царя 12-ой династии Аменемхета III — лучший портрет правителя. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла. Во времена правления македонской династии был создан уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции, это статуя последней царицы династии Птолемеев — Клеопатры VII.

Зимний дворец

Надо сказать, современное здание Зимнего дворца — пятое по счету. Первая царская резиденция появилась еще при Петре Великом. Она располагается недалеко от Петропавловской крепости на Петровской набережной. Каким-то чудом эта постройка сохранилась до наших дней. Правда ее трудно назвать дворцом. Она скорее напоминает добротный деревенский дом. На сегодняшний день домик Петра обнесен забором. По всей видимости, там идут ремонтные работы

Позже Петр I выстроил для себя другой, более респектабельный дворец уже на противоположном берегу Невы. Вступившая на престол позже Анна Иоанновна любила роскошь и посчитала петровский дворец слишком маленьким для себя. Она возвела новую царскую резиденцию.

А дальше, уже императрица Елизавета решила построить дворец еще «круче» предыдущего. Для нее строится временный дворец, а вместе с ним в 1754 году начинается возведение ныне существующего здания. Однако сама Елизавета до окончания строительства не дожила.  После ее смерти всеми работами руководила уже Екатерина II. Строительство Зимнего дворца завершилось в 1762 году.

В Зимнем дворце Екатерина II прожила много лет. Сюда она привезла свои первые картины, с которых началось формирование коллекции Эрмитажа. Надо сказать, сначала картин было немного. Они занимали только несколько помещений дворца. По мере того, как коллекция разрасталась, для нее строились новые здания.

На сегодняшний день в Эрмитаж, кроме Зимнего дворца, входит целый комплекс зданий.

Только на Дворцовой набережной ему принадлежат Малый Эрмитаж, Большой(Старый) Эрмитаж, Эрмитажный театр, построенные еще Екатериной II, и Новый Эрмитаж, возведенный  уже Николаем I.

Но, конечно же, среди всех зданий Эрмитажа особо выделяется Зимний дворец. Именно здесь, начиная с Екатерины Великой, и жили все российские цари. Правда последний Николай II все больше уединялся со своей семьей в Царском селе.

Кстати, Зимний дворец за свою долгую историю неоднократно менял свой цвет. Он был и желтым, и кирпичным, и других цветов, только после Великой Отечественной войны он стал наконец-то изумрудным.

Здание дворца четырехугольное, а внутри него вот такой уютный дворик с фонтаном.

Появление Зимнего дворца, конечно же,  сразу потребовало и оформления территории вокруг него. Поэтому одновременно с возведением царской резиденции оформляется и Дворцовая площадь.

Экспонаты в Эрмитаже

Территория Главного комплекса огромна, поэтому рекомендуется взять бесплатную цветную карту музея у входа, в которой вы найдете информацию о самых популярных произведениях искусства и комнат.

На сайте музея также есть виртуальная экскурсия, вы можете увидеть комнаты одну за другой в своем виртуальном туре.

Существует также планировщик маршрутов через музей, если вы хотите сделать свой собственный маршрут, хотя он может быть немного сложным в использовании.

Эрмитаж имеет три этажа для прогулок. Чтобы не заблудится, в комнатах всегда есть сотрудники, которые помогут вам найти дорогу.

Первый этаж

На первом этаже расположены выставки первобытного искусства, находок, сделанных на территории древней Руси, восточного искусства и культуры, египетских и классических древностей.

Есть также Галерея сокровищ (Золотая кладовая и Бриллиантовая кладовая), которую можно посетить только с экскурсией.

Второй этаж

Большинство экскурсий с гидом начинаются в вестибюле Зимнего дворца, через который на второй этаж можно попасть по главной лестнице дворца (ослепительное творение 18 века из мрамора, гранита и золота).

Одна из первых комнат, проходящих через второй этаж — Малахитовая комната, где выставлены личные вещи императорской семьи.

На этом этаже находится Рыцарский зал, и здесь можно увидеть различные доспехи. Также здесь расположено много комнат, которые поддерживаются в том состоянии, когда императорская семья жила в Зимнем дворце.

Павильонный зал, расположенный также на втором этаже, известен своими чудесными павлиньими часами.

Помимо эффектных номеров на этом этаже вы найдете большое количество произведений русского и европейского искусства. Среди произведений итальянского искусства XVIII века — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (комната 214), скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик или сидящий на корточках ребенок» (комната 230), две работы Рафаэля, восемь Тициано и работы Тинторетто, Липпи, Караваджо и Каналетто.

В Эрмитаже также хранится великолепная коллекция испанского искусства, включающая работы Эль Греко, Веласкеса, Мурильо и Гойи. Существует также впечатляющая коллекция фламандского и голландского искусства с работами Ван Дейка, включая портреты, сделанные в Англии в качестве камерного художника Карла I, более 40 картин Рубенса (комната 247) и столь же впечатляющее количество картин Рембрандта (комната 254). Здесь же находится необыкновенная коллекция картин французских и британских художников.

Третий этаж

На этом этаже вы найдете коллекцию азиатского и ближневосточного искусства музея, а также комнаты с медалями и монетами.

Создание Древнеегипетского зала

В 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Владимирович Сивков выступил с инициативой — создать в музее Египетский зал для того, чтобы ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира были доступны всеобщему обозрению. Власть и общественность поддержали предложение Сивкова, и тематический зал обустроили на месте Главного буфета Зимнего дворца.

Основу экспозиции составили артефакты, которые привозил в Петербург один из хранителей Эрмитажа, писатель по вопросам искусства Владимир Георгиевич Бок в 1889-1898 годах. Многочисленные раритеты, предметы обихода египтян, представляющие огромную ценность, ученому удалось найти в монастырских хранилищах Сохага, а также в гробницах некрополя Багауат. Правительством Египта был выдан специальный сертификат, разрешающий вывоз древних сокровищ.

Как найти Эрмитаж

Чтобы найти Эрмитаж, нужно:

  1. Приехать в Санкт-Петербург.
  2. Если пункт 1 выполнен с успехом, то Эрмитаж, в общем-то, не прячется. Дойти бы только до центра. Например, от Московского автовокзала до него при желании можно добраться в течение часа.

Невский проспект — это наше все.)) Если направиться по нему от вокзала в сторону Адмиралтейства, ориентируясь на шпиль, можно повидать основные достопримечательности:

  • Строгановский дворец;
  • Аничков мост;
  • Александрийский театр;
  • Храм «Спас-на-Крови» (прекрасен, как пряничный домик);
  • Казанский собор (более величественный);
  • Дворцовую площадь (там сориентируетесь).

Эрмитаж спутать нельзя ни с чем по километровой очереди, рискующей никогда не закончиться.

Интерактивный тур по Эрмитажу

Как пользоваться окном интерактивного тура: нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Фасад Эрмитажа и Дворцовая площадь.

2. Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа.

3. Золотая гостиная.

4. Придворный собор Спаса Нерукотворного.

Практическая информация

Адреса: Главный музейный комплекс — Дворцовая пл., 2; Зимний дворец Петра I — Дворцовая наб., 32; Генеральный штаб — Дворцовая пл., 1; Дворец Меншикова — Университетская наб., 15; Музей Императорского фарфорового завода — пр. Обуховской обороны, 151; Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня» — Заусадебная улица, 37 А. Веб-сайт.

Время работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье — с 10:30 до 18:00, среда, пятница — с 10:30 до 21:00, выходной день — понедельник.

Как добраться: на метро до ст. «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный Двор».

Цена билета для взрослых в Главный комплекс и все остальные филиалы — 600 RUB, в один из филиалов — 500 RUB. Для детей, студентов, пенсионеров РФ вход бесплатный. 7 декабря и первый четверг каждого месяца вход для всех бесплатный. Цены на странице указаны на март 2021 г.

Попасть в Эрмитаж по электронному билету без очереди

Во дворе Главного здания Эрмитажа (Зимнего дворца) стоят кассы-автоматы, где можно купить электронные билеты. Также их можно приобрести онлайн с любого носителя, который поддерживает интернет.

Однодневный электронный входной билет в Эрмитаж

Электронный билет приобретается онлайн и позволяет без очереди в течение 1-го дня посетить экспозиции, расположенные на Дворцовой площади — Главный музейный комплекс (Зимний дворец) и Главный штаб.

Билет действителен в течение 90 дней с момента покупки. Билет высылается после оплаты заказа на Е–mail в формате PDF, в рабочее время экскурсионного бюро. Он оформляется на фактического посетителя. Это актуально, если приобретается билет для другого человека;

Заказ позволяет добавить дополнительные бесплатные билеты для детей до 16 лет включительно (не более 2 на один заказ). Также необходимо распечатать билеты перед посещением музейных комплексов Государственного Эрмитажа в Санкт–Петербурге.

Электронный билет стоит в Главный музейный комплекс (Зимний дворец) и Главный штаб — 1200 руб. И тут можно сэкономить, если купить электронный билет на 2 дня.

Двухдневный электронный входной билет в Эрмитаж

Двухдневный электронный билет стоит — 1350 рублей и можно без очереди посетить все экспозиции, расположенные в музейном комплексе на Дворцовой площади, включая Зимний дворец, Главный Штаб, Здание Эрмитажного театра, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода.

Этот электронный билет может быть использован в течение 2–х последовательных дней, исключая 1 января, 9 мая и понедельники, когда музей закрыт.

Двухдневный электронный билет получается намного выгоднее однодневного. Но переплата всё равно большая. И потом, на практике, создаётся очередь из тех, кто хочет пройти по этим же электронным билетам. И люди порой выстаивают очереди, особенно в высокие сезоны.

Интересные факты о знаменитых картинах Эрмитажа

Факт #1. В зале Кандинского и Малевича находится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича. Это четвертый по счету его «черный квадрат».

Факт #2. В музее представлены следующие шедевры:

  • Леонардо да Винчи: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».
  • Рембрант: «Падение Амана», «Даная», «Возвращение блудного сына», «Жертвоприношение Исаака», «Давид и Ионафан», «Святое семейство и ангелы».
  • Рафаэль: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна с безбородым Иосифом».
  • Рубенс: «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Вакх», «Союз Земли и Воды», «Христос в терновом венце» и т. д. Всего 20 картин.
  • Ван Гог: «Пейзаж с домом и пахарем», «Хижины», «Воспоминание о саде в Эттене (Арльские дамы)», «Арена в Арле», «Куст».
  • Тициан: «Портрет молодой женщины в шляпе с пером», «Несение креста», «Кающаяся Мария Магдалина», «Даная».
  • И. Репин: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге».
  • Веласкес: «Завтрак», «Портрет Графа Оливареса», «Портрет Папы Инокентия Х».
  • Работы импрессионистов размещены отдельно, в здании Генерального Штаба: Моне, Ренуар, Мане, Дега, Писсарро, Сислей, Сезан, Гоген, Матисс, Пикассо, Кандинский.

Надеемся, что этот небольшой обзор достопримечательностей Эрмитажа заинтересовал вас. И вам захочется еще лучше изучить его экспонаты и увидеть их своими глазами, не однократно посетив это уникальное место в Санкт-Петербурге…

Ведь недаром, Дмитрий Сергеевич Лихачев сравнивал нашу Землю с несущимся в пространстве Эрмитажем. Этим он хотел сказать, как в Эрмитаже все экспонаты достойны нашего внимания и восхищения, так и на Земле нет не интересных мест, а есть просто не интересующиеся люди.

Что посмотреть в Эрмитаже?

Конечно, Зимний дворец, его беломраморную лестницу (на фото вверху) и парадные залы, ведущие к Тронному, портреты храбрых генералов, воевавших с Наполеоном в Галерее 1812 года (на фото внизу).

Тронные залы, Георгиевский (Большой) и Петровский (Малый, на фото внизу). Здесь императоры устраивали официальные церемонии и приёмы.

Картинную галерею, в которой представлены все европейские школы и времена от позднего Средневековья до 20 века. В Эрмитаже есть картины да Винчи, Рафаэля, Тициана, Эль Греко, Рембрандта, Рубенса и многих других знаменитых мастеров.

Особняком стоит коллекция французов «От Моне до Пикассо». Ее собирали не цари, а московские промышленники Щукин и Морозов. И только в 1930-е эти частные собрания были поделены между Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина в Москве и таким образом спасены от продажи или уничтожения в непростые сталинские годы.

Картины Эдуарда Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и Пикассо – настоящая гордость Эрмитажа. Увидеть их в здании Главного Штаба, напротив Зимнего дворца.

Экскурсию «по импрессионистам» можно заказать по объявлению ниже:

Есть еще одна выставка с работами тех же мастеров, привезенными Советской армией из Германии в конце Великой Отечественной войны. Она находится на втором этаже Зимнего дворца в конце Министерского коридора и называется «Неведомые шедевры».

И, конечно же, Рыцарский зал. Там вы найдете мечи, щиты, доспехи, шлемы с плюмажами, арбалеты, пистолеты и аркебузы. Почти все 15-16 веков. Этот зал в самом дальнем от входа конце музея в здании Нового Эрмитажа.

Если вы хотите уйти с основного туристического маршрута, то спрятаться от толпы можно в залах Античного искусства на первом этаже Нового Эрмитажа. Там безмолвно стоят мраморные статуи греческих богов и римских императоров, расписная керамика хранит аромат древних вин, масел и духов.

Или в залах Первобытной культуры на первом этаже Зимнего дворца. Вы знаете, что такое Пазырык и Аржан? Это названия древних курганов, в которых нашли чудесные вещи. Побывав здесь, вы сможете блеснуть редкими познаниями перед друзьями. Вас поразит мумия татуированного вождя и самый большой в мире войлочный ковер 1 тысячелетия до н. э., на котором усатый «джигит» (вождь племени) предстает перед великой древней богиней. Любителей Востока ждет третий этаж Зимнего дворца – залы Китая, Японии, Индии, Ирана. Древний Египет с саркофагами и причудливыми фигурами богов рядом с кафе на 1 этаже Зимнего дворца.

Если вас интересует золото из гробниц и личные украшения Романовых, вам в Золотую кладовую и Бриллиантовую кладовую Галереи драгоценностей. Специальные билеты можно купить в кассе, там же расписание экскурсий.

В Зимнем дворце жили все русские правители от Екатерины II до Николая II. Но не все знают, что есть в Эрмитаже необычная экспозиция «Зимний Дворец Петра Первого». Она находится в здании Эрмитажного театра (вход с Невы, Дворцовая набережная, д. 32), кассы там же. Оказывается, сохранились погреба петровского дворца, фрагменты стен, часть двора, воссозданы петровские личные покои – Токарня, Кабинет и Столовая. Для создания выставки использовались подлинные личные вещи Петра. В одной из комнат стоит знаменитая Восковая персона работы Растрелли-старшего, передающая истинный облик Петра Первого.

Как все эти залы найти в Эрмитаже? Наша рекомендация: сразу у входа, перед кассами, расположены стойки с буклетами, на которых изображены подробно планы. Кроме того, можно спросить у музейных работников.

Павильонный зал Малого Эрмитажа

Помещение устроено в 19 веке Андреем Ивановичем Штакеншнейдером, который соединил мотивы античности, Ренессанса и Востока. Из него открывается вид на висячий сад Екатерины. Зал украшают бахчисарайские мраморные фонтаны, расположенные симметрично друг против друга. Также славятся здешние мозаичные произведения и изящные столы, инкрустированные полудрагоценными камнями.

Но самым примечательным экспонатом являются знаменитые часы «Павлин». Дивной красоты павлин создал востребованный в то время английский мастер Джеймс Кокс. Эту “павлинную” прелесть приобрел князь Григорий Потемкин в подарок Екатерине Великой. Часы доставили в Петербург в разобранном виде. На месте композицию собрал Иван Кулибин. 

В Эрмитаже каждый зал по-своему уникален, всё — словами не опишешь. Разумеется, можно узнать на любом ресурсе поподробнее об интересующем зале. Но лучше 1 раз посмотреть его, чем 100 раз про него прочитать. Эрмитаж открывает свои покои и гостеприимно принимает всех!

Здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Строительство здания стартовало в 1842 году и продолжалось десятилетие: Новый Эрмитаж торжественно открылся для широкой публики 5 февраля 1852 года. Для Российской Империи это было беспрецедентное событие. Во-первых, впервые всем желающим стала доступна для осмотра столь богатая коллекция мировых шедевров. Во-вторых, Новый Эрмитаж стал первым в стране зданием, специально построенным для размещения общедоступной экспозиции.

До строительства коллекция, собранная российскими монархами, начиная с Екатерины II, находилась в корпусах Малого и Большого Эрмитажа. Чтобы увидеть их экспонаты, требовался спецпропуск. В частности, даже Александр Пушкин был вынужден прибегнуть к связям — его друг, поэт Василий Жуковский, служивший педагогом сына Николая I, сумел выхлопотать бессрочный пропуск. Но коллекция разрасталась, ей требовалось новое помещение.

Проект здания Нового Эрмитажа Николай I заказал Лео фон Кленце — немецкому архитектору, ставшему знаменитым благодаря работам в неогреческом стиле, основателем которого его и стали считать впоследствии.

Подход фон Кленце заключался не только в выдерживании принципов классицизма, но и в воспроизведении мельчайших деталей стиля Античной Греции. Он создал множество эскизов, в том числе и интерьеров будущего музея. Уже после его отъезда из России к воплощению набросков в чертежи, а затем и в реальное здание приступили русские архитекторы, академики Императорской Академии художеств Николай Ефимов и Василий Стасов.

Воплощая замысел фон Кленце, южный, западный и восточный фасады украсили статуями знаменитых художников разных эпох. Всего использовали 28 скульптур, в том числе фигуры Леонардо, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта. Из-за использования в составе цинка, изваяния со временем пришли в негодность. К 2015 году все скульптуры заменили копиями из бронзы.

Скульптуры портика

Акцентом южного фасада стала входная галерея, оформленная в виде портика. Чтобы воплотить задумку фон Кленце, строители обратились к скульптору Александру Теребеневу, который наряду с Василием Демут-Малиновским создавал статуи художников для украшения внешних стен музея.

Гранитных атлантов создавали по образу фигур, которые можно увидеть в храме Зевса Олимпийского, расположенном в итальянском городе Агридженто на Сицилии. Теребенев начала работу с изготовления полноразмерной модели из глины, и уже за нее получил звание академика Императорской Академии художеств. В его мастерской атлантов из серого гранита вытесывали около 150 учеников, но над лицами каждого из гигантов Александр Теребенев работал лично.

Портик музея, Татьяна Лискер

Изящный стиль, тонкость работы и качество полировки оценил и фон Кленце, и Николай I. Помимо причитавшейся оплаты и ордена автор «Атлантов» получил персональную премию от императора. Позднее Александр Теребенев выполнил подобную работу для прусского короля, и снова кроме гонорара удостоился прибавки — бриллиантового перстня от монарха.

Эрмитаж в Москве

Иногда мы можем услышать в ответ на вопрос, где находится Эрмитаж: «В Москве!» Люди путают санкт-петербургский музейный комплекс с реальными объектами на территории столицы. Их два: сад «Эрмитаж» и театр «Эрмитаж». Оба объекта располагаются по адресу: Каретный ряд, д. 3. «Эрмитаж» — один из старинных садов, разбитый в XIX в. купцом Я. Щукиным. Известный театральный деятель и меценат, он разместил на территории сада несколько сценических площадок. Сегодня здесь много творческих студий для детей и театров. Один из них носит название сада, хотя был основан в 1959 году под другим названием — Театр миниатюр.

Москвичи очень любят прогуливаться по саду, в котором в вольерах живут белки, фазаны и голуби, где много мест для уединенных прогулок с друзьями и близкими.

Императорский музей Эрмитаж при императоре Николае I.

В 1826 году в парадной части Зимнего дворца была создана Военная галерея 1812 года, посвященная военачальникам и героям отечественной войны с Наполеоновской Францией.

При опустошительном пожаре 1837 года были утрачены исторические интерьеры Зимнего дворца. Однако Эрмитажная коллекция была спасена.

При грандиозных восстановительных работах Зимнего дворца по высочайшему повелению императора рядом возводится монументальное здание Нового Эрмитажа, специально предназначенное для размещения экспонатов Эрмитажных коллекций живописи, артефактов античного искусства. В1852 году был открыт первый в России музей художественного мирового искусства.

Золотой век Екатерины II. Начало создания Эрмитажной коллекции.

В период царствования императрицы Екатерины II было положено начало создания эрмитажной коллекции произведений западноевропейского искусства. Первые 225 живописных полотен легли в основу большого собрания шедевров изобразительного искусства и артефактов разных исторических эпох, начиная с глубокой древности до наших дней.

Портик с Атлантами. Новый Эрмитаж

Для экспонирования произведений искусства императрица повелела построить Малый Эрмитаж, а когда помещения галереи перестали вмещать все многообразное наследие мировой и европейской культуры была реализована высочайшая воля для строительства Большого Эрмитажа.

По поручению Екатерины архитектор Джакомо Кваренги возвел здание Эрмитажного театра, в объем которого был встроен сохранившийся первый этаж бывшего дворца Петра I. Отныне в здании Эрмитажного театра проводились театральные спектакли.

Большой Эрмитаж

Это величественное здание в духе раннего классицизма построено в 1771–1787 гг. Главный фасад продолжает одну линию достопримечательностей Дворцовой набережной. После того, как был возведен Новый Эрмитаж, название Большого изменилось, теперь это — Старый Эрмитаж.

Архитектор Ю.М. Фельтен выдержал дизайн сооружения в строгом и лаконичном духе кондового классицизма с целью подчеркнуть пышность и значимость Зимнего дворца, как основного сооружения дворцового ансамбля.

На втором этаже Старого Эрмитажа располагается самая значительная и, пожалуй, самая ценная часть сокровищ. Здесь, в Двусветном зале, выставлены такие знаменитые шедевры, как «Мадонна с цветком» и «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи.

До второй половины 19 в. считалось, что в фондах находятся 24 творения Леонардо да Винчи. Однако с развитием искусствоведения тест на подлинность прошли только эти две красавицы. Остальные оказались написаны учениками и последователями гениального мастера. Их стали называть леонардесками. Яркий пример этих подражаний – известная «Донна Нуда», лицо которой — чистая Мона Лиза.

Надворная анфилада богата презентациями итальянской акварели. В зале Тициана представлены «Даная», «Кающаяся Мария Магдалена» и «Святой Себастьян». Это одни из главных работ автора и они, по праву, являются гордостью фондов.

В павильоне искусства Италии 16 в. можно полюбоваться холстами венецианских живописцев этого периода – Якола Пальма, Лоренцо Лото, Джованни Батиста Чима де Конельяно. Но, самым значительным шедевром здесь считается, несомненно, произведение «Юдифь» Джорджоне – одно из немногих подлинных полотен автора.

Таким образом, залы Большого Эрмитажа отведены под:

  • италийские вазы периода расцвета;
  • творчество Италии и Венеции эпохи Возрождения 13-16 вв.;
  • шедевры Леонардо да Винчи;
  • леонардески;
  • работы Тициана.

Эрмитаж в России и за ее пределами

С XXI в. музей открывает представительства в прочих городах страны и даже мира. В 2000 г. в Лондоне состоялось открытие «Эрмитажных комнат», а в следующем году — уже в Лас-Вегасе. К сожалению, в 2007-2008 г. они были закрыты.

В 2004 г. на реке Амстел в Нидерландах был открыт «Эрмитаж Амстердам». В результате последующих реконструкций небольшая музейная пристройка расширила свою площадь до 4 тыс.кв.м., а с 2009 г. музей открыт для всех желающих.

В России первый выставочный центр музея был открыт в Казани в 2005 г. Его приурочили к празднованию 1000-летия города. «Эрмитаж-Казань» находится в бывшем юнкерском училище и занимает общую площадь около 1 тыс.кв.м.

В 2010 г. в бывшем художественном музее Выборга произошло открытие Центра «Эрмитаж-Выборг». Каждый год здесь проводят 2-3 выставки, в которых представлены произведения Государственного Эрмитажа. Первая выставка была посвящена основательнице знаменитого российского музея — Екатерине Великой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector