Государственный эрмитаж

Эрмитаж история, кто построил Эрмитаж

Когда собранным экспонатам стало тесно в здании императорского дворца, было принято решение о строительстве отдельного здания для размещения личной галереи императрицы, откуда и появилось название «Эрмитаж», с французского – место уединения. Постройка была относительно небольшая, а когда в 1775 году на набережной реки Невы было возведено ещё одно здание, стала называться Малым Эрмитажем.

К концу столетия императорская коллекция считалась одной из богатейших в Европе. Привезённые в Эрмитаж картины Рафаэля, Джорджоне, Рубенса и прочих именитых художников, стали гордостью императорской семьи. Помимо картин в Эрмитаже выставлялись коллекции фарфоровых и керамических изделий, старинные монеты, редкие книжные издания.

Предметы выкупались из частных коллекций, изготавливались на заказ, принимались в дар семьёй императора от богатых фамилий, иностранных послов и правителей. Позднее в Санкт-Петербургский Эрмитаж стали доставляться исторические реликвии и артефакты с археологических раскопок по всей стране.

Последнее выстроенное здание получило название Новый Эрмитаж и завершило архитектурный комплекс музея к концу XIX века. Портик украсили великолепные скульптуры – атланты Эрмитажа.

Атланты Эрмитаж Петербург

В 1852 году при Николае I основная часть экспонатов заняла свои места в новом здании, и состоялось открытие Императорского музея. Впервые в истории Эрмитажа доступ к экспозициям был предоставлен для широкого круга посетителей.

После революции в коллекциях музея появились шедевры из частных собраний, реквизированные новым правительством. Во время Великой Отечественной войны музейные ценности были вывезены на Урал. Возвращённые после войны в Эрмитаж картины практически не пострадали.

Во времена СССР императорские покои Зимнего дворца были полностью преданы под музейные экспозиции. Построенный знаменитым архитектором Растрелли Зимний дворец стал самым выдающимся с архитектурной точки зрения зданием музея и символом Эрмитажа.

Сложно сказать, кто построил Эрмитаж, ведь музейный комплекс занимает целых пять зданий, фасады которых расположены на набережную Невы: Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж и Зимний дворец. Здания проектировались разными архитекторами.

И очень часто туристы не понимают, почему Зимний дворец и Эрмитаж это одно и тоже и что имеется ещё и Зимний дворец Петра Первого.

Всё очень просто 5 зданий образуют Главный музейный комплекс и Зимний дворец Петра 1 (он же и Эрмитажный театр). На схеме все здания выделены цветовой рамкой для общего понимания.

Схема зданий Эрмитажа

Фасады зданий выходят на набережную реки Невы и на Дворцовую площадь, кроме Старого Эрмитажа (только на Неву) и Нового Эрмитажа (только на Миллионную улицу). И так рассмотрим все фасады выходящие на Дворцовую площадь и улицу Миллионную. Зимний дворец  всем известен, следом идет Малый Эрмитаж.

Фасад здания Малый Эрмитаж на улицу Миллионная

Следом идет Новый Эрмитаж с всем известными атлантами. Фасад здания выходит на улицу Миллионная.

Фасад здания Новый Эрмитаж на улицу Миллионная

Все здания соединены переходами и когда ходите внутри Эрмитажа и смотрите экспозиции не замечаете , что переходите из одного здания в другое. Со стороны Невы Эрмитаж также выглядит величаво.

Если приблизить, то можно увидеть переход от Зимнего дворца к Малому Эрмитажу, затем к Старому Эрмитажу и закончить Эрмитажным театром, где так же расположен музей Зимний дворец Петра Первого.

Фасады здания Малый и Старый Эрмитаж со стороны Невы

Корпус здания Эрмитажного театра и музея Зимний дворец Петра крупным планом со стороны реки Нева.

Фасад здания Эрмитажный театр с стороны Невы

Возвращаемся на Дворцовую площадь и узнаём, что Восточное крыло здания Главного штаба также принадлежит Эрмитажу Санкт-Петербурга, недавно часть коллекции переехала в его обновлённые залы.

Сейчас в собрании Эрмитажа находятся более трёх миллионов экспонатов, так что посетить музей стоит не один раз. Самые впечатляющие залы Эрмитажа и знаменитые произведения искусства осматривают в первую очередь. Лучше заранее определиться, что посмотреть в Эрмитаже, и составить маршрут.

С главного входа гостей Эрмитажа встречает широкая парадная Иорданская лестница из белого камня, по-царски украшенная и застеленная красной дорожкой.

Иорданская лестница

Она напоминает о том, что Зимний был главным императорским дворцом.

Музей Императорский фарфоровый завод

Музей функционирует с 1844 г., когда Николай I решил собрать коллекцию образцов русского фарфора. За это время в нем скопилось больше 30 000 экземпляров фарфора не только из России, но и из Японии и Китая. Среди них есть предметы, не имеющие аналогов во всем мире.

Выставочный комплекс располагается на проспекте Обуховской обороны, 151 (территория завода).

Эрмитажные коты

В штате сотрудников Эрмитажа есть особенная должность – должность эрмитажного кота

Да, именно так — по Эрмитажу важно расхаживают сотни пушистых служителей музея

История их появления берет свое начало в середине 18 века. Тогда только строился Зимний дворец, но уже было очевидно, что его сожрут мыши и крысы еще до окончания строительства.

Стены представляли собой дуршлаг в результате мышиного господства. И тогда императрице Елизавете Петровне рассказали историю о казанских котах, избавивших город от мышей. Императрица тут же приказала привезти 30 котов из Казани для борьбы с Петербургскими грызунами.

Коты очистили Зимний от мышей и по ходу строительства филиалов постепенно завладели всеми его зданиями. Теперь они официально находятся в штате и пользуются всеми привилегиями ценных сотрудников.

Государственный Эрмитаж – жемчужина в коллекции шедевров России, является местом притяжения миллионов посетителей. Он радушно встречает гостей из разных стран и совершенно точно не служит «местом уединения», в соответствии с первоначальным значением этого слова.

Украшение Манежа

Только в 1817 портик был окончательно оформлен: по обе стороны от входа поставили скульптурные изображения юношей, укрощающих коней.

Живописные статуи из лучшего каррарского мрамора были скопированы с римских образцов итальянским скульптором Трискорни специально для Манежа в СПб. Фигуры изображали мифологических персонажей Кастора и Полукса, неразлучных братьев, сыновей Зевса.

Но украшали фронтальную часть мраморные изваяния недолго. Уже в 1840 по требованию священников Исаакиевского собора фигуры обнаженных язычников были переставлены в тыл, к казарменным воротам.

Лишь спустя почти сто лет, в 1954, скульптурные композиции вернулись на место.

Интересные факты о знаменитых картинах Эрмитажа

Факт #1. В зале Кандинского и Малевича находится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича. Это четвертый по счету его «черный квадрат».

Факт #2. В музее представлены следующие шедевры:

  • Леонардо да Винчи: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».
  • Рембрант: «Падение Амана», «Даная», «Возвращение блудного сына», «Жертвоприношение Исаака», «Давид и Ионафан», «Святое семейство и ангелы».
  • Рафаэль: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна с безбородым Иосифом».
  • Рубенс: «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Вакх», «Союз Земли и Воды», «Христос в терновом венце» и т. д. Всего 20 картин.
  • Ван Гог: «Пейзаж с домом и пахарем», «Хижины», «Воспоминание о саде в Эттене (Арльские дамы)», «Арена в Арле», «Куст».
  • Тициан: «Портрет молодой женщины в шляпе с пером», «Несение креста», «Кающаяся Мария Магдалина», «Даная».
  • И. Репин: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге».
  • Веласкес: «Завтрак», «Портрет Графа Оливареса», «Портрет Папы Инокентия Х».
  • Работы импрессионистов размещены отдельно, в здании Генерального Штаба: Моне, Ренуар, Мане, Дега, Писсарро, Сислей, Сезан, Гоген, Матисс, Пикассо, Кандинский.

Надеемся, что этот небольшой обзор достопримечательностей Эрмитажа заинтересовал вас. И вам захочется еще лучше изучить его экспонаты и увидеть их своими глазами, не однократно посетив это уникальное место в Санкт-Петербурге…

Ведь недаром, Дмитрий Сергеевич Лихачев сравнивал нашу Землю с несущимся в пространстве Эрмитажем. Этим он хотел сказать, как в Эрмитаже все экспонаты достойны нашего внимания и восхищения, так и на Земле нет не интересных мест, а есть просто не интересующиеся люди.

Режим работы Эрмитажа в 2021 году

Музей открыт для посетителей, но с многочисленными ограничениями:

Сеансы начинаются каждые полчаса. По средам, пятницам и субботам с 11:00 до 18:00. По вторникам, четвергам и воскресеньям с 11:00 до 17:00 (указано время начала сеансов). Рекомендуется прибывать ко входу за 15 минут до начала.
Максимальное время пребывания 2 часа. Сразу весь музей посмотреть не получится. Можно двигаться только по трём разработанным маршрутам: два непосредственно по Эрмитажу, третий — по выставочным залам в здании Главного штаба где находится коллекция импрессионистов и постимпрессионистов.

Маршрут №1 (вход в сторону Иорданской лестницы)
Этот маршрут наиболее близок к традиционному, по которому ведут большинство туристов. Его можно рекомендовать тем кто первый раз в Эрмитаже. Начинается он с роскошной Иорданской лестницы и череды Парадных залов. Посетители смогут увидеть главные сокровища Эрмитажа — коллекции западноевропейского искусства. Схема →

Маршрут №2 (вход в сторону Церковной лестницы)
Этот маршрут больше подойдет тем, кто уже был в Эрмитаже. Он начинается с не менее роскошных залов, которые зачастую пропускают туристы: Личная гостиная Марии Александровны, Будуар Марии Александровны и Малая столовая Николая II (в которой происходили драматические события 1917 года). Схема →

Маршрут по Главному Штабу — коллекция импрессионистов и постимпрессионистов.

Для большинства посетителей, конечно, будут интересны маршруты №1 и №2. Первый вариант раскупают наиболее быстро. Если Вам достался билет только на второй маршрут — не расстраивайтесь. Просто парадные залы будут в конце этого маршрута

Постарайтесь побыстрее пройти первую часть, чтобы больше времени уделить наиболее ценным экспонатам.

Обратите внимание, что двигаться можно только в одну сторону (за этим следят охранники). Местами маршрут «раздваивается»

Залы где есть возможность выбора выделены на схеме прямоугольниками с жирной чёрной обводкой. Из-за этого за один визит можно посмотреть только часть шедевров. Например, во втором маршруте можно увидеть либо произведения Леонардо да Винчи, либо Тициана
Билеты раскупают быстро. Если Вы хотите гарантированно посетить Эрмитаж, рекомендуем покупать билеты заранее

Временно отменены бесплатные билеты для школьников, студентов и пенсионеров
Билеты продаются только на официальном сайте tickets.hermitagemuseum.org. Продажа билетов в кассах временно приостановлена.
Во время визита необходимо носить маску, соблюдать дистанцию 1,5 метра

Как получить бесплатный билет в Эрмитаж?

Выше сказано, как получить бесплатный билет в Эрмитаж в специально отведенные дни, как то день рождения Эрмитажа, день музеев, каждый третий четверг месяца. Но существуют еще и определенные категории лиц, имеющих право на бесплатный проход в любой день. Место получение бесплатных билетов зависит от категории конкретного льготника.

Дети до 7 лет

Дети до 7 лет любого гражданства имеют право посетить Эрмитаж бесплатно в сопровождении взрослого, который приобрел билет. Необходимо иметь при себе документ, подтверждающий возраст ребенка. Бесплатный билет для ребенка получают в кассе Эрмитажа непосредственно перед сеансом.

Герои Советского Союза, Герои РФ и Полные кавалеры ордена Славы

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и Полные кавалеры ордена Славы получают бесплатный входной билет в кассе Эрмитажа после предъявления документа, подтверждающего право на льготу.

Ветераны ВОВ

Ветераны Великой Отечественной войны могут получить бесплатные билеты на сеансы со вторника по воскресенье: 12.00, 12.30, 13.00, 15.00. В среду и субботу дополнительный сеанс в 16.00. Количество билетов ограничено. Вход в музей осуществляется через Малый Эрмитаж (Шуваловский проезд, Миллионная, 37/Дворцовая наб., 36). Билеты можно получить перед началом сеанса у старшего администратора входной зоны Малого Эрмитажа по представлению соответствующего удостоверения.

Интересные факты

За свою долгую историю Государственный Эрмитаж оброс большим количеством легенд и мифов. Общая площадь музея сегодня составляет 233 тыс. кв. м, в нем более 1000 комнат, 117 лестниц. В Эрмитаже, кроме сотен сотрудников, официально работают 50 котов, их задача – ловить мышей, которые могут повредить произведения искусств. Среди уникальных шедевров музея есть Колыванская ваза из яшмы, вес которой составляет 19 тонн. Для того чтобы внести ее в зал, пришлось разбирать стену музея. Если на осмотр каждого экспоната музея потратить всего 1 минут, то для охвата всех коллекций придется потратить около 11 лет. О музее ходит немало легенд, говорят, что периодически по ночам в окнах музея видны женские силуэты, а в недрах дворцов есть несколько кладов. Во время Второй мировой войны в подвалах Эрмитажа были открыты 12 бомбоубежищ, которые спасли немало жизней ленинградцев.

Эрмитаж в России и за ее пределами

С XXI в. музей открывает представительства в прочих городах страны и даже мира. В 2000 г. в Лондоне состоялось открытие «Эрмитажных комнат», а в следующем году — уже в Лас-Вегасе. К сожалению, в 2007-2008 г. они были закрыты.

В 2004 г. на реке Амстел в Нидерландах был открыт «Эрмитаж Амстердам». В результате последующих реконструкций небольшая музейная пристройка расширила свою площадь до 4 тыс.кв.м., а с 2009 г. музей открыт для всех желающих.

В России первый выставочный центр музея был открыт в Казани в 2005 г. Его приурочили к празднованию 1000-летия города. «Эрмитаж-Казань» находится в бывшем юнкерском училище и занимает общую площадь около 1 тыс.кв.м.

В 2010 г. в бывшем художественном музее Выборга произошло открытие Центра «Эрмитаж-Выборг». Каждый год здесь проводят 2-3 выставки, в которых представлены произведения Государственного Эрмитажа. Первая выставка была посвящена основательнице знаменитого российского музея — Екатерине Великой.

Выставочный комплекс

Музейный комплекс состоит из шести зданий, которые связаны между собой: Зимнего дворца и его запасного дома, Малого и Большого Эрмитажа, Нового Эрмитажа, а также Эрмитажного центра.

Важно! Где находится Эрмитаж? Музей мирового значения занимает место в самом сердце Северной столицы России – на Дворцовой площади, музей числится под номером – д. 2

От него неподалеку располагаются выходы станций метро «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Выставочный комплекс данного музея включает в себя внушительное количество различных экспонатов. Трудно назвать их точное количество, но оно уже перешагнуло за три миллиона. Если отводить по одной минуте на просмотр каждого экспоната, то на это придётся потратить целых 11 лет своей жизни. Площадь выставочного комплекса составляет более пятидесяти тысяч квадратных метров.

Перечислить все экспонаты выставочного комплекса практически невозможно, однако можно перечислить основные достопримечательности музея.

Зал Диониса

Посетителей данного зала сразу окутывает атмосфера древней галереи. Мощные столбы, пол из полихромной мозаики, потолок в стиле кессонированного перекрытия – всё это впечатляет и придаёт помещению удивительное изящество. В этом зале можно увидеть старинные мраморные античные статуи, которые прекрасно вписываются в дизайн помещения, стены его облицованы красным мрамором. Композиции, витрины, шкафы, кресла и даже диваны для посетителей имеют характерный «неогреческий» стиль, эскизы которого разрабатывал сам Лео фон Кленце.

Двадцатиколонный зал

Помещение зала разделено двумя рядами старинных колонн, что придаёт ему вид античного храма. В своё время помещение было создано для коллекции грекоэтрусских ваз. На сегодняшний день рядом с рядами шикарных колонн можно увидеть различные изделия из метала и стекла, драгоценные геммы, а также античные вазы.

Двадцатиколонный зал

Античная живопись

Этой древней живописи отведена отдельная галерея, которая располагается в здании Нового Эрмитажа. На стенах выставки вывешены 86 старинных картин, написанных техникой энкаустики (восковыми красками на медных досках). На картинах показаны различные аспекты античной истории, включая происхождение живописи в те времена, а также рассказы об открытии новых техник живописи.

Анфилада

Эта выставка берёт своё начало ещё от современного зала Итальянской майолики, проходит через Рыцарский зал и заканчивается в Двенадцатиколонном. Она включает в себя экспонаты камнерезного искусства, а также нумизматики.

Лоджии Рафаэля

Данное помещение находится в здании Нового Эрмитажа. Его залы просто восхитительны. Здесь идеально всё – шикарные паркеты, старинные столы с золотыми вкраплениями, камины, большие лазуритовые вазы, бронзовые канделябры. Всё это является настоящим проявлением искусства.

Лоджии Рафаэля.

История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.

В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.

В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.

К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию  знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова продолжались до 1840 года.

До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.

После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.

Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.

Факты и характеристики Эрмитажа в цифрах

Факт #1. Длина музейного комплекса вдоль реки Нева – 210 метров.

Факт #2. Ширина — 175 метров.

Факт #3. Высота — 22 метра.

Факт #4. Общая площадь Эрмитажа 233 345 квадратных метров.

Факт #5. Количество экспонатов – более трех миллионов.

Факт #6. В Эрмитаже более 365 залов, 117 различных лестниц, 1057 комнат, 1945 окон.

Факт #7. В музее более 60 000 картин.

Факт #8. Протяженность экскурсионных маршрутов в Эрмитаже составляет 22 км.

Факт #9. Чтобы посмотреть на все экспонаты, останавливаясь у каждого на минуту, потребуется 11 лет.

Факт #10. Чтобы изучить все экспонаты, не хватит жизни.

Факт #11. В Эрмитаже три этажа, не считая подвалы.

Факт #12. В 2019 году Эрмитажу исполнилось 255 лет.

Экспонаты в Эрмитаже

Территория Главного комплекса огромна, поэтому рекомендуется взять бесплатную цветную карту музея у входа, в которой вы найдете информацию о самых популярных произведениях искусства и комнат.

На сайте музея также есть виртуальная экскурсия, вы можете увидеть комнаты одну за другой в своем виртуальном туре.

Существует также планировщик маршрутов через музей, если вы хотите сделать свой собственный маршрут, хотя он может быть немного сложным в использовании.

Эрмитаж имеет три этажа для прогулок. Чтобы не заблудится, в комнатах всегда есть сотрудники, которые помогут вам найти дорогу.

Первый этаж

На первом этаже расположены выставки первобытного искусства, находок, сделанных на территории древней Руси, восточного искусства и культуры, египетских и классических древностей.

Есть также Галерея сокровищ (Золотая кладовая и Бриллиантовая кладовая), которую можно посетить только с экскурсией.

Второй этаж

Большинство экскурсий с гидом начинаются в вестибюле Зимнего дворца, через который на второй этаж можно попасть по главной лестнице дворца (ослепительное творение 18 века из мрамора, гранита и золота).

Одна из первых комнат, проходящих через второй этаж — Малахитовая комната, где выставлены личные вещи императорской семьи.

На этом этаже находится Рыцарский зал, и здесь можно увидеть различные доспехи. Также здесь расположено много комнат, которые поддерживаются в том состоянии, когда императорская семья жила в Зимнем дворце.

Павильонный зал, расположенный также на втором этаже, известен своими чудесными павлиньими часами.

Помимо эффектных номеров на этом этаже вы найдете большое количество произведений русского и европейского искусства. Среди произведений итальянского искусства XVIII века — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (комната 214), скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик или сидящий на корточках ребенок» (комната 230), две работы Рафаэля, восемь Тициано и работы Тинторетто, Липпи, Караваджо и Каналетто.

В Эрмитаже также хранится великолепная коллекция испанского искусства, включающая работы Эль Греко, Веласкеса, Мурильо и Гойи. Существует также впечатляющая коллекция фламандского и голландского искусства с работами Ван Дейка, включая портреты, сделанные в Англии в качестве камерного художника Карла I, более 40 картин Рубенса (комната 247) и столь же впечатляющее количество картин Рембрандта (комната 254). Здесь же находится необыкновенная коллекция картин французских и британских художников.

Третий этаж

На этом этаже вы найдете коллекцию азиатского и ближневосточного искусства музея, а также комнаты с медалями и монетами.

Что представляет собой музейный комплекс

Стоящий в одном ряду с Лувром, Британским музеем и Метрополитеном, Эрмитаж входит в топ-10 самых посещаемых культурных центров. Это настоящее научно-исследовательское учреждение, возглавляемое д.и.н., профессором М. Б. Пиотровским. Музейный комплекс состоит из следующих пяти соединенных между собой зданий:

  1. Зимний дворец. Архитектором императорской резиденции являлся знаменитый итальянец Б. Растрелли. Начал возводиться дворец при Елизавете Петровне, но окончательно был достроен при Петре III (1762 г.).
  2. Малый Эрмитаж. Где находится вход в это здание? Всем гостям Северной столицы следует знать: все корпуса соединены между собой, поэтому в музейный комплекс можно попасть через главный вход со стороны Дворцовой площади. Второй вход — со стороны ул. Миллионной, куда смотрит Южный павильон. Здание Малого Эрмитажа было построено чуть позже, при Екатерине II. Его возводили два архитектора: Ж. Б. Валлен-Деламот (Франция) и Ю. М. Фельтен (Российская империя).
  3. Большой Эрмитаж. Именно здесь хранилась художественная коллекция Екатерины Великой, о которой мы упоминали ранее. Проектировал здание, построенное в 1787 г., Ю. М. Фельтен.
  4. Эрмитажный театр. Здание было возведено архитектором из Италии Джакомо Кваренги. Екатерина II, заказчица театра, устраивала здесь маскарады и представления. В маленьком камерном помещении на 280 мест есть оркестровая яма, поэтому в настоящее время здесь проводятся не только драматические, но и музыкальные спектакли. Желающие попасть на представление проходят через вход Большого Эрмитажа (Дворцовая набережная, 34).
  5. Новый Эрмитаж. Его проектировал немецкий архитектор по заказу Николая I. Лео фон Кленце построил его в стиле классицизма для демонстрации личной коллекции российского императора.

Посетителям на заметку

Главная часть музейного комплекса находится на Дворцовой площади, от ст. м. «Адмиралтейская» – в северном направлении. Эрмитажный театр отделен от остальных зданий канавкой. Для посещения дворца Меншикова нужно пройти по мосту, мимо Кунсткамеры и по Университетской набережной. Чтобы попасть в музей фарфора, нужно выйти на ст. м. «Ломоносовская».

Можно быстро «пробежаться» всему музейному комплексу. Цена такой экскурсии – примерно 600 руб., а отдельного здания – 300 руб. (стоимость может меняться). Бесплатное посещение – для детей, студентов и пенсионеров. Чтобы избежать долгих очередей, можно купить билеты в интернете. Для детей в комплексе приготовлены спец-квесты, изостудия, тематические кружки. Для школьников – виртуальные экскурсии.

В комплексе установлены справочные терминалы, цифровые путеводители, электронные коллекции. На территории музея нельзя курить, есть, проносить габаритные сумки, жидкости, брать с собой животных. Запрещается ходить в верхней одежде. Для фото- и видеосъемок покупается отдельный билет.

Теперь посетить музейный комплекс можно и через интернет. Однако это не сравнится с «живыми» экскурсиями, когда экспонаты находятся прямо перед глазами. Благодаря электронным книгам и аудиогидам можно составлять собственные маршруты.

Следующая запись Самые экстремальные смотровые площадки мира – жуть и мрак!!!

Город, где находится Эрмитаж

В Санкт-Петербурге располагался Зимний дворец, к которому по приказу Екатерины Великой был сделан пристрой. Именно его называли Эрмитажем («место уединения» в переводе с французского ermitage). Здесь давались званые обеды, собирались приближенные императрицы, чтобы обсудить новости искусства и политики. Для близкого окружения действовали особые правила, согласно которым перед входом в помещение люди должны были забывать свои чины и звания, не горячиться во время споров и т. д.

Именно в здании Эрмитажа хранились картины и скульптуры из частной коллекции императрицы, а также книги, монеты, гравюры и медали. Коллекция начала формироваться с покупки полотен нидерландских мастеров из собрания И. Э. Гоцковского, известного коммерсанта. Она пополнялась работами Тициана, Рафаэля и Рубенса, а также уникальной скульптурой работы Микеланджело под названием «Скорчившийся мальчик». Датой основания музея стал считаться 1764 год.

Наследники императрицы продолжили формирование коллекции, которая стала доступна для зрителей в 1852-м. Тогда музей назывался Императорским Эрмитажем.

Что посмотреть в Эрмитаже?

Конечно, Зимний дворец, его беломраморную лестницу (на фото вверху) и парадные залы, ведущие к Тронному, портреты храбрых генералов, воевавших с Наполеоном в Галерее 1812 года (на фото внизу).

Тронные залы, Георгиевский (Большой) и Петровский (Малый, на фото внизу). Здесь императоры устраивали официальные церемонии и приёмы.

Картинную галерею, в которой представлены все европейские школы и времена от позднего Средневековья до 20 века. В Эрмитаже есть картины да Винчи, Рафаэля, Тициана, Эль Греко, Рембрандта, Рубенса и многих других знаменитых мастеров.

Особняком стоит коллекция французов «От Моне до Пикассо». Ее собирали не цари, а московские промышленники Щукин и Морозов. И только в 1930-е эти частные собрания были поделены между Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина в Москве и таким образом спасены от продажи или уничтожения в непростые сталинские годы.

Картины Эдуарда Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и Пикассо – настоящая гордость Эрмитажа. Увидеть их в здании Главного Штаба, напротив Зимнего дворца.

Экскурсию «по импрессионистам» можно заказать по объявлению ниже:

Есть еще одна выставка с работами тех же мастеров, привезенными Советской армией из Германии в конце Великой Отечественной войны. Она находится на втором этаже Зимнего дворца в конце Министерского коридора и называется «Неведомые шедевры».

И, конечно же, Рыцарский зал. Там вы найдете мечи, щиты, доспехи, шлемы с плюмажами, арбалеты, пистолеты и аркебузы. Почти все 15-16 веков. Этот зал в самом дальнем от входа конце музея в здании Нового Эрмитажа.

Если вы хотите уйти с основного туристического маршрута, то спрятаться от толпы можно в залах Античного искусства на первом этаже Нового Эрмитажа. Там безмолвно стоят мраморные статуи греческих богов и римских императоров, расписная керамика хранит аромат древних вин, масел и духов.

Или в залах Первобытной культуры на первом этаже Зимнего дворца. Вы знаете, что такое Пазырык и Аржан? Это названия древних курганов, в которых нашли чудесные вещи. Побывав здесь, вы сможете блеснуть редкими познаниями перед друзьями. Вас поразит мумия татуированного вождя и самый большой в мире войлочный ковер 1 тысячелетия до н. э., на котором усатый «джигит» (вождь племени) предстает перед великой древней богиней. Любителей Востока ждет третий этаж Зимнего дворца – залы Китая, Японии, Индии, Ирана. Древний Египет с саркофагами и причудливыми фигурами богов рядом с кафе на 1 этаже Зимнего дворца.

Если вас интересует золото из гробниц и личные украшения Романовых, вам в Золотую кладовую и Бриллиантовую кладовую Галереи драгоценностей. Специальные билеты можно купить в кассе, там же расписание экскурсий.

В Зимнем дворце жили все русские правители от Екатерины II до Николая II. Но не все знают, что есть в Эрмитаже необычная экспозиция «Зимний Дворец Петра Первого». Она находится в здании Эрмитажного театра (вход с Невы, Дворцовая набережная, д. 32), кассы там же. Оказывается, сохранились погреба петровского дворца, фрагменты стен, часть двора, воссозданы петровские личные покои – Токарня, Кабинет и Столовая. Для создания выставки использовались подлинные личные вещи Петра. В одной из комнат стоит знаменитая Восковая персона работы Растрелли-старшего, передающая истинный облик Петра Первого.

Как все эти залы найти в Эрмитаже? Наша рекомендация: сразу у входа, перед кассами, расположены стойки с буклетами, на которых изображены подробно планы. Кроме того, можно спросить у музейных работников.

История

Екатерина Великая стала основательницей величайшего мирового собрания. По ее велению к зданию Зимнего дворца сделали пристройку – Эрмитаж. В его стенах устраивали званые обеды, обсуждали политические новости и последние веяния в искусстве. Личное собрание императрицы, возникшее в 1764 году, послужило толчком для формирования грандиозной коллекции.

Началом собрания стали полотна нидерландских живописцев, картины были приобретены у И.  Э. Гоцковского – крупного берлинского  коммерсанта

Эмиссары императрицы занимались скупкой произведений искусства и порой выкупали целые собрания.

  • Павел I продолжал собирательство, выбор преимущественно пал на итальянскую живопись. Все экспонаты получали отметку «П», что позволило точно установить все предметы коллекции Эрмитажа к началу XIX века.
  • При Александре I собрание Эрмитажа разделили на части и к каждой приставили хранителя. Продолжился приток предметов искусства, большую часть составила английская и испанская живопись.
  • При Николае I коллекция пополнилась большим количеством картин с батальными сценами, прошла реконструкция всех зданий музея.

Происхождение названия «Эрмитаж»

Историческое название «Эрмитаж» музей получил благодаря основательнице – Екатерине Великой. В переводе с французского термин означает уголок для затворничества, уединения. Императрица позиционировала место собрания произведений искусства как интимный уголок для приближенных ко двору.

Первый Эрмитаж

Строительство первого Эрмитажа возглавил архитектор Юрий Фельтен. В 1766 году появилось двухэтажное здание. Второй корпус с парадными залами, оранжереей и гостиными возводили с 1767 по 1769 года. На уровне второго этажа южный и северный корпус связывала между собой перемычка – висячий сад. Сегодня данная часть музейного комплекса носит название старый Эрмитаж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector