Известные памятники мамаева кургана в волгограде

Скульптура «Родина-мать зовет!»

Общая высота скульптуры 52 метра. Это было сделано по настоянию Н. С. Хрущева (цель — сделать выше Статуи Свободы и обогнать Америку хоть в этом). В руках женщина держит не знамя, как планировали сначала, а стальной 33-метровый меч. В 1972 г. его заменили на такой же, но сделанный из специальной стали, которая лучше выдерживает нагрузку. Толщина бетона около 30 см. В общем, скульптурная композиция весит почти восемь тысяч тонн.

Статую еще не построили, а пессимисты уже пророчили ей скорое падение. Специалисты по проектированию особо работали над этим вопросом, придумав и реализовав сотни уникальных наработок, в том числе 99 металлических тросов, гасящих излишнее напряжение изнутри, специальные ниши для установки домкратов (в действие домкраты так ни разу и не приводили), внутри работает целая научная лаборатория по контролю всех параметров и многое-многое другое.

Что посмотреть на Мамаевом кургане

@vladislav_bitt

В состав мемориала входит несколько скульптур разного размера, самая известная из которых – «Родина-мать зовет». Чтобы подняться к мемориалу, нужно преодолеть лестницу с 200 ступеньками – по одной на каждый день осады города. 

  • К композиции-горельефу «Память поколений» возлагают венки в память о жертвах Сталинградской битвы. В гранитных тумбах за памятником хранятся капсулы, содержащие землю из разных городов России
  • Помимо памятников, в состав мемориала входит аллея с пирамидальными тополями, с которой открывается вид на все основные объекты Мамаева кургана. Деревья высажены на насыпь, под которой проходит железная дорога.
  • В центре площади Стоявших насмерть установлен памятник воину с автоматом и гранатой в руках. Хотя его образ и является собирательным, герой внешне похож на маршала Чуйкова.
  • Стены-руины, тянущиеся к площади Героев, имеют разную толщину проема: чем ближе к ней, тем уже (от 40 до 18 метров). Создатели считали, что это усилит психологический эффект. Левая стена покрыта надписями – клятвами, которые приносили жители городу. На правую нанесены изображения, показывающие события военных лет. Из колонок звучит голос Левитана, а также песни военных лет и выстрелы.
  • Площадь героев в центре украшает 25-метровый бассейн, символизирующий победу добра над злом и продолжение жизни, несмотря ни на что. В левой части посажены ели, а справа установлено шесть шестиметровых скульптур, посвященных человеческим подвигам.
  • Около Зала Воинской славы каждый день с 1968 года раз в час производится смена караула. Со здания спускаются знамена с вышитыми именами всех погибших во время битвы за Сталинград.
  • Главным элементом площади Скорби является скульптура «Скорбь матери», символизирующая горе, постигшее матерей, потерявших в войне своих сыновей. Рядом с ней находится захоронение маршала Чуйкова.
  • Самым же главным объектом всего мемориала является 52-метровый памятник «Родина-мать зовет». На сегодняшний день скульптура является самой высокой среди нерелигиозных во всем мире. Вместе с постаментом «рост» Матери составляет 87 метров. Только для одной фигуры использовали 5,5 тысяч тонн бетона и 2,4 тысячи тонн конструкций из металла.

Кроме всех вышеназванных объектов в состав комплекса входят: монументальный рельеф, воинское кладбище, дендропарк, танковая башня, фрагмент шасси танка, немецкий дзот и родник жизни.

Дом Павлова

Продолжая прогулку по военным местам города-героя, стоит упомянуть четырехэтажный дом возле площади Ленина, получивший свое название по фамилии сержанта Павлова.

До войны этот дом был в числе самых престижных в городе. Благодаря удобному местоположению, жильцы с легкостью могли дойти до берега Волги по вымощенной до самого порога дорожке.

Дом Павлова

Во времена Сталинградской битвы дом стал опорным пунктом советской армии. 58 дней осенью 1942 г. военные группы сержанта Павлова и лейтенанта Афанасьева держали оборону здания, спасая жизни мирных сталинградцев, укрывшихся в подвале дома. Примечательно, что за время боев потери с нашей стороны в доме Павлова были минимальны (всего 3 убитых), в то время как вражеских фашистов при обороне дома погибло больше, чем при взятии Парижа.

После войны дом Павлова восстановили одним из первых. Современное здание украшает стена-руина и мемориальная табличка.

Мемориальная табличка на доме Павлова

Происхождение названия

По поводу происхождения слова «Мамаев» существует несколько версий: связь с расположенной недалеко столицей Хазарского каганата или же этимология слова идёт от древнетибетского языка и означает «матерь мира»… Самая распространённая легенда гласит, что название «Мамаев» закрепилось за курганом ещё при Золотой Орде от имени беклярбека (то же самое, что князь) и темника (тот, кто командует десятью тысячами воинов) Мамая. Находилась на кургане застава монголо-татар, выполнял курган, по сути, функции неприступной крепости — на его вершине стояли дозоры, которые зорко наблюдали за появлением чужаков на горизонте. Место Мамай выбрал неспроста — отсюда легко было контролировать Волгу и переправу, а, значит, можно было предотвратить возможные набеги на территорию ханства. Сам Мамай якобы был захоронен в этом кургане в золотых доспехах и со всеми полагающимися ему почестями. Так это или не так подтвердить не вышло — в ходе проводившихся здесь раскопок его захоронение так и не было обнаружено. А потом история повернула так, что стало не до всех этих древностей.

Впрочем, некоторые экскурсоводы придерживаются совсем другого мнения по поводу возникновения названия, а ряд историков и вовсе подвергают сомнениям то, что беклярбек и темник Мамай имел к этому кургану хоть какое-то отношение. Некоторые исследователи предлагают искать разгадку буквально в этимологии слова. В Нижнем Поволжье исторически проживали люди разных национальностей, так в довоенные годы русские называли это место «бугром», что на языке волжских татар звучит как «Мамай». Конечно, «бугор бугристый» звучит несколько тавтологично, но мне эта версия видится наиболее достоверной, хотя другие варианты выглядят гораздо интереснее.

С осени 1942 до конца зимы 1943 года Мамаев курган и вовсе назывался «высота 102». Это название за курганом закрепилось во время битвы, а дальше… версии разнятся. Говорят, что слово «курган» первым применил один из военкоров

По другой версии это название возникло по аналогии с севастопольским Малаховым курганом — тактически важной высотой в Севастополе. Ещё одна версия гласит, что это название «закрепил» скульптор Евгений Вучетич, когда работал над проектом мемориального комплекса

Строительство мемориального комплекса на Мамаевом кургане.

Так или иначе, но сегодня Мамаев курган ассоциируется не с сарматами и татаро-монголами, а с историей Великой Отечественной войны в целом и Сталинградской битвой в частности. И именно об этом я продолжу рассказ.

Площадь стоявших насмерть

   Центральной фигурой на площади является скульптура полуобнаженного воина, вооруженного автоматом и гранатой. В основании скульптуры — лозунги Сталинградской битвы. Скульптура — символическое изображение всех тех, кто встал на защиту отечества от захватчиков. Автор добивается драматического эффекта, разместив фигуру воина перед главной скульптурой «Родины-матери».

   От площади «Стоявших насмерть» идет дорога на «Площадь героев». Соединяет площади лестница-коридор, по обеим сторонам которой расположен парный горельеф «Стены руины», символизирующий ужасы осажденного, сражающегося города.

Символ Победы

Строительство памятника-ансамбля завершилось с опозданием в шесть с лишним лет. 15 октября 1967 года состоялось его открытие, в котором участвовали руководители страны: первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный и министр обороны СССР маршал Советского Союза Андрей Гречко. Почетными гостями стали командующий 62-й армией генерал армии Василий Чуйков и другие военачальники, воевавшие в Сталинграде, а также множество ветеранов-сталинградцев. И с того времени по сей день волгоградский мемориальный комплекс остается одним из самых знаменитых и популярных в нашей стране: ежегодно его посещают порядка 2,6 миллиона человек.

Перед установкой меча на скульптуре «Родина-мать зовет!», 1965 год

В 2008 году волгоградский мемориальный комплекс всенародным голосованием вошел в число семи главных чудес России. И в этом нет ничего удивительного. Центральный элемент мемориала был признан самой высокой на тот момент статуей в мире, и скульптура «Родина-мать зовет!» еще в 1967 году попала в Книгу рекордов Гиннеса: 57 метров сама фигура, а с учетом воздетого меча — 85! Считается, что такие рекордные показатели были заданы «сверху»: требовалось, чтобы волгоградский монумент превзошел по высоте нью-йоркскую Статую Свободы. Мировое первенство скульптура сохраняла в течение 22 лет, а в России держит его и по сей день. Но дело даже не в этих рекордах, а в том, что волгоградская Родина-мать стала одним из главных символов Победы, узнаваемым везде и всеми.

Хотя в этой роли ее в скором времени может сменить другой всенародный памятник — Ржевский мемориал. Этот 25-метровый монумент, строительство которого ведется сейчас в Тверской области, должен стать памятником всем солдатам Великой Отечественной войны, не только тем, кто воевал на Ржевском выступе. Возводится он по инициативе Российского военно-исторического общества исключительно на средства, которые собирает вся страна, и в этом смысле стал такой же всероссийской стройкой, какой некогда было сооружение волгоградского памятника-ансамбля. Открытие Ржевского мемориала запланировано на 9 мая нынешнего года и должно стать одним из центральных событий в череде мероприятий, приуроченных к 75-й годовщине Победы.

Во время открытия памятника-ансамбля на Мамаевом кургане 15 октября 1967 года. В первом ряду: председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин (третий слева), скульптор Евгений Вучетич, первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, председатель президиума Верховного совета СССР Николай Подгорный и министр обороны СССР маршал Андрей Гречко (крайний справа)

Звездный час Евгения Вучетича

Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы.

Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган»

На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать.

Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!».

Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане

Стены-руины на Мамаевом кургане.

Направляясь к Площади Героев, посетители проходят между двумя стенами, которые называются «Стены-руины». Находясь между ними, можно ощутить неподдельный ужас того времени. Левая часть композиции представляет собой стену разрушенного здания, на которой начертаны клятвы советских воинов. На правой части стилизованный горельеф отображает фрагменты ожесточенных сражений за Сталинград. Гнетущее впечатление усиливает звуковое сопровождение в виде пулеметных очередей, обрывков сводок Совинформбюро, куплетов военных песен и рева истребителей, доносящихся из спрятанных динамиков.

Построить всей страной

Высота «Родины-матери» должна была составить тридцать шесть метров, но перед строителями поставили более амбициозную задачу: монумент обязан превзойти нью-йоркскую Статую Свободы, высота которой без учета пьедестала была 46 метров. Тогда рост советской статуи увеличили – причем до такой степени, что она не только обогнала заокеанскую «конкурентку», но и стала самой высокой в мире на ближайшие двадцать лет. Когда возведение монумента было завершено, его окончательные параметры выглядели следующим образом: высота над пьедесталом – 52 метра (а с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров), вес – более восьми тысяч тонн.

Новаторский подход к созданию памятника выражался в необычном выборе материала. «Родина-мать» полностью выполнена из железобетона, а подавляющее большинство скульптур в мире делали из камня или бронзы. Тем не менее предложение Е.В. Вучетича нашло личное одобрение Н.С. Хрущева, а ведь в период, когда многие города еще не были полностью восстановлены после войны, железобетон являлся самым недорогим и практичным материалом. Правда, не обошлось без трудностей: каждый новый слой бетона следовало класть, пока не застыл старый, чтобы швы между ними были прочными. По воспоминаниям участников стройки, машины с бетоном двигались почти непрерывно, и на подмогу вызвали полк гражданской обороны, в котором служили солдаты со всего СССР.

Установка монумента

Инженерными работами руководил архитектор Николай Васильевич Никитин, спроектировавший конструкции Останкинской башни и Главного здания Московского университета. Он принял решение никак не закреплять «Родину-мать» на земле и позволить ей держаться за счет собственного веса. Единственное сооружение, которое делает статую более устойчивой, – это металлические канаты внутри каркаса. Сейчас там установлены специальные датчики, показывающие актуальное состояние конструкции.

Любопытно, что во время возведения монумента забыли проверить на прочность одну «маленькую» деталь – меч статуи (а весит он, между прочим, 14 тонн!). Весной 1967 года, за полгода до официального открытия монумента, главный инженер «Волгоградгидростроя» по пути на работу случайно услышал разговор компании ребят. Мальчишки увлеченно спорили, почему меч «Родины-матери» так сильно раскачивается на ветру. Вскоре истинная причина выяснилась: мало того, что меч был обшит титановыми пластинами, так еще и расположили его без учета наблюдений за направлением ветра на возвышенности. К счастью, в короткие сроки оплошность исправили, проделав в мече несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Через пять лет после открытия монумента тяжелый титановый клинок заменили на стальной, и проблема была окончательно решена. Между тем меч является важнейшим элементом статуи. «Родина-мать зовет!» – часть скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Во всех монументах присутствует меч: его, выкованный на Урале, передает рабочий воину, его поднимает ввысь Родина-мать, зовущая на бой, и, наконец, его, опустив после победы, держит в руках солдат, спасший ребенка.

Плакат «Родина-мать зовет!». Художник Ираклий Тоидзе

Мамаев курган: история возникновения

Возможно, что он был курганом в древности, хотя в ходе эпизодических раскопок Нового времени ничего похожего не выявлено, как и не подтверждены слова Геродота о возведенном на нем царем Киром каменном военном укреплении. В XX веке раскопками заниматься было некогда. До Великой Отечественной войны большевикам было не до этого, хотя многие ученые и работали над вопросом о том, почему Мамаев курган так называется. До войны это место местные называли более прозаично – «бугор», что на наречии волжских татар звучит, как ни удивительно, «мамай». В период военных действий и обороны города курган называли «Высотой 102».

Сарматы, которые жили в этих местах почти тысячу лет до IV века, считали курган сакральным местом. То, что они проводили в этом месте свои тайные обряды, доказано историкам. Почему курган назвали Мамаевым, а не «курганом Кира», что было бы с исторической точки зрения более правильным? Ведь историки подтверждают факт нападения огромной армии персов во главе с Великим Киром в начале VI века нашей эры на поселившихся здесь скифов. Правда, скифы воевать «по правилам» не желали и между пирами и охотами вели партизанскую борьбу, сочетая ее с тактикой «выжженной земли». Кир поднимался на вершину кургана и даже, согласно Геродоту, построил на ней каменную крепость. Однако это ему не помогло, и от скифов он еле унес ноги.

На целое тысячелетие потух интерес кого-либо к этому месту. Возникла Золотая Орда, но эта точка на карте, а также сама история Мамаева кургана ее не интересовала. Пока в конце XIV века на вершине не появился великий Тамерлан. Он мстил Золотой Орде и хану Тохтамышу за набеги на свои земли. Неизвестно, действительно ли ему было видение, но после спуска с вершины он свернул этот поход и вернулся домой. Такое с Тамерланом случилось в первый и последний раз.

Зал воинской славы и списки погибших на Мамаевом Кургане.

Площадь Героев упирается в подпорную стену кургана, украшенную барельефами, тематикой которых является победа советского народа над фашизмом. Через вход, проделанный в стене, посетители попадают в Зал Воинской Славы, служащий храмом скорби по погибшим в жестокой битве защитникам города Сталинграда. В центре сооружения, выполненного в виде цилиндра, из пола поднимается мраморная рука, держащая вечно пылающий факел. Это символизирует помощь павших бойцов в борьбе за безоблачное будущее Родины. На стенах этого пантеона прикреплены обрамленные траурными лентами плиты, на которых начертаны фамилии солдат и офицеров, павших в боях за освобождение и оборону города. Скорбное чувство усиливает звук равномерно стучащего сердца и негромкое исполнение «Грез» Шумана. На выходе из зала и возле пылающего вечного огня, как дань потомков погибшим, стоит почетный караул, сменяющийся каждый час.

Старая мельница Гергардта

«Помнит» раны жестоких боев в Сталинграде и старая паровая мельница. Здание было построено в начале XX в. предпринимателем Гергардтом. Позже она стала носить имя К. Грудинина.

Паровая мельница функционировала вплоть до начала боевых действий, пока 14 сентября 1942 г. две фугасные бомбы не причинили ей значительные разрушения.

Мельница Гергардта

Во время войны мельница, расположенная в непосредственной близости от Волги, стала важным опорным пунктом. Владение зданием позволило советским солдатам контролировать большую территорию и отвоевать дом Павлова.

Сейчас мельница закрыта для туристов, рассмотреть ее можно только снаружи. Здание мельницы входит в экспозицию музея-панорамы «Сталинградская битва».

Что было далее

За многие месяцы обороны склоны холма были перепаханы минами, снарядами и бомбами. Каждый метр земли был усыпан пулями и обильно окроплен кровью как советских, так и немецких солдат. С середины сентября в этом направление наступление вели три пехотные дивизии немцем, которых с флангов поддерживали еще четыре, в том числе две танковые. Но главное – это постоянные налеты вражеской авиации. Весь день шла бомбежка. Наши истребители периодически прилетали из-за Волги. Был случай, что они сбили 6 фашистских бомбардировщиков, в том числе один тараном (лейтенант Н. П. Токарев), но это была капля в море. Командный пункт пришлось эвакуировать.

Оборона «высоты 102» в декабре 1942 – январе 1943 года

Продолжаем изучать историю Мамаева кургана. По состоянию на 1 декабря 1942 г. в измотанных постоянными боями дивизиях 62 армии в строю числилось от ста пятидесяти до трехсот бойцов, грубо говоря, вместо полнокровных дивизий многотысячного состава было от полутора до трех рот. И это с учетом постоянно прибывающих из-за Волги подкреплений. Справедливости ради надо сказать, что и у немцев в этом отношении дела обстояли не намного лучше. В начале января 1943 г. наконец-то сбылась мечта полковника Батюка, когда ночью сорок бойцов при поддержке пяти орудий в коротком, но кровавом гранатном бою захватили оба водонапорных бака и уже не отдали их контратаковавшим немцам. Однако, только основательно утвердившись на всей высоте, над нею 16 января подняли красный флаг, который был виден в бинокль даже из-за Волги. Двадцать шестого числа с КП передали, что видят наши танки, и в 11 час. 30 мин. на западном склоне дивизия Батюка браталась с передовыми частями наступавшей с юга 21-й армии.

Оборона «высоты 102» осенью 1942 г.

Но почему назвали Мамаев курган — курганом стойкости, мужества и отваги? Его удержание не дало возможность немцам выйти на набережные Волги, хотя обстрел переправ они вели и наши подкрепления не высаживались, а часто десантировались на набережные города. Ничто не могло помочь захватчикам преодолеть выдержку и храбрость защитников «Высоты 102». Ни артобстрелы и бомбежки, ни танковая поддержка, ни численный перевес в живой силе. Пока высоту не занял в результате фронтальной атаки полк 13-й гвардейской дивизии, ее оборонял сводный (из остатков частей 112-й дивизии и полка НКВД) отряд и положение дел на этой важнейшей точке было неясным.

На запросы о подкреплении генерал Чуйков отвечал всем одинаково: «Дать людей сейчас не могу. Но прибавить огня можно». И из-за Волги прилетали немногочисленные, но такие важные в этот момент «посылки от своих», в том числе и на запрос «вызываю огонь на себя». На северном и восточном склонах холма немцы хозяйничали недолго. Но надо отдать им должное, они сумели построить несколько ДЗОТов. На вершине оборудовали КП дивизионной артиллерии. В небольшом овражке около него журчал родничок – единственный источник воды (не считая достаточно близко протекающей Волги). Бойцы прозвали его «родником жизни» и не открывали по ночам огонь, когда противник набирал себе воду (немцы поступали аналогично).

В октябре удалось отбить западный склон холма, и даже продвинуться немного на юго-запад, но оборонявшие в это время «высоту 102» части 284-й дивизии полковника Н. Ф. Батюка, прозванного «огнеупорным», откатились назад. Они не выдержали сокрушающего контрудара фашистов и оставили западный склон и вершину с каменными кирпичными водонапорными баками (фактически мини-крепостями).

Метр за метром отвоевывали в ноябре бойцы Красной армии землю на «высоте 102» (на разных участках продвижение составило от 75 до 100 метров). Одновременно полковник Батюк поощрял снайперское движение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector