15 главных городов мурманской области

Общая информация о Мурманской области

Мурманская область находится на Северо-Западе России, за Северным полярным кругом, занимает Кольский полуостров и примыкающую территорию материка. Граничит с Норвегией, Карелией, Финляндией. Омывается Белым и Баренцевым морями. Площадь области составляет около 145 тыс. км.

Население Мурманской области, согласно последней переписи, более 750 тыс. человек, причем более 92% – городские жители. По этому показателю 51 регион по России занимает 4 место.

Административный центр – Мурманск с населением более 295 тыс. человек. Он является самым крупным среди городов, находящихся за полярным кругом. Помимо Мурманска, область включает в себя еще 16 крупных населенных пунктов, но с гораздо меньшей численностью населения.

Под знаком вахты

Утратил ли Мурманск собственную агентность?

В последние годы Мурманская область во многом существует под знаком вахты. Большинство мигрантов, приезжающих в город, устраиваются либо на добывающие предприятия, либо на недавно начатую колоссальную стройку верфи в Белокаменке. Для них Мурманск становится торговым центром на выходные и изредка  местом съема жилья. Понятно, что эти люди не планируют связывать судьбу с городом и мигрируют сразу после окончания вахтового контракта.

Впрочем, у стройки в Белокаменке существует и обратная сторона. Масштабное строительство, в том числе недвижимости, формирует утраченное чувство promise of infrastructure. У некоторых современных мурманчан возникает ощущение возвращения успешных десятилетий 1970–1980-х, когда город строился фактически на глазах. Несмотря на то что бум строительства тогда и сейчас обусловлен совершенно разными причинами, внешнее ощущение схожее, и некоторые жители действительно начинают верить в возможность счастливого будущего за Полярным кругом.

В отличие от транзитного ожидания подобное чувство счастливого будущего производит второй слой, открывающий потенциал для бесконечного производства смыслов внутри городского пространства. Интересно, что этот эффект носит исключительно временный характер и захватывает только часть населения, заставшую пик развития города в советский период, так как для молодежи новая стройка не резонирует со счастливыми воспоминаниями и сама по себе едва ли способна произвести promise of infrastructure, потому что обладает четкой датой завершения и неопределенностью будущего после того, как последний объект будет сдан.

Стройка когда-нибудь закончится. Это еще одна важная определенность, о которой не задумывается большинство мурманчан. Пока неясно, воплотятся ли в жизнь планы городской администрации о предоставлении постоянной работы временным мигрантам — строителям завода в Белокаменке. Вместе с окончанием проекта исчезнет и надежда, им формируемая. Кроме того, многие города области схлопываются и становятся вахтовыми поселками. Сложно сказать сейчас, не станет ли жизнь под знаком вахты новой нормой существования региона.

Предвоенное развитие

К 1933 году Мурманск стал ключевой базой военного флота СССР. Однако, помимо военной функции, он был важен также и как транспортный узел: именно через мурманский порт осуществлялось снабжение стройки Норильского комбината.

Планы по увеличению рыбодобычи в регионе также способствовали росту порта, а следом за ним рос и город с судоремонтными, рыбо-перерабатывающими и судостроительными предприятиями. На пике своего развития рыбный порт Мурманска поставлял в другие регионы до 200 000 тонн рыбы.

Первое кирпичное многоэтажное здание было построено в городе в 1927 году, а первый асфальтовый тротуар только в 1939-м. Однако уже к 1941 году население города достигало ста двадцати тысяч человек.

Улицы и новостройки

Мурманск – небольшой город площадьюв всего около 150 км2. Тем не менее, он делится на три административных района:

  • Первомайский
  • Ленинский
  • Октябрьский

Ленинский район начал застраиваться перед самым началом ВОВ – в 1939 году. В основном здесь находятся дома малоэтажной застройки, не выше пяти этажей. Современный район включает старый фонд жилья – «хрущевки» и разделен на две части рекой Рост и Семеновским озером.

Считается самым удобным по проживанию квартал, примыкающий к озеру, где летом купаются горожане, обустроена зона отдыха. Чистый воздух, тишина, отсутствие промышленных предприятий, развитая инфраструктура, хорошая транспортная доступность делают это место привлекательным для новоселов.

Нового жилья здесь строится крайне мало – преобладает «вторичка», порой в очень старых домах, которые давно отметили свое 50 – летие.

В Ленинском районе на продажу выставлено немного квартир. В основном, это старый жилой фонд. Однокомнатная квартира площадью стоит 2 300 000 рублей. Самые высокие цены на жилье, расположенное в районе проспекта Героев-Североморцев. Здесь вы не найдете квартиры дешевле трех миллионов.

В среднем, стоимость квадратного метра жилья в этом районе составляет 48 931 руб.

Самое дешевое жилье в квартале, прилегающем к реке Рост – однокомнатную квартиру можно приобрести за 1 550 000 рублей. Низкие цены объясняются плохими внутриквартальными дорогами, удаленностью от центра города и плохим транспортным сообщением.

В Октябрьском районе сосредоточены все административные здания, торговые и развлекательные учреждения. Здесь находится главный городской проспект – Ленина. Преобладают «сталинки» и 9- этажные жилые дома. Соответственно, цены на недвижимость здесь выше.

  • Однокомнатная – 1 983 778 руб.,

  • Двухкомнатная – 2 684 586 руб.,

  • Трехкомнатная – 3 517 264 руб., 

  • Четырех- и многокомнатная – 5 884 780 руб.,

Самые высокие цены в «сталинках» — самые престижные городские квартиры с высокими потолками и просторной планировкой. Мечта мурманчан, в отсутствие нового строительства.

Средние цены на квартиры в новостройках в Октябрьском районе составляют 57 526 руб./кв.м.

На окраине Октябрьского района много деревянных двухэтажных домов, где цены значительно ниже.

Самый новый, густонаселенный район и большой по площади – Первомайский, с центральным Кольским проспектом. Здесь можно увидеть разительные контрасты: новые дома и деревянные бараки в поселке Жилстрой. В последнем никто жилье не покупает: территория не только далека от благоустройства, здесь проживают социально неблагополучные горожане.

В среднем, стоимость квадратного метра жилья в новом жилье в этом районе составляет 48 931 руб.

В Первомайском районе находится спальный район из 9 – этажек, его называют «Долиной уюта» — по названию спортивного комплекса, который здесь расположен. Престижный и уютный район с развитой инфраструктурой – отсюда цены за квадратный метр: от 60 тысяч рублей.

Самый престижный микрорайон города — «Огни Мурманска» (название лучшей гостиницы города), где проживает местная элита, бизнесмены. На продажу квартиры здесь выставляются редко. Средняя цена квадратного метра в фешенебельном районе – 70 тысяч рублей.

Местные жители так ранжируют районы города, где лучше всего жить: Октябрьский, Первомайский, Ленинский.

Где остановиться в Мурманске

Часть интересных мест Мурманска расположена в отдаленном Ленинском районе (монумент-маяк, Семеновское озеро, «Алёша», океанариум). Тем не менее, нет ничего удобнее, чем жить вблизи вокзалов и центра города.

1. Отель «Три Барсука»

Адрес: ул. Самойловой, 1

Бюджетная мини-гостиница в 3 минутах ходьбы от проспекта Ленина, 7-8 минут — до площади Пяти Углов. Номера небольшие, но свежесть ремонта, чистота и уют это компенсируют. Есть общая кухня; Wi-Fi. Минус только в отсутствии «шведского стола» — завтрак по меню.

2. AZIMUT Отель Мурманск ****

Адрес: пр. Ленина, 82

18-этажное здание гостиницы «Арктика» — легенда и единственная высотка Мурманска. Самый престижный когда-то отель Заполярья передал эстафету сети AZIMUT. Теперь это полноценная по европейским меркам «четверка». Номера большие; есть все от кофеварки до матраца «премиум» сегмента. Из каждого номера — волшебная панорама города.

3. Гостиница Гларус ***

Адрес: ул. Комсомольская, 15

Мини-отель недалеко от набережной Мурманска. Шаговая доступность от ж/д, авто- и морвокзала. Свежий ремонт; качественная мебель, кровати, матрацы. Номера с мансардной крышей в стиле альпийского «шале». Есть сауна, ресторан, бар; парковка и Wi-Fi. По утрам завтраки (+ доступ к мини-кухне в любое время).

В одной из групп в соцсетях обсуждают вопрос: умирает Мурманск или нет? Да, убывающее население, остановленные предприятия, отсутствие новостроек как будто бы за то, что город деградирует. Однако цены на жилье (три, четыре и даже пять миллионов за однушку) твердят, что не тут-то было. В общем, чтобы ответить на этот вопрос, наверно стоит побывать там самостоятельно. И стать или поклонником природы Кольского полуострова, или больше туда не возвращаться.

Октябрьская революция, гражданская война и интервенция

Осенью 1917 году после Октябрьской революции в Петрограде. 27 октября при Мурманском совете был создан Ревком, который возглавил большевик А. Сковородин. В следующие недели сложилось лояльное к большевистскому правительству единство действий Главнамура (Главного начальника Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов) К. Ф. Кетлинского, Мурманского Ревкома, Совета, Центромура и Мурманского Совжелдора. Однако 9 января по приказу наркома по морским делам П. Е. Дыбенко Кетлинский был арестован Центромуром. А 28 января 1918 года по дороге из Центромура в штаб Кетлинский был убит.

Одним из идеологов и организаторов будущего антибольшевистского переворота в Мурманске в тесном сотрудничестве с представителями Антанты стал вернувшийся из Петрограда сразу после убийства Кетлинского начальник штаба Главнамура старший лейтенант Георгий Веселаго. 30 января 1918 года состоялась его встреча в Мурманске с английским консулом Т.Х. Холлом и командующим британской эскадрой контр-адмиралом Т.У. Кемпом. В начале февраля на основе предложений Веселаго вместо Главнамура была учреждена Народная коллегия Мурманского района. В конце февраля контр-адмирал Кемп обратился к британскому правительству с просьбой направить на Мурман 6 тысяч военнослужащих для защиты порта от возможной угрозы атак из Финляндии.

2 марта 1918 года в Мурманске на совместном заседании представителей Совдепа, Центромура, Мурманского Совжелдора и союзных миссий было выработано так называемое «словесное, но дословно запротоколированное соглашение о совместных действиях англичан, французов и русских по обороне Мурманского края». Для командования вооружёнными силами района был учреждён союзный военный совет в составе представителей Англии, Франции и России, начальником штаба которого стал Н.И. Звегинцев. 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир, обеспечивший выход РСФСР из Первой мировой войны. 6 марта 1918 года с линейного корабля «Глори» высадился отряд английских морских пехотинцев с орудиями, это стало началом интервенции. На следующий день на рейде появился английский крейсер «Кокрен», 18 марта — французский крейсер «Адмирал Об», 27 мая — американский крейсер «Олимпия».

Мурманск — транзитное пространство

В интервью с мурманчанами звучит рефрен: пребывание в Мурманске — временное, это перевалочный пункт перед настоящей жизнью. Горожане не воспринимают собственную жизнь в моменте  темпоральность повседневности направлена в будущее, которое еще не наступило.

Город превращается в терминал аэропорта. Неуютные кресла, дорогая еда, скрип чемоданов, механический голос, приглашающий на посадку. Пространство, с которым невозможно чувство солидарности, существование в котором обусловлено лишь необходимостью перемещения в лучшее место. Аэропорты — «не-места», исключенные из повседневной оптики, унифицированные, стремящиеся казаться максимально незаметными и удобными. Единственная функция данного пространства — сделать кресла достаточно уютными, а кофе приемлемо дорогим.

Каждый крупный аэропорт встречает путешественника плакатом «Чувствуйте себя как дома!». В реальности это значит — не замечайте вашего пребывания здесь, но не задерживайтесь надолго. Антрополог Кейтлин Де Сильвей, исследуя больницы как пример транзитного пространства, обнаруживает, что палаты специально красят в отталкивающие цвета, чтобы у больных не складывалось ощущения «дома». Подобные инфраструктурные приемы настраивают пациентов на временность пребывания в госпитале, тем самым косвенно стимулируя выздоровление.

Мурманск не строился в качестве транзитного пространства — напротив, он создавался как монументальный город, предполагающий долгосрочное пребывание приезжих, которые однажды смогут назвать Мурманск домом.

Изменения, произошедшие в 1990-х, привели к формированию культуры престижной миграции. Теперь нормальным считается уехать, а не остаться. Долгосрочное пребывание в городе становится маркером неудачи — социальной стигмой. Детей начиная со школьной скамьи убеждают в том, что если сделать всё правильно, то вместо жизни на Севере получится мигрировать в Москву, Санкт-Петербург, Скандинавию. Человек, который не смог мигрировать после школы, университета или по работе, считается неудачником, в лучшем случае ему просто не повезло. На уровне повседневных разговоров встречаются фразы «А почему ты еще здесь?», «Соскочить не удалось?» Практически каждый третий билборд рекламирует недвижимость в Санкт-Петербурге или Москве.

Идеальный советский город

Мурманск является гипертрофированным регионом Крайнего Севера. Город построен по классической советской логике: практически полное игнорирование условий окружающей среды, использование типового жилья, стандартных инфраструктур.

В каком-то смысле Мурманск — идеальный советский город в вакууме. Построенный так, как если бы Арктики вокруг не существовало.

На сопках стоят девятиэтажные дома, которые зимой отапливают улицу, потому что продуваются всеми ветрами и батареям приходится работать на пределе, чтобы поддерживать приемлемую температуру внутри.

Вместо набережной — порт, основной задачей которого является реализация потребностей рыболовецкого промысла. Неподалеку от порта существует «угольная гора», от которой город защищают исключительно декоративные ограждения.

Как это работает

Единая цифровая платформа помогает работать региональному правительству: собирать и анализировать информацию, взаимодействовать с жителями и бизнесом, привлекать инвесторов и туристов.

Принятие решений. Платформа автоматически собирает и анализирует данные — вся информация попадает на дашборды. Губернаторы и руководители региональных ведомств принимают решения на основе готовой статистики. Они видят, как работают те или иные структуры, как выполняют их поручения, могут контролировать работу подразделений или отдельных сотрудников муниципалитетов.

Контроль работы. На платформе есть функция автоматизированного контроля. Губернатор или руководитель ведомства может в реальном времени отслеживать статус работы над задачей.

На платформе удобно ставить задачи и отслеживать их исполнение

Если нужно, можно добавить подзадачу, документы и комментарии. Платформа собирает всю информацию на дашборде: какие подразделения отстают, кто не прошел контроль, кто пропустил сроки.

Обратная связь. Администрация быстро получает информацию о городских проблемах. Проблемы привязаны к местности, — можно быстро распределить задачи тем ведомствам, которые должны ей заниматься. Работу контролируют губернатор, руководители ведомств и сами жители.

ЦУР помогает отрабатывать инциденты по сообщениям СМИ и местных жителей

«Для повышения качества управления важно создать единую точку сбора данных, чтобы понимать причины и тенденции возникновения проблем, о которых сообщают жители. Раньше данные приходилось собирать вручную, а сейчас мы не только видим сигнал о проблеме, но и можем быстро принять взвешенное решение

ЦУР помогла объединить разные ведомственные системы. Мы уже видим усиление планирования и контроля, вовлеченность министерств и ведомств в решение стратегических задач. Быстрее отрабатываем поручения по операционным вопросам управления регионом», — рассказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис на семинаре для руководителей цифровой трансформации регионов.

Когда проектировали систему, аналитики общались с органами власти, чтобы разобраться в текущих данных. Информационную систему интегрировали по API или выгружали собранные данные вручную. Скорость внедрения платформы зависит от уровня цифровизации каждой отдельной отрасли. Сбор информации, проектирование и запуск системы в Мурманской области заняли около полугода. Систему проектируют не в вакууме, ее нужно органично включать в федеральные и ведомственные системы, чтобы платформа с ними не конфликтовала.

«Важно использовать цифровую инфраструктуру, которая уже есть в каждом городе. Использовать объем информации, поступающей от уже существующих в городе систем

Мы понимаем, как интегрировать процессы и накопленные данные в ЦУР. Знаем, как их анализировать и защищать на общих серверах», — подчеркивает советник генерального директора АО «Русатом Инфраструктурные решения» Максим Чаховский.

Северное сияние в Мурманске

В полярную ночь людей радует северное сияние – оно может длиться от нескольких часов до нескольких суток, причудливо переливаясь разным цветом. Чтобы увидеть «танец огней» нужна ясная морозная погода. Кстати, в городе сияние видно не так отчетливо, как за его пределами. Знатоки едут за десятки километров от города, в село Териберку.

Сюда приезжают не только местные, специально из других городов России спешат в это таинственное село люди, чтобы увидеть незабываемое природное явление, сфотографировать сияние цвета. Путь неблизкий – от Москвы до Тиреберки 2000 километров.

Северное сияние можно наблюдать в период с 21 сентября по 21 марта (ориентир по равноденствию), с 21 часа до полуночи. Можно точно узнать дни северного сияния на сайтах для любителей астрономии и спланировать свой приезд «за экзотикой».

Полярный день на 20 суток длиннее – длится с 22 мая по 22 июля. На протяжении двух месяцев солнце не уходит за горизонт. Не думайте, что это – манна небесная. Новоиспеченные жители Мурманска не могут уснуть. По свидетельству медиков, организм ослабевает, растет напряжение, чувство тревоги, усталости, развивается депрессия. С этим можно бороться весьма успешно:

  • Плотные, не пропускающие свет шторы в спальне
  • Режим дня в соответствии с биоритмами
  • Самый верный способ – отъезд в отпуск далеко от севера.

Транспорт и дороги

В Мурманской области более 2500 автодорог общего пользования, из них около 96% — автодороги с твердым покрытием. До 73% сельских населенных пунктов ведут дороги с твердым покрытием. Всего в Мурманской области на каждую тысячу квадратных километров приходится 17 километров дорог с твердым покрытием. Главная транспортная магистраль – Р 21 «Кола», которая идет от Санкт-Петербурга до норвежской границы.

Общая протяженность железнодорожный путей – 870 километров. Однако железнодорожная сеть в целом развита довольно слабо, большая часть приходится на ветку Октябрьской железной дороги, которая соединяет Мурманск и Санкт-Петербург.

Есть три аэропорта: Хибины, Мурманск, Ловозеро. Последний осуществляет внутренние рейсы вертолетами Ми-8.

Административное устройство

Мурманская область состоит из следующих административно-территориальных единиц: шесть районов, 6 городов областного значения и пять закрытых образований (закрытые из-за военных баз). Муниципальных районов – пять.

Таблица. Список районов Мурманской области

Район

Административный центр

Площадь кв.км

Количество жителей

Плотность населения чел/кв.км

Кандалакшский

Кандалакша

14410

45200

3

Кольский

Кола

28320

41500

1,8

Ловозерский

Ловозеро

53000

11000

0,23

Печенгский

Никель

8700

37000

4,2

Терский

Умба

19300

4300

0,28

Всего на территории муниципальных районов Мурманской области проживает около 140 тысяч человек, а большая часть населения региона проживает в городских округах. Список городских округов:

  • ЗАТО (Закрытое административно-территориальное образование) Александровск;
  • Город Апатиты (с подведомственной территорией);
  • ЗАТО поселок Видяево;
  • Город Кировск;
  • ЗАТО Заозерск;
  • Ковдорский район;
  • Город Мурманск;
  • Город Мончегорск;
  • Город Кировск;
  • Город Оленегорск;
  • ЗАТО Островной;
  • ЗАТО Североморск;
  • Город Полярные Зори.

Вид на порт Мурманска

Города Мурманской области

Мурманск (население — 302468 чел.) — это самый крупный в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Морской порт и рабочий поселок — вот два главных направления развития этого города, получившего свое имя в честь викингов-норманнов (мурманов).

Сейчас это морские ворота России на севере, благодаря незамерзающему порту и прямому выходу в океан (без транзита через чужие территориальные воды) обеспечивающие грузопоток между Россией и Западом. Во время Великой Отечественной войны сюда шли грузовые конвои союзников, обеспечивающие помощь нашей стране по ленд-лизу.

Сегодня основу экономики города составляет морской транспорт, судоремонт, рыболовство. Город имеет развитую инфраструктуру и довольно неплохую экологическую обстановку. Минус понятен: это суровый северный климат, предъявляющий высокие требования к духу его жителей.

Апатиты (население — 58681 чел.) — расположен неподалеку от горного массива Хибины. Это пятый по величине город России, расположенный за полярным кругом. Его история начинается с небольшого железнодорожного поселка Белый, основанного в 1916 году. А когда было открыто Хибинское месторождение апатито-нефелиновых руд, поселок стал интенсивно развиваться как центр науки и химической промышленности.

Именно здесь родился известный телеведущий Андрей Малахов (хотя некоторые пожелали бы, чтобы он там и оставался). Апатиты имеют хорошо развитую инфраструктуру, здесь даже есть свой аэропорт. Из минусов надо отметить тяжелую экологическую ситуацию, связанную с деятельностью Апатитской ТЭЦ и горно-обогатительных предприятий.

Североморск (население — 49873 чел.) — военно-морская база Северного флота России. Шестой по величине город, расположенный за Северным полярным кругом. Североморск вырос из небольшого поселка Ваенга, основанного в 1896 году (кстати, певица Елена Ваенга родилась именно в Североморске). В 1933 году здесь стали строить военно-морскую базу, а в 1951 город получил название Североморск. Вся экономика этого небольшого города работает на флот.

Туристам

Мурманская область достаточно популярна у туристов, которых в первую очередь привлекает природа Крайнего Севера. Популярность набирает этнотуризм и экологический туризм, пользуются популярностью горнолыжные курорты Хибины и Кировск, куда приезжают любители активного отдыха со всего Северо-Западного федерального округа.

Горнолыжный курорт

В Мурманской области много природных и рукотворных достопримечательностей. Вот список наиболее интересных и известных, которые стоит посетить:

  • Подводная лодка К-21 находится в Мурманске, является музеем;
  • Полярно-ботанический сад-институт в Кировске занимает площадь почти 1700 гектар. В нем сосредоточена коллекция уникальных растений, которые растут в крытых павильонах, оранжереях и на открытом воздухе;
  • Мурманский океанариум – интересное место, которое точно стоит посетить;
  • Териберка – этот поселок в последнее время стал очень популярным у туристов.
  • Это лишь небольшая часть достопримечательностей, есть еще много других интересных мест, таких как Ловозерские тундры, Кольская сверхглубокая скважина, ущелье «Железные ворота» и другие.

Добраться до Мурманской области можно по железной дороге, на самолете или на автомобиле. Наиболее удобный вид транспорта зависит от того, какой вид отдыха вы предпочитаете и что именно хотите посмотреть. Например, для обычного легкового автомобиля некоторые природные достопримечательности и интересные места будут недоступны. Узнать более подробную информацию можно на нашем сайте в описаниях достопримечательностей и интересных мест.

Если говорить о туристической инфраструктуре, то она достаточно хорошо развита, особенно это касается горнолыжных курортов и крупных населенных пунктов.

Видео:

https://youtube.com/watch?v=gttawoECXCk

Пример использования

Для региона. Цифровая платформа помогает найти узкие места и оперативно решать проблемы, работать с ними организационно — менять подходы в организации разных участников процесса. На основе данных создавать дорожные карты или планы повышения эффективности. Например, в феврале-марте 2021 года в Мурманской области выпало рекордное количество осадков. По сообщениям жителей, снег убирали в течение десяти дней, но в сильный снегопад это слишком долго. Нужно убирать снег за два дня, а еще лучше — в течение суток.

«У города свой план по уборке снега. Это отраслевая задача, которую мы видим через систему мониторинга, а жители могут жаловаться на сугробы с конкретных адресов. В этой ситуации необходимо стыковать плановую деятельность с оперативным реагированием», — говорит замглавы областного Минцифры Александра Никипелова.

Спецтехнику координировали с помощью системы мониторинга уборки территорий Мурманской области — это один из модулей платформы. Сегодня в мониторинге около 700 уборочных машин по всей территории региона. Система помогает оператору точно видеть местоположение техники, назначает задания по более 120 видам работ. Оператор имеет возможность координировать движение техники, в том числе опираясь на сигналы горожан с платформы «Наш Север» и в соцсетях, поступающие в Центр управления регионом.

Для жителей. Во-первых, город быстрее реагирует на сообщение жителей. «Синхронизированная работа служб и ведомств, в том числе над проблемами жителей, важна для каждого региона», — считает Максим Чаховский. Так, сообщения жителей по вопросам отопления автоматически попадают в Интеллектуальную систему ЖКХ, по уборке снега — в Систему мониторинга уборки территории на отработку со стороны профильных специалистов.

Во-вторых, это повышение качества информирования и расширение перечня онлайн-сервисов. Например, уже сейчас на региональном портале «Наш Север» можно отслеживать работу коммунальной техники, а за счет интеграции с Интеллектуальной транспортной системой — следить за прибытием и маршрутом общественного транспорта в приложении «Яндекс.Карты».

География

Площадь Мурманской области – 144 902 квадратных километров, на долю водной поверхности приходится 8,2% площади. Имеет границу с Норвегией и Финляндией, из российских регионов на суше граничит только с Республикой Карелией. Омывается Баренцевым и Белым морями, через последнее имеет границу с Архангельской областью.

Большая часть территории Мурманской области (70%) находится на Кольском полуострове. Также большая часть региона находится за Северным полярным кругом

Важно отметить, что Мурманская область находится на Балтийском кристаллическом щите, чем объясняется огромное разнообразие полезных ископаемых. В недрах региона можно найти 30% минералов из числа всех известных на нашей планете

В центральной части региона есть горные массивы, высочайшим их которых являются Хибины (наивысшая точка – 1200 метров). Также стоит отметить Ловозерские тундры (1120 метров), Мончетундра (965 метров) и другие, более низкие. Благодаря этим горным массивам в Мурманской области развит активный зимний туризм.

Не смотря на то, что соседнюю Карелию считают «страной озер», по этому показателю Мурманская область не только не уступает, но и значительно превосходит. Озер, площадью более 10 гектар здесь насчитывается почти 110 тысяч, а речек, длиной более 100 метров – 18 тысяч. Такое большое количество водоемов объясняется деятельностью ледника, который при отступлении оставил на земле царапины, которые впоследствии стали озерами и реками.

Крупнейшие реки Мурманской области – Умба, Нива, Поной, Варзуга, Воронья, Тулома, кола. Крупнейшие озера – Имандра, Ловозеро, Ковдозеро, Колвицкое, Сергозеро, Вялозеро. Самое глубокое – Умбозеро (максимальная глубина 115 метров). Есть 20 крупных водохранилищ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector