Республика марий эл

Традиционная марийская религия

Помимо Ош Поро Кугу Юмо в традиционной марийской религии присутствуют боги огня, воды и леса — божества стихий.

Кроме них марийцы верят в злых духов, для каждого из которых существуют специальные ритуалы. Среди злых божеств выделяют Керемета и Вувера.

Традиционно у марийцев нет храмов в общепринятом понимании. Ритуалы, жертвоприношения и богослужения проходили в кусото — священных рощах.

К слову, с древних времён и по сегодняшний день в Марий Эл их сохранилось более 300. Предпочтение рощ храмам не случайно: марийцы верили, что во время молитв божества пребывают в деревьях.

Выбор священной рощи, а затем и молебен, проводит карт — жрец, которого марийский народ считает посредником между божествами и людьми.

Незаменимым атрибутом карта является бубен, по которому он ударяет в ритм ножом и топором, отгоняя злых духов от рощи. Традиционными просьбами к добрым богам были плодородие, здоровье и достаток.

После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не принято выбрасывать: их либо забирают домой, либо сжигают. А уже после сборища приводят священную рощу в исходный вид и тщательно убираются.

Поселения, жилища

У марийцев издавна сложился приречно-овражный тип расселения. Во 2-й половине XIX в. разбросанная планировка селений начала сменяться уличной; стал преобладать северо-великорусский тип планировки.

Жилище – срубная изба (порт) с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени), трёхраздельная (изба-сени-изба и заимствованный русский вариант изба-сени-клеть).

На севере и западе Марийского края под влиянием русских традиций преобладали избы с кухонной перегородкой, русской печью и полатями.

На востоке, особенно в Предкамье, внутренняя обстановка марийской избы напоминала татарский интерьер – печь с вмазанным котлом, широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и т. д.

В состав традиционных дворовых построек входили: амбар или клеть, часто в виде двухэтажной кладовой с галереей на втором этаже, погреб, хлев, сарай, в зажиточных усадьбах имелось гумно с овином.

Архаичной постройкой являлось летнее жилище-кухня (кудо) – лёгкое срубное строение с земляным полом, без потолка; крышу крыли, оставляя щели для выхода дыма из открытого очага с подвесным котлом. В прошлом кудо являлось также местом проведения семейно-родовых молений и обрядов.

Баня обычно ставилась на задворках, ближе к источнику воды.

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

География

Республика Марий Эл расположена в центре европейской части России, преимущественно на левобережье реки Волги. Площадь Марий Эл — 23,4 тыс. кв. км. Протяженность территории республики с севера на юг достигает 150 км (от 55°51* до 57°20′ с.ш.), с запада на восток составляет 275 км (от 45°40′ до 50°15′ в.д.). С севера, северо-востока и востока она граничит с Кировской областью, с юго-востока и юга — с Республиками Татарстан и Чувашия, а на западе и северо-западе — с Нижегородской областью. Географический центр Республики Марий Эл находится в районе поселка Нолька Медведевского района.

Столица Республики Марий Эл — Йошкар-Ола (координаты — 56°38′ с.ш., 47°52′ в.д.). Расстояние от Йошкар-Олы до Москвы — 862 км, до Казани — 146 км, до Кирова — 335 км, до Чебоксар — 93 км, до Нижнего Новгорода — 332 км.

Где живут

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола.
Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:

  1. Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
  2. Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
  3. Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
  4. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.

Черемисы народ с другой планеты

Несмотря на то, что к нынешнему времени марийцы уже много веков прожили в составе России, приняв некоторые элементы русской культуры, они сохранили свои верования. Православными является лишь небольшая часть народа, а подавляющее большинство и сегодня исповедует старинную этническую веру. Чтобы лучше понять марийцев, стоит познакомиться с их поверьями, что я и предлагаю сделать.

Если археологи ведут споры о точном времени появления предков марийцев и особенностях их культуры, то марийские мифы подробно рассказывают о том, как на земле появились люди и, в частности, это племя. Согласно им, в далёкой древности из созвездия Гнезда на землю прилетела утка, которая снесла пару яиц и улетела обратно. Из яиц родились два брата, один из которых воплощал всё доброе, что будет в мире, а другой – злое. От них и пошёл человеческий род.

Хочу заметить, что и современные марийцы не используют общепринятые названия для указания созвездий. Они любят звёздное небо и тайны, связанные с ним, используя ту терминологию, что передали им предки. Например, Большая Медведица – то Лось, а Плеяды – то самое Гнездо, откуда на Землю была принесена жизнь.

Марийский праздник «Пеледыш пайрем»

Происхождение марийского народа

Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.

История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.

В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.

Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.

Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.

Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.

Численность

Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев». Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии — 103 тысячи человек.

 

Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО.
Наиболее крупные диаспоры:

  • Кировская область — 29,5 тыс. чел.
  • Татарстан — 18,8 тыс. чел.
  • Удмуртия — 8 тыс. чел.
  • Свердловская область — 23,8 тыс. чел.
  • Пермский край — 4,1 тыс. чел.
  • Казахстан — 4 тыс. чел.
  • Украина — 4 тыс. чел.
  • Узбекистан — 3 тыс. чел.

Государственно-политическое устройство

Республики Марий Эл Основной закон республики — Конституция Республики Марий Эл. Государственная власть в Республике Марий Эл осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной и судебной власти самостоятельны.

Законодательную функцию выполняет Государственное Собрание Республики Марий Эл, состоящее из 52 депутатов. Из них 26 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, другие 26 депутатов избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Срок полномочий депутатов одного созыва составляет пять лет.

Исполнительную власть осуществляют:

  • Глава Правительства Республики Марий Эл, является высшим должностным лицом в системе исполнительной власти. Назначается Президентом Российской Федерации на 5 лет.
  • правительство Республики Марий Эл
  • администрация президента Республики Марий Эл
  • прочие органы исполнительной власти

Судебную власть осуществляют: Верховный суд Республики Марий Эл, Арбитражный суд Республики Марий Эл, Конституционный суд Республики Марий Эл, районные суды и мировые судьи, которые входят в судебную систему Российской Федерации.

Литература

Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840.

Смирнов И.Н. Черемисы: Историко-этнографический очерк. Казань, 1889.

Евсевьев Т.Е. Обычаи, верованья и суеверия марийцев // Марий Эл. 1927. № 10.

Крюкова Т.А. Марийская вышивка. Л., 1951.

Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев ХIХ века. Йошкар-Ола, 1956.

Халиков А.Х. Об этнических основах марийского народа // Древние и современные этнокультурные процессы в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1976.

Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978.

Сепеев Г.А. Марийцы // Народы Приволжья и Приуралья. М., 1985.

Петров В.Н. Марийцы // Народы России. М., 1994.

Молотова Т.Л. Современная материальная культура сельских марийцев // Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1996.

Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 2002.

Автор – Ф.Ф. Гулова

Рельеф и природные ресурсы

Территория республики находится на границе лесной и лесостепной зон и отличается заметным ландшафтным разнообразием. Река Волга разделяет территорию республики на две неравные части: большую — левобережную и меньшую — правобережную. Кроме того, река Волга служит естественной границей природных зон республики. Недра республики небогаты минеральными ресурсами: значение имеют только торф, стекольные и силикатные пески, строительный камень, известняки, минеральные источники. Почвы также малоплодородные.

Естественное и единственное богатство республики — ее леса. Леса занимают более половины территории республики — преимущественно на западе и в центральных районах, преобладают ценные хвойные породы — сосна, пихта и ель. Из животных распространены: волк, медведь, кабан, лисица, лось, заяц, бобр, белка, ондатра, горностай, норка, рысь, барсук, хорь. Встречаются в лесах и охотничье-промысловые птицы: глухарь, тетерев, рябчик, водоплавающая и болотная дичь. В лесах 1240 видов различных растений, из них 6 занесены в Красную Книгу, более 200 видов — редкие. Дары леса составляют основу марийской национальной кухни. Охота, пчеловодство, рыболовство — древнейшие промысловые занятия марийцев.

На территории Марий Эл расположено 476 малых рек и ручьев, протяженностью 7 тысяч км, свыше 600 озер площадью водной глади 2,5 тысяч га. Ихтифауна водоемов республики представлена 57 видами, из которых лещ, судак, щука, язь, плотва, густера, чехонь, белоглазка, синец и некоторые другие имеют промысловое значение. На протяжении 155 км по республике протекает река Волга. Реки Илеть, Большая Кокшага, Юшут и Кундыш относятся к наиболее экологически чистым рекам Европы, а озера Яльчик, Кичиер, Морской глаз, Карась являются жемчужинами марийского края.

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.

Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Здравоохранение

Одной из важных сфер региона является здравоохранение. Власти тратят огромные средства на расширение и развитие данной структуры, поскольку множество людей страдают теми или иными недугами.

В регионе Республика Марий Эл по данным, доступным на 2021 год, ежегодно регистрируется:

  • 180 больных с диагнозом ВИЧ-инфекции;
  • 2416 больных с диагнозом злокачественного новообразования, т.е. страдающих различными раковыми заболеваниями. Данная категория населения получает современное и эффективное лечение в лучших клиниках региона;
  • 351 пациентов с заболеванием туберкулеза;
  • 60 больных, лечащихся от наркомании;
  • 851 человек с заболеванием алкоголизма;
  • 120 больных с диагнозом сифилиса.

Республика Марий Эл ведет активную политику, направленную на увеличение численности населения, поэтому активно поддерживает социально важные институты детства и материнства. На 2021 год в регионе зарегистрировано 5205 случаев прерывания беременности. Данный показатель с каждым годом уменьшается.

Панель быстрого запуска

  • Общая информацияВыбранный в данный момент

    • Структура организации
    • Сведения о руководителе
    • Сведения о лицензиях
    • Об учреждении
    • Противодействие коррупции
    • Защита персональных данных
    • Контактная информация
    • Учредитель
  • Новости

    • Описание чат-ботов
    • Коронавирус (COVID-19)
    • Вакцинация от COVID-19
    • Мобильная бригада и вакцинация от COVID-19
    • Информационный контакт центр — Социальный диспетчер
  • 76-ая годовщина Победы в Великой Отечественной войне

    • Мы все равно скажем спасибо!
    • Литература Победы
    • Песни Победы
    • Акции
  • Социальная поддержка граждан

    Социальный контракт

  • Социальное обслуживание

    • Социальное обслуживание на дому
    • Социальное обслуживание граждан
    • Наличие свободных мест для приема получателей социальных услуг
  • Получателю социальных услуг

    • Нормативно правовые акты в области социального обслуживания
    • Права и обязанности поставщика социальных услуг
    • Права и обязанности получателей социальных услуг
    • Порядок подачи жалобы, обращения
  • Добровольческая (волонтерская) деятельность

    • Информация о развитии комплекса мер по развитию серебряного добровольчества
    • Ежеквартальный отчет
    • «Стань добровольцем и измени жизнь к лучшему»
  • Текущая деятельность

    • Стандарты социальных услуг
    • Порядок обращения
    • Мобильная бригада
    • Реализация ИПРА инвалида, ребенка-инвалида
    • Организация деятельности по отдыху и оздоровлению детей находящихся в трудной жизненной ситуации
    • Санаторно-курортное лечение
    • Пункт проката технических средств реабилитации
    • Реализация программы «Доступная среда» для инвалидов
    • Диспетчерское отделение связи для граждан с нарушением слуха при ГБУ РМЭ РЦППСПН «Доверие»
    • Социальная реабилитация наркозависимых граждан
    • Бесплатная юридическая помощь
    • Школа социального работника
    • Школа по уходу за пожилыми, тяжелобольными, маломобильными гражданами
    • Клубная работа
    • Численность получателей социальных услуг
    • Материально-техническое обеспечение
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • График и режим работы
    • Проверки
    • Независимая оценка качества работы учреждений
    • Достижения и успехи
    • Специальная оценка условий труда
    • Пожарная безопасность
    • Планирование деятельности учреждения
    • Методические рекомендации населению
  • Кадровое обеспечение

    • Вакансии
    • Документы
  • Фотогалерея
  • Обратная связь
  • Часто задаваемые вопросы
  • Анкета удовлетворенности качеством оказания социальных услуг
  • Опыт работы поставщика
  • Профсоюз

Марийцы приносили в жертвы коней и поклонялись богам в священных рощах

Религиозная практика марийцев уже не та, что была раньше (впрочем, где как). Многие люди уже не так черствы к братьям нашим меньшим.

Однако история помнит о том, какие ужасные обряды проводили люди древности. И это характерно для сознания древнего человека. Храм — довольно позднее место поклонения.

Юмо почитали в священных рощах.

Прежде люди отлично понимали, что Бог находится везде, а природа — куда больше выступает в качестве Его храма, нежели стены какого-то здания.

Священные рощи нам более всего известны по античной традиции. В них проводили некоторые религиозные мистерии. Да и сегодня кто не слышал про Богемскую рощу? Традиция массового моления на природе осталась, хотя и трансформировалась.

Одна из священных рощ марийцев в республике Марий Эл

Среди древних иудеев тоже существовали такие рощи или, как минимум, священные деревья. Их связывают с культом богини Ашеры. Её символ — дерево. Здесь переплетаются вместе легенды о мировом Древе и Древе познания добра и зла, хотя реконструировать изначальный миф вряд ли возможно.

Во многих религиях, от Скандинавии до Индии был ритуал жертвы коня: животное привязывали под деревом на верную погибель. Именно этот обряд и проводили предки марийцев.

Впрочем, в жертву языческому богу приносили и других животных

Моления не исчерпывались одними жертвами. По сей день верующие марийцы обращаются к высшим силам в двух типах мест для поклонения:

  • общественных;
  • родовых.

Есть свои традиции для похорон, свадеб и других событий.

Религия

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.
Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.

 

Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:

  • Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
  • Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
  • Мланде Ава — богиня земли
  • Пурышо — бог судьбы
  • Азырен — сама смерть

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.

Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

Название

Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

 

В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

Республика Марий Эл на карте

Республика Марий (Мари) Эл – субъект Российской Федерации, расположена в восточной части Европейской части РФ, входит в состав Приволжского ФО и Волго-Вятского экономического района. Республика Марий Эл – государство, входящее в состав Российской Федерации. Образована 4 ноября 1920 года как Марийская Автономная область, с 1992 года – Республика Марий Эл.

Республика занимает площадь 23,38 тыс. кв. км, на её территории проживают 688,7 тыс. человек. Национальный состав – более 10 национальностей, среди которых марийцы составляют 44%, русские – 47%. Город Йошкар-Ола («Красный Город», основан в 1584 году как Царевококшайск) – столица республики, население составляет 260,4 тыс. человек. Другие крупные города республики: Волжск (55 тыс.) и Козьмодемьянск (21 тыс. жителей). Горожан 64%, в сельской местности проживают большинство марийцев, а также велика доля татарского народа.

Республика Марий Эл на карте России

Республика Марий Эл расположена на Восточно-Европейской равнине, в восточной её части, в среднем течении р. Волга. БОльшая часть территории расположена на левобережье реки. Западная окраина республики находится на заболоченной Марийской низменности, восточная – на гористых Вятских увалах со множеством оврагов, речных долин и балок. На территории республики расположены природоохранные образования — национальный парк «Марий Чодра», несколько особо охраняемых природных территорий и заповедник «Большая Кокшага». Климат в Марий Эл умеренный континентальный, зимы – продолжительны и холодны, с умеренными морозами, лета – жаркие. Осенью влажно и очень ветрено, весной – сухо и прохладно, уровень осадков до 500 мм в год. Леса в Республике Марий Эл занимают более половины территории. Преобладает смешанный тип леса, характерный для подтаёжной зоны – пихта, ель и сосна соседствуют с липами, дубами, берёзами, осинами, клёнами и вязами. Смешанные леса распространены в центральных и западных районах республики. По речным долинам встречаются дубравы с примесью липы. В республике сохранились таёжные леса в национальном парке «Марий Чодра». В республике много лугов, поросших разнотравьем. Не зря Марий Эл называют «синеокой», на её территории расположено более 200 озёр, многие из которых лесные. Крупные и красивые озёра республики – Зрыв (Табашинское), Яльчик, Таир, Нужьяр, Морской глаз, Куликово. Республика Марий Эл очень хорошо обводнена крупными и малыми реками (всего 476), по её землям протекают Волга, Ветлуга, Немда, Лаж, Большая и Малая Кокшага, Толмань, Илеть, Юнга, Сура и их многочисленные притоки. К республике примыкают берега 2 водохранилищ – Куйбышевского и Чебоксарского. Фауна Республики Марий Эл представлена традиционными для этой местности видами: белками обычными и летягами, кротами, ежами, лисицами, лосями, волками, рысями, бурыми медведями, кабанами, бобрами. В лесах и лугах обитают тетерева, глухари, совы, сойки, дятлы, утки, кулики, гуси, ракши, гагары, цапли, погоныши, а также хищные птицы. Полезные ископаемые, добываемые в Республике Марий Эл, нерудные общераспространённые: глины, известняки, пески стекольные и строительные, торф, строительный камень, минеральные воды. В республике хорошо развиты такие отрасли промышленности, как: металлообработка, машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая, стекольная, лесная, деревообрабатывающая и бумажно-целлюлозная. Сельское хозяйство ориентировано на производство зерновых, технических, кормовых и овощных культур (под пашни занято около 40% земель республики). Животноводство занимается выращиванием крупного рогатого скота, птицы, свиней, овец и коз. Республика Марий Эл достаточно хорошо обеспечена многими видами транспорта — есть аэропорт, развита сеть автомобильных и железных дорог, судоходны реки Волга, Сура, Ветлуга, на берегах которых действуют пассажирские и грузовые речные порты. Массовое насильственное «оправославливание» марийского народа в течение ряда столетий не смогло искоренить традиционные языческие верования. До сих пор язычники поклоняются девяти богам и молятся священным деревьям. Марий Эл можно назвать одной большой достопримечательностью России, здесь на каждом шагу уникальные природные и рукотворные памятники – дубы Разина и Пугачёва, самые чистые в мире речки – Вонча и Уба, самый «молодой» Царевококшайский кремль.

Культура

Сами же марийцы делятся на три этнические группы: луговые (или лесные), расселенные по левому берегу Волги, горные, обитающие на правобережье, и восточные, переселявшиеся с конца XVI в. до XVIII в. в низовья реки Белая (приток Камы).
Религия марийцев связана с мифологией финно-угорских народов, и главный герой этих мифов — Кугу-Юмо, верховное божество в марийской традиционной религии. Сегодня большинство марийцев являются двоеверцами и наравне с православием исповедуют свою традиционную религию, справляют праздники, связанные с языческими культами, и участвуют в ритуалах в древних культовых местах, где, по преданиям, живут духи. В дни языческих празднеств на поклон Кугу-Юмо в городах и деревнях собирается вся многочисленная марийская община. В этот день принято надевать праздничные одежды с марийским орнаментом. В числе исторических достопримечательностей Марий Эл — ритуальные камни в рощах, где язычники славили богов и предков, и укрытия разбойников Емельяна Пугачева и Степана Разина на берегах рек.
Количество же сохранившихся на территории Марий Эл архитектурных памятников невелико, и это объясняется тем, что здесь всегда преобладала деревянная застройка городков и селений. Среди образцов старинного русского каменного зодчества выделяется комплекс Ежово-Мироносицкого монастыря XVII в. в селе Ежово.
Столица республики Йошкар-Ола была основана в 1584 г. как военное укрепление. Теперь это крупный промышленный город, почти со всех сторон окруженный лесами, для которых введен статус особо охраняемых природных территорий.

Общая информация

МестоположениеОфициальное названиеФедеральный округЭкономический районАдминистративно-территориальное делениеСтолицаЯзыкиЭтнический составРелигииКрупные населенные пунктыКрупнейшие рекиКрупнейшие водохранилища

Климат и погода

Средняя температура январяСредняя температура июляСреднегодовое количество осадковОтносительная влажность воздуха

Экономика

ВРППолезные ископаемыеПромышленностьСельское хозяйствоХудожественные промыслыСудоходствоСфера обслуживания

Достопримечательности

Природные

  • Кленовогорские минеральные источники
  • Источники в поселке Красногорском
  • Озеро Морской Глаз
  • Национальный парк Марий Чодра
  • Заповедник Большая Кокшага
  • Заказник Каменная гора
  • Озеро Яльчик (Национальный парк Марий Чодра)
  • Озеро Зрыв

Город Йошкар-Ола

  • Национальный музей им. Т. Евсеева
  • Национальная художественная галерея
  • Республиканский музей изобразительных искусств
  • Музей народно-прикладного искусства
  • Музей истории города Йошкар-Олы
  • Площадь Оболенского-Ноготкова
  • Памятник воеводе Ивану Оболенскому-Ноготкову
  • Церковь Пресвятой Троицы (XVIII в.)
  • Собор Вознесения Господня (Вознесенская церковь, 1756 г.)
  • Дом купца Ивана Пчелина (XVIII в.)
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы (2006 г.)
  • Скульптурная композиция «Дерево жизни» (2008 г.)
  • Культурно-исторический комплекс «Царевококшайский Кремль» (2009 г.)

Культурные

  • Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева (г. Козьмодемьянск)
  • Этнографический музей крестьянского труда и быта под открытым небом (г. Козьмодемьянск)

Исторические

  • Старинные каменоломни в поселке Горняк
  • Замок Шереметьева (поселок Юрино, XIX в.)
  • Согласно марийским преданиям, давным-давно Земля представляла собой огромный первичный Океан, в котором плавали рыбы и жили духи морских божеств. Верховный бог Кугу-Юмо вызвал на поверхность селезня Йыму и велел ему принести глины со дна. Из этой глины верховный бог сотворил земли, равнины, пастбища и густые леса. Этот миф странным образом в чем-то соответствует теории образования жизни на Земле, которая изначально представляла собой Мировой океан, а суша возникла в результате вулканических процессов, начавшихся на дне океана.
  • Наиболее древние памятники искусства на территории Марий Эл — примитивные фигурки животных из камня и глины, относящиеся к середине второго тысячелетия до н. э., и металлические украшения бронзового века.
  • Для народного зодчества марийцев характерны срубные избы с П-образным двором, летней кухней-кудо с земляным полом и двухэтажной кладовой с галереей-балконом.
  • Озеро Морской Глаз в Волжском районе Республики Марий Эл получило свое название благодаря почти правильной круглой форме и насыщенному синему цвету воды. Озеро всего 45-50 м в диаметре и напоминает кратер вулкана, но имеет карстовое происхождение.
  • В Национальном парке Марий Чодра сохранился старейший экземпляр дуба, получивший название Пугачевского. По преданию, под этим дубом останавливался на ночлег со своим отрядом Емельян Пугачев. Этот дуб — исполинское дерево со стволом диаметром 159 см.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector