От кого произошли азербайджанцы?

Торговаться по-азербайджански

В Азербайджане торг уже давно не подразумевает возможность сэкономить, скорее, эта та особенная восточная черта всего народа, которая передаётся с молоком матери.

Здесь попросить скидку можно абсолютно по разным поводам: потому что ты первый покупатель («сифтя» — первая выручка) или последний («ахшам базары», что дословно — «вечерний базар»); потому что ты местный или с того же региона, что и продавец, потому что… Да и вообще — нужно лишь желание устроить торг, причина всегда найдётся. Основное правило: торгуйся как в последний раз. Продавцы в большинстве случаев идут на уступки, которые порадуют не только тебя, но и твой кошелёк.

В искусстве торговаться азербайджанец, скорее всего, тебя обойдёт, но в обиде не оставит!

Попрактиковаться в новом умении можно на базарах — самых известных в Баку шесть. Поближе к центру — «Зелёный» (Yaşıl Bazarı), «Новый» (Təzə Bazarı), «Восточный» (Şərq Bazarı), «Насиминский» (Nasimi Bazarı). Однако, учитывая многолетний опыт, победа, скорее всего, будет за азербайджанецем, но и тебя как гостя он не обидит.

Помимо этого, на базарах ты сможешь прочувствовать весь национальный колорит, поболтать с продавцами (которые с радостью не только расскажут о своей жизни, но и угостят свежими фруктами), купить настоящий лянкоранский чай (выбирай чай по аромату и обязательно на развес), туршу-лаваш (кислую пастилу), наршараб (или же подобный соус-приправу из алычы или кизила), варенье любого вида, специи, сухофрукты и даже чёрную и красную икру. Кстати, обойдётся такое удовольствие не так уж и дорого: от 80 ₼ до 150 ₼ (≈ 3100-6000 руб.) в зависимости от вида.

Главное, отправляясь на базар (и не только туда, ведь торговаться можно и в сувенирных лавочках в Старом Городе), выучи заветную фразу «Бираз ашагы верин гётюряй!» («Если дешевле дашь — возьму»), не соглашайся сразу на предложенную цену и посмотри расценки у других продавцов.

Традиционные азербайджанские блюда

Самыми распространенными блюдами, подаваемыми и к ежедневному, и к праздничному столу, в Азербайджане являются плов (аутентичное название «аш»), долма (мини-голубцы на виноградных листьях) и кабаб — множество разновидностей шашлыка. Особое место в национальной кухне занимают сладости, хлеб и пряные травы. Ислам запрещает употребление свинины, но это нисколько не обедняет самобытную национальную кухню, сложившуюся благодаря благодатному климату Закавказья, выходу к морю, развитому животноводству и земледелию и уникальному географическому расположению между Ближним Востоком и Европой.

Происхождение и история народа

Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.

Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.

Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.

Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.

Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.

Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.

И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.

В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.

А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.

Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.

Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.

1.6. Религия Бахаи – вера в Бога, которого невозможно познать

Религия Бахаи – возникла в середине 19 века в Персии. Сначала учение было ответвлением шиитского ислама, однако вскоре стала отдельной религией. По крайней мере, в 1925 году, суд Египта признал бахаизм самостоятельной отдельной религией.

Какие постулаты провозглашает учение Бахаи?

Бог объясняется им как единое существо, которого невозможно познать. По этой причине, ни одна мировая религия не может дать полноценного объяснения концепции Бога, утверждают адепты религии Бахаи. Ни одна мировая конфессия не в силах в одиночку нарисовать полноценную, исчерпывающую картину мира, но все вместе, они дополняют рисунки друг друга.

Как это объясняется?

Откровения о Себе Бог давал человечеству через нескольких Своих Посланников. Каждый из них основал собственный культ, однако на самом деле, они описывают одного и того же Бога и их следует рассматривать вместе, не отделяя друг от друга.

Кем основано и развито учение?

Учение было сформировано человеком, по имени Сайид Аль Мухаммед (называл себя «Баби»), в начале 19 века, который провозгласил себя Пророком Божиим. Популяризовал же его идеи другой человек, по имени Бахаулла. В сегодняшнем бахаизме он почитается как реинкарнация Кришны, и как последний Посланник Бога на земле. Именно в его честь и была названа данная религия.

Средневековье

История происхождения народа азербайджанцев, пройдя героическую античность, тянется через все средневековье. Арабы-мусульмане побеждали сасанидов и византийцев, когда шли в кавказский регион. Арабы сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление во главе с принцем Джаванширом сдалось в 667 году.

В период между девятым и десятым веками арабские авторы начали ссылаться на регион между реками Кура и Арас, как Арран. За это время арабы из Басры и Куфы прибыли в Азербайджан и захватили земли, которые оставили коренные народы — они стали там местной землевладельческой элитой. Конвертирование в ислам было медленным, поскольку местное сопротивление сохранялось на протяжении веков, а возмущение росло, когда небольшие группы арабов начали мигрировать в такие города, как Тебриз и Марага. Этот приток вызвал серьезный мятеж в Иранском Азербайджане с 816 по 837 год во главе с местным зороастрийским простолюдином Бабаком. Однако, несмотря на очаги продолжающегося сопротивления, большинство жителей Азербайджана обратилось в ислам. Позже, в X-XI веках, части Азербайджана управлялись курдскими династиями Шеддадидов и Раввадидов, что несколько приоткрывает ответ на вопрос, откуда произошли азербайджанцы.

В середине одиннадцатого века династия Сельджук свергла арабское правление и создала империю, охватывающую большую часть Юго-Западной Азии. Сельджукский период ознаменовал приток огузских кочевников в регион, и именно они стали основными «инициаторами» происхождения народа азербайджанцев. Возникающая тюркская идентичность была зафиксирована в эпических дастанах (стихотворениях), старейшим из которых была книга Деде Коркута, в которой рассказывается о ранних турках на Кавказе и Малой Азии.

Тюркское владычество было прервано монголами в 1227 году, но оно вернулось с Тимуридами, а затем с суннитскими династиями Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые доминировали в Азербайджане, в значительных частях Ирана, Восточной Анатолии и других второстепенных частях Западной Азии, до тех пор, пока Себавиды не взяли власть в 1501 году. Но на этом история происхождения азербайджанцев не кончается.

Язык и религиозная конфессия

Азербайджанский язык имеет тюркское происхождение, на его становление, к тому же, оказали влияние арабский и персидский языки. Однако их язык имеет и другие фонетические связи – лингвисты находят сходство в нем с кумыкским и даже узбекским языками.

В настоящее время на азербайджанском говорят около 99% жителей страны. Поскольку этот же язык распространен на севере Ирана и Ирака – это сближает этносы и позволяет аккумулировать культурные связи.

Что же касается их литературного языка, то он сформировался полностью лишь после того, как эти территории были присоединены к России. Однако еще до российского периода истории, литературный язык азербайджанцев постепенно развивался в Ширване и южных регионах Азербайджана.

Что же касается религии, то в своем большинстве они – мусульмане. Почти 90% тех, кто исповедует в Азербайджане ислам, являются шиитами, однако проживают здесь и те, кто относит себя к суннитам. Это – еще одно проявление персидского влияния.

Современная вера азербайджанцев может быть очень разной, поскольку в стране наблюдается полная толерантность по отношению к вероисповеданию.

Здесь можно встретить и христиан, и последователей каких-либо других религий. Человек, проживающий на территории этой страны, имеет право сам выбирать, какому религиозному течению следовать, и воздействовать на его убеждения никто не вправе.

Веселиться как в последний раз

В Азербайджане, как и в любой восточной стране, с древних времен существует культ семьи. Именно поэтому свадебной церемонии и приготовлению к ней уделяется много внимания, чуть ли не вся жизнь. Девушки мечтают о роскошном мероприятии вместе со своими матерями. Друзья папы в заверении своей верности обещают стереть ноги в кровь в танце на свадьбе его сына. Молодёжь желает друг другу пышного торжества, а чаще чайханы на улицах городов можно встретить лишь «шадлыг сарайы» (Дворцы торжества).

Раньше за чаепитием родители договаривались о свадьбе своих детей. Сегодня этот обычай изжил себя, и нынешняя молодежь сама выбирает себе половинок. Но несмотря на это, ожидание одобрения родителей на брак сохранилось до наших дней. Поэтому свадьбе предшествует небольшое семейное застолье в доме будущей невесты, где сторона жениха сообщает о намерениях молодого человека, которое называется «хяри» («согласие»). Главный атрибут такого мероприятия — поданный в армуду сладкий чай, что и означает «хяри», то есть согласие на брак молодых.

Азербайджанская свадьба по классике

Само торжество не проходит в столь тесном семейном кругу, и азербайджанскую свадьбу на 150 человек можно считать «посиделкой с друзьями». Обычно в списках приглашенных от 300 до 1000 гостей. Если ты в числе приглашенных, тебе не придется ломать голову над тем, что подарить молодоженам. Подарки на свадьбу делаются в денежном эквиваленте: надписанный конверт с деньгами опускается в специальные ящики с табличками «бей» (жених) и «гялин» (невеста).

Звучит национальная музыка, на столах — блюда азербайджанской кухни, гости общаются, едят и, конечно же, танцуют как в последний раз. Обязательный кулинарный атрибут свадьбы — плов. Вынос плова («аш гяльсин») на азербайджанской свадьбе — это целый ритуал, который украшают национальным танцем только лучшие танцовщицы.

Если у тебя появилась возможность погулять на азербайджанской свадьбе, обязательно ею воспользуйся. Только попав на такое торжественное событие, ты наконец-то сможешь понять, что же означало загадочное «пир на весь мир» в русских сказках.

Замедляться в суете будней

Бакинцу очень сложно представить, каково это: жить в городе без моря. Каспий, безграничное небо над морем, шум волн в сочетании с криками чаек, «хазри» (холодный каспийский ветер) и его абсолютная противоположность – «гилавар» (теплый южный ветер) — то, что уже давно стало неотъемлемой частью Баку и его набережной.

Первые гуляющие на набережной появились аж в 1909 году. С тех пор бакинский бульвар стал, наверное, самым любимым местом не только столичных жителей, но и всех гостей Баку. Что бы ни происходило в самом городе, бульвар живет своей жизнью. День здесь начинается с тех, кто вышел на утреннюю пробежку, что абсолютно не зависит от времени года — бегущих на бульваре можно встретить в любую погоду — и заканчивается прогуливающимися парами и семьями. Летом такой променад может затянуться до 2-3 часов ночи.

Обязательно прогуляйся по бакинской набережной вечером.

Выдели в своём марш-броске по достопримечательностям один вечер, расслабься, забудь обо всём и получи удовольствие от неспешной прогулки у Каспия по бакинской набережной, которая достигла уже 15 км в длину. С перерывами в чайхане, естественно.

Не обойдётся здесь и без знаковых мест. По пути остановись около парашютной вышки, которая называется так неспроста: долгое время (начиная с 1936 года вплоть до 60-х) вышка использовалась по прямому назначению. Сейчас же она подскажет тебе точное время, температуру воздуха и силу ветра.

Маленькая Венеция. Фото: Екатерина Алексеева

Следующим местом, которое непременно вызовет восторг, станет Маленькая Венеция — наследие Алиша Лемберанского, одного из самых значимых людей в истории Бакинского приморского бульвара, да и Баку в целом. Каналы, гондолы и мостики — и твоя венецианская сказка может исполниться и на берегу Каспия. Прокатиться можно за 3 ₼ /≈ 115 руб. (для взрослых), 2 ₼ /≈ 80 руб. (для детей до 7 лет).

И, конечно же, колесо обозрения (цена: 5 ₼/≈ 190 руб.): 63 м над уровнем не только моря, но и всего Баку – получишь незабываемые впечатления, а время точно перестанет иметь всякое значение.

Как бы банально это ни прозвучало, но побывав хоть раз в Азербайджане, ты уже никогда не будешь прежним. Как и любое путешествие, эта поездка изменит тебя. Навряд ли ты станешь прибавлять частицу «да» и тянуть слова, активно жестикулировать руками и цокать на любой вопрос или ответ, но уж точно в тебе навсегда поселятся азербайджанская доброта, гостеприимство и умение наслаждаться моментом.

Религия

В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.

Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.

Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).

Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.

Использованы материалы Википедии

Азербайджан: население и его численность по годам

Это небольшое государство расположено на берегу Каспийского моря, прямо на границе Азии и Европы, восточной и западной культуры. Сколько населения в Азербайджане проживает на данный момент? И какие этносы составляют его структуру?

Население Азербайджана, согласно самым последним данным ООН, насчитывает 9,7 миллиона человек. По этому показателю страна занимает первое место в регионе Закавказья. При этом около 120-140 тысяч из них проживает на территории непризнанного государства Нагорный Карабах.

Своего 9-миллионного рубежа население Азербайджана достигло в 2010 году. Рождение девятимиллионного гражданина страны даже было зафиксировано. Это случилось в городе Нахичевани утром 15 января упомянутого года.

Как свидетельствуют статистические данные, население Азербайджана за последние сто лет выросло почти в пять раз. За 25 лет независимости общий прирост населения этой страны составил около 2,5 миллиона человек, что является очень высоким показателем для постсоветских государств. Более наглядно динамика численности жителей Азербайджана представлена на следующем графике.

Женщин в Азербайджане немного больше, чем мужчин (50,3%). Плотность населения страны составляет 98 человек на один квадратный километр территории.

Чем отличаются армяне от азербайджанцев?

Для человека, не знакомого с народами Закавказья, армяне и азербайджанцы кажутся очень похожими. Но на самом деле представители данных национальностей отличаются друг от друга по нескольким ключевым характеристикам:

  1. Религия. В то время как многие азербайджанцы исповедуют ислам, армяне относятся к христианскому миру. Более того, большинство этнографов склоняется к тому, что армяне первыми в мире провозгласили христианство своей государственной религией. В этом плане они опередили даже Римскую империю. Там христианство стало государственной религией несколько позже;
  2. Происхождение. О том, когда армянский народ стал заселять территорию Кавказа, до сих пор идет спор среди историков. Одни считают, что предки армян были фригийцами, мигрировавшими на территорию современной Армении еще в 7-м веке до Н. Э. Другие же считают, что это произошло еще раньше, ссылаясь на хеттские иероглифические записи. Азербайджанцы же мигрировали в Закавказье в Средние века. Поэтому их можно считать более молодой нацией;
  3. Регионы проживания. Крупные диаспоры азербайджанцев проживают в основном в соседних мусульманских странах, включая Турцию и Иран. Армяне же расселились по всему миру;
  4. Язык. Армяне говорят на языке, который современные лингвисты относят к индоевропейской семье. Кстати, у греческого и армянского языка есть много сходных черт. Азербайджанский язык принадлежит к тюркской ветви и очень похож на турецкий.

Армяне и азербайджанцы, мягко говоря, недолюбливают друг друга. Религиозные, языковые и культурные различия, а также высокая плотность населения в регионе проживания обоих народов регулярно порождала конфликты. Территориальный спор двух стран относительно Горного Карабаха после развала СССР даже перерос в серьезный военный конфликт.

Язык

В созданном Шахом Исмаилом Хатаи государстве Сефевидов азербайджанский язык стал почти на столетие языком двора, армии и суда

Язык — азербайджанский или азери, относится к юго-западной (огузской) ветви тюркских языков и обнаруживает сильное влияние персидского и арабского. На азербайджанском языке говорят около 95 % населения Азербайджана. В разговорном азербайджанском языке наблюдается значительное количество диалектов, которые объединяются в следующие группы: восточная, западная, северная, южная. Среди азербайджанцев распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.

Как отмечает азербайджанский исследователь A. С. Сумбатзаде, один из определяющих признаков народа — самостоятельный азербайджанский язык, выделение которого начинается с конца XV века, когда он был в состоянии расцвета и на нём творили (в эту эпоху тюрко-азербайджанский язык в значительной мере носил общетюркский хатактер) свои произведения великие поэты-классики той эпохи Насими, Хатаи и Физули, завершает своё формирование в XVIII веке. Литературная традиция на этом языке (на основании 12 разных диалектов) была базирована на Тебризском диалекте (начиная с XIV века) и именно азербайджанский язык являлся «лингва-франка» для населения Северо-Западного Ирана в указанный период. На протяжении веков азербайджанский язык был также лингва-франка южного Дагестана.

Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в. описывая краткую историю развития азербайджанского языка отмечает, что литературный азербайджанский язык начал формироваться примерно с XIII века, а начиная с XVI—XVII веков начинается сближение азербайджанского литературного и разговорного языков в трудах Мухаммеда Физули, Ковси Табризи и других азербайджанских авторов. По её мнению окончательно азербайджанский литературный язык сблизился с разговорным во второй половине XIX столетия. Азербайджанский язык получил более широкое применение (как и грузинский с армянским) в Закавказье только в последней четверти XIX века, когда увеличилась общественная нагрузка языков закавказских народов.

На протяжении XX века письменность азербайджанского языка менялась трижды: традиционная арабица в 1920-е годы была заменена сначала модифицированным латинским алфавитом, затем — кириллицей (в 1958 году азербайджанская кириллица была усовершенствована для лучшего соответствия фонемному составу азербайджанского языка). В 1991 году в Азербайджане вновь вернулись к использованию латинского алфавита: его современный вариант был создан заново, на сей раз по образцу турецкого.

В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане, на основе арабицы в Иранском Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.

Обряд помолвки

Церемония обручения тоже идет в два этапа:

  • Малое обручение.
  • Большое обручение.

На малое обручение приезжают сам жених с друзьями. Невеста же находится в компании двух, трех десятков подруг. Кольцо на палец девушки надевает официальный представитель жениха, также он покрывает голову девушки платком.

Потом он должен съесть половину любой сладости поданной со стороны невесты, а другую отдать жениху.

Как только церемония закончена, начинается девичник, подруги девушки осыпают ее поздравлениями и напутствиями, сидя за сладким праздничным столом. Малая помолвка проходит в течение месяца после сватовства.

Спустя пару месяцев проходит большое обручение. Это большое мероприятие требует тщательной подготовки, и приглашаются на него не только родные, но и друзья, соседи. Необходимые продукты для стола могут предоставить и родственники жениха. Не посылается лишь лук, считаясь плохой приметой символизирующей горечь в семейной жизни.

В качестве даров невесте преподносятся разные необходимые вещи:

Дары принято передавать на серебряных подносах, если они небольшие. Когда дарится крупногабаритные подарки, то они складываются в сундуки и перевязываются красной лентой.

От родных не дарятся лишь обувь, которую позже вручает свекровь лично.

Происхождение языка

Азербайджанский язык развился из восточной ветви огуз-тюркской (западно-тюркской) ветви языков, которая в изобилии распространилась на Кавказе, в Восточной Европе и в Северном Иране, а также в Западной Азии во время средневековых тюркских миграций. Персидский и арабский влияли на данный язык, но арабские слова, в основном, передавались посредством литературного персидского языка. На азербайджанский и узбекский языки иранские наречия оказали самое глубокое влияние — главным образом в фонологии, синтаксисе и лексике, в меньшей степени в морфологии.

Тюркский язык Азербайджана постепенно вытеснил иранские в регион, который сейчас является Северным Ираном. К началу XVI века он стал доминирующим в регионе и был разговорным языком в государствах Сефевидов и Афшаридов.

Историческое развитие азербайджанского языка можно разделить на два основных периода: ранний (с 16 по 18 век) и современный (с 18 века до настоящего времени). Ранний азербайджанский язык отличается от своего потомка тем, что в нем содержится гораздо больше персидских и арабских заимствований, фраз и синтаксических элементов. Ранние писания на азербайджанском также демонстрируют лингвистическую взаимозаменяемость между элементами огузских и кыпчакских наречий во многих аспектах (например, местоимения, окончания, причастия и т. д.).

По мере того, как он постепенно переходил от простого языка эпической и лирической поэзии к тому, чтобы быть также языком журналистики и научных исследований, его литературная версия стала более унифицирована и упрощена с потерей многих архаичных тюркских элементов, иранизмов и оттоманизмов, а также других слов, выражений и правил, которые не смогли завоевать популярность среди азербайджанских масс.

Между 1900 и 1930 годами было несколько конкурирующих подходов к объединению национального языка в ныне действующей Азербайджанской Республике, популяризированных такими учеными, как Гасан-бек Зардаби и Мамед-ага Шахтахтинский. Несмотря на значительные различия, все они были направлены прежде всего на то, чтобы облегчить полуграмотным массам процесс обучения чтению. Все они критиковали чрезмерное использование персидских, арабских и европейских элементов как на разговорном, так и на литературном языке и призывали к более простому и популярному стилю.

Российское завоевание Закавказья в XIX веке разделило единое культурно-языковое сообщество на два государства. Советский Союз способствовал развитию языка, но значительно изменил его при помощи двух последовательных изменений в системе письма — от персидской до латинской, а затем даже попытался ввести кириллицу, в то время как иранские азербайджанцы продолжали использовать персидские буквы, как они делали это испокон веков. Несмотря на широкое использование азербайджанского языка в АзССР, он стал официальным только в 1956 году. После обретения независимости население решило вернуться к латинскому письму.

Этническое разнообразие населения Азербайджана

В Азербайджане проживают представители многих национальностей и этносов. Первая их десятка по численности выглядит следующим образом:

  • азербайджанцы (91%);
  • лезгины (2%);
  • армяне (1,4%);
  • русские (1,3%);
  • талыши (1,3%);
  • аварцы (0,6%);
  • турки (0,4%);
  • татары (0,3%);
  • украинцы (0,2%);
  • грузины (0,1%).

Абсолютное большинство в этнической структуре страны принадлежит азербайджанцам. Этот народ доминирует во всех регионах и городах государства (за исключением Нагорного Карабаха). В начале 1990-х годов доля этого этноса в структуре населения страны существенно возросла за счет активного переселения азербайджанцев из соседней Армении (вследствие Карабахского конфликта).

Происхождение и история народа

Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.

Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.

Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.

Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.

Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.

Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.

И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.

В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.

А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.

Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.

Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.

Какая вера у азербайджанцев?

Подавляющее большинство азербайджанцев исповедует ислам. Он распространен не только в Азербайджане, но и среди азербайджанских общин в Турции, Иране и России. Почти 90% верующих – шииты.

На заре формирования азербайджанской нации население исповедовало ислам суннитского толка. Но в 16-м веке к власти пришла династия Сефевидов, время правления которой ознаменовалось гонением на суннитов. Когда в 19-м веке Азербайджан стал входить в состав Российской империи, шиитов среди населения было уже больше половины.

Ислам в Азербайджане успешно пережил «атеистический период», когда советские власти боролись с любой религией. Даже после закрытия мечетей и постоянных гонений на духовенство жители страны в глубине души продолжали оставаться истинными мусульманами. После распада СССР ислам быстро восстановил здесь утраченные позиции.

Особое место в религиозной истории Азербайджана занимает иудаизм. Евреи начали селиться в этой стране еще более 10 веков назад.

Главная особенность азербайджанцев в том, что они терпимо относятся к представителям других религий. Когда в начале прошлого века во многих странах распространились антисемитские настроения, евреи-иудеи мирно сосуществовали с местным населением Азербайджана. В еврейских кварталах не устраивали погромы, и не уничтожали синагоги.

То же самое касается и христианства. Азербайджанцы не устраивали гонения на православных и католиков, которые живут в стране небольшими общинами.

Азербайджанская модель мультикультурализма и религиозной толерантности стала одной из самых успешных на всем Ближнем Востоке. Глава государства часто обращается с поздравительными словами к своим гражданам не только во время исламских, но и христианских и иудейских праздников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector